чем отличается философия и наука

чем отличается философия и наука. Смотреть фото чем отличается философия и наука. Смотреть картинку чем отличается философия и наука. Картинка про чем отличается философия и наука. Фото чем отличается философия и наука

чем отличается философия и наука. Смотреть фото чем отличается философия и наука. Смотреть картинку чем отличается философия и наука. Картинка про чем отличается философия и наука. Фото чем отличается философия и наука

чем отличается философия и наука. Смотреть фото чем отличается философия и наука. Смотреть картинку чем отличается философия и наука. Картинка про чем отличается философия и наука. Фото чем отличается философия и наука

чем отличается философия и наука. Смотреть фото чем отличается философия и наука. Смотреть картинку чем отличается философия и наука. Картинка про чем отличается философия и наука. Фото чем отличается философия и наука

чем отличается философия и наука. Смотреть фото чем отличается философия и наука. Смотреть картинку чем отличается философия и наука. Картинка про чем отличается философия и наука. Фото чем отличается философия и наука

чем отличается философия и наука. Смотреть фото чем отличается философия и наука. Смотреть картинку чем отличается философия и наука. Картинка про чем отличается философия и наука. Фото чем отличается философия и наука

чем отличается философия и наука. Смотреть фото чем отличается философия и наука. Смотреть картинку чем отличается философия и наука. Картинка про чем отличается философия и наука. Фото чем отличается философия и наука

чем отличается философия и наука. Смотреть фото чем отличается философия и наука. Смотреть картинку чем отличается философия и наука. Картинка про чем отличается философия и наука. Фото чем отличается философия и наука

Философия и наука: сходства и отличия

Каковы отличия философии и науки?

1. По И.Н. Романову и А.И. Костяеву: наука предоставляет методы, передает резуль­таты; философия дает методологию процесса познания, мировоззренчески объясняет резуль­таты познания.

2. По Н.А. Моисеевой и В.И. Сороковиковой:

1. Картина мира. Главный вопрос. В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало. Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?». Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картину мира, исклю­чая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?».

5. Предмет исследования. Философия предполагает свободный выбор предмета исследо­вания. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире [2, с.14].

Каково соотношение между философией и наукой?

Литература

Источник

10 различий между философией и наукой

Содержание:

Без сомнения, желание узнать секреты и природу того, что нас окружает, делает нас людьми.. С самого начала мы не ограничивались выполнением наших биологических функций животных, но мы сделали еще один шаг вперед. Мы задавали себе вопросы о нашем существовании и искали ответы на то, чего не понимали.

Все формы знания, будь то с научной или философской точки зрения, позволили нам увидеть мир таким, каким мы его видим, и чтобы человечество достигло того, чего оно пришло. Философия и наука очень разные, но в то же время тесно связаны..

И в сегодняшней статье, помимо понимания того, что такое философия и что такое наука, мы увидим основные различия между обеими дисциплинами. Ясно одно: и философы, и ученые заложили основы человеческого общества. Давай пойдем туда.

Что такое философия? А наука?

Прежде чем углубляться в анализ различий между ними, важно определить их индивидуально. И дело в том, что, понимая его основы, пункты, разделяющие обе дисциплины, становятся намного яснее. Начнем.

Философия: что это такое?

Это дисциплина знания, которая берет свое начало между 6 и 7 веками до нашей эры в Древней Греции и Древнем Риме. Первые философы (Фалес Милетский, Сократ, Платон, Марк Аврелий, Цицерон, Аристотель и т. Д.) Хотели понять природу того, что нас окружало, не прибегая к религии или мифологии, которые были нашим единственным способом «познания» на протяжении всего века. история.

Рождение философии стало поворотным моментом в истории человечества., поскольку он только что заложил основы научной мысли. Философия хотела ответить на экзистенциальные вопросы человека через наблюдение природных явлений, разработку гипотез и рациональное мышление.

Очевидно, что с тех пор философия сильно изменилась, но она по-прежнему сохраняет неизменной свою волю отвечать на вопросы, которые мы, люди, задаем себе больше всего и ответ на которые основан на интеллектуальных рассуждениях, исследующих смысл жизни и нашу роль в ней. это Космос.

В этом смысле философию можно определить как доктрину, которая, используя логические рассуждения и применение различных теорий познания, имеет фундаментальную цель размышлять над абстрактными концепциями такие как этика, мораль, смысл жизни, цель жизни, происхождение человеческой мысли, истина и роль человека на просторах Вселенной.

Наука: что это такое?

Наука, значит, это область знаний, основанная на научном методе: наблюдение, распознавание проблем, формулировка гипотез, прогнозы, экспериментирование, анализ и поиск. Чтобы форма знания считалась научной, она должна выполнить следующие действия.

Наука имеет очень расплывчатое происхождение, поскольку рождается из философии. Тем не менее, что мы действительно знаем, так это то, что современная наука (которую сегодня мы понимаем как науку в строгом смысле этого слова) родилась в семнадцатом веке благодаря Галилео Галилею, который с его экспериментами по установлению гелиоцентрической теории был отец научного метода.

С этой научной революции в семнадцатом веке началось внедрение научного метода, настоящий разрыв между наукой и религией и прогресс бесчисленных дисциплин, от астрономии до психологии, которые позволили нам ответить на вопросы о природе, которая нас окружает. И что нас делает, помимо того, чтобы найти свое место в мире и выйти за пределы биологии.

Чем отличаются философия и наука?

Анализируя их по отдельности, несомненно, различия между двумя доктринами знания уже стали достаточно ясными. Тем не менее, чтобы у вас была самая четкая и краткая информация, мы подготовили подборку ключевых моментов, которые делают их двумя дисциплинами, которые, несмотря на их взаимосвязь, очень разные. Давай пойдем туда.

1. Философия берет свое начало в VI веке до нашей эры; современная наука, в семнадцатом веке нашей эры.

Как мы видели, философия зародилась между VI и VII веками до нашей эры. в Древней Греции и Древнем Риме, с появлением первых великих философов. Таким образом, мы находимся перед очень старой дисциплиной, которой может быть более 2500 лет.

Мы уже упоминали, что происхождение науки более расплывчатое, поскольку ее рождение восходит к прогрессивной эволюции философии. Тем не менее, современная наука как таковая родилась с внедрением научного метода, отцом которого был Галилео Галилей. По этой причине наука в том виде, в каком мы ее знаем, восходит к семнадцатому веку. В этом смысле, современная наука имеет возраст около 400 лет.

2. Наука происходит из философии; Философия происходит не из науки

3. Наука следует научному методу; Философия, нет

Чтобы дисциплина считалась научной, она должна следовать научному методу наблюдения, формулированию гипотез и делать выводы. Без научного метода нет науки. Но без научного метода, да, есть философия.. Эта доктрина не основана на научном методе, поскольку не формулирует гипотезы о наблюдаемой реальности.

4. Наука наблюдает за действительностью; Философия отражает

Наука дает ответы на вопросы, которые возникают после наблюдения реальности природы, которая нас окружает или составляет нас. То есть вы хотите четко и лаконично отвечать на вопросы о Вселенной. Философия же не хочет давать универсальных ответов.. Эта доктрина основана на размышлении, а не на ответе.

5. Философия основана на абстрактных идеях; Наука, нет

Философия не основана на научном методе, поэтому она не может осмелиться размышлять над осязаемыми представлениями о природе. Что он может делать, так это размышлять над абстрактными концепциями, которые, поскольку они абстрактны, выходят за рамки научного исследования. Науке сложно исследовать природу этики, истины, морали или смысла жизни, но Философии удобно размышлять над этими нечеткими концепциями..

6. Философия спекулятивна; Наука старается не быть

7. Наука задает конкретные вопросы; Философия, общая

Один из ключей заключается в том, что научные дисциплины задают очень конкретные вопросы о реальности. Например, какие клеточные белки делают возможными воспалительные реакции тканей организма. И это ответ на миллионы конкретных вопросов, который позволяет нам получить общее и полное видение реальности. С другой стороны, философия напрямую связана с размышлениями над очень общими концепциями.. Например, в чем смысл жизни. Он не размышляет над конкретными вопросами, а сразу же ищет общую картину.

8. Наука требует вложений; Философия, нет

Научный метод требует экспериментов для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез. А научные эксперименты означают «деньги». Наука требует вложений, потому что не стоит просто думать, но эти идеи нужно фиксировать с помощью ресурсов. Философия же не требует экономических вложений. С мышлением достаточно. А поскольку никаких эмпирических экспериментов проводить не нужно, деньги не нужны.

9. Наука объективна; Философия, субъективная

Наука стремится ответить на поддающиеся проверке и измерению вопросы с помощью научного метода, предлагая измеримые и очевидные результаты. Следовательно, научные дисциплины носят объективный характер. Ваши результаты могут быть правильными, а могут и нет, но процедурные шаги, если они выполнены правильно, действительны. Философия, с другой стороны, не стремится предложить очевидные результаты. Фактически, мы уже сказали, что он хочет не отвечать, а размышлять над абстрактными понятиями. И этот рефлексивный характер делает его субъективной дисциплиной, основы зависят от точки зрения философа обсуждаемый.

10. Их отрасли знаний различны.

Скорочтение: изучите 5 техник, чтобы читать быстрее

Источник

Различие научного и философского знания

1. Философское знание всегда носит личностный характер, научное знание безотносительно к личности. Философское знание раскрывает жизненный опыт и поэтому всегда выражает личность философа. Научное знание удостоверяет факты сами по себе, независимо от отношения к ним личности, и поэтому никак не выражает в себе личность ученого.

2. В философии не может быть прогресса. Это – общая черта философии и искусства. Ведь никому же не придет в голову считать, что современное искусство стоит на более высокой ступне развития, чем искусство эпохи Возрождения. Также абсурдно считать, что современная философия более высокоразвита, чем античная. В отличие от науки, философские вопросы носят вечный характер. Нельзя сказать, что они неразрешимы, каждый философ разрешает их для себя, но дело в том, что следующему поколению философов приходится заново отвечать на них.

3. Истинность философского знания основывается на личном жизненном опыте. Способ обоснования истины заключается в том, чтобы философское понимание предмета выразить в определенной логической последовательности, которую другой человек может воспроизвести и понять внутреннюю необходимость авторской позиции. Истинность научного знания обосновывается путем логического построения доказательства на основе теоретических и эмпирических фактов, которые могут быть удостоверены независимым исследователем (или только теоретических фактов, если речь идет о математике или логике, которые абстрагируются от эмпирического опыта).

4. Научное знание верифицируемо, философское – неверифицируемо.

Верификация – проверка на истину путем обращения к эмпирическому опыту. Процесс верификации заключается в том, что из того или иного утверждения делаются выводы, которые проверяются эмпирическими данными путем наблюдения, измерения или эксперимента.

Верифицируемость – это принципиальная проверяемость на истину путем обращения к эмпирическому опыту.

Философское знание обосновывается на личном жизненном опыте и поэтому принципиально неверифицируемо. Например, если я делаю философское утверждение, что смысл жизни в самоопределении человека, я не могу подтвердить это утверждение ни наблюдением, ни измерением, ни экспериментом. Поэтому философский спор, например спор о том, что первично, материя или сознание, неразрешим с помощью доказательств научного типа, он имеет смысл лишь тогда, когда выясняются жизненные предпосылкой той или иной позиции.

Поскольку полученное теоретическим путем математическое знание, в отличие от философского знания, используется в физике и других науках для обобщения массивов эмпирической информации, математика является именно научным, а не философским типом знания.

Гуманитарные науки изучают не только продукты человеческой деятельности и творчества, но и их интерпретации. Поэтому верифицируемое знание в гуманитарной науке (например, доказательство исторического факта), допускает спектр возможных неверифицируемых интерпретаций, например, когда мы объясняем исторический факт с позиции уже не научной, а именно философской теории прогресса или с позиции цикличного понимания истории. Поэтому в гуманитарных науках необходимо различать то, что проверяемо и является научным фактом и возможные интерпретации этого факта, которые носят философский, а не научный характер.

5. Научное знание фальсифицируемо, философское – нефальсифицируемо.

Фальсифицируемость – принципиальная возможность опровержения эмпирическим опытом.

Это не означает, что научное знание обязательно должно быть опровергнуто. Речь идет о том, что мы допускаем возможность опровержения. По поводу неопровергаемой теории невозможен научный спор, и такую теорию считать научной нельзя.

(Здесь следует сделать те же самые оговорки относительно теоретических и гуманитарных наук).

Философское знание принципиально нефальсифицируемо. Например, вышеупомянутое утверждение о смысле жизни невозможно не только подтвердить, но и опровергнуть эмпирическим опытом.

4. Философские и научные понятия

6. В философии и науке разными способами формируются понятия. Философские понятия формируются путем смыслового обобщения всех возможных свойств предмета. Научное понятие формируется путем выделения определенных свойств предмета и абстрагирования от самого предмета и других его свойств. Например, каждая конкретная наука будет по-разному полагать человека, фиксируя в понятии определенные его свойства. Поэтому понятие человека с позиции, скажем, биологии имеет принципиально иной смысл, нежели понятие человека с позиции юриспруденции, социологии или психологии. Понятие человека в конкретной научной дисциплине не соотносимо с рядом свойств человека, выделяемых другими научными дисциплинами или же повседневным сознанием. Философское понятие человека представляет собой предельное обобщение всех его свойств, как тех, которые выделяют конкретные научные дисциплины, так и тех, которые даны в повседневном восприятии. Не только какая-то одна, как в науке, но вообще любая сторона человека (его телесное строение, его нравственная позиция, формы его общения с другими людьми, его заблуждения, его внешний вид, его привлекательность и т.д.) может быть осмыслена философски.

Сущность – постигаемое путем смыслового обобщения предметное содержание явления, благодаря которому оно является тем, что оно есть. Сущность лежит в основе всех действительных и возможных свойств явления.

Соответственно, философские понятия относятся к сущностям рассматриваемых предметов, а сама философия ставит вопрос о сущности.

Научные понятия формируются с помощью абстрагирования и идеализации, и относятся не к сущности изучаемых предметов, а к идеальным объектам, моделирующим изучаемые предметы. С помощью абстрагирования и идеализации выделяется и предметная область науки.

Идеальный объект – это теоретический сконструированный объект, который соотносится только с теми свойствами предмета, которые попадают в предметную область данной науки.

Идеальный объект носит абстрактный характер, так как соотносится только с определенными свойствами предмета, будучи абстрагирован от остальных. При этом идеальный объект может еще выступать и как идеализированный объект, если он включает новые свойства, которых не может быть в наблюдаемом предмете (например, абсолютно черное тело). Т.е. идеальный объект может выделяться путем абстрагирования или путем абстрагирования и идеализации.

Предметная область науки – это область выделенных из наблюдаемого мира свойств, которые носят закономерный характер.

Абстрагирование – умственное отвлечение от предмета и тех его свойств, которые за пределами предметной области данной науки. свойств.

Идеализация – создание в уме не существующих в действительности объектов и условий.

Например, если мы физически описываем падение яблока, то, во-первых, отвлекаемся от всех свойств яблока, кроме физических, и, во-вторых, рассматриваем падение в не существующих, а в идеальных условиях, то есть так, будто кроме Земли и яблока как физических объектов ничего больше не существует (т.к. невозможно учесть бесконечное количество факторов, влияющих на траекторию и скорость падения яблока).

7. Философия может говорить о вещах как таковых, об их существовании, а наука говорит только о закономерностях, в соответствии с которыми проявляются частные свойства вещей, поэтому она не ставит вопрос ни о том, что такое вещь сама по себе, ни о том, существует ли она.

Например, математика не может ставить вопрос о том, что такое числа сами по себе и существует ли они реально – это уже философские вопросы. То же самое можно сказать и по отношению к естественным наукам. Медицина изучает закономерности человеческого тела. Независимо от того, считает ли медик, что эти процессы относятся к материальному миру, или же полагает, что они существуют в мире его сознания, для медицины как науки это совершенно неважно, так как изучаемые закономерности остаются в любом случае теми же самыми. Конечно, ученый может верить, что материальный мир существует, но это будет его философским убеждением, которое никак не вытекает из научной позиции.

8. Наука изучает не всю действительность, а только то, что

— входит в ее предметную область;

— удостоверяется независимым наблюдателем.

Незакономерное явление, даже если все его удостоверят (например, чудотворное исцеление), не может быть предметом научного исследования. Поэтому наука не может изучать любовь, так как любовь – это проявление свободы воли человека. Наука может изучать закономерные процессы, которые сопутствуют любви, например, изменение гормонального состояния организма, однако эти сопутствующие процессы есть нечто иное, нежели любовь.

Философия позволяет описывать личный опыт, который не подтверждается независимым наблюдателем. Она не ограничена предзаданной предметной областью и поэтому открывает возможность свободно ее расширять в ходе исследования. Метод смыслового обобщения позволяет делать предметом философии не только закономерные, но и не подчиняющиеся закономерностям явления, например, человеческую свободу.

Для иллюстрации можно сравнить философию с наиболее близкой к ней наукой – психологией. И психология, и философия изучают психическую жизнь человека. Но психология изучает не всё содержание психики, а только то, что в ней закономерно. Свободные процессы находятся вне рассмотрения психологии. Конечно, психолог может констатировать факт их наличия, но у него нет средств для их изучения. Возьмем ситуацию, когда человек хочет спасти утопающего, но боится воды в силу комплекса, сформированного еще в детстве. Психология дает средства для выявления закономерности, в соответствии с которой возникает страх перед водой, но она не позволяет предсказать, как именно человек распорядится своим свободным выбором, преодолеет ли он свой комплекс, либо же поддастся страху. Иными словами, психология позволяет описать психологическую ситуацию, с которой личность имеет дело, но она не может изучать саму по себе свободную личность. Свобода не может быть научно объяснена в соответствии с психологическими закономерностями, но ее понимание возможно благодаря философии, путем смыслового обобщения всех сторон проявления свободной личности.

5. ценности и ценностное самоопределение человека

Источник

Философия и наука: сходство и отличие.

Небезынтересно заметить, что в советский период (после революции 1917 г. и до перестройки) в нашей стране философия всегда определялась как наука. Определение гласило: Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (познания). Это законы диалектики. Это было связано с идеологическими причинами. В качестве науки философия подтверждала и делала обоснованными теории о классовой борьбе, построении идеального (коммунистического) общества, роли коммунистической партии и воспитании «нового» высоконравственного человека. Но философия не могла исчезнуть, на ее долю остались мировоззренческие проблемы.

Итак, сформулируем конкретно те отличия философии от науки, которые демонстрируют ее ценностный, мировоззренческий характер.

1) Наука рассматривает какую-то часть, область мира (природного или социального). А философия изучает мир как целое в его связи с человеком, отношение человека к миру.

2) Наука стремится к объективному знанию о мире, каков он сам по себе, независимо от человека. А философия рассматривает мир с чисто человеческой точки зрения, исходя из ценностей, интересов человека.

3) В науке появляются новые области исследования, новые проблемы, складываются и новые науки. А в философии существуют так называемые «вечные проблемы», о которых люди думали, начиная с древних времен и думают до сих пор. Это, например, вопросы о смысле жизни, о целях исторического процесса, о существовании Бога и судьбы, о том, что такое человек. (Означает ли это, что на подобные вопросы философы не могли дать ответ? Почему они ставятся вновь и вновь? – ответьте сами).

5) В науке важен результат, который выражен в законах, принципах, константах (формулах). А в философии сам по себе конечный результат (например, вывод: «Бог существует» или «Мир до конца не познаваем»; «Человек в сущности – духовное (или – социальное) существо») не представляет особого интереса. Принципиально важно уяснить логику, ход мысли философа, какие ценности и как он обосновывает. Поэтому невозможно понимать и знать философию, не изучив историю философии, а понимать физику, не изучая особо ее истории, вполне возможно.

6) Наука изучает материальный мир, т. е. мир вещей и процессов, который может быть опытно проверен. А философия изучает духовный мир, мир человека, его ценностей и оценок. Философы пытаются определить, что понимают люди под понятиями свободы или справедливости, смысла или истины, добра и зла, прекрасного и безобразного и т. п. Отсюда следует, что:

7) Наука изучает мир существующих в реальности жизни явлений и процессов (социальных в том числе), а философия говорит о должном, об идеале. Например, философ пытается определить, что такое любовь в ее истинном значении, значит, в совершенной форме. Или – что такое человек? Не эмпирический, реально ныне живущий студент или бизнесмен с его слабостями и недостатками (о них нам может поведать социология или психология), а человек в его сущности, каким он может и должен быть.

Подводя итог сравнению философии и науки, можно уверенно констатировать, что философия значительно отличается от науки, это гораздо более отвлеченное и в то же время истинно человеческое постижение мира. Великий немецкий философ 18 в. Иммануил Кант писал, что философия призвана ответить на 3 вопроса: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? И все эти вопросы можно свести к одному: Что такое человек?

Источник

Философия и наука. Единство и различие философского и конкретно-научного способов познания, частнонаучных и философских теорий

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Наука особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Философия — особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих.

Единство: Связь между философией и конкретными науками имеет не только исторический аспект, обусловленный тем, что все науки вычленялись из философии. Эта связь определяется тем, что и науки, и философия являются сферами рациональной и доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины. Однако пути такого достижения истины неодинаковы, так как между наукой и философией имеется ряд серьезных различий.

Другое отличие науки от философии заключается в том, что наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину — то, что есть в самих вещах, не желая обсуждать, хорошим или плохим является то, что она находит. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?», «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». Из философии, напротив, ценностная компонента знания неустранима. Претендуя на решение вечных проблем бытия, философия ориентирована не только на поиск истины как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное, и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ними прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону социальную действительность или устраняем безобразные вещи. Таким образом, наука всегда оказывается неполна в описании бытия и лишь вместе с философией она дает наиболее общую картину мира.

Такая тесная взаимосвязь и ряд общих задач порождают два полюса (две крайности) отношения философии к науке. С одной стороны, философия пытается строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, создавая «могучие» натурфилософские системы, которые часто на поверку оказываются спекуляциями, оторванными от действительности. С другой — философия часто идет вслед за конкретной наукой и отказывается от обсуждения метафизической (прежде всего, ценностной) проблематики, сосредоточиваясь исключительно на обобщении фактов пауки. Но, кроме этой взаимосвязи, есть еще и сущностное родство между наукой и философией. Философия, выступая как теоретическое сознание, сама стремится быть наукой и по многим параметрам отвечает общенаучным критериям, которые, конечно, требуют серьезных уточнений.

Философия, при всех оговорках, является познавательной деятельностью, какой бы специфичной она ни казалась, поэтому результатом такой деятельности, как и в науке, выступает некая совокупность знаний. Более того, в определенной степени философия отвечает такому важному общему критерию научности, как принцип объективности. Принцип объективности формулируется в каждой науке и зависимости от ее предметной области. Но сама эта область может быть слишком узкой и описывать объективно лишь какую-то одну сторону предмета, объекта или явления.

Философия выступает как метадисциплина. В религии на первый план выходит момент ценности, веры, а рациональность отходит на второй план. В науках, напротив, на первом плане стоит рациональность, выраженная в форме научности, а ценностные аспекты являются вторичными. А вот в философии как раз осуществляется наиболее сбалансированный вариант такого сочетания, причем ту или иную систему ценностей философ пытается рационально обосновать (в отличие от верующего человека), а рациональные построения и доказательства — сознательно развивать, исходя из каких-то общих ценностных представлений (в отличие от ученого). Знаменитый тезис Сократа «я знаю только то, что ничего не знаю» носит не рационально-познавательный, а ценностно-регулятивный характер.

Поскольку философия, в отличие от наук, исследует предельные характеристики бытия и знания, то она обосновывает саму себя и выступает онтологическим, гносеологическим и аксиологическим основанием для всех других наук. Естественно, что, стремясь к полноте самообоснования, к достижению научности как цели, философия в принципе никогда этой цели не достигает. Подобное достижение означало бы завершение философии как бесконечного стремления к знанию и истине.

Связующим стержнем философии выступает установка на решение предельных (вечных) проблем человеческого бытия в мире, значимых для всех времен и народов. Особенности же трактовки этих проблем в конкретных философских системах и в разные эпохи связаны лишь с углублением (и абсолютизацией) и разной их акцентировкой. Аналогично мы часто говорим о науке как таковой, хотя на самом деле имеем дело не с наукой вообще, а с конкретной наукой (биологией, физикой и т.д.), предметная сфера которой значительно уже и специфичнее ее общего понимания.

Философия выступает как метафизический тип знания, т.е. как такая разновидность теоретического знания, которая исследует фундаментальные основы бытия, принципы его познания и основополагающие ценности, которыми руководствуется человек и человечество в целом. В этом смысле философия есть всегда учение о всеобщем, сфокусированном на Человека. Поэтому одна из целей философского знания (его антропологическая грань) — это выявление сущности и предназначения Человека в мире.

Важнейшей характеристикой философии как теоретического знания, направленного к науке, выступает метод, с помощью которого она реализует себя как форму теоретического познания. Проблема выделения общего для всех философских систем метода достаточно сложна.

Существует огромное количество философских концепций, которые ориентируются на то, что философия является формой внерационального, а в некоторых случаях даже иррационального постижения бытия. Означает ли это, что мы не можем говорить о специфических принципах и приемах проведения исследования, которые характерны для философии в целом? Нам представляется, что в некотором смысле можно говорить об общефилософском методе, не вступая в противоречие с тем, что каждая конкретная философская система опирается на методы, присущие именно ей. Общим для всех философских систем выступает специфическое проблемное поле. Оно во многом и задает общие правила философской игры. С одной стороны, здесь можно реализовать самые различные подходы к решению философских проблем. С другой стороны, единые границы этого поля определяют и общую методологию.

Философия представляет собой прежде всего систематическую и критическую работу разума, размышляющего над наиболее общими проблемами бытия. Такой тип размышления получил в философской традиции название рефлексии. Отличие философской рефлексии от иного рода рассуждений связано с тем, что философ исходит не из ограниченной предметной области, «границы» которой представителями конкретных наук не ставятся под сомнение, а поднимает вопросы, затрагивающие сущность самой духовной деятельности и всех возможных границ, которые могут быть перед ней поставлены.

Философская рефлексия — это особое понимание мира посредством его познания и переживания, когда познанные объективные закономерности преломляются сквозь призму интересов Человека, а субъективное ценностно-эмоциональное восприятие мира подвергается рациональному — критическому и систематическому — осмыслению. Это размышление над предельными основаниями бытия во всех его проявлениях, включая и размышление над предельными основаниями существования самого Человека, смыслом его жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *