что значит зенитная артиллерия
Зенитная артиллерия
Полезное
Смотреть что такое «Зенитная артиллерия» в других словарях:
ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ — (Antiaircraft artillery) особый вид артиллерии для борьбы с авиацией противника. Зенитная артиллерия бывает: мелкокалиберная 20 47 мм, среднекалиберная 76 90 мм и крупнокалиберная 100 120 мм. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное … Морской словарь
Зенитная артиллерия — вид артиллерии, предназначенный для уничтожения воздушных целей (самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов). Применяется для защиты войск и объектов от ударов средств воздушного нападения противника. При необходимости З. а.… … Энциклопедия техники
ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ — вид артиллерии, предназначенный для уничтожения воздушных целей. Входит в состав частей и соединений войск ПВО, Сухопутных войск и ВМФ (ВМС) … Большой Энциклопедический словарь
зенитная артиллерия — зенитная артиллерия вид артиллерии, предназначенный для уничтожения воздушных целей (самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов). Применяется для защиты войск и объектов от ударов средств воздушного нападения противника. При… … Энциклопедия «Авиация»
зенитная артиллерия — зенитная артиллерия вид артиллерии, предназначенный для уничтожения воздушных целей (самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов). Применяется для защиты войск и объектов от ударов средств воздушного нападения противника. При… … Энциклопедия «Авиация»
зенитная артиллерия — вид артиллерии, предназначенный для поражения воздушных целей. Входит в состав соединений, частей и подразделений войск ПВО, сухопутных войск и ВМФ (ВМС). * * * ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ, вид артиллерии, предназначенный для… … Энциклопедический словарь
зенитная артиллерия — zenitinė artilerija statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Artilerija oro taikiniams naikinti. Ji būna OEG, SP vienetuose, laivuose. Zenitinė artilerija – tai velkamieji, savaeigiai, stacionarieji pabūklai ir zenitinės artilerijos prietaisai.… … Artilerijos terminų žodynas
Зенитная артиллерия — артиллерия, предназначенная для поражения воздушных целей. Входит в войска ПВО, в сухопутные войска и ВМФ (ВМС). На вооружении 3. а. состоят зенитные орудия малого (20 60 мм), среднего (60 100 мм) и крупного (свыше 100 мм) калибра, а также… … Словарь военных терминов
ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ — морская (marine flak), части ПВО, входившие в состав ВМФ. 1 я морская зенитная бригада (Marine Flak Brigade I) сформирована в Киле под названием 1 го морского зенитного полка (1.Marine Flak Regiment), 1.5.1942 развернута в бригаду. Зона действия … Военно-морской флот Третьего рейха
ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ — вид артиллерии, предназнач. для уничтожения возд. целей, может использоваться также для поражения наземных целей (танки, бронемашины), а в прибрежных р нах для борьбы с надводными кораблями (судами) противника. 3. а. подразделяют на… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Зенитная артиллерия
Содержание
Основными требованиями к зенитной артиллерии являются высокие скорострельность и начальная скорость снаряда, позволяющие поражать скоростные и маневренные цели на максимально больших расстояниях как по дальности, так и по высоте полета. Поэтому зенитные орудия, как и орудия противотанковой артиллерии, отличается длинными стволами. Кроме того, в зенитной артиллерии широко применяются системы автоматики стрельбы.
Огонь велся в основном бризантными снарядами, взрывавшимися на определенной высоте и поражавшими самолеты противника осколками на расстоянии до 100 метров от места разрыва. Прямое попадание было необязательным; основным видом огня был заградительный, при котором стрельба велась по курсу самолетов перед ними, в результате чего противник вынужден был либо отвернуть от цели, либо пролететь через зону плотного огня с многочисленными осколками.
История
Зарождение и развитие зенитной артиллерии связано с появлением средств воздушного нападения. Первоначально стрельбу по самолётам вели из обычных 76-мм полевых, а также морских пушек, установленных на специальных станках. Одновременно разрабатывались зенитные пушки.
В числе первых была создана 76-мм зенитная пушка образца 1914/15 годов русским конструктором Ф.Ф.Лендером на Путиловском заводе.
В 1915—1916 для обеспечения стрельбы, были сконструированы и поступили на вооружение приборы (курсомеры, дальномеры), разработаны специальные таблицы для определения координат движущейся воздушной цели и поправок при ведении огня.
В 1916 для обеспечения ночной стрельбы стали применяться зенитные прожекторы.
После Первой мировой войны, в связи с бурным развитием авиации, продолжался процесс быстрого развития зенитного вооружения.
Классификация
По калибру
По калибру зенитные орудия делятся на:
Отдельно учитываются зенитные пулемёты и автоматы калибра 7,7 — 14,5 миллиметров.
По размещению
По размещению зенитные орудия делятся на:
Самоходные (на шасси):
Формирования
Применяются, как правило, в составе формирования — дивизиона, минимальная огневая единица — батарея (в составе 4-8 орудий).
Зенитное орудие
Зенитное орудие (также жарг. зенитка, устар. противоаэропланная пушка ) — специализированное артиллерийское орудие на лафете, как более современный вариант — смонтированное на унифицированном самоходном колесном или гусеничном шасси с круговым обстрелом и очень большим углом возвышения (стрельбой «в зенит», отсюда и происходит название — «зенитное орудие»), предназначенное для борьбы с авиацией противника. В первую очередь характеризуется высокой начальной скоростью снаряда и точностью наводки, в связи с этим зенитные орудия часто использовались в качестве противотанковых.
По калибру зенитные орудия делятся на малокалиберные (20—57 мм), среднего калибра (76—100 мм), большого калибра (свыше 100 мм). Отдельно учитываются зенитные пулемёты калибра 12,7—14,5 мм.
Часть зенитных орудий после снятия с вооружения была переделана для мирного применения в горной местности в качестве противолавинных орудий.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Зенитное орудие» в других словарях:
Бофорс (зенитное орудие) — «Бофорс» «Бофорс»(Швеция) зенитное автоматическое орудие калибра 40 мм. Описание Зенитное орудие «Бофорс» было спроектировано еще в 1929 году, но долгое время не пользовалось особым ус … Википедия
Эрликон (зенитное орудие) — 20 мм автоматическая зенитная пушка образца 1934 года «Эрликон» зенитное орудие калибра 20 мм. Досягаемость по высоте 3 км, по дальности 4,4 км. Скорострельность 450 выстрелов в минуту. Масса орудия 68 кг, снаряда 120 г. Ссылки Switzerland… … Википедия
Орудие — В Викисловаре есть статья «орудие» Орудие многозначный термин, входит в состав сложных терминов. Орудие инструмент вообще … Википедия
Орудие Паррота — 300 фунтовое орудие Паррота с разорванным стволом. остров Моррис, Ю. Каролина, 1863 Орудие Паррота нарезное, заряжающееся с дула орудие. Массово применялось во время гражданской войны в Ам … Википедия
Орудие артиллерийское — Разрез корабельного орудия Противотанковая 57 мм пушка ЗиС 2 в Нижегородском Кремле 81 мм миномёт в Италии 1944 (en:M1 Mortar) … Википедия
ОРУДИЕ — ОРУДИЕ, я, ср. 1. Техническое приспособление, при помощи к рого производится работа или какое н. действие. О. производства. Сельскохозяйственное о. Орудия труда. Орудия лова (рыбацкие). 2. перен. Средство для достижения какой н. цели. Язык о.… … Толковый словарь Ожегова
орудие — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? орудия, чему? орудию, (вижу) что? орудие, чем? орудием, о чём? об орудии; мн. что? орудия, (нет) чего? орудий, чему? орудиям, (вижу) что? орудия, чем? орудиями, о чём? об орудиях 1. Орудие это … Толковый словарь Дмитриева
88-мм орудие — 88 мм зенитная пушка FLAK36 37L56 Общая информация … Википедия
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Еще в 1871 году при осаде немцами Парижа французское командование применило воздушные шары для связи осажденной столицы с провинцией. Попытки немецких артиллеристов сбить их из полевых орудий были безуспешными.
Этот исторический факт положил начало использованию летательных аппаратов в военном деле и борьбе с ними. С появлением управляемых аэростатов и дирижаблей, а затем и самолетов задачи по борьбе с воздушным противником еще более усложнились.
История зенитной артиллерии – составная часть истории Российской армии.
Среди большого количества летательных аппаратов, появившихся в различных странах мира в последней четверти ХIХ века, наиболее совершенной была модель русского изобретателя А. Ф. Можайского, который после многих лет напряженной работы в 1882 году построил самолет в натуральную величину. В период 1882–1885 годов на испытаниях самолет Можайского с человеком на борту оторвался от земли и поднялся в воздух, совершив первый в мире полет. В США братья Райт совершили полет на изобретенном и построенном ими самолете только в 1903 году.
Однако дальнейшее совершенствование самолетов было невозможно без разработки теоретических основ авиационной науки. Разработкой теории движения тел в воздушной среде занимались известные ученые ряда стран мира, из которых наиболее выдающихся результатов достигли крупнейшие русские ученые Д. И. Менделеев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, С. С. Неждановский, С. А. Чаплыгин, а также зарубежные ученые П. Пильчер (Англия), О. Лиленталь (Германия), О. Шанют (США) и другие.
С появлением дирижаблей и самолетов практически сразу исследовалась целесообразность их применения в военном деле. Военная авиация в передовых странах Европы начала создаваться почти одновременно.
Французская армия к началу 1911 года насчитывала всего около 75 боевых самолетов.
В германской армии до 1911 года предпочтение отдавалось строительству дирижаблей типа «Цеппелин», имевших скорость полета 80–90 километров в час, высоту полета 2500–4000 метров и полезную нагрузку 8–11 тонн. Однако тихоходные дирижабли, наполненные водородом, представляли собой идеальную мишень для самолетов в воздушном бою. Учитывая все это, военное руководство Германии, начиная с 1911 года, приступило к строительству самолетов.
В Британской армии военная авиация организационно оформилась в 1912 году.
С появлением военной авиации начали отрабатываться вопросы ведения воздушной разведки, воздушного боя, нанесения ударов с воздуха по наземным и морским объектам.
Впервые опыт боевого применения авиации был приобретен в итало-турецкой войне 1911–1912 годов и в первой Балканской войне 1912– 1913 годов. Если к началу первой мировой войны воюющие стороны, вместе взятые, имели в строю всего около 800 самолетов, то к концу войны – более 10 000 самолетов.
По мере количественного роста и качественного развития авиации все больше возрастала ее роль в бою. Наряду с широким применением авиации днем, в простых метеоусловиях, она начала активно действовать в сложных метеоусловиях и ночью.
На первых порах авиация не рассматривалась как самостоятельное или подчиненное армии средство, способное боевыми действиями хоть в какой-то мере повлиять на ход войны. Налеты самолетов носили эпизодический характер и часто не согласовывались с действиями наземных войск. Но, начиная с 1916 года, все операции наземных войск проводились при самом активном участии в них авиации, оказавшей существенное влияние на ход и исход боевых действий.
Задачи, решаемые военной авиацией, все время расширялись. Самолеты систематически использовались для разведки, ведения воздушного боя и бомбардировки войск и объектов. В связи с этими задачами были созданы специальные типы самолетов – разведчики, истребители и бомбардировщики, улучшались их летно-технические характеристики.
Если в начале Первой мировой войны основные типы самолетов имели скорость полета 80–100 километров в час, высоту полета 2,5–3 километра, продолжительность полета 2–3 часа и бомбовую нагрузку до 500 килограммов, то к концу войны скорость полета возросла до 180–200 километров в час, высота полета – до 4,5–7 километров, продолжительность полета до 4–5 часов (отдельных типов самолетов до 7–10 часов), что значительно увеличило радиус их боевых действий. Бомбовая нагрузка возросла до 1000 килограммов.
Почти все разведчики и бомбардировщики были вооружены пулеметами, огонь из которых был эффективен с высоты до 600 метров.
Развитие авиационной техники создало условия для значительного улучшения летно-тактических характеристик боевых самолетов, особенно за счет повышения мощности двигателей и улучшения аэродинамических.
Зарождение зенитной артиллерии связано с появлением на вооружении армий наиболее развитых государств управляемых летательных аппаратов и их использованием в военных целях.
В 1891 году в Красном Селе состоялись первые опытные стрельбы по воздушным целям. В качестве воздушных целей были использованы привязанные воздушные шары и аэростаты на конной тяге. Опытные стрельбы по воздушным целям пулевой шрапнелью из четырёхдюймовых пушек, проведённые на Усть-Ижорском полигоне в 1890 году и под Красным Селом в 1891 году, показали высокую эффективность применения артиллерии. Тем не менее было определено, что для успешной борьбы с воздушными целями противника нужна специальная зенитная пушка. В итоге российскими инженерами была разработана 76-мм зенитная пушка образца 1914/15 годов. Так создавалась русская ПВО.
Созданная русскими инженерами первая отечественная зенитная пушка по своим основным характеристикам и инженерному решению устройства целого ряда узлов и механизмов не уступала первым иностранным образцам зенитных орудий, а по некоторым показателям и превосходила их.
С началом Первой мировой войны воздушное пространство впервые стало ареной боевых действий, где осуществлялось противоборство между авиацией как средством воздушного нападения и зенитной артиллерией как средством обороны войск и объектов.
Следует признать, что авиация как средство нападения в своем развитии всегда опережала развитие средств противовоздушной обороны. Совершенствование средств ПВО чаще всего было ответным шагом на улучшение летных характеристик самолетов и вертолетов, повышение их боевых возможностей, изменения в тактике действий.
Появление на вооружении армий наиболее развитых стран управляемых летательных аппаратов поставило перед Россией задачу по созданию средств борьбы с ними и разработке способов их уничтожения. Первые испытания полевых орудий в стрельбе по воздушным целям (привязанным воздушным шарам) происходили 13 июля 1890 года на Усть-Ижорском полигоне и под Красным Селом в 1891 году. После этих испытаний в Правила стрельбы русской артиллерии были включены разделы, предусматривавшие способы стрельбы по воздушным шарам.
Появление управляемых аэростатов, дирижаблей, а затем и самолетов значительно усложнило борьбу с подвижными воздушными целями и потребовало разработки новых Правил и приемов стрельбы. В России в 1909 году началась разработка новых Правил стрельбы полевой артиллерии, которые были изданы в 1911 году в двух главах. В них обстоятельно рассматривались вопросы стрельбы по воздушным целям.
В объяснительной записке к этим Правилам стрельбы указывалось, что для борьбы с подвижными воздушными целями необходимы специальные орудия, но до их создания эту задачу надо было решать имеющимися полевыми орудиями.
Тем не менее, Россия, как и многие другие страны, вступила в Первую мировую войну совершенно неподготовленной к противовоздушной обороне.
С самого начала войны стали изыскиваться средства артиллерийской борьбы с воздушным противником. В первое время на фронте действующей русской армии пытались обстреливать самолеты из полевых 76-мм пушек, подкапывая хобота лафетов, чтобы иметь возможность увеличить угол возвышения хотя бы до 30°. Одной из конных русских батарей был сбит германский цеппелин. За неимением соответствующих зенитных орудий на фронте продолжали вести упрощенную стрельбу из неприспособленных 76-мм пушек в течение всего первого года войны, если не дольше, несмотря на большой расход снарядов и безрезультатность стрельбы, которая стала ясной в связи с увеличением высоты и скорости полета самолетов.
Между тем необходимость защиты от нападения с воздуха некоторых городов, стратегических пунктов, войск и войсковых тылов непрерывно возрастала, а с весны 1915 г. нужда в зенитной артиллерии, вооруженной специальными орудиями для стрельбы по воздушному флоту, крайне обострилась. Заказанные в августе 1914 г. Путиловскому заводу первые 12 таких зенитных 76-мм пушек обр. 1914 г. системы Лендера и Тарковского были изготовлены лишь в марте 1915 г..
Осенью 1914 года командованию русской армии пришлось спешно приступить к формированию артиллерийских частей, предназначенных для стрельбы по воздушным целям. Эти части формировались в виде отдельных 4-орудийных батарей. Для формирования первых так называемых «противоаэростатных батарей» были использованы морские 75-мм пушки. Три такие батареи, сформированные в Кронштадте, в ноябре 1914 года были отправлены на фронт – в состав крепостной артиллерии Варшавского гарнизона. Кроме того, для создания «противоаэростатных батарей» использовались 76-мм орудия полевой артиллерии образца 1900 и 1902 годов, приспособленные для стрельбы по воздушным целям.
Приспособления (или станки) для полевых орудий можно разделить на две категории: устанавливаемые в ямах и тумбового типа. Лучшим из всех имевшихся в то время станков был тумбовый станок Б. Н. Иванова, одобренный Артиллерийским комитетом Глав-ного артиллерийского управления.
Несмотря на существенные преимущества станка Б. Н. Иванова перед другими, его производство заводским способом началось только в 1916 году. На вооружении же русской, а затем и Красной Армии станок Б. Н. Иванова состоял до 1934 года.
Орудия, приспособленные для стрельбы по воздушным целям, сыграли определенную роль в борьбе с самолетами противника, заставляя их летать выше над нашими войсками и поспешно (без прицеливания) сбрасывать бомбы.
Для повышения результатов стрельбы по воздушным целям на приспособленных орудиях, наряду с панорамой, стали применять специальный прицел, позволявший вводить упреждения на время полета снаряда до цели.
Основными недостатками приспособленных орудий были: большая «мертвая воронка», что уменьшало и без того малую зону обстрела воздушной цели; орудия на станке не имели достаточной устойчивости при стрельбе на углах возвышения более 30 градусов; наводка орудий на цель не была плавной, что существенно увеличивало ошибки наведения и приводило к большому расходу снарядов для поражения цели. Эти орудия не могли успешно бороться с авиацией противника.
Необходима была специальная зенитная пушка. В 1901 году молодой военный инженер Обуховского завода (г. Петербург) М. Ф. Розенберг разработал проект первой 57-мм зенитной пушки, проявив при этом подлинное научное предвидение будущего военного использования авиации и средств борьбы с ней. При всем естественном несовершенстве этого проекта им было положено начало нового вида артиллерии.
Идею создания первой противосамолетной пушки поддержали коллектив преподавателей офицерской артиллерийской школы при Михайловской артиллерийской академии и общество «Путиловские заводы». В 1908 году ими были разработаны тактико-технические требования к зенитному орудию, а офицер школы В. В. Тарновский высказал идею установки зенитного орудия на автомобильной платформе. В 1909 году на Путиловском заводе состоялось обсуждение вопроса о возможной конструкции первой противосамолетной (зенитной) пушки.
Разработанный проект зенитной пушки был одобрен в 1913 году Главным артиллерийским управлением русской армии. Непосредственную разработку и изготовление опытного образца общество «Путиловские заводы» в июне 1914 года поручило своему конструктору Ф. Ф. Лендеру.
При первых же стрельбах по движущимся воздушным целям стали зарождаться приборы для определения координат и параметров цели, а также величин упреждения. Однако разработка и производство даже простейших оптических приборов в России были сопряжены в то время с большими трудностями, т. к. до 1905 года оптико-механическое производство вообще отсутствовало, и оптические приборы для нужд артиллерии ввозились из-за границы. Только в 1905 году на Обуховском заводе в Петербурге под руководством инженера Я. Н. Перепелкина была организована первая отечественная оптико-механическая мастерская, которая работала на импортном оптическом стекле. В сентябре 1914 года на фарфоровом заводе в Петербурге состоялась первая варка отечественного оптического стекла.
Первый прибор для определения угла упреждения, названный тахоугломером, был предложен русским изобретателем Я. Н. Перепелкиным в 1915 году. Однако слабое развитие приборостроения в России не позволяло обеспечить возрастающие потребности армии в тахоугломерах. Поэтому широкое применение получили более простые приборы управления зенитным огнем построительного типа, в частности, командирский прибор системы Лауница.
В 1916 году И. А. Лауниц в дополнение к дальномеру сконструировал курсомер-скоромер, позволявший определять скорость и направление движения цели. В этом же году поручиком А. М. Игнатьевым был изобретен командирский прибор графопостроительного типа, баллистическая часть которого впоследствии была использована в первых ПУАЗО.
Активно занимались созданием зенитных орудий конструкторы вооружения во Франции и Германии. Первыми образцами зенитных орудий во Франции была 75-мм пушка образца 1913 года, а в Германии – 77-мм пушка образца 1914 года.
Более высокий уровень развития промышленности ряда западноевропейских стран позволил им значительно опередить Россию в производстве специальных зенитных орудий и оснащении ими действующих войск.
После завершения Первой мировой войны быстрый рост военной авиации и ожидавшееся расширение масштабов ее применения в общевойсковом бою вызвали необходимость принятия мер по усилению противовоздушной обороны войск. В первую очередь требовалось усовершенствование имеющихся и создание новых средств борьбы с авиацией.
Классификация
Существует несколько вариантов классификации зенитной артиллерии. Рассмотрим наиболее распространенные из них: классификацию по калибру и классификацию по способу размещения.
Оружие Второй мировой. Малокалиберная зенитная артиллерия
После легких противотанковых пушек, начинавших войну, мы предлагаем посмотреть глазами современного человека на легкую зенитную артиллерию Второй мировой войны.
Говорить об актуальности зенитных установок малых калибров сегодня нет необходимости. Если есть штурмовая авиация, значит, нужна и зенитная артиллерия, способная с ней бороться. Если посмотреть на современные комплексы ПВО, становится ясно, что даже огромное количество ракетного вооружения самых разных классов наличия пушечного вооружения не отменяет.
Эти обстоятельства потребовали от конструкторов зенитного вооружения срочных решений. То, чем были вооружены силы ПВО Первой мировой, уже безнадежно устарело. Использование же зенитных пулеметов винтовочного калибра резко ограничивало зону поражения самолетов по дальности, да и по поражающему действию. Самолет получал огромное количество попаданий, но возвращался на аэродром и после короткого ремонта был вновь готов выполнять боевые задания.
Поставленные конструкторам задачи могли решить малокалиберные автоматические зенитные пушки (от 20 до 50 мм), либо крупнокалиберные пулеметы. Именно эти установки и зенитные орудия стали в дальнейшем главными противниками штурмовой авиации.
Парадоксально, но начать рассказ о легких зенитных автоматических пушках необходимо с орудия, которое было выпущено официально не участвующей в войне страной, но тем не менее, использовалось всеми воюющими странами.
1. 20-мм автоматическая зенитная пушка «Эрликон». Швейцария
Пушка появилась на свет в 1927 году. Производитель — швейцарский концерн «Oerlikon». Но говорить о разработке именно этим концерном орудия будет не правильно. «Эрликон» реализовал в металле конструкторскую разработку компании SEMAG.
Новая пушка нашла применение в качестве авиационной и зенитной модификаций, но как-либо заметно повлиять на ход боевых действий новинка не успела В Швейцарии же орудие оказалось из-за Версальского договора. Официально дорабатывать пушку немцы просто не могли.
Сегодня это звучит довольно странно, но модель S была действительно серьезным противотанковым средством на тот момент. Она могла поразить любой существующий на тот момент (1927 год) танк. При этом модель использовалась, как и предыдущие, в авиации и ПВО.
Все пушки «Эрликон» их «потомки», имеют одинаковый принцип действия и аналогичное устройство. Это орудие отличается тем, что механизму производства выстрела помогает большая кольцевая пружина вокруг ствола. Между собой пушки отличаются только незначительными изменениями в конструкции, начальной скоростью снаряда и скорострельностью.
Достоинства:
1. Универсальность и простота применения.
2. Надежность конструкции.
3. Наличие огромного для такого калибра спектра боеприпасов.
4. Легкость.
5. Возможность модернизации под любое применение.
Недостатки:
1. Сложность в производстве.
2. Слишком малый калибр, не обеспечивающий гарантированного поражения самолета.
3. Дальность огня не обеспечивала необходимой эффективности при работе с бомбардировочной авиацией. Орудия стреляли уже по отработавшим самолетам.
2. 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak 30 образца 1930 г. Германия
Разработана фирмой «Рейнметалл«. Впервые воевала в Испании в составе легиона «Кондор». Как зенитное орудие, пушка работала с платформы, но также применялась в варианте полевого орудия. В таком случае стрельба велась с колес.
Орудие применялось не только как зенитное, но и как полевое, с использованием специального осколочно-фугасного снаряда. Именно на этих орудиях впервые были использованы системы прогнозирования положения цели. Правда от них быстро отказались из-за сложности применения. Но и без этого вполне нормально пушки провоевали до конца войны.
Для своего времени пушка была хороша. Однако уже к 1940-му году авиация обогнала систему наведения. Увеличение скорости самолетов создало проблемы с прицеливанием. Была и ещё одна серьезная проблема. Боеприпасы подавались в 20-зарядных магазинах, в которых очень часто происходила задержка в подаче снарядов.
Достоинства:
1. Универсальность, возможность использования как противотанковое орудие.
2. Стабильность стрельбы.
3. Стала основой для производства танкового орудия КwK 30.
Недостатки:
1. Низкая скорострельность.
2. Сложность в производстве и эксплуатации.
3. Массовые задержки при подаче снарядов.
3. 37-мм зенитное орудие Flak 36. Германия
Тоже разработка «Рейнметалла», но несколько позднее, в 1936 году. Эта пушка уже относится к средним зенитным орудиям.
История разработки весьма интересна. «Рейнметалл» разрабатывал зенитную пушку Flak 18 в Швейцарии в начале 30-х годов. Разработка орудия проводилась по заказу СССР. Мы даже изготовили 44 орудия (индекс 2К) по германским чертежам на заводе в Подлипках.
А Flak 36 – это дальнейшая модернизация Flak 18. В конструкцию лафета ввели гидравлический тормоз, двухосная повозка заменена на одноосную, установили новый прицел. Пушка реально стала более универсальной, хотя имела те же боевые характеристики, что и Flak 18. Боеприпасы для зенитки подавались в 6-снарядных обоймах.
Орудие выпускалось до конца войны. Было основным средством поражения низколетящих самолетов. Использовалось на разных шасси, устанавливалось на кораблях, в том числе на подводных лодках. Главным недостатком системы была склонность механизма поворота к заклиниванию. Поэтому расчет должен был обладать достаточной силой для работы на этой пушке.
Достоинства:
1. Достаточно большой эффективный потолок.
2. Универсальность.
3. Возможность использования на различных шасси.
4. Эффективность снарядов.
Недостатки:
1. Сложное в производстве.
2. Большой расчет (7 чел.).
3. Низкая скорострельность.
4. 20-мм зенитная пушка Flak 38. Германия
Большинство исследователей рассматривают это орудие как модернизацию уже упомянутой нами Flak 30. Однако, это все-таки другая пушка, несмотря на внешнюю схожесть.
Говоря о Flak 30, мы упомянули тот факт, что уже к 1940 году немцы поняли, что против скоростных самолетов 30-я не эффективна. Необходимо было увеличивать скорострельность пушки. Фирма «Рейнметалл» в это время занималась другими орудиями, поэтому решение проблемы передали фирме «Маузер».
При внешней схожести пушек, Flak 38 внутри была совершенно новой. «Маузер» решил проблему заедания механизма подачи снарядов и повысил скорострельность орудия. При этом оставил без изменения станину и систему прицеливания. 38-я имела темп стрельбы в 420-480 выстрелов в минуту. Пушка выпускалась в огромных количествах (более 100 тысяч единиц) и имела спаренные и счетверенные модификации.
Достоинства:
1. Высокий темп стрельбы.
2. Универсальность.
3. Возможность лёгкой разборки и сборки для транспортировки, например, на лошадях.
5. 20 mm/65 Breda Mod. 1935. Италия
Как видно из названия, создателем итальянской зенитной пушки «Канноне-Митральера 20/65 модель 35» была компания «Бреда» из города Брешиа.
Если итальянцы хотели создать универсальное орудие, надо признать, у них получилось. Пушка изначально предназначалась для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. В «Бреде» создали орудие, которое могло перемещаться практически на всем, что ездило, плавало или ходило.
Пушку любили солдаты сразу нескольких армий: итальянской, немецкой, американской, британской, французской. Многие армии с удовольствием использовали захваченные орудия для установки на бронетехнику. А побережье Италии охраняли модернизированные пушки 35-й модели, которые больше известны как модель 39. Отличалась модель 39 стационарным пьедесталом.
Достоинства:
1.Универсальность (ПТО и ПВО).
2. Небольшая масса, удобство при перемещении и транспортировке.
3. Возможность разборки на узлы для ручной или вьючной транспортировки.
4. Усиленные снаряды как для ПВО, так и для ПТО.
Недостатки:
Считаем, что их нет.
6. 20-мм пушка «Тип 98». Япония
Когда нормальный европеец видит принятую на вооружение в 1938 году 20-мм пушку «Тип 98», у него возникает чувство нереальности увиденного. С одной стороны, архаика на деревянных колесах, странная для нормальной пушки станина, странный «пулеметный» магазин сверху ствола. А с другой стороны? Прекрасные боевые характеристики, универсальность и возможности работы практически в любых условиях.
Орудие изначально проектировалось как универсальное. Конструкторы заложили в систему множество возможностей. Даже деревянные колеса тележки имели свой смысл. Пушку можно было возить на конной тяге, не говоря уже о легких грузовиках или легковых машинах. Кроме этого, была предусмотрена и возможность разборки орудия на части для перевозки переноски расчетом или перевозки на лошадях.
Понимая, что главным недостатком данной пушки является низкая скорострельность, японцы для ПВО создали спарку данной модели пушки. Но количество их было не велико.
Боеприпасы, усиленные снаряды, с большой для этого калибра бронепробиваемостью, располагались в магазине по 20 штук. Магазин располагался сверху ствола орудия. Расчет, в зависимости от выполняемых задач, 2-3 человека.
Достоинства:
1. Легко транспортировалась любым тягачом или лошадью.
2. Могла менять позицию в бою без использования тягачей силами расчета.
3. Возможность ведения стрельбы как с колес, так и с платформы.
4. Универсальность (ПТО и ПВО).
5. Большой потолок эффективного огня за счет мощного снаряда.
6. Легко разбиралась на узлы и собиралась расчетом.
Недостатки:
1. Устаревший лафет.
2. Низкая скорострельность.
7. 25-мм автоматическая пушка Hotchkiss Mle 1938. Франция
У французов все было печально. Сложно сказать, исходя из чего, но французское военное ведомство решило, что все задачи ПВО в состоянии решить крупнокалиберные пулеметы 13,2-мм и 75-мм пушки образца 1897 г.
Тем не менее, фирма Hotchkiss все-таки разработала автоматические зенитки в 1932 году. Правда, поставлялись они на экспорт. Только война в Испании, точнее, ее итоги, подтолкнула французских военных к закупке зенитных пушек. В 1938 году «гочкисы» стали поступать в армию.
25-мм автоматическая пушка Hotchkiss Mle 1938 (Mitrailleuse de 25-mm sur affut universel Hotchkiss Modele 1938) устанавливалась и транспортировалась на одноосном лафете. Hotchkiss Mle 1939, представлявшая собой более тяжелое и устойчивое орудие для использования на стационарных позициях. Оба образца обладали одинаковыми баллистическими характеристиками и вполне соответствовали требованиям военных.
Пушка была ограничена в практической скорострельности использованием рожкового магазина на 15 снарядов. Магазин устанавливался сверху ствола.
В 1940-м году был выпущен и спаренный вариант установки — Mle 1940J. Но в целом, Франция упустила время. На момент вторжения Германии в 1940-м году, в войсках находилось 1103 орудия всех модификаций. Остановить немецкую авиацию или даже просто реально ей противостоять такое ПВО просто не могло. Возможно, если бы этих весьма хороших пушек было больше, преимущество Люфтваффе было бы нивелировано.
Достоинства:
1. Легкая с возможностью транспортировки легкими грузовиками.
2. Универсальная (ПТО и ПВО).
3. Хороший потолок.
4. Двуствольный вариант пушки, довольно существенно поднимающий боевые характеристики.
Недостатки:
1. Искусственно ограниченная скорострельность за счет использования магазина.
2. Короткая длина ствола.
8. «Кольт-Браунинг» М1А2. США
Если быть исторически справедливым, то предтечей всех автоматических зенитных орудий автоматических зенитных орудий был американский оружейник Джон Мозес Браунинг. Ведь фактически первый зенитный автомат он разработал ещё в 1924 году. Орудие, изготовленное фирмой Colt’s Patent Firearms Mfg Co (г. Гарфорд) Браунинг даже лично представил. Что и стало причиной того, что несмотря на сопротивление военных, орудие приняли на вооружение в 1927 году (37-мм М1 на лафете М3).
Кстати, отсюда и некоторая путаница в названии самого орудия. В различных источниках орудие называют и 37-мм «Браунинг» М1А1, 37-мм «Кольт» М1А1 и даже 37-мм «Кольт-Браунинг» М1А1.
Произошло это потому, что после смерти Браунинга (1926 г) орудие практически забыли. И вспомнили только в 1938 году. Тогда-то и было передано производство фирме «Кольт», которая внесла некоторые изменения в конструкцию.
Модернизированное орудие получило индекс М1А2. А предшественник уже в 1940 году был заменен на 40-мм «Бофорс» М1.
Итак, что же из себя представляла «Кольт-Браунинг» М1А2.
Наведение орудия производилось либо вручную, либо гидроприводом. Гидропривод осуществлял автоматическое наведение по данным ПУАЗО.
Так как орудие было достаточно тяжелым, повозка имела дисковые колеса с пневматическими шинами. Транспортировка осуществлялась трехосным грузовиком. Привести орудие в боевое положение можно было через 2 минуты. Однако, для наведения по приборам требовалось уже 12 минут.
Практическая скорострельность данного орудия 110-120 выстрелов в минуту. Пушка прошла всю Вторую Мировую войну. Кстати, именно это орудие противостояло японской авиации в Перл-Харборе. Было выпущено 7200 единиц за 1938-42 годы.
Достоинства орудия:
1. Универсальность.
2. Хороший максимальный потолок.
3. Не плохая дальность стрельбы.
9. 20-мм пушка «Полстен» образца 44 г. Польша — Великобритания
Угостим читателей очередным артдетективом. Любим мы это дело. Дело в том, что эта зенитка была создана в Польше, но принята на вооружение в Великобритании. Речь пойдет об английской (польской) автоматической зенитной пушке «Полстен».
История этой пушки действительно началась в Польше. Прекрасную пушку «Эрликон» просто невозможно было производить на польских заводах. Мешала сложность конструкции и большое количество необходимых деталей (Эрликон состоял из 250 деталей). Поэтому конструкторам была поставлена задача сделать производство возможным.
Проект был почти закончен, но началась оккупация. Не секрет, что в таких ситуациях всегда есть люди, способные эвакуировать нужных людей, несмотря ни на что. Короче, разработчики орудия вместе с документацией, оказались в Британии. Где по какой-то счастливой случайности встретились ещё и с чешскими оружейниками, тоже чудесным образом оказавшихся на берегах Альбиона. Более того, встреча произошла в офисе известной британской оружейной фирмы «Стен», известной своим достаточно хорошим пистолетом-пулеметом.
Да, о названии пушки. Почему «Полстен»? Ответ прост — польский Стен.
Орудие запущено в серию в марте 1944 года. Сразу после этого Британия прекратила выпуск «Эрликонов». Многие элементы, особенно опоры, были аналогичны эрликоновским. Да и применение этой пушки полностью соответствовала «Эрликону».
Визуально «Полстен» отличается от «Эрликона». Конструкторы отказались от барабанного магазина. Мы уже упоминали о проблемами с заряжанием этого магазина и использовании его в бою. В «Стене» сконструировали новый магазин. Теперь снаряды находились в вертикальном коробчатом магазине на 30 снарядов. Причем снаряды в магазине располагались в две стопки.
Достоинства и недостатки практически такие же, как и у «Эрликона» за исключением высокой технологичности процесса производства.
10. 40-мм Bofors L60. Швеция
Писать об этом орудии довольно сложно по двум причинам. Во-первых, воевала эта пушка во всех армиях, с обеих сторон фронта. Во-вторых, личная любовь авторов именно к этой пушке. Действительно одной из величайших удач конструкторов того времени стала 40-мм пушка шведского концерна «Бофорс».
Пушка была заказана концерну шведским правительством в 1928 году после испытаний закупленных у британской «Викерс» орудий «Пом-пом». Орудия «Викерса» оказались довольно привередливыми и маломощными. Да и дальность стрельбы не устраивала шведов.
Первый вариант «Бофорса L-60», представленный концерном в 1929 году, тоже не поразил своими характеристиками. Проблемой стал затворный механизм. Слишком тяжелый и не позволяющий поддерживать высокий темп стрельбы. Но уже в 1930-м конструкторы решили эту проблему разделив механизм на два. Первый для извлечения стреляной гильзы, второй для подачи следующего снаряда.
Пушка была «доведена до ума» в 1932 году. Все требования заказчика были выполнены. Орудие изначально производилось в двух вариантах — морском, двуствольном, и сухопутном (для установки на шасси), одноствольном.
Парадоксально, но первые установки Bofors L60 были установлены не на шведских кораблях, а на легких крейсерах в Нидерландах (HNLMS «De Ruyter»). После первой партии (5 установок) голландцы закупили ещё несколько. Так началось триумфальное шествие этих пушек по армиям мира.
В 1935 году орудия приняли на вооружения армии Бельгии, Польши, Норвегии и Финляндии. В 1936 году — Швеции (все-таки). И тут сказалось отсутствие производственных мощностей в Швеции и производство организовали ещё и в Польше.
В 1937 году британцы модернизировали именно польские орудия и приняли на вооружение собственную лицензионную версию — QF 40-mm Mark I. Это орудие изготавливалось в Великобритании, Канаде и Австралии.
В США орудие тоже понравилось. Однако принять его на вооружение без соответствующей «доводки» там не могли. Мешали метрическая система и ручная сборка. Американские инженеры внесли множество изменений в конструкцию орудия и боеприпасов, чтобы приспособить их к по-настоящему массовому производству, а также заменили воздушную схему охлаждения водяной и добавили электрический привод для быстрого поворота установки. Официальное обозначение американской версии «Бофорса» — 40-mm Automatic Gun.
Можно бесконечно писать об этом орудии. Достаточно того, что, к примеру, американские самолеты поддержки сухопутных подразделений «Lockheed» AC-130, миноносцы и катера до сих пор вооружены орудиями L60. Более того, в ВС США существует традиция — о каждом сбитом «Бофорсом» самолете обязательно сообщать в корпорацию Крайслер с указанием серийного номера орудия!
Чем же так понравилось орудие Виктора Хаммара и Эмануэля Янссона (конструктора фирмы Bofors) военным? Прежде всего автоматикой. Автоматика пушки основана на использовании силы отдачи по схеме с коротким откатом ствола. Кстати, была предусмотрена быстрая смена ствола при перегреве.
L60 была снабжена современной по тем временам системой прицеливания. Горизонтальный и вертикальный наводчики имели рефлекторные прицелы, третий член расчета находился сзади них и работал с механическим вычислительным устройством. Прицел питался от 6В батареи.
Буксировка орудия производилась обычным грузовиком.
Заканчивая беглый рассказ об этом орудии скажем-за время Второй мировой войны общее количество выпущенных пушек «Bofors L60» различных модификаций перевалило за 100 000 единиц.
Достоинства:
1. Прекрасная автоматика.
2. Надежность.
3. Наносимый урон.
Недостатки:
Стоит поискать, наверное…
11. 37-мм пушка 61-К образца 1939 года. СССР
Продолжаем тему «Бофорса». Советская 37-мм пушка образца 1939 года была разработана с использованием технической базы шведской ЗАП «Босфорс L60». Орудие создавалось по решению ГАУ РККА конструктором М.Н. Логиновым. В годы Великой Отечественной войны именно это орудие было основным в системе ПВО. Кроме этого, особенно в первый период войны, 61-К часто использовалась как эффективное противотанковое средство.
37-мм ЗАП 61-К это одноствольное полностью автоматическое орудие малого калибра. Все процессы автоматизированы так же, как и у базовой модели. Вручную производилось только подача патронов в магазин, прицеливание и наведение орудия. Автоматика работает за счет движения ствола.
Перевозилось орудие с помощью грузового автомобиля или любого другого тягача со скоростью до 60 км/ч. Расчет 7 человек. Всего выпущено 22 600 орудий.
Достоинство орудия:
1. Высокая скорострельность.
2. Хороший потолок.
3. Простота использования.
Недостатки:
1. Отсутствие бесконтактного взрывателя у снаряда.
12. 25-мм пушка 72-К образца 1940 года. СССР
Следующее зенитное орудие СССР можно назвать внуком «Бофорса L60». Речь пойдет о 25-мм орудии 72-К или (второе название) о 25-мм автоматической зенитной пушке образца 1940 года.
Необходимость данного орудия возникла потому, что в ПВО РККА возникла «дыра» на полковом уровне. Крупнокалиберный пулемет ДШК — пушка 61К. Необходима была пушка меньшего калибра. Ею и стала 72-К. Именно эта пушка с успехом «приземляла» низколетящие и пикирующие самолеты немцев.
Конструктивно новая 25-мм пушка являлась уменьшенной копией 37-мм 61-К. Модернизация этой пушки продолжалась практически постоянно. Что в конечном итоге и выразилось в создании достаточно совершенного образца.
Достоинства:
1. Хорошая начальная скорость снаряда.
2. Надежность и безотказность.
3. Высокая скорострельность.
Недостатки:
1. Тяжелый лафет.
Малокалиберная зенитная артиллерия сыграла огромную роль в ходе Второй мировой войны. Уже в ходе войны орудия совершенствовались и модифицировались в ответ на появление новых самолетов. Большинство образцов, созданных в то время, либо в первозданном, либо в модернизированном виде продолжают воинскую службу и сегодня.
Если рассматривать потери авиации во время Второй мировой, выясняется любопытный факт. Большинство самолетов воюющих стран были уничтожены именно малокалиберной зенитной артиллерией! Артиллеристы в итоге (по нашему мнению) переиграли авиаторов.
Ждем вашего мнения по поводу того, какие пушки были лучшими. Да, выбирать есть из чего.