что делает чат бот

Как устроены чат-боты и зачем они нужны

Чат-боты по-прежнему вызывают много сомнений. Как к ним относятся клиенты? Что они могут, а что — нет? Есть ли от них польза на практике? За ответами мы обратились к Артему Карнакову, замруководителя Управления клиентского сервиса Контура, и к Никите Тарасову, ведущему разработчику машинного обучения в Контуре. Артем рассказал о практической стороне вопроса, а Никита — о технической.

Боты увеличивают эффективность клиентской поддержки, так что практически любая компания в них заинтересована. Но у многих есть опасение, что клиенты не захотят общаться с ботом, из-за чего упадет их лояльность. По нашему опыту могу сказать, что это не так. Например, в чате около 75 % клиентов готовы общаться с ботом, только в 0,2 % случаев клиенты относятся к нему негативно.

Артем Карнаков: В Контуре мы всегда убеждаемся, что вопрос клиента закрыт и никаких проблем не осталось. Оператор отвечает клиенту в чате, после чего ждет, когда он проверит предложенное решение и вернется с уточнениями или благодарностями. В это время специалист не может оперативно обрабатывать другой чат. Сирена, чат-бот Контура, помогла поддержке ускориться — она ждет реакцию клиента вместо сотрудника. Сирена определяет, поблагодарил нас клиент или задал вопрос, и возвращает оператора в диалог, если нужно продолжить с ним общение. В итоге Сирена сэкономила примерно 30 % рабочего времени специалистов техподдержки чатов.

Артем Карнаков: Да, определенно. Когда объявили нерабочие дни, мы перевели сотрудников на удаленную работу. Чтобы сделать это быстро, поддержке некоторых продуктов пришлось полностью уйти в текстовой формат. В этот период было очень много обращений — Сирена помогла справиться с нагрузкой. Она встречала клиента в чате, рассказывала о текущей ситуации и помогала ему подготовить все, что нужно для решения вопроса. В

27 % чатов это сократило нагрузку на оператора: сотрудник не задавал дополнительных вопросов — их выяснила Сирена. Но клиент мог написать в чате «оператор» и отказаться от общения с роботом. Такой возможностью воспользовались всего 25 % клиентов.

Чат-боты можно назвать слабым искусственным интеллектом. Такой интеллект решает информационные задачи: определяет, про что пишет пользователь, выбирает правильный ответ или переводит звук в текст. Слабый искусственный интеллект не пройдет тест Тьюринга и не сможет выдать человека за чат-бота.

Артем Карнаков: Сильный интеллект сможет решать абсолютно все вопросы пользователя, но его пока не существует. Даже среди исследователей нет общего мнения о том, когда он появится. Чтобы решать большее количество сложных вопросов, боты должны научиться работать не только с текстом запроса, но и с контекстом, существующим вокруг самого пользователя и его запроса, интегрироваться со всеми доступными источниками данных о пользователе. Подобные кейсы автоматизации поиска проблем уже существуют, но они используются отдельно от ботов — для увеличения эффективности операторов клиентского сервиса.

Никита Тарасов: Нет алгоритма, которому можно показать все переписки пользователей с живыми консультантами, чтобы он научился отвечать на все вопросы. С каждым сценарием нужно работать персонально — выявлять его возможную вариативность, продумывать скрипт ответов чат-бота, следить за тем, чтобы бот понимал большинство фраз пользователя. А после реализации сценария необходимо все время следить за качеством работы чат-бота: мир меняется, меняются слова, фразы и ситуации, о которых пишут пользователи.

Никита Тарасов: Основной инструмент в создании чат-бота — модели машинного обучения, которые позволят ему понять, о чем пишет пользователь. Современные подходы — например, BERT — находятся в открытом доступе. Но обычно требуется много доработок под конкретный домен, язык пользователей и окружение, в котором происходит общение. Есть также готовые платформы, которые сразу пригодны для внедрения, но не всегда их гибкости достаточно.

Никита Тарасов: Каждое внедрение чат-бота индивидуально, поэтому не получится сделать продукт, который будет пригоден сразу для внедрения в любую техническую поддержку. Всегда придется что-то доделать, переделать, переобучить. Помимо этого, не все компании готовы доверить общение со своими пользователями роботу 🙂

Источник

Нужен ли вашему бизнесу чат-бот?

Разбираемся, с преимуществами и недостатками чат-ботов для разных типов бизнеса. Сравниваем платформы, на которых они строятся, между собой по функционалу на основе аналитической таблицы ROI4CIO.

Глобальная пандемия COVID-19 ставит множество вызовов перед организациями по миру. Однако главная проблема это отсутствие человеческого взаимодействия, которое у компании нет возможностей предоставить, хотя запрос на информацию и достигает наивысших пиков. Для борьбы с растущим информационным спросом, отсутствием человеческого взаимодействия и поддержки бизнеса “на плаву”, команда ROI4CIO предлагает рассмотреть вариант внедрения в организацию чат-ботов.

Под термином чат-бот подразумевают программу, способную до какой-то степени имитировать межличностное общение. Историю таких ботов принято отсчитывать от Eliz-ы. Этот искусственный интеллект, созданный в 1966, распознавал некоторые слова или фразы говорящего. Выбирая из них знакомое обобщающее понятие, далее на его основе он задавал ответный вопрос.

Этот принцип работы походил на “активное слушание” — Eliza была создана на пике увлечения психоанализом и психотерапией на Западе. Но эта особенность была функциональной: ответ вопросом на вопросом упрощал разработку робота. В основном, диалоги получались траги-комичными. Так, в предложении «Мой отец меня ненавидит» бот реагировала на ключевое слово «отец», определяя его к общей категории “семья” и уточняла: «Кто еще из семьи вас ненавидит?».

Благодаря Elize появилось само понятие chatterbot, общительный робот, а еще она была первой значимой попыткой создания робота для развлекательных целей, а не выполнения технических задач.

Следующая веха наступила только спустя 30 лет — с появлением Alice в 1995 году. Кстати, благодаря ее открытому исходному коду, многие разработчики до сих пор используют языковую разметку языка программирования ИИ, развивая чат-ботов на основе Alice. Промежуток между Alice и Eliza, хотя и был заполнен рядом творений, но разработки велись в “под колпаком” университетов и не получали широкой огласки.

Известная большинству из нас точка отсчета развития ИИ — это ряд виртуальных ассистентов, возникающих практически в одно время ― в 2010-х. Это Alexa (2014), Siri (2010), Google Assistant (2016) и Алиса (2017). По большей части, эти программы могут понимать повседневную речь и общаться, основываясь на скриптовых элементах.

Microsoft, Facebook, Google, Amazon, IBM, Apple, Yandex, Samsung создали и развивают собственных чат-ботов. Необходимость этого решения для корпораций во многом обоснована теми же факторами, что влияют и на бизнес поменьше: улучшение технологий; популярность платформ социальных сетей, предназначенных для обмена мгновенными сообщениями; необходимость аутсорсинга в условиях постоянно растущей рабочей нагрузки.

Чат-боты отвечают на все эти запросы одновременно. К тому же, позволяют компаниям, ориентированным на клиентов, обращаться к социальным сетям как единому инструменту — и продвижения, и маркетинга, и поддержки.

Даже когда карантинные меры снимут, чат-боты будут продолжать оптимизировать бизнес. Ведь их необходимости назрела до этого — активный рост обмена сообщениями в реальном времени привел к существенным изменениям в общении не только в личной жизни. Изменился и стиль деловых отношений.

Согласно проведенному Facebook исследованию, в зависимости от региона, от 66% до 76% пользователей относятся лучше к бренду, с которым могут вести онлайн чат. Цифры исследования очень важны для понимания феномена чат-ботов. По сути, боты являются ответом рынка на уже сформированный общественный запрос.

Другое исследование провела среди своих потребителей в США и Германии провайдерская компания «Ovum» в 2016 году. Целью было определение основных причины выбора именно онлайн чата потребителями.

Лидирует желание разрешить свой вопрос как можно скорее и нежелание общаться более чем через один канал связи.

Сейчас мгновенная реакция на запросы клиентов — не преимуществом, а необходимостью. Согласно опросам InsideSales и Harvard Business Review, пятиминутная задержка ответа от компании может привести к тому, что каждый десятый клиент уйдет. Ответ через десять минут уменьшит ваши шансы получить покупателя на 400%.

Чат-боты действительно самый простой способ решить эту проблему. Телефонные звонки, электронная почта и даже красивые веб-формы не предлагают мгновенную реакцию, которую дает большинство современных чат-ботов. Онлайн-чаты с сотрудниками можно рассматривать как коммуникационный канал веб-сайта, но в конечном итоге и чат-боты могут быть активными через него. Любой бизнес, который использует онлайн-чаты вместе с чат-ботами, решит проблемы быстрее.

Еще одной причиной экспансии чат-ботов является так называемая «усталость от приложений». Людей раздражает необходимость устанавливать специальные приложения на свои мобильные устройства — это отнимает время и силы. К тому же, нередко они устанавливаются для одноразового использования. А создавать, продвигать и вводить в действие новые приложения, которые в итоге не будут использоваться — невыгодно. Будучи способными функционировать на разных планах и через разные каналы, чат-боты решают и эту проблему.

Источник

Идея для продвинутых: как заработать на чат-боте

что делает чат бот. Смотреть фото что делает чат бот. Смотреть картинку что делает чат бот. Картинка про что делает чат бот. Фото что делает чат бот

Создатели популярных чат-ботов утверждают, что сегодня обзаводиться ботами стремится и крупный бизнес типа банков и маркетплейсов, который таким образом серьезно сокращает затраты на персонал, и обычные предприниматели, для которых простейший бот в соцсетях может стать источником заработка. Нюансами «приручения» чат-ботов с РБК Трендами поделились основатель TalkBank Михаил Попов и ИТ-предприниматель, создатель платформы «Глаз Бога» Евгений Антипов. Оба считают, что в чат-ботах заложены огромные бизнес-перспективы, которые пока не все сумели увидеть.

Что такое чат-бот?

Чат-бот, или просто бот — это специальный вид приложений, который реализуется в виде диалогового интерфейса. Пользователи нередко сталкиваются с ботами, когда на странице сайта всплывает окошко, где некая Татьяна или Мария Степановна, представляясь сотрудником компании, предлагает ответить на ваши вопросы.

что делает чат бот. Смотреть фото что делает чат бот. Смотреть картинку что делает чат бот. Картинка про что делает чат бот. Фото что делает чат бот

При этом общаться вы будете не с оператором, а с искусственным интеллектом, и по мнению экспертов, в этом есть свои преимущества.

Боты, которые работают в соцсетях, для того, кто с ними общается, не отличаются от обычных пользователей.

что делает чат бот. Смотреть фото что делает чат бот. Смотреть картинку что делает чат бот. Картинка про что делает чат бот. Фото что делает чат бот

Зато они умеют делать полезную работу, часто за минимальное вознаграждение. Но в сумме оно может приносить владельцу до нескольких миллионов рублей в день, утверждает Антипов. По словам Попова, среди клиентов TalkBank есть такие, кто зарабатывает с одного клиента в чат-боте в среднем по 100-200 тыс. рублей.

В чем боты превзошли человека?

Чат-боты могут давать не только текстовый, но и медиаконтент. Это видеоролики, аудиосообщения, подкасты и любой другой контент, который доступен в мессенджере. Это делает коммуникацию максимально полной, живой и понятной по сравнению с чат-ботами в отдельных приложениях, например, в банковских.

Россия — лидер империи ботов

Чат-боты — один из редких примеров, когда Россия сумела завоевать лидерство. По словам Евгения Антипова, Россия находится на первом месте в области разработки ботов, причем отечественные разработчики часто ориентируются не только на российский, но и на мировой рынок. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что лидерство в производстве чат-ботов остается за родиной создателя Telegram Павла Дурова. Михаил Попов утверждает, что по степени развития чат-ботов Россия опережает страны Европы и США. Но есть множество других стран, где чат-боты активно набирают популярность. В первую очередь это Иран, где в Telegram присутствуют практически все сферы деятельности, в том числе правительственные боты. В Индии чат-боты позволяют сотням миллионов людей получать сервисы на очень простых и дешевых смартфонах. Чат-боты популярны в Китае, где они входят в обиход пользователей, встраиваясь в процессы покупок в WeChat. Также это страны Южной Америки, в первую очередь Бразилия, где очень популярны WhatsApp и Telegram.

Что умеют чат-боты?

Разработчики ботов утверждают, что сфера их применения практически не ограничена. При этом все большее развитие они получают не только в традиционных сайтах и приложениях, но и в привычных всем соцсетях, в особенности Telegram. Там сфера использования ботов далеко не всегда может быть деловой. К примеру, недавно появились пранкер-боты. Им достаточно скинуть номер человека, которого вы хотите разыграть, и в ответ получите запись разговора с розыгрышем.

что делает чат бот. Смотреть фото что делает чат бот. Смотреть картинку что делает чат бот. Картинка про что делает чат бот. Фото что делает чат бот

По словам Антипова, аналоги приложений для знакомств, такие как Tinder и многие другие, идеально подходят для интеграции в систему Telegram-ботов. И подобные приложения уже созданы.

что делает чат бот. Смотреть фото что делает чат бот. Смотреть картинку что делает чат бот. Картинка про что делает чат бот. Фото что делает чат бот

Не выходя из любимого мессенджера, где вы проводите все время, можно быстро заполнить базовую анкету и начать подбирать себе пару. А там и до свидания недалеко.

что делает чат бот. Смотреть фото что делает чат бот. Смотреть картинку что делает чат бот. Картинка про что делает чат бот. Фото что делает чат бот

Чат-боты позволяют скачивать книги, смотреть фильмы и музыку.

Однако чат-боты в Telegram способны не только развлекать. Пользователям они помогут решить временные финансовые трудности, а своим создателям — заработать на этом.

что делает чат бот. Смотреть фото что делает чат бот. Смотреть картинку что делает чат бот. Картинка про что делает чат бот. Фото что делает чат бот

Отдельная сфера применения ботов, перспективная с точки зрения заработка, — персональные данные. Например, за небольшую сумму боты помогут приобрести номер для создания аккаунта на популярных сервисах бесплатных объявлений или в любой из соцсетей.

что делает чат бот. Смотреть фото что делает чат бот. Смотреть картинку что делает чат бот. Картинка про что делает чат бот. Фото что делает чат бот

Еще одна сфера применения ботов — удобные аналоги различных приложений для бизнеса, чтобы вести собственный учет. Онлайн-магазины в связке с телеграм-каналами, где канал будет играть роль журнала покупок, а телеграм-бот — роль удобного личного кабинета для покупки, выбора размера и даже оплаты, ведь боты позволяют легко привязать внутреннюю оплату без заморочек, связанных с интеграцией сторонних платежных систем.

В сфере услуг, медиаконтента и образования у чат-ботов есть сильные преимущества по сравнению с другими интерфейсами. Все чаще ботами обзаводятся образовательные платформы и вузы.

Сколько стоит бот?

Сегодня обзавестись чат-ботом достаточно просто. Платформ для создания ботов в Сети — великое множество, причем есть среди них и те, где создать простейшего бота можно абсолютно бесплатно. Правда, и заработать на нем вряд ли получится. Другие сервисы работают по подписке.

что делает чат бот. Смотреть фото что делает чат бот. Смотреть картинку что делает чат бот. Картинка про что делает чат бот. Фото что делает чат бот

Для примера, стоимость создания чат-бота для Telegram и дальнейшее пользование им начинается от 1000 рублей/месяц.

На платформе «Сбер Бизнесбот» обещают, что настроить бота можно буквально за три минуты, при этом он позволит сократить расходы на поддержку клиента на 20%.

что делает чат бот. Смотреть фото что делает чат бот. Смотреть картинку что делает чат бот. Картинка про что делает чат бот. Фото что делает чат бот

Единственный недостаток таких платформ для пользователя — ограниченная функциональность. Как правило, конструкторы ботов позволяют создать инструмент для анкетирования клиентов, к примеру, при приеме на работу, или рассылки заранее подготовленных сообщений. «В этом смысле они больше напоминают сервисы e-mail рассылок, только в интерактивном формате», — уточняет Попов.

Более сложные и продвинутые решения для корпораций и Enterprice-сегмента — вотчина специализированных компаний-разработчиков. Они могут создавать ботов с нуля или использовать свои платформы с искусственным интеллектом для того, чтобы делать ботов качественнее и быстрее. Накопленная диалоговая база позволяет искусственному интеллекту чат-бота правильнее и грамотнее общаться с клиентом, эффективнее понимать его запросы и давать более уникальные ответы.

Именно такие боты интересны банкам, страховым компаниям и сервисным платформам. Стоимость Enterprice-решений измеряется миллионами и десятками миллионов рублей. Бизнес видит смысл в таких затратах, поскольку умные решения могут полноценно заменять большую долю операторов контакт-центров и любого другого фронт-офиса. Они общаются на одном языке с клиентами, имеют глубокую интеграцию с бизнес-системами компании-партнера и предоставляют разветвленный сервис для конечного клиента. Так, специализированные боты на базе TalkBank Platform позволяют провести клиента из пункта А в пункт Б в рамках бизнес-процесса партнера максимально быстро и эффективно с высоким уровнем конверсии. Это важно не только для компании-партнера, но и для клиента, так как ему необходимо быстрое распознавание его запросов и эффективное решение конкретно его ситуации, например, когда речь идет о совершении транзакции.

Кто уже оценил преимущества ботов?

Антипов и Попов приводят в пример и серьезные продукты, реализованные на базе ботов. Например, CLICK-кошелек. «Ребята использовали бот как третью площадку помимо мобильной разработки», — уточняет Антипов. Такие популярные бренды как Comedy Club, каршеринг YouDrive также используют боты для распространения контента и для оказания удобной технической поддержки. Известная мойка BlackStar дала возможность бронировать и записываться на мойку через собственного Telеgram-бота, где ведется аналитика посещений и можно следить за состоянием своего автомобиля. Такси «Максим» также решили не отставать и, благодаря возможности делиться геопозицией с ботом и даже давать возможность ее отслеживать, сделали полный аналог приложения такси в рамках маленького телеграм-бота, который не уступает в функционале.

По словам Попова, многие крупные корпорации используют боты для внутренних задач, для работы с персоналом, оптимизации бизнес-процессов, связанных с HR, закупками, логистикой и так далее. Многие уже предоставляют чат-ботов своим клиентам. Впереди всех находится финансовая сфера. Многие банки и страховые компании работают с чат-ботами и предлагают их клиентам.

Чат-боты стали новым трендом для ритейла. Клиент может прямо в нем собрать корзину, тут же ее оплатить, получить скидку или воспользоваться своими бонусными баллами и забрать покупку уже на кассе. Такие схемы становятся все более и более популярными. К примеру, недавно «Лента» запустила чат-бота Set Galya, который позволяет кассирам отменять позиции в чеке и менять количество товара без участия старшего кассира. В будущем такой чат-бот поможет управлять списком покупок самого клиента. Больших доработок это не потребует, потому что главная особенность — интегрироваться с кассовым узлом. Если она есть, то современные технологии чат-ботов позволяют дать такой интерфейс клиенту, где бы он мог подбирать и убирать позиции из своей корзины и также оплачивать. Если говорить о мировом опыте, то магазин канцтоваров Staples выпустил своего чат-бота в Facebook, который помогает клиентам заказывать товары и управлять своими заказами. «Поэтому такое направление будет развиваться, оно во многом упрощает историю быстрых покупок по сравнению с мобильными приложениями, которые нужно устанавливать», — отмечает Попов. Одно из преимуществ чат-ботов в сравнении с веб-сайтами возможность допродавать товары клиентам. Когда клиент сам выбирает товары в каталоге, у него есть сложность — он не знает, что искать. Покупки ограничиваются списком покупок или предложением, которое непосредственно оказалось перед глазами на сайте. «С чат-ботом можно сделать достаточно интересную структуру вопросов, которая позволяет клиенту определиться с товарами. Например, под событие или задачу, где чат-бот, зная потребительские предпочтения, поможет сформировать такую корзину и оформить заказ. Так, если бы с клиентом работал профессиональный продавец-консультант, но при этом в массовом цифровом формате, без очередей и ожидания отклика оператора», — отмечает Попов.

что делает чат бот. Смотреть фото что делает чат бот. Смотреть картинку что делает чат бот. Картинка про что делает чат бот. Фото что делает чат бот

Растет спрос на чат-боты в сфере самозанятых, как для провайдеров услуг, так и для их клиентов. Они могут заказывать услуги мастеров и исполнителей через чат-ботов. Это становится важной составляющей маркетплейсов, которые работают с самозанятыми, например, YouDo.

Перспективы бизнеса на чат-ботах

Создатели чат-ботов утверждают, что в целом пока прямая конкуренция между чат-ботами не стоит так остро, как между мобильными приложениями. Там тратятся безумные деньги только за скачивание, чтобы быть в топе рейтинга магазинов мобильных приложений. В чат-ботах пока такой ситуации нет. «За счет больших сообществ в Telegram или Viber можно быстро прокачать свой чат-бот и сделать его популярным, если он дает действительно ценную информацию и приносит пользу клиентам», — убежден Попов. Большинство чат-ботов по-прежнему уникальны, так как сейчас достаточно легко найти свою нишу, где можно стать лучшим.

Источник

Что такое чат-бот, и как его используют в бизнесе

Здравствуйте. Меня зовут Людмила, я маркетолог в компании Altcraft. Сегодня рассказываем, что такое чат-бот и зачем его используют в бизнесе. Чат-боты повышают удовлетворенность клиентов на 24%. Узнайте, в чем кроется причина такого показателя, в нашей новой статье. Приятного чтения.

Элиза появилась на свет в 1966 году. Свое призвание она нашла в психотерапии. Люди делились с ней своими переживаниями, и она старалась помочь каждому из них.

Правда, ей не всегда это удавалось:

Да, Элиза была первым чат-ботом. Она имитировала человека-психиатра, функционируя на основе ключевых слов. Программу разработал профессор Массачусетского технологического института Джозеф Вейценбаум. Пообщаться со старушкой Элизой можно здесь.

На протяжении полувека ученые продолжали исследования в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Но всё это были лишь эксперименты, которые не преследовали какой-либо практической цели. Например, в 1995 году Ричард Уоллес разработал чат-бот A.L.I.C.E. Проект, выпущенный с открытым исходным кодом, несколько раз получал премию Лёбнера как самый «человечный» ИИ. Однако Уоллес создал бот не для того, чтобы он продавал товары или консультировал потребителей.

Всё изменилось в последнее десятилетие. Новую популярность обрели мессенджеры — WhatsApp, Facebook Messenger, Telegram и другие. Именно они стали идеальной платформой для развертывания чат-ботов. В то же время крупные компании занялись разработкой собственных виртуальных ассистентов. В 2010 Apple запустила Siri, затем люди познакомились с Amazon Alexa, а чуть позже Яндекс презентовал Алису.

Многие заинтересовались этой технологией. Кто из нас не болтал с чат-ботом, желая узнать, насколько тот хорош в имитации человеческой речи?

Бизнес не мог не увидеть огромный потенциал в чат-ботах — технология, которая способна автоматизировать немало рутинных процессов. Многие компании внедрили их на свои сайты или создали ботов в социальных сетях. Чат-боты незаметно вошли в нашу жизнь, и сегодня мы уже без колебаний задаем им вопрос или общаемся по телефону.

Чат-бот — это программа, которая имитирует разговор с пользователем на естественном языке, позволяя ему взаимодействовать с цифровым устройством, как с реальным человеком.

Бот обрабатывает запрос пользователя и дает ему необходимый ответ. Обмен сообщениями — как текстовыми, так и голосовыми — может происходить в мессенджерах, на веб-сайте, в мобильном приложении или через телефон.

В зависимости от того, как именно функционируют боты, выделяют два основных вида: чат-боты на основе правил (стандартные или ограниченные) и чат-боты на основе искусственного интеллекта (умные или самообучающиеся).

Такие чат-боты взаимодействуют с пользователем, опираясь на ключевые слова в запросе. Зачастую бот сам предлагает пользователю выбрать ключевое слово, поскольку подобрать все слова, которые человек способен использовать в вопросе, практически невозможно.

Если в запросе бот не найдет заложенных в его программу ключевых слов, он не сможет дать ответа. Обычно в подобных случаях пользователя перенаправят к «реальному» сотруднику.

Чат-боты на основе искусственного интеллекта полагаются на NLP-техники, а также методы распознавания речи и обработки текстов с помощью нейронных сетей. Такие боты ответят пользователю, даже если он ввел нестандартный вопрос. Главное преимущество — способность к самообучению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *