что делать если магазин закрылся а товар на гарантии
Что делать если магазин закрылся а товар на гарантии
В консультационный пункт для потребителей обращаются граждане с проблемами возврата некачественного товара (телевизоры, стиральные машины) приобретенные в магазине «Норд». В магазине по месту покупки сменился продавец и название, поэтому товар в ремонт не принимают, поясняя, что торговая организация прекратила свою деятельность, и предлагают обращаться к производителю товаров.
В этой связи разъясняю, что делать потребителю, если в течение гарантийного срока в товаре обнаружен недостаток, а претензию предъявить некому:
1. В первую очередь нужно внимательно изучить кассовый или товарный чек и иные документы, которые прилагались к товару при покупке, чтобы узнать информацию о продавце (наименование, ИНН, ОГРН);
2. Далее необходимо обратиться в Федеральную налоговую службу (ФНС) и получить информацию о статусе хозяйствующего субъекта (действующий или прекративший деятельность), можно на сайте ФНС из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
3. Если продавцом является юридическое лицо и оно осуществляет деятельность, то необходимо направить претензию по месту нахождения юридического лица по адресу, указанному в выписке ФНС;
4. Если юридическое лицо прекратило свою деятельность, то согласно статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе предъявлять требования о замене товара, о безвозмездном устранении недостатков, а также о возврате уплаченной суммы изготовителю, уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю или импортеру.
Наименование и местонахождение этих организаций должно быть указано в гарантийном талоне или технической документации, которая прилагается к товару при покупке;
5. Если продавцом является действующий индивидуальный предприниматель, то претензию необходимо направлять по месту его регистрации;
Однако, если индивидуальный предприниматель прекратил свою деятельность официально, потребитель все равно может предъявлять претензии к гражданину, который ранее был «индивидуальным предпринимателем». Ведь его ответственность не прекращается и по своим обязательствам он отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Вместе с тем, следует учитывать, что в данной ситуации у потребителя также есть право обратиться к изготовителю или уполномоченной организации.
Если после предъявления письменной претензии требования не будут удовлетворены добровольно, то за защитой своих прав необходимо обращаться в суд.
При необходимости получения консультации по вопросам защиты прав потребителей, составления претензии, искового заявления в суд жители г.Североуральска, г.Краснотурьинска, г.Карпинска, г.Волчанска, г.Ивделя и Пелыма могут обращаться:
г.Североуральск, ул. Свердлова, д. 60а, тел. 8 (34380) 2-22-50, 2-34-56;
г.Краснотурьинск, ул.Коммунальная, д.6а, тел. 8 (34384) 6-30-61;
г.Ивдель, ул.Октябрьская Набережная, д.24, тел. 8(34386) 2-18-72.
Кто отвечает за гарантию товара, если ИП закрылся?
Я 3 года назад купил пластиковые окна и балкон. Товар заказывал у ИП. Этот ИП сам же и устанавливал окна и балкон. Мы с ним заключили договор, в котором указывалось, что я имею право на бесплатное гарантийное обслуживание товара 3 года. В договоре указывались реквизиты ИП, телефон и адрес офиса. Сейчас наступил гарантийный случай. Телефон не отвечает, пришел в офис, а там находится совсем другая фирма. О прежнем арендаторе ничего не знают. 99%, что этот ИП просто закрылся. Никакой сервис в договоре больше не указан. Окна немецкой фирмы. Как мне в данном случае получить свое право на гарантийный ремонт пластиковых окон?
Здравствуйте, Вам следует предъявлять претензии по тем же основаниям (статьи 20, 23, 18, 29 Закона о защите право потребителей и статьи 477, 723 Гражданского Кодекса РФ), к физическому лицу, который ранее был ИП, а в настоящее время, по Вашему мнению, прекратил предпринимательскую деятельность и исключен из ЕГРИП. Вам это из надлежащих источников неизвестно.
Поскольку доказывать, что ИП прекратил свою деятельность, должен он.
А отвечать перед Вами за принятые и некачественно исполненные обязательства должен этот гражданин в любом случае, просто изменятся основания иска.
Кроме того, обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара обязан изготовитель (статья 6 Закона о защите право потребителей), а не продавец. По этой причине Вы имеете все основания для обращения непосредственно к изготовителю окон.
Вот подтверждение из судебной практики:
Определение Московского городского суда от 10.11.2011 по делу N 33-36373: «После прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя гражданин продолжает нести имущественную ответственность перед кредиторами, обязательства перед ними после исключения из государственного реестра удовлетворяются за счет личного имущества предпринимателя».
Отвечать в первую очередь должно ИП, с которым Вы подписывали договор на покупку и установку окон, если ИП сейчас закрылся ( а узнать точную информацию Вы можете в ИФНС), то вариант напрямую обращаться к производителю окон.
Доброго Вам дня!
Проверьте статус регистрации ИП, заказав выписку из ЕГРИП в отношении него в ближайшей налоговой. Для чего необходимо будет оплатить 400 рублей и подать запрос. Информацию выдадут на следующий день.
ИП «закрыться» не может. Это всё тот же человек, просто без статуса ИП. И по обязательствам он точно также несёт ответственность.
Поэтому получите выписку и посмотрите его статус. Он мог просто переехать.
Претензии необходимо предъявить к ИП, если он существует. Если статус ИП прекращён, то претензии необходимо направлять к физическому лицу.
Дела в обоих случаях подсудны судам общей юрисдикции (мировой суд, районные суды).
Кроме того потребитель вправе предъявлять требования относительно качества товара продавцу, изготовителю, уполномоченному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, импортеру.
ИП мог не сам изготовлять окна, а только заключить договор, снять мерки, а после установить. В этом случае возможно предъявить требования изготовителю.
На Ваш вопрос сообщаю следующее.
Отвечать за недостатки изготовления и монтажа пластиков окон и балкона, указанный Вами исполнитель будет в любом случае, в независимости от наличия либо отсутствия у него статуса ИП. Для того, чтобы узнать является ли он ИП в настоящее время, Вы можете обратиться в налоговую с заявлением.
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации»:
24. В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать:
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (выполненной работы). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
27. Исполнитель, предоставивший материал для оказания услуги (выполнения работы), отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 18
1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, в том числе изготовителю.
Соответственно если гарантийный случай связан с недостатками допущенными при изготовлении и монтаже изделий, то Вы вправе предъявить исполнителю ИП, вышеуказанные требования связанные с недостатками оказанной услуги.
Если гарантийный случай связан с недостаками материала из которого изготовлены изделия, то помимо исполнителя Вы можете предъявить требования, указанные выше в абзацах 2 и 5 (выделенны шрифтом), в том числе к изготовителю данных материалов.
Информация для потребителей. Что делать, если в течение гарантийного срока изделие ломается, а в магазине такого больше нет, оно снято с производства?
В том случае, если в купленном товаре обнаружился недостаток, то потребитель вправе предъявить продавцу требования предусмотренные статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» с учетом особенностей и на условиях предусмотренных в данной статьей.
Если потребитель руководствуясь статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» предъявил продавцу (изготовителю) требование о замене товара ненадлежащего качества на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены поставки товаров вследствие непреодолимой силы, то в соответствии с пунктом 1 статьи 416 Гражданского кодекса РФ обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить иное требование из перечисленных в статье 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», пункта 1 статьи 503 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, если продавец не может заменить сломанный товар на той же марки (модели, артикула), вследствие того, что товар уже снят с производства либо прекращены поставки товаров вследствие непреодолимой силы, то потребитель должен письменно заявить другое требование предусмотренное статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (например: о возврате денежных средств за товар ненадлежащего качества).
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.
Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89
Должен ли магазин возвращать деньги, если товар сломался по окончании гарантии, но в течение срока службы?
Ответственность магазина за качество товара ограничивается гарантийным сроком, а если он меньше двух лет, то двумя годами с даты продажи.
В отношении товаров длительного пользования Закон о защите прав потребителей устанавливает многоступенчатую систему гарантий для покупателя. Так, в период гарантии требования, связанные с ремонтом или возвратом денег, могут предъявляться непосредственно в магазин. И именно на нем лежит обязанность организовать сервисное обслуживание или вернуть деньги.
Отдельно оговаривается ситуация, когда срок гарантии составляет менее двух лет. В этом случае покупатель также может предъявлять претензии магазину, если брак выявлен за пределами гарантии, но в течение двух лет с даты продажи. И здесь снова именно магазин должен провести ремонт либо возвратить уплаченную за товар сумму.
По истечении гарантии (двух лет) за покупателем по-прежнему сохраняется право на предъявление претензий по качеству. Это можно сделать в течение срока службы товара, установленного изготовителем, а если таковой не установлен, то в течение 10 лет. Однако в этом случае все претензии следует адресовать изготовителю или импортеру. Магазин ответственности за качество товара в пределах срока службы уже не несет.
На эти нюансы обратил внимание кассационный суд, который не стал взыскивать стоимость телефона с магазина, т.к. свое требование покупатель заявил не только по окончании гарантии, но и по прошествии двух лет с даты продажи. Как отметили судьи, магазин не является производителем телефона, пришедшего в негодность. Значит, не может нести ответственность за его качество в пределах срока службы. Кроме того, за пределами гарантии и двух лет с даты продажи покупатель вообще не может требовать (даже от производителя) возврата денег: по закону в такой ситуации потребитель может рассчитывать только на бесплатный ремонт.
Документ: Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 по делу № 88-16684/2020
«Если гарантийный талон утерян». Интервью главного специалиста-эксперта Т.Ф.Кузьминой газете «МК во Владимире»
Какие права имеет потребитель в случае отсутствия чека или гарантийного талона?
— Татьяна Федоровна, что же делать, если утерян гарантийный талон, а бытовой прибор вышел из строя и срок гарантии еще не прошел?
— Закон «О защите прав потребителей» не содержит такого понятия, как «гарантийный талон». Если нет чека или гарантийного талона, требования надо предъявлять продавцу, с которым заключен договор купли-продажи, и продавец должен принять товар ненадлежащего качества, провести всю процедуру, оговоренную законом, и в дальнейшем или отказать потребителю или удовлетворить его требования.
— А если потерян и товарный чек?
— Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека или иного документа, доказывающего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
— Но ведь для предъявления претензии продавцу необходимо подтвердить, что конкретный экземпляр товара приобретён именно у этого продавца. Как доказать, что покупатель имеет право на гарантийный ремонт, что он купил товар именно в этом магазине и срок гарантии не истек?
— При отсутствии кассового чека нужно предъявить другие доказательства покупки товара, в том числе свидетельские показания. На большинстве товаров — холодильниках, мониторах, стиральных машинах — есть маркировка. У разных производителей она разная. По этой маркировке — из цифр или цифр и латинских букв — можно у изготовителя узнать дату производства товара. Что касается срока гарантии, то он, как правило, устанавливается не на единичные экземпляры товара, а на группы или категории однородных товаров, например, на мониторы модели ХХХХ установлен гарантийный срок 3 года, а на мониторы модели YYY установлен гарантийный срок 1 год, и так далее. Гарантийный срок на товар, а также срок его службы отсчитывается с момента передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара.
— Со дня изготовления товара исчислять срок невыгодно. Может быть, товар, на который гарантия — два года, эти два года пролежал в магазине. Можно ли уточнить у продавца срок продажи и считать гарантию от него?
— Можно, но не всегда. Это зависит от того, какой кассовый аппарат стоит в магазине. Например, в супермаркетах, где наименование товара считывается со штрих-кода, такая возможность имеется. Но при этом потребителю нужно знать маркировку товара. Тогда продавец по электронной базе сможет найти этот товар и уточнить дату продажи.
— Наш читатель при покупке холодильника получил в магазине гарантийный талон на обыкновенной офсетной бумаге, а теперь сервисный центр утверждает, что это неправильный талон, а «правильный» должен быть на глянцевой бумаге. Как же должен выглядеть гарантийный талон?
— Законом не регламентировано, как должен выглядеть гарантийный талон. Требование предъявить талон «на глянцевой бумаге» может выдвинуть завод-изготовитель. Но потребитель не обязан знать, на какой именно бумаге завод-изготовитель печатает эти талоны. Это обязан знать продавец. Если талон выдан «неправильный» талон, ответственность за это обязан нести продавец товара.
— Нашему читателю продавец посоветовал написать заявление, что гарантийный талон утерян.
— Я бы не советовала это делать. Сервисный центр должен решать эту проблему с продавцом. Если требования покупателя о замене или ремонте товара не будут выполнены, он имеет право обратиться в суд. Чтобы подстраховаться от возникновения подобных ситуаций, советую потребителям снимать копии с гарантийных талонов, прежде чем отдать их в сервисный центр.
— Почему наблюдается такая тенденция, что покупателя в магазине первым делом отправляют в сервисный центр?
— Это идет от неграмотности потребителя. Если потребитель заплатил деньги магазину, он имеет право все возникшие претензии предъявлять магазину. Сервисный центр принимает только на ремонт, он никогда не производит замену товара или возврат денег, у него нет таких функций. Потребители зачастую не знают своих прав и идут в сервисный центр. По закону претензии они должны предъявлять тому, с кем заключен договор купли-продажи.
— Каков алгоритм действий в подобных случаях?
— Необходимо обратиться с письменной претензией к продавцу, исходя из прав, предусмотренных Законом «О защите прав потребителей». Статья 18 «Последствия продажи товара ненадлежащего качества» гласит: «Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены». Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Но нужно учесть, что срок предъявления требований о замене или возврате денег для технически сложных товаров составляет 15 дней после покупки. Если же недостаток обнаружится позднее, покупатель должен будет доказать, что он существенный. Или что товар находился в ремонте более 30 дней в течение каждого года гарантийного срока, или были нарушены сроки устранения недостатков, предусмотренные законом.
— Что же указать в претензии?
— В претензии укажите только одно требование, а не «или-или». Например, расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. По поводу гарантии укажите, что на данную модель установлен гарантийный срок столько-то месяцев. Далее напишите в том же заявлении, что Закон «О защите прав потребителей» не связывает обязанность продавца удовлетворить требование потребителя с наличием или отсутствием такого документа, как «гарантийный талон».
— А как потребителю узнать, какой гарантийный срок установлен на данную модель товара?
— Если продавец сразу отправляет потребителя в сервисный центр, то идти туда не стоит?
— По закону продавец обязан принять товар ненадлежащего качества, а если им или производителем установлен гарантийный срок, он в пределах гарантийного срока должен доказывать, что недостатки возникли не по его вине.
— Бывает ситуация, когда сервисный центр берет деньги за диагностику товара.
— Это незаконно. Проверка качества товара производится бесплатно. Другой дело, если экспертизой доказано, что дефект непроизводственного характера. В этом случае потребитель обязан возместить стоимость произведенной экспертизы.
— Что означает «дефект непроизводственного характера»?
— Например, товар сломался в результате механических повреждений — покупатель уронил его, а потом пришел в магазин и утверждает, что товар «бракованный». Если экспертиза покажет, что прибор не работает не из-за дефекта, а из-за падения, или, к примеру, попадания на него влаги, то экспертизу будет оплачивать потребитель, попытавшийся ввести сервисный центр в заблуждение. Также придется оплатить и независимую экспертизу, если покупатель не согласен с той, которую провел сервисный центр бесплатно.