что дают оор образовательным организациям
Внедрение открытых образовательных ресурсов
Образовательные учреждения все чаще используют ИКТ для разработки учебных материалов, предоставления контента и обмена образовательными ресурсами, общения между учащимися и учителями, создания и проведения презентаций и лекций, академических исследований и т.д. В соответствии со Стратегической целью 1 «Развитие систем образования в целях повышения качества и всеобъемлющего обучения на протяжении всей жизни для всех», сформулированной в Стратегии ЮНЕСКО в области образования на 2014-2021 годы: «Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО) будет содействовать осуществлению мероприятий, связанных с развитием ИКТ в образовании, уделяя особое внимание поддержке политики, адаптации ИКТ-ПФТ и продвижению открытых образовательных ресурсов (ООР)».
ООР располагают потенциалом для внесения существенного вклада в достижение Цели в области устойчивого развития 4 «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». В работе ООР основное внимание было уделено реализации Парижской декларации, принятой Первым всемирным конгрессом по ООР в 2012 г., Плана действий, принятого Вторым всемирный конгрессом в 2017 г. в Любляне, в интересах расширения использования ООР всеми заинтересованными сторонами в области образования во всем мире. Повестка дня в области образования 2030 подтверждает политическую приверженность, способствующую диалогу по вопросам политики, обмену знаниями и установлению стандартов. В этой связи, как указано в Декларации Циндао, ООР «предоставляют заинтересованным сторонам возможности улучшить качество учебных пособий и прочего образовательного контента, расширить доступ к ним и стимулировать их инновационное использование, а также способствовать дальнейшему развитию знаний». В Декларации Циндао также содержится призыв к разработке общесекторальных стратегий и программ по развитию потенциала, чтобы полностью реализовать потенциал ООР с целью расширения доступа к обучению на протяжении всей жизни и обеспечения качественного образования.
Для достижения целей проекта — реализации Парижской декларации по ООР (2012 г.) и Плана действий (Любляна, 2017 г.), научно-обоснованной пропаганды движения ООР и наращивания потенциала в области производства, совместного использования и использования ООР в государствах-членах ЮНЕСКО, следует предпринять следующие действия:
Предусмотрены следующие основные направления деятельности:
ООР в странах Центральной Азии: современные проблемы, вызовы и перспективы развития
Введение в открытые образовательные ресурсы
1.2. История возникновения движения ООР
Инициативу Массачусетского Технологического Института спустя несколько лет поддержали влиятельные учебные заведения и организации Европы: Открытый Университет Великобритании, Открытый Университет Нидерландов и Европейская ассоциация Университетов Дистанционного Обучения (The European Association of Distance Teaching Universities – EADTU). В 2005г. на базе MIT состоялась первая встреча участников созданного Консорциума «OCW Consortium». Сейчас в консорциум входят вузы из 50 стран, которыми разработано и размещено в свободном доступе более 13000 курсов по различным предметам.
В пользу создания ООР говорят следующие аргументы:
Основным барьером для инвестиций в аппаратные и программные средства для развития и распространения ООР по-прежнему является экономический фактор. Сдерживающие факторы, подобные этому, исследователи относят к факторам, оказывающим значительное препятствие в развитии стран. Однако как правительства, так и отдельные личности уже столкнулись с фактом необходимости участия в проектах по открытому образованию. Становится все более очевидным, что по мере общественного развития отчетливо проявляется, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся определяющими компетенциями членов общества.
Большую часть аудитории ООР составляют пользователи, не являющиеся преподавателями или учащимися. На примере исследования OCW MIT показано, что 48% пользователей используют ресурс для самообучения, 32% являются студентами, 17% – преподавателями. Цели обращения к ООР отражены на рис. 1.1.
ООР и права интеллектуальной собственности
2.3. Практика применения Creative Commons
Несмотря на широкое распространение Creative Commons во Всемирной паутине, некоторые правовые вопросы, связанные с ее использованием остаются открытыми. Исследования по данной тематике успешно проводит Институт развития информационного общества [11].
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одно из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Эксперты [11] отмечают, что в соответствии с российским законодательством по лицензионному договору, одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) – предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.
В целом лицензии СС содержат условия о способах использования результатов интеллектуальной деятельности, как показано выше.
Портал кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (http://www.convergencelab.ru) публикует материалы на условиях свободной лицензии Creative Commons Attribution 3.0 Unported, разрешающей использовать их с указанием авторства и ссылкой на автора.
Все материалы корпоративного портала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (http://www.hse.ru) могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, в Сети или на любых иных носителях в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution – ShareAlike 3.0 Unported (СС BY- SA ).
Под лицензиями Creative Commons также размещаются материалы на веб-сайтах, связанных с разработкой и использованием свободного программного обеспечения:
С более подробным перечнем российских веб-ресурсов, использующих лицензию Creative Commons, можно ознакомиться на веб-сайте http://www.creativecommons.ru.
Заключение
Основанием для свободного использования ООР служат открытые лицензии, такие как Creative Commons. Авторы открытых образовательных ресурсов в отличие от правообладателей других учебных материалов сознательно отказываются от своих прав, ограничивающих возможности пользователей на их распространение и\или модификацию, сохраняя за собой только отдельные права ( права автора на имя – Атрибуция и др.). Третья редакция Creative Commons позволяет правообладателям указать те условия, на которых правообладатель распространяет ООР: с указанием авторства (BY), некоммерческое использование (NC), без права переработки (ND), с сохранением условий ( SA ). Лицензии » Creative Commons» постоянно развиваются и совершенствуются. В настоящий момент идет активная работа по реализации выработанных на Глобальном саммите Creative Commons 2011 года в Варшаве основных стратегических направлений развития Creative Commons и созданию ново универсально версии лицензий СС 4.0.
Введение в открытые образовательные ресурсы
Введение
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и обеспечение свободного доступа к информации являются основными предпосылками формирования общества, основанного на знаниях. На сегодняшний день глобальная сеть Интернет является наиболее востребованным источником знаний, который открывает доступ к многообразным источникам информации, представленным в различных форматах. Количество веб-страниц достигло десятков миллиардов, и студентам и преподавателям становится все сложнее выбирать нужные им источники образовательной и научной информации среди возрастающего многообразия информационных ресурсов.
С 2002 г. ЮНЕСКО активно поддерживает инициативы по распространению в Интернете открытых образовательных ресурсов (ООР). Поскольку их использование позволяет значительно расширить доступ к качественному высшему образованию и обучению в течение всей жизни и обеспечить полноценное участие университетов в стремительно развивающейся мировой системе высшего образования (Форум ЮНЕСКО «Влияние открытых образовательных курсов на высшее образование в развивающихся странах», 1-3 июля 2002 г.). За прошедшее десятилетие движение по созданию, развитию и продвижению открытых образовательных ресурсов получило широкое распространение во многих странах мира: университеты все чаще открывают доступ к своим учебным и научным материалам, создание и развитие открытых образовательных ресурсов активно поддерживается на национальном и международном уровнях.
Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию (5- 8 июля 2009 г., Париж), посвященная изучению основных направлений и новых тенденций развития высшего образования в XXI веке, выделила следующие основные тенденции:
20-22 июня 2012 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялся Всемирный конгресс по открытым образовательным ресурсам (World Open Educational Resources Congress), в работе которого приняла участие российская делегация, в состав которой вошли представители Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика», Российского университета дружбы народов, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Московского института открытого образования. Задачи конгресса 2012 года:
1.1. Определение ООР
Термин «открытые образовательные ресурсы» ( Open Educational Resources, OER) был впервые введен в научный оборот на Форуме по открытым обучающим системам для развивающих стран, организованном ЮНЕСКО в июле 2002 г. Принятое ЮНЕСКО определение гласит: «Открытые образовательные ресурсы – учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами» [2].
Согласно принятому определению, отличительными особенностями ООР являются:
Как отмечается в аналитической записке ИИТО ЮНЕСКО, изначальной причиной для развития ООР является, намерение открыть доступ к знаниям максимально возможному числу людей [3]. Большинство существующих ООР были разработаны в высших учебных заведениях преподавателями, убежденными в том, что деятельность по созданию ООР расширяет горизонты миссии высшего образования, способствуя получению новых и распространению существующих знаний. Опираясь на достижения инициативы Открытого доступа к публикациям ( Open Access Publishing ), стартовавшей несколькими годами ранее, ООР играют ключевую роль в реализации открытого образования, принципы которого были изложены в Кейптаунской декларации.
Открытый образовательный ресурс может включать как отдельные и\или различные комбинации следующих элементов [4]:
Введение в открытые образовательные ресурсы
Введение
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и обеспечение свободного доступа к информации являются основными предпосылками формирования общества, основанного на знаниях. На сегодняшний день глобальная сеть Интернет является наиболее востребованным источником знаний, который открывает доступ к многообразным источникам информации, представленным в различных форматах. Количество веб-страниц достигло десятков миллиардов, и студентам и преподавателям становится все сложнее выбирать нужные им источники образовательной и научной информации среди возрастающего многообразия информационных ресурсов.
С 2002 г. ЮНЕСКО активно поддерживает инициативы по распространению в Интернете открытых образовательных ресурсов (ООР). Поскольку их использование позволяет значительно расширить доступ к качественному высшему образованию и обучению в течение всей жизни и обеспечить полноценное участие университетов в стремительно развивающейся мировой системе высшего образования (Форум ЮНЕСКО «Влияние открытых образовательных курсов на высшее образование в развивающихся странах», 1-3 июля 2002 г.). За прошедшее десятилетие движение по созданию, развитию и продвижению открытых образовательных ресурсов получило широкое распространение во многих странах мира: университеты все чаще открывают доступ к своим учебным и научным материалам, создание и развитие открытых образовательных ресурсов активно поддерживается на национальном и международном уровнях.
Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию (5- 8 июля 2009 г., Париж), посвященная изучению основных направлений и новых тенденций развития высшего образования в XXI веке, выделила следующие основные тенденции:
20-22 июня 2012 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялся Всемирный конгресс по открытым образовательным ресурсам (World Open Educational Resources Congress), в работе которого приняла участие российская делегация, в состав которой вошли представители Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика», Российского университета дружбы народов, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Московского института открытого образования. Задачи конгресса 2012 года:
1.1. Определение ООР
Термин «открытые образовательные ресурсы» ( Open Educational Resources, OER) был впервые введен в научный оборот на Форуме по открытым обучающим системам для развивающих стран, организованном ЮНЕСКО в июле 2002 г. Принятое ЮНЕСКО определение гласит: «Открытые образовательные ресурсы – учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию третьими лицами» [2].
Согласно принятому определению, отличительными особенностями ООР являются:
Как отмечается в аналитической записке ИИТО ЮНЕСКО, изначальной причиной для развития ООР является, намерение открыть доступ к знаниям максимально возможному числу людей [3]. Большинство существующих ООР были разработаны в высших учебных заведениях преподавателями, убежденными в том, что деятельность по созданию ООР расширяет горизонты миссии высшего образования, способствуя получению новых и распространению существующих знаний. Опираясь на достижения инициативы Открытого доступа к публикациям ( Open Access Publishing ), стартовавшей несколькими годами ранее, ООР играют ключевую роль в реализации открытого образования, принципы которого были изложены в Кейптаунской декларации.
Открытый образовательный ресурс может включать как отдельные и\или различные комбинации следующих элементов [4]: