чем опасно движение на поворотах какой модуль
Дорожный знак опасный поворот — зона действия и ответственность за нарушение
Знание дорожных знаков может предотвратить массу несчастных случаев и аварий и поможет сохранить не одну человеческую жизнь.
Знаки бывают предупреждающие, предписывающие, информационные, приоритета, особых предписаний, сервиса, дополнительные. Водитель, пешеход или пассажир – каждый человек должен понимать, что означают дорожные знаки.
Понятие и описание знака опасный поворот
Данный знак относится к предупреждающей группе и обозначает изгиб небольшого радиуса или с плохим обзором.
Знак 1.11.1 (поворот направо) или 1.11.2 (поворот налево) сообщает шоферу транспорта о том, что впереди находится опасный поворот. Поэтому он должен уменьшить скорость и выбрать безопасную траекторию для нормального прохождения данного места.
Плохая видимость может быть вызвана растущими деревьями по обочине, горной местностью или из-за плотной застройки населенной местности.
В любом случае хорошо или плохо просматривается поворот, наличие предупреждающего знака обязывает водителя быть предельно внимательным. В поселках, горной местности обзор может уменьшаться практически до нуля.
Предупредительный знак — это треугольник белого цвета с красной окантовкой. В центре треугольника изображена кривая черного цвета с загибом налево или направо.
Опасный поворот – ПДД
Предупредительный знак «Опасный поворот» 1.11.1 (направо) и 1.11.2 (налево) – это закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью.
Он обязывает водителя проходить поворот со скоростью меньше 60% от постоянной на прямом участке дороги.
Установка знака опасный поворот
Данный знак 1.11.1 и 1.11.2 располагают:
Установка знака на другом расстоянии предусматривает наличие дополнительной указательной таблички 8.1.1.
Так как скорость автомобиля на шоссейных дорогах выше, то для снижения скорости требуется большее расстояние. Этим объясняется разница в метрах при установки знака.
С какими знаками может устанавливаться?
Ответственность за нарушение данного знака
Определенных указаний о нарушении проезда под знаками 1.11.2 и 1.11.1 нет, но соблюдать требования к прохождению данных участков и быть внимательным, должен каждый водитель.
При прохождении поворота, надо знать 11.4 правил дорожного движения, что запрещается обгонять и на изгибах, так как обзор дороги ухудшается из-за него.
Знаки 1.11.1 — 2 распространяют свое действие непосредственно в зоне поворота. Совершать обгонный маневр транспорта надо до изгиба полосы движения или после его прохождения.
Наказание за несоблюдение
Советы водителю
Не секрет, что состояние дорожной разметки часто не соответствует требованиям безопасности движения. Разметка быстро стирается и не всегда можно понять сплошная или прерывистая линия разделяет встречные полосы. Дождь, туман, снегопад ухудшают видимость на дороге. В данной ситуации, когда впереди видите знак, предупреждающий о повороте, лучше воздержаться от рискованных маневров.
В пункте 12.4 написано, что остановка запрещена «…на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости менее 100 м хотя бы в одном направлении…»
Запрещена остановка именно на проезжей полосе дороги с обзором меньше, чем сто метров. На обочине дороги остановка возможна с соблюдением п.12.2 Правил. За нарушение данного запрета возможен штраф в размере двух тысяч рублей и задержание транспортного средства по статье КоАП 12.19 часть 4.
Не соблюдение основных требований к прохождению изгиба дороги может привести к серьезным последствиям. Водитель должен учитывать скорость вхождения в поворот, покрытие дороги, ширину дорожного полотна и угол поворота. Автомобиль может спровоцировать аварию, вылетев на встречную полосу движения или уйти в кювет. Особенно опасны повороты в горной местности, где с одной стороны горная стена, а с другой обрывы и пропасти.
Пример: Девушке, на 18 лет родители подарили машину. Она с подружкой решила покататься. В пяти километрах от станицы, девушка не справилась с управлением на повороте. На скорости вылетела на противоположную сторону и врезалась в дерево. Обе погибли.
Соблюдение основных требований предупредительных знаков, внимательность на дороге поможет избежать водителям создания неприятных ситуаций, штрафов и аварий.
Урок в 9 классе «Движение на поворотах»
Тема урока: «Движение на поворотах»
Класс занимается по углубленной программе
Цель урока: подробно рассмотреть движение на поворотах различных видов транспорта как частный случай движения по окружности;
в ходе решения задач выявить особенности каждого типа задач и их общие признаки.
Используется технология деятельностного подхода в сочетании с личностно-ориентированной технологией.
Оформление к уроку: несколько слайдов обобщающего содержания на различных этапах урока.
1.Фронтальная проверка наличия домашнего задания, ответы на вопросы по домашнему заданию.
2. Изучаем динамику движения тел по окружности. Какие типы задач умеем решать?
Учащиеся называют следующие типы задач:
-вес тела на экваторе планеты, на полюсе, на любой широте;
-расчет 1 космической скорости;
-движение шарика на нити и конического маятника, расчет силы натяжения нити;
-движение тела по выпуклым (вогнутым) мостам;
-вес тела в лифте, движущемся с ускорением;
-летчик в мертвой петле;
-груз на вращающемся диске.
Краткое повторение алгоритма решения задач на примерах решенных ранее задач (фронтально). На экране – слайд с чертежами для решения различных типов задач на движение тела по окружности. Следует обратить внимание на тот факт, что центростремительная сила не является самостоятельной силой: ее роль в различных случаях играют другие силы.
Следующий слайд дает возможность учащимся самостоятельно сформулировать тему урока: «Движение на поворотах». На слайде – поворот автомобиля, мотоцикла, самолета и т.д.
Что общего в этих иллюстрациях? (Все виды транспорта поворачивают, т. е. в каждом случае присутствует центростремительная сила).
Очевидно есть и различия? Автомобиль отличается от мотоцикла, поезда, самолета…(Поворот в каждом конкретном случае осуществляется под действием разных сил).
3.Решение различных типов задач. Цель одна для всех случаев: выяснить, какие силы осуществляют поворот и найти ответ на поставленный в задаче вопрос. Об этом учащиеся догадываются сами. При решении всех задач учитель с привлечением учащихся дает образец чертежа на доске, записывает уравнения, и учащиеся самостоятельно завершают решение задачи. Заготовки чертежей для экономии времени выполнены на доске до начала урока.
а).Поворот автомобиля. Учащиеся с помощью учителя обращают внимание на то, что один автомобиль поворачивает, наклоняясь, а другой – почти не наклоняясь. Мотоцикл всегда наклоняется. Это разные случаи.
Учащимся предлагается задача №6.19.(Гольдфарб) Каким должен быть максимальный коэффициент трения скольжения между шинами автомобиля и асфальтом, чтобы автомобиль мог пройти закругление радиусом 200м при скорости 100км/ч?
В ходе рассуждений учащиеся выясняют, что при повороте автомобиля главную роль в создании центростремительной силы играет сила трения покоя, которая направлена к центру поворота. Учитель обращает внимание на то, что это именно сила трения покоя, обусловленная сцеплением колес с асфальтом, несмотря на то, что автомобиль едет. Не путать с силой трения качения, которая направлена против движения.
Получив ответ, учащиеся дают ответ на вопросы: «Почему в задаче речь идет о максимальном коэффициенте трения? От чего зависит радиус поворота автомобиля? Это максимальный или минимальный радиус? Почему любой автомобиль все-таки хотя бы немного наклоняется? В каких случаях он наклоняется на больший угол?» Учащиеся должны догадаться, что наклон облегчает поворот, но объяснить этого не могут.
б) Чтобы ответить на последние два вопроса, учащимся предлагается решить задачу.
Гольдфарб, №6.21. Мотоциклист едет по горизонтальной дороге со скоростью 72км/ч, делая поворот радиусом 100м. На сколько при этом он должен наклониться, чтобы не упасть на повороте?
Учащиеся приходят к выводу, что сила трения покоя и в этом случае играет по-прежнему главную роль, но для облегчения поворота мотоцикл должен наклониться, чтобы при повороте не возникло вращающего момента, который может перевернуть мотоцикл. Равнодействующая силы трения и силы реакции со стороны дороги должна проходить вдоль тела мотоциклиста.
Анализируя ответ, учащиеся приходят к выводу, что чем больше скорость мотоцикла и меньше радиус поворота, тем больше должен быть угол наклона. Наклон облегчает поворот: при одной и той же скорости поворот с наклоном происходит по дуге окружности меньшего радиуса.
А если не наклоняться? Под действием силы трения колеса мотоцикла поворачивали бы. А сам мотоцикл с мотоциклистом «отставали « бы от колес из-за инерции. Мотоцикл упал бы. Поэтому при повороте мотоцикл наклоняется в сторону, противоположную направлению падения, т.е. внутрь окружности.
Может ли, все-таки, мотоцикл повернуть, не наклоняясь? Да. Но в этом случае, чтобы не упасть, его скорость должна быть как можно меньше, чтобы мотоциклист мог удержать мотоцикл от падения.
Отвечая на вопросы учителя: «От чего зависит радиус поворота? Это максимальный или минимальный радиус? Какова максимальная скорость мотоциклиста? », учащиеся обращают внимание на то, что формула для расчета радиуса поворота получилась одна и та же и для автомобиля, и для мотоцикла. Но у автомобиля 4 колеса, и ему не обязательно наклоняться: он не упадет.
Учащиеся делают вывод: условия поворота автомобиля отличаются от условий поворота мотоцикла.
Задачи на рассмотрение поворотов каких видов транспорта решаются аналогично? ( Велосипед, самокат).
в) А если мотоцикл поворачивает на треке?
Предлагается задача №6.22.(Гольдфарб) Чему равна максимальная скорость мотоцикла, если он будет поворачивать на наклонном треке с углом наклона 30 градусов? Даны радиус траектории и коэффициент трения.
В ходе анализа задачи учащиеся отвечают на вопросы:
«Почему в этом случае мотоцикл не наклоняется относительно трека, а располагается перпендикулярно треку?»
«Почему сила трения при движении мотоцикла направлена вниз по треку, т.е. к центру поворота?»
Учащиеся под руководством учителя решают задачу: расставляют силы, выбирают положительные направления осей (при этом следует обратить внимание, что ось ох направлена не вниз по треку, а горизонтально к центру поворота), записывают 2 закон Ньютона в проекциях на оси и решают систему уравнений.
Далее идет анализ полученного результата, в ходе которого учащиеся отвечают на вопросы:
«Что будет, если скорость будет меньше найденной максимальной скорости?» (Радиус траектории уменьшится, и мотоцикл свалится с трека).
«Как уменьшить максимальное значение скорости?»
Какие типы задач решаются так же? (Автомобиль поворачивает на проселочной дороге – продавливает трек; конькобежец поворачивает на льду – прорезает трек; самолет на вираже – необходимо, используя игрушечный самолет, назвать действующие на него силы ).
«Почему самолет на вираже наклоняется?» (Силы трения как таковой нет и нельзя уменьшить скорость, чтобы развернуться).
А если конькобежец на треке? Есть ли отличие от мотоцикла на треке? (Есть. На коньки не действует сила трения. Поворот обеспечивают 2 силы: сила тяжести и сила реакции со стороны трека).
г) Может ли мотоцикл на треке наклоняться? (Да)
С какой целью он наклоняется, если можно проехать по треку и без наклона? (Причина та же, что и на горизонтальной поверхности: чтобы не упасть.) Учащимся предлагается решить дома задачу на движение мотоцикла по треку, если он наклоняется. Требуется найти угол наклона, при котором он не упадет. Это минимальный или максимальный угол?
Так же дома необходимо сравнить максимально допустимые скорости движения мотоцикла по наклонному треку и по горизонтальной круговой траектории при одинаковых радиусах закругления траектории и одинаковых значениях коэффициента трения. Поводом для такого сравнения является следующее размышление: почему гонки часто устраивают на треках?
Решение этих задач необходимо обязательно проверить на следующем уроке.
д) Вагон на рельсах – разобрать качественно.
Это особый разговор. Чем отличаются рельсы от шоссе7 Одни колеса от других?
(У вагонных колес есть реборды. Они обеспечивают поворот.) Какая сила в этом случае выполняет роль центростремительной силы? (Сила давления – это упругая сила – со стороны рельсов).
Почему поезд на повороте обязательно наклоняется? –Об этом подумать дома.
е) Кратко – итоги урока. Отличаются условия поворота для разных видов транспорта? Какие это отличия? Каков общий алгоритм решения задач на движение тел на поворотах?
На следующем уроке продолжается решение задач на движение тел на поворотах: самолет, поезд, автомобиль на треке.
Дорожные знаки 1.11.1-1.12.2 «Опасные повороты»
Последнее обновление: 10.06.2020
2 комментария
В этой части рассмотрим группу предупреждающих дорожных знаков «Опасный поворот» и «Опасные повороты».
Знак 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот»
Дорожные знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот» предупреждают что впереди имеется закругление дороги малого радиуса или закругление с ограниченной видимостью: знак 1.11.1 — закругление направо, знак 1.11.2 — закругление налево.
В чем особенность участка дороги, обозначенного знаком «Опасный поворот», кроме того, что дорога изгибается (закругляется), т.е. она не достаточно прямолинейна?
Изгиб дороги может быть крутым или не очень крутым. В профиле дорога может иметь уклон или подъем. В совокупности с рельефом, растительностью и строениями вдоль дороги эти условия могут значительно ограничить видимость дорожной обстановки впереди по движению, в т.ч. приближение встречного автомобиля.
Поскольку изгиб дороги представляет собой полноценный поворот, то вести автомобиль на «опасном повороте» следует в соответствии с правилами прохождения поворотов. Некоторые элементы в управлении автомобилем, например, резкое вращения руля, в особенности на скользкой дороге, в поворотах делать крайне не рекомендуется.
Как дополнение, рекомендую статью Как автомобиль поворачивает.
Вне населённого пункта знаки 1.11.1 и 1.11.2 «Опасный поворот» устанавливаются на расстоянии 150-300 м, в населённом пункте — на расстоянии 50-100 м до начала изгиба.
Знак 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты»
Дорожные знаки 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты» предупреждают что впереди участок дороги с опасными поворотами, следующими друг за другом (расстояние между поворотами менее 300м): знак 1.12.1 — с первым поворотом направо, знак 1.12.2 — с первым поворотом налево.
Вне населённого пункта знаки 1.12.1 и 1.12.2 «Опасные повороты» устанавливают на расстоянии 150-300 м, в населённом пункте — на расстоянии 50-100 м до начала опасного участка. Когда последовательных друг за другом изгибов дороги насчитывается три и более, то знаки 1.12.1 и 1.12.2 устанавливают с табличкой 8.2.1 «Зона действия».
Что запрещают ПДД в зоне действия знака опасный поворот
В определении знака есть фраза «Закругление дороги с ограниченной видимостью». Пункт 11.4 ПДД на таких участках (с ограниченной видимостью) запрещает обгон.
Еще есть такое понятие — необеспеченная видимость встречного автомобиля. Это понятие относится к условиям установки знака 3.20 «Обгон запрещен». Опасный поворот — как раз, участок дороги с необеспеченной видимостью встречного автомобиля. Перед такими участками наиболее вероятна установка знака 3.20. Рекомендую статью Обгон на опасном повороте.
Обгон — маневр, связанный с выездом на встречную полосу. Знак 3.20 может быть не замечен, а отсутствие осевой линии разметки в зоне действия знака «Опасный поворот» не дает права на обгон, поскольку наказание последует за выезд на встречную полосу.
В местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 метров запрещены разворот и движение задним ходом (пункты 8.11 и 8.12 ПДД).
Но если движение происходит за городом (поселком, деревней, на трассе), то нужно помнить, что вне населенного пункта предупреждающие знаки размещают на расстоянии 150-300м от начала опасного участка, т.е. до опасного поворота остается более 100м.
Таким образом, вне населенного пункта в месте установки знаков «Опасный поворот» (Опасные повороты) или около них развернуться можно и движение задним ходом в этом месте не запрещается.
Что касается вопросов технического выполнения поворота, то есть смысл ознакомиться со статьей Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота.
Полный список предупреждающих дорожных знаков находится в Приложении 1 ПДД.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 10.06.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
5 сложных вопросов из ПДД. Даже опытные водители ошибаются
Autonews.ru продолжает разбирать неоднозначные вопросы из билетов теоретического экзамена в ГАИ. В первой части специалисты из автошкол напомнили, что некоторые маневры в реальной жизни грозят лишением прав. Во второй части инструкторы и юристы рассказали, как водители могут запутаться с правилами обгона. А также, следуя правилам, остановиться или развернуться на опасном участке дороги.
1. Разворот в опасном месте
Билет № 14, вопрос 9
Можно ли Вам развернуться в этом месте?
Правильный ответ — можно даже при наличии предупреждающей табличке об опасном повороте. Однако в автошколах считают, что изображение сбивает водителей с толку. В этом уверена специалист из автошколы «Престиж» из города Сегежа Марина Константинова.
«Положительный ответ аргументирован тем, что предупреждающий знак «Опасный поворот» за городом устанавливают за 150-300 метров. То есть получается, что у водителя есть обзор на 300 метров видимости вперед. Но строение слева предполагает, что мы находимся в населенном пункте. При этом в самом вопросе не указано, что это загородная дорога. И в целом по изображению не похоже, что впереди у водителя еще 300 метров», — объяснила Константинова.
Эксперт считает, что разворачиваться здесь нельзя, и такой маневр в реальной жизни может привести к ДТП.
С этим мнением согласна автоэксперт и юрист Катерина Соловьева. «В этом билете логика в том, что водитель должен ориентироваться на знаки. И если водитель видит такой знак, то он должен понимать, что находится вне населенного пункта. Но я согласна с тем, что поворот плохо просматривается, и разворот действительно опасен», — считает эксперт.
2. Остановка, которая всем мешает
Билет № 18, вопрос 12
Кто нарушил правила остановки?
С правильным вариантом «только водитель грузового автомобиля» не согласна юрист Катерина Соловьева. Основой для такого ответа служит пункт 12.4 ПДД: остановка запрещается в местах, где расстояние между сплошной линией разметки, кроме обозначающей край проезжей части, разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м. А также пункт о том, что остановка запрещена на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части.
«Логика ПДД состоит в том, что пересечение проезжих частей и перекресток — это разные вещи. Перекресток — это пересечение дорог. А пересечение проезжих частей — это пересечение полос для движения транспортных средств. И получается, что нарушает только водитель грузовика, потому что до сплошной линии нет трех метров. Но зачем тогда рисовать эти 10 метров?» — недоумевает Соловьева.
Юрист считает, что легковой автомобиль тут создает больше проблем, занимая при остановке целую полосу для движения.
«Давайте посмотрим на легковой автомобиль, который встал после закругления, — предложила Соловьева. — В ответе говорится, что водителю нужно отсчитать 5 метров после края проезжей части. Но что такое край пересекаемой проезжей части? В ПДД просто нет такого понятия. Может быть, он включает в себя это закругление, откуда нам это узнать? И такие закругления могут быть разными по размеру. Я считаю, что именно легковой автомобиль тут мешает движению, занимает целую полосу и в него риск врезаться гораздо выше. Получается, что этот билет — неоднозначный».
Чтобы водители могли верно ориентироваться и не создавать препятствий на дорогах, Соловьева предложила привести в соответствие понятие пересечения проезжих частей и перекрестка.
«В этом случае начало закругления проезжих частей — это совсем другое место, чем показано на изображении. На нем мы видим конец закругления на перекрестке», — подытожила юрист.
3. Поворот навстречу автобусам
Билет № 39, вопрос 4
Какие из указанных знаков разрешают выполнить поворот налево?
Правильный ответ в этом билете: все знаки позволяют выполнить поворот налево. Однако автоэксперт Соловьева считает, что такая трактовка только путает водителей.
«Знак «В» показывает, что навстречу общему потоку движется маршрутный транспорт, — говорит юрист. — И если общественный транспорт движутся слева направо, то куда в таком случае поворачивать водителю? Я допускаю вариант, что конечно надо сначала проехать первую полосу, а потом повернуть налево. Но сам билет мне непонятен. Потому что следуя его логике, если я поверну налево, то приеду прямо в лоб автобусам».
4. Требование ехать без поворотника
Билет № 7, вопрос 7
Когда следует выключить указатели левого поворота, выполняя обгон?
Согласно правильному ответу, перестроившись на встречную полосу при выполнении обгона, необходимо сразу же прекратить подачу сигналов левого поворота. В противном случае можно ввести в заблуждение других участников движения, которые могут воспринять включенный сигнал как намерение совершить остановку на левой стороне дороги.
Однако юрист Соловьева категорически не согласна с такой формулировкой. Она считает, что при выполнении маневра левый поворотник должен гореть всегда и потом его нужно сразу переключать на правый. Эксперт обратила внимание на то, что именно таким образом водители обычно и выполняют обгон.
«Что такое обгон? Это одно единое длящееся действие, — рассуждает Соловьева. — Этот маневр состоит из выезда на встречную полосу, опережения и возвращения на свою полосу. Соответственно перед совершением маневра мы включаем левый повортник, который работает в процессе маневра. Так водитель, который едет сзади и тоже хочет кого-то обогнать, будет видеть, что я уже обгоняю и поймет, что ему нельзя пристраиваться за мной. А потом мы левый поворотник переключаем на правый, возвращаясь на свою полосу».
Юрист обратила внимание, что основное требование этого билета в том, чтобы сигнал поворота не вводил в заблуждение других участников движения.
«Я считаю, что при обгоне нужно ехать с мигающим левым повортников. Как вообще ехать в такой ситуации без поворотника? Кто подумает, что я поеду со встречной полосы налево? Кого я введу эти в заблуждение — водителя встречного автомобиля? Если я и так еду ему в лоб навстречу, какая ему разница?», — считает Соловьева.
5. Путающие стрелки светофора
Билет № 31, вопрос 6
О чем информируют Вас стрелки на зеленом сигнале светофора?
Правильный ответ в таком случае: «движение направо регулируется дополнительной секцией».
Дело в том, что нанесенные на основной зеленый сигнал светофора черные контурные стрелки информируют водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывают иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции. Однако с таким ответом не согласен специалист автошколы «ПИКар» в Брянске Игорь Мотов. Он обратил внимание, что кандидаты, которые в таком случае будут отвечать следуя логике, точно ошибутся.
«Логичный ответ в том, что по основному разрешающему сигналу можно продолжить движение прямо, налево и в обратном направлении», — сказал Мотов.