что готовят татары на поминки 40 дней

что готовят татары на поминки 40 дней. Смотреть фото что готовят татары на поминки 40 дней. Смотреть картинку что готовят татары на поминки 40 дней. Картинка про что готовят татары на поминки 40 дней. Фото что готовят татары на поминки 40 днейtatarkam

Тенгрианство-прошлое и будущее татар-тюрков

Поминальный обряд юртовских татар

автор
кандидат исторических наук Нейля Руслановна Азизова

Обязанность задабривать (располагать к себе душу) покойника посредством поминок возлагается на всех его родственников.
Она исчезает только по прошествии года и проведения одних из наиболее важных поминок по умершему – годовщины с момента смерти. Очевидно, строгое исполнение траура по усопшему в течение года можно пытаться объяснять существовавшими ранее представлениями о том, что душа умершего человека окончательно покидает мир живых людей только по истечении года после его смерти.

Наиболее распространенным у юртовских татар, по моим наблюдениям, мировоззренческим мотивом традиции поминания усопших является их вера в то, что душа умершего человека радуется и успокаивается после устраиваемых по нему поминок.

У юртовских татар поминки положено устраивать на 3-й (очесе), 7-й (жидесе), 40-й (кырыгы), 51-й (илле бер) и сотый день после смерти человека.

Поминки отмечают у них также по прошествии шести (полгода) (яртэ ел) и двенадцати (года, ел) месяцев после наступления смерти.

В селе Килинчи поминки по умершему человеку, кроме указанных выше сроков, отводят также и на 36-й (утэз алтэ) день после смерти.

Что касается поминок сотого дня, то, по мнению ученых-историков, среди которых Р.К. Уразманова, юртовцы начали их отмечать с 1960-х годов под влиянием живущих в их среде казахов [Уразманова, 1992: 103-104]. Однако данная традиция может, на наш взгляд, являться изначально присущей юртовцам, поскольку проведение поминок сотого дня характерно и для карагашей, а также для других групп татар, в частности, сибирских [Томилов, Шаргородский, 1990: 129].

Однако еще столетие назад карагаши, кроме перечисленных дней поминок, отмечали в 19 веке поминки 20-ого дня [Мошков, 1894: 61].

У других мусульманских и поволжских народов сроки поминок отчасти совпадают со сроками поминок юртовских татар, отчасти различны с ними.
Так, например,
у калмыков поминки отводятся трижды: в день похорон, на 7-й и 49-й дни [Гучинова, 1989: 144],

у кряшен – в 3-й, 9-й, 40-й дни, в полгода и год [Татары…, 2001: 367],

В селе Три Протока информанты сообщили нам сведения, согласно которым родственники умершего должны оставлять от материи, использованной для изготовления савана, один кусок ткани с тем, чтобы сохранить его вместе с маленьким блюдцем, наполненным солью, в укромном месте дома (например, в шкафу) до годичных поминок.

В течение года каждые поминки (3, 7, 40 дней) этот кусок ткани должен заменять скатерть, расстилаемую на стол для угощения гостей. На всех поминках на середину стола обязательно выставляют блюдце с солью.

По материалам Р.К. Уразмановой, в случае отведения поминок по человеку, умершему в преклонном возрасте, кусок такой ткани (скатерти) разрывали на маленькие ленточки и раздавали их всем присутствующим с пожеланием того, чтобы каждый дожил до его лет [Уразманова, 1992: 98].

С этим же пожеланием такие ленточки могли привязывать к ручке маленького ребенка [Там же]. В некоторых группах сибирских татар, в частности, курдакско-саргатских, аналогичные повязки носили до тех пор, пока они не рвались сами [Белич, Богомолов, 1991: 167]. В настоящее время нашими исследованиями бытования подобной традиции у юртовских татар не зафиксировано.

В то же время, обычай одаривания ленточками из поминальной «скатерти», по нашему мнению, можно сравнить с одариванием (в качестве садака) участников проводов и похорон умершего нитками (жеп), используемыми при шитье савана [ПМА, 2002].

Примечательно, что аналоги данного ритуала (с нитями либо лентами) можно встретить и в культуре других народов. Так, известно, что башкиры обматывали «нитками умершего» часть ноги у колена и около стопы – на 10 или 30 раз [Фатыхова, 1994: 96]. Обычай раздавать нитки во время выноса покойного из дома бытовал, в частности, у удмуртов и крещенных татар [Христолюбова, 1978: 77; Матвеев, 1899: 11].

У марийцев мотками ниток закрывали глаза, уши и рот покойника, желая тем самым оградиться от него.

Размещение ниток вместе с покойником связывается некоторыми исследователями с представлениями о «жизненных нитях», даваемых человеку при рождении и соединяющих его с другими мирами, раздача же ниток живым людям символизирует собой пожелание их долголетия [Федянович, 1997: 128; Попов, 1985: 162-164].

Характерный для некоторых других групп татар обычай кормления души умершего [Томилов, Шаргородский, 1990: 128] у юртовцев не практикуется.
На 7-й день поминок у юртовцев также принято раздаривать различные вещи (у казанских татар, для сравнения, раздача-раздаривание вещей происходит не на 7-й день, а на 40-й день, см.: Уразманова, 1984: 122). В этот день приглашают в гости кого-либо из участников похорон. Копальщикам и обмывальщикам вновь вручают рубашки и деньги (по 10-15 рублей). Юртовские татары считают, что именно в 7-й день хозяйка может сменить ту одежду, в которой она ходила в течение недели, на новую (другую).

По представлениям всех астраханских татар, в том числе, юртовцев, души умерших могут посещать свой дом ежедневно в течение всего года.

С утверждением мусульманства всеобщим поминальным днем повсеместно стала считаться пятница. Исполнением этого правила объясняется то, что каждый четверг в течение года женщины (в домах, где длится годичный траур) с раннего утра готовят тесто для выпечки ритуальных пышек – баурсак или кайнары, пэрэмэч (с мясной или картофельной начинкой). Их жарят на раскаленной сковороде на растительном масле так, чтобы «чувствовался запах», необходимый, по мнению многих мусульман, для успокоения души умершего.

Иногда в дом в этот день для прочтения молитвы по усопшему приглашаются мулла или пожилая женщина, которых затем обязательно угощают чаем с пышками.

Знающая молитвы из Корана хозяйка может сама читать их по пятницам, не прибегая к помощи муллы.

Подобные церемонии с чаепитием находят параллели в традициях других групп татар, а также карачаевцев, ногайцев, некоторых среднеазиатских народов [Калмыков, Керейтов, Сикалиев, 1988: 174; Томилов, Шаргородский, 1991: 128
Особенно важное значение юртовцами придается поминкам, устраиваемым на сороковой и пятьдесят первый (илле бер) день после смерти человека.

По свидетельствам наших информантов, 51-й (поминальный) день является самым мучительным днем для умершего человека, поскольку в этот день у него происходит «отделение друг от друга всех костей…».

Старики считают, что в этот день на кладбище раздаются громкие стоны покойников. Для облегчения мук умерших родственники должны прочесть три-четыре (конкретные) молитвы [ПМА, 2002].

На эти поминки приходят только приглашенные люди.

По нашим наблюдениям, стол для проведения поминок хозяйка накрывает заранее, до прихода гостей.

На столе обязательно должны стоять новые тарелки и ложки.

Присутствие ножей и вилок исключается.

Обязательным (как правило, первым) блюдом, которое выставляется на стол, является суп-лапша с мясом говядины или баранины. Его подают, передавая наполненные тарелки по одной.

Обмывальщиков в этот день вновь одаривают платьем и деньгами (садака), а также новыми тарелками, заполненными пловом, и ложками.

Эти поминки проходят относительно скромно, так как символизируют собой окончание траура. В течение всего годичного срока траура родственники не могут веселиться, вступать в брак и др. Однако на сегодняшний день и сельская, и городская молодежь (юртовцы) не соблюдает строго правил траура.

Траурной одежды у юртовских татар не существует, ношение таковой они не практиковали и в прошлом.

Проведенные мной в юртовских селах Астраханской области полевые этнографические исследования (в 1998-2003 гг.) позволяют считать, что похоронно-поминальная обрядность юртовских татар являет собой весьма устойчивый механизм воспроизводства не только относящих к конкретной сфере знаний, культовых ритуалов и производственных навыков (шитье савана, копание могил, изготовление погребального оборудования и пр.), но и собственно ее этнической специфики (в том числе, самосознания).

кандидат исторических наук
Азизова Нейля Руслановна

Источник

Поминки у мусульман

Все религии мира считают, что после смерти душа покидает тело для дальнейшего существования вне физического мира. Послепохоронные обряды и обычаи, к числу которых относятся и поминки, призваны помочь душе двигаться в правильном направлении в своем внеземном путешествии. Поминки у мусульман имеют свои особенности, речь о которых пойдет ниже.

что готовят татары на поминки 40 дней. Смотреть фото что готовят татары на поминки 40 дней. Смотреть картинку что готовят татары на поминки 40 дней. Картинка про что готовят татары на поминки 40 дней. Фото что готовят татары на поминки 40 дней

Значение поминок у мусульман

В Коране нет требования устраивать поминки, как нет и их запрета. Строго говоря, обычай проводить мусульманские поминки во многом сформировался под влиянием христианской традиции. Ортодоксальные мусульмане до сих пор считают, что ритуальная трапеза допустима только по радостным поводам, к которым уход близкого человека не относится.

Тем не менее обычай поминок широко распространен в исламском мире и регламентируется современными толкованиями Шариата – правил поведения мусульманина на основе Корана и сунны пророка Мухаммеда.

На какие дни проходят поминки у мусульман

Из вышесказанного очевидно, что в исламе не может быть рекомендованных Кораном конкретных поминальных дат. Пророк Мухаммед говорил, что поминать усопших можно в любое время, не выделяя для этого особых дней. Согласно Шариату, первые три дня после похорон следует отвести для поминальных молитв за душу усопшего, отложив хозяйственные дела. По Корану, она еще находится на земле. Эти же дни отведены для однократных визитов знавших покойного с выражением соболезнований (тазии). На третий день уже можно приглашать людей на поминки.

Как правило, поминальные трапезы организуются на третий, седьмой или девятый и 40-й день после погребения, а также в его годовщину. Нетрудно видеть, что поминальные дни у мусульман совпадают с таковыми у христиан. Каждая из этих дат считается рубежной в посмертном странствии души. Как правило, наиболее многолюдны первые поминки на третий день. В остальные дни собирается узкий круг близких родственников покойного.

Срок траура, как правило, составляет 40 дней для близких родственников, и 7 дней – для дальних. Многие мужчины в этот период не бреются в знак скорби. Специфически мусульманским днем поминания можно считать четверги вплоть до 40-го дня, а также 52-й день. Последний день толкуется как время окончательного телесного разложения. В четверги вплоть до 40-го дня проходят поминальные чаепития с минимальным угощением. При этом двери дома покойника держат открытыми весь день.

После 40-го в доме покойного снова может звучать музыка, разрешаются также отложенные свадьбы. Однако помолвленные пары могут заключить брак через 1 год после смерти своего родственника.

Мусульманка выдерживает траур по мужу четыре месяца и 10 дней, во время которых нельзя посещать не только светские мероприятия, но и мечеть: исключение составляют работа и учеба. Траурным может быть не только черный цвет: допустимы также лиловый и темно-зеленый.

В мусульманские праздники Навруз, Ураза-Байрам и Курбан-Байрам поминают умерших молитвами за упокой их душ.

что готовят татары на поминки 40 дней. Смотреть фото что готовят татары на поминки 40 дней. Смотреть картинку что готовят татары на поминки 40 дней. Картинка про что готовят татары на поминки 40 дней. Фото что готовят татары на поминки 40 дней

Правила проведения поминок у мусульман

Поминальный стол должен быть скромным. Считается, что поминки не должны пробивать брешь в финансовом состоянии семьи усопшего и заставлять залезать ее в долги. Запрещено устраивать поминки на средства умершего даже при оставлении их в качестве наследства. Для исключения чрезмерных трат семьи покойного духовные лица советуют их родственникам приносить часть блюд с собой. Вместо неуместных затрат на обильный поминальный стол рекомендуется направить деньги на раздачу милостыни.

Собравшиеся за поминальным столом в молчании (знак скорби) периодически слушают отрывки из Корана. Первой прочитывается сура «Ясин», помогающая в горе. Только встав из-за стола, можно заговорить о богоугодных делах покойного. Его фотографию и прибор на стол не ставят.

Участвующие гости должны вести себя сдержанно и тихо. Смирение и терпение – важные добродетели мусульманина. Громкие причитания и плач считаются неуважением к свершившейся воле Аллаха. Совершенно неуместны шумные разговоры и тем более споры. Приглашенные не должны подолгу засиживаться. Приехавших на похороны и поминки должны разместить у себя соседи-мусульмане. При отсутствии таковых приглашенные иногородние останавливаются в гостиницах.

Соответствующие наставления хозяевам и приглашенным дает имам, как правило, присутствующий на поминках. До его прихода Коран, по мусульманским обычаям, читает старший по возрасту мужчина.

что готовят татары на поминки 40 дней. Смотреть фото что готовят татары на поминки 40 дней. Смотреть картинку что готовят татары на поминки 40 дней. Картинка про что готовят татары на поминки 40 дней. Фото что готовят татары на поминки 40 дней

Мужчины и женщины поминают усопшего за разными столами, а иногда и в разных помещениях. В маленькой комнате с единственным столом за ним сидят только мужчины. В неконсервативных общинах допускается размещение лиц противоположного пола в разных концах стола. Детей к поминальному столу не допускают. Поминальное застолье не должно длиться долго.

В реальности богатые люди часто используют поминки для демонстрации своего жизненного успеха окружающим и закатывают целый пир. В семьях со средним достатком за поминальным столом сидят только ближайшие родственники. Бедные люди ограничиваются раздачей садаки – милостыни в виде денег или какого-либо богоугодного дела.

Кого приглашают

На поминки, как правило, приглашают всех родственников покойного. В зависимости от региона и финансового положения семьи усопшего это общее правило может трактоваться в сторону расширения (сослуживцы, соседи и знакомые) или ужесточения (только ближайшие родственники).

Что готовят на мусульманские поминки

Естественно, что во время любой мусульманской трапезы нельзя есть свинину и употреблять спиртные напитки. Отличительная особенность именно поминок – обязательное наличие сладостей как символа радости души усопшего в раю. В остальном поминальная трапеза совпадает с обычной. В ее меню обычно входят:

что готовят татары на поминки 40 дней. Смотреть фото что готовят татары на поминки 40 дней. Смотреть картинку что готовят татары на поминки 40 дней. Картинка про что готовят татары на поминки 40 дней. Фото что готовят татары на поминки 40 дней

Что можно раздавать

Во время и после поминок можно раздавать небольшие дары (садаку, хаер) соседям по столу как вариант поминовения. Это способствует избавлению души умершего от последствий прижизненных грехов. Кроме денег, у некоторых мусульманских народов (см. ниже) принято раздавать также нетронутые во время поминальной трапезы блюда. Пришедшим можно дарить также носовые платки, полотенца, продукты, одежду. Часть садаки позже раздается отсутствующим по уважительной причине родственникам и знакомым.

Мусульманские поминки у разных народов

В мусульманском мире у разных народов сложились свои поминальные традиции.

Поминки в Азербайджане, Казахстане и Киргизии очень расточительны. Ломящийся от яств поминальный стол считается показателем любви родственников к покойному. На поминки приглашают всех, имевших хоть малейшее отношение к усопшему. В обязательном порядке режут собственный или купленный скот. В Азербайджане на поминальном столе присутствуют мясные супы бозбаш и пити. Около дома разбиваются шатры для гостей, где те могут переночевать.

В Казахстане непомерные затраты на поминальный стол даже стали предметом дискуссий в среде духовенства. Имамы рекомендовали верующим ограничиться малозатратными национальными блюдами – кашей талкан, молочным продуктом каймак, лепешками жети нан, пончиками баурсаки и другими.

В других исламских странах поминки проходят скромнее. Турецкий поминальный стол накрывается только на 40-й день и в годовщину. Его обязательный, а иногда и единственный атрибут – ореховая халва. Часто готовят также плов.

Основной акцент татарских поминок – постоянное чтение молитв при весьма скромном угощении. Часто поминки проводятся не дома, а в кафе. На столе присутствуют бараний суп шурпа и несколько вариантов лапши – тукмас и бешбармак. По окончании поминок присутствовавшим раздаются нетронутые блюда и небольшие деньги (до 100 руб.) с просьбой молиться за душу усопшего.

Источник

Поминки у мусульман

Смерть («хазимуль-ляззат») — это окончание земного пути и переход в вечность. В Коране написано, что к смерти нужно готовиться всю жизнь и выполнять все предписания Шариата. Поэтому мусульмане большое значение придают соблюдению таких обрядов, как омовение и погребение.

Мусульманские поминки по шариату

В мусульманских странах они проводятся на третий, седьмой, сороковой день после кончины. Затем ушедшего из жизни вспоминают молитвой и милостыней, ежегодно на исламские праздники, например, Курбан-Байрам или Рамазан-Байрам.

что готовят татары на поминки 40 дней. Смотреть фото что готовят татары на поминки 40 дней. Смотреть картинку что готовят татары на поминки 40 дней. Картинка про что готовят татары на поминки 40 дней. Фото что готовят татары на поминки 40 дней

По шариату, делается это согласно следующим правилам:

На поминки зовут всю родню

Мусульмане ценят родственные связи, поэтому на похороны созываются все родственники. Те, в свою очередь, должны выразить соболезнования. Отсутствие разрешено только в случае тяжелой болезни приглашенного.

Более радикально настроенные мусульмане считают, что поминальной трапезе наоборот, должно предшествовать радостное событие, а не трагичное. Присутствующие родственники на поминках, негромко беседуют, вспоминают хорошее.

Нельзя ругаться, шутить, спорить, шуметь, пить спиртное. Родственников, которые приехали из другого города необходимо разместить у себя.

Поминальный стол по шариату, скромно и обыденно

Главная особенность мусульманской кухни — это полное отсутствие свинины и алкоголя. Вначале подается суп с домашней лапшой, плов и национальные десерты.

Основным напитком традиционно является чай, который наливают в небольшие стаканы без ручек.

Чаще всего на стол подают:

Поминальные чаепития по четвергам до 40-го дня

Поминки устраивают каждую неделю, пока не наступит 40 день смерти. Основной целью является молитва и чтение Корана о душе усопшего. На стол не ставят деликатесы или какие-то специфические блюда.

Поминальный стол в исламе

В разных странах он будет отличаться, но некоторые блюда есть везде. Считается, что пар от бульона с домашней лапшой, помогает вознестись душе на небеса, а десерты делают жизнь в раю покойного слаще. Блюда из мяса должны быть разрешены по канону. Как уже говорилось ранее, запрещена свинина.

Поминальная трапеза

Она проводится на 3 день после похорон. Это священные дни у мусульман. Согласно Корану, душа человека в этот момент все еще находится на земле. Далее их устраивают на 7 и 40 день. У некоторых народов на 3, 36 и 51 сутки. Блюда подаются традиционные, в основном действуют те же правила, что и при проведении поминок.

Согласно традициям, трапеза после похорон проводится в доме усопшего. Если места, чтобы разместить приглашенных не хватает, обращаются в кафе. Здесь действуют следующие правила:

Мусульманские поминки в разных странах

Как и в других религиях, законы шариата в разных странах отличаются, поэтому и проводы умершего в загробную жизнь будут разными.

Поминки в Турции

Тело покойного в Турции не кремируют. Его отвозят в морг, омывают, закутывают в саван. В исламе особое отношение к омовению. Если очищающий обряд не был проведен, то человек не будет готов к встрече с Аллахом. Тело омывают близкие родственники. Далее идут в мечеть, чтобы пригласить имама, где он прочитает Джаназу, за иноверцев и неверующих молитва не читается. Тело покойного кладут на правый бок, так, чтобы лицо смотрело в сторону священной Каабы. Она расположена в Мекке и считается главной святыней всех мусульман.

Согласно исламским обычаям правоверного мусульманина хоронят до захода солнца в день смерти. Поминальный обед в Турции проводится на 7 и 40 день, все родственники выражают соболезнования семье умершего в течение 3 дней. Проигнорировать скорбное событие считается оскорблением. На могиле ставят памятник без фото, где выгравировано только имя. В Турции принято подавать следующие блюда:

Поминки в Азербайджане

По завершению похорон устраивают трапезу по покойному, если она проходит в доме умершего, то в подготовке участвуют все соседи. В селах устанавливают специальные навесные палатки, где размещают еду и стулья. Они напоминают армейские навесы, натянутые на железный трубчатый каркас, и стоят 3 дня с окончания похорон.

В Азербайджане подают только чай со сладостями, чаще всего халву. На 40 день или в праздник Нарвуз, завернутую в тонкий лаваш халву, раздают родственникам и соседям, несут на кладбище, угощают бедняков. Трапеза по усопшему проходит на 7 и 52 день, должен присутствовать мулла.

По прошествии трех дней принято подавать плов и мясные блюда. Стол накрывают в соответствии с материальным положением семьи, проходит обряд очищения. Согласно старым традициям, постельные принадлежности, матрас, на котором лежат покойный, стирают в реке. Сегодня стирка проходит традиционным способом.

Еще одна любопытная традиция справлять поминки каждый четверг, вплоть до 40 дня. Любой человек может прийти в семью покойного и выразить соболезнования.

В отличие от Турции, женщинам разрешено надевать черные одежды. Также вплоть до 40 дня нельзя устраивать свадьбы и другие торжественные мероприятия. Если молодые помолвлены, то они обязаны ждать год, чтобы пожениться, пока не закончится траур.

Официальных наставлений как организовывать трапезу по усопшему в Коране нет, это скорее христианская традиция, которая перекочевала в исламские страны. В каждой стране она проводится по-разному, в соответствии с традициями и обычаями страны. Одно остается неизменным, необходимо пригласить имама, муллу и читать молитвы о душе покойного.

Источник

В последний путь по-татарски

Христианину еще и сейчас не просто попасть на поминальный обед к татарам. На днях отмечали сороковой день смерти имама-хатыба Закабанной мечети Исхака хазрата Лотфуллина, с которым мы много лет сотрудничали. И я была приглашена его вдовой Галией на поминки.

У мусульман похоронно-поминальный обряд – это интимный, закрытый от постороннего глаза процесс. Даже муж не имеет права взглянуть на умершую жену, подойти к ней до тех пор, пока женщины не обмоют и не уберут покойную в саван. Обмывают усопшую опять же только женщины, но и они не должны видеть наготу покойницы, поэтому над умершей четыре женщины (иногда две) держат покрывало. А несут на кладбище и хоронят только мужчины. Вот так все строго.

Поминки на сороковой день у мусульман гораздо значимее, чем на третий, седьмой день, через полгода и год. Знаменитый исследователь культуры и быта казанских татар этнограф Карл Фукс сообщает, что поминовения и раздачи милостыни продолжаются шесть недель: «К богатым покойникам мулла несколько раз в день ходит на могилу и читает назначенные для этого суры из Алкорана». Сороковым днем и заканчиваются эти скорбные шесть недель. В былые времена, отмечая сороковой день, совершали жертвоприношения, забивали барана, курицу и добывали к столу рыбу. А татары-мишары забивали («пускали кровь») телку. Вот как этот обряд описан доктором исторических наук, профессором Казанского госуниверситета Уразмановой: «Перед началом поминального обеда несколько человек шли на кладбище и приглашали умершего словами: «Идем с нами, проводим твой праздник». За столом оставляли место, ставили тарелку, стакан, клали ложку, повернув ее черенком в обратную сторону. Завершив обед, «провожали покойника». Обряд назывался «проводы костей»: с «места покойника» брали еду, водку, собирали все кости со стола (их нельзя было ни ломать, ни грызть), пищу клали на столб забора, водку выливали под столб, кости закапывали, приговаривая: «Простите, не причиняйте вреда». Вернувшись в дом, сообщали: «Проводили его». Все присутствующие говорили: «Пусть земля будет легкой». Затем приступали к раздаче вещей покойного».

Сегодня все уже не так. Во всяком случае, «проводы костей» теперь редко где встретишь.

В столовой при Закабанной мечети, где проходил поминальный обед по Исхаку хазрату, к приходу самых близких родных, друзей и соратников покойного уже были накрыты столы. На них – большие блюда с салатами, закусками из копченой конины и конской же колбасы, большими кусками нарезанная отварная курица. Все мясное, разумеется, – халяль, когда животное забивают с молитвой, согласно шариату. На столе много фруктов и сладостей: сладкие пироги, конфеты, сдобное печенье. Каждый пришедший что-то несет для стола – фрукты, мед, варенье, конфеты. Традиция приносить пищу с собой – отзвук советских атеистических времен – это часть тех самых значительных изменений в поминальном обряде. Раньше пришедших помянуть покойного обносили традиционными блюдами: лапшой на мясном бульоне, отварным картофелем с куском жирной говядины и чаем со сладкими пирогами – только после того, как мулла прочтет намаз.

Молитву мулла завершает «посвящением», в котором наряду с Пророком и святыми упоминаются имя покойного, а также имена всех умерших родственников. Звуки намаза производят магическое действие на собравшихся: все затихают, опустив взор и положив руки на колени. Пришедшие помянуть покойного молятся и просят Аллаха, чтобы душа, которая на сороковой день покидает тело, попала в рай. Мулла читает молитву. И его скорбный и строгий голос уже невозможно слушать без слез. Но Коран запрещает мусульманину плакать по покойному, ибо считается, что тот в это время мучается. Однако у многих по щекам все равно текут слезы.

После молитвы принято раздавать садака. У этого слова много значений. Прежде всего – это подаяние, но в данном конкретном случае это, как сказали бы русские, «поминок». Женщинам раздали небольшие махровые полотенца. Мужчинам – то же самое, но размером побольше. Мне тоже дали вначале небольшое полотенце для рук, потом 10 рублей и еще 10 рублей дала сестра покойного. Садака раздают члены семьи покойного и близкие родственники – братья и сестры. Сестра Исхака хазрата сидела недалеко от меня, и я видела пачку десяти- и сторублевок, которые она быстро раздала, пуская деньги по женским рядам.

Затем, расстелив полотенца на колени, собравшиеся приступили к закускам и салатам, после которых подают жирные горячие блюда: картофельный суп с куском говядины, потом просто отварной картофель с той же говядиной и плов. Вторые блюда можно выбирать без принуждения. У татар принято, чтобы гости сами забирали с собой часть угощений в салфетку или в мешочек. При этом принято ничего не оставлять на столе. Отобедав, гости не расходятся – тот, кто желает, может сказать что-то хорошее о покойном, и только после этого поминки официально заканчиваются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *