что делать если на собеседовании заставляют ждать
Вы приняты! 15 лайфхаков, которые помогут успешно пройти собеседование
⏱ Время прочтения — 7 минут
Спокойствие, только спокойствие
Подобная история не редкость, ведь собеседование — сильный стресс даже для кандидата с большим опытом. Волнение в такой ситуации естественно, однако оно не должно мешать мыслить конструктивно и вести диалог.
Предлагаем три способа, которые помогут быстро успокоиться.
Глотательные движения помогают нам прийти в себя — это физиология. Лучше всего сделать несколько глотков воды непосредственно перед встречей. Если вы почувствовали сильное волнение уже в процессе беседы, а воды с собой нет, попросите ее у рекрутера / нанимающего менеджера — в этом нет ничего страшного. Если воды не нашлось, просто несколько раз сглотните слюну.
«У меня как будто земля уходит из-под ног», — говорим мы, когда сильно волнуемся. Чтобы избежать потери контроля, сильно прижмите стопы к полу — это позволит в прямом смысле почувствовать под собой опору.
Возьмите с собой на собеседование вещь, которая связана с приятными воспоминаниями, карьерными или личными успехами. Это может быть ручка, часы, блокнот, браслет или какой-то небольшой сувенир, который можно зажать в руке или положить в карман. Такой якорь позитивных эмоций позволит чувствовать себя увереннее.
«Вижу цель, верю в себя»
Чаще всего в начале беседы рекрутеры просят рассказать о себе. Будьте к этому готовы и заранее подготовьте и отрепетируйте небольшую самопрезентацию — это не только придаст вам уверенности, но и выгодно подчеркнет вашу мотивацию.
Не углубляйтесь в детские и юношеские годы — рассказывайте только о том, что совпадает с профилем компании и вакансии. Для этого до интервью выясните как можно больше об организации, изучите требования вакансии и постройте свой рассказ с учетом этой информации.
Рассказывая о себе, дайте понять нанимателям, что вы разделяете миссию и ценности организации. Например, если вы устраиваетесь в компанию по продаже товаров для кошек и собак, не лишним будет упомянуть о своей любви к домашним животным.
Выберите из своего профессионального багажа те навыки, качества и кейсы, которые сочетаются с требованиями вакансии. И позаботьтесь, чтобы ваши слова были подкреплены фактами. Например, если должность предполагает наличие лидерских качеств, расскажите о своем опыте руководства коллективом или проектом и приведите конкретные измеримые показатели, которых удалось достичь.
В завершение самопрезентации расскажите, почему вы хотите работать именно в этой компании и на этой должности. Примеры подходящих ответов: «доверяю продуктам компании», «цели компании сочетаются с моими внутренними целями», «хотел бы вместе с вами трудиться над улучшением процессов» и т. п.
Не «что», а «как»…
По мнению психологов, первое впечатление о человеке на 70% складывается не из того, что он говорит, а как он это делает. Сюда относятся внешний вид, язык жестов, мимика и особенности речи. Поэтому для успешного прохождения собеседования стоит уделить особое внимание этим аспектам.
Излишняя торопливость либо медлительность речи может создать негативное впечатление. Поэтому говорите четко, спокойно и уверенно, сохраняя средний темп. Полезно накануне встречи отрепетировать свои ответы перед зеркалом или записать их на диктофон и послушать — так будет проще понять, что нужно подкорректировать в своей манере говорить.
Собеседник, тем более такой опытный, как рекрутер или HR-специалист, легко почувствует ваше состояние, особенно если вы волнуетесь. Поэтому важно настроиться на позитив: сделайте так, чтобы улыбка шла изнутри. В то же время важно не перестараться: улыбка на лице должна быть только тогда, когда она уместна.
Значение невербальных сигналов сложно переоценить: один неуместный жест может поставить крест на успешном исходе собеседования. Перед тем как отправиться на встречу с нанимателем, попробуйте найти позу, в которой вам будет комфортно вести длительную беседу и в которой вы будете чувствовать себя максимально уверенно.
Также не лишним будет посмотреть на свою мимику и жестикуляцию со стороны: запишите репетицию самопрезентации на видео. Не стоит ломать свою индивидуальность и пытаться вести себя на собеседовании как британские монархи — оставайтесь собой, ведь нанимать будут вас! Достаточно убрать суетливые движения, выдающие волнение.
«Назовите ваши слабые стороны»
На собеседовании могут задавать каверзные вопросы, единственно правильных ответов на которые не существует, — они призваны выявить именно ваши качества, лучше вас понять и узнать, как вы ведете себя в нестандартных ситуациях. Список таких вопросов ограничен только фантазией интервьюера, но есть самые популярные. Чем руководствоваться при ответе на них?
Если вас попросили рассказать о своих слабых сторонах, неверно будет ответить «У меня их нет» — это свидетельствует об отсутствии объективности к себе и стремления к развитию. Назовите одну-две слабые стороны, не несущие критической угрозы для рабочего процесса, и обязательно расскажите о том, как вы работаете над их устранением.
Скажем, вы признались, что иногда в процессе работы слишком погружаетесь в нюансы и отходите от основной задачи. Тогда дополните рассказ вашим секретом преодоления этого «недуга» — например, вы приклеиваете стикер с главной целью проекта на видном месте — и он возвращает вас на нужный вектор.
На просьбу рассказать о каком-либо вашем профессиональном промахе тоже не стоит отвечать: «У меня их не было». Действуйте по принципу из пункта № 10: сперва — про ошибку, неудачу, провал, и сразу же — про то, как всё исправили. А в завершение отметьте, чему вас научила эта ситуация и какие личностные и профессиональные качества помогла развить.
Пример: «На прошлой работе я не смог вовремя сдать проект, поскольку не рассчитал свои силы и время. Не спал ночь, но — хоть и с опозданием — закончил работу. Я проанализировал ситуацию и сделал выводы, что нужно развить навыки управления временем, чем и занялся: стал тщательно планировать дела, увлекся тайм-менеджментом. После этого случая я всегда сдаю работу в срок».
«Какую зарплату вы хотите получать?» — такой вопрос интервьюер может задать, если в описании вакансии не указан размер вознаграждения. Если вы откликнулись на такую позицию, перед собеседованием выясните, сколько в среднем получают специалисты вашего уровня на аналогичной должности. В зависимости от опыта и знаний вы можете варьировать сумму. Например, назвать размер оплаты на 5−10% больше, чем в среднем по рынку, если у вас большой опыт, или, напротив, немного меньше, если опыта мало или совсем нет. Также зарплатные ожидания стоит немного снизить, если по компетенциям и навыкам вы немного недотягиваете до требований вакансии.
Будь готов! Всегда готов!
HR-специалисты используют различные методы проведения собеседования. Самый распространенный из них —структурированное интервью по стандартным вопросам. Однако вы можете столкнуться и с другими вариациями интервью. Что же делать?
Суть метода в том, что вам предлагается решить какую-то ситуационную задачу — кейс, подобранный с учетом вакансии, на которую вы претендуете. Например, если вы устраиваетесь работать менеджером по продажам, то вас могут попросить решить следующую задачу: «Важный клиент просит сделать скидку, а вы не можете ее дать. Как себя поведете?»
Для того чтобы подготовиться к подобным кейсам, изучите внимательно требования вакансии, попробуйте предположить, какую задачу вам предложат, поищите в Сети примеры и рассказы других соискателей. Но и будьте готовы решать задачу в моменте — всего не предугадаешь!
Этот довольно жесткий метод используют, чтобы проверить стрессоустойчивость соискателя. Например, рекрутер может спросить: «Почему вы еще не замужем?» или «Почему у вас перхоть?» Также он может начать курить в вашем присутствии, отвлекаться на телефонные звонки или перебивать.
Как вы будете вести себя — зависит только от вас и от предлагаемых обстоятельств. Но помните, что ваша задача в такой ситуации не отшучиваться и не огрызаться, а перевести разговор в конструктивное русло, напомнив о цели вашей встречи.
Данный метод немного напоминает дружеский разговор: рекрутер может попросить рассказать про детство, школьные и студенческие годы. Цель такой беседы — понять, есть ли у соискателя предрасположенность к решению требуемых вакансией задач. Например, на должность психолога в детский сад охотнее примут кандидата, который расскажет, что с детства любил помогать другим людям, а в старших классах с удовольствием нянчился с маленькой двоюродной сестрой.
Для того чтобы успешно пройти такой тип собеседования, рекомендуем внимательно изучить вакансию и найти подтверждение нужных качеств в своей биографии.
Во многом результат собеседования зависит от качества вашей подготовки. Однако есть такие ситуации, на которые невозможно повлиять и о которых вы можете даже не узнать. Например, в компании приняли решение не вводить должность, на которую вы претендовали, и передать эти функции одному из сотрудников.
Отказ потенциального работодателя — не повод считать себя плохим кандидатом. Анализируйте ошибки, готовьтесь к собеседованию, тренируйтесь. Прохождение собеседования — это полезный навык, который приобретается с опытом. Верьте в себя и в свои силы!
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫
12 ошибок на собеседовании: из-за них вас не возьмут на работу
Опоздал, обругал бывшее начальство и переврал в достижениях? Считай, провалил собеседование. Собрали главные «вредные советы» о том, как не нужно вести себя на встрече с HR-менеджером.
1. Не отвечать на звонок от HR или не перезванивать
Если вы оставили номер для связи с вами, телефон стоит держать при себе или хотя бы проверять время от времени, не было ли звонков с незнакомых номеров. Связаться с эйчарами – ваш прямой интерес. Чаще всего звонят с городских или корпоративных телефонов, поэтому не надо блокировать звонок после первых цифр номера 8 800 и ждать звонка с мобильного.
2. Опаздывать и не предупреждать об этом
Форс-мажоры бывают у всех. Но опаздывать, не предупреждая, и никак не комментировать это на собеседовании – сразу минус.
3. Скрываться и шифроваться
Иногда соискатель звонит не со своего номера, и он должен предупредить эйчара об этом. Почту также нужно указывать верную и не забывать проверять ее: если схема проезда или приглашение на интервью прилетит не на тот контакт, в этом будет виноват не эйчар.
Также иногда женщины не сообщают, что в резюме у них указана другая фамилия (девичья или бывшего супруга). При большом потоке соискателей это создает путаницу.
4. Отмалчиваться
Письма имеют свойство улетать в спам: проверьте эту папку, если вам не пришло обещанное по телефону письмо. А если его нет и там, не стесняйтесь позвонить и сказать, что случился сбой, и вы все еще ждете сообщения.
5. Слушать эйчара вполуха
Не поверите, насколько часто мы назначаем zoom call и слышим в ответ: «А собеседование в “Скайпе” будет, да?».
6. Путать название компании и вакансии
Выбирать из нескольких вариантов – нормально. Но этот факт важно правильно подать.
Сравните. Один соискатель говорит, что ему понравился офис, соцпакет и возможность двигаться по карьерной лестнице, но он должен немного подумать насчет переработок. А второй сделал ковровую рассылку по нескольким десяткам вакансий в разных компаниях и постоянно путается, куда вообще звонит.
Сообщать, куда вас не приняли на работу, возможно, не следует: особенно въедливый эйчар обязательно позвонит в эту компанию и выяснит, почему вы не подошли.
7. Агрессивно реагировать на вопросы
Нормально, если вас спрашивают о хобби, семье и планах на жизнь – HR должны набирать людей, соответствующих не только вакансии, но и ценностям компании. Чтобы представить ваше место в коллективе, специалисту нужно больше вас узнать, а без некоторых вопросов и тестов сделать это невозможно.
Нормально также, если вы не хотите о чем-то говорить. Но, опять-таки, это можно подать по-разному. Например, фраза «У моих родителей свой бизнес, но я не готов(а) рассказать о нем подробнее сейчас».
8. Зачитывать свое резюме по бумажке или, наоборот, путаться в трудовой биографии
Эйчар уже видел ваше резюме. Ему интереснее, чтобы вы сами рассказали об опыте работы, причем не перескакивая с пятого на десятое, а по порядку и с подробностями. Почему выбрали именно это учебное заведение, почему пошли работать не по специальности (если так случилось), что заставило сменить сферу деятельности.
О перерывах в трудовой биографии тоже молчать не стоит. Вместо того, чтобы перейти к следующему месту работы, перескочив три года декретного отпуска, упомяните, что это был именно он, а не просто вы решили посидеть у кого-то на шее.
Утаивать причины ухода с прошлых мест работы не стоит: если эйчару что-то покажется подозрительным, он все равно туда позвонит. Юлить или агрессивно реагировать – тоже плохая идея.
Эйчарам и кандидатам на заметку: без согласия соискателя звонить его «бывшим» нельзя – это требования ст. 24 Конституции РФ и Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
9. Учить HR, как ему работать
Когда мы слышим: «Вы бы мне дали тестовый бюджет лучше. Если бы я его слил, значит, провалил тест, не слил бы – взяли бы меня на работу. Зачем вы на меня столько времени потратили?», то думаем – а действительно, зачем.
Если случилось так, что вам отказали, то, конечно, можно поинтересоваться причиной отказа. Как минимум, эта информация поможет при следующих попытках трудоустроиться. Но на ответах «здесь и сейчас» настаивать точно не нужно.
10. Не готовиться к собеседованию
«Плавать» в собственных обязанностях на прошлом месте работы – плохая стратегия. Иногда мы видим, как соискатель по бумажке зачитывает, чем он занимался. Тогда у нас возникает резонный вопрос: а действительно ли человек все это умеет?
11. Бояться быть простым и показаться «глупым»
Гораздо хуже, если человек приходит с помпой, продавая себя как невероятного специалиста, а на деле оказывается середнячком, – чем, напротив, если бы он пришел и честно рассказал, что умеет хорошо, а что – не очень.
12. Делать акцент только на hard skills
Удивительно большое число людей уделяют внимание только своим компетенциям в работе, но теряются, когда им задают более личные вопросы: что вам нравилось на прошлых местах работы, из каких ошибок вы извлекли уроки и так далее.
Не надо так: soft skills становятся сейчас все более значимыми. Бывает, не очень опытный человек благодаря им оказывается перспективнее, чем кандидат с многолетним стажем работы.
Резюме
Чтобы успешно пройти собеседование, следуйте 12 основным правилам:
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Стрессовое собеседование
В зависимости от типа вакансии, сложившихся традиций фирмы и многих других факторов, существуют различные способы подбора сотрудников. Но самым сложным для претендента на вакансию остается так называемое стресс-интервью.
В поисках работы, вы оставляете свое резюме на различных сайтах, обзваниваете различные фирмы, и вот наконец долгожданный звонок. Вы пришли на собеседование и здесь сталкиваетесь с тем, чего ни как не ожидали…
Для чего это
Во время подобных стрессовых собеседований потенциальных сотрудников проверяют на способность быстро реагировать в сложных ситуациях, разрешать конфликты – одним словом, эффективно работать в экстремальных и сложных условиях. Чаще всего подобной проверке на прочность подвергаются претенденты на руководящие должности и сотрудники, которым приходится работать с людьми: секретари, продавцы, администраторы, кассиры, стюардессы, диспетчеры, менеджеры по работе с персоналом.
Чего стоит ожидать на стресс-интервью
Чтобы заставить соискателя нервничать, интервьюеры обычно используют несколько уловок:
— заставляют кандидата долго ждать или переносят собеседование в самый последний момент;
— критикуют внешность, опыт и умение кандидата: «У нас в компании очень строгий дресс-код, вы со своим нелепым костюмом никак не вписываетесь», «Какой заштатный институт вы окончили! Ну и чему вас там научили?», «Зачем вы вообще сюда пришли? Вы абсолютно не соответствуете этой должности!»;
— создают некомфортные условия: проводят собеседование в прокуренном душном помещении, предлагают сесть на неудобный стул, который, кажется, вот-вот развалится;
— устраивают перекрестный допрос – в этом случае собеседование проводят сразу несколько интервьюеров, которые ведут себя абсолютно по-разному, но нередко задают одни и те же вопросы, просто формулируя их иначе. Считается, что так легче поймать соискателя на лжи;
— выбивают вас из колеи неадекватной реакцией. Интервьюер может постоянно вас прерывать на полуслове, вообще не обращать на вас никакого внимания, занявшись своим делом или разговаривая по телефону, или подвергать критике все ваши ответы.
Как на это реагировать
Главное правило оставаться невозмутимым и вежливым, даже если внутри у вас все кипит. Любая ваша реакция, действия и слова будут тщательно проанализированы, так что не поддавайтесь на провокации. Но и не нужно покорно сносить все унижения, ведите себя достойно. Проявите свою инициативу!
Собеседник с вами не разговаривает? Сами заполняйте паузы в разговоре, задавайте вопросы, показывая свою способность вести беседу даже с самым трудным клиентом.
Вам выдали большую анкету, а стола, чтобы ее заполнить, нет в коридоре – попросите какую-нибудь папку, планшет, чтобы вам было удобней писать.
Если вам задают вопросы, связанные с личной жизнью, на которые вы не желаете отвечать, ответьте спокойно, что это не связано с вашей профессиональной деятельностью.
Определите для себя границы, за которые вы не позволите выходить ни за что.
Ни в коем случае не проявляйте агрессию: вы должны показать, что вас не так то просто втянуть в конфликт.
Даже если вас после такого собеседования примут в эту компанию, будьте уверенны, легкая работа и комфортная психологическая обстановка здесь не будут. Готовность работодателя применять столь спорные методы проверки кандидатов говорит о том, что в этой фирме с сотрудниками не церемонятся.
В любом случае, решать вам, готовы ли вы работать в условиях постоянного стресса. Все хорошенько обдумайте и взвесьте. Все-таки не только вас выбирают, но и вы себе выбираете лучшее место работы.
Советуем посетить тренинг:
Что делать если работодатель опаздывает на собеседование
«Как говориться: «Начальство не опаздывает, начальство задерживается». И, как правило, на собеседование руководители приходят вовремя. Однако ситуации бывают разные. Что же делать соискателю, если работодатель опаздывает на собеседование? Возможно, вас просто проверяют.
Один из форматов стрессового интервью проверить насколько соискатель терпелив, и сколько готов ждать. А также, как он будет себя вести в столь не привычной ситуации.
«Испытание ожиданием» проводятся с кандидатами, претендующими на нервную и неспокойную работу. Так проверяются эмоциональные реакции. Будет ли кандидат покорно ждать, проявит ли инициативу, или уйдет, устроив скандал. В любом случае кандидату надо быть готовым. Как правило, о таких форматах интервью не сообщают заранее.
Безусловно, модель поведения вы выбираете сами. Однако, мы не советуем вам вступать в конфликт с потенциальным работодателем. Даже если руководитель задерживается без предупреждения или ведет себя непрофессионально, не теряйте лицо.
Используйте время в свою пользу, если работодатель опаздывает на собеседование. Освежите в памяти информацию о компании, о вакансии. Выпейте кофе, расслабьтесь, настройтесь на интервью.
Если руковдитель задерживается более чем на 30 минут. Тактично уточните у секретаря, не забыли ли они про вас, почему встреча не состоялась в назначенное время и сколько еще ожидать рекрутера.
Сколько по времени ожидать рекрутера зависит, конечно, от вас и степени желания работать именно в этой компании.
Совет: Перед встречей или в период ожидания ознакомьтесь с отзывами о компании. Возможно, кто-то из других соискателей уже сталкивался с подобной проблемой. Если вы найдете большое количество негативных отзывов, то стоит задуматься, хотите ли вы работать в подобном месте. Вы можете смело вставать и уходить.
Недобросовестные работодатели будут встречаться на пути каждого соискателя. Важно сохранять самообладание в любой ситуации.
«Испытания ожиданием» чаще всего заканчиваются только тогда, когда соискатель сам принимает решение встать и уйти. Буквально в дверях его ловит работодатель и предлагает пройти интервью, либо перенести встречу на другой день. Таким проверки заставляют понервничать, и соискателю важно быть готовым. Но пройдя все проверки, он точно получит достойное место.
Что делать если работодатель опаздывает на собеседование
«Как говориться: «Начальство не опаздывает, начальство задерживается». И, как правило, на собеседование руководители приходят вовремя. Однако ситуации бывают разные. Что же делать соискателю, если работодатель опаздывает на собеседование? Возможно, вас просто проверяют.
Один из форматов стрессового интервью проверить насколько соискатель терпелив, и сколько готов ждать. А также, как он будет себя вести в столь не привычной ситуации.
«Испытание ожиданием» проводятся с кандидатами, претендующими на нервную и неспокойную работу. Так проверяются эмоциональные реакции. Будет ли кандидат покорно ждать, проявит ли инициативу, или уйдет, устроив скандал. В любом случае кандидату надо быть готовым. Как правило, о таких форматах интервью не сообщают заранее.
Безусловно, модель поведения вы выбираете сами. Однако, мы не советуем вам вступать в конфликт с потенциальным работодателем. Даже если руководитель задерживается без предупреждения или ведет себя непрофессионально, не теряйте лицо.
Используйте время в свою пользу, если работодатель опаздывает на собеседование. Освежите в памяти информацию о компании, о вакансии. Выпейте кофе, расслабьтесь, настройтесь на интервью.
Если руковдитель задерживается более чем на 30 минут. Тактично уточните у секретаря, не забыли ли они про вас, почему встреча не состоялась в назначенное время и сколько еще ожидать рекрутера.
Сколько по времени ожидать рекрутера зависит, конечно, от вас и степени желания работать именно в этой компании.
Совет: Перед встречей или в период ожидания ознакомьтесь с отзывами о компании. Возможно, кто-то из других соискателей уже сталкивался с подобной проблемой. Если вы найдете большое количество негативных отзывов, то стоит задуматься, хотите ли вы работать в подобном месте. Вы можете смело вставать и уходить.
Недобросовестные работодатели будут встречаться на пути каждого соискателя. Важно сохранять самообладание в любой ситуации.
«Испытания ожиданием» чаще всего заканчиваются только тогда, когда соискатель сам принимает решение встать и уйти. Буквально в дверях его ловит работодатель и предлагает пройти интервью, либо перенести встречу на другой день. Таким проверки заставляют понервничать, и соискателю важно быть готовым. Но пройдя все проверки, он точно получит достойное место.