оверлап велосипед что это

Оверлап велосипед что это

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Хорошие бренды (комплиты), собранные китайцами/тайваньцами/ и др:
Bianchi, Fuji, Cinelli, Specialized, SE, Cannondale

Скид (skid) — буквальный перевод – это полосы оставляемые колесом на асфальте. А в контексте глухой передачи подразумевают особый способ торможения.
Бывает длинный скид (long skid) — это не целесообразно использовать на дороге, а используется как некий трюковой элемент.

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Фиксы собирают, как правило, на трековой или, в крайнем случае, шоссейных рамах.

Шоссейные рамы отличаются геометрией: как правило, ниже каретка (каретка — узел велосипеда с подшипниками и валом на который одеваются шатуны) и база (расстояние от оси заднего колеса до оси переднего колеса) больше. Низкая каретка чревата тем что на поворотах возможна задевать асфальт шатунами (на фиксе то педали всегда крутятся) что крайне не желательно.
Так же шоссейные рамы имеют шоссейные же дропауты (то место куда вставляется колесо)
А тут могут возникнуть проблемы с натяжением цепи, особенно на современных рамах.

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Трековые рамы подобных недостатков лишены, но на трушных, настоящих, трековых рамах, особенно на маленьких ростовках, возможны оверлапы.

Оверлап — задевание обуви/туклипсы/педали за переднее колесо во время поворотов (ну на треках жи поворачивать рулем не нужно). Эта проблема возникает лишь на маленькой скорости, на большей же повороты совершают смещением центра тяжести относительно велосипеда.

Размер рамы выбирают исходя из роста (у профессиональных гонщиков все сложнее)
но одинаковые ростовки разных производителей могут различаться — смотрим спецификацию на сайте производителя.

Для роста 180см, обычно, подходит 56 и/или 58, ростовку можно подкорректировать настройками велосипеда (высота и положение седла, длинна и высота выноса).

Для трековых ХВЗ рам справедливо:

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

FOOT RETENTION
(способы закрепление ноги на педали велосипеда)

На велосипеде круговое, самое эффективное, педалирование возможно только с жестким сцеплением ног велосипедиста и педалей велосипеда, а на велосипеде с глухой передачей жизненно важно постоянно удерживать ноги на педалях (если у вас нету тормоза конешн), для этого используют разные технические средства:

Самый распространенный и фиксшуйный путь:

Туклипсы(toe clips) — рамки особой формы прикрепленные к педали, чаще всего используются с ремешком. Они бывают из различных материалов, различных форм. Выбор велик и это самый дешевый способ закрепление ноги на педали.

Cтрэпы (straps) — ремень, как правило с липучкой для регулировки, который продевается сквозь педаль. В основном они используются на трюковых велосипедах, так как толкать педаль вперед в стрэпах не удобно, но они мене громоздки и более комфортны чем туклипсы.

Или контактные педали с специальной обувью.

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Массовая продукция ХВЗ (Харковского Велосипедного Завода)

Крайне распространена на просторах бывших союзных республик, дешева и не блещет качеством, не стандартные размеры некоторых узлов, шагов резьбы — все это делает хвзятину крайне непривлекательной в качестве основы для Фикса, но у нее есть и плюсы — легкая доступность и копеечная стоимость.

Для более менее приличного фикса на базе шоссейных (лучше конеш на трековых, но найти их сложнее и они дороже, как правило) хвз велосипедов лучше использовать старт-шоссе, чемпион-шоссе, спорт-шоссе — которые можно купить в сборе за 25-100 евро (туристы, спутники, украины еще хуже и с ними лучше вообще дел не иметь).
Шоссейные хвз велосипеды оснащались трубчатой резиной и шатунами на клиньях — эти запчасти стоит менять в первую очередь, ведь этим трубкам больше 20 лет, а клинья на шатунах сорвет при первом серьезном скиде.

Будут проблемы с подседелом (подсидельным штырем, палкой на которой крепится седло) — на ХВЗ (стартонах и рекордах) стандарт 25мм, а это достаточно проблематично приличный штырь купить.

Рулевая колонка — набор подшипников и чашек устанавливаемых в рулевой узел велосипеда. На фиксах используют, как правило используют дюймовые( 1″), дюйм и одна восьмая (1-1/8″), к тому же они не зависимо от размера делятся на резьбовые и безрезьбовые. С резьбовой рулевой можно устанавливать какquill выносы, так и обычные ahead. С безрезьбовой только ahead.

Источник

Оверлап велосипед что это

Что есть фикс? Фикс — велосипед с фиксированной передачей. У него нет свободного хода — крутишь педали — едешь, не крутишь — не едешь. Ничего нового: фикс — первый из велосипедов, к тому же в рамках трека он существовал всегда и до сих пор правит бал. А в последнее время всё больше таких велосипедов появляется на улицах. И даже на междугородных трассах. И даже на марафонах.

Философия Нет передач, нет фривила, нет тормозов, — максимальная эффективность, максимальный контроль, но за счёт известных удобств, конечно. Полное единение с дорогой, полное погружение в движение.

Геометрия Фиксы бывают разными. Трехколесный велосипед из детства — тоже фикс. Водный велосипед с курортов Краснодарского края — тоже. Я говорю лишь о тех из них, которые имеют трековые корни.У трекового велосипеда нет не только свободного хода, но так же передач и тормозов. Он предельно жёсткий (и — кстати — вовсе не лёгкий). Жёстче шоссейного. База короче, иная геометрия, иная посадка, иной руль, иные втулки, иные колёса. Всё для предельной эффективности. Мягкость? Способность обрабатывать препятствия? На треке?? Зачем. Каретка расположена выше (дабы не цеплять педалями покрытие в виражах — они же всегда крутятся). Естественно, есть разные варианты, но очень обобщенно можно сказать именно так.

Передача Расчёт (отношение количества зубьев передней и задней звёзд) — тонкая материя. Каждый выбирает сам. К своей передаче привыкаешь. Когда передача подобрана правильно и когда к ней привык уже почти не сталкиваешься с ситуациями, чтобы не хватило отношения вверх или вниз. А ещё её начинаешь тонко чувствовать: никогда не мог сходу отличить, какая передача включена на шоссейнике: пятая или шестая. На фиксе же однозначно определяю каждый зуб — сажусь на другое отношение — сразу чувствую. Дело привычки.

Минимализм На треке лишнего не надо. Заезд там длится не долго (буквально минуты), отдыхать там некогда, о комфорте там тем более не думают. Трековый велосипед отличает предельный минимализм. Здесь нет ничего, что не связано непосредственно с движением — даже тормозов нет, баран и тот имеет лишь один хват — нижний. Никаких флягодержателей или защиты цепи. Вне трека такой аскетизм поначалу кажется ущербным, но постепенно понимаешь, что это просто превосходно! В этом весь смысл: вот он — велосипед в чистом виде! Кому-то простота конструкции нравится несложным обслуживанием и ремонтом. Я к этому отношусь нейтрально (конструкция проще, но компоненты в дефиците, регулировок минимум, но нужно следить за натяжением цепи и т.п..). Зато мне нравится отсутствие тросиков и ручек, их вообще нет: чистый руль — свободные руки. На моих велосипедах стоят следующие дополнения: передняя фара, задний фонарь, велокомпьютер и его датчик. Всё.

Планетарка Есть планетарные втулки для фиксов. Точнее одна. В смысле, я знаю одну. Можно пощёлкать тремя передачами, сохраняя при этом все прелести фиксированного привода. Но это как-то не по-настоящему… Самообман и слишком сложно. Это не наш путь!

Сингл-Спид Сингл-спид — популярнейший вид велосипеда. Одна передача, фривил (свободный ход), тормоза или трюковые способности пилота. Это не фикс. Ну и хватит об этом.

Тормоза Бывают фиксы с тормозами. Бывают без. Я езжу без. Это не потому, что я такой отчаянный, просто конструкция моих велосипедов их не предусматривает. Мне же кажется, что отсутствие привычных тормозов — добрая половина ощущения фикса. И большая часть удовольствия. Опасно? Жить вообще опасно. Ну и здравомыслие надо сохранять: тормоза они не на велосипеде, они в голове.

Педали Ноги на фиксе обязаны быть зафиксированными на педалях. Иначе на хорошем каденсе их перемелет не хуже, чем в мясорубке. Ну и полноценный контроль велосипеда (а здесь ноги играют основную роль) без фиксации попросту невозможен. Про торможение не говорю — вас выбросит с велосипеда при попытке тормозить. Фиксеры сохранили такой рудимент, как туклипсы, многие используют именно их. Я езжу на контактных педалях — просто потому, что привык к ним ещё до фикса.

Оверлап Из-за короткой базы и очень компактной геометрии переднее колесо перекрывается находящейся в переднем положении педалью. При повороте оно её просто задевает. Это и есть оверлап. Оверлап бывает и на шоссерах, но на фиксе ситуация осложняется тем, что остановить педаль в безопасном положении (и избежать задевания) здесь нельзя. Оверлап — милая фишка, к которой нужно привыкнуть. Новичков пугает весьма.

Комфорт Этот пункт не про фикс. Жёсткий, минималистичный велосипед без передач, тормозов и свободного хода.

Контроль Как только привыкнешь к фиксу, начинаешь наслаждаться великолепным контролем. Велосипед — как продолжение твоих ног. Ощущения сходны с ходьбой или бегом. Потом на других велосипедах очень не хватает этого волшебного чувства.

Техника педалирования Чем меньше вариантов — тем эффективнее ты используешь каждый из них. У фикса одна передача — будь добр, используй на 100% именно её. Поначалу это сложно, но постепенно становится нормальным и каденс от 20 до 200, и заезд в торчки на скорости 30, и моментальный переход в положение стоя, и вывешивание на руле. Естественно круговое педалирование, естественно работа всем телом.

Управление Велосипед как велосипед, только короткий, жёсткий и очень резкий.

Трюки Фикс способен на многое. Цирковые велосипеды (советую посмотреть и поразиться) — фиксы. Есть чисто фиксовые трюки, есть, наоборот, те, которые на фиксе не выполнить. Мне не до трюков — мне бы ехать…

Препятствия Прыжки на фиксе возможны, возможно и многое другое, но это трюкачество. Для меня (трюки не умею) даже элементарное обрабатывание препятствий на полусогнутых (вращающихся!) ногах — сложность. Препятствия — это слабая сторона, которая вынуждает совсем по-иному смотреть на дорогу.

В гору Ехать нужно быстро — иначе потеряешь каденс, танцевать заранее и лучше с хорошего хода, опираться на руки — тогда въедешь. Можно медленно (важно при езде группой) — вот тогда и приходится вспоминать все тонкости правильного педалирования и распределения нагрузок. И доверять собственным чувствам.

С горы Если спуск просматривается, а покрытие хорошее — то можно просто гнать, развивая высокую скорость и бешеный каденс (180 не редкость). Такой каденс постепенно из невероятного становится контролируемым, а ноги на педалях всё ещё обеспечивают чувство велосипеда. В конце сложных поездок (когда сил педалировать на звуковых скоростях не осталось) я иногда снимаю ноги с педалей и лечу вниз бомбочкой, но злоупотреблять не стоит — травмоопасно для ног, да и контроль ослабевает. Если же спуск сложный и скорость нуждается в контроле — ну что ж, знай — тебя ждёт работа по нагрузке сходная с подъёмом в такую же горку… Сдерживать педали не простая задача.

В траффике Фикс в городе — как рыба в воде. Нужно привыкать безусловно, но это его стихия. Дороги, улицы: однозначная связь ноги-дорога и сила-ускорение, а так же минимум форс-мажоров (типа перескока цепи) — то что надо. Конечно, есть антигерои: кто-то ездит на красный и по встречке, кто-то бросается наперерез автомобилям. Но их всё же единицы. Большинство фиксеров — взвешенные и миролюбивые люди, просто их взгляд на мир чуть отличается от традиционного. Например, объезд стоящего автомобиля слева безопаснее, чем справа, движение посередине полосы — безопаснее, чем прижимание к краю. Маневрирование часто предпочтительнее торможения. Ну и бдительность, предельная бдительность. Поездите без тормозов — поймёте.

>| <опочувствоФикс определяет развитие особых механизмов предвидения и интуиции. Не знаю, как это объяснить. Предчувствия есть у каждого из нас, просто обычно они схоронены где-то под рацио. Движение на фиксе даёт им раскрыться, ведь они — одна из главных составляющих безопасности. Ну и просто считаешь ситуацию на несколько шагов вперёд. Вынужден.

На треке На треке я не ездил, на треке я не знаю. Там всё по другому. Когда-нибудь построю себе собственный трек, с Блэк-Джеком и … ну, вы поняли.

Пелотон Группой ездить ещё надо уметь. Большинство не умеют напрочь. Мои познания в этой области тоже более чем скромны — скатывался, конечно (месяца два на это положил в своё время), но всё ещё далёк от совершенства. Если всё же доверять моим скромным потугам, то отвечаю: с фиксом в пелотоне не только нет никаких проблем, но есть ещё и масса преимуществ! Фикс идёт очень стабильно. Скорость контролируется однозначно, чётко и строго. Можно, например, на спор держать чётко 25, всё время — с горы, в гору, по ветру, против ветра, с порывами, по переменному рельефу — и колебания скорости не превысят и половину километра в час. Нагрузку фиксер чувствует тоньше всех других, поэтому скоростной режим выбирает весьма точно. Крутит всегда. Ещё, у фикса нет функции «стоп-кран» — каждое торможение — это мука для пилота, поэтому фикс в пелотоне конструктивно безопасен. Ну и траекторию фиксер вынужден выбирать самую комфортную и заранее — ему обрабатывать неровности сложнее всех. Паровоз приличный, в общем. А ещё на фиксе можно садиться очень близко на колесо предыдущему (если, конечно, в нём уверен) — скорость отлично контролируется только педалями и нет нервных прыжков между функциями «педалирование» и «торможение», которые на других велосипедах отличаются принципиально.

Дальнобой Ехать на фиксе не сложно. На дальняк тоже не сложно — знай, крути, да думай о хорошем. Силы расходуются достаточно экономично — никаких страшилок про работу на износ. Ну да — устаёшь (на шоссере намного легче ехать), ну да — тормозить трудно и в горки с усилием заходишь — но в общем-то терпимо. Думал, будет сложнее. Разве что груз весь на плечах, т.к. велосипед я не обвешиваю. А вот что плохо делать, так это разминаться в пути (толком не привстанешь на педалях, т.к. тут же уходишь в танцовщицу), а у меня ещё и всегда большая нагрузка на руки — в общем, минут через 20-30 хочется спешиться. Ехать подряд дольше часа очень проблемно. А это мой основной ритм — сесть и ехать подряд час-два-три, степенно но за раз.

Колени Не поверите — никаких проблем с коленями. Никаких. Когда-то я их уже заезживал (когда опыта ещё не хватало, а дурь уже была) — но с тех пор стал умнее. К фиксу подошёл с головой. Конечно после марафона всё болит и колени тоже чувствуются, но это нормально.

Попа А вот это больная моя тема. Всё обратно коленям: до фикса никогда никаких проблем не было. Здесь же — не знаю что такое — ну никак. Сменил шесть сёдел, двое велотрусов… И всё равно хватает меня на сотню-полторы. После этого всё в кровь, до шрамов. То ли это из-за постоянно работающих ног, то ли из-за сложностей с растяжкой-отдыхом — не знаю. Другие фиксеры (есть и дальнобойщики) таких проблем не испытывают. Но опять же здесь всё очень индивидуально. В общем, именно это — проблема номер один.

Руки Руки умирают первыми. Полчаса и их нет. Это особенность посадки (очень сильный наклон вперёд, руль много ниже седла). Просто терпишь. Часов через десять эта боль вообще перестаёт как-то смущать — ну, болят и болят. Попа болит противнее, а усталость сильнее обеих этих болей.

Защита Всегда езжу в шлеме (ну, очень редко без — если нужно перегнать велосипед, когда без формы и т.п.) Вместе с фиксом стал ездить в защите (наколенники + налокотники), да и настолько привык к защите, что стал ездить в ней постоянно.

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Strava – это международная социальная сеть для спортсменов. Данное сообщество, объединяет миллионы бегунов, велосипедистов и триатлонистов по всему миру.

МЫ ВКонтакте

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Мы создали группу в социальных сетях для более удобного общения. В группе Вы найдёте полезную информацию, последние новости из жизни клуба, а также сможете присоедениться к нашим мероприятиям!

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ для велосипедистов

НАШИ ПАРТНЁРЫ

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Большой выбор велосипедов, запчастей и аксессуаров

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Региональная группа любителей езды на велосипедах

Использование материалов сайта допускается только с согласия администрации и указанием ссылки

Источник

Overlap Bikes — велосипеды на ременном приводе с Португалии

В Европе очень хорошо развита индустрия производства велосипедов, но на рынке можно встретить не только гигантов индустрии. Производством самобытных и очень интересных велосипедов занимается большое количество небольших брендов. В этой статье пойдет речь о португальском производителе современных байков Overlap Bikes, специализацией которых является изготовление городских синглспидов и фиксов.

Их уникальный подход заключается в использовании только ременного привода Gates Carbon Driv вместо классической цепи. В компании объясняют свой выбор исключительно тихой работой всей конструкции. Компания начала покорять рынок двумя стоковыми моделями с возможностью добавления некоторых дополнительных опций. Велосипеды Overlap были замечены и опубликованы в некоторых авторитетных специализированных изданиях для велосипедных энтузиастов.

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Основатели компании Жоао и Мигель с самого начала хотели проектировать и изготавливать свои собственные велосипеды уникальной конструкции. Материалом рам были выбраны алюминиевые трубки стандарта AL7005, обладающие легким весом и большой жесткостью. Вилки изготовляются из углеродного волокна. Фреймсет, за счет использования современных материалов, получился очень легким, что, несомненно, оценят требовательные покупатели.

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Цена на модель Pura стартует с отметки в 1850€. Есть возможность выбирать варианты стиля руля и цвета рамы. Касательно выбора цвета, то варианты ограничены только фантазией покупателя. В компании придумали свою классификацию велосипеда. Он принадлежит к классу “speeder”, это дорожный синглспид, в котором применена ременная система Gates Belt Drive system.

Интересными особенностями Pura, кроме всего прочего, является встроенный модуль GPS, который может использоваться для отслеживания велосипеда в случае кражи, и подседельный штырь Lightskin с интегрированными светодиодными огнями, которые помогут выделить велосипед в потоке транспорта в ночное время.

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Вторая модель компании получила название Gentelmens Racer. В ней присутствуют те же функции (LED- фонарь и интегрированный GPS модуль), но добавлена задняя втулка Shimano Alfine с планетарной системой для желающих иметь больше, чем одну скорость. Цена на байк начинается с 2250€. Можно так же выбрать любой цвет рамы по желанию и форму руля, как и в модели Pura.

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что этооверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Для нескольких счастливчиков Overlap Bikes выпустили ограниченное количество уникальных моделей Pura. Байк Pura Criteriosa был построен для друга, который участвовал в гонке Red Hook Crit. Для изготовления светло-бирюзового Pura Жоао и Мигель вдохновлялись знаменитой автомобильной гоночной командой Porsche, которая используя те же цвета в своих «боевых» машинах.

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Байк Pura Gulf был построен с использованием углеродного волокна Cinelli Neos и карбонового седла Gelu, окрашенного в цвета рамы. В велосипеде используются система Rotor, переднее колесо Rodi Air Evo и Overlap Feather 5 — заднее. Вес готового велосипеда получился впечатляющие 6,85кг.

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Эти два уникальных байка, скорее всего, никогда не пойдут в массовое производство, но они замечательно демонстрируют возможности и потенциал португальских мастеров. Возможно, что некоторые их элементы будут использованы в будущих серийных экземплярах.

Источник

Оверлап велосипед что это

ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ТЕМЫ

Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 1.6 Полных Правил Конференции iXBT.com (далее – Правила iXBT) и устанавливают порядок общения в теме конференции «Поговорим о велосипедах» (далее – Тема).

Статья 1. Действие настоящих правил.

1. В Теме в полном объеме действуют Правила iXBT с оговорками, предусмотренными настоящими Правилами.

2. Согласно пункту 1.6 Правил iXBT любые оговорки, установленные настоящими Правилами имеют приоритет над Правилами iXBT.

3. Участник конференции, который читает либо отправляет сообщения в Тему, полностью соглашается с положениями настоящих Правил.

Статья 2. Принцип «Немодерируемости» Темы.

1. Принцип «Немодерируемости» означает, что порядок в Теме обеспечивается ее кураторами без участия администрации Конференции.

2. В теме сложилась атмосфера легкого непринужденного общения, с дружескими подколками, которые не следует принимать за личные наезды и оскорбления и жаловаться модератору. В Теме разрешены споры с переходом на личность оппонента (например: «ты еще не настолько фетишист, чтобы обсуждать выбор между шатунами ХХ/XTR», «мнение катальцев вдоль дорог по вопросам использования МТБ по назначению во внимание не принимается», «что могут люди, катающие в парках знать о настоящем КК» и другие), но категорически запрещены оскорбления и нецензурная брань.

3. Модерирование темы полностью доверено кураторам, в случае недовольства каким-либо сообщением, напишите прямо им. Использование сервиса «Известить модератора» или обращение к администрации конференции через почту/приват без подключения кураторов является бессмысленным, ваши уведомления администрация не будет рассматривать, хотя в случае грубейшего нарушения правил (например, рекламный спам, нецензурная лексика) она может принять соответствующие меры.

Источник

Работа над ошибками в 3D. Часть 6. UV. Глава 2

Продолжим разбираться с UV. В предыдущем посте мы выяснили, что такое плотность текселя, как она влияет на разрешение текстуры, а также узнали, что такое паддинг.

Но прежде чем перейти к практике, нам нужно обозначить те цели, к которым мы будем стремиться в процессе нарезки и укладки:

1. Мы должны сохранить эталонную плотность текселя в заданных рамках. Тут пояснения, думаю, излишни.

2. Мы должны добиться минимального количества швов UV. Это связано с тем, что координата UV тоже является параметром, который в дальнейшем будет принимать участие в расчетах. Плюс шов придется маскировать на текстуре.

3. Мы должны добиться минимального растяжения текселя по поверхности объекта. Тут все просто. С растянутым текселем неудобно работать, и он может давать неприятные артефакты при текстурировании.

5. Мы должны соблюдать паддинг между шеллами для качественного запекания и дальнейшего качественного же отображения текстуры в игре.

Я думаю, что некоторые внимательные читатели, уже заметили, что некоторые правила частично противоречат друг другу. Да, это действительно так. Однако, должен сказать, что, не смотря на то, что хоть удовлетворить все требования одновременно у нас и не выйдет, мы должны стремиться к определенному балансу, отталкиваясь от поставленной перед нами задачи.

Теперь давайте перейдем к практической стороне вопроса и разберемся, как правильно нарезать и уложить UV.

Но, прежде чем приступать к нарезке UV, нам стоит разбить наш объект на группы сглаживания. Так как нам стоит помнить: где на объекте hard edge, там должен быть разрез UV.

Еще хотелось бы сказать про места стыка. Но тут лучше показать. Предположим, у нас есть вот такой объект:

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Лоуполи этого объекта будет иметь два сабмеша: большой и малый цилиндр. Но запекать нам их предстоит в один. Так вот. Делать шов в месте, указанном красным на следующем скриншоте, я вам категорически не рекомендую, ибо нормально скомпенсировать тангенты в таком сложном месте, особенно при небольшом разрешении, у нас получится ну оооочень вряд ли:

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Следующим заслуживающим освещения моментом является растяжение.

Давайте возьмем сферу и пустим шов по экватору:

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Как мы можем видеть, он растянут, и имеет уже не форму квадрата, как должен, а довольно сильно вытянутого ромба. Приведет это, очевидно, к тому, что наличие шва станет видно невооруженным взглядом. Да и замаскировать его станет еще сложнее. Работать с таким текселем сложно, муторно и долго. Не всегда у вас будет возможность полностью избавиться от растяжек, но старайтесь компенсировать данный момент. Сделать это можно, разрезав сферу на полюса и экватор:

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Как можно заметить, проблема не ушла полностью, но стала менее очевидной. Можно поступить еще более радикально. Порезав сферу на ровные куски:

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

В этом случае проблема ушла почти целиком. Но мы получили максимальное количество швов, а заодно и дилемму: чем больше швов, тем больше нам придется маскировать, но делать это станет удобнее. К тому же, количество точек UV с появлением новых швов тоже увеличится, снизив оптимизацию объекта. Так что, тут выбор за вами. Исходите в своем выборе от масштабов объекта, от его значимости в сцене и т.д.

Еще одним моментом, касающимся растяжек, является выпрямление. Для того чтобы пояснить суть выпрямления, стоит вспомнить одну из наших целей, а именно: максимально использовать UV пространство. Давайте возьмем для примера вот такой объект:

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

В случае, приведенном на скриншоте, UV такого объекта имеет минимальное растяжение текселя, однако, при этом занимает все UV пространство. Если учесть, что больше нам ничего раскладывать не нужно, то все отлично, но, если отойти от идеальных лабораторных условий, то, скорее всего, это будет далеко не единственный объект, который нам нужно уложить в одну текстуру. В этом случае подобная раскладка занимает слишком много лишнего пространства, в которое мы могли бы положить что-нибудь еще. Смотрим:

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

И снова решение остается за нами. Если такие «кривые» шеллы мешают нам уложить в наше пространство весь ассет, то вы можете помочь себе, выпрямив шеллы с небольшим изгибом. Но будьте осторожны, т.к. выпрямление сильно изогнутых обьектов может привести к неприятностям, вызванным сильным растяжением текселя.

Теперь давайте перейдем к оверлапам. Пожалуй самая часто обсуждаемая тема, когда вопрос касается UV.

Для начала стоит разобраться с тем, стоит ли оверлапить и когда стоит это делать. С технической стороны вопроса оверлап обычно не доставляет никаких проблем. Если мы не можем уложиться в нужное разрешение текстуры без оверлапов, значит можно оверлапить. Если мы можем сократить разрешение текстуры, значит можно оверлапить, если остается свободное пространство, значит можно оверлапить (но вот конкретно о последнем случае чуть дальше). С визуальной же стороны оверлапнутая часть теряет индивидуальность. Она будет выглядеть как копия. Поэтому в идеале не стоит оверлапить части, расположенные слишком близко, и которые игрок сможет разглядеть в одном кадре. Так же не стоит оверлапить часто повторяющиеся объекты в один шелл. Лучшим решением станет разбить эти объекты на несколько групп. В этом случае мы сможем сэкономить пространство UV, но при этом добиться разнообразия этих объектов. Примером этого может стать деревянный забор, звенья цепи и т.д. Иногда проблема индивидуальности решается декалями или использованием дополнительной текстуры на втором UV канале.

Лично я бы разделил методы оверлапа на 3 категории:

1. Полный (зеркальный) оверлап. В этом случае мы просто оверлапим шеллы одинаковых объектов или их частей. Как, например, в случае со звеньями цепи или стенками деревянного ящика. Иногда для этого нужно отзеркалить (флипнуть) шелл, если в свою очередь отзеркалены элементы объекта, которые мы планируем оверлапить. Тут, надеюсь, все понятно и без скриншотов.

2. Частичный оверлап. Чуть менее очевидная категория. По сути, отличается от полного оверлапа тем, что мы можем уменьшить количество швов UV. Давайте посмотрим на следующий объект:

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

По идее, ничто не мешает нам оставить весь этот объект одним шеллом. Но, если вдруг нам нужен оверлап, то в данной ситуации можно поступить так:

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Если по скриншоту не совсем понятно, что я сделал, объясню. Левый и правый уголок одинаковы по форме. Я отрезал на UV левый уголок, флипнул его и положил на правый. При этом правый уголок и центральная (уникальная часть) остались единым шеллом.

3. Оверлап разных объектов. Самая неочевидная категория, но, пожалуй, самая интересная. Для пояснения возьмем такой объект:

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Между делом хочу обратит ваше внимание на нюанс, который я упоминал в предыдущем посте. У этого объекта есть дно, которое мы не видим. А теперь посмотрите на UV нашего объекта. Шелл дна выделен красным цветом (я специально его флипнул для наглядности). И он, как вы можете видеть, занимает меньше места, чем верхняя часть короба (большой квадрат). Т.е. я уменьшил тексель части объекта, которая не видна зрителю. Я не потерял качества итогового изображения, но сэкономил UV пространство.

Теперь вернемся к основной теме. Мы видим, что все шеллы идеально уложены в UV пространство. Все, кроме выделенной верхушки конуса. В нашем конкретном случае мы, конечно, можем заоверлапить стенки короба, или две половины конуса. Но, если представить, что все это заоверлапить нельзя, то для нашей верхушки попросту не нашлось места. Но это только на первый взгляд.

Давайте вспомним один из моих постов «В единстве ли сила?», где я рассказывал, как экономить на разделении одного объекта на сабмеши. Так вот, чтобы объяснить смысл этой категории оверлапа, мне понадобится сшить объект в единый меш и взглянуть на его UV.

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Конечно, есть еще несколько видов укладки UV, но они чересчур «экзотичны», и используются они крайне редко, чтобы забивать ими сейчас ваши головы.

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Вот и все, что мне хотелось рассказать вам о раскладке UV. Возможно из-за объемности материала я упустил что-то из виду. Так что, прошу вас, задавайте вопросы, если что-то осталось для вас непонятным.

В итоге у нас осталась лишь одна тема, которую нужно разобрать. В следующем посте, который станет последним в этой серии, я расскажу о запекании карты нормалей. Мы разберемся, всегда ли стоит ее запекать, как это делать удобно и просто, а так же расскажу о запекании некоторых объектов, которые, я уверен, попортили немалое количества нервов начинающим художникам.

Спасибо за внимание, всем удачи и до встречи)

оверлап велосипед что это. Смотреть фото оверлап велосипед что это. Смотреть картинку оверлап велосипед что это. Картинка про оверлап велосипед что это. Фото оверлап велосипед что это

Лига Разработчиков Видеоигр

4.4K постов 19.1K подписчиков

Правила сообщества

— Уважайте чужой труд и используйте конструктивную критику

— Не занимайтесь саморекламой, пишите качественные и интересные посты

— Не употребляйте мат без необходимости

— Посты о Вашей игре с историей её разработки и описанием полученного опыта

— Обучающие материалы, туториалы

— Интервью с опытными разработчиками

— Анонсы бесплатных мероприятий для разработчиков и истории их посещения;
— Ваши работы, если Вы художник/композитор и хотите поделиться ими на безвозмездной основе

НЕ СТОИТ ПУБЛИКОВАТЬ:

— Только гифки/арты/скриншоты из игры. Такие материалы могут сопровождать рассказ об игре или обучающий туториал, но не должны являться основой поста

— Посты, содержащие только идею игры

— Посты, не относящиеся к тематике сообщества

Подобные посты по решению администрации могут быть перемещены из сообщества в общую ленту.

— Публиковать бессодержательные посты с рекламой Вашего проекта (см. следующий пункт), а также все прочие посты, содержащие рекламу/рекламные интеграции

— Выдавать чужой труд за свой

Подобные посты будут перемещены из сообщества в общую ленту, а их авторы по решению администрации могут быть внесены в игнор-лист сообщества.

Ссылка на сторонний ресурс, связанный с игрой, допускается только при следующих условиях:

— Пост должен быть содержательным и интересным для пользователей, нести пользу для сообщества

— Ссылка должна размещаться непосредственно в начале или конце поста и только один раз

— Cсылка размещается в формате: «Страница игры в Steam: URL»

Сляпал я простенькую модель револьвера,как её развернуть? Растащил по элементам(осям) нарезал, развернул каждый элемент подогнал размеры,сохранил файлом развертку,а при стаскивании вместе все слетает.Если текстурить в сборе то не видно ни черта.Можно ли как то скрывать по частям,оставляя один элемент? Или как это вообще делать?

*Достает палку* *Тык-тык* Эй, ты живой?

@Fajargo, будет информация по сворачиванию UV для увеличения детализации?

Это как оверлаппинг, но не увеличивает (а уменьшает) количество UV и количество разрезов.

Плюсую, коллега! Приятно видеть такие статьи от разбирающегося в вопросе специалиста, в то что-то слишком много дилетантов пытаются рассказывать «как надо».

А как вам можно задать тупой но важный для меня вопрос про развертки? Пикабу не очень удобно для диалогов 🙁

А все эти запарки с оверлапами решаются индвижковой системой лаеров)

В частности в уе4 в этой версии ввели это. Те это тот же сабстанс пайнтер, только внутри движка. Из саба достаточно выгрузить только пару масок в разрешение 128 на 128 с пофигистичным юв на модели(те юв должно быть уникальное, а не проекцией куба на всю модель), а вот все остальное сделает движок.

Хотя это можно сделать в любом другом движке и без выделенной подобной фичи. Главное чтобы была нодовая система редактирования материалов. В таком случае можно использовать пару заготовленных матов(точнее лаеров, которые должны быть кст очень грамотно сделаны) на все модели в игре, и при этом разрешение текстур будет просто колоссальное(не ограничения, как к примеру с запеком карты), тк можно будет тайлить до бесконечности, пару масок в убогом разрешение и усе. Конечно в данном случае будет проблемой использование уникальных деталей на текстурах. К примеру пуговицу уже нарисовать не выйдет на текстуре. Зато разрешение текстуры на пуговице сделанной с помощью геометрии такое, что можно в упор рассматривать не увидев мыла. Но все же это оч большой минус.

Использовать эту систему выгодно для многих моделей без использования рисовалок по текстурам. Те если нету в планах нарисовать хренову тучу деталей на текстуре (бейс колор, метал и т д)(ниточки, вены), а к примеру просто несколько бочек, столов, стулов и т д, которые используют 1 текстуру дерева и металла. Это выйдет и оптимизирование, и красивее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *