что готовят узбеки на поминки
Традиции узбекского народа. Похороны и поминки Разное
Умершего освидетельствует специальная медицинская комиссия и выдает заключение о смерти.
Ғассол или мурдашўй, покшўй (мойщик или мойщица тела умершего, умершей) тщательно омывает все тело свежей водой, проходит каждый участок тела душистым мылом, мочалкой и новой белой марлей, втирает в тело благовония: умерший должен предстать перед Аллахом нашим милостивым и милосерднымпречистым и хорошо пахнущим. Затем мойщик со своим помощникомвыравнивает всё тело покойного вдоль моечной доски, ногу к ноге, руки к телу и обвязывает их новой марлевой тканью. Глаза и рот закрываются, челюсть вместе с головой также обвязывается марлевой тканью. По пути на кладбище глаза и рот умершего не должны открыться, руки и ноги не должны уйти вразброс. Иначе по поверью умерший человек освободившимися от пут конечностями, ртом или глазами может захотеть забрать с собой кого нибудь из родных.
Далее умершего одевают в кафан (саван из новой прочной белой бязевой ткани в виде квадратной простыни). Первым куском бязи обмотают тело, что ниже его рта до ног, начиная от левого плеча до правого бока в виде рубашки. Вторым куском бязи обмотают ноги в виде штанов. А в этот момент близкие родственники усопшего оповещают остальных родственников, соседей, друзей, коллег, чтобы пришли и отдали последний долг, сдужителей мечети, чтобы назначили время траурного отпевания, и работников кладбища или могильщика, чтобы начали готовить могилу усопшему.
Мотам или аза (поминки, траур) начинается с громкого оплакивания умершего женщинами. Они вспоминают все его качества и доблести, прекрасный лик его, взаимную любовь к родителям и детям. Женщины одеты в траурную одежду. Это не яркое, простое, длинное и с длинными рукавами платье до пят без украшений, закрывающее все части тела. Оно может быть белым, в знак того, что царство мертвых олицетворяется как белое, незапятнанное место. Оно может быть черным, в знак того, что этот день смерти человека – черный день. Оно может быть в сочетании этих двух цветов – белого и черного, что говорит о том, что тело усопшего уйдет в черную землю, а душа взлетит к белому небу. Оно, наконец, может быть синим, что показывает: душа человека взлетит к синему небу. Обязательны и платки, покрывающие всю голову женщины и ниспадающие с ее плеч. Они тех же цветов, что и одежда и означают соответствующее. Каждая женщина подходит к покойнику, уже вынесенному после мытья во двор и положенного на сўри(деревянный настил во дворе для сидения, отдыха и обедов), кланяется ему и начинает громко причитать. Остальные женщины подпевают ей, повторяют ее слова.
Мужчины – близкие родственники покойника, его сыновья, взрослые внуки, братья надевают чапаны (халаты – зимой – стеганные, летом — легкие), на головах дўппи (тюбетейки) – летом или шапки – в холодное время. Они встречают всех пришедших на жаноза (заупокойную молитву перед погребением). Мужчины – не родственники не входят во двор, где на сўри лежит покойник и где его оплакивают женщины, а входят только родственники в дўппи и чапанах, на руках у них ҳасса — палки из только что срубленных веток дерева (если покойник имел детей — ветки ивового или фруктового дерева, если бездетен – ветки тополиного или другого нефруктового дерева). Они громко плачут со стенаниями: “Ах, мой отец, тяжко мне без вас! Горе мне, горе! Как дальше жить, подскажите” и др. Хотя по шариату кричать, громко плакать и причитать над умершим запрещается, у нас это считается верхом любви и уважения к покойному. Поощряется даже рвать на себе одежду, рвать волосы, бить себя по лицуи груди, падать без сознания в обморок. Но достаточно громкого плача и стенаний. Если и этого нет, в махалле могут заговорить о неуважении к усопшему. Остальные мужчины ждут на улице, для них подготовлены стулья, скамейки. В холодный день хозяева или соседи разжигают на улице костер, чтобы пришедшие погрелись. Если кому нужен чай, вода – всегда поднесут. Покойника за час до выноса из дома кладут в тобут (погребальные носилки). Тобут сделан из дерева черной ивы. В него кладутся новое одеяло и новое покрывало, которые не будут возвращены, а останутся у могильщика: ничто, ушедшее с мертвецом, не должно вернуться к живым.
В мечети похоронную процессию ждут на жаноза (предпохоронную заупокойную молитву) имам и другие муллы. Тобут ставится в центр двора мечети между имамом и другими людьми. Стоя лицом ко всем, имам читает короткую молитву, благодаря всевышнего за упокой души усопшего. Затем он спрашивает присутствующих о том, кто был обижен или обижал покойного, если да – прощает ли или просит ли прощения у родных и близких за причиненное зло. Еще спрашивает, имел ли усопший денежные и другие долги и перед кем. Если кто – либо из присутствующих подает утвердительный голос, то этот человек тут же должен обосноватьсвои претензии к усопшему (где, когда, как, на каких условиях была совершена эта сделка и почему покойный не рассчитался). Тогда обязательно слово берет один из близких покойного и убеждает имама, что в течение нескольких дней разберется в ситуации или он знает об этом, согласен с претензией и берет долг на себя, то есть долг будет возвращать он. Считается, что если долг умершего на себя взял кто-либо, то покойный не будет тревожиться в своем вечном сне, будет спокоен и благодушен. И последний вопрос имама: “Какой он (называется имя покойного) был человек?”. Из толпы звучит ответ: “Хороший был человек” или “Райский был человек”. По обычаю даже если человек был не таким примерным, о нем надобно говорить только хорошее, потому что в мечети присутствуют ангелы и они донесут Всевышнему о событии и словах. По заверщении этих речей, диалогов и реплик имам поворачивается спиной к присутствующим и лицом к қибла(сторона Мекки и Медины) и читает жаноза – длинную заупокойную молитву. Все, находящиеся в строю за имамом шепотом повторяют слова имама, повторяют его жесты и в конце молитвы возводят руки к небу, испрашивая мира и покоя для души покойного. Жаноза не читается по самоубийцам (самоубийство считается высшим грехом перед богом: убившие себя совершили преступление перед Аллахом. Только Всевышний дает и отбирает жизнь) и по шахидам (убиенным в борьбе за Родину), они сразу попадают в рай.
Далее тобут с покойным снова поднимается. Если кладбище недалеко, тобут опять несется на руках, если же далеко – на машине, а все родственники и желающие едут за этой машиной. На кладбище могила вырыта. Она состоит из большой ямы и лаҳада(бокового углубления в этой яме с узким проходом, чтобы туда протиснуть и уложить тело). Лаҳад закрывается камышом, дерном. Считается, что демоны будут искать это тело и не найдут его в могиле, так как он в другом месте.
Всем присутствующим раздается земля из фартука служителя клабища, чтобы каждый бросил горсть земли в могилу. Считается, что пришедший на похороны выполнил савоб (богоугодное дело). Затем могила забрасывается землей лопатой и кетменем могильщика. Имам читает аяты из Корана. Все, сидя на корточках вокруг могилы и поодаль, в глубоком почтении молятся. Похороны завершены. От родственников у могилы всем раздаются белбоғ (пояса на чапан из ткани) и дастрўмол (носовые платки). А оставшимся дома женщинам выносятся три большие лепешки (четное количество – символ праздника, нечетное – траурный знак), каждая отламывает кусок и ест. Обычай раздачи платков, поясов и хлеба видимо идет из древности, когда люди желали привлечь на похороны больше народа. Здесь же у могилы объявляется о дате и месте проведения оша в честь покойного. Возвращаются в дом усопшего другим путем, не тем, что пришли – приехали. Считается, что покойник должен забыть дорогу домой, чтобы не вернуться и не забрать кого-нибудь с собой из родного дома…
Траур для односельчан или жителей городской махалли длится три дня. Ворота дома или двери квартиры в эти открыты настежь, люди приходят, читают молитвы за упокой души и уходят. Родственники встречают и провожают их с глубоким почтением, благодаря за оказанное уважение. В течение этих трех дней в доме покойного пища не готовится, казан переворачивается. Свет в комнате покойного не выключается, считается, что душа усопшего еще здесь и не должна блуждать в потемках, а родственники этим как бы говорят: он (она) – в нашем сердце. По прошествии трех дней со дня похорон все вещи и одежда покойного раздаются родственникам.
В память о покойном проводятся мероприятия с названиями етти (семь, то есть семь дней), йигирма (двадцать, то есть двадцать дней), қирқ (сорок, то есть сорок дней) и йил (годовщина). Двадцать дней и сороковина проводятся на день раньше достижения этих дней со дня смерти, а годовщина на седьмой, девятый или одиннадцатый месяц (в зависимости от возраста усопшего: чем старше, тем ранее). В эти дни готовятся застолья, люди приходят, читаются молитвы, всё чинно, благородно, без видимой суеты, все в глубоком трауре, но уже никто не кричит, не плачет. Тут необходимо оговориться, что в больших городах, особенно в Ташкенте в настоящее время вместо этих, названных уже дней поминовения, назначается только один, обычно на двадцать дней. После сорока дней большинство родственников снимают траур и одеваются как уже им заблагорассудится. Только самые близкие будут держать траур целый год. Траурные одеяния затем собираются в одном местеи производится обряд их очищения: одежда стирается одним человеком с одним мылом, очень аккуратно, не расплескивая мыльную воду, вода сливается в место, которое считается чистым, например, под фруктовым деревом. Туда же сливается вода от вымытой посуды и утвари, которыми пользовались при проведении траура. На два ближайших хайита ворота дома, двери квартиры, где когда-то жил покойный, открываются настежь, любой может зайти, помолиться и отведать кушаний за дастарханом. На все эти мероприятия по покойному, начиная от похорон и до годовщины мужчины обнимаются с родственниками со словами «Бандалик» («Все мы рабы божьи»), «Соғинманг»(“Не тоскуйте”), “Истаманг”(«Не желайте»). Этим выражается желание не нарушать покой усопшего. Хозяева же приветствуют их стоя словами «Ҳуш келибсиз»(“Добро пожаловать”) и “Рахмат” (“Спасибо”). У женщин, как обычно, всё всегда сложнее. В женской половине они поют грустные песни, грустные причитания, колыбельные для усопшего, но теперь не так громко, как в день похорон. У каждой по марлевому платочку на руках, которым они прикрывают рот, как бы говоря, хочу расплакаться, зареветь, завыть, но нельзя.
В течение года близкие усопшего поставят соғона(надгробие) из хорошо отделанного жженного кирпича или поставят мраморную, гранитную стелу, где будут выведены имя и фамилия, даты рождения и смерти покойного, его пожелание живым или пожелание от живых ему.
Что можно и нельзя делать после похорон у мусульман: поминальные обычаи
Что можно и нельзя делать после похорон у мусульман: поминальные обычаи: Pixabay
Смерть человека сплачивает членов его семьи. В сложный момент друзья и знакомые приходят поддержать, помогают справиться с горем, берут на себя часть обязанностей по организации похорон. У мусульман существуют особые требования к поминальным обычаям, которые нужно чтить и соблюдать.
Правила поминания у мусульман
Чем правильнее и четче пройдут поминальные обряды в семье усопшего мусульманина, тем легче его душе пребывать в ожидании дня воскресения в барзахе. Каковы основные поминальные обряды после похорон, согласно с исламскими традициями?
У мусульман принято хоронить усопших в короткие сроки, желательно в день смерти до захода солнца, чтобы тело не изменило свой вид, как отмечает в книге «Китаб Аль-Джаназа Ва-ль-истифада Мин Хаза (Погребальный обряд в исламе)» А. Муслимов. Когда погребение совершено, готовятся к поминкам.
Организация поминок у мусульман
На какой день после смерти проводятся поминки у мусульман? Поминальная трапеза в доме умершего обычно проводится в день похорон. Как стоит вспоминать умершего согласно Корану? Умершего члена семьи принято вспоминать с теплотой либо не обсуждать вообще. Хорошо, если праведные дети усопшего будут читать за него дуа (личную молитву). На поминальную трапезу приглашают муллу, который читает Коран.
Поминки можно проводить в доме, в кафе или ресторане — решение о месте поминок принимает семья усопшего. В традиционных семьях мужчины и женщины сидят на поминках за отдельными столами либо по разным концам стола. Женщины — ближе к входной двери. Поминки можно заменить раздачей милостыни (хаир).
Правила поминания у мусульман : Pixabay
Какие есть правила поминания по шариату?
Шариат — это комплекс законов ислама, основанный на Коране и сунне пророка Мухаммеда. О нем пишет Али-Заде Айдын Ариф Оглы, автор книги «Исламский энциклопедический словарь». По правилам шариата не принято поминовение усопшего на третий, седьмой, сороковой и пятьдесят второй день. Считается, что поминание на седьмой и сороковой дни позаимствовано в других вероисповеданиях и не должно применяться в исламе.
В шариате сказано, что недопустимо делать после смерти человека что-то в знак скорби, чего не делали до того, например намеренно отпускать бороду.
Какие приняты угощения на мусульманских поминках?
На мусульманских поминках не употребляют алкоголь. Сама трапеза должна быть скромной, чтобы не обременять семью усопшего тратами. На стол подают такие традиционные блюда:
На поминальном обеде подают сладости, фрукты: хурму, изюм, печенье, традиционную домашнюю выпечку. Они символизируют сладость загробной жизни. Уходя с поминок, гости могут взять их с собой.
Особенности мусульманского траура
У мусульман существуют свои правила поминовения усопших. Они прописаны в Коране. Их нужно чтить, соблюдать и правильно трактовать, чтобы избегать во время похорон искажений и суеверий.
Особенности мусульманского траура: Pixabay
Как долго стоить выражать соболезнование родственникам умершего мусульманина?
У мусульман принято горевать по умершему три дня. Родня, друзья и знакомые люди выражают семье умершего соболезнования (тазия). В доме читают Коран, молятся, раздают всем приходящим в дом людям садаку. Садака — это благодарность за поддержку и дань в память усопшего. Она может быть в виде денег, сладостей или платков.
Все остальные традиции о поминовении усопшего в иные дни и более длительной скорби не прописаны в Коране.
Суеверия и запреты на похоронах и поминках
Есть определенные запреты, которые нужно соблюдать как в день похорон в доме и на кладбище, так и в дни траура. Мусульманские правила запрещают:
Шариат напрямую не запрещает женщинам посещать похороны, тем не менее это считается нежелательным. Посещение кладбища беременным женщинам запрещено.
Можно ли мусульманам дома ставить в рамки фотографии умерших родственников? В отличие от православных традиций, по законам Корана не принято ставит фотографию умершего, а также приборы для него за поминальным столом. Зеркала в доме также не принято занавешивать. Это считается суеверием.
Сколько длится мусульманский траур?
Законы шариата гласят следующее: траур по усопшему соблюдают только три дня с момента его кончины. Жены могут дольше скорбеть об умершем супруге — 10 дней, 4 месяца.
Как вести себя во время траура мусульманам? Нужно проявлять смирение и с благодарностью принимать заботу, если люди хотят помочь семье умершего человека. Большим благом считается желание держать пост за усопшего, если он хотел, но не успел это сделать.
Часто родственники и друзья полностью берут на себя финансовые расходы по проведению поминок. У мусульман принято погашать долги умершего, чтобы они не держали душу на земле.
Поминальные обычаи у различных мусульманских народов
У народов, исповедующих ислам, существуют национальные правила и обычаи, связанные с проводами усопшего. Это происходит, потому что этносы впитывали традиции смежных культур, проходили свой путь развития и становления. Что общего и в чем разница поминок в разных мусульманских странах?
Поминальный хлеб татар: Pixabay
Какие поминальные обычаи у мусульман казахов?
Жаназа (джаназа) у казахов проходит по правилам ислама. На поминальную трапезу «кудайы ас беру» приходит не только родня, но и все, кто знал усопшего. Самыми главными аспектами поминальной трапезы считается:
Желательно, чтобы трапеза была скромной и ограниченной во времени, чтобы не обременять семью усопшего. У казахов издавна не принято проводить поминальный обед в доме (юрте) усопшего. Дастархан организовывали у соседей или родственников, сейчас — в учреждении общепита.
В дальнейшем умершего родственника поминают в дни, освященные мусульманской традицией (Ораза-айт и Курбан-айт).
Какие поминальные обычаи у мусульман татар?
Татары проводят умеренные поминки. Здесь не принято накрывать столы в ресторане, а суть поминания заключается в чтении молитв по умершему. Приветствуется всеобщая молитва, ведь чем больше людей вспоминают человека после смерти, тем больше у него шансов быть благословенным на том свете.
Тем, кто пришел на поминки, татары собирают садаку, дают питу. Не возбраняется забирать с собой еду со стола.
Поминальные обычаи у азербайджанцев и киргизов
Азербайджанцы готовят поминальную трапезу в день похорон. Приходят все, кто узнал о похоронах, без специального приглашения. Часто затраты на похороны превышают свадебную смету.
У киргизов поминальный обед состоит из множества блюд. Они щедро угощают всех пришедших проститься с покойным и поддержать его семью. Такая щедрость смягчает и успокаивает душу человека, покинувшего этот мир.
Поминальные обряды черкесов и карачаевцев
На поминки черкесов приходят эфенди из разных аулов и часть суммы, выделенной на ритуальные действия, забирают для бедняков. На сороковой день устраивают многолюдные поминки.
У карачаевцев перед захоронением проводят деур — обряд выкупа грехов для всех, кроме девочек до 14 лет и мальчиков до 16. На поминки режут кур, барана, но пищу в доме готовить нельзя, это делают на улице. Самые многолюдные поминки устраивают на пятьдесят второй день. Поминают усопшего в годовщину смерти.
Похороны и поминальные обычаи — это важная часть религиозных канонов. Их соблюдение позволяет отдать дань уважения умершему, поддержать его близких и достойно пройти сложное испытание.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Что готовят узбеки на поминки
Как хоронят граждан Узбекистана
Похоронные обряды для прощания с жителями Узбекистана начинается с того момента, когда осуществляется констатация смерти человека.
Подготовка к погребению в Узбекистане проходит следующим образом.
Первоначально, для того, чтобы начать процесс похорон, необходимо, чтобы за весь этот процесс отвечал родственник усопшего. Среди длинного списка дел первым в очереди стоит вопрос, связанный с наймом специального человека, который обмывает трупы.
В Узбекистане такой человек называется мурдашуй. Затем нужно посетить кладбище и договориться с человеком, который будет копать могилу, его в этой стране называют гуркав. Затем, о смерти человека говорят всем его родным, близким и друзьям. После этого, ответственные за погребение усопшего занимаются получением свидетельства о смерти у докторов, а также предупредить служителей мечети, поскольку в определенной мечети в полдень будет происходить чтение заупокойной молитвы, которая называется жаноза.
Далее, дело идет за назначением мужского и женского распорядителя обряда, осуществляется выбор человека, который будет ответственным за решение такого вопроса, как обеспечение расстановки у подъезда, откуда будут выносить тело с гробом, столов и стульев, а также возьмет на себя обязательство подготовки к самовару на улице. Для чаепития нужны специальные пиалы, чайники, чашки, тарелки и блюда.
Дом, где скончался усопший, как правило, разделен на две половины: женскую и мужскую. В случае, если усопший жил в районе, где преобладали типовые пятиэтажные дома, тогда в его жилище осуществляется прием представительниц женского пола. Все мужчины же располагаются на дворе улице, который предварительно был огражден брезентом.
Прощание с телом в Узбекистане
Для нас, жителей Беларуси, постоянным траурным цветом считается именно черный цвет, который своей темнотой символизирует глубокую скорбь и печаль по ушедшему из жизни человеку. Однако женщины, которые находятся на похоронах в Узбекистане, одеваются в траурные одеяния именно белого цвета. С раннего утра родные усопшего, а именно женщины, встречают гостей с открытыми настежь дверями и громким плачем. Есть среди обычаев и такой: с каждым гостем похорон необходимо обняться. Также обязательно громко причитать, в среднем, по длительности, в три минуты.
Все, кто посетили прощание с ушедшим из жизни человеком, проходят в комнату. Та комната, в свою очередь, должна быть устлана стегаными одеялами и скатертью, а всех гостей рассаживают по периметру. В этом периметре есть особое место, именуемое «красным» углом. Здесь находит свое место приглашенная священнослужитель. Именно эта женщина читает специальные суры из Священного Корана.
Те, кто принимают в доме своих гостей, подают им на стол чаем, к нему также прилагается кишмиш, миндаль, жидкая хала, пирожки с мясом и без начинки, белое варенье и в обязательном порядке лепешки. Чуть позднее гостей угощают пловом и мантами, или же болгарскими перцами.
Стоит отметить, что все эти кушания и угощения приносят в дом родственники, поскольку готовить еду в доме усопшего в это время нельзя. После того, как была осуществлена траурная трапеза, наступает время для того, чтобы прочитать новые молитвы.
После нее гости поднимаются, прощаются с хозяевами. В доме, кроме хозяев жилья остаются только родственники, которые обязаны поддержать семью уснувшего вечным сном человеком. Они уйдут из этого дома лишь только тогда, как солнце зайдет за горизонт, а утром они придут снова и принесут продукты и еду для того, чтобы повторить церемонию прощания.
Все женщины, которые присутствуют на прощании, получают небольшие платки, которые вырезаны размером в 30 на 30 сантиметров. В эти платки-узелочки насыпают несколько кусочков сахара и горсть кишмиша. Девушки помладше должны контролировать то, чтобы каждому гостю хватило пиал и чая. Эти девушки также занимаются тем, что моют и снова расставляют чашки. Еще они должны своевременно прибрать не только саму квартиру, но и улицу, где, как мы помним, собирается мужская половина гостей. Дл того, чтобы обмыть тело покойного, необходимо отвести для этого процесса специальную комнату. Когда данная процедура завершается, человек, который занимался этим, получает в качестве оплаты не только деньги, но и калоши, махси, определенные вещи усопшего, а также керамическое блюдо, чайник, пиалу, чашку под первое в форме сферы и стеганое одеяло.
Стоит также отметить тот факт, что облачаться в определенные одежды – обязанность не только женская, но и мужская. Мужчины надевают халат, который соответствует сезону, этот халат подпоясывается платком, а на голову каждого мужчины надевается тюбетейка. Во главе стола все три дня прощания с усопшим в мужской половине церемонии находится приглашенный священник. В его обязанности входит чтение сур каждому гостю, который пришел на похороны.
Все мужчины, которые пришли на это прощание, сидят за столом и внимательно слушают суры из Корана в течение примерно пяти минут. После этого священник говорит свои слова, где выражает свою надежду на то, что душа умершего попадет в рай. После этих слов мужчины-гости совершают обряд омин. Затем, их угощают фруктами и чаем, и далее снова следует короткая молитва и обряд омин. И в конце место освобождается для гостей, которые только-только пришли и с их участием все процессы повторяются заново.
Похоронная церемония в Узбекистане
С наступлением полудня тело, которое было заранее подготовлено, завернуто в саван, а также уложено в тобут, поднимается мужчинами и несется до мечети. Мечеть, как правило, находится на территории кладбища. В похоронной процессии участие женщин не предусмотрено, поэтому те остаются дома. Главными в шествии похоронной процессии становятся сыновья, а также внуки умершего человека. Все они держат в руках посохи, которые, в свою очередь, сделаны из веток тутового дерева. В похоронной процессии в Узбекистане обязательными являются громкие причитания. За сыновьями и внуками идет толпа людей, а те, кто носят похоронные носилки периодически сменяют друг друга.
Как только похоронная процессия прибывает в мечеть, похоронные носилки ставят на специально подготовленный постамент. Мулла начинает чтение специальной заупокойной молитвы. После того, как молитва была окончено, тело умершего относят к заранее оборудованному могильному сооружению. Это сооружение чем-то напоминает склеп, а в нем самом есть лишь только один вход, который также служит выходом. Тело усопшего человека, которое завернуто только в саван, заносят в склеп и кладут таким образом, чтобы голова ушедшего из жизни человека была направлена в сторону Мекки.
И все эти многочисленные обряды, которые проводились до этого, подводят нас к такому простому, но к такому глубокому и символическому смыслу. Человек уходит из этого мира таким образом, каким он в него пришел – без единой вещи.
Информацию о всех организациях оказывающие ритуальные услуги в городах Беларуси Вы можете на сайте справочника Ритуальных услуг