общекультурная компетенция что такое
Статья на тему «Общекультурная компетенция как один из значимых результатов современного образования».
Общекультурная компетенция как один из значимых результатов современного образования.
Шувалова Елена Сергеевна
учитель хинди и английского языка ГБОУ СОШ»653
Термин общекультурная компетентность впервые стал упоминаться в работах петербургских ученых (О.Е. Лебедев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, и др.) в связи с концепцией уровней образованности. Общекультурная компетентность, по мнению О.Е. Лебедева, включает следующие компоненты 10 :
способность ориентироваться в источниках информации, отбирать их для решения познавательных задач;
способность объяснять с позиции науки явления действительности;
способность ориентироваться в актуальных проблемах общественной жизни;
способность ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей;
речевая культура учащихся;
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие составляющие общекультурной компетенции:
способность ориентироваться в пространстве культуры, наличие познаний в области национальной и общечеловеческой культуры;
способность ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей;
способность ориентироваться в первоисточниках культуры (произведениях художественной литературы, музыкального, изобразительного искусства и т.д.), источниках информации;
ориентация в актуальных проблемах общественной жизни;
опыт творческой деятельности (умение применять нестандартные решения в проблемных ситуациях);
Очевидно, что формирование общекультурной компетенции учащихся происходит не только в стенах школы. Важными социальными партнерами школы становятся библиотеки, учреждения дополнительного образования и, конечно, музеи, чей педагогический потенциал практически неисчерпаем.
1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.
3. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга- приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 536 с.
5. Лебедев О.Е. Формирование общекультурной компетентности учащихся
10. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: Технологии конструирования // Народное образование. – 2003. – №5. – С. 55 ‐ 62.
3 Хуторской А. В. Ключевые компетенции: Технологии конструирования // Народное образование. – 2003. – №5. – С. 60
6 Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — С. 40
10 Лебедев О.Е. Формирование общекультурной компетентности учащихся
Доклад «Формирование общекультурных и коммуникативных компетенций школьников»
Тема выступления на педсовете: «Формирование общекультурных и коммуникативных компетенций через участие школьников в различных мероприятиях».
1.Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), влияющая на эффективность его деятельности. Общекультурные компетенции входят в число ключевых, они формируют обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые.
2.Под общекультурной компетенцией личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.
Общекультурные компетенции направлены на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным является самовыражение личности.
Компетентность включает следующие аспекты:
проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.
Человек имеет общекультурную компетенцию, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.
Целью школьного образования в области формирования общекультурных компетенций является: достижение уровня, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.
Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:
в сфере науки, религии;
Существует множество способов формирования общекультурных компетенций. Приоритет отводится воспитательной работе. Известный педагог Н.Е.Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.
Необходимо заметить, что общекультурная компетенция формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. Каким бы не был путь формирования общекультурной компетенции, центральной фигурой является педагог. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия.
Формирование общекультурной компетенции школьников актуально как никогда. В XXI веке общество переходит к такому состоянию, в котором культура становится эпицентром всех социальных, бытийных, семейных, человеческих общений, конфликтов и возможностей. Это подчеркивает важность общекультурной компетенции человека, входящего в жизнь. На первый план выступают такие понятия, как индивидуальность, духовность, нравственность – качества отдельной личности, потребность в саморазвитии и самоутверждении, что напрямую зависит от того, насколько точно конкретный школьник представляет себе специфику современной ему действительности.
3.Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.
Очевидно, что умение общаться с окружающими людьми является сегодня необходимым для удовлетворения потребностей. В частности, коммуникативные умения дают человеку возможность зарабатывать средства для удовлетворения физиологических потребностей в жилье, пище, лечении, позволяют построить отношения с людьми, удовлетворяющие потребность в уважении и признании, создать семью и удовлетворить, таким образом, потребность быть принятым, любить и быть любимым и т.д. Все вышесказанное подтверждает важность формирования коммуникативных умений у школьников в учебном процессе.
Для формирования коммуникативной компетенции требуется хорошо продуманная система работы в учебно-воспитательном процессе школы. Внеучебная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативной компетенции школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями. Основной педагогической единицей внеучебной деятельности является культурная практика – организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.
Каково же значение коммуникативной компетентности для школьника?
Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во–вторых, от степени сформированности коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В – третьих, коммуникативная компетентность может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни
Формирование коммуникативной компетенции тесно связано и с духовно-нравственным воспитанием.
Сейчас все чаще наблюдается проблема бездуховности школьников:
• наблюдается снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к ее духовным ценностям;
• проявляется спад интереса к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования;
• и вместе с тем проявляется повышенный интерес к бесцельному времяпрепровождению, к досуговым мероприятиям, не отличающихся высоким качеством и содержательностью;
• достаточно высока степень эгоизма у отдельных учащихся и их родителей
Решением проблемы безнравственности может служить не только урочная деятельность. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Они являются одним из средств воспитания и формирования личности. Посещение музеев, концертов, приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры, народному и профессиональному творчеству, направлено на воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.
Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает культурное развитие растущего человека.
Таким образом, музыка способна выступать в качестве субъекта и объекта коммуникации и в связи с ее специфическим воздействием на психику человека является действенным средством в улучшении сферы общения личности.
Обычно, каждый год, в нашей школе организуются определённые мероприятия, направленные на воспитание патриотизма. Сюда относится битва хоров, конкурс чтецов, конкурс стенгазет, музыкально-литературные композиции, военно-спортивные игры, соревнования, конкурс «А ну-ка, парни» и т.д. Эти мероприятия способствуют развитию навыков общения не только с одноклассниками, но и другими учащимися школы. Конкурсы дают возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста, чтеца. Одним из грандиозных событий нашей школы является проведение исторического бала. Где дети как раз получают возможность проявить себя с разных сторон. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Подобные мероприятия и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников. Так же в школе проводится инсценирование военной песни. Несмотря на то, что большинство песен уже было исполнено, ежегодно у разных классов они звучат по-новому. Такие мероприятия важны не только для детей, но и для нас, учителей.
Например. В прошлом году мы с учителем русского языка и литературы проводили литературно-музыкальную композицию «Дети войны». На своём опыте мы убедились в том, что такие мероприятия действительно значимы, они оставляют после себя эмоциональную отзывчивость, заставляют задуматься о патриотизме.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.
4. Формы реализации развития общекультурных и коммуникативных компетенций в школе.
участие в смотре строя и песни
шефство над ветеранами ВОВ
встречи с ветеранами войны
спортивные праздники «День защитника Отечества»
Общекультурная компетенция что такое
Библиографическая ссылка на статью:
Нигматзянова Г.Х. Структура и содержание общекультурных компетенций студента // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2014/02/5851 (дата обращения: 21.11.2021).
Исследователи отмечают, что «культурологическая» ориентация образования отражает и новые возможности для определения путей обновления, обогащения, пересмотра содержания высшего образования. Ядром модели выпускника по любому направлению подготовки высшего профессионального образования являются универсальные (общекультурные) компетентности.
А.В. Хуторской считает, что общекультурная компетенция – широкий круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен, а именно познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. [5, с.115]. Общекультурные компетенции относится к ключевым компетенциям, согласно классификации А.В. Хуторского, которая включается в метапредметный уровень содержания образования. Поэтому формирование общекультурных компетенций осуществляется в рамках каждого предмета, реализующего содержание общего образования [4, с.59].
Л.С. Троянская определяет общекультурная компетентность как интегративную способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентация на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера» [2, с.30]. Данное определение ориентирует на сущностные характеристики компетентности как личностного качества, а именно способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем.
Таким образом, изучив некоторые из существующих определений общекультурных компетентности, мы предлагаем собственное определение. Общекультурные компетенции – это базовая компетентность личности, обеспечивающая вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение профессиональных знаний и умений в практической деятельности, овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться в социуме.
С.Л. Троянская определяет трехкомпонентную структуру общекультурных компетенций. Когнитивный, ценностно-ориентационный и коммуникативно-деятельностный компоненты входят в ее состав. Когнитивный компонент более соответствует такой форме присвоения продуктов культуры, как изучение, понимание. В разнообразных определениях культуры мы замечаем ее «знаниевую» характеристику: «комплекс знаний», «совокупность интеллектуальных элементов».
Ценностно-ориентационный компонент предполагает приобщение к культуре как передачу ценностей через переживание в процессе духовного общения. При этом культура определяется как «система производства духовных ценностей», «специфический способ мышления, чувствования», «реализация верховных ценностей». Коммуникативно-деятельностный компонент соответствует операционно-поведенческой направленности и такому способу присвоения культуры, как научение и сотворчество. Это закреплено в определениях культуры как формы поведения, способов человеческой деятельности, системы хранения и передачи социального опыта [3, с. 20].
О.Е. Лебедев предлагает следующую структуру общекультурных компетенций студента. Прежде всего, формирование общекультурных компетенций предполагает ориентацию в первоисточниках культуры — произведениях художественной литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусства, музейных экспозициях, произведениях если не научной, то хотя бы научно-популярной литературы. Этот перечень видов можно продолжить. В реальной образовательной практике подавляющее большинство учащихся ограничивается знакомством с немногими первоисточниками, в основном, с некоторыми произведениями художественной литературы.
Для перехода от реального к желаемому результату необходимо скорректировать требования к результатам высшего профессионального образования. Определение этих требований связано с выбором планируемого результата, который может заключаться либо в поверхностной информированности о большом числе первоисточников культуры, либо в глубоком знании небольшого их числа.
Другой компонент общекультурных компетенций – способность ориентироваться в источниках информации, отбирать их для решения познавательных задач по определенным критериям, в том числе по критерию достоверности информации.
Третий компонент — способность объяснять явления действительности, по крайней мере, те, с которыми люди встречаются в повседневной жизни, с позиций науки. При этом речь идет не только о научном понимании таких явлений, но и о способности объяснять их другим людям.
Четвертый компонент — способность ориентироваться в актуальных проблемах общественной жизни (в сути проблем, причинах их возникновения, мнениях о путях решения). Было бы важно, чтобы каждый выпускник высшей школы мог привести примеры проблем, которые стали предметом общественного обсуждения, и определить свой взгляд на предлагаемые пути решения этих проблем.
Пятый компонент — способность ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, что предполагает умение различать факты, суждения, оценки, устанавливать их связь с определенной системой ценностей, определять собственное аксиологическое поле.
Исключительно важным компонентом общекультурных компетенций является речевая культура учащихся. Каждый из перечисленных компонентов общекультурной компетентности может быть рассмотрен как относительно самостоятельная цель общего образования, реализуемая в процессе изучения всех учебных дисциплин и в процессе внеучебной деятельности [1, с.111-112].
Таким образом, базовым компетентностям относят общекультурную компетентность будущего специалиста. Безусловно, ее формирование в становлении специалиста нового типа приобретает особую значимость. Первоначально общекультурная компетентность в составе базовых компетентностей выступает некой фундаментальной составляющей для профессиональной компетентности и для становления таких образований как профессионализм, мастерство и др. Если не уделить внимание формированию общекультурных компетенций студента, то он впоследствии не сможет в полной мере овладеть коммуникативными, информационными, профессиональными и др. компетенциями.
Общекультурные компетенции в отличие от других компетенций имеют постоянный характер. Так, если профессиональные компетенции могут быть недолговечными, то базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, при этом эти компетенции помогают специалисту в приобретении новых компетенций, которые в свою очередь позволяют ему развиваться и достигать новых высот в своем профессиональном становлении.
В современном мире происходят глобальные социальные, политические и экономические изменения в мире и в частности в российском государстве, также усиление роли международных отношений, возникновения интереса к национальным корням, пробуждение национального самосознания народов, что актуализируют потребность в высококультурном специалисте. В этих условиях происходит смена приоритетов, становится возможным усиление культурообразующей роли образования, появляется новый идеал студента — «человека культуры», обладающего общекультурной компетентностью. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.
Статья «Формирование общекультурных компетенций «
В настоящее время общество настоятельно требует скорейшей подготовки работников новой формации — компетентных, уверенных, напористых, творчески мыслящих.
1. Гуманитарно-ценностная направленность общекультурных
компетенцийв структуре учебной деятельности
Будем рассматривать содержание образования как открытую гуманитарную интегративную систему, потенциально обладающую диалогичностью и многофункциональностью, взятую в единстве социально-практического и индивидуально-психологического аспектов деятельности человека.
Такая система дает возможность осваивать содержание образования (предметные знания, опыт репродуктивной деятельности, опыт творческой и эмоционально-ценностной деятельности) инвариантным по отношению к познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентировочной, трудовой, эстетической и физической деятельности.
2. Роль и значение общекультурных компетенций
1. Благодаря сформированным организационным компетенциям человек может:
– самостоятельно ставить перед собой и формулировать цели деятельности (осуществлять целеполагание), действовать согласно поставленной цели, осуществлять выбор средств для ее достижения;
– планировать свою деятельность, выстраивать последовательность ее этапов;
– рассчитывать время, необходимое для выполнения работы в соответствии с поставленной целью;
– анализировать собственную деятельность;
– осуществлять самоконтроль и личную и предметную рефлексию в соответствии с поставленной целью;
– корректировать свои действия на основе проведенных самоанализа и самоконтроля;
– быстро и обоснованно принимать решение в ситуации, связанной с неопределенностью;
– выполнять оценочную деятельность, включающую способы сравнения результатов с целями, прогнозирование, систематизацию, конкретизацию.
Система сформированных организационных компетенций лежит в основе рациональной организации труда как в учебе, так и в профессиональной деятельности.
2. Благодаря сформированным информационно-методологическим компетенциям человек может:
– понимать ценности информации в современном мире, разбираться в сути информационных процессов;
– работать с информационными потоками различной природы;
– знать исходные положения, принципы, логику и методы исследований в каждой конкретной области науки; способы использования достижений науки на практике;
– анализировать информацию, выделять главную мысль;
– осуществлять структурирование знаний, их ситуативно-адекватную актуализацию;
– работать с учебником, справочной литературой, таблицами;
– осуществлять приращение, расширение, накопление знаний;
– самостоятельно конструировать информацию, составлять текст, его план, тезисы, вести конспект;
– понимать смысла текста на четырех уровнях: прагматическом, синтаксическом, семантическом и онтологическом;
– пополнять знания из Интернет.
Система сформированных информационных компетенций лежит в основе ориентировочной деятельности.
3. Благодаря сформированным компетенциям самосовершенствования человек может:
– выстраивать собственную жизненную стратегию;
– реализовывать потребность в саморазвитии;
– осуществлять и контролировать свое интеллектуальное развитие;
– добиваться высот профессионального мастерства, творческих достижений;
– осуществлять постановку новых перспективных задач;
– давать адекватную оценку достигнутых в саморазвитии результатов;
– осуществлять рефлексию, в частности, самоконтроль степени сформированности остальных компетенций;
– давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;
– действовать разумно и обоснованно.
Система сформированных компетенций самосовершенствования лежит в основе инструментальной деятельности, являясь побудительной силой для непрерывного образования.
4. Благодаря сформированным коммуникативным компетенциям человек может:
– осуществлять межличностные продуктивные контакты;
– адекватно оценивать способы и результаты общения в разных социальных и производственных ситуациях;
– сознательно изучать и развить собственные коммуникативные качества;
– владеть способами достижения взаимопонимания;
– владеть речью как средством продуктивного общения, устно и письменно излагать результаты своей деятельности ;
– принимать управленческие решения;
– работать в команде в различных качествах, как руководителя, так и исполнителя;
– привлекать ресурсы других людей для достижения общих целей;
– уважать чужую точку зрения, быть терпимым к мнению других людей,
– сотрудничать на основе толерантных ценностей, используя навыки безконфликтного и конструктивного общения.
Система сформированных коммуникативных компетенций лежит в основе демонстрационных возможностей (презентации достижений) и в целом трудовой профессиональной деятельности.
3.Формирование общекультурных компетенций
1. Формирование организационной (деятельностной) компетентности: обучение
б) планированию собственной деятельности,
в) рефлексивной самоорганизации;
г) осуществлять самоконтроль.
2. Формирование информационно-методологической компетентности: обучение
а) пониманию ценности информации в современном мире;
б) знаниям об источниках информации, способах ее представления, хранения, преобразования и использования;
в) умению разбираться в сути информационных процессов;
г) знаниям специфики работы с информационными потоками различной природы;
д) знаниям об исходных положения, принципах, логике и методах исследований в каждой конкретной области науки; способах использования достижений науки на практике;
е) пониманию смысла текста на четырех уровнях: прагматическом, синтаксическом, семантическом и онтологическом;
ж) «переводить» тексты в схемы, графики, рисунки и обратно;
з) глубокому пониманию мыслительных процессов;
и) устанавливать сходство и различие между объектами, проводить аналогии;
к) сопоставлять и сравнивать текстыв (объекты) по некоторому признаку;
л) анализу и синтезу (установлению логико-смысловых связей, обобщение, формулирование ведущей идеи), умению осуществлять прогностическую деятельность;
м) структурированию текста;
н) работе с учебной литературой;
о) моделированию и классификации объектов или явлений;
п) методологии исследовательской и проектной деятельности, методам научного познания.
3. Формирование компетентности самосовершенствования:
а) обучение осуществлять самоконтроль, давать самооценку;
б) обучение коррекции и самокоррекции;
в) обучение самоанализу и рефлексии.
г) обучение рецензированию и саморецензированию.
4. Формирование социально- коммуникативной компетентности: обучение
а) осуществлять межличностные продуктивные контакты;
б ) адекватно оценивать способы и результаты общения в разных социальных и производственных ситуациях;
в ) сознательному изучению и развитию собственных коммуникативных качеств;
г ) владеть способами достижения взаимопонимания;
д ) владеть речью как средством продуктивного общения;
е ) работе в команде в различных качествах, как руководителя, так и исполнителя;
ж) практическим умениям конструктивного взаимодействия в условиях спора, дискуссии, собрания и пр.
з) умению слушать и слышать, смотреть и видеть;
и) умению вести диалог;
4. Оценка качества образования при
Активные и интерактивные методы преподавания требуют иных, по сравнению с традиционными, способов оценивания знаний.
Требования к оцениванию
1) Характер оценивания работы неразрывно связан и соответствует содержанию учебной дисциплины и методам обучения. Оценивание не только устанавливает обратную связь между преподавателем и учащимися, но и помогает преподавателю установить «стандарт», т.е. минимальный уровень обучения.
2) В связи с необходимостью оценивания презентаций опыта творческой деятельности, необходимо оценивать и предложенные способы аргументации при защите проектов (а не только решение задач).
3) Учащиеся должны знать четкие критерии оценки и уметь проводить самооценку, а также давать оценку учебной и творческой деятельности своих одноклассников.
4) Задание должно быть максимально приближено к реальной жизни, основываться на контекстного обучения, т.е. содержательная сторона заданий (их сюжет) почерпнута из современных проблем, например, экономического характера, и связана с будущей профессиональной деятельностью. Т.о., оценивание происходит в нескольких плоскостях:
– овладение теорией (предметными знаниями) и овладение методами учебной дисциплины (умение решать задачи);
– приобретение умственных (ментальных) навыков;
– овладение коммуникативными навыками (создание продукта деятельности, его презентация).
В частности, при защите проектов могут оцениваться:
– уровень сформированности умений: самостоятельно выполнять различные этапы работы над темой исследования, четко выполнять ролевые функции при групповом проекте (работа в МГ);
– уровень практического использования умений, приобретенных в учебном процессе (знаний по одной дисциплине или междисциплинарные) для достижения результата проекта, степень осмысления применяемых знаний;
– уровень сложности видов деятельности, необходимых для получения продукта учебного проекта;
– степень владения применяемыми методами, методиками, а также инструментами, используемыми в проекте;
– уровень сформированности презентационных умений.
Поэтому для каждой учебной дисциплины необходимо разработать собственные четкие критерии в соответствии с методами обучения. В связи с использованием рейтинговой системы оценивания знаний, необходимо описать в диагностируемых терминах, какими баллами оценивается каждый уровень обучения. В нашей педагогической системе выполнение отдельных учебных элементов оценивается по системе 0-1-2-3 балла. Приняты следующие критерии:
1. Овладение теорией (предметными знаниями) и овладение методами учебной дисциплины (умение решать задачи), которое выражается в знании определений, формул, свойств, доказательстве теорем и их применении при выполнении практических заданий.
– ученик верно выполнил один учебный элемент;
– задачи решает как по заданному алгоритму, так и без него;
– все задачи авторского сборника задач соответствуют заданной теме и решены правильно.
– ученик допустил незначительную ошибку в одном учебном элементе (за каждую ошибку в выполнении одного учебного элемента снимается по одному баллу);
– все задачи решает по заданному алгоритму;
– знает формулировки теорем, но затрудняется в доказательствах отдельных математических утверждений;
– большинство задач авторского сборника задач соответствуют заданной теме и решены правильно.
– ученик допустил грубую ошибку в одном учебном элементе;
– отдельные задачи решает по заданному алгоритму;
– знает формулировки теорем без доказательств;
– значительное число задач авторского сборника задач не соответствуют заданной теме и решены неправильно.
– ученик не выполнил задание;
–задачи не решает даже по заданному алгоритму;
– не знает формулировки теорем;
– все задачи авторского сборника задач не соответствуют заданной теме и решены не правильно, либо нет самого авторского сборника задач.
Т.о., объективность системы контроля достигается за счет четырехбалльной оценки каждого учебного элемента по принципу: три балла – залание выполнено верно, два балла — допущена незначительная ошибка, один балл — допущена грубая ошибка, ноль баллов — задание не выполнено.
Такая система контроля дает возможность диагностировать результаты освоения каждого учебного элемента, а при необходимости своевременно корректировать знания учащихся.
В связи с тем, что для творческих заданий также предусмотрена четырехуровневая качественная, а не количественная шкала оценок, то диагностика творческих учебных работ осуществляется в том же режиме «0-1-2-3».
2. Опишем в диагностируемых терминах критерии оценивания уровней умственных (ментальных) навыков, которые выражаются в анализе, оценке и синтезе данных.
– находит и логически выстраивает все данные, относящиеся к исследуемому (изучаемому, анализируемому) объекту,
– использует все соответствующие навыки критического мышления и умственные навыки для анализа, синтеза и оценки данных,
– делает информационные выводы, основываясь на данных.
– находит и логически выстраивает большинство данных, относящихся к исследуемому (изучаемому, анализируемому) объекту,
– частично использует соответствующие навыки критического мышления и умственные навыки для анализа, синтеза и оценки данных;
– делает информационные выводы, основываясь на данных.
– находит мало данных, относящихся к исследуемому (изучаемому, анализируемому) объекту, пропуская большинство из них;
– неправильно или неточно использует навыки критического мышления и умственные навыки для анализа, синтеза и оценки данных;
– делает нечеткие выводы, основываясь на данных.
– не находит важных данных, относящихся к исследуемому (изучаемому, анализируемому) объекту;
– не проявляет навыков критического мышления и умственных навыков для анализа, синтеза и оценки данных;
3. Опишем в диагностируемых терминах критерии оценивания уровней овладения коммуникативными навыками (создание продукта деятельности, например, в виде реферата, проекта, авторского сборника задач, выступления, его презентация), которые проявляются в умении выражать свои мысли в письменной и устной форме, демонстрации знаний, умений и навыков, способности к логическому мышлению, проявляющейся в презентациях разного вида – устных, письменных, визуальных на бумажном или электронном носителе.
– информация подана в таком виде, который свидетельствует о том, что ученик обладает глубокими знаниями о предмете и способностью мыслить логически;
– тема презентации четко определена и хорошо разработана;
– презентация хорошо структурирована;
– представлены общепринятые нормы проведения презентации или эффектные отклонения от общепринятых норм проведения презентации;
– авторский сборник задач хорошо оформлен и соответствует накладываемым требованиям.
– многие идеи презентации поданы в таком виде, который свидетельствует о том, что ученик обладает глубокими знаниями о предмете и способностью мыслить логически;
– тема презентации четко определена и хорошо разработана, хотя есть отдельные незначительные замечания;
– презентация достаточно хорошо структурирована;
– встречаются малоэффективные отклонения от общепринятых норм проведения презентации;
– авторский сборник задач соответствует накладываемым требованиям.
– отдельные идеи презентации поданы в таком виде, который свидетельствует о том, что ученик обладает знаниями о предмете и способностью мыслить логически;
– тема презентации нечетко определена и недостаточно разработана, есть значительные замечания;
– презентация недостаточно хорошо структурирована;
– встречаются значительные неэффективные отклонения от общепринятых норм проведения презентации;
– авторский сборник задач не во всем соответствует накладываемым требованиям.
– презентация подана в таком виде, который свидетельствует о том, что ученик не обладает знаниями о предмете и способностью мыслить логически;
– тема презентации нечетко определена и не разработана, есть значительные замечания;
– презентация плохо структурирована;
– не учтены т общепринятые нормы проведения презентации;
– авторский сборник задач не соответствует накладываемым требованиям.
Общие компетенции и способы их оценки
Сфера проявления к.к. в учебной деятельности
Подготовка рефератов, выступлений, НИРС
в информационном потоке,
критическое отношение к
Экспертная оценка НИРС,
Рейтинговая оценка в режиме «0-1-2-3»
Работа в МГ над проектами, НИРС, выступление с рефератом
Готовность к общению, опыт
взаимодействия, работа в
МГ в ролях руководителя и
Рейтинговая оценка в режиме «0-1-2-3»
Учебная деятельност, работа над проектом, НИРС
Рейтинговая оценка учебной деятельности, проектов в режиме «0-1-2-3», экспертная оценка НИРС
Проектная деятельность, работа в МГ
опыт познавательной учебной,
деятельности. Выбор решения
в условиях неопределенности,
Экспертная оценка НИРС, рейтинговая оценка учебной деятельности, проектов в режиме «0-1-2-3»
В дальнейшем продукты индивидуальной творческой деятельности, а также достигнутые результаты могут быть включены с портфолио.