что значит зреет мыло
Созревание мыла
Мылу ручной работы необходимо дать созреть, прежде чем его можно будет использовать или продать. Возможно, вы слышали об этом раньше или делали так, не понимая, для чего и как долго должно зреть то или иное мыло. Я надеюсь ответить на эти вопросы в данной статье и дать рекомендации о том, что нужно делать для созревания мыла и как ускорить этот процесс.
Вопреки тому, что говорят другие источники, давать мылу созреть нужно независимо от того, делаете вы его холодным или горячим способом. Это нужно не только для того, чтобы дать брусочкам высохнуть и сформировать кристаллическую структуру, но и для завершения процесса омыления. В этой статье я расскажу, что происходит в процессе созревания, зачем оно нужно, дам советы о том, как ускорить процесс, и, наконец, как хранить мыло, когда оно полностью созрело.
Зачем нужно созревание мыла ручной работы?
Несмотря на то, что мыло выглядит неплохо, есть три причины, по которым нужно дать свежеприготовленному мылу созреть. Во-первых, это необходимо для завершения омыления. Во-вторых, вода должна испариться из кусочков мыла, чтобы они высохли. Наконец, чем дольше созревает мыло, тем больше шансов структурироваться у жидкой пленки, окружающей каждую молекулу мыла. Этот процесс полностью объяснен здесь (статья на английском языке), но все, что вам нужно знать, это то, что пена, очищающая способность и мягкость мыла улучшаются со временем.
Омыление — это процесс, при котором масла разрушаются и связываются с щелоком. Этот процесс в основном завершается в течение первых 48 часов после изготовления мыла холодным способом, но для оставшихся 5% щелока требуется больше времени. При горячем способе омыление завершается к тому времени, когда вы заканчиваете фазу приготовления, но в брусках все еще остается много воды. Мыло необходимо высушить, чтобы она могло испариться, а также сформировалась микроскопическая кристаллическая структура мыла, которая сделает его более удобным в использовании.
Во время созревания мыло высыхает
При изготовлении мыла вы растворяете порошкообразный гидроксид натрия (щелок) в дистиллированной воде, а иногда и в другой жидкости, имеющей водный компонент. Эта вода все еще находится в мыле, когда вы вынимаете его из формы. Если не дать ему застыть и высохнуть, бруски не прослужат долго, когда вы начнете их использовать. У них также может быть плохое пенообразование.
Во время созревания количество воды в мыле уменьшается в течение 4-6 недель. К концу этого времени бруски могут потерять более половины воды, которую они изначально содержали. Один из способов узнать, что мыло прошло минимальное время созревания, — это взвешивать бруски каждую неделю и вести учет. Как только они перестанут терять вес, их можно будет использовать.
Извлечение мыла из формы и нарезка
Если вы сделали мыло холодным способом, я думаю, что лучше всего оставить его в форме на 48 часов. Это означает, что к тому времени, как вы его достанете, подавляющее большинство щелока (вероятно) связано с маслами. Через два дня обращаться с ним безопаснее и оно тверже, чем накануне.
Я бы посоветовала надеть перчатки для работы с мылом при извлечении из формы. Маловероятно, что вы почувствуете что-то неприятное, но в мыле все еще может быть щелочь. Прикосновение к свежему мылу с большим содержанием щелока может вызвать сухость и раздражение кожи, особенно если у вас чувствительная кожа.
Если вы использовали большую форму, нарежьте мыло на кусочки. Это увеличит площадь поверхности для сушки, к тому же нарезать полностью высушенный брусок может оказаться более сложной задачей. Размер кусочков, на которые вы его разрезаете, зависит от ваших личных предпочтений. Я обычно нарезаю кусочки толщиной около 2,5 см.
Как происходит созревание мыла ручной работы
После того, как мыло вынуто из формы и нарезано, нужно дать ему созреть. Есть много мест, где вы можете оставить мыло на созревание, но главное остается неизменным. Ему нужно просторное место, защищенное от прямых солнечных лучей. Вы можете использовать книжные полки, металлические стеллажи, картонные коробки, штабелированные ящики для молока или даже сделать башни из мыла. Укладывать мыло одно на другое на время созревания — это прекрасно, а если вы живете в теплом и засушливом месте, оставлять мыло на созревание можно даже на улице. Так его традиционно оставляли на созревание в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Я вставлю видео ниже, чтобы вы увидели, как они это делают.
Мыло не будет мокрым, но оно будет влажным и может вступать в реакцию с поверхностями. Выстелите их жиронепроницаемой бумагой или бумагой для выпечки, чтобы защитить как ваше мыло, так и поверхности, на которых вы его размещаете. Затем расставьте бруски так, чтобы вокруг них было много воздуха. Опять же, не бойтесь складывать их друг в друга, если циркуляция воздуха достаточная.
Даже если вы сделали всего одну партию мыла, стоит ее подписать. Отметьте дату, когда вы положили бруски на полку, а также какое это мыло. Это может быть номер партии или просто название рецепта. Разные партии можно разместить рядом, но не допускайте их соприкосновения друг с другом. Если вы использовали разные ароматы, они могут влиять друг на друга во время длительного созревания. Помните об этом, даже если они не касаются друг друга. Кроме того, время созревания начинается не со дня изготовления мыла, а с момента, когда вы положили его на полку.
Время созревания мыла
Время, на которое вы оставите мыло для созревания, зависит от содержания масел и воды в вашем рецепте. Четыре недели — хорошее время для большинства рецептов мыла, приготовленного холодным способом. При изготовлении мыла горячим способом часть воды, указанной в рецепте, испаряется в процессе приготовления. Но не вся. Поэтому горячее мыло необходимо выдерживать не менее 1–3 недель. Если в вашем мыле много оливкового масла (более 60% рецепта), лучше увеличить срок. Кастильское мыло (мыло из 100% оливкового масла) будет более твердым, нежным и гораздо более качественным, если вы дадите ему хотя бы шесть недель на созревание, а то и от шести месяцев до года.
Что произойдет, если не оставить мыло на созревание?
Есть несколько вещей, которые могут пойти не так, если не дать мылу созреть. Во-первых, оно все еще может содержать щелочь. Несмотря на то, что омыление (холодным способом) в основном завершается в течение первых 48 часов, все же есть вероятность, что ваши брусочки будут содержать щелок в течение месяца. Мыло, содержащее слишком много щелочи, может вызвать раздражение кожи, и я полагаю, что есть вероятность повреждения, если оно попадет вам в глаза.
При созревании вода, содержащаяся в мыле, испаряется, и получаются более твердые куски. Мягкое неотвержденное мыло может быстро разрушиться, если намочить его, а также дать плохую пену. Нарушение пенообразования происходит не обязательно из-за самого содержания воды, а из-за того, что она влияет на формирование кристаллической структуры мыла во время отверждения.
Я вкратце упомянула, что большой срок созревания мыла нужен для того, чтобы успела сформироваться более полная кристаллическая структура. Это сложный химический процесс, который происходит с разной скоростью в зависимости от жирных кислот, содержащихся в масле, используемом в вашем рецепте. Вам не нужно разбираться в его химическом составе, чтобы сделать хорошее мыло, просто помните, что процесс начинается после того, как большая часть лишней воды из ваших брусков испарится. Молодое мыло, которому исполнилась неделя или две, технически может использоваться — независимо от того, было оно сделано холодным или горячим способом. Однако оно не так хорошо пенится, хуже очищает и быстрее смыливается, чем полностью затвердевшее или более старое мыло. Чем старше мыло, тем оно будет лучше.
Если вы решите упаковать несозревшее мыло, это тоже может стать катастрофой. Влага может разрушить этикетки, вызвать конденсацию под пластиком и иным образом испортить ваш продукт.
Способы ускорить созревание мыла ручной работы
Есть несколько способов сократить время созревания мыла. Первый — использовать метод дисконтирования воды, то есть использовать щелочные растворы с меньшим количеством воды. В стандартном рецепте используется 25% раствор щелочи. Например, если в вашем рецепте требуется 100 г щелока, вы должны приготовить раствор щелока с 300 г воды (100 г составляют 25% от общего веса 400 г). Если вы сделаете раствор более концентрированным,то есть используете меньшее количество воды, то и время схватывания сократится. Я считаю, что для большинства моих рецептов щелочной раствор с концентрацией 35,7% работает очень хорошо даже для новичков. Чтобы получить количество воды, необходимое для такой концентрации раствора, просто умножьте количество щелока в любом рецепте мыла на 1,8.
Абсолютно минимальное количество воды, которое вы можете использовать, равно количеству щелока в вашем рецепте (концентрация 50%), но это рекомендуется только для опытных мыловаров. Повышение концентрации щелока ускоряет образование «следа» и затвердевание мыла. Если не работать быстро, может ничего не получиться. Это также может повлиять на равномерность образования мыльного геля и вызвать другие проблемы, включая растрескивание.
Еще один способ ускорить созревание мыла ручной работы — использовать осушитель. Я включаю его в своей мастерской на время созревания мыла. Время, необходимое мылу для созревания, будет различным, но если вы регулярно взвешиваете брусок и замечаете, что оно не теряет в весе, то, вероятно, оно готово. Вы также можете оставить мыло созревать на открытом воздухе, если на улице тепло и очень сухо. Обязательно держите его подальше от солнца и так, чтобы была хорошая циркуляция воздуха.
Электрический вентилятор, обдувающий мыло, также может сократить время созревания. Опять же, не забудьте взвесить мыло в начале времени созревания и регулярно следить за весом. Если вы собираетесь использовать этот метод, полезно будет знать вес полностью созревшего куска мыла. Если вы сделали такой же объем партии и размер кусочков, что и в прошлый раз, взвесьте один из готовых кусочков мыла из предыдущей партии.
Хранение мыла ручной работы
Как только ваше мыло полностью готово, вы можете использовать, дарить или даже продавать его. Вы также можете завернуть его в бумажную упаковку.
Оборачивать мыло пластиком — плохая идея по двум причинам. Во-первых, одноразовый пластик в наши дни не одобряется. Найдутся покупатели, которые не захотят покупать продукт, если в нем есть что-то пластиковое. Во-вторых, если в мыле осталось хоть малейшее количество влаги, она не сможет выйти. Это означает, что избыток влаги может привести к тому, что на кусочках мыла появятся некрасивые оранжевые пятна. Пятна могут стать липкими и иметь неприятный запах, а это указывает на то, что мыло прогоркло.
Лучшее место для хранения мыла ручной работы — на открытом воздухе. Одна из идей — хранить их в деревянном ящике, который также может служить витриной на ярмарке. Обычное дело — просто оставлять кусочки мыла там же, где они созревали, пока они не понадобятся.
Если вас беспокоит естественное исчезновение запаха, вы также можете хранить мыло в закрытом контейнере. Однако есть несколько вещей, которые вам нужно сделать, если решитесь на это. Бруски следует выдержать на открытом воздухе в течение нескольких месяцев и высушить полностью, прежде чем закрыть их. Затем положите в контейнер несколько пакетов с силикагелем, чтобы они впитывали влагу. После герметизации открывайте крышку примерно раз в неделю для проветривания. Я обычно храню партию мыла в пластиковом контейнере, а затем вынимаю куски мыла, когда они мне нужны, что довольно регулярно.
Просто знайте, что хранение их в таком виде может стать проблемой, поскольку мыло имеет тенденцию потеть. Я подозреваю, что это как-то связано с естественным содержанием глицерина в мыле — растительный глицерин удерживает влагу и может поглощать ее из воздуха.
Срок годности мыла ручной работы
Это можно легко вычислить, посмотрев на все этикетки всех ингредиентов, которые вы использовали для изготовления мыла. Ближайший срок годности — это срок годности вашей новой партии мыла. Изготовление мыла не продлевает срок годности масла, который вот-вот выйдет. Использование старого масла также может вызвать упоминавшиеся ранее оранжевые пятна.
Однако некоторые свежие масла хранятся до двух лет; кокосовое масло, например. Сделайте мыло с маслами, которые имеют самый долгий естественный срок хранения и ваши усилия окупятся. Это гарантирует, что ваше мыло не только прослужит долго, но и вы сможете выдержать мыло подольше, создавая более качественные бруски, и не опасаться, что оно прогоркнет.
Варим мыло с нуля холодным способом
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс (далее по тексту — мк) по созданию натурального мыла с нуля своими руками.
В начале будет много букв. Сварить первое мыло с нуля, не ознакомившись с базовой теорией не возможно. Но я не стала делить мк на две части, поэтому теорию буду давать попутно с практикой, и очень надеюсь, что у вас все получится.
Что такое мыло с нуля и почему оно так называется?
Все просто — берем все необходимые ингредиенты, смешиваем их в определенном порядке и получаем кусок готового мыла. Говоря простым языком школьного курса химии: жирные кислоты (растительные масла или животные жиры) смешиваются с щелочью, в результате химической реакции получается мыльная масса, в которую можно добавить красители, ароматизаторы и прочие добавки.
Три основных способа приготовления мыла:
1. Горячий способ — после замешивания, мыльную массу варят на водяной бане до 3-х часов. После полного застывания это мыло готово к использованию.
2. Холодный способ — после замешивания, мыльная масса раскладывается в формы и оставляется до полного застывания. Мылу, сваренному холодным способом требуется время для созревания (в среднем это 30 дней).
3. Комбинированный способ — после замешивания, мыльная масса выкладывается в форму, и ставиться в выключенную духовку, нагретую до 100 градусов. Мылу, приготовленному этим способом, требуется небольшой срок созревания (2-3 недели).
Важно учитывать, что каждый способ отличается своими тонкостями, например, красивые разводы и свирлы можно сделать только в мыле, приготовленном холодным способом.
Условно можно выделить следующие стадии приготовления мыла:
1. Стадия жидких масел. Другими словами, все масла необходимо взвесить, твердые растопить и смешать в одной емкости.
2. Стадия замешивания масел с раствором щелочи. В емкость с жидкими маслами вливаем щелочной раствор и начинаем замешивать блендером.
3. Стадия следа. Замешиваем щелочь и масла блендером до состояния густой сметаны (см. фото ниже)
4. Стадия геля. Протекает в мыльной массе, которая уже выложена в форму или варится на водяной бане. Это самая активная стадия омыления масел. На этой стадии мыло достаточно хрупкое, если гель проходит очень сильно, на мыле могут появиться трещины.
5. Стадия застывания. Выложили в форму и дали застыть.
6. Стадия созревания. Требуется для всех видов мыла, сваренного холодным и комбинированным способом.
Подготовка и техника безопасности
По себе знаю, как многие мыловары бояться перейти на этот уровень, начитавшись бесконечных постов. Я провела не один живой мастер-класс по этой теме и смогла убедить всех, что « не так страшен черт, как его малюют». Безусловно, есть определенная техника безопасности и основные правила, которых надо придерживаться, и тогда у вас все получится. И так, приступим.
1. Заранее составьте рецепт мыла, напишите его на листе бумаги и держите перед собой.
2. Продумайте, каким будет готовое мыло, и каким способом вы будете его варить, какие красители и добавки будете использовать. В первый раз рекомендую не мудрить, освоить самое главное, получить на выходе простое мыло, но зато усвоить весь процесс.
3. Подготовьте помещение. В нем должен быть свободный доступ свежего воздуха (окно или вентиляция) и раковина с подачей воды. Если вы решили варить мыло на кухне своей квартиры, уберите все открытые продукты питания, освободите себе основную рабочую поверхность.
4. Держите под рукой бумажные полотенца, это удобно.
5. Выделите себе необходимое количество времени, чтобы вас никто не отвлекал во время всего процесса.
6. Не пускайте детей и домашних животных. Они отвлекают.
7. Работая с щелочью, соблюдайте элементарную осторожность. Помните, что это очень едкое вещество. Не наклоняйтесь низко над емкостью с щелочью, не вдыхайте ее пары. Достаточно все делать на расстоянии вытянутой руки. Готовый раствор щелочи лучше поставить в открытое окно. Если вас пугает все сказанное — респиратор и защитные очки вам в помощь.
8. Используйте перчатки.
9. Весь инвентарь в дальнейшем не может быть использован для приготовления пищи (учтите это, подготавливая посуду для мк).
10. Оденьте одежду, которую вам не жалко или используйте фартук. Вы будете работать с жидкими маслами, будет жалко хорошие джинсы.
Рецепт (холодный способ)
Рецепт даю в граммах (на форму 450 гр.) и пропорциях, чтобы у вас была возможность пересчитать его на любой вес.
1. Подготовьте оборудование и инструмент.
Весь инструмент и посуду приготовьте заранее, они должны быть чистыми и не использоваться в дальнейшем для пищевых целей.
2. Подготовьте ингредиенты.
Растительные масла (по рецепту), красители, ароматизатор, добавки, вода, щелочь.
Воду можно заменить на любую другую жидкость — отвар кофе или трав, пиво, вино, молоко, кефир, соки (помним про пропорции).
3. Взвесьте твердые масла.
В соответствии с рецептом отмерьте необходимое количество всех твердых масел (кокосовое, пальмовое, какао масло, ши) и сложите их в емкость.
4. Растопите твердые масла на водяной бане.
5. Взвесьте воду и щелочь.
6. Приготовьте щелочной раствор.
Емкость с водой поместите в раковину и включите холодную воду. Можно поместить емкость в лед. Так как реакция растворения щелочи сопровождается выделением большого количества тепла, емкость очень сильно нагревается. Будьте осторожны, не наклоняйтесь над жидкостью и не берите емкость голыми руками. Если вы пролили щелочной раствор на кожу, протрите этот участок ватным диском, смоченным слабым раствором уксуса (это нейтрализует действие щелочи), потом промойте большим количеством воды. Если вы получили сильный ожог — незамедлительно обратитесь к врачу.
Если при работе с щелочью вы соблюдаете спокойствие и не отвлекаетесь, ничего вышесказанного не произойдет.
Оставляем щелочной раствор остывать и возвращаемся к маслам.
7. Взвесьте жидкие масла. Используйте одноразовые стаканчики, это очень удобно (не нужно потом мыть лишней посуды). Если вы решили использовать сухие красители — помним про принцип соблюдения всех пропорций, см. выше раздел «Важно» про воду и масло). Красители также можно добавить при замешивании массы блендером (жидкие), но если они сухие, есть вероятность, что они плохо размешаются и останутся в массе комочками. Добавьте жидкие масла к растопленным твердым.
8. Приготовьте пережир.
В соответствии с рецептом взвесьте пережир и добавьте в него ароматизатор или эфирное масло, отставьте в сторону. Мы добавляем пережир на стадии следа.
9. Смешайте щелочь и масла.
К моменту выполнения этого пункта у вас должно быть 2 емкости:
Надеваем перчатки, берем щелочь и вливаем ее в масла. Включаем блендер и начинаем перемешивать.
По этому рецепту след наступает довольно быстро, буквально в течение минуты. Внимательно следите за состояние массы и не перестарайтесь, иначе ваше мыло загустеет и выложить его в форму будет проблематично. Получив стадию уверенного следа, вливайте пережир и снова перемешивайте (возможно, блендер уже не потребуется, достаточно будет ложки).
10. Выложите массу в форму.
Перед этим в мыло можно замешать вашу добавку (сухие травы и цветы, кофе, косметические глины).
Я решила сделать прослойку из черной глины. Выложив мыло, декорируем обратной стороны ложки верхушку мыла (формируем красивые завитки). Кроме это верхушку можно украсить лепестками цветов или завитками из кондитерского шприца, здесь вас ограничивает только ваша фантазия.
11. Готовьте мыло.
После того, как вы выложили мыльную массу в форму, есть 2 варианта:
1. придерживаться классического холодного способа и оставить мыло до полного застывания
2. для ускорения стадии геля и процесса омыления поставить мыло в выключенную духовку, нагретую до 100 градусов.
Полностью застывшее мыло (через 8-10 часов) извлечь из формы, нарезать и оставить до полного созревания.
Вот и все! Очень надеюсь, что у вас все получилось.
Мыло ручной работы для начинающих:Все, что Вы хотите узнать!
Что такое МЫЛЬНАЯ ОСНОВА? Мыльная основа — это, фактически, готовое мыло, но без цвета и запаха. Мыльная основа состоит из глицерина, тропических масел и павов (Поверхностно Активные Вещества — именно они учат мыло мылиться и удалять с кожи грязь; не стоит огорчаться, что в мыльной основе присутствуют павы, в ней их минимальное количество, в отличие от обычного промышленного мыла).
Мыльная основа бывает нескольких видов: твердая прозрачная и белая, твердая органическая, кремообразная и жидкая.
Прозрачная мыльная основа – абсолютно прозрачная глицериновая основа без цвета и ярко выраженного запаха. В России прозрачная мыльная основа представлена несколькими странами-производителями: Англия, Германия, Китай, Индия, Россия, Бельгия. Наиболее качественные образцы прозрачной мыльной основы производятся в Англии и Германии.
Белая мыльная основа — отличается от прозрачной лишь содержанием одного элемента – диоксида титана. Белая мыльная основа абсолютно непрозрачна и обладает оттенками от молочно-белого до бежевого. Почему не все производители предлагают нам белую мыльную основу? Ответ прост – достаточно добавить в основу диоксид титана.
Органическая мыльная основа – сварена из тропических масел, глицерина и минимального количества ПАВов. Имеет желто-зеленый оттенок. Не отличается прозрачностью. Прекрасно подходит даже для чувствительной кожи.
Кремообразная основа – напоминает мягкий зернистый белый крем. Предназначена для создания мыльных пилингов, антицеллюлитных скрабов и декорирования твердого мыла. Очень проста в употреблении. Для скрабов и пилингов ее даже не нужно варить. Просто добавляются жирные масла, активные ингредиенты, краситель для мыла, косметическая отдушка и абразивные частицы – продукт готов к употреблению.
Жидкая мыльная основа – подходит для создания шампуней, гелей для душа, пен для ванн и прочих мыльных радостей. Также не требует переплавки. Прекрасно принимает базовые масла и щадяще воздействует на кожу. Легко окрашивается и создает приятную легкую пену.
ФОРМЫ ДЛЯ МЫЛА – какие они бывают? Формой для Вашего мыла может стать что угодно! Оглянитесь вокруг — баночки из под йогуртов или детские формочки, формы для выпечки и льда так же прекрасно подойдут. Существуют даже возможности для изготовления форм самим! Если говорить о специальных формах для мыла ручной работы, то их два вида – пластиковые и силиконовые.
– Пластиковые формы для мыла изготавливаются из прозрачного пищевого пластика и имеют толщину стенки до 0,8мм. Высота форм в зависимости от вида может составлять от 20 до 30мм, а размеры варьироваться от 60 до 100 мм. Такие формы для мыла дают возможность изготавливать как маленькое мыло, весом от 50 грамм, так и более крупное, до 150 грамм. Они не деформируются и обладают достаточной твердостью, чтобы удержать заготовку в исходной форме, но в тоже время такие формы достаточно гибкие, чтобы готовое мыло можно было извлечь без лишних затруднений, не повредив его при этом.
Силиконовые формы для мыла универсальны и долговечны. Несмотря на свою мягкость и гибкость они невероятно прочны и устойчивы к перепадам температур — формы можно помещать в морозилку и духовой шкаф. Из силиконовых форм очень легко извлечь готовое изделие. Только при помощи этих форм вы сможете изготовить объемное 3D-мыло.
Как и чем ОКРАСИТЬ мыльную основу? Существует множество различных способов окрасить мыльную основу.
Пигменты пищевые лаковые — имеют насыщенный цвет, легко растворимы в масле или глицерине, миграции в мыле нет. Показатели светостойкости и стабильности у лаков выше по сравнению с водорастворимыми красителями. Они придают яркие чистые оттенки цвету продуктов, равномерно распределяясь в нем. Можно смело добавлять в любое косметическое средство.
Пигменты косметические — это красители, которые созданы специально для косметики. Они не растворяются в готовом продукте, а просто замутняют прозрачную мыльную основу. При этом пигменты быстро и надолго окрашивают мыло в нужный цвет, не мигрируют.
Перламутры — представляют собой мелкодисперсный порошок из природной слюды, покрытой оксидом титана, железа или другим оксидом. Цвет и мерцание в перламутре достигается путем многочисленного преломления лучей света. Мыло с перламутром всегда выглядит празднично и эффектно. Перламутровый пигмент делает основу непрозрачной. Основа приобретает плотный переливающийся цвет. Перламутр добавляется в расправленную основу в сухом виде, не нуждается в предварительном растворении. Цвет, полученный с помощью перламутрового пигмента, не мигрирует. Лучше всего использовать перламутры в прозрачной мыльной основе, чтобы дать им возможность мерцать и радовать наш глаз переливами цветов и блеска.
Перламутры используются при производстве мыла ручной работу, шампуней, геля для душа, а также декоративной косметики: тени для век, блеск для губ и т. п.
Натуральные красители — это цветные глины, сухоцветы, некоторые виды растительных масел, экстракты, некоторые виды эфирных масел.
Косметические глины кроме окрашивающих свойств, еще и прекрасно лечат кожу. Глины удобнее всего применять в белой основе. Прозрачную основу они замутняют. В белой основе цвет выглядит более насыщенным.
Белая глина (каолин) незаменима при жирной коже. Она абсорбирует кожный жир, выводит токсины, позволяет коже дышать.
Голубая глина дает нежный серо-голубой оттенок мылу. Кроме этого, она обладает прекрасными антицеллюлитными свойствами, подтягивает кожу, эффективно очищает чувствительную кожу от загрязнений, освежает цвет лица.
Розовая глина дает нежный бело-розовый оттенок. Подходит для увядающей кожи. Подтягивает, смягчает и помогает избежать первых морщинок. Подходит женщинам с сухой и чувствительной кожей, потому что она успокоит, смягчит ее, укрепит увядающую кожу, быстро избавит от воспалений и повреждений на коже.
Черная глина дает серо-черный оттенок мылу. Помогает избавиться от целлюлита, способствует похудению. Содержит стронций, кварц, железо, магний и кальций. Очень хорошо очищает кожу лица, абсорбирует все вредные токсины и загрязнения кожи. Способствует нормализации работы потовых желез, сужает поры. Подходит для всех типов кожи.
Желтая глина дает бледно-желтый оттенок. Насыщает кожу кислородом, стимулирует ее обновление.
Красная глина дает кирпично-красный оттенок. Подойдет для кожи, склонной к аллергическим реакциям. Помогает снять раздражения и покраснения на лице.
Зеленая глина дает серо-зеленый оттенок мылу. Помогает восстановить водный баланс кожи. Обладает подсушивающим эффектом. Является хорошим пилингом. Эффективна при различных видах высыпаний на коже, разглаживает морщины, выравнивает цвет кожи, делая ее гладкой и эластичной.
Сухоцветы сафлоры и календулы, вы можете получить желто-оранжевый оттенок.
Корица молотая дает плотный коричневый цвет. Кроме того, при добавлении корицы в мыло, готовый продукт не стоит наносить на чувствительные участки кожи.
Эфирное масло ромашки голубой – единственный натуральный краситель, который дает мылу синий цвет. Единственный минус – эфирное масло голубой ромашки достаточно дорогое.
Эфирное масло апельсина – дает слабо желтый оттенок. Его можно усилить облепиховым маслом.
Как придать АРОМАТ мыльной основе? Мыльную основу можно ароматизировать косметическими отдушками, пищевыми ароматизаторами и эфирными маслами.
Отдушки косметические – это многокомпонентная смесь ароматических веществ на масляной основе, которая разрабатывается специально для косметических продуктов. Отдушки для косметики проходят дерматологический и санитарный контроль. Отдушки работают как в мыльной основе, так и в «мыле с нуля». В продаже представлен широчайший выбор всевозможных ароматов: имитация натуральных продуктов (клубника, персик, виноград, молоко и мед – обратите внимание, что натуральные экстракты никогда не дадут Вам яркий запах!) или парфюмерных композиций (аналоги духов Hugo boss, Nina Rici и т. д. ) Наиболее популярные отдушки производства Англии и Франции, однако, множество других производителей предлагают свои ароматы. Подсказкой при выборе здесь может стать только опыт Стандартная фасовка — 10 мл, чего хватает довольно надолго. Рекомендуемый ввод — 1% от общей массы продукта, это примерно 5-7 капель на 100 г мыла.
Ароматизаторы пищевые – вкусо-ароматические добавки для пищевой промышленности. Активно используются у производителей продуктов питания. В мыльной основе менее стойкие, в «мыле с нуля» практически не держатся. Ароматизаторы идеальны при изготовлении бальзамов для губ и помад. Рекомендуемый ввод 1-2% от общей массы продукта.
Эфирные масла – полезная добавка и запах в одном флаконе. Безусловно, самый натуральный способ придать мылу аромат. Эфирные масла в разы дороже отдушек и ароматизоторов, но менее стойкие в мыле (особенно цитрусовые ароматы).
Что такое диоксид титана? Диоксид титана представляет собой мелкодисперсный белый порошок, не растворимый в воде и жирах. Благодаря этому он дает плотный белый цвет и не мигрирует в мыле, т. е. белый цвет не «переползает» из белого слоя мыла в слой мыла другого цвета. Кроме того диоксид титана является естественным УФ-фильтром и хорошо воздействует даже на самую чувствительную детскую кожу.
Что такое глиттер? Глиттер — блестки (англ. glitter — блестеть, сверкать) — используется как добавка в косметическую продукцию. Разнообразная фракция (размер частички) позволяет использовать глиттер в лаках для ногтей, блесках для губ, мыле и пр. Очень красиво сияют внутри прозрачного мыла.
Что такое эфирное масло? Эфирное масло или ароматное масло используют для придания мылу ручной работы не только аромат, но и ряд полезных свойств. Идеально когда желаемые свойства перекликаются у базового масла и эфирного масла. Разнообразие эфирных масел колоссально: апельсин, мандарин, бергамот, грейпфрут, лайм, нероли… и это только цитрусовые. Тут мы хотели бы Вас предостеречь. У эфирных масел цена, как правило, является показателем. Не берите дешевое эфирное масло. Это синтетика. Например, в аптеке масло розы стоит рублей 60 за 10 мл. Розовое масло не может столько стоить. Эфирное масло розы считается одним из самых дорогих эфирным масел. Для получения одного миллилитра эфирного масла розы необходимо обработать порядка 5 кг розовых лепестков. Делайте выводы.
Что такое Дополнительные ингредиенты? Это вещества, которые могут обогатить наше мыло ручной работы, придать ему свойства скраба, пиллинга или наоборот сделать более нежным и ухаживающим за нашей кожей. В качестве дополнительных ингредиентов может выступать глина, грязь мертвого моря, сухоцветы, витамины, овес, люфа, пемза, молоко, сливки и многое-многое другое.
Витамин А — отвечает за увлажнение кожи, предотвращает ее пересыхание, ускоряет процесс регенерации клеток кожи. Способствует ускорению заживая мелких трещинок. Витамин А оказывает на кожу смягчающее воздействие.
Витамин Е — является мощным антиоксидантом и стимулирует обменные, регенерирующие процессы в коже, участвует в иммунной защите, улучшает кровообращение в глубоких слоях кожи, увеличивает продолжительность жизни клеток. Витамин Е способствует разглаживанию морщин, укреплению сосудов, придает коже бархатистость, улучшает ее структуру, поддерживает эластичность и упругость кожи.
Грязь мертвого моря — кладезь минералов, которые поддерживают здоровое состояние кожи. Грязь Мертвого моря содержит высокую концентрацию солей и микроэлементов, способствующих разглаживанию кожи. Омолаживает кожу, нормализует секрецию сальных и потовых желез, глубоко очищает, тонизирует питает кожу, делая ее мягкой, сияющей и упругой. Грязь Мертвого моря — это природный источник здоровья и красоты!
Овсянка — идеальное компонент для ухода за чувствительной кожей. Не вызывает аллергии, оказывает успокаивающее действие. Овес — универсальный компонент, подходит для всех типов кожи. При жирной коже овсянка сужает поры, убирает избыток кожного сала. При сухой коже она питает протеинами, успокаивает и увлажняет. Овсянка — это уникальное природное косметическое средство.
Какао обладает успокаивающим, балансирующим действием, восстанавливает силы, улучшает настроение.
Какао-бобы — богатейшие источники биологически активных веществ. В их составе такие витамины, как В1, В2, РР, провитамин А, микроэлементы: калий, натрий, кальций, магний, железо; теобромин, кофеин, моно- и полисахариды, растительные протеины.
Кофеин, содержание которого в шоколаде составляет около 40%, – одно из самых эффективных средств в борьбе с лишним весом и целлюлитом. Под его воздействием происходит ускорение работы обмена веществ и активизируется расщепление жиров в организме.
Кофе — враг целлюлита.
Люфа — один из самых популярных натуральных скрабов. Люфа – однолетнее южное растение семейства тыквенных. В народе его называют мочалочная тыква, или «бешеный огурец», так как зеленые цилиндрические плоды напоминают этот овощ. Мыло, в состав которого входит люфа стимулирует лимфо- и кровообращение, удаляет слой старых клеток, открывая поры и насыщая кожу кислородом, благодаря чему ускоряется процесс регенерации клеток. Очень хорошо воспринимается кожей, увлажняет ее, повышает эластичность. Благодаря эффекту массажа мыла с люфой предотвращает образование целлюлита. Также очищенная и подготовленная люфой кожа намного быстрее впитывает витамины и полезные вещества масел, входящих в состав мыла. НАЧИНАЮЩЕМУ МЫЛОВАРУ! Мыльная основа – что это?
Мыльная основа — это, фактически, готовое мыло, но без цвета и запаха. Это полуфабрикат, который поможет Вам создать эксклюзивное мыло ручной работы в домашних условиях. Мыльная основа состоит из глицерина, тропических масел и ПАВов (Поверхностно Активные Вещества, именно они учат мыло мылиться и удалять с кожи грязь).
Многих пугает наличие в натуральной мыльной основе ПАВов, но, к сожалению, сегодня без химических добавок не обходится ни один процесс создания косметических и очищающих средств. Создать продукт удобный в использовании, с длительным сроком годности и обладающим хорошими очищающими свойствами, по приемлемой цене без участия химии сегодня не представляется возможным.
Нет ничего проще, чем создать мыло из мыльной основы. В ходе создания своего оригинального мыла ручной работы, вы, с помощью жирных базовых масел и активных добавок, смягчаете воздействие ПАВов на кожу и создаете полезный косметический продукт, который прекрасно очищает кожу и дарит Вам хорошее настроение.
Мыльная основа бывает нескольких видов: твердая прозрачная и белая, твердая органическая, кремообразная и жидкая.
Прозрачная мыльная основа – абсолютно прозрачная глицериновая основа без цвета и ярко выраженного запаха. В России прозрачная мыльная основа представлена несколькими странами-производителями: Англия, Германия, Китай, Индия, Россия, Бельгия. Наиболее качественные образцы прозрачной мыльной основы производятся в Англии и Германии.
Белая мыльная основа — отличается от прозрачной лишь содержанием одного элемента – диоксида титана. Это белый пищевой краситель. Белая мыльная основа абсолютно непрозрачна и обладает оттенками от молочно-белого до бежевого. Почему не все производители предлагают нам белую мыльную основу? Ответ прост. Создать белую мыльную основу из прозрачной очень просто даже в домашних условиях и многим мыловарам этот процесс даже нравится.
Органическая мыльная основа – сварена из тропических масел, глицерина и минимального количества ПАВов. Имеет желто-зеленый оттенок. Не отличается прозрачностью. Но при этом прекрасно подходит даже для чувствительной кожи.
Кремообразная основа – напоминает мягкий зернистый белый крем. Предназначена для создания мыльных пилингов, антицеллюлитных скрабов и декорирования твердого мыла. Очень проста в употреблении. Для скрабов и пилингов ее даже не нужно варить. Просто добавляются жирные масла, активные ингредиенты, краситель для мыла, косметическая отдушка и абразивные частицы – продукт готов к употреблению.
Жидкая мыльная основа – подходит для создания шампуней, гелей для душа, пен для ванн и прочих мыльных радостей. Также не требует переплавки. Прекрасно принимает базовые масла и щадяще воздействует на кожу. Легко окрашивается и создает приятную легкую пену.
Как работать с мыльной основой?
Изготовление мыла ручной работы в домашних условиях не требует особых навыков. Мыловарение на домашней кухне с успехом осваивают даже дети.
Для того, чтобы расплавить мыльную основу Вам понадобится:
Микроволновая печь или водяная баня,
Емкость для расплавки мыльной основы (если Вы это делаете в микроволновой печи),
Нож кухонный,
Разделочная доска,
Ложка или деревянная палочка для перемешивания мыльной основы.
Итак, у нас в руках цельный твердый кусок мыльной основы. Для того, чтобы нам придать ему форму, цвет и запах предстоит его расплавить. Именно в жидком состоянии мыльная основа с благодарностью принимает любые добавки.
Мыльная основа расплавится быстрее и равномернее, если ее нарезать на однородные кубики. Далее размещаем основу либо в микроволновую печь, либо на водяную баню.
КСТАТИ! В микроволновой печи можно плавить основу и в пищевой посуде. Совершенно не обязательно выделять для мыловарения отдельные ложки и тарелки. Мыльная основа – это мыло. Наши бабушки, до появления средств для мытья посуды, мыли все обычным мылом.
В микроволновой печи 100-граммовый кусочек основы расплавляется менее чем за 1 минуту при максимальной мощности. На водяной бане мыльная основа плавится немного дольше.
Итак, мы расплавили необходимый нам объем мыльной основы и можем продолжать с ней работать. Оставшуюся, невостребованную мыльную основу заверните в воздухонепроницаемый пакет и отложите до следующего раза.
Как окрасить мыльную основу?
Мыльную основу можно окрасить несколькими способами: пищевыми красителями, пигментами, натуральными красителями.
Сторонники предельно натурального мыла выбирают натуральные красители. К ним относятся: цветные глины, сухоцветы, некоторые виды растительных масел, экстракты, некоторые виды эфирных масел.
Глины, кроме окрашивающих свойств, прекрасно лечат кожу.
Например, белая глина (каолин) незаменима при жирной коже. Она абсорбирует кожный жир, выводит токсины, позволяет коже дышать.
Голубая глина дает нежный серо-голубой оттенок мылу. Кроме этого, она обладает прекрасными антицеллюлитными свойствами, подтягивает кожу.
Розовая глина дает нежный бело-розовый оттенок. Подходит для увядающей кожи. Подтягивает, смягчает и помогает избежать первых морщинок.
Черная глина дает серо-черный оттенок мылу. Помогает избавиться от целлюлита, способствует похудению.
Желтая глина дает бледно-желтый оттенок. Насыщает кожу кислородом, стимулирует ее обновление.
Красная глина дает кирпично-красный оттенок. Подойдет для кожи, склонной к аллергическим реакциям. Помогает снять раздражения и покраснения на лице.
Зеленая глина дает серо-зеленый оттенок мылу. Помогает восстановить водный баланс кожи. Обладает подсушивающим эффектом.
Глины удобнее всего применять в белой основе. Прозрачную основу они замутняют. В белой основе цвет выглядит более насыщенным.
Следующий вид натуральных красителей – сухоцветы. При добавлении сафлоры и календулы, вы можете получить желто-оранжевый оттенок.
Корица молотая дает плотный коричневый цвет. Кроме того, при добавлении корицы в мыло, готовый продукт не стоит наносить на чувствительные участки кожи.
Эфирное масло ромашки голубой – единственный натуральный краситель, который дает мылу синий цвет. Единственный минус – эфирное масло голубой ромашки достаточно дорогое.
Эфирное масло апельсина – дает слабо желтый оттенок. Его можно усилить облепиховым маслом.
Красители синтетические мигрирующие (пищевые)
Многим мыловарам страшно услышать, что мыло можно окрасить синтетическим способом. Но, как ни странно, ничего вредного от этих красителей ждать не приходится. Они быстро и качественно окрашивают Ваше мыло в яркие цвета, удобны в применении (снабжены пипетками для дозировки), экономичны. Этими красителями придают цвет тортикам, пирожным, мороженому и прочим пищевым продуктам. Для начинающего мыловара они оптимальны.
Это красители, которые созданы специально для косметики. Они не растворяются в готовом продукте, а просто замутняют прозрачную мыльную основу. При этом пигменты быстро и надолго окрашивают мыло в нужный цвет, без эффекта миграции (цвета со временем не будут перемешиваться и сливаться).
Как придать запах мыльной основе?
Мыльную основу можно ароматизировать косметическими отдушками, пищевыми ароматизаторами и эфирными маслами.
Отдушки косметические – это многокомпонентная смесь ароматических веществ на масляной основе, которая разрабатывается специально для косметических продуктов. Отдушки для косметики проходят дерматологический и санитарный контроль. Отдушки работают как в мыльной основе, так и в «мыле с нуля». Рекомендуемый ввод 1% от общей массы продукта.
Ароматизаторы пищевые – вкусо-ароматические добавки для пищевой промышленности. Активно используются у производителей продуктов питания. В мыльной основе менее стойкие, в «мыле с нуля» практически не держатся. Ароматизаторы идеальны при изготовлении бальзамов для губ и помад. Рекомендуемый ввод 1-2% от общей массы продукта.
Эфирные масла – полезная добавка и запах в одном флаконе. Безусловно, самый натуральный способ придать мылу аромат. Эфирные масла в разы дороже отдушек и ароматизоторов, но менее стойкие в мыле (особенно цитрусовые ароматы).
Как правильно использовать жирные (базовые) масла в мыле?
Жирные или базовые масла в мыле не обязательный продукт. Но, как правило, любому мыловару приятно осознавать, что его мыло стало хоть на капельку мягче и полезнее обычной мыльной основы. Их добавляют для того, чтобы снизить агрессивность ПАВов в мыле. При этом работает правило: чем больше масла вы добавляете в мыльную основу, тем хуже мылится готовый продукт.
Возникает закономерный вопрос, сколько масла нужно добавить, чтобы мыло не сушило кожу и при этом давало достаточное пенообразование? Усредненный рецепт для большинства мыльных основ: одна треть чайной ложки на 100 граммов мыльной основы. При такой дозировке масло не выйдет на поверхность готового мыла и не существенно снизит мылкость продукта.
ВАРКА МЫЛА ИЗ МЫЛЬНОЙ ОСНОВЫ.
Домашнее мыло бывает трех видов — из детского мыла, из мыльной основы и мыло «с нуля». Новички, как правило, начинают с детского мыла — это самый простой и доступный всем способ. Мыльная основа — лучший материал для создания дизайнерского мыла, можно сделать мыло разных цветов и форм. Самая сложная и дорогостоящая технология — мыло с нуля. Здесь мы не используем готовую мыльную основу, а варим ее сами из щелочи и масел или жиров.
Основа бывает двух видов: прозрачная (глицериновая) или матовая (из кокосового или пальмового масла). Превратить прозрачную в матовую можно при помощи диоксида титана (не токсичен и считается очень безопасным веществом).
Технология работы с основой отличается от той, где используется готовое фабричное мыло.
основа легко плавится, ее не нужно измельчать перед переплавкой;
базовые масла добавлять можно, но их количество в любом случае стоит уменьшить. Можно обойтись и без них.
воду добавлять не надо! И сушить мыло после отливки тоже не надо.
В зависимости от того, какое мыло вы будете делать, такое и надо добавлять масло: лимонное, апельсиновое, кокосовое, какао, жожоба, кедровое, репейное, миндальное, пихтовое, кедровое, розовое и другие.
Как готовить мыло из основы:
берем: мыльная основа (белая или прозрачная), эфирные масла, красители и наполнители
растопить основу в микроволновке или на водяной бане (основа плавится без непосредственного контакта с плитой), добавить красители и наполнители. Снять с огня, добавить эфирные масла. Подождать, пока на поверхности основы не появится пленка. Пленку снять, разлить массу в формочки, дать остыть. Для ускорения процесса можно поставить формочки в морозильник на 10 минут. Вынуть мыло, оно готово.
30-40 минут — время приготовления.
сочетание слоев из прозрачной и матовой основы дает красивый эффект.
Секрет хорошего мыла состоит в том, что нагревание необходимо осуществлять только до того момента, пока основа не расплавится. Никогда нельзя допускать, чтобы основа нагревалась больше чем до 60-65oC. Ни в коем случае нельзя доводить мыло до кипения, мыло пересохнет.
Когда основа уже не подвергается нагреванию, надо ввести эссенции: это могут быть духи, ароматические эфирные масла, которые можно купить в аптеке, или натуральные продукты, такие, как ваниль или мед. Сахар и мед — плавители.
Красителями пользоваться аккуратно, избыток приводит к образованию цветной пены.
Если Вы хотите, чтобы мыло, сделанное своими руками, имело увлажняющие свойства, можно добавить различные растительные масла. Не стоит добавлять более одной столовой ложки на 500 граммов основы. Добавление слишком большого количества масел способствует тому, что мыло получается слишком мягким и влажным, и не затвердевает. Можно добавить компоненты в качестве скраба, это может быть молотый кофе, сахар, молотые травы или что-то другое. Порошок какао не всегда дает приятный запах, с ним будьте аккуратнее.
Готовое мыло разливаем в формочки. Чтобы потом легче было извлекать мыло из формочек, (через несколько дней сушки) их можно смазать кукурузным маслом или жидким вазелином. Если формы не были смазаны, мыло достать очень сложно, не поломав его. Можно положить на 3-5 минут в морозилку, обдать формочку кипятком и попробовать вытащить. Можно без морозилки — подержать форму в горячей воде и вынуть мыло. От пластиковых форм (силиконовых в том числе) мыло даже без смазки отлипает.
Когда мыло разлито в формы, на его поверхности могут образоваться пузырьки воздуха. Следует заранее приготовить пульверизатор со спиртом (водкой). Одного нажатия на пульверизатор достаточно, чтобы пузырьки осели.
Сохнет мыло как минимум несколько дней — за это время вода из него высыхает. Получается все же обычно мягче покупных кусков — но оно и лучше. Чтобы пальцами не проминалось — уходит неделя — две. Если добавили слишком много масла — может не застыть.
На 100 г покупного мыла, в принципе, до 4 чайных ложек масла — нормально. Можно добавить твердых масел — какао, пальмовое, тогда застынет лучше. С основой масел нужно брать МЕНЬШЕ!
Чтобы готовое мыло не пересохло, заверните его в пленку или положите в коробочку.
В покупную мыльную основу можно добавить на 100 гр.:
3-7 капель эфирных масел
1/3 чайной ложки базового масла
3-4 капли ароматизатора
1-7 капель жидкого красителя
до 1/3 чайной ложки пигмента или перламутра
косметическую глину, мед, молотые травы и многое другое.
ОШИБКИ и тонкости мыловарения:
– розовые лепестки из красного цвета в мыле становятся зелеными;
– каркадэ, которым пытаются выкрасить мыло в красный цвет, сереют;
– Зеленка в мыле выцветает.
– Кофе (жидкость) запаха продукту не придает или дает неприятный. Хотя у некоторых получается.
– Скрабящие кусочки оседают на дне и не распределяются равномерно.
– сухая корица — становится скрабом а не ароматом (в детском мыле)
– корица с молоком — мыло будет пахнуть корицей
– слишком много трав — скраб получается, а не мыло
– много масел — мыло жирное и не пенится
– вино может придать серый цвет
– соль, добавленная в горячую мыльную массу, разлагает содержимое кастрюли на воду и мыльные хлопья.
– Соль может выступить в мыле колючими кристалликами
– После добавления соли нельзя добавлять воду, иначе мыло свернется
– Привычный сильный аромат покупного мыла достигается отдушками, а не натуральными эфирными маслами. Эфирные масла пахнут не сильно.
– шоколад или порошок какао дают белесый налет при хранении мыла
– цветное мыло: зеленое мыло — с петрушкой, желтое — с облепиховым маслом
– посуду брать С РУЧКАМИ!, а то мешать неудобно!
Мыловарение — целое искусство. В Чехии, например (да и в других странах) до сих пор существуют семейные династии мыловаров, обладающими своими секретами. У нас в России мыловарение пока — новинка и диковинка, но, единожды попробовав домашнее мыло, оцениваешь его превосходство. Возможно, и у нас когда-то появятся династии мыловаров!
И В ЧЕМ ЖЕ РАЗНИЦА. МЫЛО ПРОМЫШЛЕННОЕ И РУЧНОЙ РАБОТЫ В ДЕТАЛЯХ. До начала XIX века мыло производилось в основном в домашних условиях и для его изготовления использовались только натуральные компоненты, а именно остатки жира, собираемые после забоя домашнего скота или приготовления пищи.
Однако ситуация кардинально изменилась во время Первой мировой войны 1914 года. Жир – основной компонент мыла стал огромным дефицитом. Поэтому за дело взялись химики, придумавшие способ изменения структуры многих натуральных компонентов, позволивший получить вещество, альтернативное жиру.
Для промышленного производства мыла в России того времени существовала своя собственная дешевая база сырья. Синтез жирных кислот производили окислением различных продуктов переработки газа и нефти, преимущественно парафинов. Тогда и началось массовое промышленное производство синтетических мыл, получивших название детергентов или моющих веществ.
Преимуществом синтетически полученных мыл перед натуральными является сохранение ими моющих средств и в жесткой, и в холодной воде. Кроме того, детергенты обладают различными формулами, позволяющие им очищать определенные типы грязи.
Что же все-таки представляет собой мыло? Это натриевые или калиевые соли жирных кислот, результат реакции «омыления» между щелочью и маслами.