что делать если коллега подставляет перед начальством

Что делать, если вас подставляют на работе: 5 правил, как лучше поступить

Для начала разберитесь в ситуации

Не стремитесь тут же бросаться выяснять отношения с коллегой, который вас подставил. Для начала не помешает прозондировать почву:

Итак, причину вы выяснили. Пора поговорить о том, что делать, если коллега подставляет перед начальством.

что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть фото что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть картинку что делать если коллега подставляет перед начальством. Картинка про что делать если коллега подставляет перед начальством. Фото что делать если коллега подставляет перед начальством

Беседа с начальством

Что делать, если начальник вызвал в кабинет и показал отчет, выполненный вами, который полон ошибок и неточностей — хотя вы точно помните, что еще вчера документ выглядел иначе?

Вот важные правила, как себя вести:

КСТАТИ! Умный руководитель сам догадается, что могло произойти. Если он спросит о том, имеются ли у вас недоброжелатели, то очень деликатно предположите, кто это может быть. Если, конечно, сами будете в этом уверены.

Если вы сомневаетесь, то не спешите называть фамилии сослуживцев – в случае ошибки вам будет очень стыдно.

Исправьте ошибки

Если уличить тайного мстителя не получится, то исправлять ситуацию придется вам. Делайте это быстро и без лишних жалоб клиентам и начальству.

Те, кто окажутся рядом с вами, по достоинству оценят ваш профессионализм и умение «держать удар». Читайте нашу статью о том, как вычислить крысу в коллективе.

Как вести себя с человеком, который вас подставил

Предположим, вы знаете, кто пытался вам «насолить». Вам придется и дальше работать с этим человеком бок о бок, и вы не знаете, какую стратегию поведения выбрать.

Как ответить, если подставили на работе? Тактика очень проста:

СОВЕТ! Обезопасьте себя на будущее – не делитесь с коллегами планами относительно карьеры или историями из личной жизни. Когда мы молчим, неоткуда взяться завистникам, которые попытаются присвоить чужую идею.

Общие советы

Напоследок ознакомьтесь с основными правилами: что делать, если вас подставляют на работе и как обезопасить себя в коллективе.

Разберитесь, кто есть кто. Задавайте вопросы, узнавайте коллег с разных сторон, прежде чем заводить с ними дружеское общение. Почитайте также о том, как влиться в новый коллектив.

Уклоняйтесь от вопросов, касающихся вашей личной жизни, хотя бы пока не поймете, какие люди вас окружают. Помните, на работе лучше всего говорить только о работе.

Чтобы ваши заслуги никто не присвоил, избегайте устных договоренностей. Объясните, что плохо воспринимаете информацию на слух, поэтому предпочитаете фиксировать ее документально.

Акты, приказы и их копии, словом – любая документация способна вас обезопасить от недоброжелательных действий коллег.

Подставить пытаются в том случае, когда возникает угроза чьему-то карьерному или финансовому росту. Появились вы, и коллега засомневался, получится ли ему добиться желанного повышения.

Увидели, что кто-то настроен против вас, а причина агрессии вам непонятна? Спросите напрямую, в чем дело – честный разговор поможет прояснить ситуацию и успокоить сослуживца, что вы не собираетесь переходить ему дорогу.

Не смешивайте дружеские и рабочие отношения. Лучше быть замкнутым профессионалом и делиться своими блестящими идеями с руководством, чем испытать на себе горечь того, что вас подставили.

Не забывайте, что люди способны улыбаться в лицо, а за спиной готовиться провернуть грязное дельце.

что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть фото что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть картинку что делать если коллега подставляет перед начальством. Картинка про что делать если коллега подставляет перед начальством. Фото что делать если коллега подставляет перед начальством

Вам стало известно, кто в коллективе настроен против вашей кандидатуры. Как поступить? Не проявляйте агрессию и не поддавайтесь на провокации. Ведите себя спокойно и вежливо, опираясь на должностную инструкцию и локальные акты. Возможно, вам будет полезна наша статья про конфликты с коллегами.

Реальные истории

Предлагаем рассмотреть отзывы людей, которых подставили на работе или даже уволили.

Мария, 23 года:

Я поступила на работу в маркетинговую фирму, где ко мне прикрепили старшую сотрудницу. Она должна была меня обучать и помогать освоиться. Так вот, если этой коллеге давали новый проект, она привлекала меня к участию — даже если я ничего не понимала в теме проекта. Когда у нее что-то выходило не правильно, она списывала на меня все свои просчеты. Зато если добивалась успеха, то присваивала его себе единолично, несмотря на мою активную помощь. Перед начальством все время переводила стрелки на меня: что я неопытная, не могу сама ничего сделать и толку от меня мало. А мне и возразить было нечего — кто же мне поверит, новому человеку в фирме? Отношение ко мне начальства стало совсем плохим, меня принимали за школьницу, понукали и унижали. В конце концов вызвали на ковер и предложили уволиться по доброй воле. Я согласилась и написала заявление по собственному желанию.

Виктор, 31 год:

У меня должна была состояться встреча с важным клиентом, планировалось подписать договор на крупную сумму. Все документы хранились в ящике моего стола, который был закрыт на замок. И вот в день Икс я собираюсь на встречу, оделся по дресс-коду, все необходимое приготовил. Открываю ящик — он не закрыт на ключ и документы пропали. Ключ я почти всегда носил с собой, но пару раз забыл взять его на обед. Этот ключ оставался на моем столе в папке-органайзере, во внутреннем кармане. Тогда я так и не выяснил, кто пытался меня подставить и украл документы. Встречу с клиентом пришлось перенести, к счастью, он отнесся к этому с пониманием. Мы заключили договор в другой день. Но нервы я потрепал сильно.

Василиса, 20 лет:

В прошлом году я устроилась продавцом в магазин женской одежды. Проработала 4 месяца, все было нормально, после чего приняла решение поступать в университет в другом городе. Пришлось написать заявление на увольнение. Я отработала предпоследнюю смену, только зашла домой, и тут мне звонит начальница. Она сообщает, что из кассы пропали 10 тысяч рублей. Я ответила ей, что во время моего ухода вся сумма была на месте. На следующий день во время моей последней смены я пыталась найти правду, просила проверить камеры. Но мне сухо ответили, что камеры уже неделю не работают. Спрашивала охрану — но никто ничего не видел. В общем, начальница уменьшила мою зарплату на 10 тысяч. Ругаться и обращаться в прокуратуру было некогда, через неделю я должна была уже переехать. Вот так меня подставили на деньги на работе.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть видео с советами психолога:

И напоследок. Не участвуйте в интригах внутри коллектива, поддерживайте со всеми ровные рабочие отношения. Помните – на любой работе сначала вы работаете на репутацию, а затем уже репутация работает на вас.

Источник

Газлайтинг на рабочем месте: как противостоять коллегам, которые подставляют вас и саботируют вашу работу

что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть фото что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть картинку что делать если коллега подставляет перед начальством. Картинка про что делать если коллега подставляет перед начальством. Фото что делать если коллега подставляет перед начальством

что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть фото что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть картинку что делать если коллега подставляет перед начальством. Картинка про что делать если коллега подставляет перед начальством. Фото что делать если коллега подставляет перед начальством

Газлайтинг на рабочем месте

Как было упомянуто выше, существует несколько видов газлайтинга. Чаще всего над человеком подтрунивают его друзья или родственники. Есть также романтический газлайтинг. При этом жертвой становится один из партнеров. Очень распространенным также является газлайтинг на рабочем месте. Это форма насилия, последствиями которого становятся неуверенность работника в своей компетенции, опыте, мастерстве, умении управлять людьми. К сожалению, такой вид насилия способен заставить человека усомниться не только в своих профессиональных способностях.

что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть фото что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть картинку что делать если коллега подставляет перед начальством. Картинка про что делать если коллега подставляет перед начальством. Фото что делать если коллега подставляет перед начальством

Последствия газлайтинга

Подобного рода токсичная атмосфера способствует возникновению множественных психических и даже физических расстройств. Во-первых, речь идет о моральном подавлении, которое заставляет человека усомниться в своих силах. Это занижает его самооценку и способность не только действовать, но и мыслить. Попавшие в такую сложную ситуацию люди часто впадают в меланхолию и депрессию. У них понижается иммунитет, что приводит к возникновению тяжелых хронических заболеваний.

что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть фото что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть картинку что делать если коллега подставляет перед начальством. Картинка про что делать если коллега подставляет перед начальством. Фото что делать если коллега подставляет перед начальством

Моральные насильники

Некоторые люди, которые и ранее подвергались газлайтингу, недооценивают сложность и опасность ситуации. Например, к ребенку не очень хорошо относятся во дворе, возникают проблемы с одноклассниками в школе (другом учебном заведении), случается еще какая-то подобная ситуация. Когда этот ребенок вырастает и устраивается на работу, насмешки и прочие проявления негативного отношения со стороны коллег не становятся для него открытием. Речь сейчас идет не о плохом человеке, которого никто не любит.

К сожалению, в современном мире очень часто газлайтингу подвергаются люди, которые попросту не могут себя защитить. Это бесконфликтные, добрые и открытые (или слишком скромные) работники, которые привыкли рассчитывать только на себя. Недоброжелатели находят «болевые точки» и начинают на них воздействовать. Можно с грустью констатировать, что такие люди есть в нашем обществе. Достаточно появиться одному такому человеку в коллективе. Очень скоро он соберет вокруг себя коллег, которые не имеют своей токи зрения. Они все вместе начнут атаковать свою жертву.

что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть фото что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть картинку что делать если коллега подставляет перед начальством. Картинка про что делать если коллега подставляет перед начальством. Фото что делать если коллега подставляет перед начальством

Власть ради собственной выгоды

Вы можете спросить, кому и зачем это нужно? Дело в том, что с помощью газлайтинга некоторые недобросовестные люди могут получить вожделенную власть. Например, на работу поступил умный о опытный сотрудник, имеющий перспективу продвинуться по карьерной лестнице. При этом здесь же трудиться и тот, который не обладает профессиональными качествами, но при этом также планирует получить повышение.

что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть фото что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть картинку что делать если коллега подставляет перед начальством. Картинка про что делать если коллега подставляет перед начальством. Фото что делать если коллега подставляет перед начальством

Доказать свое превосходство умом и мастерством этот человек не может. Тогда он находить способ подавить и морально унизить умного и способного человека. Происходит борьба за власть. Это может быть на любом уровне. Такая нечестная игра, к сожалению, приносит выигрыш злоумышленнику и полностью выбивает из колеи пострадавшего от газлайтинга.

Примеры газлайтинга на рабочем месте

Старший преподаватель психологии бизнеса доктор Мария Кордович рекомендует научиться определять газлайтинг на рабочем месте в его самых завуалированных проявлениях.

что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть фото что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть картинку что делать если коллега подставляет перед начальством. Картинка про что делать если коллега подставляет перед начальством. Фото что делать если коллега подставляет перед начальством

Это даст вам возможность вовремя это прекратить. Проявления могут выглядеть следующим образом:

что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть фото что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть картинку что делать если коллега подставляет перед начальством. Картинка про что делать если коллега подставляет перед начальством. Фото что делать если коллега подставляет перед начальством

Осознание проблемы

Этот список можно продолжить, поскольку недобросовестные люди с каждым днем становятся все более изощренными в проявлениях насилия. Однако вы должны понимать, что подобное к вам отношение является для вас опасным. Игнорировать это и думать, что все решится само собой, бесполезно. Осознайте то, что вы временно находитесь в изоляции (в ловушке). Однако из нее есть множество выходов. Чем больше проходит времени, тем крепче запираются замки. Если ничего не предпринимать, то вам придется не просто решать проблему с обидчиками, а спасать свое здоровье и жизнь. Поэтому осознайте проблему и приступайте к активным действиям.

что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть фото что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть картинку что делать если коллега подставляет перед начальством. Картинка про что делать если коллега подставляет перед начальством. Фото что делать если коллега подставляет перед начальством

Способы борьбы

С этого дня начинайте документировать все, что вы делаете. Возникла какая-то идея? Запишите и утвердите ее письменно. Что-то сказали, сделали, предприняли даже самые мелкие шаги – отметьте это. Документировать нужно отношения со всеми вашими обидчиками. Прежде чем что-то сказать или предпринять, обязательно напишите заявление и завизируйте его по всем правилам. Это касается и выполнения вами работ (по каждому этапу). Учитывайте сроки, делайте копии указаний. Все это вам пригодится для борьбы. Затем обращайтесь за помощью к вышестоящему начальнику.

что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть фото что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть картинку что делать если коллега подставляет перед начальством. Картинка про что делать если коллега подставляет перед начальством. Фото что делать если коллега подставляет перед начальством

Не помогает? Двигайтесь дальше. Можно дойти до самых высоких эшелонов власти. Каждый разговор или обращение также должны быть задокументированы. Если у вас ничего не получится или вы не очень дорожите работой, перейдите в другую компанию. Там с первого дня контролируйте ситуацию, чтобы ничего подобного больше не повторилось.

Источник

Как управлять токсичными сотрудниками

что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть фото что делать если коллега подставляет перед начальством. Смотреть картинку что делать если коллега подставляет перед начальством. Картинка про что делать если коллега подставляет перед начальством. Фото что делать если коллега подставляет перед начальством

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Термин «токсичность», применимый к общению и людям, появился не так давно. В 2018 году его назвали словом года в Оксфордском словаре. Четкой трактовки термина нет, но обычно предлагается лишь перечисление признаков характера и поведения людей, которых другие называют токсичными.

Токсичность — синоним «ядовитости», поэтому токсичными называют тех людей, которые могут «отравить» атмосферу в коллективе или настроение собеседника, причем без какой-то особой причины и цели, а своим привычным поведением.

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

Человек уверен, что никто лучше него не справится с любой задачей. Подобное мышление проявляется и в отношении к коллегам — зачастую «лучший» пренебрежительно отзывается о результатах чужой работы, видит в них ошибки, постоянно критикует деятельность окружающих. Дождаться от него похвалы сложно. Даже если он и заметит что-то хорошее, то в оценке все равно сделает акцент на плохом.

Такие сотрудники искренне считают, что лучше них никто не справится с поставленными задачами. Поэтому вместо грамотного делегирования будут сидеть сутками и выполнять все самостоятельно. А если вдруг попробуют что-то перепоручить, то будут контролировать досконально каждый шаг и вздох исполнителя, задавать миллион вопросов и обвинять людей в некомпетентности. В командах, которыми руководят такие специалисты, нет согласованности и организованности, сильная «внутренняя бюрократия».

Мы столкнулись однажды с таким случаем. Находить общий язык с коллективом и руководством человек отказался, предпочитая делать акцент на своем мнении. С сотрудником пришлось расстаться».

Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Такие люди есть в каждом коллективе, независимо от размера компании и ее специфики. Я знаком с подобной ситуацией. Анализ загруженности отдела крупной проектной организации показал, что у одного сотрудника продуктивность составила 13 %! Практически все свое свободное время он тратил на выполнение «левых» заказов, общение в соцсетях и чтение новостных лент, предпочитая решать свои задачи чужими руками.

Александр Бочкин
генеральный директор «Инфомаксимум»

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Расстаться с токсичным коллегой не всегда возможно. Порой задач слишком много и нет возможности выделять ресурсы на поиск нового сотрудника. Поэтому руководителю приходится учиться управлять такими работниками. Ключевое в этом процессе — снизить ущерб для компании и попытаться направить токсичного сотрудника в продуктивное русло.

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Начать стоит с разговора, лучше тет-а-тет и в обстановке, когда от беседы ничего не будет отвлекать. Разговаривать при других сотрудниках не стоит, токсичный работник может начать «играть на публику», и коммуникация не будет эффективной.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Анастасия Боровская
директор «Русской Школы Управления»

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *