чем отличаются современные подходы к изучению детской речи

Глава III Система работы по развитию речи в детском саду

§ 1. Цель и задачи развития речи детей

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский).

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка (См.; Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1960. – С. 19–20.)

Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности. В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев). Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью (См.: Методика развития речи на уроках русского языка/Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1991.)

Источник

Современные подходы к речевому развитию детей

чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Смотреть фото чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Смотреть картинку чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Картинка про чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Фото чем отличаются современные подходы к изучению детской речи Ирина Соловьева
Современные подходы к речевому развитию детей

Для развития звуковой культуры речи, детям чаще предлагать чистоговорки, фразы из стихотворений произносимых с разной силой голоса и в разных темпах. В работе над дикцией, развитием голосового аппарата широко используются уп-ражнения по сказке Н. В. Новотовцевой «О Веселом Язычке», потешки. Особое внимание уделяем творческим способностям детей. Когда дети заканчивают рит-мическую фразу, начатую взрослым: «Где ты, Катенька была? (Я с друзьями в лес пошла). Такие упражнения развивают интонационную выразительность.

Речь детей.

При формировании грамматического строя речи важно целенаправленно обучать дошкольников словообразованию, используя.

1. Подбор из исходного слова словообразовательного гнезда. Снег – снежинка – снежный – снеговик – подснежник.

2. Игры на тему «Цепочка слов» изображена была Льюисом Керрашом.

3. Анаграммы – составление нового слова из этих же букв, но расположенных в другом порядке.

Атлас – салат, адрес – среда, армия – Мария.

4. Грамматическая арифметика.

Липа + нота = животное (антилопа).

5. «Наборщик» – придумывание новых слов из букв одного слова «Активность» (акт, актив, кисть, кость, кит, кот, кино, коль и т. д.).

6. Слово – рассыпалось. АРСТА – астра, АЗУБР – арбуз.

7. Ответы на вопрос – все ответы начинаются с заданного звука.

Важными задачами словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Подбираются игры и упражнения, которые включают в себя синонимическую работу, работу над антонимами.

Например фразеологизмы – синонимы, нахождение похожих по смыслу.

Фразеологизмы – антонимы, нахождение противоположных по смыслу.

Звезд с неба не хватает

Развитие связной речи тесно связанно с решением задач по формированию художественно-речевой деятельности.

В младших группах при обучении детей воспроизведению текста используем упражнения типа «Закончи фразу». Например, взрослый говорит: «Жили – бы-ли», а дети: «Дед и баба» и т. п. Обыгрывание сказок и потешек, продолжение рас-сказа воспитателя. Чтобы дети точно и правильно называли объект и его признаки проводятся игры на тему «Чудесный мешочек», «Что у кого?», игры-соревнования «Кто больше скажет про куклу?. про зайца?»

В средних группах используем составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам и упражнения «Ты начни, а ты продолжи».

Разучивание стихотворений с опорой на рисунок способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает словарь детей.

Игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу:

«Пусть крыша течет, и сломалась калитка,

Свой дом ни за что не покинет… (улитка)».

1. Для развития связной речи детей, можно использовать «Сказки – выбор». Сказка читается до места, где герою требуется сделать выбор и этот выбор за героя делает ребенок.

2. «Сказки – путешествия», где дети перевоплощаются в «путешественников» и стараются угадать, что дальше произойдет, как закончится сказка.

3. Истории – повествования с использованием набора игрушек.

4. Составление сказок по схемам с использованием технологии ТРИЗ.

5. Творческие домашние задания, которые выполняются всей семьей. Напри-мер: ребенок получает задание сочинить дома сказку и продиктовать ее взрослым.

Все выше перечисленные игры и упражнения активизируют речевое разви-тие детей.

1. О. С. Ушакова, Е. Ш. Струнина «Методика развития речи детей».

2. Е. Синицина «Умные слова», «Умные сказки».

3. Е. В. Колесникова «Развитие звуковой культуры речи».

4. В. Волина «Русский язык. Учимся играя».

5. Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева «Развитие речи дошкольника».

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Презентация на тему «Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация», представленная в Федеральных Государственных Требованиях в направлении «Познавательно-речевое развитие»,.

Источник

Современные направления в исследовании детской речи

чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Смотреть фото чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Смотреть картинку чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Картинка про чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Фото чем отличаются современные подходы к изучению детской речи Екатерина Елаева
Современные направления в исследовании детской речи

В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направлений. Изучение специфики детской речи по сравнению с нормированной литературной речью (К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин); психологическое направление, в рамках которого изучалась речь детей в широких обобщениях (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина); лингвистическое направление, охватывающее изучение онтогегеза детской речи (А. Н. Гвоздев, А. М. Шахнарович, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина); исследования индиви-дуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях (В. А. Добромыслов, В. С. Филатов).

Результаты этих исследований были отражены в новой типовой программе (1983-1984, под ред. Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддьякова. Она построена на основе деятельностного подхода. Программа связывала речевое развитие с ознакомлением с окружающим, учитывала возрастные особенности детей, предполагала преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах, перспективность (на каждом этапе закладываются основы того, что будет развито в дальнейшем); преемственность, между, детским садом и школой.

Разработка Ф. А. Сохиным, методической теории включала психоло-гические, психолингвистические, лингвистические и педагогические ас-пекты. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи. На основе разработки данных вопросов была составлена программа речевого развития детей (1992-94, методического пособия для воспитателей, в которых прослеживается комплексный подход к речевому развитию и овладение речью как творческий процесс. Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей.

В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (классификация Ф. А. Сохина):

Появляются и разрабатываются новые вариативные программы,среди которых наиболее признанными являются:

Таким образом, к настоящему времени методика исследования речи пред-ставляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвис-тические, психофизиологические, психолингвистические и дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста.

«Современные технологии для развития речи дошкольников». Доклад для выступления на педсовете Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Смотреть фото чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Смотреть картинку чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Картинка про чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Фото чем отличаются современные подходы к изучению детской речиФотоотчёт об уроке-исследовании русского языка в 4 классе «Личные местоимения» С целью познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число ;совершенствовать навык правильного.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Смотреть фото чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Смотреть картинку чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Картинка про чем отличаются современные подходы к изучению детской речи. Фото чем отличаются современные подходы к изучению детской речиКонсультация «Новые направления в работе педагогов современности музейная педагогика и изоэкология» Консультация на тему: «Новые направления в работе педагогов современности: музейная педагогика и изоэкология» Искусство.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Источник

Как решалась проблема речевого развития детей в педагогических системах прошлого?

Охарактеризуйте взгляды К. Д. Ушинского на родной язык и его роль в жизни общества и воспитании личности.

Почему становление методики как науки связывается с именами Е. И. Тихеевой и Е. А. Флериной?

4. Назовите основные направления современных исследований в об­ласти речевого развития детей.

Чем отличаются современные подходы к изучению детской речи?

Глава III

Система работы по развитию речи в детском саду

Цель и задачи развития речи детей

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей — формирование устной речи и на­выков речевого общения с окружающими на основе овла­дения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей рече­вого развития считалось развитие дара слова, т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письмен­ной речи (К. Д. Ушинский).

Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того, он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы попроблемам рече­вого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использованияязыковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Эксперимен­тальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могутовладеть не только правильной, но и хорошей речью.

Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи,безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

«Общая задача развития речи состоит из ряда частных, спе­циальных задач. Основанием для их выделения является ана­лиз форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем раз­вития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформу­лировать три аспекта характеристики задач развития речи:

— структурный (формирование разных структурных уров­ней системы языка — фонетического, лексического, грам­матического);

— функциональный, или коммуникативный (формиро­вание навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого об­щения — диалога и монолога);

— когнитивный, познавательный (формирование способ­ности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Представим наглядно вычленение задач речевого разви­тия детей.

Основные единицы языкаФормы речевого общенияЗадачи развития речи
Слово1. Развитие словаря
Звук2. Воспитание звуковой культуры речи
Словоформа Словосочетание Предложение3. Формирование грамматического строя речи
ТекстДиалог Монолог4. Развитие связной речи: а) формирование диалогической [разговорной) речи, б) формирование монологической речи

•Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. Их содержание определяется лингвистическими понятия­ми и психологическими особенностями овладения языком.

Развитие словаря.

Овладение словарным запасомсоставляет основу рече­вого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, ка­чества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с ок­ружающими.

Главное в развитии детского словаря — освоение значе­ний слов и их уместное употребление в соответствии с кон­текстом высказывания, с ситуацией, в которой происхо­дит общение.

Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содер­жание определяются с учетом познавательных возможнос­тей детей и предполагают освоение значений слов на уров­не элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (се­мантическое поле) с другими словами, особенности упот­ребления в речи. В современной методике большое значе­ние придается развитию умений выбирать наиболее под­ходящие слова для высказывания, употреблять многознач­ные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим обра­зом связана с развитием диалогической и монологической речи.

2. Воспитание звуковой культуры речи— многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, свя­занные с развитием восприятия звуков родной речи и про­изношения (говорение, речепроизношение). Она предпо­лагает: развитие речевого слуха, на основе которого про­исходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспи­тание орфоэпической правильности речи; овладение сред­ствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выра­ботку четкой дикции. Большое внимание уделяется культу­ре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользовать­ся средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.

Дошкольное детство — наиболее благоприятныйпери­од для воспитания звуковой культуры речи. ()владение чет­ким и правильным произношением должно быть заверше­но в детском саду (к пяти годам).

3. Формирование грамматического строя речи предполага­ет формирование морфологической стороны речи (изме­нение слов по родам, числам, падежам), способов слово­образования и синтаксиса (освоение разных топов слово­сочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические катего­рии характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отлича­ется наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообраз­ных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

4. Развитие связной речи включает развитие диалогичес­кой и монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой об­щения детей дошкольного возраста. Долгое время в методи­ке обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогичес­кой речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные иссле­дования показывают, что у дошкольников необходимо раз­вивать в первую очередь те коммуникативно-речевые уме­ния, которые не формируются без влияния взрослого. Важ­но учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать само­му, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Не менее важно и то, что в диалогической речи разви­ваются умения, необходимые для более сложной формы

общения — монолога. Монолог зарождается в недрах диа­лога (Ф. А. Сохин).

б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.

Осознание явлений языка и речи углубляетнаблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствую­щем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается еще одна задача — ознакомление с художественной литературой,не являюща­яся речевой в собственном смысле слова. Скорее ее мож­но рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетичес­кой функции. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомле­ния детей с художественной литературой обогащается сло­варь, развиваются образная речь, поэтический слух, твор­ческая речевая деятельность, эстетические и нравствен­ные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художе­ственному слову.

Вычленение задач развития речи носит условный ха­рактер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются объективно существующи­ми связями между различными единицами языка. Обога­щая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосоче­таниях, предложениях, в связной речи. Взаимосвязь раз­ных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки длянаиболее эффективно­го развития речевых навыков и умений.

Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоя­тельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи — коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Во-вторых, в связной речи наибо­лее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грам­матического строя, фонетической стороны. В ней прояв­ляются все достижения ребенка в овладении родным язы­ком.

Знание педагогом содержания задач имеет большое ме­тодическое значение, поскольку от этого зависит правиль­ная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

§ 2. Методические принципы развития речи*

Применительно к дошкольнику на основе анализа ис­следований по проблемам речевого развития детей и опыта работы детских садов мы выделим следующие методические принципы развития речи и обучения родному языку.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от ра­боты, направленной на развитие сенсорных и мыслитель­ных процессов. Необходимо обогащать сознание детей пред­ставлениями и понятиями об окружающем мире, разви­вать их речь необходимо на основе развития содержатель­ной стороны мышления. Формирование речи осуществляется в определенной последовательности с учетом особен­ностей мышления: от конкретных значении к более абст­рактным; от простых структур к более сложным.Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыс­лительных задач, а не путем простого воспроизведения. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать та­кие методы и приемы, которые бы способствовали разви­тию всех познавательных процессов.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к раз­витию речи.Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации. Он вытекает из цели развития речи детей в детском саду — развития речи как средства общения и познания — и указывает на практическую на­правленность процесса обучения родному языку.

Настоящий принцип является одним из главных, по­скольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности. Специально организован­ные занятия также должны проводиться с учетом этого принципа. Это значит, что и основные направления рабо­ты с детьми, и подбор языкового материала, и весь мето­дический инструментарий должны способствовать разви­тию коммуникативно-речевых умений. Коммуникативный подход меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания.

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. Этот принцип основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил рече­вого поведения, которая позволяет ребенку не просто по­вторять, но и создавать новые высказывания. Поскольку задачей обучения является формирование навыков обще­ния, а любое общение предполагает способность создавать новые высказывания, то в основу обучения языку следует положить именно формирование языковых обобщений и творческой речевой способности.

Простого механического повторения и накопления от­дельных языковых форм недостаточно для их усвоения. Исследователи детской речи считают, что следует органи­зовать процесс познания ребенком самой языковой дей­ствительности. В центре обучения должно быть формирова­ние осознания явлений языка(Ф. А. Сохин). А. А. Леонтьев выделяет три способа осознания, которые часто смешива­ются: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированное™ речевых умений.

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. Освоение лексики, формирование грам­матического строя, развитие восприятия речи и произно­сительных навыков, диалогической и монологической речи — отдельные, и дидактических целях выделенные, но вза­имосвязанные части одного целого — процесса овладения системой языка. Впроцессе развития одной изсторон речи одновременно развиваются и другие. Работанад лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она на­правлена на развитие связной речи. В центре внимания пе­дагога должна быть работа над связным высказыванием,в котором суммируются все достижения ребенка вовладе­нии языком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *