что делать если ничего не понимаешь в школе

«Ничего не понимаю» и еще 5 признаков школьного стресса

Гиперактивность, невнимательность и другие проблемы школьников: причины

Прошло совсем немного времени с начала учебного года, но во многих семьях уже возникли трудности, связанные со школой. Слезы над домашними заданиями, утреннее «не хочу в школу», жалобы учителя на плохое поведение ребенка. Оказывается, почти все школьные проблемы — от неуспеваемости до трудностей общения — могут быть проявлениями школьного стресса. Как он возникает и чем можно помочь ребенку?

На протяжении вот уже 9 лет ко мне обращаются родители со школьными проблемами своих детей. Некоторых из них можно было бы избежать, если бы школа не воспринималась большинством из нас как единственно возможный и совершенно необходимый этап в жизни ребенка.

Распространенные проблемы школьников

Для начала попробую перечислить самые распространенные жалобы родителей школьников:

Проблемы в школе могут возникнуть как у «слабых» детей, имеющих трудности в развитии, так и у способных и любознательных. Давайте попробуем взглянуть на каждую проблему в отдельности и подумать, какие причины могут ее вызывать, и могут ли такие проблемы возникнуть при семейном обучении.

Отсутствие интереса к учебе

На самом деле за скукой и нежеланием учиться, как ни удивительно, чаще всего кроется чувство небезопасности. Любознательность заложена в нас природой, но включается она тогда, когда мы уверены, что ничто нам не угрожает. А нести в себе ощущение угрозы могут многие факторы. Например, неблагоприятные отношения в семье, напряженная обстановка дома — и тут, конечно, школа ни при чем.

Но если говорить о рядовых случаях, то чаще всего ощущение небезопасности исходит для ребенка от угрозы быть непринятым значимыми людьми, а это в основном родители и учитель. Знаки непринятия ребенок может усмотреть в том, как эти значимые люди оценивают его школьные успехи, да и сам факт оценки уже таит в себе угрозу быть непринятым. А потребность быть принимаемым и одобряемым заложена в ребенка природой на инстинктивном уровне — это залог выживания (я завишу от взрослого — взрослый меня не принимает — я могу остаться один и не выжить).

Бывает так, что родители ревностно следят за успехами и достижениями ребенка, и тогда, конечно, семейное обучение вряд ли поможет ему смягчить этот груз ответственности. Но в ситуации, когда родителям важнее то, как ребенок познает мир, а не какие результаты получает, существенную роль могут сыграть ожидания учителя. И даже получая дома одобрение и поддержку родителей, ребенок будет болезненно воспринимать неудовлетворенность его достижениями учителя. В такой ситуации велика вероятность включения защитного механизма «мне скучно» или «не люблю учиться» — ведь это не так уязвимо, как «я хочу, но не справляюсь» или «я боюсь ошибиться».

Невнимательность, рассеянность

Эти проблемы могут иметь в своей основе неврологические причины. Но гораздо чаще проблемы с вниманием у школьников связаны со стрессом или с отсутствием индивидуального подхода при массовом обучении детей.

Представьте себе, что вы выполняете работу и ожидаете, что в любой момент начальник вызовет вас «на ковер», или вы толком не представляете, как надо выполнить работу и сколько времени она может занять. При этом в одном помещении с вами работает около 30 коллег. Как вы думаете, будет ли ваше внимание столь же устойчивым и сконцентрированным, как и в более спокойной обстановке?

Стресс — этот тот фактор, который вынуждает наш мозг все ресурсы бросать на обеспечение своей безопасности. Ребенок гораздо восприимчивее к стрессовым ситуациям, поскольку до определенного возраста его мозг недостаточно зрелый, чтобы строить прогнозы, оценивать собственную деятельность, многогранно представлять, что ему предстоит в тех или иных обстоятельствах.

За ощущение стабильности младшеклассника в большой степени отвечает взрослый. Его способность завладеть вниманием, показать искреннее доброжелательное отношение, помочь сориентироваться, внушить доверие может значительно снизить стресс. Однако даже хороший учитель не всегда может это реализовать, с учетом необходимости заботиться о каждом из тридцати учеников со своими индивидуальными особенностями. Дома такой подход реализовать куда проще.

Помимо эффекта от стресса, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности объема, концентрации, переключаемости внимания. Все эти особенности вполне могут вписываться в рамки нормы, однако не совпадать с теми параметрами, на которые ориентирован конкретный учитель. Так, в моей практике было немало детей, которые в условиях наших занятий, где я учитывала их темп работы и поддерживала атмосферу безопасности, показывали блестящие результаты, а в школе продолжали быть «отстающими».

Низкая успеваемость

Ребенок может показывать плохие результаты как в отдельных предметах, так и во всей учебе в целом. Первое, как правило, может свидетельствовать о незрелости определенных зон мозга. Например, проблемы с математикой могут указывать на незрелость структур, отвечающих за пространственные представления. Также проблемы с какими-либо предметами могут указывать на трудности контакта ребенка с учителями, преподающими эти конкретные предметы. Так, у директивного учителя ребенок может делать большое количество ошибок на почве стресса (страх неодобрения) или просто уходить в негативизм, терять интерес к предмету.

Семейное обучение, очевидно, может помочь снизить стресс, а также выстроить образовательный маршрут с учетом других трудностей ребенка, и сохранив его познавательный интерес. Но все это, повторюсь, возможно, в случае, если родители не будут ставить во главу угла достижения ребенка, ведь родительское безоценочное принятие важно ребенку, как ничье другое.

Гиперактивность

Эта проблема часто сочетается с дефицитом внимания и также может иметь под собой неврологическую основу. Однако нередко даже врачи ставят этот диагноз «на глазок», не говоря уже об учителях, воспитателях детских садов и остальном окружении, которое подобным образом реагирует на излишне, на их взгляд, активного ребенка.

Меж тем причины повышенной активности, неусидчивости, двигательного беспокойства могут быть разные, в том числе все тот же стресс, тревожность, чувствительность. Даже в случае истинной гиперактивности избавление от таких факторов, как пребывание в большом коллективе, необходимость выдерживать несколько сорокаминутных уроков в день, избыток оценочного отношения, может смягчить ее проявления, способствуя расслаблению и тела, и психики.

что делать если ничего не понимаешь в школе. Смотреть фото что делать если ничего не понимаешь в школе. Смотреть картинку что делать если ничего не понимаешь в школе. Картинка про что делать если ничего не понимаешь в школе. Фото что делать если ничего не понимаешь в школе

Школьные страхи

Дома ребенка как минимум не вызовут к доске — это уже дорого стоит для тревожного или чувствительного ребенка. Конечно, мало кому удастся избежать экзаменов даже при семейном обучении, однако при условии принятия и поддержки со стороны родителей и отсутствия необходимости сталкиваться с оценочным отношением ежедневно, справиться со стрессом от экзаменов куда легче.

Более того, с возрастом справляться со стрессом становится проще в связи с развитием способности интегрировать разные мысли и чувства, а не попадать под власть одного сильного чувства (тревога, страх). И это наш ответ на немой вопрос, как ребенок будет справляться с ситуацией экзамена в старшем возрасте, если не получит такого опыта в детстве.

Про оценочное восприятие хотелось бы сказать отдельно. Часто считается, что вред ребенку, его способности к творческой самореализации могут нанести только негативные оценки. Тем временем положительные оценки, например, «молодец», «самый умный/старательный/прилежный» и подобные могут в той же степени лишать ребенка творческой энергии и любопытства.

Просто сам факт того, что тебя принимают не просто так, потому что ты существуешь, а только на определенных условиях (если будешь хорошо учиться/слушаться/получать пятерки), может привести ребенка к неосознаваемому выводу: если я не буду соответствовать выдвинутым условиям, меня не будут принимать (и далее по сценарию, описанному выше, доходим до «я не выживу»). Особенно это характерно для тревожных детей. Именно поэтому школьные страхи появляются у круглых отличников ничуть не реже, чем у двоечников.

Проблемы общения со сверстниками и учителями

Само собой, проблем общения с учителями не может быть в отсутствие самих учителей. Но стоит взглянуть шире и задуматься о проблемах общения как таковых: почему они возникают и правда ли, что школа так важна для обретения коммуникативных навыков.

Итак, для того чтобы хорошо общаться с другими людьми, важно осознавать границы — как других людей, так и свои собственные. Для гармоничного общения необходимо уметь быть вместе с другими, при этом не растворяясь в этом единстве, а сохраняя себя как отдельную личность.

Чем младше ребенок, тем меньше у него возможностей это осуществить. Свои границы он прощупывает постепенно, начиная с самого рождения, поэтапно обнаруживая свою отдельность от мира, его воздействие на себя и возможность воздействовать на него. К началу школьного обучения ребенок уже неплохо знаком со своими границами. Он замечает многие сигналы своего организма и понимает, что с ними делать, знает, что люди не всегда хотят того же, что и он, и что нельзя их принуждать это делать. В определенной степени он может сопротивляться чужому принуждению или соглашаться выполнять требование и просьбы.

Однако, как уже говорилось выше, способность к интеграции чувств развита еще недостаточно, поэтому ребенок легко может забывать свои знания о границах под влиянием сильных эмоций. Под влиянием тревоги, страха (страха оценки, к примеру) ребенок может вести себя парадоксальным образом, например, нарушая дисциплину в классе, проявляя себя как «проблемный».

Точно так же под влиянием сильной эмоции ребенок может перестать защищать свои границы и соглашаться делать то, чего ему делать не хочется. Возможно, это даже будет задание на уроке, но вместе с выполнением этого задания ребенок получит и опыт того, что делать работу из страха — это нормально и правильно. И подобное виктимное поведение будет таким же нарушением общения, как и конфликтность, но в данном случае будет нарушаться не внешняя сторона коммуникации, а внутренняя — отсутствие заботы о себе и уважения к собственным границам в общении с другими.

Школа или семейное образование

Подводя итоги, хочется сказать, что далеко не каждая школа так губительно влияет на детей, как описывалось в некоторых примерах данной статьи. Есть и очень хорошие принимающие учителя, и маленькие классы, и разумные системы обучения, учитывающие индивидуальные особенности ребенка.

Более того, семейное образование отнюдь не гарантирует отсутствие вышеперечисленных типичных школьных проблем. Не так-то просто давать ребенку безусловное безоценочное принятие, сохранять самообладание, скажем, с гиперактивным ребенком, и не поддаваться сильным эмоциям, даже с учетом более зрелой нервной системы. Помимо интересов и потребностей ребенка, существуют еще интересы и потребности родителя, и не всегда их удается легко совместить.

И тогда приходится делать выбор. Мы надеемся, что этот текст поможет вам сделать выбор более осознанным, с опорой на знания об эмоциональном развитии ребенка, с опорой на собственную интуицию, которая может подсказать, что для вашего ребенка будет лучше, и главное — без опоры на ненадежное мифическое коллективное «надо». Вы сами можете решить, действительно ли именно вашему ребенку нужна школа, или все же ваше «надо» будет выглядеть как-то иначе.

Источник

Что прячется за банальной ленью?

Умный, способный ребенок идет в школу — и там начинается кошмар. Учитель жалуется, что ребенок ничего не делает на уроках, а в тетради грязища.

что делать если ничего не понимаешь в школе. Смотреть фото что делать если ничего не понимаешь в школе. Смотреть картинку что делать если ничего не понимаешь в школе. Картинка про что делать если ничего не понимаешь в школе. Фото что делать если ничего не понимаешь в школе

Нет, он не глупый и не издевается. То, что родители принимают за лень, тупость, злую волю, на самом деле может оказаться трудностями обучения. Обычно об их наличии говорят, когда есть серьезные «ножницы» между умом и способностями ребенка — и его оценками в школе. У него может быть затруднено понимание прочитанного или услышанного, или нарушена способность выражать свои мысли устно или письменно, или способность к рассуждению, и т. п.

Как правило, ребенку трудно учиться, когда у него по каким-то причинам нарушена часть высших психических функций, иначе называемых когнитивными (то есть познавательными). К их числу относят память, внимание, ощущение, восприятие, воображение и мышление. Развиваются они у каждого человека неравномерно: кто-то лучше воспринимает информацию глазами, кто-то на слух; работают механизмы компенсации — если недостаточно сформировано внимание, удается удержаться на плаву за счет хорошей памяти. Но если отставание значительное и скомпенсировать его не удается, появляются проблемы с учебой. К сожалению, такие дети по сей день считаются лентяями и двоечниками, а вся помощь взрослых сводится обычно к попыткам их усовестить и к стоянию над душой.

Типичные проблемы обучения

Они делятся на три основные группы. Первая группа — это трудности поддержания оптимального тонуса мозга: ребенок при этом не в состоянии активно работать. Тетради детей с этой проблемой легко опознаются: одни строчки написаны почти идеально, другие совсем не читаемы, почерк неустойчивый, изменчивый, строчки сползают вниз. Причем работоспособность может колебаться в пределах двух соседних строчек. Такие дети быстро устают, отвлекаются, начинают шустрить — такая активность сродни дрожи на морозе: организм пытается привести себя в норму. И бороться с этой излишней подвижностью запретами и одергиваниями так же бесполезно, как запрещать дрожать и клацать зубами. Помогает тут другое: чередование разных видов деятельности, частый отдых, интересная подача материала, много прикладной, практической деятельности, экспериментов, игры. Эти ребята не справляются с большими длинными заданиями, их нужно делить на много маленьких и между ними давать передохнуть. Дома учитесь ловить и по максимуму использовать моменты работоспособности. Избегайте ненужных стрессов и шумных сборищ. И, конечно, спорт, режим, прогулки, нормальный сон. Трудности второй группы — это проблемы с обработкой информации — зрительной, слуховой, кинестетической (то есть поступающей посредством движения). Это не снижение зрения или слуха, а нарушение способности понимать на слух и распознавать увиденное; встречаются проблемы и с кинестетической информацией, но этот канал связи с миром в школьном обучении почти не задействован.

Если нарушено восприятие зрительной информации, у ребенка плохой почерк, он «зеркалит», путает буквы, не ориентируется на листе бумаги, делает дурацкие ошибки в словах, проваливает словарные диктанты (не запоминает внешний облик слова). В математике он не может представить себе условия задачи как картинку, цифры при вычислениях в столбик не может написать друг под другом, не видит клеточек. Читает он медленно, понимает прочитанное плохо. При этом он неаккуратен, не может сам проверить, где у него ошибки в работе, не понимает чертежей, картинок, таблиц.

Если нарушено восприятие слуховой информации, то ребенок не воспринимает устные объяснения, плохо распознает новые слова. У него могут быть проблемы с письмом, чтением, иностранным языком, он с трудом будет выполнять устные инструкции учителя. Такому ребенку обязательно нужна помощь специалиста — нейропсихоло-га или логопеда-дефектолога. Задания для него тоже должны быть интересными, подача информации должна дублироваться — не только устно, но и письменно, и наоборот.

Семья без ссор

Для развития дефицитарного навыка американский педагог Скотт Крауз рекомендует следующие занятия. При проблемах обработки визуальной информации: смотреть телевизор без звука и пытаться понять, что происходит; складывать пазлы; строить из конструктора; рисовать; представлять себе разные картины с закрытыми глазами; представлять себе буквы, цифры и слова как картинки; смотреть на рисунок, затем закрывать и перечислять его детали по памяти; искать вокруг себя похожие предметы одной формы; искать изображения, лица, животных в рисунках на обоях, в форме облаков и т. п. Полезны игры и задачки: например, «парочки», ребусы, анаграммы, поиски слов, спрятанных в хаосе букв, создание новых слов из букв определенного слова, «соедини точки» (надо попытаться угадать, что изображено, еще не соединяя точки), «что напутал художник», лабиринты («как попасть от старта к финишу») и т. п.

При проблемах обработки слуховой информации рекомендуется слушать телевизор с закрытыми глазами и пытаться понять, что происходит; слушать радио; вслушиваться в звуки вокруг себя; читать вслух и слушать себя; когда разговаривают несколько знакомых людей — пытаться с закрытыми глазами понять, кто что говорит; представлять себе голоса знакомых; запоминать слова песен со слуха; пытаться разобрать, что говорят по радио на минимальной громкости; повторять за говорящим серии любых цифр; воспроизводить последовательность цифр, дней недели, букв алфавита в нужном порядке и задом наперед. Эти же задания на воспроизведение разных последовательностей могут быть полезны, если у ребенка нарушено восприятие последовательной информации. Другая полезная деятельность — разрезать комикс на отдельные кадры и пытаться их сложить в прежнем порядке.

Таких детей обязательно нужно учить составлять планы действий и алгоритмы, проговаривать действия, делать вспомогательные рисунки, проверять себя.

Со временем промежуточная стадия думания и планирования вслух отпадет, станет внутренней, но порядок действий будет уже усвоен. Составление планов и списков (выполнение пунктов необходимо отмечать), стратегические игры, игры с правилами, рассказы по рисункам, запись значками и рисунками и воспроизведение рассказа по ним — все это должно помочь ребенку организовывать свою работу и себя — и перестать считаться ленивцем, тупицей и двоечником.

Источник

6 самых главных трудностей первоклассников

На что чаще всего жалуются учителя и сами дети

что делать если ничего не понимаешь в школе. Смотреть фото что делать если ничего не понимаешь в школе. Смотреть картинку что делать если ничего не понимаешь в школе. Картинка про что делать если ничего не понимаешь в школе. Фото что делать если ничего не понимаешь в школеЕлена Ульева педагог, автор книг для детей и родителей

Многим сегодняшним детям начало первого класса дается с трудом. При этом родители, вспоминая свои школьные годы, могут не придавать значения трудностям первоклашки, списывать их на адаптацию к школе. Как быть внимательным к ребенку и в то же время избежать гиперопеки? Какие особенности ребенка могут осложнить ему школьную жизнь?

Как понять, что у ребенка проблемы в школе

В новой обстановке ваш малыш может столкнуться с самыми разными проблемами. Помочь ему с ними справиться надо вовремя, не дожидаясь, когда они нарастут, словно снежный ком. Как же узнать, что у ребёнка в школе все в порядке или, наоборот, возникли трудности?

Во-­первых, установите доверительные отношения. Ребенок должен знать, что в ответ на его рассказ о школьных делах вы не отругаете его, не будете стыдить, смеяться или отмахиваться.

Во­-вторых, наблюдайте. Если ребенок настроен на позитив, активен, весел, не болеет, у него хороший аппетит и крепкий сон, значит, с ним всё в порядке. Какие же изменения в поведении говорят о том, что его что­то беспокоит?

В-­третьих, проведите тесты на основе рисунков ребёнка. Например, его самооценку можно определить с помощью теста «Лесенка». Нарисуйте лесенку и попросите малыша расположить на ней детей из класса и его самого: наверху — самых лучших ребят, внизу — самых плохих. Где он поместит себя, а где остальных? В результате вы увидите, кто ему нравится из детей, кого он недолюбливает, как оценивает себя.

О состоянии малыша может много сказать даже обычный рисунок. Если на рисунке много чёрного цвета — психика ребёнка угнетена. Много красного — он возбуждён, не исключена агрессия. Если ребёнок себя изображает маленьким, без каких-­либо деталей и частей тела, это говорит о низкой самооценке.

Бывает, ребёнку трудно высказать и сформулировать свою проблему. Помогите ему сделать это, используя «ты­-предложения». Например: «Ты расстроен. Тебе тяжело. Что-­то беспокоит тебя. Что­-то тебя расстроило. Вспомни тот момент, когда у тебя испортилось настроение и ты расстроился». Выяснив причину, уже легче будет преодолеть саму проблему.

Не предъявляйте завышенных требований

Для родителей ребенок — самый лучший, самый умный, самый замечательный. И учиться должен лучше всех. А как же иначе?

Когда малыш вдруг начинает приносить из школы плохие оценки, у родителей случается паника. Как же так? Самый лучший ребёнок плохо учится? Не может быть! Родители, завышенные ожидания которых не оправдались, порой начинают давить на малыша, стыдить, ругать, заставлять его заниматься день и ночь, добиваясь отличного результата.

Зная, что его ждёт наказание, малыш начинает врать, отдаляться от родителей. Из-­за этого страдают все. Родители не имеют душевной связи со своим ребёнком. Малыш остаётся наедине со своей проблемой, считая, что он расстраивает родителей, что они недовольны им, что для них важен не он, а его идеальные поступки и хорошие оценки. Как ребёнок в этом случае будет относиться к учёбе в школе? Как к ненавистной повинности.

Каждый ребёнок хочет быть хорошим, каждый ребёнок хочет, чтобы его хвалили. Поэтому любовь родителей должна быть безусловной. Когда малыш знает, что он самый хороший, несмотря ни на что, это мотивирует его становиться ещё лучше. А с ошибками всегда можно справиться, особенно когда родители в этом помогают.

Начните хвалить ребёнка за то, что у него получается: «Справился с этим, одолеешь и другие задания. Всё у тебя получится!» Возможно, ему не даётся какой­то один предмет, но зато отличные результаты по другим.

Подскажите ребёнку алгоритмы решения задач, примеров, написания упражнения. Выработайте способ оптимального выполнения домашнего задания, и ваш ребёнок скажет вам спасибо!

Учитывайте индивидуальные особенности

Не секрет, что каждый человек приходит в этот мир особенным — ни на кого не похожим. Он не хуже и не лучше других. Но он не чистый лист! У него уже есть свой темперамент, свои особенности личности. А уж как он реализует их, будет зависеть от родителей, окружающей среды и от него самого. Сможет ли он раскрыть и развить свои способности? Как реализуются его психологические качества? Станут положительными или отрицательными? Каким человеком он станет? Конечно, каждый родитель мечтает, что его ребёнок будет идеальным. Но так не бывает.

У каждого человека есть недостатки. И каждый из недостатков неизбежно будет мешать учиться. Торопливость не будет давать возможности сосредоточиться. Из­за медлительности ребёнок будет отставать. Поэтому, в зависимости от недостатка, нужно выбрать методы их исправления. Итак, ваши задачи:

Если ребенок обидчивый

Оказавшись в новом детском коллективе, ребёнок порой не понимает, как себя вести, когда тебя обижают, обзывают, отнимают твои вещи. Жаловаться? Давать сдачи? Плакать? Научите сына или дочь давать отпор обидчикам: «Меня нельзя обижать! Я хороший!», «Кто обзывается, сам так называется!», «Это моя игрушка. Надо спросить разрешения».

Объясните малышу, что не стоит обижаться на злых людей, не надо плакать. Эти люди, увидев, что тот, кого они хотят задеть, не реагирует, не плачет, что он уверен в себе и даёт им отпор, теряют к нему интерес. Играть и общаться нужно с хорошими ребятами, их тоже много, а злых оставить в стороне и не обращать на них внимания.

Как помочь легко возбудимому ребенку

Есть дети, которые ни минуты не сидят на месте. Они легко возбудимы, им трудно успокоиться. Это обусловлено особенностями нервной системы. «Перепрограммировать» её, конечно, нельзя, но вот направить энергию маленького непоседы в нужное русло, научить ребёнка контролировать себя нужно.

Помогите малышу научиться успокаиваться, когда это необходимо: делать дыхательные упражнения, контролировать эмоции, гасить агрессию, беспокойство. Подберите занятия по душе, которые приучат малыша работать сосредоточенно в течение некоторого времени (чтение интересной сказки, раскрашивание машинок, работа с конструктором). Постепенно увеличивайте время таких занятий, и сын или дочь станет более усидчивым.

Как преодолеть стеснительность

Бывает так, что ученик всё знает, но стесняется отвечать у доски, волнуется, нервничает и из­за этого получает плохие оценки. Как ему помочь, например, рассказать перед всем классом стихотворение? Сначала нужно как следует выучить его. Затем вместе отрепетируйте выступление: пусть ребёнок продекламирует стихотворение перед зеркалом. Потом пусть расскажет стихотворение своим друзьям или близким (и услышит от них слова восхищения и поддержки). После всего этого он великолепно прочитает стихотворение на уроке.

Постарайтесь повышать самооценку ребёнка, внушайте, что у него всё получается, ему нечего стесняться, поддерживайте его и почаще хвалите.

Если ребенок медлительный

Первоклассник начал писать крючки и отвлёкся, так и не дорешал задачу, не смог дочитать рассказ, устал. Кто из родителей школьников не сталкивался с подобными проблемами? Как же помочь своему малышу, который, скорее всего, является флегматиком?

Флегматики — это люди, которые никогда никуда не торопятся. А зачем? Они не привыкли спешить. Но в школе необходимо всё делать вовремя. Весь класс не будет ждать, пока маленькая черепашка допишет крючки. Да и дома растягивать время плохо, нельзя же с домашней работой сидеть до ночи.

Чтобы флегматик привыкал делать всё быстрее, пробуйте устраивать соревнования, давать в помощь часы, мотивировать. Надо научить ребёнка организовывать свой учебный или трудовой процесс. Работать нужно по плану:

Как бороться с невнимательностью

Как же страдают многие первоклассники от невнимательности! Ребёнок, имеющий данный недостаток, не может ни на чём сосредоточиться. Он забывает, о чём думал только что, постоянно отвлекается. Его мысли скачут, как мячики. Как же преодолеть этот недостаток?

В начале учебного года ребенок ещё не умеет сам собираться в школу. Ему нужно сделать все задания, сложить учебники в портфель, не забыть сменку и спортивную форму. И это пока для него сложно. Поэтому заранее готовьте малыша к выполнению разных важных дел. Отработайте с ним алгоритм: сначала, потом, в конце. Научите его контролировать выполнение, проверять, что получилось. От простых дел — принести, подать, переходите к сложным — приготовить, накрыть на стол. Это научит школьника организовывать свою работу, поможет развить внимательность, стать взрослым, самостоятельным человеком.

Если ребенок слишком торопится

Некоторые дети так торопятся, делая уроки, что совершают массу ошибок. Между тем выполнение школьных заданий требует сосредоточенности, вдумчивости. И вообще, откуда берётся этот недостаток? Зачастую мы сами постоянно дёргаем малыша. «Быстрее!», «Что ты копаешься?», «Я долго буду тебя ждать?» — то и дело слышит ребёнок. И привыкает всё время спешить, торопиться, суетиться.

Поговорите с сыном или дочерью о том, что есть дела, которые важно сделать правильно, а не быстро. Есть даже такая пословица: «Быстро хорошо не бывает». Поэтому не торопите своё чадо, когда оно осваивает новые навыки, например, навыки письма, чтения, счёта. Это для нас, взрослых, читать, писать, считать очень легко и просто, а малышу нужно время, чтобы освоить эти действия.

Объясните, что, торопясь, ребёнок сделает столько ошибок, что потом придётся всё переделывать, и времени он затратит гораздо больше. Пусть привыкнет делать домашние задания не столько быстро, сколько хорошо.

Статья предоставлена издательством «Стрекоза»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *