субсидии для малого бизнеса на что можно потратить
Как бизнесу получить субсидии на работников с 1 ноября 2021 года
Правительство утвердило программу господдержки малого и среднего бизнеса из-за нового локдауна. Компании из реестра МСП смогут получить по одному МРОТ на каждого работника и не возвращать эти деньги. Господдержка положена только пострадавшим отраслям. Подать заявление можно онлайн с 1 ноября, а деньги тратить как угодно.
Вот главное об этой программе: кто и как сможет получить деньги.
Курс о больших делах
Что это за программа
Это новая программа господдержки, которая была анонсирована на недавнем совещании президента и правительства в связи с новыми ограничениями и нерабочими днями. Компании и ИП могут получить гранты в зависимости от официального количества работников в штате. Всего гранты будут выделены примерно на 3 млн работников — на выплаты пойдет в общей сложности 38,5 млрд рублей.
Такая программа уже работала в 2020 году. Это новый этап, но условия изменились. Сейчас эта господдержка называется субсидией на нерабочие дни. Есть еще на карантин — это зависит от региональных ограничений.
Кто получит деньги
Гранты положены организациям и ИП, которые соответствуют таким требованиям:
Каков размер субсидии
Субсидия на нерабочие дни считается по такой формуле:
Количество работников по отчетности за июнь 2021 года × 12 792 Р
Численность работников учитывается по данным РСВ за полугодие — при условии, что отчетность представлена вовремя. Оформить кого-то задним числом уже не получится. ИП без работников получат по 12 792 Р на себя, с работниками — еще и на весь штат.
Деньги дают один раз и без разделения на части.
Как оформить субсидию
Автоматически она не придет — нужно подать заявление. Это можно сделать онлайн или по почте:
Что с налогами и взносами
Эта субсидия освобождена от налогов. А если она идет на зарплату, то и от взносов и НДФЛ тоже.
Какие еще есть меры поддержки бизнеса
Из-за нерабочих дней до конца года еще можно будет взять льготный кредит под 3%. Но это не субсидия, деньги придется вернуть. А льготная ставка сохранится, только если 90% работников останется в штате.
Новая коронавирусная субсидия для МСП и СОНКО: уже можно подать заявление
Субъекты малого и среднего бизнеса, а также СОНКО уже могут обращаться за новой коронавирусной субсидией (постановление Правительства от 07.09.2021 № 1513, в ред. постановления Правительства от 28.10.2021 № 1849, далее — Правила).
Таких субсидий две — для частичной компенсации затрат в связи с:
Важно! Субсидия за нерабочие дни и субсидия на карантин — это отдельные субсидии.
Подавать заявление на соответствующую субсидию нужно в свою ИФНС. Направляется оно в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика либо в бумажном виде почтой.
Формы заявлений утверждены в приложениях к Правилам:
— приложение № 2 — для субсидии на карантин;
— приложение № 4 — для субсидии за нерабочие дни.
Скачать бланки вы можете в «КонсультантПлюс» бесплатно, оформив пробный доступ к системе.
Заявления на принимаются:
Условия получения
Претендовать на субсидии можно, если:
Условия для СОНКО см. в пп. 4 и 4.1 Правил.
О том, как коронавирусные субсидии отражаются в учете, читайте в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Быстро узнать, положена субсидия именно вам, можно по ИНН — с помощью специального сервиса от ФНС России. Сервис проводит проверку сразу по всем параметрам и выдает вердикт вот в таком виде:
Размер субсидии
Размер субсидии на карантин определяется исходя из МРОТ на 1 января (12 792 руб.) и количества сотрудников в июне 2021 года. Численность проверят по расчету страховых взносов или 6-НДФЛ. ИП учитывается, как отдельная единица.
При этом субсидия равна:
ИП без работников могут получить половину или целый МРОТ за 2 или 4 недели соответственно.
Субсидия за «президентские» нерабочие дни предоставляется в размере целого МРОТ на каждого сотрудника также по состоянию на июнь 2021 (численность определяется по данным РСВ) и на самого ИП.
То есть суммарно субсидия за нерабочие дни и за карантин может составить до 2 МРОТ на работника (и на ИП).
Отказ и возврат субсидии
В выделении денег откажут, если
Если какие-то нарушения будут выявлены позднее (например, обнаружатся повлиявшие на сумму субсидии искажения в РСВ или 6-НДФЛ), субсидию придется вернуть.
Перечень отраслей, которым полагается субсидия
Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности
Код ОКВЭД 2
Субсидия на карантин
(Приложение № 3 к Правилам)
Субсидия на нерабочие дни
(Приложение № 5 к Правилам)
Деятельность в области демонстрации кинофильмов
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений
Выплаты и льготные кредиты: меры поддержки бизнеса осенью 2021
В связи с этим будут возобновлены меры господдержки, которые раньше уже вводились, но сейчас не действуют. Нормативных документов пока нет, но общие условия зампред правительства уже описал. Вот на что может рассчитывать бизнес в пострадавших отраслях.
Курс о больших делах
Гранты на работников
Заявление можно отправить с 1 ноября по 15 декабря. Выплаты начнутся с 15 ноября, в течение 8 дней после обращения.
Всего на эти цели выделят 27 млрд рублей.
Льготные кредиты под 3%
Бизнес из пострадавших отраслей сможет брать льготные кредиты. Максимальная сумма рассчитывается по формуле:
МРОТ × Количество работников × 12 месяцев.
То есть малая компания, в которой работает до 250 человек, сможет получить до 40 млн рублей по льготной ставке — 3% годовых. Разницу банку компенсирует государство.
Первые полгода платить проценты вообще не придется. Потом ставка составит 3%, но только если компания сохранит не менее 90% сотрудников. Иначе ставка вырастет до рыночной. Возвращать деньги нужно будет равными частями в течение 12 месяцев.
На субсидии бизнесу по этой программе выделяют 8 млрд рублей. Оформление — через банки. Правила уже известны — можно обращаться в банк с заявкой.
В начале 2021 года похожая программа уже работала. Не перепутайте с господдержкой «ФОТ 2.0»: по ней деньги можно было не возвращать, но сейчас так не получится. Кредит придется отдавать всем.
О кредитных каникулах, отсрочке оплаты аренды, возврате уплаченных налогов речи на заседании не шло. Пока эти меры вводить не планируют.
Новая «коронавирусная» субсидия: на что можно потратить и кто проверит целевое расходование
В июле Правительство приняло решение о выделении бизнесу новой субсидии. В отличие от предыдущих субсидий, эта носит целевой характер — она выдается на проведение мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции. Целевое назначение субсидии вызывает следующие вопросы. На что ее можно потратить? Кто и как будет проверять целевое расходование средств? Можно ли зачесть целевые расходы, сделанные до получения субсидии? Что грозит тем, кто потратит деньги не по назначению? Давайте разбираться.
Что написано в правилах выдачи субсидии
Субсидия выделяется ООО и ИП с определенными кодами ОКВЭД, которые также включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (подробнее см. «Утверждена новая субсидия для малого бизнеса: кто может её получить»).
Справка
Узнать о том, какие ОКВЭД присвоены вашей организации или ИП, можно с помощью выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, а также проверить, включены ООО или ИП в реестр малого и среднего бизнеса можно с помощью сервиса «Контур.Фокус».
Порядок выдачи и использования «профилактических» субсидий регулируется постановлением правительства РФ от 02.07.2020 № 976. Уже из его названия следует, что деньги выдаются бизнесу не просто так, а на определенные цели. А именно: «на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции».
Постановление утверждает правила выдачи субсидии. В пункте 5 Правил сказано: деньги выделяются на первоначальные расходы по профилактике (15 тыс. руб.) и на текущие (по 6 500 руб. на каждого работника). Предприниматели, не имеющие сотрудников, получают деньги только на первоначальные расходы.
Однако ни конкретного перечня мер по профилактике, на которые следует расходовать полученные деньги, ни положений о том, что будет, если средства потрачены на другие цели, Постановление не содержит. Единственный пункт об ответственности, который имеется в Правилах, касается искажения получателем данных в отчетности, которая сдается в ПФР — на основании этих сведений рассчитывается сумма субсидии. В частности, используются сведения из формы СЗВ-М.
В пункте 12 Правил указано, что в случае искажения отчетности полученные деньги подлежат возврату в бюджет. Кроме того, стоит обратить внимание на пункт 13, который предоставляет федеральному казначейству право контролировать соблюдение целей предоставления субсидий.
Подведем промежуточный итог. Основной документ, регулирующий выдачу субсидии на дезинфекцию, оговаривает ее целевое назначение и закладывает механизм контроля за его соблюдением. Однако никаких положений о мерах ответственности за нецелевое использование денег не содержит.
Что считать нецелевым использованием
Очевидно, что перед тем, как говорить об ответственности за нецелевое расходование денег, следует определить: на какие конкретно нужды может расходоваться субсидия. Как уже упоминалось, само Постановление описывает цель максимально широко: «проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции». Это значит, что траты на любые товары, работы или услуги, хоть как-то связанные с профилактикой (дезинфекция помещений, покупка средств защиты, проведение анализов и т.д.), в рамках Постановления № 976 будут считаться целевыми.
Важно
Ни в Постановлении, ни в Правилах не оговорено, что субсидия выделяется на покрытие уже понесенных затрат. Получается, что налогоплательщик не может направить бюджетные деньги на другие нужды, даже если ранее он уже потратил аналогичные суммы на профилактические мероприятия. Такое расходование субсидии может быть признано нецелевым.
Нецелевое использование и налоги
Налоговый кодекс содержит норму о необходимости соблюдать целевое назначение бюджетных ассигнований. Речь идет о правилах подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Там сказано: использованные не по назначению целевые средства утрачивают статус освобождаемых от налогообложения и должны включаться в состав внереализационных доходов. Однако применить эти положения к «профилактической» субсидии не получится.
Дело в том, что подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит собственный закрытый перечень целевых поступлений, к которым применяется данная норма. И коронавирусные субсидии там не поименованы. Более того, для них законодатели ввели в п. 1 ст. 251 НК РФ отдельный пункт за номером 60. А этот пункт не содержит никаких оговорок о целевом использовании полученных из бюджета денег и последствиях нарушения такового.
Таким образом, с точки зрения НК РФ у налогоплательщиков, подпадающих под действие подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, субсидия на дезинфекцию не будет облагаться налогом на прибыль (либо единым налогом при УСН) вне зависимости от того, на какие цели реально будут истрачены деньги. Более того, освобождение будет действовать и в ситуации, когда деньги в принципе не будут потрачены, а останутся на счете налогоплательщика.
Есть ли санкция в Бюджетном кодексе
Поскольку субсидия выделяется за счет бюджета, к отношениям по ее получению и расходованию могут применяться правила бюджетного законодательства. Давайте ознакомимся с ними.
Порядок предоставления субсидий получателям из внебюджетного сектора (коммерческим организациям и ИП) урегулирован статьей 78 Бюджетного кодекса. Данная статья содержит общее положение о том, что правила, на основании которых выделяется субсидия, должны содержать обязательный пункт о контроле за целевым использованием денег. Однако конкретной ответственности за нецелевое использование средств не устанавливает.
Не установлена такая ответственность и в статье 306.4 БК РФ, которая целиком посвящена нецелевому использованию любых бюджетных средств, в т.ч. и полученных на основании постановлений правительства РФ. Правда, пункт 2 данной статьи устанавливает наказание в виде безусловного взыскания использованных не по назначению денег только в отношении целевых межбюджетных трансфертов. В данном же случае деньги выделяются напрямую из федерального бюджета. Поэтому, хотя ситуация в целом и подпадает под действие п. 1 ст. 306.4 БК РФ (т. е. признается нецелевым использованием бюджетных средств), применить правила п. 2 ст. 306.4 БК РФ об ответственности не получится.
Грозит ли административная ответственность
Следующая норма, которая может применяться к получателям «профилактической» субсидии — статья 15.14 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Она так и называется: «Нецелевое использование бюджетных средств». А как мы помним, определение нецелевого использования, данное в п. 1 ст. 306.4 БК РФ, охватывает и получателей субсидии.
Статья 15.14 КоАП РФ гласит: ответственность в виде штрафа и дисквалификации может наступать за то, что бюджетные средства направлены на цели, не соответствующие указанным в том нормативном правовом акте, на основании которого они выделены. Очевидно, что расходование «профилактической» субсидии на какие-либо иные цели в полной мере подпадает под действие данной статьи КоАП РФ. А значит, если организация или ИП истратит полученные деньги на что-то не связанное с профилактикой коронавируса, то им грозит административный штраф: для ИП — от 20 до 50 тыс. руб.; для организаций — от 5 до 25 процентов использованных не по назначению средств. Также ИП или руководитель компании могут быть дисквалифицированы на срок от года до трех лет.
Обратите внимание
Если сумма израсходованной не по назначению субсидии составит 1,5 млн. руб. и более, то возможна уже уголовная ответственность. Статья 285.1 УК РФ предусматривает за нецелевое использование максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Подведем итог
Специального механизма контроля за расходованием субсидии на дезинфекцию не установлено, однако органы казначейства и финансового контроля имеют право проверять целевой характер соответствующих трат (п. 13 Правил, п. 2.1 ст. 266.1 БК РФ). Соответствующие документы могут запрашиваться и у самих получателей субсидии (ст. 267.1 БК РФ).
Расходование бюджетных денег на цели, никак не связанные с профилактикой коронавируса, может обернуться для получателя штрафом и дисквалификацией (ст. 15.14 КоАП РФ). А при значительных суммах субсидии — даже уголовным преследованием (ст. 285.1 УК РФ). При этом каких-либо налоговых или «бюджетных» последствий в данном случае не предусмотрено.
Отдельно стоит заметить, что наказывается именно расходование субсидии на цели, не соответствующие Постановлению № 976. А значит, наказание не может применяться к организациям и ИП, а также их должностным лицам, если полученная сумма просто «осела» на банковском счете и вообще не использована.
ФНС разъяснила порядок получения безвозмездной финансовой помощи
Безвозмездная финансовая помощь бизнесу в 12 130 руб. на каждого сотрудника будет перечислена вне зависимости от отработанного им времени. Деньги начнут поступать на счета с 18 мая. Порядок выдачи субсидий разъяснила заместитель главы Федеральной налоговой службы (ФНС) Светлана Бондарчук на вебинаре Торгово-промышленной палаты, РБК следил за трансляцией.
Организации малого и среднего бизнеса и индивидуальные предприниматели (ИП) из наиболее пострадавших отраслей экономики в мае и июне смогут получить безвозмездную финансовую помощь по 12 130 руб. (минимальный размер оплаты труда) на каждого сотрудника. Деньги можно потратить на свое усмотрение: на зарплаты, коммунальные или арендные платежи и пр.
Претенденты на субсидии должны соответствовать критериям:
Субсидия рассчитывается просто: число штатных работников умножается на размер МРОТ (12 130 рублей), пояснила замглавы ФНС. Для ИП субсидия выплачивается на каждого наемного работника плюс самого предпринимателя. «Если у ИП нет наемных работников, он получит субсидию на себя в размере 12 130 руб. за каждый месяц», — уточнила замглавы ФНС.
Позитивная новость в том, что субсидия выплачивается в полном объеме, даже если сотрудник работал неполный день. «Неважно, сколько человек работал за месяц — даже если один день, субсидия будет выдана в полном объеме, если он штатный сотрудник», — подчеркнула Бондарчук. Это означает, что на каждого сотрудника, переведенного на полставки или ⅔ ставки из-за вынужденного простоя, предприятие все равно получит по 12 130 руб.
Сохранение занятости на предприятии ФНС проконтролирует на основании данных Пенсионного фонда (ПФР). Каждый месяц предприятия должны сдавать в ПФР отчетность по форме СЗВ-М, где отражены данные об уволенных и новых сотрудниках. Отчетность за март должна быть сдана до 15 апреля, за апрель — до 15 мая. «Мы никаких корректировок в отчетность не вносим, для нас это — истина в последней инстанции», — подчеркнула замглавы ФНС.
Численность сотрудников всегда будет сравниваться с данными на март, подчеркнула Бондарчук. Из этого следует, что нельзя, например, в апреле уволить до 10% сотрудников и в мае — еще 10% и все равно получить субсидию.
Заявление о получении субсидии можно подать через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или почтой. «Если ИП зарегистрирован в одном регионе, а работает в другом, подать заявление нужно в налоговый орган по месту жительства», — пояснила Бондарчук. На выплаты за апрель заявления будут принимать с 1 мая до 1 июня; за май — с 1 июня до 1 июля.
Налоговые органы проверят, соответствует ли заявитель всем критериям, и уточнят в банке, действительно ли указанный в заявлении счет принадлежит данной организации или ИП. Субсидии можно получить за оба месяца, если весь период соблюдать все условия.
Выплаты начнутся после 18 мая. «Это связано именно со сроками предоставления отчетности о численности сотрудников за апрель в ПФР», — пояснила замглавы ФНС. Деньги должны поступить на счет через Федеральное казначейство не позднее трех рабочих дней после одобрения заявления. Субсидии никакими налогами не облагаются.