что делает педагог выступая модератором в системе дистанционного обучения
Что делает педагог выступая модератором в системе дистанционного обучения
Современное образование претерпевает серьезные изменения. В частности, достаточно сильно меняется система взаимодействия учителя и ученика. Учитель становится главной организационной фигурой онлайн- коммуникации, приобретая новые функции и роли. В статье рассматривается необходимость трансформации коммуникативного образовательного пространства в режиме онлайн.
Ключевые слова
Образовательная онлайн-среда, современные роли учителя, коммуникация в режиме распределенных групп классов.
1. Бендова Л. В. Ролевая модель деятельности тьютора в системе ОДПО // Качество дистанционного образования (концепции, проблемы, решения): материалы научно-практической конференции. М. МГИУ, 2005. С 40−44.
2. Козилова Л. В. Современные образовательные среды и проблемы профессиональной самореализации педагогов. Петрозаводск: МЦНП «Наука», 2020.
3. Коротаева Е. В. Образовательные технологии в образовательном пространстве. Москва: Юрайт, 2020.
4. Масланов Е. В. К типологии коммуникационных площадок в сети Интернет // Политика и общество. 2019. № 1. С. 10−17. DOI: 10.7256/2454−0684.2019.1.28 685.
5. Миронов В. В., Сорина Г. В. и др. Онлайн- и офлайн-образование: методология и принятие решений. Материалы круглого стола // Проблемы современного образования. 2019. № 4. С. 9−49.
6. Сандал Ф., Филипс А. Потенциал команды. Как добиться максимальной эффективности командной работы. М.: Альпина, 2020.
7. Смирнова А. А. Образовательные онлайн-платформы как явление современного мирового образования: к определению понятия // Искусственные общества. 2019. Т. 14. № 1. DOI: 10.18 254/S207751800005274−0.
8. Сороко Н. В. Cтратегии мониторинга информационно-коммуникационной компетентности учителей в странах Европейского союза (опыт Латвии, Литвы и Эстонии) // Образовательные технологии и общество, 2014. Т. 17. № 1. С. 590−615.
9. Теория и практика дистанционного обучения. Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2004.
10. Дьяконов Б. П., Игошев Б. М. Новые профессиональные роли педагога в современной информационно-образовательной среде [Электронный ресурс] // Электронная библиотека «Киберленинка». 2014. (дата обращения 10.09.2020).
11. Макеева А. Образование уходит в сеть [Электронный ресурс] // «Коммерсант» № 4. 2017. (дата обращения 1.09.2020).
12. Петренко О. Л. Изменение роли учителя в современных образовательных процессах [Электронный ресурс] // Институт стратегии развития образования РАО. (дата обращения 5.09.2020).
13. Сазонова А. Н., Ахаян А. А. Содержание понятия «образовательное взаимодействие» в современных условиях: материалы научно-практической конференции «Образование и педагог в условиях информационного социума: взгляд из будущего», Владивосток, 22 ноября 2016 года [Электронный ресурс] // Дальневосточный федеральный университет. 2017. (дата обращения 5.09.2020).
Роль и функция преподавателя при дистанционном обучении
Описание презентации по отдельным слайдам:
Новые роли и функции преподавателя при дистанционном обучении Касьянова Елена Александровна
Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать «онлайн» семинары (вебинары) для обучения Дистанционное обучение претендует на особую форму обучения.
Интерактивное взаимодействие в процессе обучения Учащийся и ресурс Учащийся и преподаватель 1.Навигация в рамках ресурса. 2.Выполнение онлайн задания. 1. Личные сообщения 2. Проверка домашних заданий и заданий с открытым ответом 3. Видеоконференции 4.Форумы. Изменение ролей участников образовательного процесса.
Основная роль преподавателя. В традиционной системе образовательного процесса. Дистанционное образование Ученик Учитель Получает готовую информацию Транслирует информацию Ученик Учитель Осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде. Новое качество образования Новый образовательный результат «Компетентность к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся.
Современная роль педагога Консультант Дистанционный тьютор Модератор Куратор дистанционного обучения Создатель информационной образовательной среды. Навигатор в современном информационном океане. Сетевой предметный методист.
Функции преподавателя Планирование учебной работы Организация учебной работы Координирование познавательного процесса обучаемых с применением ИКТ Корректировка преподаваемой дисциплины с применением средств разработки сетевых курсов и мультимедийных технологий Консультирование обучаемых в режиме реального и отложенного времени
Требования к преподавателю Способность быстро овладевать и работать с сетевыми образовательными и коммуникативными технологиями, средствами разработки сетевых курсов; Психологическая устойчивость и умение работать с виртуальными учениками; Готовность к активному обмену информацией с учениками; Умение стимулировать и поощрять работу учеников посредством сетевых технологий и т.д.
реализуемые в письменной форме Электронная почта – самый распространенный, общедоступный и простой способ обмена информацией между двумя или несколькими людьми. Списки рассылки, или как их еще называют «дискуссионные группы», дают возможность организовать общение многих со многими. Одно письмо, направляемое на один электронный адрес дублируется сервером и рассылается всем пользователям, «подписавшимся» на этот список. Форум – позволяет задавать вопросы и получать ответы, высказывать свое мнение по определенным темам. –Электронные доски объявлений используются главным образом для оповещения всех пользователей какой-либо важной и срочной информацией, в отличие от списков рассылки, в гораздо большей степени предназначенных для общения многих со многими. Чаты, или обмен информацией в письменной форме в режиме реального времени, предназначены для оперативного общения между двумя или несколькими пользователями. Технологии коммуникаций
Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией. Возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций. Возможность диалога с любым партнером. Возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции. Возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической). Хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д. Возможность интерактивного взаимодействия с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи. Что это дает?
Роль и функции преподавателя, применяющего возможности дистанционного обучения, в современной системе профессиональной подготовки студентов
Сергей Лесин, канд. пед. наук, редактор журнала «Интерактивное образование»
В статье автор анализирует подходы к организации дистанционного обучения в современном вузе и изменения роли преподавателя в связи с этим. На основе анализа формируется представление о разных моделях организации деятельности преподавателя в рамках системы дистанционного обучения и его функциях.
Современная система российского высшего образования сегодня формируя информационную образовательную среду вуза, демонстрирует, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Чтобы вуз оставался конкурентоспособной образовательной организацией необходимо организовывать и реализовывать процесс обучения студентов с использованием как современных информационных технологий, так и с использованием современных форм организации самого образовательного процесса. В частности, такой формой может стать система дистанционного обучения студентов посредством применения как готовых программных оболочек, так и открытых, концептуально построенных на идеологии свободного программного обеспечения.
Применение систем дистанционного обучения студентов в вузе
предполагает изменение роли преподавателя в этом вузе, точнее роль преподавателя становиться еще более значимой, а его функции — шире. Это возможно при условии определенной четкой организации всех процессов дистанционного обучения в образовательной организации, а также понимания самих преподавателей этой роли и функций, которые они вынуждены принимать на себя, тем самым меняя свое место в процессе обучения в целом.
Следует отметить тот факт, что современный вуз, как и другие образовательные организации системы российского образования, не может обойтись без проектирования своей информационной образовательной среды, которая, фактически, в обязательном порядке включает использование системы дистанционного обучения, построенной на основе электронного обучения или дистанционных образовательных технологий.
Согласно Статьи 16 Федерального закона об образовании в российской федерации (273-ФЗ) «… под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [5]. Данный термин дает четкое представление о том, что содержательно должно быть при организации образовательного процесса на основе электронного обучения. В этой же статье «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [5].
Таким образом образовательный процесс в вузе, построенный на основе реализации принципов электронного обучения должен строиться с применением информационно-телекоммуникационных технологий и с использованием программных сред, объединяющих всех участников этого процесса, то есть в рамках системы дистанционного обучения. Организовывая и реализуя электронное обучение, вуз становиться современной конкурентоспособной образовательной организацией.
Что касается изменений в формировании информационной образовательной среды вуза, то следует особое внимание уделить проблеме четкого понимания роли и места преподавателя вуза при проектировании, организации и реализации образовательного процесса в рамках дистанционного обучения студентов. Проблема определения роли и места преподавателя при организации дистанционного обучения студентов достаточно высока и актуальна, так как неправильное понимание ее принципов и содержания влечет за собой снижение эффективности образовательного процесса, а также трудности с достижением результатов профессиональной подготовки студентов.
Анализируя различные научные и педагогические источники, посвященные проблемам дистанционного обучения, следует в первую очередь определиться с ключевыми понятиями. А именно, с понятиями дистанционного обучения, основными ролями и функциями участников дистанционного обучения: тьютора, фасилитатора и др.
Дистанционное обучение.
Дистанционное обучение, считает Е.С. Полат, это «взаимодействие учителя и учащихся, и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [4]. Такое определение показывает, что процесс дистанционного обучения – это всего лишь одна из форм обучения, но только с применением современных информационно-телекоммуникационных средств организации обучения. Принципиальным остается только то, что все участники процесса обучения находятся на расстоянии друг от друга, а значит роль преподавателя усложняется, так как ему необходимо четко владеть методикой применения данных средств, чтобы получить как минимум тот образовательный результат, который был запланирован.
Чтобы понять особенности изменения роли и функционала преподавателя в рамках современной информационно-образовательной среды вуза, необходимо четко определить основные роли преподавателя вуза, который реализует дистанционное обучение.
Рассматривая систему дистанционного обучения как форму организации образовательного процесса, следует указать на то, что сам процесс должен быть организован в рамках использования автоматизированной информационной системы, которая обеспечивает взаимодействие всех участников дистанционного обучения, а также автоматизирует связанные с этим процессы. Такая система является информационным центром и, чаще всего, представляется в виде программной оболочки, освоить которую предстоит каждому участнику. В связи с этим преподавателю вуза, где реализуется дистанционное обучение предстоит «примерить» на себя одну или несколько следующих ролей.
Рассмотрим данный ролевой перечень как идеальное сочетание всех участников системы дистанционного обучения, необходимых для организации эффективного и качественного образовательного процесса.
Администратор системы дистанционного обучения. Данным участником реже всего становиться преподаватель, так как основная его функция в этом случае – обеспечение функционирования всей системы на техническом уровне. Чаще всего такую роль играет технический специалист или преподаватель вуза, который обладает компетентностями в области организации, наладки и проверки работоспособности автоматизированных информационных систем. Чаще всего, выполняя функции этой роли, преподаватель ничего больше взять на себя не может, так как она требует достаточно больших временных затрат.
Дизайнер курсов. Роль разработчика содержания и логики обучения в системе дистанционного обучения. Одна из основных ролей преподавателя вуза может стать именно эта роль, так как функционально здесь необходимо разработать полный пакет материалов и сформировать методику обучения. Преподаватель, выполняя роль дизайнера курсов, фактически, выполняет такую же роль, как и при очном обучении, когда разрабатывает учебно-методическую документацию. Единственное, чем отличается функционал – это необходимостью сделать все учебные материалы максимально интерактивными, а значит преподаватель должен владеть современными информационными технологиями в достаточной мере. Данная роль очень часто совмещается с другими, которые приводятся ниже.
Преподаватель. Основная роль преподавателя вуза как организатора дистанционного обучения. В отличие от дизайнера курсов, роль преподавателя сводиться к непосредственному процессу научения (преподавания), а также строгому контролю успешности выполнения учебного графика или расписания. В данной роли преподаватель может только обучать и контролировать процесс обучения, но при этом не быть автором курса. Ключевыми функциями здесь является то, что преподаватель является еще и помощником, он сопровождает обучение, его задача – организовать обратную связь и не терять обучающихся в процессе их обучения. Данная роль, как и функции, очень тесно связаны с ролью тьютора, а зачастую, это одно и тоже.
Тьютор. Одна из самых важных и распространённых ролей при организации дистанционного обучения. Функции преподавателя, выполняющего данную роль, в целом сводятся к полному сопровождению обучающихся, причем роль необязательно предполагает участие в самом процессе обучения. Вот одно из определений данного термина, которое гласит что тьютор (от англ, tutor – репетитор, куратор, воспитатель в образовательном учреждении), это «1) педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых; преподавательская должность в некоторых университетах. Тьюторство практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным планам и самостоятельной работе с источниками информации; 2) индивидуальный научный руководитель студента» [3]. Таким образом получается, что основная задача тьютора – сопровождение индивидуального обучения и организация самостоятельной деятельности обучающихся, а также руководство и контроль ею. Довольно часто роль тьютора включает в себя роли преподавателя и дизайнера курсов, что является недопустимым с точки зрения эффективной работы системы дистанционного обучения, так как пересечение важных ролей при организации дистанционного обучения может повлечь сбой или нарушить общее взаимодействие между всеми его участниками.
Куратор или фасилитатор (организатор, координатор). Данная роль предполагает функцию организатора процесса обучения. Основные функции данной роли – это помощь (облегчение) при организации процесса обучения обучающимися или координация их деятельности. То есть, если данную роль выполняет преподаватель вуза, то ему необходимо следить за своевременным выполнением расписания занятий и графиком выполнения заданий, осуществлять консультационную поддержку курса и осуществлять процессе коммуникации со всеми участниками и т.п. В целом данная роль требует жесткого регламента действий от преподавателя и хорошего знания логики процесса обучения.
Специалисты, выполняющие конкретные функции (специалист по системе контроля (инвингилатор), модератор, консультант). Объединяя несколько ролей в данную категорию, можно отметить общее в них, а именно то, что каждая роль обозначает конкретный функционал, выполняемый преподавателем вуза в рамках организации дистанционного обучения. Если необходимо обеспечить процесс контроля знаний по программе дистанционного курса, то здесь потребуется инвингилатор (дословно, от англ. Invigilator – экзаменатор, следящий за тем, чтобы студенты не списывали во время экзаменов). Если необходимо осуществить процесс коммуникации участников процесса дистанционного обучения в форме обратной связи в режиме телеконференции или форума, а также других форм, то в данном случае необходимо преподаватель, который будет играть роль модератора, т.е. функцию судьи при споре или в общении. Все другие роли, которые обеспечивают узкие и конкретные функции также может взять на себя преподаватель, так как чаще всего это является его непосредственной функциональной обязанностью при проведении очного обучения.
Слушатель. Данная роль в целом связана с обучающимся. Основная функция – научение, то есть приобретение знаний и умений в процессе дистанционного обучения. Однако, и преподаватель также может быть слушателем, если он участвует в процессе самообразования или обучения профессорско-преподавательского состава вуза.
Приведенный перечень основных ролей преподавателя вуза в рамках реализации дистанционного обучения и их характеристика чётко показывает особенности и изменения функционала преподавателя современного вуза. В первую очередь преподавателю вуза необходимо определиться с местом в современной информационно-образовательной среде, выбрав роль, которую он будет реализовывать при организации дистанционного обучения. В дальнейшем должна сформироваться система организации профессиональной деятельности, а значит, и выстроиться собственная методика организации и проведения дистанционного обучения в вузе.
Подводя итог, следует заметить, что роль преподавателя современного вуза претерпевает ряд изменений, которые влекут за собой смещение в сторону высокой значимости места самого преподавателя в системе профессиональной подготовки студентов.
В первую очередь, приобретает значимость роль дизайнера курсов в сторону ее усложнения, поскольку быстро развивается технологическая основа проектирования курсов. Преподавателю вуза требуется развитие специальных навыков, приемов педагогической работы с использованием современных информационных технологий, которые выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов.
Во-вторых, особенность современного педагогического процесса состоит в том, что основной центр тяжести при использовании современных информационных технологий постепенно переносится на обучающегося, который вынужден активно строить свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию развития в информационной образовательной среде вуза. Основная функция преподавателя при этом (роль тьютора) – поддержать обучающегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению в потоке учебной информации, облегчить решение возникающих проблем и способствовать успешному достижению образовательных результатов, помочь освоить учебную информацию.
В-третьих, от преподавателя вуза требуется активная и интенсивная обратная связь всех участников образовательного процесса. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать это взаимодействие намного более активным и интерактивным, но это требует от преподавателя дополнительных усилий, а также профессиональных компетентностей. Для формирования комплекта учебных материалов преподавателю вуза требуется использовать больше интерактивности при подаче учебной информации, необходимы знания и умения использовать такие инструменты, как эффективные учебные презентации и интерактивные учебные фильмы, а также владение эффективными методами проектирования и разработки интерактивных учебных материалов [2].
Таким образом, в сфере высшего образования происходят изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в образовательном процессе, его основных функциях, что способствует повышению эффективности профессиональной деятельности преподавателей, так и конкурентоспособности образовательной организации в целом.
Деятельность педагога при переходе на дистанционное обучение
2.1. Действия педагога при переходе на дистанционное обучение
1. Выбрать способ проведения занятий с учетом результатов мониторинга технической готовности к переходу на дистанционное обучение.
2. Сформировать учебный материал.
3. Определить формат взаимодействия с учениками.
4. Определить способ организации обратной связи и контроля.
5. Организовать работу на портале РЭШ или иной рекомендуемой Министерством просвещения образовательной платформе.
6. Проанализировать проблемы дистанционного обучения и выработать алгоритмы их преодоления.
2.2. Выбор способа проведения занятий
В зависимости от технических возможностей различают 2 способа проведения дистанционных занятий:
1. Занятия с применением кейс-технологий (технологий передачи учебных материалов на бумажных и электронных носителях), при которых достаточно, чтобы программные средства, установленные на компьютере, были способны обработать информацию, предоставленную педагогом. Учащийся должен быть обеспечен электронной почтой и собственным электронным адресом.
2. Онлайн занятия в интернете, где коммуникации используются постоянно. Учащийся должен иметь свободный доступ к интернету, иметь собственный электронный адрес.
Дистанционную работу можно проводить одним из двух способов или использовать их комбинацию.
Выбор способа проведения занятий определяется по итогам мониторинга технической готовности.
Наличие условий у ученика
Способ проведения занятий
компьютер и Интернет
Онлайн занятия или работа
дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)
Кейс-технологии или работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)
Кейс-технологии и индивидуальные консультации, в том числе с
использованием телефонной связи
только мобильный интернет
Кейс-технологии, онлайн чаты, работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)
Кейс-технологии и индивидуальные консультации, в том числе с использованием
Кейс-технологии или работа дежурных групп не более 15 человек (с согласия родителей)
Кейс-технологии (материалы на бумажном носителе) и индивидуальные консультации, в том числе с использованием
2.3. Формирование учебного материала
При формировании учебного материала рекомендуется применять существующие интерактивные материалы или курсы по предмету, а в случае их отсутствия – создать учебные материалы самостоятельно, используя мультимедийное представление учебной информации.
В структуру материала должны входить следующие содержательные компоненты:
— учебный материал, включая необходимые иллюстрации;
— инструкции по его освоению;
— вопросы и тренировочные задания;
— контрольные задания и пояснения к их выполнению.
Организовать учебную работу дистанционно – значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет.
При подготовке к дистанционным занятиям, учителю рекомендуется составить план всего курса, соблюдая принцип ответов на вопросы:
— какие результаты должны быть достигнуты обучающимся?
— каким образом эти результаты должны быть достигнуты?
— как организовать педагогическое сопровождение усвоения материала?
— какие методы контроля достижения результатов будут применены?
Чтобы помочь ученикам спланировать время работы как в течение дня,
так и всей учебной недели, необходимо составить план и для учеников. План работы для учеников может содержать сроки выполнения заданий, определенное время для встреч с учителем, ссылки на учебные материалы или платформу, где будет идти работа.
Учебный материал должен быть доступен ученику, по возможности, в нескольких видах, например: в интернете, на электронном носителе, в печатном виде.
У учеников должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам: платформа, блог, сайт, мессенджеры, закрытая группа и т.д. Учебные материалы могут передаваться через электронный журнал.
К учебным материалам необходимо добавлять инструкции по работе (по аналогии с объяснениями в классе). В инструкции указываются: время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.
2.4. Определение формата взаимодействия с учениками
В целях преодоления одной из сложностей дистанционного обучения – отсутствие живого общения, учителю необходимо определить формат обратной связи с учениками.
Обратная связь это наиболее действенный способ вовлечения ученика в учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий. Обратная связь позволяет определить эмоциональное состояние ученика, степень его вовлеченности к процессу обучения, степень освоения изучаемого материала (чаты, форумы, кейсы, творческие задания, проекты и другие интерактивные форматы).
Передать простой контент обучающемуся ЦОР смогут быстро и без участия педагога.
Уроки необходимо проводить по принципу «лицом к лицу» хотя бы раз в два дня. Ученик должен видеть своего учителя.
При выборе различных форматов дистанционного обучения необходимо учитывать требования СанПиНа по продолжительности нахождения ученика за экраном компьютера.
Различают следующие форматы дистанционного обучения:
Видеоурок позволяет за короткие сроки передать максимальный объем информации. Ученик может просмотреть видеоурок в любое время (офлайн режим). Для создания видеоурока используются следующие технические устройства:
— звукозаписывающее оборудование (микрофон);
— компьютер и программное обеспечение для монтажа видеозаписи.
При отсутствии указанного оборудования можно использовать ноутбук, планшет, смартфон.
При разработке видеоурока необходимо следовать следующим правилам:
— разделять и сокращать используемый материал (убирать лишнюю информацию);
— концентрироваться на самых сложных вопросах (данный момент должен носить консультативный характер);
— предоставлять ученику визуальный контакт (некоторую простую информацию, которую цифровые технологии могут передать легче, чем учитель).
Вебинар (интерактивный формат) позволяет отладить систему обратной связи (система опросов, чатов и форумов).
Чтобы сохранить интерактивность данного формата обучения, необходимо постоянно призывать учеников к общению, чаще задавать вопросы и запускать голосование.
Разноформатный контент (текстовый материал, презентации, инфографика), который может использовать в учебных целях.
При использовании данного контента нужно учитывать следующие условия:
— указанный материал должен быть интересным;
— ограничен коротким периодом освоения (не более 5-10 минут);
— материал должен быть доступен в любое время;
— включать в себя увлекательные события, примеры, кейсы, тренажёры.
Изучая данный контент, ученик может выполнять определенные задания учителя (отвечать на опросники и комментировать их). Для мотивирования ученика к изучению данного материала необходимо чаще задавать вопросы, акцентировать внимание ученика на интересных событиях и примерах, постоянно стимулировать ученика к комментариям. Для обратной связи учителю необходимо отвечать на комментарии ученика, обобщать результаты опроса.
На онлайн-уроке учитель объясняет материалы, отвечает на вопросы учеников и задает вопросы им.
На онлайн-встречах и в чатах для учеников, школьники задают вопросы, связанные с выполнением заданий.
2.5. Проблемы, возникающие при дистанционном обучении
К основным сложностям дистанционного обучения относят:
1. Отсутствие живого контакта между педагогом и обучаемым.
Решение: организация онлайн общения с учениками и проведение индивидуальных консультаций.
2. Отсутствие живого общения между обучаемыми.
Решение: онлайн общение, создание групповых чатов и групп в социальных сетях.
3. Высокая трудозатратность на этапе формирования учебного материала.
Решение: использование уже созданных цифровых образовательных ресурсов, размещенных в свободном доступе, и интерактивных ресурсов и курсов.
4. Ученики должны иметь доступ к техническим средствам обучения (компьютер и доступ в интернет).
Решение: применение кейс-технологий и проведение индивидуальных консультаций.
5. Невозможность 100% контроля над знаниями учащихся и процессом обучения.
Решение: применение метода проектов и создание тестовых материалов с открытыми вопросами.
2.6. Примерные схемы плана дистанционного урока
1) План урока при наличии условий проведения онлайн занятий, рекомендуется проводить учителю-предметнику 1-2 раза в неделю
Элементы
структуры урока
Время, мин.
Формат взаимодействия
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающегося
Социальные сети, Групповой чат, ВКС
Перекличка, проверка готовности учеников к
Ответы на вопросы педагога
Онлайн лекция, Видеоурок, Фрагмент интерактивного
Ознакомление с материалом
Закрепление полученных знаний
Задание на самостоятельную работу (в случае использования интерактивной платформы, ссылки на задание)
Ответы на возникающие вопросы
Подведение итогов урока
Обобщение знаний, фронтальный опрос, включающий вопросы на
Ответы на вопросы педагога
Социальные сети, Групповой чат, Образовательная платформа РЭШ
Выдача ученику домашнего задания с указанием сроков выполнения и с наличием проверки обратной связи (рефлексия, творческое
Фиксирует домашнее, сроки его выполнения и задает
уточняющие вопросы педагогу
2) План урока при отсутствии условий проведения онлайн занятий
Элементы
структуры урока
Вре
мя, мин
Формат взаимодействия
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающегося
индивидуальная консультация, в том числе с использованием телефонной связи
Разработка и ознакомление ученика с его планом работы, проверка готовности к
Ответы на вопросы педагога
Выдача ученику изучаемого материала
Кейс-технологии: включают в себе теоретический, практический материал, итоговое задание (материалы на электронном или бумажном носителе) обязательна инструкция по работе с кейсом
Инструктирование по работе с кейсом
Ответы на вопросы педагога
Актуализация полученных знаний
Консультирование в соответствии с выданным ученику планом, в том числе с
использованием телефонной связи
Ответы на возникающие вопросы
Самостоятельно е ознакомление с теоретическим материалом
Консультирование в соответствии с выданным ученику планом, в том числе с использованием
Ответы на возникающие вопросы
Самостоятельно е выполнение практических заданий
Выполнение итогового задания
На электронном или бумажном носителе
Прием и оценка домашнего задания
Самостоятельно е выполнение домашнего задания (рефлексия,