чем следует руководствоваться при организации питания детей дошкольного возраста ответ
«Основные требования к организации питания в общеобразовательных и дошкольных учреждениях»
Рациональное питание детей и подростков является одним из основных факторов, определяющих темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способность к различным видам и формам обучения, устойчивость организма к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Питание детей является полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энерготраты. Пищевой рацион детей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климато-географической зоны проживания, характера деятельности и величины физической нагрузки.
Основные требования к организации питания детей:
-для обеспечения здоровым питанием детей в образовательном учреждении необходимо составление примерного двухнедельного меню, в котором учтен возраст детей, сезонность, необходимое количество основных пищевых веществ, витаминов, микроэлементов и соблюдены требования к рациональному распределению калорийности суточного рациона;
— часы приема пищи должны быть строго постоянными, количество приемов пищи организуется в зависимости от сроков пребывания ребенка в образовательной организации, интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5-4 ч.;
— ежедневно в рацион следует включать мясо, сливочное и растительное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Рыбу, яйца, творог и другие кисломолочные продукты, сыр — рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня.
— завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда: (каша, овощное пюре или яйца (омлет, запеканка); горячего напитка (кофейный напиток с молоком, какао на молоке, чай), рекомендуется включать овощи и фрукты. В обед входят закуска и три блюда. Закуска включает в себя овощные салаты с добавлением зелени или порционированные овощи. Первое блюдо должно быть обязательно жидким (супы). Второе блюдо состоит из горячего блюда из мяса, птицы или рыбы с гарниром. Сладкое блюдо на третье (компот, сок). Полдник состоит из напитка (молоко, простокваша, кефир, какао на молоке, молочный кисель) и мучного или кондитерского изделия без крема. Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши, основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисло-молочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема;
— питание детей должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающего использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами;
— для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений и в соответствии с принципами щадящего питания не допускается использование пищевых продуктов и изготовление блюд и кулинарных изделий включенных в перечень продуктов и блюд, не допускающихся в питании детей (приложение 9 к СанПиН 2.4.1.3049-13; приложение к 7 СанПиН 2.4.5.2409-08).
Если все перечисленные условия правил питания будут соблюдены, то это явится залогом здоровья и гармоничного развития детей и хорошей учебной работоспособности.
(c) Управление Федеральной службы по надзору Адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, 138 Основные принципы и рекомендации при организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективахОрганизации питания детей в организованных коллективах регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Дополнительным нормативным документом, которым регламентируются нормы питания является Методические рекомендации 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах»(утв.Главным государственным санитарным врачом РФ 12 ноября 2015 г.). Перечисленные выше санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием детей как школьного, так и дошкольного возраста. Оптимальное(здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов и способности к обучению во все возрастные периоды их жизни. Общие принципы организации здорового питания детей в организованных коллективах: -адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей; -сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы; -максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности; -оптимальный режим питания; -адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности; -учет индивидуальных особенностей детей( в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд); -обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд. В организованных детских коллективах разрабатывается рацион питания, который в свою очередь предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени. На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, которое включает распределение перечня блюд, кулинарных, хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Требования к меню для обучающихся в общеобразовательных учреждениях. 1. При разработке примерного меню необходимо учитывать: — продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, — физические нагрузки обучающихся. 2. С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования: — по массе порций блюд, — их пищевой и энергетической ценности, — суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах. 3. Примерное меню должно содержать следующую информацию: — о количественном составе блюд, — энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде. 5. При разработке меню для питания учащихся предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд. 6. Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами. 7. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности. 8. Ежедневно в обеденном зале вывешивают, утвержденное руководителем образовательного учреждения, меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий. Требования к меню для детей дошкольного возраста. Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях. При составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, а также рекомендуемый ассортиментом основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях. Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки. При организации питания детей в дошкольных образовательных организациях, функционирующих в режиме кратковременного пребывания, в примерное меню включаются блюда и продукты с учетом режима работы дошкольной образовательной организации и режима питания детей. В специализированных дошкольных образовательных организациях и группах для детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, пищевая аллергия, часто болеющие дети) питание детей должно быть организовано в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания детей с соответствующей патологией на основе соответствующих норм питания и меню. Кратность приема пищи и режим питания детей по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин), определяется временем пребывания детей и режимом работы дошкольной образовательной организации. Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в дошкольных образовательных организациях и дома, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции, а также замены блюд для детей с пищевыми аллергиями и сахарным диабетом. Перечень продуктов, запрещенных для использования в питании детей. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в питании детей не допускается использовать следующие пищевые продукты: -скоропортящиеся продукты, которые нельзя хранить без холодильника (вареные, жареные продукты и блюда домашнего и промышленного приготовления; колбасные изделия; кондитерские изделия с кремом; молочные продукты, в том числе глазированные сырки, рыбные и мясные консервы и пр.); -пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности; -плодоовощная продукция с признаками порчи; большие объемы ягод, фруктов (более 0,5 кг), в том числе арбузы и дыни; — кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты); — сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы; — жареные во фритюре пищевые продукты и изделия (беляши, чебуреки, картофель фри); — уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы; — острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты; — кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь; — ядро абрикосовой косточки, арахис; — газированные напитки(лимонад, газированная минеральная вода); — молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров; -чипсы, кириешки, жареные семечки; — карамель, в том числе леденцовая; -сок в крупной таре, упаковке (более 0,5 л); -кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%), спиртные напитки, в том числе пиво; табачные изделия; нюхательные смеси; — продукты, приготовленные в «фастфудах» (гамбургеры, хот-доги, пиццы и пр.); — первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления. Рекомендации по организации питания дошкольникаСреди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни. Правильное или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание. Питание ребенка дошкольного возраста должно быть: — полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду; — разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения, чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище; — достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости, получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма. Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов. В соответствии с принципами организации питания детей дошкольного возраста, рацион должен включать все основные группы продуктов. Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы рекомендуется включать в рацион лишь изредка. Молоко и молочные продукты занимают особое место в детском питании. Это богатый источник легкоусвояемого белка, кальция, фосфора и витамина В2. Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества, как пектин, клетчатка, пищевые волокна. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения. Необходимы дошкольникам хлеб, макароны, крупы, особенно гречневая и овсяная, растительные и животные жиры. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах. В то же время некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, специи: перец, горчица и острые приправы. Из напитков предпочтительнее употреблять чай некрепкий с молоком, кофейный напиток с молоком, соки, отвар шиповника. Необходимо исключить любые газированные напитки из рациона дошкольников. В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье. Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья, а родители нередко потакают им в этом и не всегда заботятся об организации правильного и рационального питания своих малышей в домашних условиях. Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей. Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметно отличаться от рациона родителей. Нежелательна термическая обработка продуктов путем жарения, лучше готовить блюда на пару или запекать. Ежедневное меню дошкольника не должно содержать блюда, сходные по своему составу. Например, если на завтрак предлагается каша, то на ужин лучше дать овощное блюдо. Если Ваш ребенок посещает детский сад, где получает четыре раза в день необходимое по возрасту питание, то домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью родители, ознакомившись с меню, дома должны дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. Соблюдение рекомендаций по организации питания дошкольников позволит сохранить и укрепить здоровье детей Основные требования к организации питания детей в образовательных организацияхОрганизация правильного питания для детей – залог здоровья в будущем. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростов, создает условия для их адаптации к современной жизни. Согласно имеющимся данным мониторинга питания детей в домашних условиях, оно характеризуется избыточным потреблением животного жира, сахара (как добавленного, так и поступающего в составе потребляемых кондитерских изделий), газированных напитков, нежелательных для детского возраста пищевых добавок, при одновременном недостаточном потреблении ряда крайне важных для развития организма ребенка нутриентов: витаминов C, группы B, макро- и микроэлементов, кальция, йода, железа, цинка, пищевых волокон, полиненасыщенных жирных кислот. Роспотребнадзором уделяется большое внимание регулированию требований и методических подходов к организации и обеспечению безопасным и полноценным питанием детей дошкольного и школьного возраста. Организация питания детей, в том числе в организованных коллективах, регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СанПиН 2.3.2.1940-05 « Организация детского питания». Соблюдение требований, содержащихся в указанных документах, обеспечивает санитарно-микробиологическую, санитарно-химическую безопасность питания детей дошкольного возраста в организованных коллективах и пищевую ценность рациона, достаточную для нормального развития организма ребенка дошкольного и школьного возраста. Общие принципы здорового питания детей следующие: — адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей; — сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы; — максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности; — оптимальный режим питания; — адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности; — учет индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд); — обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд. Коротко о каждом из перечисленных принципов. Для каждого возраста детей МР 2.3.1.2432-08. 2.3.1. «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» установлены потребности в пищевых веществах и энергии. Данными рекомендациями должны руководствоваться и образовательные организации, осуществляющие горячее питание детей, при формировании меню. Большинство детей посещают образовательные учреждения, где они получают с пищей значительную часть пищевых веществ и энергии. При этом организация питания в детских образовательных учреждениях регламентируется среднесуточными наборами продуктов питания, обеспечивающими детей необходимым количеством энергии и нутриентов, в зависимости от длительности пребывания в образовательных учреждениях. Важным вопросом является формирование у детей, начиная с дошкольного возраста, правильных пищевых (вкусовых) предпочтений, направленных на потребление продуктов, являющихся источниками многих важных макро- и микронутриентов (овощи, фрукты, рыба, зернобобовые), при ограничении потребления кондитерских изделий, газированных напитков. Детям не рекомендуются продукты, содержащие эфирные масла, значительные количества соли и жира, и, в частности, копченые колбасы, закусочные консервы, жирные сорта говядины, баранины и свинины, некоторые специи (черный перец, хрен, горчица). Следует помнить что в питании детей не должны использоваться молочные продукты с заменителем молочного жира (т.е. содержащие растительные жиры). Первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления также не могут применяться в питании детей. Колбасные изделия, в том числе сосиски и сардельки, из-за высокого содержания жира, соли, пищевых добавок (консерванты, влагоудерживающие добавки, усилители вкус и т.д) не должны являться основой пищевого рациона детей. Во время пребывания в дошкольных организациях основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) ребенок получает именно в этих учреждениях. При организации питания детей школьного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях, следует иметь в виду следующие основные медико-биологические требования: Завтрак в образовательной организации должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные или яичные блюда и др.), бутерброда (закуски) и горячего напитка. Второй завтрак может включать десерт (фрукт, сок). Обед включает закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель, витаминизированный напиток, сок и др.). Полдник может включать напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема; допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты и горячие напитки. Предпочтительными технологическими способами обработками при приготовлении блюд для детей являются: варка, приготовление на пару, тушение, запекание. Не допускается применение жарки, в том числе приготовление во фритюре. Родителям, организаторам питания детей с заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании, в том числе сахарный диабет, фенилкетонурия, целиакия, муковисцидоз, пищевая аллергия, следует знать принципы здорового питание, с учетом имеющихся заболеваний, требующих индивидуального подхода к организации питания. Основные подходы к организации питания для данной группы детей изложены в МР 2.4.0162-19. 2.4. «Особенности организации питания детей, страдающих сахарным диабетом и иными заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (в образовательных и оздоровительных организациях)». Крайне важным принципом здорового питания является обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности при приготовлении пищи. Оно гарантируется соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд. Не стоит забывать о роли персонала, который должен быть здоров, знать принципы формирования меню, приготовления блюд для детей и строго соблюдать санитарно-гигиенические требования. Питание детей дошкольного возрастаПитание детей дошкольного возраста должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить опорно-двигательный аппарат и нервную систему к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе. Для того, чтобы организовать правильное питание ребенка, нужно соблюдать несколько важных правил: 1. Питание должно быть разнообразным. Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности. Каждый день в меню ребенка должны быть включены такие продукты как: фрукты и овощи, мясо и/или рыба, молоко и молочные продукты; зерновые продукты (хлеб, каши, хлопья). Недостаточность или переизбыток потребляемой ребенком пищи может неблагоприятно отразиться на деятельности желудочно-кишечного тракта, способствовать нарушению обмена веществ, увеличению избыточной массы тела или привести к истощению. 2.Питание должно быть регулярным. Соблюдение режима питания детей имеет большое значение для усвоения организмом пищевых веществ. Детям дошкольного возраста рекомендуется принимать пищу 4-5 раз в день, через каждые 3 часа, в одно и тоже время, распределяя рацион питания следующим образом: завтрак- 25% от суточной потребности в пищевых веществах и энергии, обед- 35%, полдник- 15%, ужин-25%. Не пропускайте приемы пищи, особенно завтрак. Вынужденный голод вызывает обжорство и желание съесть любую доступную пищу. 3.Питание должно восполнять ежедневные траты энергии ребенка. Если у Вашего ребенка есть лишний вес, ограничьте количество сладостей и высококалорийных десертов. Не допускайте, чтобы ребенок переедал или же испытывал чувство голода. Если ребенок хочет пить, лучше всего утолять жажду водой комнатной температуры (нельзя заменять воду такими напитками как: компот, кисель, сок, сладкие напитки). Если ребенок проголодался между завтраком и обедом, желательно предлагать ему сухофрукты, сырые овощи, фрукты, галетное печень, но не: сладкий чай, бутерброды, булочки, сладкое печень, конфеты, вафли, варенье. Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами, кроме того, устойчивость ребенка к заболеваниям во многом определяется достаточной обеспеченностью организма витаминами. Поэтому в рацион ребенка необходимо ежедневно включать продукты, наиболее богатые витаминами: свежие овощи, фрукты, зелень. Известно, что зимой за время долгого хранения содержание витаминов в овощах и фруктах резко снижается. Поэтому наряду со свежими овощами и фруктами детям целесообразно давать соки, фруктовые и ягодные пюре промышленного производства, обогащенные витаминами. Можно использовать и быстрозамороженные продукты, в которых, благодаря современным технологиям, сохраняются все витамины. Как не надо кормить ребенка: 3. Не ублажать! Еда- не средство добиться послушания и не средство наслаждения. Еда не должна быть формой вознаграждения. 4. Не торопить! Темп еды- дело сугубо личное. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное – научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. 5. Не отвлекать! Прием пищи перед телевизором должен быть исключен. У ребенка не смотрящего на еду, отсутствует аппетит, он поглощает пищу механически. При этом не вырабатывается желудочный сок, а также кишечный и желчный, способствующие перевариванию пищи. Кроме того, это войдёт в привычку, и уже в более старшем возрасте ни один фильм не будет обходиться без чего-нибудь «вкусненького». Еда не ради насыщения, а ради удовольствия приводит к ожирению. Необходимо помнить, существует ряд продуктов, которые не рекомендуется включать в рацион питания детей дошкольного возраста: · Субпродукты, кроме печени, языка, сердца; кровяные, ливерные, сырокопченые колбасы; · Жареные в жире (во фритюре) пищевые продукты и кулинарные изделия, чипсы, снеки; · Кумыс и кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%); · Уксус, горчица, хрен, перец острый и другие острые приправы и содержащие их пищевые продукты, включая острые соусы, кетчупы, майонезы и майонезные соусы; · Молочная продукция и мороженое на основе растительных жиров; · Овощи и фрукты консервированные, содержащие уксус; · Кофе натуральный, тонизирующие напитки (в том числе энергетические); · Сухие концентраты для приготовления первых и вторых блюд (супы, вермишель быстрого приготовления и т.д.); · Пищевые продукты, содержащие в своем составе большое количество пищевых добавок (информация указывается изготовителем на потребительской упаковке). Очень важно помнить, что: Соблюдение рекомендаций по организации питания дошкольников позволит сохранить и укрепить здоровье детей. Статья подготовлена врачом по общей гигиене отделения гигиены детей и подростков ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте Разработка и продвижение сайта – FMF Почтовый адрес:
|