что делает помощник машиниста после остановки поезда
Распоряжение ОАО «РЖД» от 2 апреля 2013 г. N ЦТ-56/р «Об утверждении «Указания о порядке подготовки и назначения машинистом и помощником машиниста локомотива»
2. Заместителю начальника Дирекции тяги Жукову Ю.И. организовать изучение прилагаемого Указания причастными подразделениями.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Дирекции тяги Путинцева С.В.
Вице-президент ОАО «РЖД»,
начальник Дирекции тяги
Указание
о порядке подготовки и назначения машинистом и помощником машиниста локомотива
(утв. ОАО «РЖД» 2 апреля 2013 г.)
1.1 К локомотивной бригаде относятся работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов: машинист, помощник машиниста.
1.2 Машинистом локомотива может быть назначен кандидат в машинисты, имеющий свидетельство на право управления локомотивом формы ТУ-123, выданное согласно приказу от 11.11.1997 г. N 23/Ц соответствующего вида тяги, а также заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельному управлению локомотивом на конкретных участках и железнодорожных станциях.
1.3 Помощником машиниста локомотива может быть назначен кандидат в помощники машиниста, имеющий свидетельство формы ТУ-153 соответствующего вида тяги, выданное согласно приказу от 28.10.1999 г. N 39/Ц.
1.4 Свидетельство машиниста локомотива формы ТУ-123, помощника машиниста формы ТУ-153, выданное организациями, не входящими в систему ОАО «РЖД» независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, не дает право выезда на железнодорожные пути общего пользования.
1.5 Локомотивная бригада формируется из машиниста локомотива, помощника машиниста локомотива.
1.6 При приеме на работу вновь, для выполнения этапов непосредственно связанных со стажировкой и практической подготовкой профессиональным навыкам на рабочем месте, руководителем эксплуатационного локомотивного депо с кандидатом на помощника машиниста локомотива должен быть заключен срочный трудовой договор, на срок не более одного месяца (ст. 59 ТК РФ).
2 Назначение помощником машиниста локомотива
2.1 Для назначения помощником машиниста локомотива кандидат на помощника машиниста локомотива должен:
— иметь свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 (порядок выдачи свидетельства формы ТУ-153 регламентирован приказом от 28.10.1999 г. N 39/Ц) и квалификацию слесаря по ремонту локомотивов не ниже 3-его разряда;
— иметь заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе помощником машиниста локомотива;
— иметь заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;
— иметь заключение от машиниста локомотива, проводившего его стажировку на помощника машиниста локомотива о допуске к самостоятельной работе в данном виде тяги;
— иметь акт о проведении испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо при назначении на помощника машиниста.
2.2 Кандидат на помощника машиниста локомотива, проходит практическую и теоретическую подготовку дублером помощника машиниста. За время прохождения стажировки кандидат на помощника машиниста должен выполнить не менее шести поездок (смен) на обслуживаемых участках (станциях).
Инженером по охране труда эксплуатационного локомотивного депо разрабатывается программа стажировки, которая выдается руководителю стажировки (машинисту, выполняющему подготовку кандидата).
Во время проведения практической подготовки кандидата в помощники машиниста, машинист осуществляющий подготовку, проводит ознакомление кандидата в помощники машиниста с нормативной документацией (в том числе по охране труда), технико-распорядительными актами станций обслуживаемых участков, порядка действий в нестандартных ситуациях, особенностей конструкции и эксплуатации локомотива в необходимом объеме по кругу выполнения должностных обязанностей.
2.3 После завершения стажировки с кандидатом в помощники машиниста машинист-инструктор проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку. По результатам собеседования машинист локомотива, проводивший практическую подготовку кандидата в помощники машиниста локомотива, выдает ему заключение (приложение А) о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях.
2.4 При наличии у кандидата в помощники машиниста локомотива, заключения психолога, заключения машиниста локомотива, проводившего практическую подготовку кандидата в помощники машиниста, о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях, кандидат в помощники машиниста допускается к испытаниям в комиссии эксплуатационного локомотивного депо знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, нормативных документов ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности движения работниками, принимаемыми в ОАО «РЖД» на работу, связанную с движением поездов и маневровой работой.
Результаты испытаний оформляются актом (приложение Б) при назначении помощником машиниста локомотива эксплуатационного локомотивного депо.
В том случае, если работник при проведении испытаний дважды показал неудовлетворительные знания, действие срочного трудового договора прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник (кандидат на помощника машиниста) должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения.
2.5 Машинист-инструктор, представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии локомотивного депо кандидата в помощники машиниста заместителю начальника эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования (приложение В).
По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении помощником машиниста локомотива и заключает трудовой договор.
2.6 При назначении на самостоятельную работу помощником машиниста локомотива машинист-инструктор контролирует выдачу следующей документации:
— служебного формуляра помощника машиниста;
— предупредительного талона по безопасности движения;
— предупредительного талона по охране труда;
— удостоверения о допуске к работе на электроустановках с присвоением соответствующей группы электробезопасности;
— выписок из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания.
3 Назначение машинистом локомотива
3.1 При назначении машинистом локомотива кандидат должен иметь следующий перечень документов:
— свидетельство формы ТУ-123 на право управления локомотивом соответствующего вида тяги;
— заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе машинистом локомотива, заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;
— рекомендацию машиниста локомотива, проводившего его практическую подготовку к работе машинистом локомотива;
— акт о проведении испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо кандидата в машинисты, при назначении на должность машинистом локомотива;
— заключение машиниста-инструктора данной колонны локомотивных бригад, о допуске к самостоятельному управлению локомотивом на конкретных участках и станциях.
Машинист-инструктор производит подбор кандидатов для подготовки и последующего назначения на самостоятельную работу машинистами локомотивов из числа помощников машинистов, имеющих свидетельство на право управления локомотивом соответствующего вида тяги.
По рекомендации машиниста-инструктора (приложение Г) кандидат в машинисты на период подготовки для обучения режиму вождения поездов, управлению автотормозами, изучению профиля железнодорожного пути и расположения сигналов, утвержденным приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо закрепляется за опытным машинистом, имеющим класс квалификации не ниже третьего и стаж работы машинистом не менее трех лет с отдельным указанием порядка проведения данному работнику первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, а также сообщается руководитель и количество смен стажировки. Инженером по охране труда эксплуатационного локомотивного депо разрабатывается программа стажировки, которая выдается кандидату, руководителю стажировки (машинисту, выполняющему подготовку кандидата). В указанный период кандидат в машинисты допускается к управлению локомотивом под непосредственным контролем машиниста, о чем производится соответствующая запись в служебных формулярах кандидата и машиниста (приложение Д).
Практическая подготовка кандидатов для работы машинистами осуществляется круглогодично и при этом должна быть по продолжительности не менее трех месяцев. При подготовке кандидата первозимника, во время подготовки, особое внимание уделяется вопросам, связанным с работой в зимних условиях.
Машинист локомотива по результатам подготовки выдает кандидату в машинисты письменную рекомендацию (приложение Е).
Если кандидат в машинисты имел ранее опыт работы машинистом локомотива в структуре ОАО «РЖД» и перерыв в работе машинистом локомотива составляет менее пяти лет, то по ходатайству прикрепленного машиниста-инструктора разрешается сократить срок практической подготовки до двух месяцев.
Обучение проводится по утвержденной программе и согласно графику, которые разрабатываются в каждом локомотивном депо в отдельности с учетом местных условий.
Курс программы составляет 40 часов обучения.
Отработка практических навыков и проверка знаний кандидата в машинисты проводятся машинистом-инструктором на тренажерах и действующих локомотивах.
3.3 После завершения подготовки и обучения кандидата в машинисты машинист-инструктор проводит с ним собеседование с участием машиниста, который производил его подготовку.
3.4 При наличии письменного заявления от кандидата (приложение З) в машинисты, заключения психолога, положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в машинисты, и положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии машиниста-инструктора данной колонны локомотивных бригад, кандидат в машинисты допускается к прохождению испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо.
Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста локомотива при назначении на должность машинистом (приложение И), с записью в журнал формы РБУ-10.
3.6 По результатам КЗП машинист-инструктор представляет начальнику локомотивного депо заключение о возможности допуска кандидата к самостоятельной работе машинистом, которое затем передается в отдел кадров эксплуатационного локомотивного депо (специалисту по управлению персоналом) и вкладывается в личное дело данного работника (приложение Л). Заключение также записывается в служебный формуляр машиниста формы ТУ-57 (приложение М).
3.7 Машинист-инструктор данной колонны локомотивных бригад, представляет прошедшего практическую подготовку и со сдачей зачетов в комиссии локомотивного депо кандидата в машинисты начальнику эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования. Итоги собеседования записываются в служебный формуляр машиниста (Приложение Н). По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении кандидата машинистом локомотива (Приложение О).
3.8 Для самостоятельной работы машинистом, машинистом-инструктором с учетом рекомендаций психолога в первую совместную поездку формируется новая локомотивная бригада, в соответствии с требованиями «Положения о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» от 29.12.05 г. N ЦТ-40″. Перед первой совместной поездкой вновь сформированная локомотивная бригада проходит в установленном порядке инструктаж у начальника эксплуатационного локомотивного депо или лица его замещающего с записью в служебный формуляр (Приложение П).
3.9 При назначении машиниста локомотива на самостоятельную работу машинист-инструктор контролирует выдачу машинисту следующей документации:
— служебного формуляра машиниста;
— предупредительного талона по безопасности движения;
— предупредительного талона по охране труда;
— служебного удостоверения с отметкой о сдаче в отдел кадров прав управления;
— удостоверения о допуске к работе на электроустановках с присвоением соответствующей группы электробезопасности;
— выписку из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания, расположения и ТРА станций на данных участках, режимных карт и служебного расписания движения поездов.
3.10 К работе без помощника машиниста локомотива допускаются машинисты:
— на основании личного заявления (приложение Р) о согласии на работу без помощника машиниста;
— имеющие заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе без помощника машиниста;
— имеющие заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;
— дополнительно прошедшие повышение квалификации на курсах целевого назначения для работы без помощника машиниста в технической школе (учебном центре);
— не имеющие за последние шесть месяцев взысканий за нарушения действующих инструкций по выполняемой работе и трудовой дисциплины.
На основании представленных документов, приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо утверждается список кандидатов на машинистов локомотива, работающих в «одно лицо».
Машинистом-инструктором проводится КЗП в установленные сроки и по плечам обслуживаемых участков в четном и нечетном направлениях.
После проведения контрольно-заключительных поездок машинистом-инструктором производится соответствующая запись в служебном формуляре (приложение С) машиниста и дается письменное заключение (Приложение Т) о возможности самостоятельной работы в «одно лицо».
Прошедшим теоретическое и практическое обучения, проводится собеседование с комиссией под председательством начальника эксплуатационного локомотивного депо. Комиссии должны быть представлены следующие документы:
— личное заявление машиниста локомотива;
— заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе машинистом;
— заключение психолога о профессиональной пригодности;
— отчет по выполнению КЗП с машинистом-инструктором на участках обслуживания (Приложение К);
— свидетельство о прохождении повышения квалификации на курсах целевого назначения для работы машинистом в «одно лицо».
— заключение машиниста-инструктора о возможности работы машинистом локомотива в «одно лицо».
После прохождения собеседования издается приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо о допуске к работе данного машиниста в «одно лицо».
3.11 При перемещении на новый участок обслуживания и изменении вида движения машинист локомотива допускается к самостоятельному вождению поездов (производству маневровой работы) после выполнения с ним КЗП, получения им заключения машиниста-инструктора и сдачи зачетов в комиссии эксплуатационного локомотивного депо по знаниям ТРА и расположения станций, профиля пути обслуживаемого участка.
В случае перехода машиниста на работу на локомотивы того же вида тяги, но другой серии, рода тока или системы передачи, он должен пройти повышение квалификации на курсах целевого назначения. По итогам обучения сдать проверочные испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо в знании особенностей конструкции этого локомотива.
Машинист-инструктор оформляет повторное заключение машинисту при перерыве его работы более шести месяцев на обслуживаемом участке, станции в маневровой работе.
3.12 При перерыве в работе машиниста локомотива более одного года допуск к самостоятельной работе выполняется в соответствии с порядком, определенном п. 3.1 настоящей инструкции.
3.13 При изменении вида тяги или движения вновь (из грузового в пассажирское или маневровое, из пассажирского в грузовое или маневровое, из маневрового в грузовое) назначаются не менее шести ознакомительных поездок. После выполнения дублерских поездок машинистом-инструктором проводится КЗП на одном из обслуживаемых участков четного и нечетного направлениях с последующей выдачей заключения.
3.14 В случае перевода машинистов на обслуживание незакрепленных участков и с целью подготовки прикомандированных работников локомотивных бригад для самостоятельной работы на обслуживаемых участках в локомотивном депо, проводятся теоретические занятия по изучению плана и профиля обслуживаемых участков, расположения на них раздельных пунктов и станций, светофоров, сигнальных указателей и знаков, тоннелей, мостов и других технических обустройств, особенностей вождения поездов на участках и работы на станциях, ТРА станций, установленных скоростей движения и т.д. Для прикомандированных локомотивных бригад курс теоретического обучения должен составлять не менее 6 часов. Локомотивным бригадам выдаются режимные карты, с профилем пути, схемами и выписками из ТРА станций обслуживаемого участка.
После проведения с работниками локомотивных бригад теоретических занятий они направляются на сдачу экзамена и проверку качества теоретических знаний в комиссию под председательством начальника эксплуатационного локомотивного депо. Результаты испытаний оформляются в журнале РБУ-10. По результатам проведенных испытаний издается приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо о проведении стажировки. Приказом назначается машинист, имеющий класс квалификации и стаж работы в должности машиниста локомотива на данном участке не менее трех лет, который будет проводить стажировку на новом участке обслуживания.
— 1-ая поездка в качестве дублера машиниста, при этом к машинисту, выполняющему обкатку, временно закрепляется помощник машиниста, который в дальнейшем будет работать с прикомандированным машинистом;
— 2-ая поездка выполняется дублером машиниста самостоятельно под контролем машиниста, при этом отрабатывается взаимодействие с помощником машиниста, с которым он будет работать в дальнейшем.
Стажировка выполняется на полное плечо по каждому участку обслуживания в обоих направлениях.
В маневровом и хозяйственном движении стажировка проводится на каждой станции обслуживания, на которых планируется работа локомотивных бригад продолжительностью не менее 2-х смен.
После стажировки и получения письменного заключения (рекомендации) от машиниста на самостоятельную работу прикрепленный машинист-инструктор проводит с дублером машиниста КЗП на полное плечо по каждому участку обслуживания в четном и нечетном направлениях или на каждой станции в течение полной смены (с охватом всех путей не общего пользования). По результатам КЗП, машинист-инструктор оформляет машинисту заключение о допуске к самостоятельной работе на новом участке обслуживания с обязательной записью в служебный формуляр формы ТУ-57, бланк заключения хранится в личном деле работника в отделе кадров эксплуатационного локомотивного депо.
ОБЯЗАННОСТИ ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА ПРИ СЛЕДОВАНИИ ПО ПЕРЕГОНУ, ВЪЕЗДЕ НА СТАНЦИЮ, СТОЯНКЕ НА СТАНЦИИ И ОТПРАВЛЕНИИ НА ПЕРЕГОН
16.2. При ведении поезда локомотивная бригада обязана:
16.2.1. Следить засвободностью пути,положением стрелок,показанием светофоров и приборов, сигналами, сигнальными знаками, указателями.
16.2.2. Называть вслух:
· все показания сигнальных огней светофоров, требующих остановки или уменьшения скорости движения;
· сигнальные огни всех выходных светофоров и светофоров, указанных в Приказеначальника метрополитена, независимо от их показаний;
· положение стрелок, входящих в маршрут следования;
· величину допустимой скорости движения при подъезде к переносному сигнальному знаку уменьшения скорости;
· сигналы остановки или уменьшения скорости, подаваемые с пути или с поезда.
16.2.3. Выполнятьтребования показаний светофоров, сигналов, сигнальных знаков и указателей.
16.2.4. Остановить поезд во всех случаях, когда локомотивная бригада считает дальнейшее движение угрожающим безопасности движения поездов или жизни пассажиров.
16.2.5. Проявлять особое внимание и бдительность, быть готовым немедленно остановить поезд (состав), если встретится препятствие для дальнейшего следования:
· при наличии запрещающего сигнального показания светофора;
· после проследования запрещающего сигнального показания светофора;
· при снижении видимости светофоров и пути при сильных туманах, ливнях, метелях, задымлениях и т.п.;
· при затоплении участков пути;
· при наличии письменного или устного предупреждения;
· при следовании по участкам с включенным освещением в тоннеле;
· при следовании в неправильном направлении.
16.3. Помощник машиниста обязан встать и взяться правой рукой за стоп-кран при:
· показании светофора, требующего остановки или уменьшения скорости;
· движении в местах, где производится подтормаживание;
· подъезде к стрелочному переводу или глухому пересечению;
· снижении видимости светофоров и пути;
· затоплении участков пути;
· наличии письменных и устных предупреждений, требующих повышенного внимания;
· следовании первым поездом по участкам с включенным освещением в тоннеле, по соединительным ветвям и в неправильном направлении.
16.4. В случае неприятия машинистом своевременных мер к остановке поезда, превышения для данного участка пути скорости движения или внезапного появления препятствия для движения помощник машиниста обязан открыть стоп-кран
16.5. Одновременноеотвлечение машиниста и помощника машиниста от наблюдения за сигналами и состоянием путине допускается!При необходимости кратковременного отвлечения от наблюдения машинистом или помощником машиниста (заполнении маршрутного листа, наблюдение вдоль поезда), они ставят друг друга в известность. Наблюдение за сигналами и свободностью пути в этом случае ведет один из членов локомотивной бригады.
16.6. В случаях, угрожающих движению поездов, локомотивная бригада обязана применить экстренное торможение, при угрозе жизни людей – подать оповестительный сигнал и применить экстренное торможение. Машинист – тумблером ТОРМОЗ ЭКСТРЕННЫЙ, помощник машиниста – стоп-краном. Во всех случаях, когда применялось экстренное торможение, локомотивная бригада должна сообщить об этом поездному диспетчеру, дежурному машинисту-инструктору и принять меры к прослушиванию состава для проверки состояния колесных пар в движении.
16.7. При работе на линии локомотивная бригада не должен допускать отклонения давления воздуха в напорной (НМ) и тормозной (ТМ) магистралях от установленной нормы:
16.8. Тормозные средства поезда должны находиться в постоянной готовности. В случае применения электропневматического тормоза (ЭПТ), машинист должен, по возможности, исключать включение 3 уставки, за исключением случаев, оговоренных в Местной инструкции электродепо.
16.9. Неперекрываемые токоразделы контактного рельса должны проследоваться поездом с отключенными тяговыми двигателями (КМ – в положении ВЫБЕГ). В отдельных случаях допускается проследование таких токоразделов на положениях КМ ХОД-1 или ХОД-2.
16.10. Во время движения поезда запрещается:
· переводить КРО (или контроллер резервного управления (КРР)) из положения ВПЕРЕД в положения «0» или НАЗАД;
· при отсутствии необходимости отключать цепи управления тяговым приводом и вспомогательным оборудованием;
· одновременно применять электрический и пневматический (электропневматический) тормоза, за исключением применения функции ПРОГРЕВ КОЛОДОК при работе в сложных погодных условиях;
· открывать на ходу боковые двери кабины.
16.11. При неблагоприятных метеорологических условиях на открытых участках линии и прилегающих к ним станциях необходимо применять пуск тяговых двигателей по положениям. Торможение начинать заблаговременно. В особо сложных метеоусловиях (сильный снегопад, вьюга, позёмка, ливень) необходимо при движении на выбеге производить предварительный подогрев колес включением кнопки ПРОГРЕВ КОЛОДОК. Пуск по положениям и заблаговременное торможение необходимо также применять при следовании первыми поездами и во всех случаях плохого сцепления колес с рельсами.
16.12. Машинист должен подавать оповестительные сигналы перед сигнальными знаками «С», стрелками и кривыми участками пути, при следовании поезда по главным путям при наличии освещения в тоннеле, а при следовании по соединительным ветвям – круглосуточно. Оповестительные сигналы подаются также при движении в условиях плохой видимости.
16.13. Если в процессе торможения произошел отказ электрического тормоза, локомотивная бригада обязана применить экстренный тормоз и обеспечить остановку поезда в установленном месте.
16.14. При нарушении нормальной работы на линии локомотивная бригада обязана передавать пассажирам по радиооповещению информацию согласно установленному тексту.
16.15. При наличии длительного предупреждения, введенного Приказом начальника метрополитена, а также при получении письменного предупреждения, машинист должен ознакомить с их содержанием помощника машиниста.
16.16. Помощник машиниста перед отправлением на перегон, где действует предупреждение, должен предупредить машиниста о режиме ведения поезда и повышенной бдительности. Если действующее предупреждение предусматривает ограничение скорости, помощник машиниста за 2 пикета до места, требующего ограничения скорости, называет допустимую скорость движения и контролирует прохождение поездом этого участка со скоростью, не более, указанной в предупреждении.
16.17. Для уменьшения неоправданных потерь времени при следовании по перегону, где действует предупреждение об ограничении скорости движения, машинист должен плавно снизить скорость поезда с таким расчетом, чтобы к месту ограничения поезд имел скорость не более, чем указана в предупреждении.
16.18. Помощник машиниста обязан информировать о состоянии подвижного состава и выполнении графика движения при нахождении в кабине: машиниста-инструктора, начальника электродепо и его заместителей, начальника СПС и его заместителей, ревизора по БД, начальника метрополитена и его заместителей. Информация о выполнении графика движения и состояния состава передается после отправления со станции при следовании поезда (состава) на выбеге, на благоприятном плане и профиле пути, а также при отсутствии в пределах видимости стрелок и светофоров. Допуск в кабину указанных лиц осуществляется в соответствии с ВРЕМЕННЫМ ПОРЯДКОМ ДОПУСКА В КАБИНУ УПРАВЛЕНИЯ.
16.19. Проезд в кабине управления лиц не имеющих в служебном удостоверении штампа «КМ» запрещается!
16.20. При подъезде к станции, перед знаком Т-СБОР, помощник машиниста стоя берётся правой рукой за стоп-кран, произносит вслух СТАНЦИЯ. Машинист повторяет и у этого знака собирает схему на тормоз. При видимости выходного светофора и его запрещающего показания помощник машиниста называет, а машинистповторяет вслух ВЫХОДНОЙ КРАСНЫЙ. Скорость въезда на станции не должна превышать 55 км/ч. Остановку поезда на станции машинист производит электрическим тормозом у знака ОСТАНОВКА ПЕРВОГО ВАГОНА,не допуская его проезда (определяется по торцу автосцепки головного вагона).
16.21. Если машинист намерен начинать торможение за знаком Т-СБОР, то он произносит: ТОРМОЖУ ЗА «Т», и при сборе схемы произносит: СТАНЦИЯ. После сбора схемы на тормоз, локомотивная бригада не повторяет вслух показания предупредительной частоты АЛС, требующие уменьшения скорости или остановки.
16.22. При въезде на станцию, локомотивная бригада внимательно следит за беспрепятственным въездом поезда на станцию до полной его остановки. В случае нахождения пассажиров у края платформы за ограничительной линией, машинист подает оповестительный сигнал и, если имеется возможность травмирования пассажиров, переводит КМ в положение ТОРМОЗ-3 с одновременным включением тумблера ТОРМОЗ ЭКСТРЕННЫЙ. Помощник машиниста в этом случае открывает стоп-кран.
16.23. За 15-20 метров до сигнального знака ОСТАНОВКА ПЕРВОГО ВАГОНА машинист включает на ПМО кнопку ПУСК ЗАПИСИ. К моменту остановки поезда машинист переводит КМ в положение ТОРМОЗ-3, отключает кнопку ЗАКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ и, после остановки, на 2-3 секундывключает кнопку открытия левых дверей. Локомотивная бригада по ММНМ убеждается в открытии всех дверей поезда (сегменты на ММНМ малинового цвета) ипроизносит вслух ДВЕРИ ОТКРЫТЫ.
16.24. Если на станции платформа находится с правойстороны, при отправлении с предыдущей станции после отключения тяговых двигателей помощник машиниста произносит вслух ДВЕРИ СПРАВА. Машинист повторяет ДВЕРИ СПРАВА и отключает кнопку ВЫБОРА ЛЕВЫХ ДВЕРЕЙ и включает кнопку ВЫБОРА ПРАВЫХ ДВЕРЕЙ. К моменту остановки помощник машиниста произносит вслух ДВЕРИ СПРАВА. Машинист переводит КМ в положение ТОРМОЗ-3, повторяет ДВЕРИ СПРАВА, отключает кнопку ЗАКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ и на 2-3 секунды включает кнопку открытия правых дверей. Локомотивная бригада по монитору машиниста убеждается в открытии всех дверей поезда (сегменты на ММНМ малинового цвета) ипроизносит вслух ДВЕРИ ОТКРЫТЫ. Затем помощник машиниста называет машинисту время отправления поезда со станции.
16.25. Если после остановки поезда у сигнального знака ОСТАНОВКА ПЕРВОГО ВАГОНА выходной светофор имеет запрещающее показание и (или) на показание частоты АЛС «0», или «ОЧ», машинист называет эти показания вслух и, после открытия дверей, встаёт со своего рабочего места. Помощник машиниста выходит из кабины на платформу и наблюдает за высадкой и посадкой пассажиров. Наблюдение за показанием выходного светофора и частот АЛС машинист ведёт стоя.
16.26. После смены показаний указателя АЛС и светофора на разрешающее, машинист повторяет эти показания вслух и занимает своё рабочее место и ведёт наблюдение за высадкой и посадкой пассажиров.
16.27. До отправления поезда с начальной станции, помощник машиниста должен получить установленным порядком поездное расписание (на тех линиях, где используются расписания в виде отдельных листов)или поездной талон, сверяет его соответствие данному маршруту, проверить время отправления, интервал, маршрут следования, наличие выдержек на станциях и проинформировать об этом машиниста.
16.28. При маршруте следования не до конечной станции, помощник машиниста по поездномурадиооповещению должен информировать пассажиров о маршруте следования поезда следующим порядком:
· перед отправлением с начальной станции;
· на станции, следующей за начальной;
· на всех пересадочных станциях;
· на пяти станциях предшествующих станции, на которой из поезда будут высаживаться пассажиры.
16.29. После остановки поезда на станции помощник машиниста называет машинисту время отправления со станции, а при запрещающем показании выходного светофора после остановки и открытии дверей поезда на станции, помощник машиниста предупреждает машиниста ВЫХОДНОЙ КРАСНЫЙ, выходит из кабины на платформу и наблюдает за посадкой и высадкой пассажиров. Получив от машиниста информацию о смене показания выходного светофора с запрещающего на разрешающее, убеждается в разрешающем показании выходного светофора, называет вслух его показание, после чего заходит в кабину и закрывает дверь.
16.30. За 10-15 секунд до предполагаемого времени отправления поезда со станции, но не ранее высадки всех и посадки основной массы пассажиров, машинист убеждается в разрешающем показании выходного светофора, и (или) разрешающего показания частоты АЛС, положении стрелок, повторяет их вслух, нажимает кнопку ПУСК ЗАПИСИ, определяет возможность закрытия дверей и включает кнопку ЗАКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ.
16.31. Для ускорения высадки и посадки, при большом пассажиропотоке или опоздании, помощник машиниста передает по поездному радиооповещению следующую информацию: УВАЖАЕМЫЕ ПАССАЖИРЫ! ПОБЫСТРЕЕ ВЫХОДИТЕ ИЗ ВАГОНОВ, УВАЖАЕМЫЕ ПАССАЖИРЫ! ПОБЫСТРЕЕ ПРОЙДИТЕ В ВАГОНЫ.
16.32. Если после закрытия дверей поезда ММНМ указывает на открытое положение дверей, машинист открывает и вновь закрывает двери, а помощник машиниста производит объявление по поездному радиооповещению: УВАЖАЕМЫЕ ПАССАЖИРЫ! НЕ МЕШАЙТЕ ЗАКРЫТИЮ ДВЕРЕЙ, ПОЕЗД БУДЕТ ОТПРАВЛЕН ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ ДВЕРЕЙ.
16.33. При отсутствии препятствий для отправления поезда после закрытия дверей, локомотивная бригада контролирует по ММНМ закрытие дверей в поезде, произносит вслух ДВЕРИ ЗАКРЫТЫ. Затем помощник машиниста убеждается в разрешающем показании светофора, положении стрелочного перевода (при его наличии) и разрешающем показании частоты АЛС, называет их вслух и подаёт машинисту команду ВПЕРЁД. Машинист повторяет разрешающее показание светофора, положение стрелочного перевода (при его наличии), разрешающее показании частоты АЛС и приводит поезд в движение в соответствии с установленным режимом, наблюдая по монитору видеообзора за беспрепятственным проследованием поезда до ухода головного вагона в тоннель. Помощник машиниста при этом ведёт наблюдение за свободностью пути, положением стрелок и показаниями светофоров.
16.34. При возникновении угрозы безопасности движению или пассажирам, при потере контроля дверей или получении неразборчивого сообщения по связи ПАССАЖИР-МАШИНИСТ во время отправления поезда со станции, машинист применяет экстренное торможение, путем включения правой рукой тумблера ТОРМОЗ ЭКСТРЕННЫЙ, а помощник машиниста открывает стоп-кран.О случившемся локомотивная бригада докладывает ДЦХ и до выяснения причины, вызвавшей экстренную остановку поезда, локомотивной бригаде запрещается приводить его в движение.
Помощнику машиниста категорически запрещается заходить в кабину, а машинисту занимать рабочее место, нажимать кнопку ПУСК ЗАПИСИ и закрывать двери поезда при запрещающем показании выходного светофора или при запрещающих показаниях частот АЛС.
16.36.Если показание выходного светофора или показание частоты АЛС не меняется на разрешающее в течение 30 секунд, машинист должен доложить об этом ДЦХ и, далее, действовать по его указанию.