субфедеральные облигации что это
Новые ценные бумаги на Мосбирже за сентябрь 2020
В сентябре на Московской бирже, как обычно, было размещено много новых облигаций. Тем, кто предпочитает фонды, могут понравиться новые биржевые ПИФы от российских УК, а еще появились депозитарные расписки одной известной российской компании.
Часть новых облигаций мы не упоминаем. Это бумаги для квалифицированных инвесторов, облигации с погашением более чем через 10 лет с даты публикации этого материала, очень короткие бумаги, например однодневные, инвестиционные облигации с привязкой доходности к каким-то активам и бумаги, у которых на момент подготовки обзора были явные проблемы с ликвидностью.
Облигации отсортированы по группам: сначала государственные облигации, потом облигации регионов, затем корпоративные. Внутри групп они отсортированы по дате погашения: от коротких к длинным. Депозитарные расписки и фонды — в конце материала.
Это обзор, а не инвестиционная рекомендация. Все решения вы принимаете самостоятельно.
А где эти бумаги в Тинькофф-инвестициях?
Но дайджест Т—Ж не привязан к Тинькофф-инвестициям : мы рассматриваем новости биржи в целом и не можем обходить стороной тех читателей, кто пользуется услугами других брокеров.
Любим, ценим,
Инвестредакция
Эмитент — Министерство финансов Российской Федерации.
Погашение — 23 декабря 2026 года.
Ставка купона — рассчитывается исходя из среднего значения ставок RUONIA за текущий купонный период с лагом семь дней. Будет 25 купонных периодов, купоны выплачиваются раз в 182 дня. Ближайшая выплата назначена на 30 декабря 2020 года.
1 октября эта облигация в среднем торговалась за 97,54% номинала. Поскольку размер купонов заранее не известен, доходность этой облигации не рассчитать.
Эмитент — Министерство финансов Российской Федерации.
Погашение — 18 октября 2028 года.
Ставка купона — рассчитывается исходя из среднего значения ставок RUONIA за текущий купонный период с лагом семь дней. Будет 32 купонных периода, купоны выплачиваются раз в 182 дня. Ближайшая выплата назначена на 27 января 2021 года.
1 октября эта облигация в среднем торговалась за 97,17% номинала. Поскольку размер купонов заранее не известен, доходность этой облигации не рассчитать.
Новый подход к финансированию: как регионы используют субфедеральные облигации
Фото: Пресс-служба Администрации губернатора и Правительства Пермского края
Участники круглого стола «Развитие рынка субфедеральных облигаций. Платформенные решения и ESG-факторы», прошедшего в Совете Федерации РФ, отметили, что регионы России все активнее используют субфедеральные облигации для финансирования крупномасштабных проектов, в том числе инфраструктурных. Некоторые области России и даже муниципалитеты пользуются этим инструментом не первый год. В дискуссии принимали участие представители Совета Федерации, Госдумы, Центрального Банка России, министерства финансов и региональных властей, сообщает «Комсомольская правда».
Субфедеральные облигации — это долговые ценные бумаги, выпускаемые регионами России и муниципальными образованиями, имеющие хождение на рынке наряду с государственными (ОФЗ) и корпоративными облигациями.
«Инструмент субфедеральных займов был в значительной степени востребован в прошлом году и будет востребован в еще большем объеме в 2021 году, — отметил в ходе дискуссии Тимур Максимов, замминистра финансов РФ. — Судя по бюджетным планам российских регионов, 29 субъектов запланировали выход на рынок в этом году. У нас есть и правовая база для успешной работы регионов на рынке, и качественная инфраструктура, созданная за последние 10 лет. И самое главное — есть инвесторы, есть спрос со стороны рынка на бумаги регионов, что позволяет уже сегодня активно пользоваться этим инструментом».
По словам Сергея Швецова, первого зампреда Банка России, субфедеральные облигации должны, как и ОФЗ, демонстрировать ликвидность, то есть способность быстро продать товар или услугу по цене близкой к рыночной. А также безопасность работы с ними.
Как отмечает губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, краевые власти планируют использовать этот инструмент для обеспечения финансирования строительства объектов в рамках подготовки к празднованию 300-летия Перми. Планируемая сумма займа на рынке — 5 млрд рублей.
Дмитрий Скриванов, депутат ГД от Пермского края, член комитета по финансовому рынку, считает, что в настоящее время долговая нагрузка регионов России остается на довольно низком уровне. А значит, эти средства могли бы существенно помочь регионам нарастить объемы вложений в экономические проекты для стимулирования занятости в субъекте и реализации национальных проектов.
«Выпуск целевых облигаций поможет региону профинансировать и инженерную инфраструктуру, и транспорт, и социальную сферу, а также программы комплексного развития территории», — говорит Дмитрий Скриванов.
Дмитрий Скриванов напомнил, что на состоявшемся в марте заседании думского комитета по финансовому рынку он поинтересовался мнением министра финансов России по вопросу стимулирования региональных заимствований путем частичной компенсации региону-эмитенту размера купонных выплат по выпущенным облигациям.
«Антон Германович положительно отреагировал на мои предложения и пообещал дать поручение детально изучить вопрос, особенно в части финансирования строительных и инфраструктурных проектов, в общем всего того, что имеет отношение к национальным проектам», — пояснил депутат.
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Инвестиции без вреда для природы: что такое «зеленые» облигации
Что такое «зеленые» облигации
Это один из активов ответственного инвестирования (ESG) — подхода, при котором выбор ценных бумаг основывается на экологических, социальных и управленческих (Environmental, Social, Governance) факторах. Делая вложения в «зеленые» облигации, инвестор освобождает себя от переживаний по поводу окружающей среды, ведь выпускаются они для финансирования экологических проектов.
По механике «зеленые» облигации ничем не отличаются от обычных — это те же долговые бумаги с фиксированным доходом. Инвестор на определенный срок дает свои средства взаймы эмитентам — организациям, выпустившим облигации. Однако в этом случае привлекаемые финансы идут на улучшение экологической обстановки и минимизацию наносимого природе вреда: развитие возобновляемых источников энергии, сохранение биоразнообразия, рекультивацию земель, строительство комплексов по переработке отходов, внедрение электротранспорта, совершенствование очистных сооружений, адаптацию к изменению климата и пр.
В чем их особенность
Чтобы получить официальный статус «зеленых», выпуск облигаций должен соответствовать особым принципам — Green Bond Principies (GBP), которые сформулировала международная ассоциация рынков капитала International Capital Markets Association (ICMA), либо подходить под требования организации Climate Bonds Initiative. Подтвердить «зеленость» облигаций должен внешний эксперт — компания-верификатор. Если у независимой проверки не возникает вопросов к использованию средств, процессу отбора проектов и отчетности, облигации могут считаться «зелеными». Однако и после выхода бумаг на рынок эмитенты должны регулярно сообщать о тратах и реализации своих природоохранных работ.
Когда появились «зеленые» бонды
В 2007 году Европейский инвестиционный банк выпустил первую «экологическую» облигацию под названием Climate Awareness Bonds. Средства предназначались для финансирования проектов в области альтернативных источников энергии и повышения энергоэффективности. Годом позже Международный банк реконструкции и развития, выпустил облигации, которые уже носили название «зеленые» (Green Bonds). Затем подобные бумаги стали выпускать и другие наднациональные институты и банки развития. Перелом наступил в 2013 году, когда с «зелеными» бондами на рынок вышли крупные компании. С тех пор выпуск подобных облигаций неуклонно растет.
Бум на мировом рынке
Помимо «зеленых» на мировых биржах появились социальные облигации и облигации устойчивого развития. ESG-повестка на финансовых рынках — не мода, но долгосрочная мировая тенденция, появившаяся из Целей Устойчивого Развития ООН. Инвесторы все чаще будут обращать внимание не только на операционные и финансовые показатели, но и на подход компаний к ответственному ведению своей деятельности.
Кто выпускает «зеленые» облигации
Эмитентами выступают корпорации, девелоперы, муниципалитеты, правительства стран и регионов, наднациональные институты. В мировом соотношении большая часть выпуска «зеленых» облигаций приходится на финансовые и производственные компании, а также на банки развития. В число крупнейших эмитентов входят финансовый конгломерат Fannie Mae и такие компании как SNCF, Berlin Hyp, Apple, Engie, ICBC, Credit Agricole. Однако в 2020 году к активному выпуску «зеленых» бондов подключился и государственный сектор: центральные и региональные правительства и госкорпорации.
Преимущества «зеленых» бумаг
Выпуская «зеленые» бонды, организации получают ряд значительных привилегий: улучшение имиджа, приток новых инвесторов и привлечение ресурсов для экопроектов на выгодных условиях. В зарубежной практике некоторым эмитентам «зеленых» облигаций положены особые льготы. Например, они могут не выплачивать купоны (процентные платежи по облигациям) сами — эту функцию полностью или частично берет на себя государство. Инвесторы, в свою очередь, могут освобождаться от уплаты подоходного налога с процентов по «зеленым» бондам. Показательный пример — действия США в отношении облигаций Clean Renewable Energy Bonds (CREB) и Qualified Energy Conservation Bond (QECB). Правительство выплачивает по ним 70% купона, поэтому эмитентам на местах выгодно развивать программы по альтернативной энергии и ресурсосбережению.
В результате все в плюсе: государство получает гарантию на выполнение нужного экологического проекта, эмитент — заем на приятных условиях, а инвесторы — не облагаемый налогом доход. Это еще одна причина популярности «зеленых» облигаций.
Биржевые индексы и фонды
Чтобы отслеживать «зеленые» бонды и определять их среднюю доходность, на мировых биржах созданы специальные индексы. Самые крупные из них:
Также появились биржевые фонды, отслеживающие эти индексы. Например, iShares Global Green Bond ETF с тикером BGRN и VanEck Vectors Green Bond ETF (GRNB). Купив акцию биржевого фонда, инвестор приобретает долю «пирога», составленного из множества выпусков «зеленых» бондов.
«Зеленые» облигации в России
В нашей стране тренд на ответственное инвестирование только зарождается, однако первые шаги уже сделаны. Дебютный выпуск официальных «зеленых» бондов состоялся в 2018 году — компания «Ресурсосбережение ХМАО» разместила на Московской бирже выпуск облигаций объемом ₽1,1 млрд. Средства привлекались на создание межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки твердых коммунальных отходов в Нефтеюганском районе. По оценкам зарубежных экспертов, бумаги соответствуют «зеленым» принципам GBP. В 2019 году они попали в международный реестр Environmental Finance Bond Database, а затем в базу Green, Social and Sustainability Bond Database.
Первой российской компанией, разместившей «зеленые» облигации на внешнем рынке, стала РЖД. Выпуск был сделан в мае 2019 года — объем составил €500 млн. Предполагается, что «зеленые» деньги пойдут на финансирование кредитов, привлеченных на покупку электровозов и пассажирских поездов «Ласточка».
Летом 2019 года на Московской бирже появился отдельный сектор «Устойчивое развитие» — тут можно найти перечень торгующихся «зеленых» и социальных облигаций. Сейчас инвесторам доступны «зеленые» бонды от московского девелопера ФПК «Гарант-Инвест», финансового общества «РуСол 1», банка «Центр-Инвест» и транспортной компании ООО ТКК.
Также этой весной на Московской бирже впервые состоялся выпуск субфедеральных «зеленых» облигаций — столичное правительство разместило их в объеме ₽70 млрд. Власти Москвы намерены направить средства на реализацию проектов по снижению выбросов углекислого газа и загрязняющих веществ от автотранспорта. А именно — заменить автобусный парк Москвы на электробусы, построить новые станций метро и отреставрировать старые. Размещение оказалось удачным — спрос превысил объем выпуска на 20%.
Первый в России крупный форум на тему ESG состоялся в Москве 14 октября 2021 года при поддержке медиахолдинга РБК. С итогами конгресса «ESG-(Р)Эволюция» вы можете ознакомиться на странице мероприятия.
Москва – первый субъект Российской Федерации, вышедший на рынок с субфедеральными зелеными облигациями
Первый заместитель руководителя Департамента финансов, начальник Московского городского казначейства Евгений Меньшов в интервью рассказал о первом в России размещении на фондовом рынке субфедеральных зеленых облигаций, эмитентом которых выступил город Москва.
— Евгений Нариманович, в текущем году впервые за долгий период на рынок государственных облигаций вышла Москва — крупный и высокорейтинговый заемщик. По результатам анализа мнений участников рынка и экспертного сообщества, известно, что Москву ждали. С чем связано решение о размещении городских облигаций?
— Мы вышли на рынок исключительно с целью получения дополнительных ресурсов для финансирования перспективных проектов по развитию города. То есть весь объем заимствований будет инвестирован в экономику, а не направлен на покрытие текущих потребностей бюджета.
Москва в течение 8 лет не размещала на фондовом рынке новых выпусков облигаций. Но прошлый год стал для нашего города, страны и, наверное, всего мира одним из самых сложных за последние десятилетия. Кризисы случались и ранее, но пандемия новой коронавирусной инфекции оказала сильнейшее воздействие практически на все процессы, происходившие в экономике и социальной сфере, и отразилась в том числе и на столичном бюджете.
Из-за действовавших ограничений была временно приостановлена реализация некоторых проектов, направленных на развитие городской инфраструктуры. Кроме того, на борьбу с пандемией COVID-19 потребовалось оперативно выделить дополнительные средства. Важно, что бюджетная система Москвы справилась с проблемами, сохранила свою устойчивость, но при планировании главного финансового документа города на этот год мы уже не могли действовать по «доковидному» сценарию. Требовались другие решения и подходы.
При формировании основных параметров бюджета на 2021 год Правительством Москвы было принято решение обеспечить своевременное введение важнейших для горожан объектов. Одним из источников финансирования стали привлечённые на фондовом рынке средства.
Наш опыт прошлых лет показывает, что бюджетные инвестиции стимулируют развитие городской экономики за счет расширения спроса, создания новых рабочих мест, улучшения качества городской среды. Один рубль бюджетных инвестиций привлекает до 3 рублей частного капитала. Это способствует возвращению городской экономики на траекторию устойчивого роста. Но самое важное то, что москвичи получат новые объекты, значительно улучшающие городскую инфраструктуру причем в ближайшее время. Это поликлиники, детские сады, школы, станции метрополитена и другие объекты.
— Вы предложили инвесторам совершенно новый инструмент — зеленые субфедеральные облигации. Он популярен за рубежом, но не в России. Такой шаг был рискованным, и все же вы пошли на это. Почему именно зеленые?
— Мы стали первым субъектом Российской Федерации, вышедшим на рынок с субфедеральными зелеными облигациями. Привлеченные средства будут направлены на ускорение развития транспортной инфраструктуры и снижение негативного воздействия на окружающую среду. В качестве приоритетов в 2021–2023 годах определены проекты по строительству линий метрополитена и замене автобусного парка Москвы на электробусы.
Когда мы прорабатывали условия выпуска городских облигаций, то смотрели на ситуацию на российском и мировом долговых фондовых рынках и возможные варианты развития событий. Одновременно изучали опыт других мегаполисов и государств, провели ряд встреч с участниками рынка и регулятором. При этом обратили внимание на то, что популярность и востребованность у инвесторов зеленых облигаций в последние несколько лет в мире увеличивается очень быстрыми темпами. Так, по данным рейтингового агентства S&P, в текущем году объем эмиссии зеленых и социальных облигаций в мире достигнет 9 процентов от общего объема эмиссии долговых обязательств. Это порядка 700 миллиардов долларов.
В России в последние годы происходят схожие процессы. Сектор устойчивого развития на отечественном фондовом рынке стремительно наращивает объем торгующихся на нем ценных бумаг, привлекает внимание большего числа инвесторов. Потенциал российского рынка зеленых облигаций оценивается экспертами в 3 триллиона рублей до конца 2023 года.
Все больше эмитентов намерены выйти на рынок с долговыми обязательствами, соответствующими принципам зеленой экономики и устойчивого развития. Увеличивается количество инвесторов, готовых приобретать такие бумаги. Их интерес связан не только с получением стабильного финансового дохода, но и с реализацией политики социальной ответственности, поддержкой экологических проектов. Это уже новые принципы ведения бизнеса.
— Можно сказать, что данный сегмент фондового рынка находится еще только в самом начале формирования. С какими сложностями вы столкнулись при подготовке эмиссии? Расскажите о них, ведь это будет ценным опытом для других субъектов Российской Федерации, которые, безусловно, последуют за Москвой?
— Действительно, рынок долговых обязательств, соответствующих принципам устойчивого развития, в нашей стране находится в стадии активного формирования, а государственных ценных бумаг до настоящего момента на нем не было вообще. Поэтому закономерно, что, прежде чем мы смогли представить бумаги рынку, нам необходимо было решить ряд вопросов. Где-то мы опирались на зарубежный опыт, а где-то пришлось искать ответы самостоятельно.
Во-первых, это проблема статуса облигаций. Как их сделать зелеными? Мы изначально ориентировались на то, что зеленые облигации Москвы должны попасть в реестр Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) — ведущей организации в мире, занимающейся развитием фондового рынка. Быть в реестре ICMA — означает, что ценные бумаги соответствуют Принципам зеленых облигаций, утвержденным в 2018 году. Это «знак качества» для участников фондового рынка со всего мира, заинтересованных в ответственном инвестировании.
Правительством Москвы была разработана и утверждена Концепция зеленых облигаций города Москвы, в которой закреплены приверженность столицы принципам устойчивого развития. Документом определены перечень проектов для финансирования и их обоснование, а также ответственность города ежегодно публично размещать соответствующую отчетность. В настоящее время документ распространяется на 74-й выпуск Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы. Впоследствии в Концепцию могут быть включены другие выпуски.
Концепция прошла верификацию на соответствие Принципам зеленых облигаций у независимого оценщика, признаваемого ICMA, — в рейтинговом агентстве «Эксперт РА». После этого наши облигации попали в реестр ICMA. Отмечу, что 74-й выпуск облигаций г. Москвы был признан зеленым финансовым инструментом по методологии, разработанной «ВЭБ.РФ».
Непосредственно самому размещению предшествовала активная работа, которая проводилась в тесном взаимодействии с Московской биржей, Минфином России и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Одним из важных его этапов стало внесение Московской биржей изменений в правила листинга. Новая редакция Правил листинга разрешает включать в Сектор устойчивого развития субфедеральные и муниципальные облигации, выпускаемые для финансирования проектов в области экологии, защиты окружающей среды и социально значимых инициатив. Это очень важное решение, формирующее инфраструктуру рынка и позволяющее другим регионам и муниципалитетам выходить со своими зелеными облигациями на Московскую биржу.
Хочу поблагодарить руководство Московской биржи и профессиональных участников рынка за продуктивную совместную работу и конструктивную позицию. Вместе нам удалось быстро решить технические и организационные вопросы и провести эмиссию.
Особо отмечу, что 74-й выпуск зеленых облигаций Москвы включен в листинг ценных бумаг Люксембургской биржи. Сегодня на долю площадки приходится около половины мирового рынка зеленых облигаций. Листинг на Люксембургской бирже расширяет круг потенциальных инвесторов в зеленые облигации Москвы и подтверждает статус города, как эмитента высоконадежных ценных бумаг.
Однако при подготовке эмиссии возникли и некоторые трудности, связанные с нормами действующего законодательства. Например, большое количество экспертов обращают внимание на проблему, связанную с закрепленным в Бюджетном кодексе Российской Федерации принципом единства кассы в процессе исполнения бюджетов всех уровней и невозможностью изнутри «окрасить» поступившие средства. Это противоречит требованию обязательности целевого финансирования, которое предусмотрено принципами зеленых и социальных облигаций.
— И как Москва решила этот вопрос?
— В Концепцию зеленых облигаций города Москвы мы заложили обязанность предоставления отчетности о распределении эквивалента полученных от размещения средств по заявленным к исполнению проектам.
Подчеркну, что информация по зеленым облигациям будет прозрачной на всех этапах. Так, размещение ценных бумаг прошло открыто и публично, итоги эмиссии официально опубликованы. В соответствии с Принципами зеленых облигаций ежегодно мы будем предоставлять информацию о ходе реализации заявленных для финансирования проектов, достижении целевых показателей, а также информацию о неизрасходованных средствах, перенесенных на следующие периоды.
Мы сами заинтересованы в этой открытости. Нас часто спрашивают эксперты, журналисты, москвичи: для чего мы вышли на рынок заимствований? Теперь каждый сможет посмотреть и сравнить, сколько денег бюджет Москвы получил в ходе размещения зеленых облигаций, сколько и на какие цели израсходовано, а главное — что это дало городу, какой эффект достигнут.
— Как вы оцениваете итоги размещения зеленых облигаций? Получила ли Москва какую-то премию за «зеленость»?
— Пока мы можем говорить только непосредственно об итогах размещения 74 выпуска Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы. Напомню, что эмиссия прошла 27 мая текущего года на Московской бирже. Инвесторам было предложено 70 миллионов ценных бумаг номинальной стоимостью 1 тысяча рублей с постоянным купонным доходом и сроком обращения 7 лет.
Анализ результатов торгов показал высокий спрос со стороны участников фондового рынка на первые в России зеленые субфедеральные облигации. Несмотря на существенный объем эмиссии, спрос на 23 процента превысил предложение: поступило более 700 заявок на сумму 86,3 миллиардов рублей. Ставка купонного дохода установлена на уровне 7,38 процента годовых. Это соответствует заявленному диапазону доходности и ниже прогнозов участников рынка. Весь выпуск был выкуплен инвесторами в полном объеме.
Итоги размещения московских зеленых облигаций соответствуют нашим ожиданиям и расчетам. Активность инвесторов свидетельствует об их заинтересованности в финансировании городских проектов экологической направленности.
Выпуск Москвой зеленых облигаций оказал значимое влияние на развитие Сектора устойчивого развития Московской биржи: после эмиссии объем торгующихся на нем бумаг утроился, качественно изменилась и структура рынка.
При размещении зеленых облигаций мы не рассчитывали со стороны рынка на премию за «зеленость», так как он находится в стадии формирования, но уверен, что с повышением привлекательности и доступности для участников фондового рынка данного финансового инструмента инвесторы будут готовы предоставлять такую премию.
Отмечу, что облигации Москвы 74 выпуска пользуются вниманием инвесторов и на вторичном рынке. С момента начала торгов среднедневной оборот по ним составил 79,3 миллиона рублей. Это достаточно большие объемы для сегмента субфедеральных облигаций. В некоторые дни объемы торгов приближались к рубежу в 1 миллиардов рублей. В среднем совершается 140 сделок в день.
Облигации 74 выпуска активно торгуются в сегменте репо. Средний оборот таких сделок — порядка 400 миллионов рублей. за торговый день.
Высокие объемы торгов на вторичном рынке обуславливают узкий диапазон изменения доходности зеленых облигаций Москвы. Несмотря на повышение ключевой ставки Банка России и ставок денежного рынка, текущая доходность практически тождественна уровню доходности при размещении ценных бумаг на бирже.
— Какова структура по видам участников торгов? Есть ли какие-то особенности, связанные с зелеными облигациями?
— Как мы и предполагали, наибольший интерес к облигациям проявили банки и инвестиционные компании — они приобрели 74 процента всего объема выпуска. Доля компаний, осуществляющих доверительное управление ценными бумагами, составила 20 процентов. Оставшиеся бумаги распределены между иными юридическими лицами, физическими лицами и нерезидентами.
— На какую сумму приобрели ценные бумаги физические лица? Заинтересованы ли вы в том, чтобы увеличить их долю в числе приобретателей ваших облигаций?
— Да, работа по повышению привлекательности наших облигаций среди физических лиц является одним из важных направлений. По данным Московской биржи, на сегодняшний день в торгах могут участвовать почти 13 миллионов частных инвесторов. Это серьезный ресурс.
При размещении зеленых облигаций г. Москвы физическими лицами было подано более 600 заявок на покупку на сумму свыше 700 миллионов рублей. Все они были удовлетворены. Конечно, пока этот показатель выглядит весьма скромно, но мы намерены продолжать работу в этом направлении.
Правительством Москвы совместно с Московской биржей и Национальным расчетным депозитарием обсуждается возможность реализации проекта по повышению доступности облигаций для физических лиц на платформе финансового маркетплейса «Финуслуги», реализуемого по инициативе Банка России. Мы предлагаем создать условия, чтобы каждый желающий смог не только вложить средства и получать стабильный доход, но и внести свой вклад в развитие города.
Проект важен еще и тем, что, помимо создания простого и безопасного инструментария для управления капиталом, он неразрывно связан с вопросами повышения финансовой грамотности жителей и формированием культуры инвестирования. Данный круг вопросов мы будем поднимать в рамках мероприятий по повышению финансовой грамотности, организуемых Департаментом финансов города Москвы вместе со своими партнерами.
— Как Вы оцениваете перспективы российского рынка зеленых облигаций? Собирается ли Москва и далее присутствовать в этом секторе?
— Считаю, что развитие рынка зеленых облигаций расширяет возможности как для государственных, муниципальных и корпоративных заемщиков, так и всех категорий инвесторов.
Во-первых, принципы прозрачности и целевого финансирования повысят ответственность всех его участников. Инвесторы будут лучше понимать, на что государство или частная компания направляет заемные средства. Эмитенты же станут более ответственно подходить к выбору проектов, их экономическому обоснованию, расчетам рентабельности, потому что в случае невыполнения условий последуют санкции, ведущие к прямым финансовым и имиджевым потерям.
Во-вторых, на динамику развития рынка позитивным образом оказывают влияние рост популярности экологической тематики и необходимость построения зеленой экономики. Это происходит повсеместно, и наша страна здесь не исключение.
Проблема обеспечения устойчивого развития широко обсуждается в экспертных кругах. Так, темы, связанные с зеленым инвестированием, поднимались в этом году на Московском урбанистическом форуме, Петербургском международном экономическом форуме, Московском финансовом форуме, в Правительстве Российской Федерации, на площадках крупных компаний. Внимание к рынку экологического и социально ответственного финансирования огромно.
Вслед за Москвой возможность выхода на рынок с зелеными облигациями для финансирования инфраструктурных проектов рассматривают и другие регионы. Здесь мы готовы делиться приобретенными опытом и компетенциями и принимать активное участие в развитии рынка.
Что касается Вашего вопроса о дальнейшем присутствии столицы на рынке зеленых облигаций, то отмечу, что Правительство Москвы рассматривает возможность привлечения дополнительного финансирования проектов, соответствующих принципам устойчивого развития Организации Объединенных Наций. Конкретные шаги будут зависеть от текущих потребностей бюджета. Москва — первоклассный и ответственный заемщик, ее кредитный рейтинг соответствует суверенному кредитному рейтингу России. Уверен, что будущие выпуски городских зеленых облигаций будут востребованы участниками фондового рынка, разделяющими принципы ответственного инвестирования и стремящимися вложить средства в финансовые инструменты со стабильной доходностью.