что делать если ругает начальник
Что делать, когда ругает начальник?
Большинство офисных работников знают знаменитую фразу – «Хороший босс – плохой босс». Однако у руководителей часто возникают разные причины, чтоб сделать своим подчиненным «хороший денек». Недопонимания со своим начальством бывают по разным причинам и в разных ситуациях. Поэтому давайте более детально разберемся в таких вопросах:
1) Как решить конфликт с начальством без ущерба для своего психологического состояния;
2) Что делать, чтобы начальник не ругал;
3) Как не вступить в бесполезный спор с начальником.
Основные причины конфликтов с руководством и их решение.
Руководитель в первую очередь человек.
Как и любой человек, каждый начальник имеет свои различные проблемы со своим здоровьем, разногласием в его семье, а также накопившаяся усталость. Поэтому самые обыденные человеческие факторы могут повлиять на психологическое настроение, которое позже выльется в конфликтную ситуацию «из-за нечего» с сотрудниками.
Решение.
Изначально постарайтесь в данной ситуации проявлять спокойствие. Не стоит воспринимать близко к сердцу любой втык или ругань. Тем более, когда вы сами знаете, что причина, тому – это личные проблема руководителя. Таким образом, лучше всего использовать стиль «уклонения» и «приспособления». Например, когда вы видите, что спокойная обстановка вот-вот превратится в бесполезную ругань, то попробуйте выйти из помещения. Пускай пройдет некоторое время и ваш начальник успокоится. Если уже не получилось вовремя покинуть «ковер», тогда стоит выслушать все его высказывание, и сделать вид, что вы все поняли.
Руководитель получил «по шапке» от вышестоящих по должности.
Любой начальник должен от своих подчиненных требовать хорошую и качественную работу. Ведь он отвечает за всех сотрудников. При этом трудности в работе не возникают, когда все сотрудники правильно все исполняют.
Решение.
В таком случае правильнее не вступать в спор с шефом, а спокойно узнать о пробелах в своей работе. Нужно не переживать про свои личные промахи а понимать, что любые ошибки допускают все.
Ваш начальник самодур.
К большому сожалению, таких в наше время очень много. Как правило, самодур постоянно может высказывать любые необоснованные претензии, также частенько может давать своим подчиненным противоречивые указания. В основном действует по своей «логической» инициативе и «тактике». Поэтому конфликты с руководством по этой причине неизбежны.
Решение.
Бывают такие места работы, на которых очень комфортно работать и единственным минусом является только руководитель. Поэтому если работа вам дорога, тогда терпите. Постарайтесь подружиться с ним. Потому что бывает плохой начальник, но хороший человек. Однако, если действительно все плохо, тогда ждите, когда его уволят или сами уже увольняйтесь. Ведь и терпеть такого «самоуправца» психологически очень сложно.
Руководитель обосновано и справедливо вычитал вас по делу.
Понятное дело, что без ошибок и своих промахов в каждой работе не обойтись. Поэтому имеет место быть и обоснованные претензии в сторону своих недочетов.
Решение.
Проанализируйте свое личное отношение к самой специфике работы. Ведь часто мы все что-то не дорабатываем или не с полной ответственностью подходим к некоторым своим обязанностям. Может все же стоит подойти за помощью к своему начальнику и попросить у него профессиональной рекомендации по вопросам как лучше поступить в той или иной ситуации. Руководители наверняка раньше могли уже проходить через все эти трудности, которые вы проходите сейчас. Поэтому могут дать несколько полезных советов. Также старайтесь сами совершенствовать свои знания профессии. Ведь не один начальник не будет ругать вас, если увидит, что вы действительно заинтересованы развиваться, и любите свою работу.
В заключение стоит отметить, что любую сложность на работе и несостыковку с руководителем можно решить и прийти к обоюдному согласию мирными переговорами. Важно никогда не повышать голос на своего начальника. Таким образом вы убиваете сразу несколько зайцев – сохраняете свои нервы, отношения и репутацию в коллективе.
А вот как во всем известном видео из новостей Firstnews Ru глава Совета Федерации В.И.Матвиенко отчитывает заместителя министра образования России за невыполненную работу. Стоит посмотреть…
Что делать, когда ругает начальник?
Что делать, если начальник ругает вас на глазах у подчиненных
Ваш босс устраивает публичные выговоры и демонстрирует явную недоброжелательность к вам. Как сделать так, чтобы его поведение не сказалось на ваших отношениях с подчиненными?
Будьте честны
Во-первых, все зависит от причины недовольства. Что вы сделали не так? Если вы допустили профессиональную ошибку и выговор получили заслуженный, будет лучше сознаться в промахе. Самый выигрышный вариант в данном случае — признание своей ошибки. Все люди ошибаются. Если в случившемся действительно есть ваша вина, не стоит выдумывать себе оправдания, нервничать и занимать оборонительную позицию.
Не отмалчивайтесь. Вы заслужите куда большее уважение со стороны коллег и подчиненных, если скажете: «Да, я кое-что не учел. Раньше я никогда не сталкивался с подобной проблемой, но теперь сделал выводы, приобрел новый опыт и впредь буду знать, как избежать подобной ситуации. В ходе следующей рабочей встречи мы детально разберем этот случай».
Не провоцируйте скандал на глазах у коллектива. Если вы понимаете, что руководитель не прав, попросите его о личной встрече. Лучше выяснить отношения тет-а-тет, иначе ваш воинственный настрой может вызвать новый приступ раздражения у руководителя. Оставшись с ним наедине, попросите его объяснить, в чем суть его претензий, и аргументируйте свою позицию. Это поможет вам разобраться в проблеме.
Поговорите с сотрудниками
Уважение подчиненных невозможно потерять моментально — для этого должна найтись существенная причина, напрямую затрагивающая каждого сотрудника. Все зависит от прошлого опыта общения. Если у вас до этого были неплохие отношения с подчиненными, вряд ли один-единственный промах повлияет на ваш авторитет. Дайте сотрудникам понять, что вы делаете одно общее дело — как начальник вы берете на себя ответственность за все неудачи подчиненных.
Соберите работников и обсудите произошедшее. Что было упущено? Что вы все сделали не так, что нужно сделать для того, чтобы исправить ошибку? Передайте подчиненным пожелания босса, поблагодарите за готовность помочь.
«Нашему отделу не удалось выполнить план, так что от начальства я получил по полной, — рассказывает менеджер по маркетингу Сергей. — Тогда я собрал своих ребят и объявил им, что шеф мной недоволен. Я знал, что мои подчиненные не халтурили и делали все возможное, о чем я им и сообщил. Потом каждый высказал свою точку зрения, и в ходе обсуждения мы нашли довольно рискованное решение. Я потратил несколько месяцев на то, чтобы уговорить руководство послушаться нашего совета по расширению рынка. В итоге все получилось, и компания приобрела новые доходы».
Не стоит переносить негатив на подчиненных. Но если ошибка произошла по вине конкретного сотрудника, хотя вы давали другие распоряжения, накажите провинившегося. Докладывать начальству об этом не обязательно: по большому счету руководству все равно, кто виноват, главное — результат. Подумайте, какие меры стоит принять (перераспределить задачи, продумать систему контроля), чтобы избежать промахов в будущем.
Демонстрируйте уверенность
Хороший лидер — сильный лидер. Не позволяйте подчиненным видеть ваши слабости. Иногда слишком велико желание пожаловаться подчиненным и коллегам на то, какой ваш шеф самодур и идиот, но это только навредит вашему авторитету.
«Я всего месяц работала в компании, и шеф достал меня со своими придирками: то я посылаю не того сотрудника на проект, то не советуюсь с ним по элементарному вопросу, — рассказывает event-менеджер Елена. — Он считал меня молоденькой и несмышленой дурочкой, которая долго в компании не продержится. Все свои претензии он любил высказывать в своем кабинете, но громко и с открытой дверью, так что все сотрудники слышали каждое его слово. Как-то после очередной выволочки я, вся в слезах, разговорилась со своей коллегой в курилке: та покивала головой и согласилась с тем, что у директора тяжелый характер. На следующий день, когда начальник вновь принялся отчитывать меня по какому-то непринципиальному поводу, моя коллега сама вклинилась в разговор и четко объяснила, что его претензии совершенно неуместны. Начальнику нечего было сказать в ответ. А мне было очень стыдно: оказывается, я вообще не умею за себя постоять. Мне понадобилось много времени, чтобы выработать командный голос».
Будьте откровенны с начальником
Личные разногласия также могут стать причиной озлобленности босса. Разберитесь, почему начальник к вам неравнодушен. Возможно, у этого человека есть друг, которого он хочет посадить на ваше место. А может, это просто личная неприязнь. Если вы дорожите своей работой, стоит попробовать наладить отношения с руководством.
Используйте свой авторитет, лидерские качества, заручитесь поддержкой коллег и подчиненных. Если вы хороший руководитель, за которым стоят люди и с которым хотят работать другие сотрудники, ваши позиции не так-то легко будет атаковать. Были случаи, когда в критической ситуации подчиненные писали генеральному руководству записку, в которой просили защитить своего начальника и оставить его работать на своем месте. Но для начала советуем самому руководителю поговорить по душам с боссом. Никогда не помешает искренне спросить, почему он так себя ведет. Говорите о своих эмоциях: «Я подозреваю, что вы испытываете ко мне не очень теплые чувства. Я хочу понять причину и сделать все, чтобы изменить ситуацию к лучшему».
Ведите себя с подчиненными как ни в чем не бывало. Им важно, чтобы ваш конфликт с начальством не отразился на них самих. Поддерживайте нормальную работу отдела. Не впутывайте сотрудников в свои проблемы. Если вы неплохой руководитель, подчиненные со временем поймут, что злоба шефа необоснованна, и даже посочувствуют вам.
Наталья Чудова, Иветта Александрова
По материалам «Труд»
Как поставить на место начальницу или начальника?
Отношения с начальством играют важную роль в сценарии карьерного роста и делового продвижения. Общение с боссом оказывается трудным психологическим испытанием для многих людей. Когда руководитель не держит себя в руках, проблема набирает оборы. Терпеть грубость способен не каждый, но и достойный ответ требует сил. Что делать, если начальник ведет себя вызывающе? Как бороться с хамством и самодурством? Когда лучше промолчать и какие действия подойдут для экстренных ситуаций? Ответы на вопросы даст прикладная психология делового общения.
Какие бывают начальники?
Руководить людьми – это сложное искусство, требующее от человека набора определенных качеств: самоконтроля, гибкости, честолюбия, общительности, организованности…список можно продолжать вечно. Когда работа в коллективе не клеится, стоит задуматься о компетентности начальника.
Деструктивные руководители – это разрушители офисного мира и порядка. С ними каши не сваришь, и дела не решишь. Зато проблем всегда в избытке.
От причин и форм неуместного поведения зависит ваш ответ начальнику.
Неподобающее поведение руководителя:
Это признаки непрофессионализма. В России слабо развита грамотность управляющего звена.
Должности зачастую достаются сильнейшим, но не достойнейшим. Оцените свои силы и возможности, прежде чем вступить в борьбу.
Малейшая ошибка станет вашим поражением и ухудшит положение на работе.
Как поставить на место зарвавшегося руководителя?
Если начальник самодур, при личной беседе вы можете предпринять попытку задеть его самомнение. В таком случае есть 2 нюанса:
Во время разговора не давайте вытирать об себя ноги, покажите внутренний стержень и уверенность. Не поддавайтесь на провокации. Если во время беседы начальник нападает на вас и вовлекает в перепалку, представьте себя под защитой стеклянного купола. Вы внутри, а начальник – снаружи. Его грубые и агрессивные выпады отражаются от стеклянной поверхности, не касаясь вас. Пока вы фантазируете, босс остынет. Говорить начинайте, когда босс выпустил пар и закончил свою тираду. Не перебивайте, не пытайтесь перекричать начальника, так вы усугубите ситуацию.
Косвенные приемы воздействия на начальника или начальницу
Невербальным способом человек получает около 80% информации! Если правильно построить модель поведения, информация прочно закрепиться у начальника на подсознательном уровне.
Будьте серьезны. Женщины в общении с мужчинами на подсознательном уровне используют улыбку, чтобы добиться симпатии. В деловых отношениях этот прием может не сработать.
Неловко улыбаясь, вы показываете мягкость и провоцируете на нападение, особенно садиста, диктатора и актера. Безэмоциональное выражение лица охлаждает пыл начальника.
Справиться с привычными невербальными реакциями сложно, но необходимо, если вы хотите показать шефу его место.
При выборе метода ответных действий ориентируйтесь на собственные силы и характер начальника. Чем больше вы учтете индивидуальных факторов, тем действеннее будет ваше поведение.
Что делать нельзя?
Предупрежден — значит вооружен!
Конфликты с начальством легче предотвратить, чем справляться с их последствиями.
Найти баланс взаимоотношений можно с любым начальником. Будьте внимательнее и не бойтесь руководства.
Если начальник кричит на вас: что делать с неуравновешенным шефом
Как найти подход к руководителю с частыми перепадами настроения
Вадим Рубан тренер коммуникационных программ, коуч
На таких начальников жалуются многие: в один день он веселый и дружелюбный, а на следующее утро может накричать на вас в присутствии всего коллектива. Как же работать с непредсказуемым руководителем? Можно ли как-то повлиять на стиль поведения неуравновешенного шефа, или вам остается только молчать – или увольняться?
Исследуя эту тему, Нэнси Ротбард 1 говорит: «Работу с непредсказуемым начальником значительно осложняет тот факт, что вы никогда не знаете, с “каким” шефом вы сегодня столкнетесь — со злым и язвительным или с веселым и конструктивным. Сегодня шеф может быть вашим другом, а завтра он хам трамвайный. Когда вы работаете с начальником, у которого неуравновешенный характер, это серьезно осложняет и без того непростые рабочие отношения».
Не принимайте на свой счет
Когда шеф, известный частыми вспышками гнева, начинает на вас кричать, самое конструктивное, что вы можете сделать, — это не принимать грубость на свой счет. Перепады настроения обычно связаны с более глобальными проблемами. Дело в том, что, скорее всего, не вы лично раздражаете шефа, а сам предмет разговора провоцирует эти вспышки.
В такой ситуации действительно важно, хотя порой очень сложно, понять и определить истоки поведения шефа. Сказать, что ваш начальник идиот или придурок, конечно, можно, но облегчения это не принесет. Постарайтесь посмотреть на ситуацию сверху, не включаясь в нее, не реагируя на крики. Может, этот разговор идет по стандартному сценарию, который возможно изменить?
Кстати, иногда бывает полезным прислушаться к тому, что именно говорит шеф, а не к тому, каким тоном он это делает.
И еще запомните: крик — это всегда проявление слабости и беспомощности человека. Есть очень мудрое выражение: «Крик человека — это крик о помощи». Иными словами, если человек повышает голос, он чувствует свою неуверенность и слабость в каком-то вопросе.
Значит, в ваших интересах разобраться в причинах крика. Как только вы это сделаете, вам будет несложно нейтрализовать грубое поведение шефа в будущем.
Ищите поводы и причины
Чем глубже вы сможете разобраться в том, что вызывает перепады настроения начальника, тем лучше. Это может быть банальный низкий сахар в крови. Ваш шеф каждое утро приходит в офис хмурым? Или он в приподнятом настроении после обеда?
Вполне возможно, что его вспышки гнева объясняются особо стрессовыми ситуациями на работе. Может, ежемесячный совет директоров, который всегда проходит напряженно, является причиной перемен в его поведении.
Или такие перепады настроения могут быть проявлением так называемой эго-защиты. Такие люди могут быть суперчувствительными к угрозам, реальным или мнимым. Когда эмоционально реагирующий человек чувствует приближение внешней или внутренней угрозы, он может превратиться в чудовище.
Поиск толкований и поводов для различных реакций шефа поможет вам найти подсказки, чтобы объяснить его поведение и разработать свою стратегию.
Выбирайте время общения
Как только вы поймете основные причины эмоциональных вспышек начальника, вы сможете использовать это для планирования общения с ним. Вам действительно нужно научиться четко определять для себя ситуации, когда вы будете с ним общаться. Например, вам стоит залечь на дно, пока он не выпьет утренний кофе. Вероятно, не лучшая идея начинать обсуждение с ним второстепенных вопросов сразу после того, как он вышел после напряженной встречи с клиентом.
В таком случае имеет смысл спросить у него, чем вы можете быть ему полезны сейчас. Факт того, что вы здесь и готовы помочь, позволит ему почувствовать вашу поддержку. И это очень важно. Такие действия со стороны подчиненных и команды, как правило, поднимают настроение руководителю.
Оставайтесь спокойным
Если начальник начинает кричать или унижать вас по причинам, которые вам неизвестны, очень важно, чтобы вы не отвечали тем же. Это только усугубит ситуацию и, вероятно, еще больше усилит его гнев. В такие минуты вам лучше не говорить ничего, о чем вы потом пожалеете.
Если вы чувствуете, что вот-вот закипите, просто извинитесь и выйдите из комнаты. Прогуляйтесь вокруг офиса или найдите тихое место, где вы можете собраться с мыслями.
Обсудите этот вопрос с вашим шефом позднее в приватной обстановке. «Если ваш шеф — эмоционально реактивный человек, публичный конфликт с ним может повлечь за собой непредсказуемые последствия», — говорит Нэнси Ротбард.
Благодарите заранее
Нэнси Ротбард предлагает использовать практику «стратегических извинений». Ее суть состоит в том, что вы приносите искренние извинения за обращение к шефу в неподходящее время или признаете свои собственные небольшие погрешности. «Это может разрядить обстановку и показывает, что вы понимаете непростое положение шефа», — говорит Нэнси Ротбард.
Время двигаться дальше
При всем при этом вы не должны мириться с откровенным хамством на работе. «Когда это доходит до стадии, влияющей на ваше здоровье или напрямую мешающей выполнению должностных обязанностей, — это верный признак, что нужно предпринимать решительные действия. Вы можете уведомить отдел персонала либо искать другое, более дружелюбное место работы», — говорит Натанаэль Фаст.
Как наладить контакт с директором, которая ничего слышать не хочет
Сегодня исполнилось ровно десять месяцев, как Светлана Сергеевна заняла пост директора клиники, но настроение было нерадостное. Утренняя пятиминутка, как и вчера, закончилась перепалкой между ней и заведующим терапевтическим отделением Михаилом Яковлевичем.
Дело в том, что у Светланы Сергеевны был неплохой управленческий опыт, и она уже несколько раз создавала с нуля и ставила на рельсы различные компании. Это были в основном параллельные бизнесы ее мужа, талантливого профессора, доктора медицинских наук, звезды столичной пластической хирургии. Сама же Светлана Сергеевна в сфере медицины исполняла лишь роль пациентки, ну, или в лучшем случае администратора.
На стадии подготовки к открытию клиники вопросы закупки оборудования и отбора специалистов решал муж, а оформлением документов и ремонтом с удовольствием и успешно занималась Светлана Сергеевна.
Однако после открытия клиники Светлана Сергеевна все чаще стала слышать в свой адрес поучительные реплики со стороны врачей и особенно заведующих отделениями. Она начала подозревать, что они пытаются показать ей, что они дипломированные врачи, а она просто супруга профессора и владелица клиники.
По сути это было не так. Действительно, врачебный коллектив клиники не испытывал восторга от того, что их директор не врач, но такая ситуация не редкость в наше время. Но вот как можно донести любые, даже самые безобидные мысли до человека, который воспринимает все слова негативно и на свой счет, — было пока для них непонятно.
Будучи профессионалом и опытным руководителем, заведующий терапевтическим отделением Михаил Яковлевич задумался о том, как можно исправить ситуацию. Он начал анализировать типичные сценарии их совещаний с директором и пришел к выводу, что, во-первых, директор всегда торопилась, а он с коллегами, наоборот, привык к обстоятельному и детальному разговору; а во- вторых, только директор была на совещаниях не в белом халате.
Ну что ж, если нельзя одеть директора в белый халат, значит, нужно снять его самому, по крайней мере на время совещания. А также, в порядке эксперимента, попробовать говорить быстрее и энергичнее, как директор.
Михаил Яковлевич поделился своими мыслями с коллегами — заведующими тремя другими отделениями новой клиники, и они решили начать эксперимент. Ведь они сами были заинтересованы в нормализации ситуации и действительно признавали за Светланой Сергеевной определенные административные таланты.
На первом после начала эксперимента совещании четверо заведующих отделениями были в гражданской одежде, то есть не в белых халатах, и по этой причине, а может еще почему-то, у них не случилось споров с директором. Они быстро и по существу обсудили вопросы, и даже были моменты, когда Светлана Сергеевна искала в их лице поддержки при обсуждении вопроса о премировании младшего медперсонала.
Сама же Светлана Сергеевна, заметив других руководителей в гражданской одежде, почувствовала себя спокойнее: ей на мгновение показалось, что теперь она не одна, и у нее есть единомышленники.
Впоследствии стало негласным законом для всех приходить на совещания без белых халатов. И стоит отметить, теперь споры если и возникали, то исключительно по серьезным вопросам и с заслушиванием всех вовлеченных сторон.
Мораль этой истории заключается в том, что порой поводами для раздражения и вспышек гнева у руководителя могут быть не только слова и поступки, но и формальные атрибуты. Без труда устранив их, можно начать эффективно решать вопросы и исправлять ситуацию.
1 Rothbard N. P. & Patil S. V. Being There: Work Engagement and Positive Organizational Scholarship. In G.M. Spreitzer & K. S. Cameron (Eds.), The Oxford Handbook of Positive Organizational Scholarship. New York: Oxford University Press, 2011
2 Fast Nathanael, Joshi Priyanka. Decision Making at the Top: Benefits and Barriers. The Psychology of Social Status. 2014.
3 O’Hara Carolyn. Managers, You’re More Intimidating Than You Think. The Week Magazine, March 4 2016 (Vol. 16, Issue 760).
Что делать в случае ссоры с начальником? Как разрядить обстановку, если вы поссорились с руководством по рабочему или нерабочему вопросу
The Village с помощью экспертов продолжает находить ответы на рабочие вопросы. На этот раз собрали разные мнения о том, как разрешить конфликт с руководством, случившийся на почве разногласий в работе или просто из-за несовпадения характеров.
Елена Яхонтова
профессор Высшей школы корпоративного управления, доктор социологических наук
Споры и конфликты с начальником не на производственные темы никогда не украшают работника. Поэтому первое, что нужно сделать, это извиниться за глупость. В этом случае есть шанс нормально продолжать работу и хорошо расстаться при увольнении.
Что касается производственных споров, то их вести лучше в форме дискуссий, то есть ориентируясь на уважение к точке зрения собеседника и на поиск истины, а не только стремясь доказать свою правоту. Однако вести дискуссии можно преимущественно с умными руководителями.
К глупым всё равно придётся приспосабливаться и решать деловые вопросы, уклоняясь от бессмысленных диалогов.
Ирина Петрова
директор по персоналу Coca-Cola HBC Россия
Чтобы после конфликта с начальством не хотелось уволиться, учитесь строить эффективные рабочие отношения. Часто конфликты по рабочим вопросам происходят из-за того, что ожидания сторон не совпадают. Самый простой способ этого избежать – проговорить с руководителем, что вы ждёте друг от друга, договориться о картине успеха «на берегу», до начала проекта или задания. Главное, чтобы сотрудник не боялся быть инициатором разговоров с начальником и сам проявлял инициативу получить обратную связь, не дожидаясь окончания проекта. Так повышается вероятность того, что итоговый результат работы устроит всех, а если что-то пойдет не так, вы сможете вовремя исправить ситуацию. По итогам проекта важно конструктивно обсудить, над чем стоит еще поработать, чтобы в будущем улучшить результаты.
Кроме того, бывает так, что причина рабочих конфликтов вовсе не в руководителе, а в самом сотруднике. Чтобы посмотреть на себя со стороны, сотрудник может пройти оценку «360 градусов» и получить полную и анонимную обратную связь не только от начальника, но и от коллег из разных отделов, с которыми он взаимодействует в рабочем процессе. Результаты могут быть очень неожиданными. Этот инструмент помогает работнику обратить внимание на зоны для развития и вовремя пересмотреть свое поведение, если это необходимо.
Ещё одним эффективным методом решения конфликтной ситуации с начальством является коучинговая сессия. Сотрудник приходит на беседу с сертифицированным коучем и обсуждает сложившуюся ситуацию. Говорит в основном сам сотрудник, описывает проблему и причины, по которым, с его точки зрения, она могла возникнуть. Коуч лишь задает уточняющие и направляющие вопросы. Отвечая на них, человек самостоятельно находит пути выхода из сложной ситуации, подчас нестандартные.
Анастасия Данкова
тренер тренинговой компании OD&M кадрового холдинга Gi Group
Общий язык на работе с кем бы то ни было – это, наверное, самый главный фактор, по которому сотрудники оценивают собственное удовольствие от работы (профессиональную составляющую сейчас оставляем за скобками). Однако это всегда результат ежедневной кропотливой работы всех участников процесса. Поэтому первый и основной рецепт разрешения спора с коллегой или начальником – не доводить дело до конфликта.
Спор – это столкновение мнений, суждений, гипотез, словом, нескольких рациональных точек зрения.
А конфликт – это столкновение самолюбий, амбиций, то есть эмоций. Следовательно, любую точку зрения можно аргументировать, перевести собственные желания на бизнес-язык, использовать стандартные техники переговоров и даже работы с негативом. И, как и в переговорах, стоит придерживаться стратегии «win-win», чтобы не задеть ничьего самолюбия даже случайно.
Если же речь идет о недовольстве вышестоящего начальства, то лично я бы посоветовала сначала соблюсти субординацию и постараться решить вопрос через линейного руководителя или, если это невозможно, запросила у непосредственного начальника разрешение на обращение к большому боссу напрямую. Разумеется,
к такому разговору нужно готовиться – продумать линию поведения, возможные вопросы и свои ответы на них.
Часто источниками конфликта бывает не суть высказывания, а его форма. То есть будь то же самое пожелание озвучено с нейтральной интонацией и в спокойных выражениях, оно было бы тут же принято к исполнению, возможно, даже с благодарностью. Но как только подключаются эмоции, «какое право он имел право разговаривать со мной в таком ключе!», то на этом заканчивается возможность решения самой ситуации.
Возьмите паузу, выдохните и спокойно оцените последствия. Очень может быть, что вторая сторона сама сожалеет о своей несдержанности, и тоже лелеет свое самолюбие и не идёт первой на мировую. Начните разговор сами. Лично мне в таких ситуациях сильно помогало высказывание «Прав не тот, кто прав, а кто первым прекратил конфликт». Худой мир всегда лучше доброй ссоры.
Кирилл Маментьев
адвокатское бюро «Маментьев, Татаринова
и партнеры»
Отношения между работником и работодателем в любой момент могут измениться, даже если вы самый успешный и полезный винтик в глобальном механизме. В любом случае трудовое законодательство в большей степени стоит на защите прав и интересов работника, а манипуляция с необдуманным увольнением, как правило, перерастает в судебный процесс, где работодатель может уверенно проиграть.
Я знаю, что в большинстве конфликтных случаев всегда можно договориться, работодатель всегда заинтересован тихо и без последствий расстаться с нежелательным персонажем, но всему помехой может стать упёртая уверенность в своей правоте и тогда без суда не обойтись. Работнику, у которого сложилась конфликтная ситуация, необходимо проконсультироваться с юристом и в дальнейшем при милом общении со своим начальством указать на свою юридическую грамотность, это всегда помогает. Если вы не находите общий язык с непосредственным руководителем, то займитесь работой,
а не попытками выглядеть лучше или вовсе начать играть несвойственную вам роль всеугодливого шута, будьте самим собой.
А вот в случае с конфликтом не на рабочую тему сложнее, так как в коллективе слухи рождаются, приумножаются и переворачиваются с ног на голову. Есть несколько советов, которые работают как швейцарские часы: не злоупотреблять алкоголем на корпоративах, не заводить интимных отношений с коллегами и следить за тем, о чем и как вы говорите окружающим. Если соблюдать эти три правила, 90% проблем с начальством вы точно избежите.