чем наглее ложь тем больше в нее верят геббельс
Десять правил Геббельса, которые работают и сейчас
«Худший враг пропаганды – интеллектуализм»
Назначенный вскоре рейхсляйтером пропаганды, Геббельс сформулировал фундаментальные профессиональные постулаты, вот основные:
— «пушки и штыки – ничто, если вы не обладаете сердцами нации»;
— для достижения этой цели хороши любые средства, главное, чтобы пропаганда была эффективной;
— причем «чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят» и тем быстрее она распространяется;
— а чтобы у толпы не возникало сомнений, «послания» должны быть примитивными, без подробностей, на уровне односложного лозунга: «худший враг пропаганды – интеллектуализм»;
— другими словами, «пропаганда должна воздействовать больше на чувства, чем на разум», а поэтому быть яркой, броской;
— для наилучшего усвоения месседжа «мы обязаны говорить на языке, понятном народу», и даже на разных языках – один для столицы, другой – для провинции, один – для рабочих, другой – для служащих;
— превозносить вождей и народ, постоянно поддерживая высокий градус идеологического пафоса и истерии;
— бесконечно повторять пропагандистскую трескотню: ведь трудно не поддаться ее магии, если в нее верит все большее число окружающих.
Исследователи деятельности Геббельса рассказывают, насколько умело использовал он «инцидент в Неммерсдорфе», когда во время наступления в Восточной Пруссии в октябре 1944 года красноармейцы расстреляли 11 мирных немцев. Геббельсовская пропагандистская машина развернула эпическую панораму зверств советских солдат, якобы изнасиловавших, а потом изуродовавших и убивших более 60 немецких женщин. Сфальсифицированные «снимки с места трагедии» вдалбливали гражданам рейха: не сдаваться!
«Один народ, один рейх, один фюрер»
Геббельс одним из первых понял, что идея будет усваиваться населением гораздо лучше, если она персонифицирована в образах героев и врагов, которые не грех и придумать. Так появился «мученик, национал-социалистический Христос Хорст Вессель». Ну а богом-отцом, благодаря стараниям «доктора Геббельса», стал, естественно, фюрер: «Не имеет большого значения, во что мы верим, главное – чтобы веровали. Народ без религии – как человек без дыхания». Сам «боготворец» Геббельс признавался: «Моя партия – моя церковь».
Эти задачи решали (и решают) уже следующие поколения пропагандистов, вслед за своим «учителем» осознающие, что телевидение является непревзойденным поставщиком готовых, цельных, контролируемых образов, с которыми не поспоришь. А Геббельс успел использовать ТВ для освещения берлинской Олимпиады 1936 года. Надо ли разъяснять, что его мастерство превратило Олимпиаду в грандиозную «выставку достижений» гитлеровской Германии.
Уроки большевиков
В полную мощь пропагандистские и организационные таланты Геббельса проявились с приходом нацистов к власти в январе 1933-го. Став министром, Геббельс задействовал еще один могучий ресурс – репрессивный. Роль внутренних и внешних «врагов народа», повинных во всех проблемах государства и общества и подлежащих беспощадному истреблению, была уготована либералам, евреям и большевикам (к слову, до встречи с Гитлером Геббельс не был антисемитом, с почтением относился к русским, превознося Достоевского и Толстого, а большевиков признавал своими наставниками; и действительно, продукты большевистской и нацистской пропаганды имеют поразительное сходство).
Уже в марте 1933-го по всей Германии запылали костры из списка запрещенных книг, в том числе тех же Толстого и Достоевского. Чтобы расправиться с инакомыслием навсегда, была введена цензура, независимые издания закрыли, журналистов объявили госслужащими, «враги» изгонялись из редакций, из кинематографа, литературы, живописи, науки. Те, кому повезло, спаслись в эмиграции, остальные «дегенераты» угодили в тюрьмы и концлагеря, как, например, Теодор Вольф, главный редактор либеральной газеты «Berliner Tageblatt», в свое время неосмотрительно отклонивший полсотни статей тогда еще никому не известного Геббельса.
«Он стал первой жертвой своей пропаганды»
Говорят, что на пятачке у рейхсканцелярии, где советские воины обнаружили сожженные трупы Гитлера и Геббельса, впоследствии разбили детскую площадку.
Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят
Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят. Эту фразу часто упоминают в политических дискуссиях на телевидении, обвиняя оппонента во лжи.
При этом намекают, что оппонент следует принципам известного нацистского преступника. А сам преступник — начальник управления пропаганды НСДАП Йозеф Геббельс. Мол именно он придумал эту формулу.
Но это ложное авторство. Фраза принадлежит вовсе не Геббельсу, а его боссу — фюреру Германии Адольфу Гитлеру. Вы спросите: какая разница?Один хуже другого. Но всё дело в контексте, в котором это выражение было употреблено.
Чем чудовищнее ложь, тем скорее надо найти другого лжеца
В 1925-26 годах вышел автобиографический двухтомник Адольфа Гитлера «Mein Kampf» — Моя борьба. В рамках данной статьи нас интересует только одна глава, а точнее всего один абзац из неё.
Десятая глава первого тома («Подлинные причины Германской катастрофы») посвящена анализу сложившейся на тот момент ситуации. В ней отвергается тезис, что виной всему — недавнее военное поражение в Первой мировой войне. Утверждается, что это тоже лишь следствие, а не сама причина.
И в этой связи отвергаются нападки оппонентов на бывшего заместителя начальника Генерального штаба армии генерала Эриха Людендорфа. На тот момент он был соратником Гитлера, и именно его обвинителям и были предназначены следующие слова:
«Эти господа исходили из того правильного расчета, что чем чудовищнее солжешь, тем скорей тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой.»
Получается, что смысл цитаты не в призыве к массовому обману населения путём беззастенчивой лжи, а указание на факт использования этого метода другой стороной процесса.
На что это влияет
Разумеется, сам этот факт никак не оправдывает ни рейхсканцлера, ни его начальника управления пропаганды в последующих событиях. Речь в общем-то вообще не о них. Приведённый факт кое-что говорит о тех, кто позже сознательно изменил авторство слов и их смысл.
Дело, начатое ещё до появления управления пропаганды, живёт и процветает. Сегодня употребление данной фразы со ссылкой на Геббельса говорит либо о необразованности человека, либо о его сознательной попытке манипулирования аудиторией.
Лично мне не хочется видеть в политике ни того, ни другого.
Вам могут понравиться другие похожие статьи, например:
Чем наглее ложь тем больше в нее верят геббельс
Я не боюсь потерять голову: я опасаюсь потерять лицо.
Всё гениальное просто, и всё простое гениально. Маленькому человечку нравится скрывать свою ничтожность за сложными вещами.
Порой так важна не сама цитата, как ссылка на её источник : http://nnm2.com/blogs/antiusa/lozh-na-cypochkah/
Отними у народа историю — и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом.
Дайте мне средства массовой информации и я из любого народа сделаю стадо свиней
Критик должен быть готов и способен в любой момент и по первому требованию занять место критикуемого им и выполнять его дело продуктивно и компетентно, в противном случае критика превращается в наглую самодовлеющую силу и становится тормозом на пути культурного прогресса.
Ложь должна быть примитивной — тогда люди непременно в нее поверят.
Чем чудовищнее солжёшь, тем скорее тебе поверят. Рядовые люди скорее верят большой лжи, чем маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну, а уж очень сильно солгать они постесняются. Большая ложь даже просто не придёт им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь. И даже когда им разъяснят, что дело идёт о лжи чудовищных размеров, они все ещё будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что, вероятно, всё-таки здесь есть доля истины…
« Юриспруденция — продажная девка политики».
« Пропаганда всегда обращена только к массам, а не к интеллигенции, поэтому ее уровень должен ориентироваться на способности восприятия самых ограниченных среди тех, на кого она должна повлиять».
Храбрость — это мужество, вдохновленное духовностью. Упорство же, с которым русские защищались на рубежах, сродни некоему животному инстинкту, и было бы глубокой ошибкой считать его результатом убеждений или воспитания. Русские были такими всегда и, скорее всего, всегда такими останутся.
Если ложь повторить тысячу раз, она в конце концов становится правдой.
Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей.
« Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем!»
« Пропаганда может и должна, особенно во время войны, отказаться от гуманизма и эстетики, как бы высоко мы их не ценили, так как в борьбе народа речь идет ни о чем другом, как о его бытие».
« Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его!»
« В войну самым гуманным методом является тот, который быстрее всего достигает своей цели».
Высказывания Йозефа Геббельса-отца пропаганды.
О пропаганде и управлении массами.
1.Дайте мне средства массовой информации и я из любого народа сделаю стадо свиней.
2.Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой.
3.Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете её повторять, то люди в итоге в неё поверят.
4.Худший враг любой пропаганды — интеллектуализм.
5.Чем чудовищнее ложь, тем охотнее толпа верит в неё.
6.Мы добиваемся не правды, а эффекта.
7.Всё гениальное просто, и всё простое гениально. Маленькому человечку нравится скрывать свою ничтожность за сложными вещами.
8.Любой значительный человек чего-нибудь хочет и, более того, готов использовать любые средства для достижения своей цели.
9.Человек был и остаётся животным. С низкими или высокими инстинктами. С любовью и ненавистью. Но животным он остаётся всегда.
10.Диктатору не нужно следовать за волей большинства. Однако он должен быть в состоянии использовать волю народа.
11.Пропаганда должна быть популярной, а не приятной интеллектуально. Поиск интеллектуальной правды не входит в задачи пропаганды.
12.Отними у народа историю — и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом.
13.Целью национальной революции должно быть тоталитарное государство, проникающее во все сферы общественной жизни.
14.Собственность обязывает и крепко привязывает.
15.Пропаганда утрачивает силу, как только становится явной.
16.Пропаганда должна воздействовать больше на чувство, чем на разум.
1.Складывается впечатление, что через каждые четверть века Америка обязательно участвует в какой-нибудь войне в Европе, чтобы иметь возможность беспрепятственно и по дешёвке поживиться здесь всем, чем придётся, например, достижениями культуры.
2.Англичане во всём мире известны отсутствием совести в политике. Они знатоки искусства прятать свои преступления за фасадом приличия. Так они поступали веками, и это настолько стало частью их натуры, что они сами больше не замечают этой черты. Они действуют с таким благонравным выражением и такой абсолютной серьёзностью, что убеждают даже самих себя, что они служат примером политической невинности. Они не признаются себе в своём лицемерии. Никогда один англичанин не подмигнёт другому и не скажет: «Но мы понимаем, что имеем в виду». Они не только ведут себя как образец чистоты и непорочности — они себе верят. Это и смешно, и опасно.
1.Храбрость — это мужество, вдохновленное духовностью. Упорство же, с которым большевики защищались в своих дотах в Севастополе, сродни некоему животному инстинкту, и было бы глубокой ошибкой считать его результатом большевистских убеждений или воспитания. Русские были такими всегда и, скорее всего, всегда такими останутся.
2.Большевизм — это диктатура худших.
3.Достоевский на несколько дерзких шагов оказался впереди своего времени. Следуешь за ним со страхом, недоверчивостью, потрясением — но всё равно следуешь. Он не отпускает, ты обязан идти за ним… Его следует просто назвать уникумом. Он пришёл из ниоткуда и ни к какому месту не принадлежит. И всё же он всегда остаётся русским.
4.Приходишь к горькому выводу, что военное руководство Советского Союза состоит из людей классом выше, чем наше собственное.