чем обогревается теплом очага а душа человека песней и

Коренные народы Сибири. Онлайн-викторина

чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Смотреть фото чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Смотреть картинку чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Картинка про чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Фото чем обогревается теплом очага а душа человека песней и

Дорогие ребята! Мы живём с вами в суровом, но удивительном месте – в Сибири. Здесь шумит многовековая тайга, плещет волнами седой Байкал. Издревле на этой земле проживали люди. У каждого народа своя культура, традиции, обычаи. Знание народной культуры помогает людям лучше узнать и понять друг друга.

В нашем проекте «Мы живём в России» мы уже знакомили вас с историей, культурой, традициями бурят, эвенков, тофаларов, якутов, татар и русских. Сегодня предлагаем вам ответить на вопросы нашей познавательной викторины и проверить свои знания о коренных народах Сибири. Без сомнения, вы найдёте для себя много интересного и нового. Удачи!

1. Самый большой по численности коренной народ Сибири – это? Алтайцы Сибирские татары Буряты 2. В состав Российской Федерации входят 22 республики. Какая из перечисленных находится в Сибири? Республика Адыгея Республика Хакасия Республика Ингушетия 3. Чем коренные народы Сибири платили ясак (дань) в казну России в XV – начале XX века? Хлебом Драгоценными камнями Пушниной 4. На какой большой реке нашей страны проживают якуты? Енисей Волга Лена 5. Какая древняя форма религии большинства коренных народов Сибири? Ислам Шаманизм Иудаизм 6. В каких горах живут тофалары – малочисленный древний народ Сибири? В Алтайских горах В Саянах На Витимском плоскогорье 7. Какое из состязаний исконно входит в программу древнего межродового бурятского праздника Ёрдынские игры? Стрельба из лука по мишеням (сурхарбаан) Гонки на оленях Метание ядра 8. Как называется республика, в которой проживают современные якуты? Республика Алтай Республика Саха Республика Марий Эл 9. Как танцуется национальный бурятский танец ёхор? Парами, в стиле вальса Вприсядку Коллективно в кругу, как хоровод 10. Два коренных сибирских народа – эвенков и эвенов в дореволюционное время называли одним словом, каким? Туболары Тунгусы Гольды 11. Продолжите старинную тофаларскую пословицу: «Чум обогревается теплом очага, а душа человека – песней и …» Танцем Сказкой Юмором 12. Что эвенки называли словом «Ламу», которое переводится на русский язык как «море»? Байкал Тихий океан Море Лаптевых 13. Как кочевые народы Сибири узнавали время? По периодам активности насекомых По тому, когда лаяли собаки По движению луча солнца, проникающему сквозь дымовое отверстие жилища 14. Праздник Сагаалган у бурят – это? Встреча перелётных птиц День конституции Новый год (праздник Белого месяца) 15. Как называлось традиционное жильё тофаларов, эвенков, ненцев, хантов и многих других коренных народов Сибири? Изба Чум Землянка 16. Одну из частей традиционного национального бурятского костюма называют «гуталы». Что это? Сапоги с загнутыми вверх носками Национальные штаны Комплект ножей на поясе 17. Какое одомашненное животное с древних времён кормило, одевало, служило средством передвижения для эвенков? Лошадь Олень Верблюд 18. С каких древних писаниц (петроглифов – наскальных рисунков) перенесено изображение всадника со знаменем на герб Республики Саха (Якутия)? Томская писаница Боломорские петроглифы Шишкинские писаницы 19. Буряты называют его Сагаан Убугун (Убгэн), якуты – Чысхаан, тувинцы – Соок-Ирей, татары– Кыш Бабай, эвенки – Амаки Инин, ненцы –Ямал Ири. Под каким именем он известен каждому жителю России? Домовой Змей Горыныч Дед Мороз

Источник

Классный час «Тепло родного очага»

Презентация к уроку

Пояснительная записка

Классный час проводится с целью формирования культуры общения детей и родителей, укрепления толерантности и солидарности в семьях обучающихся.

Оборудование: презентация, детские рисунки о семье, семейные фотографии и реликвии.

Ход проведения классного часа

1. Организационный момент

Звучит запись песни “Родительский дом” в исполнении Л. Лещенко.

2. Сообщение темы классного часа

Учитель: Прочитайте тему нашего классного часа (слайд 1). Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Как вы понимаете выражение “родной очаг”?

Дети высказывают свои мысли и чувства.

Учитель: В толковом словаре Ожегова написано (слайд 2), что ОЧАГ – это устройство, для разведения и поддержания огня. Первобытный человек ценил очаг больше всего (слайд 2). Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось.

Дети высказывают своё мнение.

Учитель: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.

А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.

Рассказ ученика о своей семье (слайд 4).

Учитель: Обратите внимание на нашу выставку рисунков, посвященных своей семье.

Учитель: Проведем небольшой конкурс “Закончи пословицу” (Задание №1: работа в паре). Пословицы разделены на две части, соедините части правильно (слайд 5).

Когда семья вместе,так и душа на месте.
В гостях хорошо,а дома лучше.
Дети не в тягость,а в радость.
Семья в куче –не страшна и туча.
Согласье да лад –в семье клад.
Чем богаты,тем и рады.
Дом вести –не рукавом трясти.

Учитель: Сколько пословиц мы собрали? Как вы думаете, почему “семь”? В слове “семья” есть число 7 (слайд 6).

Ученик читает стихотворение Золтана Зелка “Какой хороший вечер”.

Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.

Под крышей пар в кастрюльке
Насвистывает песню,
А мотылёк прозрачный
Под яркой лампой кружит.

Глаза мои закрылись…
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивлённо,
Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.

Учитель: Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (Задание № 2. Давайте “выбросим” слова, мешающие семье быть благополучной: уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда, мир, порядок.)

Учитель: Вот ещё одна семья (дети разыгрывают сценку).

Сценка про дочку

Действующие лица: мама, папа, бабушка, дочка.

Доченька! Доченька!
Сделай одолжение!
Покорми братика
Сливочным печеньем!

Надоело, мама, мне братом заниматься,
На качелях я хочу в парке покататься!

Доченька! Милая!
Убери в квартире!
На твоём столе давно
Горы мусора и пыли!

Если очень нужно вам – уберите сами!
Три часа уже решаю трудное заданье!

Внученька, родная!
Едем мы на дачу.
Без тебя на даче
Наш котёнок плачет.

Я на дачу не хочу! Всё мне надоело!
Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.

Все вместе (кроме девочки): Что поделать с девочкой, подскажите нам, может показать её нужно докторам?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель: У каждого в семье должны быть свои обязанности (слайд 7). А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?

Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.

Вопросы для игры:

2) Отремонтировать утюг.

3) Собирать портфель.

5) Ухаживать за цветами.

6) Застилать постель.

7) Убирать квартиру.

8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.

9) Сделать покупки в магазине.

10) Оберегать тепло родного очага.

Учитель: Человек растёт и задумывается над вопросами: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной (слайд 8).

Сейчас нам представит своё генеалогическое дерево, расскажет о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться (рассказ ученика).

Учитель: Рождаясь, человек получает имя (слайд 9). Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.

Дети рассказывают, в честь кого из родственников им было дано имя.

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое (слайд 10).

Учитель: За два года жизни нашей классной семьи у нас накопилось много фотографий и наш классный альбом мы посмотрим в конце нашей встречи.

Учитель: Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции (слайд 11). Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить (ученики читают материал по карточкам):

• собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

• всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

• приглашать гостей и собирать застолье;

• собирать и хранить семейные фотографии;

• хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

• издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Учитель: А теперь я предлагаю всем нам послушать о традициях семьи (сообщения учащихся).

Учитель: У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги (слайд 12). Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Многие принесли экспонаты для нашей выставки “Семейные реликвии”. А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло. Сейчас ребята по очереди будут брать эти вещи и о них рассказывать.

Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?

(Ответ: шесть человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Учитель: Представьте, что мы с вами, наш класс – одна большая семья. Сколько членов семьи в нашем классе?

Учитель: Давайте построим дом для нашей семьи (слайд 14). Подберите к слову “дом” синонимы (изба, квартира, жилище).

Чтобы всем в нашем доме было хорошо и тепло, надо сформулировать законы семьи, а помогут нам в этом слова на карточках. Возьмите эти карточки и прикрепите их на доску.

Учитель: В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово “семья”.

Построим дом уютный для семьи своей,
В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.

Учитель: Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони это тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте его. Поделитесь своим теплом друг с другом и передайте его со свечой. Давайте зажжем семейный очаг нашего класса. (Ученики передают горящую свечу друг другу).

Учитель (заключительное слово): Наша встреча подходит к концу, нам надо стараться, чтобы огонёк в нашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом (слайд 15).

Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь!

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Источник

Чем обогревается теплом очага а душа человека песней и

чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Смотреть фото чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Смотреть картинку чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Картинка про чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Фото чем обогревается теплом очага а душа человека песней и

Итоги Больших интеллектуальных игр

В соответствии с приказом отдела культуры Администрации Шелеховского муниципального района от 27.10.2021 № 01-08/96 «О проведении на территории Шелеховского района Больших интеллектуальных игр «Байкал известный и неизвестный», 25 ноября 2021 года в 14.00 на базе РМКУК ШР «Шелеховская межпоселенческая центральная библиотека» состоялось данное мероприятие.

чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Смотреть фото чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Смотреть картинку чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Картинка про чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Фото чем обогревается теплом очага а душа человека песней и

Занимательное страноведение: Швейцария

Дорогой друг! Предлагаем тебе отправиться в путешествие в одну из горных стран – Швейцарию.
Швейцария – удивительная страна. Сюда можно приезжать сколько угодно раз и всегда открывать что-то новое. Каждый её городок обладает неповторимым очарованием и вполне заслуживает отдельного внимания.

Наш адрес: 666034, Иркутская обл., г. Шелехов, квартал 1, д. 6

Цикл публикаций ко Дню Байкала. Тофалары

чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Смотреть фото чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Смотреть картинку чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Картинка про чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Фото чем обогревается теплом очага а душа человека песней и

Пища у тофаларов была простой. Это мясо диких животных и домашнего оленя, которое немного недоваривали, чтобы сохранить больше полезных веществ, а также использовали дикий лук, саранки, кедровые орехи, летом оленье молоко, лепёшки (талан). Неплохим дополнением к лепёшкам были кедровые орехи, которые толкли и приготовляли густую, как сметана кашицу.
чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Смотреть фото чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Смотреть картинку чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Картинка про чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Фото чем обогревается теплом очага а душа человека песней и
Те тофы, у которых было много оленей, заготавливали на зиму оленье молоко. Молоко заливали в очищенный и промытый олений желудок. Зимой отрезали или отрубали необходимый кусок замороженного молока и давали такое молоко детям прямо замороженным. И никакой ангины у них не было. Также для хранения оленьего молока тофы пользовались берестяными туесами, которые украшались своеобразными орнаментами.

Оленеводство и охота играли очень важную роль в жизни народа. С оленями тофы могут управлять с малолетства. И потому, что олень очень смирные животные, и потому, что оленеводство – исконное занятие тофов.
Олень для тофаларов – это и средство передвижения, и источник необходимых продуктов питания, а из шкуры оленя шили одежду. Домашние олени – самый надёжный транспорт в горной местности. Олень может нести до 75 кг. Груза на вьюках. При этом он неутомимо идёт по болоту, по каменным россыпям, преодолевают реки и горные перевалы. Самка оленя даёт в сутки до 300 граммов высококалорийного молока. Тофаларский олень считается самой крупной разновидностью в мире северного оленя.

Как у многих народов, у тофаларов есть свои уникальные обычаи и традиции. Следы одной старинной тофаларской традиции можно встретить в тайге и по сей день. Живя в горной местности и постоянно кочуя с места на место в поисках лучших пастбищ для оленей, тофы редко виделись с родственниками и друзьями. Но человек так устроен, что не может без общения, без известий о своих близких, и у тофов появился обычай оставлять рисунки на стволах деревьев для своих сородичей.
чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Смотреть фото чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Смотреть картинку чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Картинка про чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Фото чем обогревается теплом очага а душа человека песней и
По воспоминаниям одного путешественника, побывавшего в Восточных Саянах в двадцатых годах прошлого века, тофалары, сделав топором на дереве затёс, рисовали углём диких и домашних животных, чумы, танцующих шаманов с бубнами в руках.
Любое событие, заслуживающее внимания рисующего, находило отражение в лесной «галерее». Это могла быть удачная охота на медведя или обычное чаепитие. «Лесные письма» рассказывали, какие события случились на этом месте, какие изменения произошли в стойбище. Вот такая своеобразная почта была у тофаларов сто лет назад.
чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Смотреть фото чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Смотреть картинку чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Картинка про чем обогревается теплом очага а душа человека песней и. Фото чем обогревается теплом очага а душа человека песней и
Язык и письменность тофаларов До недавнего времени не было тофаларской письменности. Их язык существовал только в устной форме. И вот в 1988 году был создан тофаларский алфавит на русской графической основе из сорок одной буквы.
Помимо тридцати двух букв русского алфавита тофаларская графика включает девять знаков для обозначения специфических тофаларских звуков.

«Чум обогревается теплом очага, а душа человека- песней и сказкой»,- гласит старинная тофаларская пословица. В былые времена среди тофаларов не было ни одного охотника или оленевода, который не знал бы старинных сказок, преданий и песен. В своем фольклоре тофалары воспевали суровую красоту Саянских гор, величавых кедров, прозрачность ручьев.

Настроения своего народа тофалары отражали в песнях. Постороннему кажется, что это просто набор слов, а оленевод вложил в слова душу- получилась песня. Как говориться в поговорке тофов: «Без крыльев птица не летает, без песен человек не живет».
Долгое время тофаларский фольклор существовал только в устной форме, он не был известен даже учёным. В прежние времена в Тофаларии было много сказочников. В самом бедном, холодном и мрачном чуме людей грели сказки, легенды, песни. И было от них теплее и светлее, чем от огня костра. Сказочники Тофаларии не обходили своим вниманием и детвору. Сказки знакомили тофаларских ребятишек с окружающим миром, житейской мудростью, чтобы помочь избежать ошибок на жизненном пути.

Мультфильмы по мотивам народов Севера:

Источник

Физика и тайна хакасской юрты

Введение

Юрта – национальный символ хакасов. В наше время традиционные национальные жилища, в частности юрты, в современном обществе можно увидеть крайне редко. Однако, с другой стороны, отдельные хакасские семьи на сегодняшний день строят большие дома в виде юрты.

Рассматривая хакасскую юрту изнутри и внешней стороны, у меня возникли вопросы: почему юрты делали многоугольными? Почему хакасы юрту покрывали берестой, а зимой – войлоком? Почему очаг находился в центре юрты и имел отверстие? Как отапливалось помещение, не было ли там холодно? Более того, мои родители рассматривают вопрос построения дома-юрты. Учет вышеизложенных фактов определил тему моей работы «Физика и тайна хакасской юрты». При поиске материала в интернете и литературе, я не смог найти отдельных исследований на эту тему. Поэтому данная тема актуальна для изучения.

Цель исследования: рассчитать сколько потребуется березовых дров для того чтобы нагреть юрту от 00до250С., провести эксперименты, демонстрирующие от каких величин зависит удельная теплоемкость камня и войлока, установить математическую зависимость.

Задачи:

Гипотеза: вероятно, что наши предки, жившие много лет назад, знали как сделать свои жилища более теплыми и прочными.

Объект исследования: юрта – традиционное жилище хакасов.

Предмет исследования: физика и тайна хакасской юрты.

Методы исследования: теоретический (анализ литературных источников), эмпирический (эксперимент на практике).

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями на уроке физики, на классных часах по теме традиционного жилища хакасского народа, людьми, которые планируют построить себе дом-особняк в виде юрты, а также туристами, интересующимися традицией и культурой хакасского народа.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Из истории появления первых юрт

Слово юрта пришло в русский язык из тюркского «jurt». Первоначально оно переводилось как «народ», позже так стали называть жилища кочевого народа, пастбища и даже родовые земли. В современных казахском и киргизском языках есть слово «ата-журт» — отечество или родина, но буквально это словосочетание переводилось как «отцовский дом».

Сходное по звучанию с юртой слово имеется и в монгольском языке — гэр, здесь это также синоним дома. Получается, что с языков многих кочевых народов «юрта» переводится просто как «дом» или «жилище», что подчеркивает ее важность и значимость.

Когда появились первые юрты? Об этом до сих пор спорят ученые, историки и искусствоведы. Наиболее распространены две версии: XII—IX или VIII-V века до нашей эры. Первая версия предполагает, что юрты — это жилища андроновцев, живших на Урале, в Сибири и Средней Азии еще в бронзовом веке. Но их варианты юрты похожи на бревенчатые хижины, то есть не совсем такие, какими их знают сейчас.

А вот жилища кочевников, живших на той же территории в VIII-V веках, практически такие же, какими мы сегодня знаем юрты. Достоверно известно, что юртами пользовались хунны, тюрки, монголы, казахи и туркмены, но у каждого народа были свои варианты.

1.2. Юрта – национальный символ хакасов

Традиционным жилищем хакасов-скотоводов была круглая юрта, крытая летом берестой, а зимой – войлоком. Начиная с середины XIX века на территории левобережья Среднего Енисея с переходом к оседлому и полуоседлому образу жизни, в Хакасии распространяется стационарная многоугольная деревянная юрта с пирамидальной крышей – агас иб. Они были шести-, восьми-, десятиугольными, а у богатых двенадцати– и даже четырнадцатигранными.

Стены деревянной юрты складывались из отесанных лиственничных бревен в 8-10 венцов. Высота обычной юрты доходила до 3,5 метров при диаметре 6-8 метров. Хакасы верили, что нужно жить в гармонии с миром, найдя свое место в окружающей действительности. И юрта повторяла этот мир вокруг, а каждый человек в ней знал свое место. Можно сказать, что юрта – это микрокосмос в хакасском мировоззрении. У юрты есть небо – купол, выход в космос – тунук (круглое отверстие в куполе), гора – южная, мужская половина юрты (здесь устанавливалась мебель и мужские орудия труда) и низина – женская, северная половина (на женской половине располагались буфетные стойки с посудой, женские орудия труда – прялки, ступы, одежда). Женщинам запрещалось проходить на мужскую сторону. Супружеская кровать располагалась напротив двери на западной стороне и занавешивалась пологом. В социальном отношении юрта делилась на непочетную и почетную части. Первая располагалась от двери до очага, вторая начиналась от очага – здесь принимали наиболее уважаемых гостей. Дверь юрты, как и у других тюркских народов, была ориентирована на восток, что связано с почитанием солнца.

Символическим центром юрты являлся очаг, над которыми находился дымоход. Пол традиционных жилищ хакасов был земляным. Он застилался невыделанными шкурами (талбах), а сверху покрывался кошмами (киис).

Почему юрта круглая (многоугольная)?

Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость к ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган, а еще круглые здания наиболее устойчивы, а также гораздо вместительнее четырехугольных домов.

Почему хакасы юрту покрывали берестой, а зимой – войлоком?

Чтобы войлок юрты не промокал от дождя и снега, сверху закрывали берестой. А белый цвет хорошо отражает солнечные лучи. Богатые хозяева покрывали юрты белым войлоком, иногда узорчатым. Например, 1704 г. у князя Улагача казаки захватили » цветную юрту со всяким убранством». А зимой юрту покрывали войлоком, так как войлок плохой проводник тепла, за счет того, что между собой его шерстинками содержится воздух.

Зачем нужно отверстие в куполе?

Отверстие в куполе, которое называют тунук, имеет сразу несколько функций. Это и вентиляционная шахта, и освещение, и часы, и ритуальный символ. Установка юрты обычно делалась так, чтобы первые лучи света через тунук падали на мужскую половину, а закатные лучи — на женскую.

Как отапливалась юрта?

Отапливалась юрта, за счет расположенного в ее центре очага. Тепло по юрте, распространялось за счет излучения, от очага шли тепловые лучи и за счет конвекции, и циркуляции потоков воздуха.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Расчеты определения обогрева юрты березовыми дровами

Для расчета я исследовал юрту, которая находится на территории хакасской национальной гимназии. Я рассчитал сколько потребуется березовых дров для того чтобы нагреть юрту от 0° до 25°С. Но для того чтобы сделать расчеты необходимо знать объем юрты, массу воздуха и используя уравнение теплового баланса найти массу дров.

V2 = 1/3 π · r 2 · h2 = 1/3 · 3,14 · (3,2) 2 · 2 м = 1/3 · 3,14 · 10,24 · 2 = 21,4 м 3 – объем верхней части юрты под крышей восьмигранный конус, где r – радиус основания конуса, а h – его высота. Объем всей юрты равен сумме V1 и V2.

mв = ρ · V = 1,29 кг/м 3 · 74,68 м 3 = 96,34 кг.

cв · mв · Δt° = q · mдр отсюда следует mдр = cв · mв · Δt°/q = 2408500 Дж/1,3 · 10 6 Дж/кг = 1,85 кг. По расчетам должно хватить около 2 кг сухих березовых дров, но на практике массы этих дров не хватает для обогрева юрты. Почему?

За счет конвекционных потоков большее количество теплоты выходит через тунук. Обогрев юрты идет за счет излучения, т.к воздух обладает плохой теплопроводностью, то КПД от дров около 20%, следовательно дров необходимо приблизительно около 10 кг. Это было доказано практически на опыте.

2.2. Определение удельной теплоемкости камня.

Очаг в юрте складывается из камней и глины. Я определил плотность камня. Для этого я нашел его массу (m=0,068кг). Чтобы вычислить объем этого камня, я налил в мензурку 0,1 кг воды и опустил в нее камень. По разности уровня воды до и после опускания камня можно рассчитать его объем:V=0,000021 м3. Тогда его плотность:

Еще я рассчитал удельную теплоемкость камня. Для этого я сначала опустил его в холодную воду (t°1 = 20 °C), а затем в горячую воду (t°2 = 70 °C). Через некоторое время температура воды изменилась (t° = 50 °C). Получим уравнение теплового баланса Q1 = |Q2|, где Q1 – количество теплоты, принятое камнем, и Q2 – количество теплоты, отданное горячей водой, или |Св · mв·(t° – t°2)| = Cк · mк · (t° – t°1). Тогда Cк = |Св · mв · (t° – t°2) | / mк · (t° – t°1) = 4117 Дж/кг · °С. То есть если разжечь очаг, то камни будут нагреваться и остывать достаточно медленно.

2.3. Определение удельной теплоемкости войлока

Войлок саморегулирует микроклимат в юрте, летом в ней не жарко, а зимой тепло.

Я определил удельную теплоемкость войлока. Для этого опустил войлок (m = 0,009 кг, t°1 = 20°С) в горячую воду (m = 0,125 кг, t° = 85°С). Через некоторое время температура воды изменилась (t° = 82°C). Свойл = |Св · mв(t° – t°2| / mвойл(t° – t°1) = 940Дж/кг · °С. Т.е. чтобы летом солнце нагрело войлочный покров и саму юрту, нужно большое количество теплоты.

Большой объем воздуха участвует в конвекции. При зажигании очага дым идет вверх, а теплообмен осуществляется за счет конвекции. Также плотность дыма меньше плотности воздуха, поэтому действует архимедова сила, направленная вертикально вверх, и дым выходит, нагревая молекулы воздуха, а высокая труба создает разность давлений между полом и отверстием дымохода.

Заключение

Хакасия – земля наших далеких предков, живших много-много лет тому назад. Хакасия – сила хакасского народа. Она живет в душе каждого хакаса. Наши предки оставили нам много интересных вещей, которые мы до сих пор не можем понять. Это курганы, письма на холмах и камнях, орудия труда и многое другое. Я думаю, что наши предки хотели передать свои знания, рассказать нам как они жили в эти далекие времена, как выживали в трудных ситуациях, кого они почитали, рассказать как они строили себе жилища и многое другое. Хакасы – сильный и могучий народ, они почитали свою родную землю, огонь, воду, тайгу. Они кормили огонь, веря в то, что огонь – это божество. До сих пор мы – хакасы, верим в это и стараемся сохранить традиции и обычаи своего народа. В своем исследовании я сделал такой вывод: наши предки, жившие много лет назад, знали как сделать свои жилища более теплыми и прочными. Они делали это все без современных оборудований и орудий. Это нам говорит о том, что наши предки были умными и способными людьми, умевшие выживать в трудных и опасных ситуациях.

Таким образом, цели и задачи, поставленные мною, я считаю, решены. Гипотеза работы о том, что наши предки, жившие много лет назад, знали как сделать свои жилища более теплыми и прочными, подтверждена.

Проделанная исследовательская работа позволяет сделать вывод о том, что настоящая работа актуальна и интересна. Исследования в этом направлении могут быть продолжены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *