что делать если ничего не прочитал за лето
Что делать, если ребенок не прочитал список книг на лето Как избежать педагогического тупика и не испортить лето себе и ребенку Татьяна Волошко
Одна из немногих вещей, которые не позволяют считать лето полностью свободным от школы — список литературы на каникулы. Пугающе длинный, вроде как ультимативный, угнетающий детей и мобилизующий родителей. Классическая ситуация: ребенок к середине лета даже не открыл ни одной книги из списка, и родитель в лучшем случае ударяется в пространные рассуждения о «нечитающем поколении»; в худшем — начинает репрессии в одной отдельно взятой семье. Как не оказаться в этом педагогическом тупике и важен ли вообще список чтения на лето — в материале Татьяны Волошко.
КАК И ЗАЧЕМ ПОЯВИЛСЯ СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО
Одна из гордостей советского образования — фраза о «самых длинных в мире каникулах». Это правда, они действительно были и остаются самыми длинными на планете. И для того чтобы поддержать интеллектуальный тонус (да и просто заполнить чем-то массу свободного времени советского школьника), был придуман летний список чтения. Сначала книги из списка нужно было взять в библиотеке, в достаточно сжатые сроки прочитать и вернуть томики обратно в целости и сохранности. И это порой превращалось в настоящую эпопею. Современные учителя, не изменяя многолетней традиции, и сегодня составляют перечень на основе принятой в школе программы. Хотя для подростков двадцать первого века книги стали гораздо доступнее, а количество всевозможной литературы увеличилось в разы.
Важно понимать, что произведения из этих списков ребенок может прочитать и в течение учебного года — было бы время и желание. Именно серьезная загруженность детей и невозможность осваивать большие объемы текстов непосредственно во время учебы вынуждает учителей порой настаивать, а не рекомендовать. На самом же деле список литературы — всего лишь рекомендация, и сам по себе отказ от этой рекомендации не подразумевает наказания ни для ребенка, ни для родителя.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ПРОЧИТЫВАТЬ СПИСОК ЦЕЛИКОМ
В свое свободное время подростки охотно и без всякого принуждения читают только то, что им самим интересно. В этом смысле они ничем не отличаются от взрослых. При этом вчитаться в книгу, которая не захватила с первых строк, им значительно сложнее, чаще всего для этого им элементарно не хватает мотивации. Прочитать за лето пятнадцать крупных произведений сложно любому человеку, тем более подростку, который уже выстроил массу планов на лето и собирается максимально насладиться своим свободным временем. Относиться к списку (и уж тем более к порядку книг в нем) как к абсолютной истине не только неверно, но и в чем-то опасно. Имеет смысл менять ритм и тематику (не читать пять «толстых» романов подряд), чередовать книги из списка с легким факультативным чтением.
«ВСЕ БЕДЫ ОТ ТОГО, ЧТО СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ СТАЛИ ГОРАЗДО МЕНЬШЕ ЧИТАТЬ»
С научной точки зрения это утверждение не выдерживает критики. Если суммировать все печатные символы, которые современный ребенок складывает в слова и предложения за день, результат будет стабильно выше, чем у детей советской эпохи, с которыми мы постоянно (явно или подспудно) сравниваем нынешних. Дело в том, что раньше чтение было основным (а иногда и единственным) каналом получения информации и ответов на важные вопросы. Сегодня ребенок живет в информационном обществе, когда помимо книг (печатных и электронных), у него есть кино и, по сути, безграничный мир интернета. Это не значит, что потребление информации стало лучше или хуже — просто оно стало другим.
«НЕ ПРОЧИТАННЫЙ ЛЕТОМ СПИСОК ГАРАНТИРУЕТ ПРОБЛЕМЫ И ПЛОХИЕ ОЦЕНКИ»
Это утверждение тоже довольно сомнительно, но уже с практической точки зрения. Прочитанная летом из-под палки и по диагонали книга иногда хуже не прочитанной вовсе. В сухом остатке — примерно одинаковое количество полезной информации, которая осядет в голове ребенка к началу изучения книги в школе. Набор инструментов, которые спасают в ситуации не прочитанного произведения по программе, примерно понятен:
— Чтение отдельных глав и/или ключевых моментов произведения
— Экранизации и театральные постановки
Разумеется, даже при оптимальном использовании (а это тоже непростой отдельный навык) эти суррогаты не могут в полной мере заменить работу с текстом, ни с точки зрения непосредственно знаний, ни с точки зрения оценки.
Александр Пушной,
Давайте вспомним, как мы сами читали классику? Может, конечно, есть гении, которые сразу все понимают. Я вот поставил себе задачу прочитать объемную книжку Алексея Толстого «Петр Первый». Прочитал, но ничего не помню. Вообще.
Другой пример. Я не читал в школе «Евгения Онегина», но ухватил пару-тройку фраз, удачно ввернул их на уроке и получил хорошую отметку. Потом, став взрослым, как-то ковырялся в интернете и наткнулся на то, что фраза «Мой дядя — самых честных правил…» оказывается, не первая строка в поэме, а чуть ли не двенадцатая… Меня это зацепило, я тут же нашел «Евгения Онегина», чтобы посмотреть, какая же первая строчка, и начал читать. Я не мог оторваться и понял, почему Пушкин гений. От него невозможно оторваться, если начал читать. Я получил колоссальное удовольствие, которое не получил бы, будучи школьником. Вывод: всему свое время!
Анастасия Кузнецова,
педагог-психолог, член экспертно-консультативного совета ДОгМ, научный сотрудник МГППУ
В вопросе о чтении вообще принципиально важно коснуться способов считывания информации.
В психологии существует термин «каналы восприятия», включающий в себя основные способы первичного восприятия информации. Так вот у детей оно отличается от нашего. Если маме надо распечатать лист, чтобы лучше вникнуть в смысл, то сыну — найти книгу в электронном варианте. Читать с листа многим подросткам тяжело, потому что они затрачивают слишком много энергии, чтобы элементарно функционировать в этом формате. Еще один важный момент — визуализация. Раньше именно во время чтения возникало множество образов. Такого количества визуализаций, как сейчас, не существовало. Для многих из нас чтение было удовлетворением определенных потребностей, в том числе и подростковых. Помните, с каким интересом девчонки читали «Унесенных ветром»? Современные дети намного искушеннее. Все образы им уже предложены, и само по себе чтение эту функцию не выполняет. Если самостоятельного интереса к чтению нет, существуют способы его стимулировать: хорошая аудиокнига или близкая к содержанию экранизация; случайная беседа с родителями, во время которой подросток может проявить естественный интерес.
В любом случае, очень важно помнить и понимать, что список книг на лето — всего лишь один из (и далеко не самый важный) инструментов образования. Безусловно, всем хочется, чтобы дети много и с удовольствием читали, быстро и в охотку делали домашнее задание и с интересом и любовью изучали абсолютно все предметы. При это мы понимаем, что на практике всегда получается компромисс из разумного, требуемого и желаемого. И превращение одного конкретного инструмента (того же списка, например) в фетиш по своим отрицательным побочным эффектам, наверняка, превзойдет пользу от его побуквенного исполнения.
Что делать, если ребёнок не прочитал список книг на лето
Одна из немногих вещей, которые не позволяют считать лето полностью свободным от школы, — список литературы на каникулы. Пугающе длинный, вроде как ультимативный, угнетающий детей и мобилизующий родителей. Классическая ситуация: ребёнок к середине лета даже не открыл ни одной книги из списка, и родитель в лучшем случае ударяется в пространные рассуждения о «нечитающем поколении»; в худшем — начинает репрессии в одной отдельно взятой семье. Как не оказаться в этом педагогическом тупике и важен ли вообще список чтения на лето — в материале Татьяны Волошко.
Как и зачем появился список книг на лето
Одна из гордостей советского образования — фраза о «самых длинных в мире каникулах». Это правда, они действительно были и остаются самыми длинными на планете. И для того чтобы поддержать интеллектуальный тонус (да и просто заполнить чем-то массу свободного времени советского школьника), был придуман летний список чтения. Сначала книги из списка нужно было взять в библиотеке, в достаточно сжатые сроки прочитать и вернуть томики обратно в целости и сохранности. И это порой превращалось в настоящую эпопею. Современные учителя, не изменяя многолетней традиции, и сегодня составляют перечень на основе принятой в школе программы. Хотя для подростков двадцать первого века книги стали гораздо доступнее, а количество всевозможной литературы увеличилось в разы.
Важно понимать, что произведения из этих списков ребенок может прочитать и в течение учебного года — было бы время и желание. Именно серьезная загруженность детей и невозможность осваивать большие объемы текстов непосредственно во время учебы вынуждает учителей порой настаивать, а не рекомендовать. На самом же деле список литературы — всего лишь рекомендация, и сам по себе отказ от этой рекомендации не подразумевает наказания ни для ребенка, ни для родителя.
Обязательно ли прочитывать список целиком
В свое свободное время подростки охотно и без всякого принуждения читают только то, что им самим интересно. В этом смысле они ничем не отличаются от взрослых. При этом вчитаться в книгу, которая не захватила с первых строк, им значительно сложнее, чаще всего для этого им элементарно не хватает мотивации. Прочитать за лето пятнадцать крупных произведений сложно любому человеку, тем более подростку, который уже выстроил массу планов на лето и собирается максимально насладиться своим свободным временем. Относиться к списку (и уж тем более к порядку книг в нем) как к абсолютной истине не только неверно, но и в чем-то опасно. Имеет смысл менять ритм и тематику (не читать пять «толстых» романов подряд), чередовать книги из списка с легким факультативным чтением.
«Все беды от того, что современные дети стали гораздо меньше читать»
С научной точки зрения это утверждение не выдерживает критики. Если суммировать все печатные символы, которые современный ребенок складывает в слова и предложения за день, результат будет стабильно выше, чем у детей советской эпохи, с которыми мы постоянно (явно или подспудно) сравниваем нынешних. Дело в том, что раньше чтение было основным (а иногда и единственным) каналом получения информации и ответов на важные вопросы. Сегодня ребенок живет в информационном обществе, когда помимо книг (печатных и электронных), у него есть кино и, по сути, безграничный мир интернета. Это не значит, что потребление информации стало лучше или хуже — просто оно стало другим.
«Не прочитанный летом список гарантирует проблемы и плохие оценки»
Это утверждение тоже довольно сомнительно, но уже с практической точки зрения. Прочитанная летом из-под палки и по диагонали книга иногда хуже не прочитанной вовсе. В сухом остатке — примерно одинаковое количество полезной информации, которая осядет в голове ребенка к началу изучения книги в школе. Набор инструментов, которые спасают в ситуации не прочитанного произведения по программе, примерно понятен:
— Чтение отдельных глав и/или ключевых моментов произведения
— Экранизации и театральные постановки
Разумеется, даже при оптимальном использовании (а это тоже непростой отдельный навык) эти суррогаты не могут в полной мере заменить работу с текстом, ни с точки зрения непосредственно знаний, ни с точки зрения оценки.
«Давайте вспомним, как мы сами читали классику? Может, конечно, есть гении, которые сразу все понимают. Я вот поставил себе задачу прочитать объемную книжку Алексея Толстого «Петр Первый». Прочитал, но ничего не помню. Вообще.
Другой пример. Я не читал в школе «Евгения Онегина», но ухватил пару-тройку фраз, удачно ввернул их на уроке и получил хорошую отметку. Потом, став взрослым, как-то ковырялся в интернете и наткнулся на то, что фраза «Мой дядя — самых честных правил…» оказывается, не первая строка в поэме, а чуть ли не двенадцатая… Меня это зацепило, я тут же нашел «Евгения Онегина», чтобы посмотреть, какая же первая строчка, и начал читать. Я не мог оторваться и понял, почему Пушкин гений. От него невозможно оторваться, если начал читать. Я получил колоссальное удовольствие, которое не получил бы, будучи школьником. Вывод: всему свое время!»
Александр Пушной, телеведущий
«В вопросе о чтении вообще принципиально важно коснуться способов считывания информации.
В психологии существует термин «каналы восприятия», включающий в себя основные способы первичного восприятия информации. Так вот у детей оно отличается от нашего. Если маме надо распечатать лист, чтобы лучше вникнуть в смысл, то сыну — найти книгу в электронном варианте. Читать с листа многим подросткам тяжело, потому что они затрачивают слишком много энергии, чтобы элементарно функционировать в этом формате. Еще один важный момент — визуализация. Раньше именно во время чтения возникало множество образов. Такого количества визуализаций, как сейчас, не существовало. Для многих из нас чтение было удовлетворением определенных потребностей, в том числе и подростковых. Помните, с каким интересом девчонки читали «Унесенных ветром»? Современные дети намного искушеннее. Все образы им уже предложены, и само по себе чтение эту функцию не выполняет. Если самостоятельного интереса к чтению нет, существуют способы его стимулировать: хорошая аудиокнига или близкая к содержанию экранизация; случайная беседа с родителями, во время которой подросток может проявить естественный интерес».
Анастасия Кузнецова, педагог-психолог, член экспертно-консультативного совета ДОгМ, научный сотрудник МГППУ
В любом случае, очень важно помнить и понимать, что список книг на лето — всего лишь один из (и далеко не самый важный) инструментов образования. Безусловно, всем хочется, чтобы дети много и с удовольствием читали, быстро и в охотку делали домашнее задание и с интересом и любовью изучали абсолютно все предметы. При это мы понимаем, что на практике всегда получается компромисс из разумного, требуемого и желаемого. И превращение одного конкретного инструмента (того же списка, например) в фетиш по своим отрицательным побочным эффектам, наверняка, превзойдет пользу от его побуквенного исполнения.
Список книг на лето не прочитан? Скоро в школу. Что делать?
Дети не читают и не гуляют со сверстниками: что страшнее? Советы психолога Лабковского
Михаил Лабковский психолог, писатель, юрист, телеведущий и радиоведущий
В отношениях родители-дети время от времени наступает момент обострения, когда заботливые мамы, будто только того и ждали, начинают иезуитски шептать в уши своим детям «скоро в школу», таскать их по школьным базарам и проверять, что прочитано по списку литературы «на лето».
А когда оказывается, что ничего не прочитано, хвататься за голову и орать: «Я в твои годы!». И рассказывать про книжки из серии «Библиотека приключений», про «Детей капитана Гранта», «Всадника без головы» и стонать про советскую классику с прекра-а-а-асными иллюстрациями.
Когда я такое слышу, то вспоминаю, что товарищ Сталин любил читать Мопассана, Гоголя, Золя, Достоевского, Уайльда, Чехова и поэзию, мог прочитать до 500 страниц в день, и что? Стал он от этого лучше, гуманнее, добрее?
Почему-то в нас крепко сидит убеждение, что книги могут сделать человека лучше. Застряло прямо на уровне спинного мозга. А тем временем нет тому никаких подтверждений. Писатели — это чемпионы среди невротиков, которые с помощью творчества безуспешно пытаются справиться со своими многочисленными страхами, тревогами и комплексами. Чему они могут научить? И должны ли?
Зачем ребенку Чехов
Однажды я читал лекцию в известной московской школе. И в конце родители, конечно, стали ахать и охать, жаловаться, что дети ничего не читают. (Кстати, педагоги Царскосельского лицея были уверены в том же самом. Все помнят, кто у них был в учениках?)
Я говорю: «А что тут плохого? Ну, не читают. » Что началось! «Они себя обедняют», «они себя обделяют», «они вырастут неучами», «словарный запас», «мыслительный процесс», «безграмотность» и «опускаются руки».
Тогда я спросил, кого бы они хотели видеть в любимых авторах детей. Оказалось, что в первую очередь Чехова. Чехова! Великого, но глубоко несчастного, депрессивного писателя, женившегося на нелюбимой женщине, всю жизнь любившего другую и превратившего свою жизнь в сплошную драму.
Как психолог я бы не отделял личность писателя от его творчества. Он абсолютно гениально описал пошлость нашего мира, но зачем детям это читать? Или его прекрасная ирония и самоирония. С точки зрения психолога, ирония и самоирония — это агрессия и само агрессия. Нужно ли это, так сказать, юным душам?
Когда я сам был невротиком, то перечитывал «Братьев Карамазовых» раз в полгода, потому что испытывал потребность в переживаниях и невротических эмоциях. А теперь нет-нет, да и захожу в книжный и прошу порекомендовать мне что-нибудь позитивное. Меня неизменно отсылают к писателям-сатирикам. Хотя где позитив и где сатира? Правда, есть замечательный Слава Сэ и моя любимая Наринэ Абгарян. Но и их юмор из серии «печаль моя светла. «. И все же моя, теперь здоровая, психика больше тянется к Славе Сэ, чем к Алеше Карамазову.
Зачем читать книги
Роль художественной литературы в нашем обществе вообще сильно преувеличена. Еще и понимается превратно, что всегда чревато. А ведь что такое художественная литература? Интересные истории, рассказанные хорошим языком. (Как вариант: великие истории, рассказанные гениальным языком.) В них нет ответов на вечные вопросы бытия и небытия! Они не раскрывают смысла жизни и не составляют его.
Чехова, как и любого другого писателя, можно и нужно читать, если вы получаете удовольствие от самого процесса чтения. Но писатель — это не мессия, светлый лик которого освещает наши тусклые убогие жизни. Тот же Чехов в книге «Остров Сахалин» описал поэтов-убийц. И что с того, что они поэты-декаденты, ценители прекрасного? Убивали они с особой изысканностью.
Есть интересные книги и хорошие писатели. И мы любим их примерно за то же самое, за что уважают талантливых рассказчиков в тюрьме: за то, что они дарят нам радость, даже наслаждение от соприкосновения с увлекательной историей. За то, что с их помощью мы испытываем чувства и переживаем события, которых нам не хватает в нашей реальной жизни. Спасибо, но на этом все.
Понятно, когда событий и эмоций не хватает сидельцам в тюрьме. Тут мало чем можно помочь.
Проблема с теми, кому литература заменяет «реал», кто еле досиживает на скучной работе, чтобы добежать до «читалки» или книги, и снова и снова с упоением погружается в воображаемые миры. Когда книга — украшение жизни, дополнение к ней — это нормально, а когда литература и есть жизнь — это уже диагноз. Книга должна дарить радость, а не помогать депортироваться из реальности. Если реальность невыносима, надо работать над тем, как сделать ее лучше, комфортнее, работать над своим восприятием, а не жать на Esc.
Не заставляйте ребенка читать
И чего точно не надо делать, так это заставлять ребенка читать.
Если ребенок а) не читает и б) не гуляет с друзьями, беспокоиться стоит только по поводу второго пункта. Социализация прежде всего. Потому что жить человеку нужно не в книгах, а навыки живого общения, умение заводить друзей, влюбляться, ориентироваться в настоящих человеческих отношениях, уметь испытывать эмоции самому важнее и полезнее, чем читать о них в книгах. Даже в самых лучших книгах.
Уважаемые непримиримые мамочки! Не надо так волноваться, говорю вам как психолог и педагог с большим стажем. Не в книгах счастье! Если вы любите читать сами, получаете от этого удовольствие, если ребенок часто видит вас с книжкой, а в доме все полки ими забиты — это не пройдет даром, скажется обязательно, хотя, может быть, не сразу.
Бесполезно и даже вредно нудеть, угрожать, рисовать страшные перспективы тупого бескнижного существования, торговаться («Если прочтешь столько-то страниц — я тебе за это. «). Это отодвинет момент сближения ребенка и книги. Хороший вариант — читать детям вслух. И не только Винни-Пуха, но и любые ваши любимые книги, включая «Войну и мир». Вместо телевизора. А с произведениями в рамках школьной программы пусть сами разбираются.
Успеть за август! 5 советов, как прочесть летний список литературы
Рассказывает Лусине Искандарян, лицей №8, Оренбург
Чтение школьной литературы летом упрощает жизнь. Во время учебы мало времени читать большие произведения, а краткие содержания не передают деталей, который всплывают на контрольных. Но что делать за месяц до сентября, когда совесть проснулась, а желание читать литературу на лето — нет? Главное — не паниковать! Расскажем, как не опустить руки и безболезненно осилить все произведения из списка.
Распечатать то, что дали в школе, недостаточно. Добавьте над каждым произведением количество страниц, которые оно занимает. Так вы сразу увидите, на что нужно потратить больше времени. Но не пытайтесь прочесть сначала большие романы, потом — маленькие рассказы, а после — стихотворения. Несколько крупных произведений подряд перегрузят мозг и психику. Лучший вариант — чередовать объемные и не объемные произведения.
Изучите свой список и начните с того, что вам приглянулось. Если первая книга все же оказалась скучной, возьмите другую. Так вы точно найдете «свое» произведение. Но не стоит откладывать самое неинтересное на потом, тогда весь список вы точно не осилите. Здесь, как и с объемом — лучше чередовать.
Обычно желание читать школьную литературу отпадает из-за ее сложности. У некоторых писателей тяжелый слог, некоторые пишут о непонятных вещах, а иногда мы просто не согласны с автором. Чтобы облегчить участь, можно найти партнера — такого же мученика с таким же списком, как у вас. С напарником можно обсудить сюжет, поделиться впечатлениями и, возможно, взглянуть на произведение под другим углом — вдруг он заметит то, чего не увидели вы.
Не вместо самого произведения! Если аннотация и первые главы очередного романа кажутся скучными, краткое содержание поможет разобраться. Узнав из него, в какой главе произойдет что-то интересное, вы получите стимул не забросить книгу и скорее добраться до этого места.
Большие произведения, вроде «Войны и мира» или «Тихого Дона» лучше читать в нескольких томах — так произведение не выглядит пугающе и читается проще.
Можно придумать себе награду: после каждой книги устраивайте пикник с друзьями или смотрите сериалы. В общем, делайте то, ради чего стоит терпеть классику.
Не обязательно летом читать все произведения из обязательного списка. Изучите программу по литературе и читайте летом именно те произведения, которые в школьной программе идут осенью-зимой. Остальное можно прочесть в учебные будни или на других каникулах.
А еще мы пообщались со школьниками, которые ответили на вопрос: «Как вы справляетесь со скукой и нежеланием читать?»
«Понимаю, что это важно и лучше сделать это сейчас, чтобы потом не получить втык от учителя». Полина, Оренбург, 11 класс
«У меня нет конкретной цели читать-читать-читать. Читаю тогда, когда хочу. Но, когда желание появляется и книга очень интересная, могу прочитать за один день 500 страниц. Лайфхаков у меня нет — когда хочу, тогда и делаю». Александра, Краснодар, 9 класс
«На чтение некоторых произведений меня сподвигают фильмы по ним. Часто мы читаем с друзьями в одно время, а потом шутим про всякие моменты, обсуждаем и т. д. И хочется быть в теме». Ирина, Челябинск, 8 класс
«Я стараюсь читать в том же темпе, что и мои подруги, чтобы можно было обсудить книгу. Порой это бывает даже интереснее, если произведение нам не нравится». Татьяна, Санкт-Петербург, 10 класс
«Просто беру и делаю. Лучшее лекарство от лени — это работа». Марк, Волгоград, 11 класс
Какой бы скучной ни была школьная литература, читать ее нужно. А при правильном подходе можно даже получить удовольствие от процесса.
Что делать, если ребенок не хочет читать книги из списка литературы на лето: советы психолога
Учебное время со школьными уроками и домашними заданиями закончилось, впереди летние каникулы — возможность отдохнуть и расслабиться. Однако многие родители сталкиваются с серьезной проблемой: как мотивировать детей прочитать литературу, заданную на лето? Нередко в ход идут уговоры, подкуп, шантаж и даже угрозы. Дети, в большинстве своем, мало читают, испытывают затруднения при знакомстве с классической литературой, скучают за книгой, не хотят тратить на это свое время. Как помочь ребятам справиться с заданием и получить удовольствие и пользу от летнего чтения, расскажет психолог семейного центра «Семья» Анна Синодова.
«Многие современные дети и подростки отчуждены от классической литературы, им кажется, что она не имеет ничего общего с их жизнью. Однако все мировые сюжеты описывают общечеловеческие проблемы: взаимоотношения отцов и детей, поиски себя, любовь, выбор и т. д., то есть темы, которые касаются каждого. Чтение хороших книг способствует интеллектуальному и душевному развитию, обеспечивает сопричастность культурным ценностям человечества» — считает специалист.
Если вы хотите, чтобы ребенок полюбил читать, и для вас важно пристрастить его к этому занятию, вы можете:
Читать книги вместе с детьми
Младшим детям можно читать вслух или делать это по очереди с ребенком.
Обсуждать книги с ребенком
Помогите понять, о чем написана книга. Попробуйте пересказать сюжет современным языком и в современных реалиях. («Борис Годунов» Мирзоева).
Предложить ребятам организовать книжный клуб
Читать в компании — увлекательное занятие. Ребята могут собираться очно или дистанционно и обсуждать прочитанное. Регулярные встречи (например, раз в неделю или 1–2 раза в месяц) помогут ребенку сохранять ритм чтения и интерес к процессу. Модератором (ведущим клуба) может быть как ребенок, так и взрослый.
Сходить вместе в библиотеку или книжный магазин
Современные библиотеки — это культурные центры, где происходит много увлекательного, а ребенок может заинтересоваться чтением.
В интернете можно найти интересные лекции о литературе, которые позволят детям увидеть и понять книги в новом свете: например, лекции Дмитрия Быкова, академии Arzamas и другие
Посмотреть фильм по книге или сходить на театральную постановку. У многих театров есть спектакли по произведениям, входящим в школьную программу.
Предложить нарисовать иллюстрацию или комикс по книге.
Если ребенок не хочет читать, предложите ему послушать аудиокнигу.
Если вам в первую очередь важна формальная сторона взаимоотношений ребенка со школой — выполнение заданий и оценки, а ребенок никак не хочет читать, то не стоит портить взаимоотношения с ребенком из-за литературы. Книги должны быть удовольствием. Для тех, кто категорически отказывается читать, есть краткие пересказы книг в интернете.
Если чтение для вашего ребенка — это тяжелый труд или учебная повинность, то, возможно, стоит выбрать несколько книг из списка, которые могут ребенка заинтересовать, и прочитать их с удовольствием. А остальные книги оставить на более позднее время или прочитать в пересказе.
Если ваш ребенок не читает, не отчаивайтесь. Это не обязательно помешает ему вырасти образованным и успешным человеком.
Если вам необходима помощь специалиста, смело обращайтесь в столичные семейные центры. Адреса и телефоны семейных центров можно найти на портале мойсемейныйцентр.москва.