что делать если банки звонят родственникам должника
Имеют ли право банки звонить родственникам должника
Имеют ли право банки звонить родственникам должника
Просрочка по кредитным платежам вынуждает банки использовать любые варианты воздействия на должников – письменные претензии, телефонные звонки, обращение в суд, продажа задолженности коллекторам и т.д. Однако банки нередко злоупотребляют своими правами и начинают «доставать» родственников должника, которые не имеют никакого отношения к кредитному договору и долгу.
Насколько оправданы такие действия, и имеют ли право банки звонить родственникам должника? В представленной статье ответим на эти вопросы с учетом практики Верховного суда РФ.
Необходимо сразу определить, что банки имеют право использовать законные способы воздействия только на лиц, указанных в кредитном договоре. Помимо самого заемщика по условиям выдачи кредита обязательства могут нести созаемщики или поручители, которыми, как правило, выступают родственники должника. В отношении этого круга лиц, прямо указанных в тексте договора, банк может предпринимать следующие действия, направленные на погашения долга:
направление письменных уведомлений и претензий с требование погасить долг и начисленные проценты;
звонить по контактным телефонам, указанным в договоре, с соблюдением требований законодательных актов (звонки допускаются только в дневное время и по рабочим дням, их суммарное количество также регламентируется нормативными актами);
направлять в судебные учреждения иски о взыскании долга как с основного заемщика, так и с созаемщика или поручителей в порядке солидарной ответственности;
передавать право требования о взыскании долга сторонним организациям и лицам (коллекторам) с соблюдением требований закона.
Если банк или нанятая им для взыскания долга организация нарушает требования закона, можно привлечь их к ответственности, в том числе по нормам УК РФ. Прежде всего это касается случаев насилия или угроз его применения со стороны коллекторов.
Если указанные способы взыскания долга не приносят результата, сотрудники банковских учреждений нередко произвольно расширяют перечень доступных методов воздействия – могут звонить на работу должника, беспокоить звонками его близких родственников и друзей. Насколько правомерны такие действия? В 2016 году по этому вопросу высказал свою позицию Верховный Суд РФ, рассматривая дело по обращению родственницы должника.
Исходя из анализа Определения Верховного Суда РФ от 12.04.2016 г. № 9-КГ 15-21 для квалификации действий банковских учреждений нужно учитывать следующие нюансы:
уведомление о наличии долга и требование его погасить может быть направлено только лицам, выступающим стороной или участником договора, – заемщику, созаемщику и поручителю (направление документации иным лицам, в том числе близким и дальним родственникам, является противозаконным действием);
звонки гражданам по поводу долга их родственникам являются нарушением принципа добросовестности банковской деятельности, даже если эти контакты являются единичными;
звонок родственнику будет являться противоправным действием даже при отсутствии угрозы насилия.
Таким образом, банк вправе звонить только лицам, к которым могут быть предъявлены денежные требования по кредитному договору. Аналогичное правило распространяется и на случаи передачи долга коллекторским агентствам – устные или письменные обращения могут быть адресованы только самим должникам, но не их близким.
Рассмотрим, как можно защитить себя от бесконечных звонков сотрудников банка, и можно ли предъявить в таком случае материальные претензии.
Что делать, если звонят?
Даже если вам один раз позвонили из банка и предъявили претензии по долгам вашего родственника, вы можете отстаивать законное право на защиту личной жизни. Чтобы избежать стрессовой ситуации, целесообразно вежливо предупредить сотрудника банка о противоправности его действий и попросить прекратить звонки. Если есть возможность, даже первый звонок необходимо записать, это будет являться доказательством в дальнейшем процессе.
Если звонки продолжаются, вы можете действовать следующим образом:
записывать каждый разговор, во время которого нужно вежливо выяснить, какой именно банк вам звонит, личные данные сотрудника банковского учреждения;
можно направить в адрес банка письменную претензию с указанием количества звонков, потребовать прекратить незаконную деятельность и возместить моральный вред;
необходимо взять у мобильного оператора детализацию звонков, из которой можно установить данные номера, с которого вам звонили от имени банка (если используются разные номера телефонов, можно будет запросить в судебном процессе сведения об их владельце);
по фактам противозаконного вмешательства в личную жизнь можно подать исковое заявление в районный суд о взыскании компенсации морального вреда.
В действиях сотрудников банка состав преступления может возникать только в случае, если прозвучали реальные угрозы применения насилия или распространения позорящих сведений. Если эти факты установлены при звонке из банка, можно обращаться сразу в полицию, будет проведена доследственная проверка.
Взыскание компенсации морального вреда является безусловным правом гражданина, которому звонил банк по долгам родственника. Сумма компенсации будет определена судом исходя их характера допущенного нарушения – будет определяться количество звонков, их содержание, отсутствие реакции сотрудников кредитного учреждения на требование прекратить противозаконные действия.
По указанному выше делу, которое рассматривал Верховный Суд РФ, была предъявлена к взысканию компенсация морального вреда в сумме 150 000 рублей.
Имеют ли право банки звонить родственникам и друзьям по поводу моего просроченного кредита?
Сегодня взять кредит не так уж и сложно, а вот погасить его вовремя оказывается под силу не всем. Если начались просрочки, то банк начинает активно искать должника и пытается с ним связаться, чтобы напомнить об оплате. В этой ситуации очень важно знать, имеют ли право банки звонить родственникам и друзьям по поводу моего просроченного кредита, и что делать в этом случае. Подробности далее.
Почему банки звонят родственникам и друзьям?
Потребительское кредитование очень востребовано среди россиян, так можно легко получить деньги практически на любые цели – покупка мебели, бытовой техники, ремонт, оплата путевки – на все это можно получить наличные. Причем выдача денег сегодня максимально упрощена, многие банки выдают кредиты и карты с минимальным набором требований и документов.
Увы, но не все заемщики справляются со своими обязательствами, и не могут оплачивать задолженность точно в срок. Начинаются просрочки, и сразу же за ними следуют звонки из банка. Кредитная организация при этом четко следует закону – в соответствии с ФЗ «О банках», компания обязаны предпринять все предусмотренные законодательством РФ меры для взыскания задолженности.
Кредитор заинтересован в возврате своих денег, поэтому он начинает всеми способами связываться с должником, используя все имеющиеся у него контакты. Данные берутся из кредитного договора, в котором сам заемщик указывает свой телефон и данные ближайших родственников или друзей, которые выступают контактными лицами.
Соответственно, единственная цель, которую преследует банк – это возврат своих денег. И если заемщик от него скрывается, то он начинает обзвон всех, кто указан в договоре.
Имеют ли право банки звонить родственникам и друзьям?
Следует знать, что банковские и иные кредитные организации, например, МФО, имеют полное право на совершение звонков как самому заемщику, так и его контактным лицам. При этом должны соблюдаться четкие правила осуществления взаимодействия и взыскания задолженности, которые детально описаны в ФЗ №230 «О коллекторах».
Описанные в нем условия распространяются не только на коллекторов, но и на банки. Нас особенно интересует статья 4, часть 5-я данного закона – там сказано о том, как именно взыскатель имеет право взаимодействовать с третьими лицами, к которым относятся родственники, знакомые, соседи должника и т.д.
Общение с ними возможно при одновременном соблюдении двух требований:
Если же родственники, друзья или просто близкие люди, которым поступают звонки от банка, в разговоре четко выражают свое несогласие с таким общением, то звонки должны прекратиться. Это требование законодательства.
Если вы указаны в кредитном договоре просто как контактное лицо, то вы не обязаны общаться с банковским представителем, вы не давали банку права на использование своих личных данных. И если вы не хотите, чтобы звонки продолжались, то можно сообщить звонящему о своем решении, и попросить удалить свой номер из базы данных.
Когда звонки банка друзьям и родственникам законны?
Все, что описано выше применимо только к людям, которые никоим образом в получении кредита не участвовали. То есть контактные лица не несут никакой ответственности по кредиту, и выплачивать его не обязаны, равно как и общаться с представителями банка.
Но все меняется в том случае, если основной заемщик при оформлении кредита привлекал третье лицо в качестве участника договора – созаемщика или поручителя. Как правило, поручителями становятся близкие друзья, например, при получении крупной суммы денег наличными, а созаемщиками становятся супруги при приобретении недвижимости или автомобиля в совместную собственность.
Если вы являетесь одной из сторон договора, либо вы наследуете имущество и долги умершего заемщика, то банк имеет полное право не только вам звонить, но и требовать оплаты кредита. Изучим возможные варианты в этой ситуации:
В соответствии со ст. 323 ГК РФ поручитель несет субсидиарную (то есть, равную) ответственность с основным заемщиком, и если тот перестаёт платить по кредиту, то банк вправе адресовать свои требования к человеку, который за него поручился. И только после того, как вы исполните все обязательства, вы сможете требовать долг от основного заемщика.
Если вы также откажитесь платить, то ваша кредитная история будет испорчена, данные о просрочке попадут в БКИ, а за каждый день пропущенного платежа будет идти пеня и штрафы. Сумма будет ежедневно возрастать, и если в течение нескольких месяцев оплата так и не поступит, то банк будет иметь право взыскивать долг через суд.
В том случае, если основной заемщик умирает, не успев погасить кредит полностью, то его долг переходит к близким родственникам, которые наследуют его имущество (статья 1175 ГК РФ). Если наследник один – весь долг переходит к нему, если несколько – долг пропорционально делится.
Требовать от наследника оплаты долга банк может только в размере наследуемого имущества. Если же вы вовсе отказались от вступления в наследства, то вам в принципе ни звонить, ни требовать оплаты долга не имеют права.
Что делать, если звонят родственникам и друзьям по поводу вашего кредита?
Если же банк звонит родственникам или друзьям, которые не относятся ни к поручителям, ни к наследникам, то такое взаимодействие возможно только в рамках ограничений, и только в том случае, если третьи лица не против такого общения. Звонки им осуществляются крайне редко, только если найти должника иным способом не представляется возможным.
Банк обязан соблюдать требования российского законодательства о количестве, и качестве взаимодействий. Все они определены законом ФЗ №230:
Количество звонков | 1 раз в день, 2 раза в неделю, 8 раз в месяц |
Время звонков | С 8.00 до 22.00 в будние дни, с 9.00 до 20.00 в выходные и праздники |
Смс-сообщения | Не более 2 смс в день |
Адресность | Звонки допустимы только с официальных номеров компании, со скрытых номеров звонить или писать нельзя |
Ограничения | В разговоре не допустимы угрозы, оскорбления, вымогательство, нецензурная лексика |
Что делать людям, которым звонят по чужому кредиту? Не стоит паниковать, помните о следующих моментах:
Как прекратить звонки от банка третьим лицам?
Редко, но все же бывает так, что даже после того, как вы предельно четко сообщили банковскому сотруднику о своем нежелании как-либо взаимодействовать в дальнейшем, звонки все равно продолжаются. Или их количество превышает допустимые законом нормы, либо поступают они в неурочное время.
Во всех этих случаях родственники, друзья и иные третьи лица должны отстаивать свои права. При любых нарушениях они получают основание для обращения в полицию или прокуратуру. Удобно, что сейчас можно направить заявление в электронную приёмную через Интернет.
Если вы относитесь к группе лиц, которых кредиторы не имеют права беспокоить, обязательно сообщите об этом собеседнику. Если это не помогает – отразите данный факт в своей жалобе.
Кого не имеют права беспокоить:
В любом случае – отстаивайте свои права. Если отказ от взаимодействия не подействовал, обязательно пишите жалобы в профильные ведомства – нарушение установленных законом правил грозит организациям не только серьезными проверками, но также и правовыми последствиями.
Имеют ли право банки звонить родственникам должника?
Кредит — удобная штука. Но только пока должник оплачивает его вовремя. Проблемы начинаются одновременно с просрочкой платежей. Если должник перестает платить кредит, в дело подключают службу безопасности банка. Она начинает звонить должнику с требованием погасить задолженность. Однако часто сотрудники банка звонят не только самому виновнику возникновения просрочки, но и его родственникам. Давайте разберемся, имеют ли банки право это делать.
Если у вас возникла задолженность по кредиту, рано или поздно банк обратится в суд. Чтобы уменьшить судебные издержки и защитить свои права, заручитесь помощью хорошего адвоката или юриста.
Имеют ли право банки звонить родственникам должника?
Во время оформления кредита должник должен указать контактную информацию. Часто банки требуют написать не один номер, а несколько — так в их базу попадают телефоны родственников должника.
Если возникает просрочка или платежи совсем перестают поступать, сотрудники банка начинают звонить по всем номерам, которые были указаны в анкете при получении кредита.
Поэтому звонящие преследуют не только самого должника, но и его родственников. Есть и еще один вариант того, откуда берут номера телефонов. Допустим, у человека такая же фамилия, как у должника, и есть открытый счет в этом же банке, на который осуществлялись переводы со счета заемщика — понятно, что это родственник должника.
Также сотрудники кредитной организации имеют право звонить в том случае, если человек является поручителем по кредиту. В этом случае звонки банка правомерны.
Поручитель несет ответственность за погашение кредита вовремя — неважно, родственник он или нет. Поэтому прежде чем становиться поручителем для кого бы то ни было, хорошенько подумайте о последствиях этого шага и изучите свои права и обязанности. Ведь даже то, что вы не являетесь родственником заемщика, не спасет вас от ответственности платить кредит в случае просрочки.
Звонящие сотрудники банка могут преследовать наследников должника после его смерти, даже если они не являются его родственниками. Однако звонить они имеют право только через 6 месяцев после даты кончины наследодателя, то есть когда пройдет срок вступления в наследство.
Банки имеют право звонить по указанным в анкете номерам родственников. Законом это не запрещается. Однако если вы не становились поручителем по кредиту, не являетесь должником и вам надоедают такие звонки, вы можете обезопасить себя и лишить сотрудников банка такой возможности.
Обычно банки начинают названивать родственникам через несколько месяцев после возникновения задолженности. И в том случае, если сам должник не выходит на связь либо накопилась приличная просрочка. Тогда звонящие усиливают свои действия.
Банкам разрешается звонить должнику в определенное время: с 8 до 22 часов в рабочие дни и с 9 до 20 в праздники и выходные. Звонки ночью незаконны не только родственникам, но и самому заемщику. По долгам вас могут беспокоить не чаще одного раза в неделю. У сотрудников банка нет права рассказывать другим людям о сумме долга заемщика. Это считается нарушением банковской тайны.
Что делать, если вам постоянно звонят из банка по чужому кредиту?
Есть несколько вариантов, как можно прекратить надоедливые звонки родственникам заемщика. Например, вы можете купить новую сим-карту с другим номером. Это не очень удобно, поскольку придется сообщать всем друзьям и знакомым новый номер. Но право на существование у этого варианта есть.
Другой способ — внести номера телефонов банка в черный список. Эта услуга может оказаться платной. Зависит от оператора сотовой связи. Также в некоторых телефонах есть такая встроенная функция. Неудобство заключается в том, что названивать они могут с разных номеров.
Вы можете попробовать договориться с сотрудником банка. Объясните ему, что не знаете, где находится должник. Вы просто считаетесь его родственником. Вежливо попросите звонящего прекратить эти звонки. Есть шанс, что это сработает. Однако практика показывает, что такое случается не всегда, хотя, в соответствии с ФЗ №230, сотрудники банка должны общаться только с самим должником.
Прямого запрета на звонки по указанным в анкете номерам родственников нет. Однако по вашему требованию банк обязан прекратить данные звонки. За несоблюдение этого требования и нарушение прав других лиц предусмотрена административная ответственность.
Самый надежный способ прекратить звонки из банка родственникам должника — это написать туда заявление (отказ от взаимодействия). В нем вы должны указать, что разрешения на использование вашей персональной информации вы не давали, должником не являетесь, родственники не несут ответственности за чужие долги. Там же обозначьте, что требуете от звонящего прекратить звонки.
Заявление надо распечатать в двух экземплярах. Один вручается сотруднику банка, на втором ставится отметка о регистрации. Если после этого звонки не прекратятся, пишите жалобу в Роскомнадзор.
Обычно такого заявления бывает достаточно, чтобы банк оставил родственников должника в покое. Также советуем установить на телефон приложение для записи разговоров. Сохраняйте все звонки из банка. Их также можно предъявить вместе с жалобой.
Если из банка звонят в ночное время или угрожают вам во время разговора, пишите заявление в полицию и прокуратуру. Если с вас вымогают деньги — в Следственный комитет. Сотрудники банка не имеют права требовать от вас заплатить чужой долг, если вы не являетесь поручителем по этому кредиту. Только в случае поручительства такие требования денег с родственников могут быть законными.
Если должник не платит долгое время, его долг продают коллекторскому агентству. Тогда начинают действовать коллекторы. В этом случае звонить должнику и его родственникам начинают снова.
Случаи звонков по чужим долгам — не редкость. Однако выход из этой ситуации есть. У родственников заемщика есть право прекратить надоедливые звонки из банка, если они не были поручителями должника.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Куда жаловаться на звонки из банка
В последнее банки и коллекторы особо активны. Они могут бесконечно звонить должникам и даже тем, кто не имеет отношение к долгу и вообще никогда не пользовался услугами финансовой организации. И многие граждане думают о том, как прекратить звонки из банка.
Рассмотрим, куда жаловаться на звонки из банка, как их прекратить. Звонки могут звучать с целью рекламы или взыскания задолженности, и алгоритмы жалобы отличаются в зависимости от ситуации. Что делать и куда обращаться — об этом на Бробанк.ру.
Если вас достают рекламными звонками
— Петр Петрович, здравствуйте! Мегабанк подготовил для вас персональное предложение — кредит наличными до 1 000 000 рублей без справок. Вас интересует это предложение?
И даже если человек говорит, что нет, предложение его не интересует, банк начинает заваливать его спамом на электронную почту, слать СМС-сообщения, регулярно звонить. А если это гражданин с хорошей кредитной историей, бывший или действующий вкладчик, такой спам могут слать разные банки. Понятно, что это жутко раздражает.
Такой спам может исходить не только от банка. Часто рекламные звонки делают операторы связи, поставщики телекоммуникационных услуг, салоны и пр.
И прежде чем искать, куда подать жалобу на звонки из банка, нужно понять, законны ли они вообще. Чаще всего действия банка вполне законные, так как гражданин сам согласился на рекламную рассылку.
Когда клиент дает согласие на рекламную рассылку
Чаще всего люди даже не помнят и не знают, что дали согласие на то, чтобы банк слал им рекламные материалы по электронной почте, СМС или путем звонка по телефону. В какой момент это происходит:
При заполнении онлайн-заявки обычно клиенту предлагают поставить три галочки согласия: с обработкой персональных данных, с публичной офертой и рекламной рассылкой. Большинство заявителей автоматически сразу соглашаются со всем, хотя от рекламы можно было бы отказаться, убрав галочку.
Как отказаться от рекламных предложений
К сожалению, закон никак не регулирует ни каналы связи с гражданином, ни количество контактов, ни время диалога. Конечно, банки не хотят вызывать негативные эмоции, не звонят по ночам и рано утром, но “проколы” все же случаются, что крайне неприятно. Обычно в таких случаях люди и хотят подать жалобу на банк.
Прежде чем куда-то жаловаться, обратитесь в сам банк и узнайте, как отказаться от рекламной рассылки. У любой организации есть телефон горячей линии, ее можно найти на сайте банка. Позвоните и попросите отписать вас от получения рекламных предложений.
На деле обычно ничего сложного нет. Например, Альфа-Банк предлагает такие каналы отказа:
Чаще всего никаких проблем не возникает. После обращения телефон гражданина убирают их базы рекламных сообщений, его больше не беспокоят.
Если вы не давали согласия на рассылку
Действительно, бывает так, что какой-либо банк начинает звонить гражданину, который никогда не был его клиентом, не пользовался услугами. Возможно, рекламная привязка “пришла” вместе со сменой СИМ-карты, а может быть, банк использует какую-то подпольную базу и обзванивает всех, кто может стать его клиентом.
Что делать, если постоянно звонят из банка в этом случае:
На практике были случаи, когда за незаконный спам банки наказывались денежным штрафом в 100 000 рублей. В целом же, любые юридические лица могут быть наказаны за незаконную рассылку рекламы на сумму до 5 000 000 рублей.
Если вам постоянно звонят из банка по кредитному долгу
Еще одна ситуация, которая случается довольно часто, — банк или коллектор бесконечно названивает должнику. И если в случае с рекламой нет никаких ограничений по методам и количествам контактов, то здесь все несколько иначе. Есть закон, который ограничивает взыскателя по количеству звонков должнику.
При просрочке взыскатели могут звонить должнику со следующими ограничениями, это звонки:
Эти нормы закреплены в Статье 7 ФЗ 230, который сокращенно называют Законом о коллекторах. По факту это касается не только коллекторов, но и представителей банков и МФО, которые занимаются взысканием просроченного долга.
Куда пожаловаться на звонки из банка
Теперь рассмотрим, что делать, если вас достали звонки из банка по поводу просроченной задолженности. Если вас беспокоят в рамках закона, жалобы бессмысленны. Но если банк звонит слишком часто и вне времени, предусмотренного законом, тогда начинайте действовать.
Куда обращаться:
Сейчас с этим все строго. Если нарушение выявляется, признается реальным, звонящего привлекут к ответственности. Согласно КоАП РФ Статья 14.57 это штраф для должностного лица в размере 20 000 — 200 000 рублей, для юридического — 50 000 — 500 000 или приостановление деятельности на 90 суток.
Согласно Статье 12 ФЗ 230 пострадавший гражданин правомочен выплатить моральный вред и убытки, причиненные должнику. Конечно, это возможно только через суд.
Что делать, если звонят из банка не должнику
К сожалению, такое тоже случается очень часто. Заемщики при оформлении кредита указывают данные контактных лиц, которым банк может позвонить при просрочке. Это используется как важный инструмент давления на должника. А некоторые коллекторы перегибают палку и требуют возврат долга с человека, который никакого отношения к нему не имеет.
И если Закон о коллекторах защищает самого должника, то о других людях в нем нет ни слова. Только идут разговоры о том, что банкам и коллекторам запретят звонить третьим лицам, они смогут вести диалог только с должником. Но пока что такой закон не вышел.
Если вам надоедают звонки, если постоянно звонят банки по чужим долгам, сначала обратитесь к банку-кредитору и выразите несогласие вести диалог. Если звонки продолжаются, обращайтесь с жалобами в ФССП, прокуратуру и Центральный банк.