что делаешь делай скорее толкование
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 26:25
Свт. Иоанн Златоуст
При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал
Прп. Исихий Иерусалимский
Разъяснение. Поскольку многообразно Своё учение излагал Господь, [то] и Иуду не однажды, не дважды, но часто, то прикровенно обличая, то более явно, удерживал от этого предприятия. Первое [обличение] за трапезой, [происшедшее] в разговоре, изложил Матфей. То же, что в последствии – Иоанн, начав от умовения [ног] и опустив то, что у Матфея сказано. А что написано «вместе с куском в Иуду вошёл сатана» – да не удивляемся, ибо не кусок ему [был] причиной этого. Уже [ранее] была вброшена в сердце его дерзость предательства, но тогда всецело он устремился на это, увидев себя [уже] неспособным к покаянию (τὸ ἀμετανόητον). Прежде же этого он втихую к этому подвигнут был. Стало быть, кусок этот, был [по намерению Господа] целительным орудием или пластырем, накладываемым и обнаруживающим скрытую рану.
Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.
«Собрание недоумений и разъяснений».
Блж. Иероним Стридонский
При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал
При сем и Иуда, предающий Его, сказал
Так как прочие апостолы, сильно опечаленные спрашивали: «Не я ли это, Господи?» чтобы своим молчанием не показать, что они как будто предатели; то и Иуда спрашивает подобным же образом [Иуда], которого и совесть мучила, который с дерзостью и руку простер к блюду.
Не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал
[Предатель] присоединяет к вопросу своему еще лесть или обнаруживает неверие. Действительно, те, которые не имели намерения предать, говорят: Не я ли, Господи (Мф. 26:22)? А он, имевший в виду совершить предательство, называет Его не Господом, а Учителем; как будто, отрицая Господа, и тем не менее предавая Учителя, он может иметь оправдание. Иисус говорит ему: ты сказал. Предатель был опровергнут тем же ответом, который впоследствии был дан и Пилату.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Блж. Феофилакт Болгарский
При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал
Ориген
При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал
Евфимий Зигабен
Отвещав же Иуда предаяй Его, рече: еда аз есмь, Равви? Глагола ему: ты рекл еси
Отвещав же Иуда предаяй Его, рече: еда аз есмь, Равви
О, бесстыдство! Спрашивает, пытаясь скрыться по крайней мере от учеников. Вначале, когда Иисус сказал: един от вас, он не спросил, потому что думал, что еще скрывается от Учителя; но когда Он указал и признак, тогда Иуда понял, что уже открыт, и когда спрашивали другие, спрашивает и сам, надеясь на кротость Учителя, что не обличит его явно. Поэтому назвал Его даже Равви, т.е. Учитель.
Глагола ему: ты рекл еси
Заметь, с каким незлобием обличает его, начертывая этим для нас образ и правила терпения. Говорит: ты сам свидетельствуешь, что это ты. Если отнять: еда, остается: аз есмь, Равви, что означает исповедание и отказ. Итак, Иисус Христос ничего не опустил из того, что относится к исправлению Иуды; различным образом напоминал ему и удерживал его делами, словами, страхом, попечением и всем другим; а так как ничто не исцеляло его от болезни и он оставался совершенно неисцелимым, то, оставив его, переходит к дальнейшему.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П.
При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал
Толковая Библия.
Троицкие листки
При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 13:27
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 27-28 И по хлебе тогда вниде в онь сатана. Глагола убо ему Иисус: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Во-первых, нужно сказать несколько слов о пребывании бесов в человеках. Это пребывание бывает двоякое: одно может быть названо чувственным, другое нравственным. Чувственно пребывает сатана в человеке, когда существом своим вселится в тело его и мучит душу и тело. Таким образом в человеке может жить и один бес, могут жить и многие бесы. Тогда человек называется беснующимся. Из Евангелия видим, что Господь исцелял беснующихся, равным образом исцеляли их и ученики Господа, изгоняя бесов из человеков именем Господа. Нравственно пребывает сатана в человеке, когда человек сделается исполнителем воли диавола. Таким образом, в Иуду Искариотского «вниде сатана», то есть, овладел его разумом и волей, соединился с ним в духе. В этом положении были и находятся все неверующие во Христа, как и святой Апостол Павел говорит христианам, перешедшим к христианству из язычества: «и вас, сущих прегрешеньми мертвых и грехи вашими: в них же иногда ходисте, по веку мира сего, по князю власти воздушныя, духа, иже ныне действует в сынех противления: в нихже и мы вси жихом иногда в похотех плоти нашея, творяще волю плоти и помышлений, и бехом естеством чада гнева, якоже и прочии» (Еф. 2:1-3). В этом положении находятся более или менее, смотря по степени греховности, крестившиеся во Христа, но отчуждившиеся от Него согрешениями.
Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.
Прп. Исихий Иерусалимский
Недоумение XXXIV. Почему Матфей пишет, что в первый день опресноков произошла Вечеря, прочие же день этот иудейской Пасхой называют (Мф. 26:17; Мк. 14:12; Лк. 22:7)? Иоанн же свидетельствует, что это случилось перед праздником Пасхи (πρὸ τῆς ἑορτῆς τοῦ πάσχα), вспомнив кусок, который Господь дал Иуде и сказал ему: «что делаешь, делай скорее» и прибавив, что некоторые думали, будто Иисус говорит ему: «купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим» ( Ин. 13:27–29 ).
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ст. 27-30 И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь
Евфимий Зигабен
И по хлебе тогда вниде в онь сатана
Об этом прочитай там же. Сатана вошел в Иуду не так, чтобы Иуда сделался бесноватым; это значит только, что сатана сделался совершенным господином Иуды и сделал его своим рабом, как сказано в толковании двадцать второй главы Евангелия от Луки. Или – вошел в него путем злых помышлений.
Глагола убо ему Иисус: еже твориши, сотвори скоро
Лопухин А.П.
Ст. 27-30 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь
Иуда должен бы тронуться этим знаком любви, но он был уже слишком ожесточен. На ожесточенных же людей и самые большие благодеяния тех лиц, против которых они ожесточены, производят еще более ожесточающее действие. Получив знак любви, Иуда от этого еще более ожесточился, и тогда в него «вошел сатана», т. е. завладел им уже окончательно, чтобы более не выпустить его из своих рук. В нем еще сильнее вспыхнула ненависть ко Христу, ему было тяжко оставаться в обществе Христа и апостолов, и он начал придумывать предлог к тому, чтобы оставить вечерю. Господь видит его терзания и отпускает: пусть он скорее совершит то, к чему стремится его душа. Но никто из учеников, конечно, кроме Иоанна, не понял слов Христа. Они полагали, что Христос посылает Иуду что-либо купить к празднику. Отсюда видно, что лавки в Иерусалиме были еще не закрыты (ср. Мф.25:9–11) и, следовательно, вечеря, которую совершал Христос, совершена была на день ранее узаконенного времени для совершения пасхи.
«А была ночь». Этими словами евангелист отмечает наступление той мрачной поры, о которой Господь говорил ученикам ранее (см. Ин.9:4, 11:10).
Что значат слова Христа «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 27)?
В тексте Евангелия от Иоанна, где описывается Тайная Вечеря, Христос говорит Иуде слова, о которых сам евангелист свидетельствует, что «никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему» (Ин. 13, 28), а именно: «что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 27). Хотя со времени этого знакового события евангельской истории прошло почти две тысячи лет, многие христиане согласятся, что, по крайней мере психологически, эта фраза остается нам непонятной.
В наши дни находится немало людей, которые на основании этой краткой фразы, произнесенной Спасителем, делают выводы, что «Иуда Искариот был не предателем Иисуса Христа, а посвящённым исполнителем пророчества», «Иуда просто выполнял свою миссию, свою роль в череде событий» и т.д. и т.п.
Но если мы хотим оставаться в пределах православного вероучения, мы не можем согласиться с толкованием, в котором евангельская история трактуется как некая грандиозная постановка, и каждому актеру в ней отводится своя роль, исполняя которую он делает личный вклад в спасение человечества.
Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст, опровергая подобные взгляды:
Тот же учитель Церкви раскрывает для нас смысл слов «что делаешь, делай скорее» следующим образом:
То есть речь Господа, обращенная к Иуде на Тайной Вечере, – это очередной призыв к покаянию. Господь открывает неверному ученику, что его планы известны Учителю. Вполне согласно со свт. Иоанном толкуют это место те святые отцы и церковные экзегеты, которые уделяют внимание отмеченной фразе.
Речь Господа, обращенная к Иуде на Тайной Вечере, – это призыв к покаянию
Выражая полное согласие со святоотеческим толкованием, хочется сделать попытку продолжить и несколько расширить его. Итак, ученики спрашивают Спасителя о предателе:
«Господи, кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 25–27).
Основательность этой мысли подтверждается самим контекстом повествования. «Сатана» здесь не только существительное, к которому может относиться местоимение «ему», но и то лицо, которое после принятого от Спасителя Иудой куска хлеба входит в предателя, то есть полностью овладевает его умом, чувствами и волей. И как в древности диавол воспользовался змеем, чтобы прельстить Еву, так и теперь он использует Иуду, как средство, через которое стремится уязвить Христа – Второго Адама. Можно вспомнить, что в случае грехопадения первозданного человека говорится, что Еву прельстил змей, но поскольку через животное действовал «древний змей, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12, 9), то одновременно с этим утверждается, что Еву искушал сатана.
Так и в случае с Иудой: Господь обращается к нему, но поскольку над действиями Иуды полную власть к этому моменту имеет сатана, то одновременно Спаситель говорит эту парадоксальную фразу самому сатане.
И пусть святые отцы отличают вхождение сатаны в Иуду от одержимости, беснования, но они говорят:
По этой причине представляется допустимым уподобить речь Господа, обращенную к Иуде, беседам Христа с бесноватыми.
Представляется допустимым уподобить речь Господа, обращенную к Иуде, беседам Христа с бесноватыми
Как это было, например, в случае с гадаринским бесноватым:
«Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: ‟легион”, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им» (Лк. 8, 30–32).
Здесь мы видим, что Господь одновременно говорит и с человеком, и с овладевшими им бесами, причем по большей части – именно с бесами, поскольку одержимый совершенно не властен над собой.
Таким образом, как через одержимого человека говорили бесы, как через змея в райском саду Еву искушал диавол, так и через Иуду, после принятого им от Спасителя куска хлеба, действует уже сатана. Поэтому и Господь говорит в лице Иуды самому сатане: «что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 27).
Предложенное прочтение этого места позволяет нам понимать эту краткую фразу как продолжение диалога Христа и сатаны во время искушения в пустыне, описание которого евангелист заканчивает словами: «И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк. 4, 13).
Без сомнения, сатана и в течение всего служения Господа не оставляет Его. Он пытается влиять на Христа через дальних и ближних, противников и учеников, фарисеев и родственников. Но непосредственным образом фраза «до времени» относится к последнему дню жизни Спасителя, к предательству, избиению и смерти. О чем свидетельствует и Сам Господь: «Но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 53), – говорит Он пришедшим схватить Его в Гефсиманском саду.
Именно так толкует слова «до времени» прп. Максим Исповедник:
И вот это время исполняется. Сатана приступает ко Господу через одного из ближайших учеников, входит в Иуду, становится его полным властителем. Но Христу известна эта страшная метаморфоза, произошедшая с одним из двенадцати. При этом Он не скрывается и не только показывает, что знает все сатанинские планы, но еще и торопит, выказывая этим, что все козни сатанинские учтены в Его Божественном плане и не способны поколебать его. Господь как бы говорит сатане:
«Вот, Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы. И выбью лук твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы твои из правой руки твоей» (Иез. 39, 1–3).
Печальный пример Иуды показывает нам, что любовь к материальным благам, которая все более и более завладевает миром, постепенно превращается в страсть, открывающую свободный вход князю мира сего. В итоге человек, призванный быть храмом Божиим (1 Кор. 3, 16, 17), становится жилищем и орудием сатаны, закрывая для себя путь возвращения ко Христу.
Человек, призванный быть храмом Божиим (1 Кор. 3, 16, 17), становится орудием сатаны
Так же и в истории человечества наступит время, когда отступивший от Бога мир возглавит антихрист, который явится как бы персонализацией отрекшегося от Христа и полностью подпавшего под власть сатаны человечества. Тогда Господу вновь не останется ничего сказать этому миру и его князю, кроме слов, уже сказанных в свое время Иуде и его властителю диаволу: «что делаешь, делай скорее». Делай скорее, чтобы приблизить второе, славное и уже окончательное, Пришествие Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и неодолимое силами зла всеобщее воскресение. И лишь горстка гонимых и преследуемых христиан будет способна тогда вслед за апостолом воскликнуть: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20).
[1] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 81.
[2] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 72.
[3] «Ἀποκρίνεται ὁ ’Ιησου̃ς ἐκει̃νός ἐστιν ὡ̨̃ ἐγὼ βάψω τò ψωμίον καὶ δώσω αὐτω̨̃ βάψας οὐ̃ν τò ψωμίον λαμβάνει καὶ δίδωσιν ’Ιούδα̨ Σίμωνος ’Ισκαριώτου καὶ μετὰ τò ψωμίον τότε εἰση̃λθεν εἰς ἐκει̃νον ὁ Σατανα̃ς λέγει οὐ̃ν αὐτω̨̃ ὁ ’Ιησου̃ς ὃ ποιει̃ς ποίησον τάχιον» (Ин. 13, 26, 27).
[4] Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна 13, 27.
[5] Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Иоанна. Гл. 13, 27.
[6] Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о молитве Иисусовой.
[7] Максим Исповедник, прп. Вопросы и недоумения, ч. 1:194.
Что делаешь, делай скорее
Что делаешь, делай скорее
Из Библии. В Евангелии от Иоанна (гл. 13, ст. 27) приведены слова Иисуса, обращенные к предателю Иуде, который медлил подать условный знак римским воинам, пришедшим схватить его учителя: «Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее».
Иногда встречается выражение, близкое библейскому, но почерпнутое уже из иного источника. В комедии (действ. 4, сиена 4) римского драматурга Плавта (Тит Макций Плавт, ок. 250—184 до н. э.) «Перс» один из персонажей говорит: Age, quod agis (агэ квод агпс| — Что делаешь, делай.
Смотреть что такое «Что делаешь, делай скорее» в других словарях:
ИУДА ИСКАРИОТ — (Иуда греч.Ίούδας, евр. jehûdah, по видимому, из jehûdah el, «бог да будет восславлен»?; Искариот греч. Ίσκαριωτης реже Ίσκαριώτ, или Σκαριώτης, значение спорно: евр. iš qĕrijjôt, «человек из Кериота», где Кериот обозначение населённого пункта,… … Энциклопедия мифологии
Иуда Искариот — (Иуда греч. евр. yehuda, по видимому, из yehuda el, «Бог да будет восславлен»?; Искариот греч. 1акар1с6хгц;, реже Iакарийт, или Екариотгц;, значение спорно: евр. is qeriyy6t, «человек из Кериота», где Кериот обозначение населенного пункта,… … Энциклопедия культурологии
Иуда Искариот — (христ.) – один из двенадцати апостолов, предавший Иисуса Христа. И. И. распоряжался казной общины учеников Христа, нося с собой ящик для подаяний. Согласно Евангелию И. И. пошел к «первосвященникам» и сказал: «Что вы мне дадите, если я предам… … Мифологический словарь
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ — последняя вечеря (греч. μυστιχός δετπνος, лат. ultima cena), в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти Христа. Т. в. совершается в… … Энциклопедия мифологии
Евангелие от Иоанна 13:27 — И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Иоан.13:27 — И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
ИИСУС ХРИСТОС — [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… … Православная энциклопедия
Марк Туллий Цицерон — (106 43 гг. до н.э.) государственный деятель, оратор, писатель Я (…) доблестью своей освещал путь своим предкам, так что они, если и не были известны ранее, памятью о себе обязаны мне. Наши слезы высыхают быстро, особенно если мы льем их над… … Сводная энциклопедия афоризмов
Что делаешь делай скорее толкование
В тексте Евангелия от Иоанна, где описывается Тайная Вечеря, Христос говорит Иуде слова, о которых сам евангелист свидетельствует, что «никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему» (Ин. 13, 28), а именно: «что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 27). Хотя со времени этого знакового события евангельской истории прошло почти две тысячи лет, многие христиане согласятся, что, по крайней мере психологически, эта фраза остается нам непонятной.
В наши дни находится немало людей, которые на основании этой краткой фразы, произнесенной Спасителем, делают выводы, что «Иуда Искариот был не предателем Иисуса Христа, а посвящённым исполнителем пророчества», «Иуда просто выполнял свою миссию, свою роль в череде событий» и т. д. и т. п.
Но если мы хотим оставаться в пределах православного вероучения, мы не можем согласиться с толкованием, в котором евангельская история трактуется как некая грандиозная постановка, и каждому актеру в ней отводится своя роль, исполняя которую он делает личный вклад в спасение человечества.
Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст, опровергая подобные взгляды:
Тот же учитель Церкви раскрывает для нас смысл слов «что делаешь, делай скорее» следующим образом:
То есть речь Господа, обращенная к Иуде на Тайной Вечере, — это очередной призыв к покаянию. Господь открывает неверному ученику, что его планы известны Учителю. Вполне согласно со свт. Иоанном толкуют это место те святые отцы и церковные экзегеты, которые уделяют внимание отмеченной фразе.
Выражая полное согласие со святоотеческим толкованием, хочется сделать попытку продолжить и несколько расширить его. Итак, ученики спрашивают Спасителя о предателе:
«Господи, кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 25−27).
Основательность этой мысли подтверждается самим контекстом повествования. «Сатана» здесь не только существительное, к которому может относиться местоимение «ему», но и то лицо, которое после принятого от Спасителя Иудой куска хлеба входит в предателя, то есть полностью овладевает его умом, чувствами и волей. И как в древности диавол воспользовался змеем, чтобы прельстить Еву, так и теперь он использует Иуду, как средство, через которое стремится уязвить Христа — Второго Адама. Можно вспомнить, что в случае грехопадения первозданного человека говорится, что Еву прельстил змей, но поскольку через животное действовал «древний змей, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12, 9), то одновременно с этим утверждается, что Еву искушал сатана.
Так и в случае с Иудой: Господь обращается к нему, но поскольку над действиями Иуды полную власть к этому моменту имеет сатана, то одновременно Спаситель говорит эту парадоксальную фразу самому сатане.
И пусть святые отцы отличают вхождение сатаны в Иуду от одержимости, беснования, но они говорят:
По этой причине представляется допустимым уподобить речь Господа, обращенную к Иуде, беседам Христа с бесноватыми.
Как это было, например, в случае с гадаринским бесноватым:
«Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: „легион“, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им» (Лк. 8, 30−32).
Здесь мы видим, что Господь одновременно говорит и с человеком, и с овладевшими им бесами, причём по большей части — именно с бесами, поскольку одержимый совершенно не властен над собой.
Таким образом, как через одержимого человека говорили бесы, как через змея в райском саду Еву искушал диавол, так и через Иуду, после принятого им от Спасителя куска хлеба, действует уже сатана. Поэтому и Господь говорит в лице Иуды самому сатане: «что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 27).
Предложенное прочтение этого места позволяет нам понимать эту краткую фразу как продолжение диалога Христа и сатаны во время искушения в пустыне, описание которого евангелист заканчивает словами: «И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк. 4, 13).
Без сомнения, сатана и в течение всего служения Господа не оставляет Его. Он пытается влиять на Христа через дальних и ближних, противников и учеников, фарисеев и родственников. Но непосредственным образом фраза «до времени» относится к последнему дню жизни Спасителя, к предательству, избиению и смерти. О чем свидетельствует и Сам Господь: «Но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 53), — говорит Он пришедшим схватить Его в Гефсиманском саду.
Именно так толкует слова «до времени» прп. Максим Исповедник:
И вот это время исполняется. Сатана приступает ко Господу через одного из ближайших учеников, входит в Иуду, становится его полным властителем. Но Христу известна эта страшная метаморфоза, произошедшая с одним из двенадцати. При этом Он не скрывается и не только показывает, что знает все сатанинские планы, но ещё и торопит, выказывая этим, что все козни сатанинские учтены в Его Божественном плане и не способны поколебать его. Господь как бы говорит сатане:
«Вот, Я — на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы. И выбью лук твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы твои из правой руки твоей» (Иез. 39, 1−3).
Печальный пример Иуды показывает нам, что любовь к материальным благам, которая все более и более завладевает миром, постепенно превращается в страсть, открывающую свободный вход князю мира сего. В итоге человек, призванный быть храмом Божиим (1 Кор. 3, 16, 17), становится жилищем и орудием сатаны, закрывая для себя путь возвращения ко Христу.
Так же и в истории человечества наступит время, когда отступивший от Бога мир возглавит антихрист, который явится как бы персонализацией отрекшегося от Христа и полностью подпавшего под власть сатаны человечества. Тогда Господу вновь не останется ничего сказать этому миру и его князю, кроме слов, уже сказанных в своё время Иуде и его властителю диаволу: «что делаешь, делай скорее». Делай скорее, чтобы приблизить второе, славное и уже окончательное, Пришествие Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и неодолимое силами зла всеобщее воскресение. И лишь горстка гонимых и преследуемых христиан будет способна тогда вслед за апостолом воскликнуть: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20).
[1] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 81.
[2] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 72.
[3] «Ἀποκρίνεται ὁ ‘Ιησου̃ς ἐκει̃νός ἐστιν ὡ̨̃ ἐγὼ βάψω τò ψωμίον καὶ δώσω αὐτω̨̃ βάψας οὐ̃ν τò ψωμίον λαμβάνει καὶ δίδωσιν ‘Ιούδα̨ Σίμωνος ‘Ισκαριώτου καὶ μετὰ τò ψωμίον τότε εἰση̃λθεν εἰς ἐκει̃νον ὁ Σατανα̃ς λέγει οὐ̃ν αὐτω̨̃ ὁ ‘Ιησου̃ς ὃ ποιει̃ς ποίησον τάχιον» (Ин. 13, 26, 27).
[4] Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Иоанна 13, 27.
[5] Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Иоанна. Гл. 13, 27.
[6] Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о молитве Иисусовой.
[7] Максим Исповедник, прп. Вопросы и недоумения, ч. 1:194.