обывательский взгляд что это значит

Значение слова «обыватель»

обывательский взгляд что это значит. Смотреть фото обывательский взгляд что это значит. Смотреть картинку обывательский взгляд что это значит. Картинка про обывательский взгляд что это значит. Фото обывательский взгляд что это значит

2. Человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами, живущий мелкими, личными интересами. Мы, советские люди, не стремимся к легкой жизни обывателей, думающих только о собственном благополучии. Мы — за трудную жизнь во имя светлого будущего. Ажаев, Далеко от Москвы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

в современном языке — ограниченный человек с мещанскими взглядами. Отрицательную окраску слово приобрело после революции 1917 года;

житель какой-нибудь местности. Первоначальное, ныне устаревшее, значение, образованное от обывать — «обитать, проживать» (см. также сословия ниже);

в пассионарной теории этногенеза — тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту, человек с нулевым уровнем пассионарности;

официальное название представителя двух групп сословий в Российской империи:

городские обыватели (почётные граждане, купцы, мещане (также посадские), ремесленники (также цеховые);

сельские обыватели (крестьяне, поселяне).

ОБЫВА’ТЕЛЬ, я, м. 1. Постоянный житель какой-н. местности (устар.). Обыватели ведут сонную, пьяную жизнь и вообще живут впроголодь. Чхв. Сельские обыватели (крестьяне; дореволюц.). Быстро пошел вниз по улице, чувствуя насмешливые улыбки встречных обывателей. М. Грькй. 2. перен. Человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами; человек, уклонившийся от классовых позиций пролетариата (презрит.). Избиратели, народ должны требовать от своих депутатов, чтобы они оставались на высоте своих задач, чтобы они в своей работе не спускались до уровня политических обывателей, чтобы они оставались на посту политических деятелей ленинского типа. Стлн.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

обывательский взгляд что это значит. Смотреть фото обывательский взгляд что это значит. Смотреть картинку обывательский взгляд что это значит. Картинка про обывательский взгляд что это значит. Фото обывательский взгляд что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: двухтомник — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Обывательщина Обыватель Обывательский

Обыватель — это человек, постоянно и с большой серьезностью занятый

реальностью, которая в самом деле нереальна.

«И не страшно тебе восходить на корабль? Ведь столько людей погибло

при кораблекрушениях!» Это логика обывателя. «А тебе не страшно

ложиться в постель? В постели умерло еще больше людей». Таков ответ моряка.

Самый ординарный обыватель, который нисколько не выше, а иногда и ниже окружающей

среды, надевая интеллигентский мундир, уже начинает относиться к ней с высокомерием.

Обывательщина как качество личности – склонность отличаться косными мещанскими взглядами, жить мелкими личными интересами, проявлять отсутствие общественного кругозора.

Человек, вставший на путь духовного развития, по определению не может быть обывателем. В любом святом храме есть истинные подвижники веры, а есть обыватели, просто торгующие свечами. Обыватель – не целостная, не зрелая и не гармоничная личность. Целостный, зрелый, гармоничный человек всю жизнь стоит на платформе Ученика Жизни, всю жизнь он продолжает своё внутреннее развитие, личностный рост. Его девиз: — Век живи, век учись. Он постоянно прогрессирует.

Человек становится обывателем с момента, когда перестаёт расти, совершенствоваться. То есть он постоянно остаётся в одном и том же сознании. Его до самодовольства устраивает сегодняшний собственный уровень развития, он не желает палец о палец ударить, чтобы, совершенствуясь, немного приблизиться по своим качествам к Богу. Тот, кто стремится к Богу, к Абсолютной Истине, любви, добру и красоте, обывателем не является. Обыватель эгоистичен и корыстен, он живет под влиянием энергии страсти или невежества. Поэтому не способен на безусловную любовь и бескорыстное служение людям.

Обывательщина — приоритетное внимание к удовлетворению физиологических и эмоциональных потребностей и пренебрежение интеллектуальными и духовными потребностями. У обывателя есть интересы, но все они мелочные и корыстные. Человек, бескорыстно служащий людям, обывателем не является.

Александр Круглов утверждает: «Обыватель есть тот, для кого благополучие, достигаемое приспособленностью к наличной социальной среде, есть высшая ценность, и, постольку, составляет предмет его самоуважения… Состоявшийся обыватель – горд и презрителен. Если он окажется и «сзади» других, то, по крайней мере, «в том же (нужном) стаде». Всегда должны находиться такие, кто будет хуже его: хотя бы те, кто в другом «стаде» или вовсе не «в стаде». – Без чванства обыватель неполный. «Элита» – любимое словечко современного обывателя; сноб (гордящийся своей принадлежностью к «элите») – обыватель со «знаком качества». Обыватель самоуверен предельно: он уверен, что знает, ни больше ни меньше, как «жизнь». То есть все, что кто-то в жизни может ценить кроме благополучия – для него блажь, «иллюзии».

Наступление на обывательщину и мещанство развернулось в начале двадцатых годов прошлого столетия. Слово обыватель и мещанин стало ругательным в основном из-за того, что его носители были представителями мелкобуржуазной психологии. Вместе с тем, Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Моя родословная» с гордостью заявлял: «Я просто русский мещанин!». Антон Павлович Чехов подписывался «Аутский мещанин».

В.В. Набоков пишет: «В обывателе удручает не столько его повсеместность, сколько сама вульгарность некоторых его представлений. Его можно назвать «благовоспитанным» и «буржуазным». Благовоспитанность предполагает галантерейную, изысканную вульгарность, которая бывает хуже простодушной грубости. Рыгнуть в обществе — грубо, но рыгнуть и сказать: «Прошу прощения» — не просто вульгарно, но еще и жеманно. Понятие «буржуазность» я заимствую у Флобера, а не у Маркса. Буржуазность во флоберовском понимании свидетельствует скорее о складе ума, чем о содержимом кошелька. Буржуа — это самодовольный мещанин, величественный обыватель. Маловероятно, чтобы этот тип существовал в первобытном обществе, хотя элементы мещанства можно обнаружить и там. Представьте себе на мгновение людоеда, требующего к обеду изысканно разделанную человеческую голову. Точно так же американский обыватель желает, чтобы отечественные апельсины всегда были ярко-оранжевыми, лососина — нежно-розовой, а виски — золотисто-желтым. Но, как правило, мещанство возникает на определенной ступени развития цивилизации, когда вековые традиции превратились в зловонную кучу мусора, которая начала разлагаться».

Во времена перемен обыватель предпочитает затаиться, как премудрый пескарь, и ждать, чья власть возьмёт верх, а затем вылезает из всех нор и щелей, чтобы вырвать тёплое местечко.

В 1921 году в стихотворении “О дряни” В. В. Маяковский писал о современной ему действительности:

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
Из-за спины РСФСР
Мурло
Мещанина.
Из российского обывателя он превратился в обывателя советского.
Со всех необъятных российских нив,
С первого дня советского рождения
Стеклись они,
Наскоро оперенья переменив,
И засев во все учреждения.

Там, где воцаряется обывательщина, правит бал бездарность. Обыватель по своей природе агрессивен. Это только в момент опасности, он с ужасом из-за плотных штор опасливо наблюдает за развёртыванием событий. Как только наступает определенность, обывательщина рвется к кормушкам и окружает себя бездарными людьми. Когда в круговой поруке сгрудились бездарности – «сдайся враг, замри и ляг». Э. Казакевич заметил: «Бездарность — великая цепь, великий тайный орден, франкмасонский знак, который они узнают друг на друге момен­тально и который их сближает как старообрядческое двуперстие — раскольников». Поэтому можно полностью согласиться со словами поэта Льва Озерова: «Пренебрегая словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».

Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Кто в нём представляет обывателей? Это литераторы (Берлиоз, Бездомный, Рюхин), театральная администрация (Лиходеев, Римский, Варенуха). Все они живут «только мелкими личными интересами» при этом у каждого спрятан свой скелет в шкафу, то есть каждый грешен. Булгаков практически делает синонимами слова обыватель и грешник. Семплеяров — прелюбодей. Лиходеев — пьяница, ведущий распутный образ жизни, Латунский — лжец.

В.В. Набоков пишет: «Обыватель с его неизменной страстной потребностью приспособиться, приобщиться, пролезть разрывается между стремлением поступать как все и приобретает ту или иную вещь потому, что она есть у миллионов, — и страстным желанием принадлежать к избранному кругу, ассоциации, клубу. Он жаждет останавливаться в лучших отелях, путешествовать в 1-м классе океанского лайнера с капитаном в белоснежном кителе и великолепным сервисом. Соседство с главой компании и европейским аристократом может вскружить ему голову. Нередко он — сноб. Богатство и титул приводят его в восторг: «Дорогая, сегодня я болтал с герцогиней!»

Источник

Значение слова обыватель

Словарь Ушакова

обыв а тель, обывателя, муж.

Этимологический Словарь Русского Языка

Древнерусское – обитати (обитать, жить).

В древнерусском языке слово «обыватель» встречается с середины XI в.

Это слово, в своем первоначальном значении, использовалось как название жителя какой-либо местности. Гораздо позже слово «обыватель» приобрело негативное значение, оно стало синонимом мещанства.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, я, м.; ОБЫВАТЕЛЬНИЦА, ы, ж.

1. Житель какой-нибудь местности, относящийся к податным сословиям; постоянный житель какой-либо местности.

* Останови же лошадок! Видишь: из каждых ворот Спешно идет обыватель. Все-то знакомый народ. Что ни мужик, то приятель. // Некрасов. Стихотворения // / *

2. Человек с узким кругозором, живущий мелкими личными интересами; мещанин.

* При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними. // Чехов. Ионыч // *

ОБЫВАТЕЛЬСКИЙ, ОБЫВАТЕЛЬНИЦА, ОБЫВАТЕЛЬЩИНА.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Тот, кто лишён общественных интересов, живет только мелкими личными интересами.

* Обывательское мнение. Обывательские взгляды. *

Тезаурус русской деловой лексики

Словарь Ожегова

ОБЫВАТЕЛЬ, я, м.

1. В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. Городской о. Сельский о.

2. Человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, мещанин (во 2 знач.). Превратиться в обывателя.

| ж. обывательница, ы.

| прил. обывательский, ая, ое. Обывательские лошади (не почтовые, наёмные; устар.). Обывательские настроения.

Источник

КАКОВ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ МЕЩАНИН И ОБЫВАТЕЛЬ?

КАКОВ ОН, СОВРЕМЕННЫЙ МЕЩАНИН И ОБЫВАТЕЛЬ?

ограниченными собственническими интересами

и узким идейным и общественным кругозором.

(Толковый словарь Д.Н.Ушакова.)

ОБЫВАТЕЛЬ (в современном языке) – ограниченный

человек с мещанскими взглядами. Отрицательную окраску

слово приобрело после революции 1917 года.

Изначально слово «мещанин», называющее в Царской России лицо податного сословия, состоящего из мелких домовладельцев, торговцев, ремесленников, приобрело впоследствии нарицательное значение как человека ограниченного, с сугубо личными, мелкими обывательскими интересами, с неразвитым вкусом, безразличного к окружающему миру и интересам общества.

Большая Советская энциклопедия считает, что мещанам свойственны эгоизм, индивидуализм и стяжательство, аполитичность и безыдейность. Википедия приписывает им «мелочность, скупость, отсутствие твердых убеждений».

Мурло мещанина изобразил в своем стихотворении «О дряни» В.Маяковский.

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина…

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники, живут и поныне тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.

Показательна в этом плане также комедия Мольера «Мещанин во дворянстве». В ней рассказывается о мещанине Журдене, желающем “выбиться в люди” и стать дворянином. Ошибочно полагая, что для этого ему надо лишь иметь деньги и образование, он нанимает учителей для занятия разнообразными дисциплинами: философией, риторикой, музыкой, танцами, фехтованием. Но, желая получить быстрый результат, не прилагая больших усилий и поддавшись лести учителей, выманивающих у него деньги, он лишь выставляет себя посмешищем. История Журдена демонстрирует нам типичного представителя мещанской, обывательской среды, полностью захваченного тщеславием, жаждой денег, славы, титулов, чинов и наживы. Автор подчеркивает, что главное для человека не деньги, чины и слава, а его внутреннее содержание и душевные качества. Вот почему комедия Мольера, написанная еще в 1670 году, не утратила своей актуальности и сегодня.

Как бы ни было грустно, но и в наше время почти на каждом шагу встречаются мещане и обыватели. Зачастую обывателем считают у нас «потребителя». И это слово уже стало привычным для нашего слуха, хотя не каждый потребитель – обыватель, однако каждый обыватель – это потребитель. Вовсе не секрет, что стремление к вещизму, неуемному богатству называют мещанством. Мещанин, обыватель – человек ограниченный, с узким кругозором, не желающий его расширять и заниматься самосовершенствованием. Ему это не нужно, ему и так хорошо. Он уверен в себе и в том, что всё, даже вселенная, крутится вокруг него, а он, находясь в центре внимания, является «самым- самым».

В умах молодежи сейчас много информационного мусора. Современная действительность потребительского мира воспитывает у молодых людей эгоизм, стремление в первую очередь заботиться о себе, и лишь потом, в последнюю, о других, да и то, не обязательно, а если это не противоречит собственным желаниям и образу жизни.

Современное общество дает обширный набор примеров возведенного в культ мещанства. Это и стремление отдельных лиц иметь в личной собственности до десяти и более марок автомобилей, несколько квартир в различных городах, регионах и даже в других странах. Квартиры и виллы обставляются дорогой мебелью, а некоторые, особо состоятельные мещане-богатеи, пользуются золотыми унитазами. Модницы имеют в своем гардеробе сотни пар обуви, туфель, сапожек, босоножек, костюмов, нарядов «от кутюр», десятки меховых шуб, большое количество украшений из золота и бриллиантов. Спрашивается, к чему одному человеку столько машин, квартир, вилл, дач, одежды, обуви, предметов роскоши в то самое время, когда тысячи и миллионы граждан экономят на хлебе насущном?

Что ни говори, а слово «мещанство» содержит и несет в себе негативную интонацию. Как ни крути, ни верти, а обыватели и мещане, непременно помешаны и всё и вся оценивают через деньги. Если человек умен, интеллектуально развит, но беден, не имеет денег, он для них никто. Мещанство – это образ мыслей и, как следствие, образ жизни.

Таким образом, мещане в наших современных условиях не редкость. Это ограниченные лица со стереотипными взглядами и суждениями, живущие по определенному, навязанному окружением сценарию. Как правило, мещанин думает лишь о материальном благополучии и в результате становится мелочным, скупым и завистливым.

В наше время мещанином может быть, как бедный, так и очень богатый человек, миллионер. Мировоззрение такого человека довольно редко поддается изменениям. К сожалению, мещанство – это довольно распространенное явление и качество, присущее многим жителям нашей планеты. Так, уверена в том, что не изжитое мещанство и обывательщина сыграли немалую роль в развале нашей страны.

В расчете заполучить себе лакомый кусочек подобные люди разваливали колхозы и совхозы, закрывали лучшие предприятия, заводы, фабрики, активно действующие комбинаты. В результате разбогатели и заполучили желаемое лишь самые изворотливые и хитроумные дельцы. Большинство же осталось у разбитого корыта, в роли наемных работников и рабов, которым зачастую даже не выплачивалась и теперь нередко не выплачивается вовремя заработанная честным трудом зарплата, Недаром говорят, что мещанство и идиотизм идут рука об руку. С этим явлением нашей жизни нужно обязательно бороться и подавлять его.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Источник

Словари

Постоянный житель какой-либо местности.

Тот, кто лишён общественного кругозора, отличается косными мещанскими взглядами, живёт мелкими, личными интересами.

ОБЫВА́ТЕЛЬ, обывателя, муж.

1. Постоянный житель какой-нибудь местности (устар.). «Обыватели ведут сонную, пьяную жизнь и вообще живут впроголодь.» Чехов. Сельские обыватели (крестьяне; дорев.). «Быстро пошел вниз по улице, чувствуя насмешливые улыбки встречных обывателей.» Максим Горький.

2. перен. человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами; человек, уклонившийся от классовых позиций пролетариата (презр.). «Избиратели, народ должны требовать от своих депутатов, чтобы они оставались на высоте своих задач, чтобы они в своей работе не спускались до уровня политических обывателей, чтобы они оставались на посту политических деятелей ленинского типа…» Сталин.

1. В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. Городской о. Сельский о.

2. Человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами, мещанин (во 2 знач.). Превратиться в обывателя.

Человек, лишенный общественного кругозора, с косными мещанскими взглядами, живущий мелкими личными интересами.

1. Постоянный житель какой-л. местности. Городской, сельский о. Обыватели Казани. У ворот толпились чисто одетые обыватели.

2. Неодобр. Человек, лишённый общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами, живущий мелкими личными интересами. Живут, как настоящие обыватели. Превратились в обывателей. Ты рассуждаешь, как заурядный о.! Мелочные заботы и интересы обывателей. Да вы, друг мой, обыкновенный о.!

Постоянный житель какой-л. местности.

На площади лениво толпились празднично одетые обыватели. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

2. Человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами, живущий мелкими, личными интересами.

Обыватель, я, м. неодобр.

Человек, лишенный общественного кругозора, с косными взглядами, живущий мелкими личными интересами.

• Мы, советские люди, не стремимся к легкой жизни обывателей. МАС, т. 2, 580. + Верещагин, Костомаров, 1976, 79.

Обыватель, я, м.; ОБЫВА/ТЕЛЬНИЦА, ы, ж.

1. Житель какой-нибудь местности, относящийся к податным сословиям; постоянный житель какой-либо местности.

Останови же лошадок! Видишь: из каждых ворот Спешно идет обыватель. Все-то знакомый народ. Что ни мужик, то приятель. // Некрасов. Стихотворения // /

2. Человек с узким кругозором, живущий мелкими личными интересами; мещанин.

При всем том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними. // Чехов. Ионыч //

ОБЫВАТЕЛЬСКИЙ, ОБЫВАТЕЛЬНИЦА, ОБЫВАТЕЛЬЩИНА.

Обыватель Голодалкиной волости, села Обнищухина. Народн. Ирон. О неимущем, нищем человеке. ДП, 90.

обыва́тель, обыва́тели, обыва́теля, обыва́телей, обыва́телю, обыва́телям, обыва́телем, обыва́телями, обыва́теле, обыва́телях

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *