обыденная церковь что это

Обыденная церковь

Смотреть что такое «Обыденная церковь» в других словарях:

обыденная церковь — Храм, построенный за один день в благодарность за победу, а также за предотвращение или прекращение какого либо действия. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Московская церковь Илии Пророка (Обыденного) близ Остоженки … Словарь храмового зодчества

Обыденная Церковь Илии Пророка — Церковь Илии Пророка Обыденная. Москва. Обыденная Церковь Илии Пророка Ильи Обыденного (2 й Обыденский переулок, 6). Первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1592 за один день («обыдень»). Сожжена поляками в 1611 при сражении с… … Москва (энциклопедия)

Обыденная Церковь Илии Пророка Ильи Обыденного — (2 й Обыденский переулок, 6). Первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1592 за один день («обыдень»). Сожжена поляками в 1611 при сражении с ополчением под командованием князя Д.М. Пожарского, ставка которого размещалась… … Москва (энциклопедия)

ОБЫДЕННЫЙ — ОБЫДЕННЫЙ, овыденный, сев., вост. однодневный, одноденный, суточный, в один день сделанный, одни сутки длящийся. Обыденная церковь есть в Москве и Вологде; по преданью, они выстроены миром в сутки, по обету, после чумы или мора: вологодский Спас… … Толковый словарь Даля

Владимир-Волынск — уездный город Волынской губ., расположен среди болот на правом берегу р. Луги, притока Западного Буга. Есть предание, что В. Волынск существовал в IX в. под именем Ладомира. О Ладомире говорят венгерские летописи. Существование на месте Владимира … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кирилл Завидов — митрополит ростовский и ярославский, ум. 7 мая 1619 г. В 1580 1594 гг. Кирилл был игуменом новгородского Антониевского монастыря, а с 31 июля 1594 г. архимандритом Троице Сергиева монастыря; 18 марта 1605 г. он был хиротонисан в митрополита… … Большая биографическая энциклопедия

ВСЕГРАДСКИЙ — ВСЕГРАДСКИЙ, общественный, мирской, всему городу, всей общине градской принадлежащий. Обыденная церковь Спаса (за один день, в сутки складенная, по обету) в Вологде, в Москве и пр. называется и всеградскою, ибо весь город, по преданию, помогал в… … Толковый словарь Даля

Кирилл (Завидов) — В Википедии существуют статьи о других людях с именем Кирилл и фамилией Завидов. Митрополит Кирилл (Завидов; ум. 7 мая 1619) епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский. В 1580 1594 гг. Кирилл был игуменом… … Википедия

Спасо-Всеградский собор (Вологда) — собор Спасо Всеградский собор Фото начала … Википедия

Действующие храмы Москвы — Действующие храмы Москвы. Цифрами на карте обозначены: Кремль 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Церковь Успения 9. Церковь Спаса Преображения в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского 10. Большой собор Донской Богоматери 11. Малый собор… … Москва (энциклопедия)

Источник

обыденная церковь

обыденная церковь что это. Смотреть фото обыденная церковь что это. Смотреть картинку обыденная церковь что это. Картинка про обыденная церковь что это. Фото обыденная церковь что это

Смотреть что такое «обыденная церковь» в других словарях:

Обыденная церковь — Храм, построенный за один день в благодарность за победу, а также за предотвращение или прекращение какого либо бедствия. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

Обыденная Церковь Илии Пророка — Церковь Илии Пророка Обыденная. Москва. Обыденная Церковь Илии Пророка Ильи Обыденного (2 й Обыденский переулок, 6). Первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1592 за один день («обыдень»). Сожжена поляками в 1611 при сражении с… … Москва (энциклопедия)

Обыденная Церковь Илии Пророка Ильи Обыденного — (2 й Обыденский переулок, 6). Первая деревянная церковь на этом месте была построена в 1592 за один день («обыдень»). Сожжена поляками в 1611 при сражении с ополчением под командованием князя Д.М. Пожарского, ставка которого размещалась… … Москва (энциклопедия)

ОБЫДЕННЫЙ — ОБЫДЕННЫЙ, овыденный, сев., вост. однодневный, одноденный, суточный, в один день сделанный, одни сутки длящийся. Обыденная церковь есть в Москве и Вологде; по преданью, они выстроены миром в сутки, по обету, после чумы или мора: вологодский Спас… … Толковый словарь Даля

Владимир-Волынск — уездный город Волынской губ., расположен среди болот на правом берегу р. Луги, притока Западного Буга. Есть предание, что В. Волынск существовал в IX в. под именем Ладомира. О Ладомире говорят венгерские летописи. Существование на месте Владимира … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кирилл Завидов — митрополит ростовский и ярославский, ум. 7 мая 1619 г. В 1580 1594 гг. Кирилл был игуменом новгородского Антониевского монастыря, а с 31 июля 1594 г. архимандритом Троице Сергиева монастыря; 18 марта 1605 г. он был хиротонисан в митрополита… … Большая биографическая энциклопедия

ВСЕГРАДСКИЙ — ВСЕГРАДСКИЙ, общественный, мирской, всему городу, всей общине градской принадлежащий. Обыденная церковь Спаса (за один день, в сутки складенная, по обету) в Вологде, в Москве и пр. называется и всеградскою, ибо весь город, по преданию, помогал в… … Толковый словарь Даля

Кирилл (Завидов) — В Википедии существуют статьи о других людях с именем Кирилл и фамилией Завидов. Митрополит Кирилл (Завидов; ум. 7 мая 1619) епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский. В 1580 1594 гг. Кирилл был игуменом… … Википедия

Спасо-Всеградский собор (Вологда) — собор Спасо Всеградский собор Фото начала … Википедия

Действующие храмы Москвы — Действующие храмы Москвы. Цифрами на карте обозначены: Кремль 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Церковь Успения 9. Церковь Спаса Преображения в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского 10. Большой собор Донской Богоматери 11. Малый собор… … Москва (энциклопедия)

Источник

Православная Жизнь

Обыденный храм – совершенно удивительное в духовном смысле явление русского православного зодчества.

обыденная церковь что это. Смотреть фото обыденная церковь что это. Смотреть картинку обыденная церковь что это. Картинка про обыденная церковь что это. Фото обыденная церковь что это

Когда-то на Руси их было немалое количество. Наибольший расцвет строительства таких церквей приходился на XIV–XVIII столетия. Уже само название «обыденный» звучит довольно необычно. Мы привыкли употреблять это слово в смысле обыкновенный или заурядный. Однако в Толковом словаре Даля «обыденный» («об един день») означает однодневный, иногда суточный. И действительно, речь идет о храмах, возводившихся всего лишь в течение одного дня. Иногда работа над такой постройкой начиналась еще затемно, в ночь на новый день, но ее возведение и освящение должно было непременно состояться до захода солнца. Казалось бы, что за церковь можно воздвигнуть за день и почему возникала поспешность?

История каждого такого храмового строения интересна сама по себе, но объединяет их всех одно. Большинство из существовавших ранее подобных церквей сооружались в периоды моровых поветрий – тяжелых эпидемий инфекционных болезней, часто свирепствовавших в древности и сопровождавшихся высокой смертностью людей. Строились они с единственной целью – остановить повальный мор.

Конечно, представители научного мира, да и люди, далекие от веры, весьма критически относятся к таким, с их точки зрения, сомнительным действиям, которые осуществляли наши предки для прекращения моровой язвы, объясняя это их непросвещенностью, безграмотностью и суеверной религиозностью. При этом указывается на то, что вместо проведения карантинных мероприятий сообщество верующих занималось возведением храма, чем способствовало распространению инфекции из-за большого скопления людей.

Зато каждый верующий знал и понимал, что никакая беда или несчастье не могут произойти без промыслительного попущения Божия. Совместное возведение обыденного храма было своеобразным актом проявления коллективного покаяния и обетом, который давался Богу, либо всей православной общиной какого-то отдельного селения, либо населением целого города или области. Именно поэтому такие постройки часто еще назывались обетными. Обыденные церкви выполняли функцию определенного символа, вокруг которого люди, взяв на себя пост, с верой, молитвой и раскаянием в грехах объединялись ради общего спасения от болезни в духовном подвиге. Православные христиане, собираясь для совершения такого важного совместного богоугодного дела, выказывали таким образом свою надежду на милость Божью к ним. В постройке подобных сооружений воплощалось полное единодушие и стремление огромного количества людей – крестьян и горожан стать всем вместе на борьбу с постигшей их бедой. Инициаторами создания единодневных храмов могли быть как простые верующие, так и представители священноначалия или кто-либо из княжеского рода. Например, во время моровой язвы, охватившей в 1390 году Великий Новгород, была возведена обыденная церковь Святых Афанасия и Кирилла Александрийских по благословению архиепископа Новгородского Иоанна. Точно такой же храм в честь этих же святых был построен в Пскове уже по распоряжению князя Константина, младшего сына Димитрия Донского, в период эпидемии 1407 года.

Обетные моровые церкви сооружались не только всем миром, но и строительные материалы собирали для них вместе. Случалось так, что в один день возводилось несколько таких храмовых сооружений в различных поселениях. Об этом есть упоминание в Патриаршей летописи, где, в частности, говорится, что в 1417 году в период страшного повального мора, известного под названием Анастасьинского, в Новгороде, Пскове, Твери и Торжке люди одновременно ставили деревянные церковные срубы по обету и в этот же день уже к вечеру в них совершались богослужения. Описание Анастасьинского мора, охватившего собой большую территорию древнерусского государства, отображено не в одной летописи. Это было действительно ужасающее зрелище, когда не успевали хоронить мертвых, когда многие поселения оказывались полностью пустыми. И, конечно, совершенно невероятным для нас выглядит в этой ситуации то, что оставшиеся в живых, уповая на милость Творца, начинали строить церкви. Но желание жить было так велико, что изгоняло из людей страх.

В Полном собрании русских летописей содержится много сообщений о том, что после постройки единодневных церквей в том или ином месте эпидемия там прекращалась! Можно гадать и рассуждать об этом сколько угодно, приписывая все простому совпадению или еще чему-либо, но это действительно удивительный факт, который невозможно ничем объяснить, как только вмешательством Божественного Провидения. Иногда после возведения таких храмов специально для них тоже обыденно, т. е. за один день писались иконы, которые затем становились главными святынями города или поселения и в честь которых ежегодно совершались крестные ходы в воспоминание о чудесном избавлении от мора.

Бесспорно, что церковные здания такого рода были, как правило, недолговечны, небольшие по размерам (в пределах 6 х 5 м), простой конструкции и исключительно деревянные, потому что построить за такой короткий срок храм из другого материала было практически невозможно. Древесина для сооружения использовалась новая, только что срубленная. На работу в этот день все, принимавшие участие в строительстве, надевали чистую одежду. Порой по истечении какого-то времени на месте расположения деревянных моровых храмов возводились уже каменные церкви или даже соборы. Такой собор во имя Спаса Всемилостивого был сооружен в Вологде в 1688 году на участке, где находилась обветшалая обыденная церковь, которую построили еще в октябре 1654 года, во время бушевавшей на Руси самой крупной эпидемии чумы XVII века.

Трудно сказать, когда точно появился обычай возведения обыденных церквей на территории древнерусского государства. Принято считать, что первое обетное церковное сооружение было создано в 996 году в Василькове под Киевом при князе Владимире, который, спасаясь от печенегов, преследовавших его во время военных действий, дал Богу обещание построить храм в случае его спасения. Однако эту церковь нельзя считать в полном смысле обыденной. Благочестивый обычай возводить обыденные храмы для избавления от моровых язв существовал на Руси повсеместно. Но самое большое количество единодневных церквей находилось на севере государства – в Вологодской, Новгородской и Псковской областях, которые наиболее часто терпели от повальных эпидемий. Возводились обыденные сооружения и в Москве. Самое активное строительство таких храмов началось с конца XIII века, собственно, тогда, когда моровые поветрия стали приобретать размах эпидемий с высокой смертностью среди разных слоев гражданского населения. Согласно сохранившимся в документах упоминаниям, самая последняя обыденная церковь была воздвигнута во время мора горожанами г. Костромы в 1757 году.

Традиция строительства церквей в течение одного дня опять возродилась уже в наше время. Так, в ознаменование 1020-летия Крещения Руси 3 декабря 2008 года, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, в городах Киеве (на Теремках), в Москве и Минске были одновременно построены три храма, которые стали символом, напоминающим всем о том, что три наших народа вышли из одной крещальной купели. Хочется надеяться, что этот благочестивый обычай получит свое развитие, но поводы для возведения обыденных храмов будут другие, более радостные.

Валентина Новикова (Чернышева)

Источник

Обыденная церковь что это

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Обыденные храмы. Возрождение традиции

Издревле на Руси обычай возводить обыденные церкви находил живейший отклик в сердцах православных, привыкших действовать соборно и в миру, и на поле брани. Такие храмы сооружали в связи с обетами по избавлению селения, города, страны от того или иного бедствия, или в память важного события, например, победы над врагом, или там, где позднее предполагалось сооружение большого каменного храма.

… Первый обыденный храм был поставлен на Руси еще в 996 году. Спасаясь от печенегов, великий князь Владимир со своей дружиной был вынужден укрыться под мостом, тогда он и дал обет построить церковь в случае избавления от опасности. И, действительно, благополучно вернувшись домой, он, как подтверждает летопись, немедленно приступил к исполнению своего обета «постави церковь и сотвори праздник великий».
Обыденные церкви возникали в государстве Российском повсеместно. Особенно часто они появлялись в Новгороде и Пскове примерно с конца ХIV и до середины ХVI веков. Такая церковь – во имя святителя Николая – была даже в Московском Кремле.
Многие деревянные храмы стояли десятки, а то и сотни лет. Например, церковь Происхоpждения Честных Древ, возведенная в Новгороде в 1424 году, простояла до 1592 года, коpгда была заменена новой церковью преподобной Марии Египетской.
В возведении обыденных церквей участвовали обычно все жители селения или города.
Одни таскали бревна, другие рубили, третьи загодя занимались украшением – резьбой по дереву. Ночью, чтобы не останавливать работы, место строительства освещалось. А освящение самой возведенной церкви должно было совершаться в те же сутки.
Посвящались обыденные церкви Спасителю или Божьей Матери, тому или другому святому. Причем не было правила избирать того святого, чья память праздновалась в день построения церкви. Иногда в одном и том же городе строили сразу несколько обыденных храмов.
Вот типичная история построения такой церкви.
… В 1654 году жители Вологды приняли обет возвести обыденный храм. А далее, как свидетельствует местный летописец, «лета 7163 октября 18 дня,на память св. апостола и евангелиста Луки, поставили единодневный храм во имя Всемилостивого Спаса Смоленского на Вологде, на старой площади, начали рубить против 18 числа в 6 часу ночи, а клали светочи и зажигали скалы на батогах, светили светло, а срубили за два часа до дни, святить начали в 5 часу дни».
По просьбе жителей Вологды, специально для этого храма, была написана местным иконописцем икона «Собор Вологодских святых», которая считалась чудотворной и особо почиталась жителями города.
В строительстве обыденных церквей нередко принимали участие великие князья. Так, великий князь Василий III в 1531 году по обету, данному перед рождением сына, в один день построил церковь Иоанна Предтечи на старом Ваганькове в Москве. Примечательно, что в дальнейшем стали умело применять метод сборно-разборного строительства деревянных зданий. В 1551 году на плотах из Углича была доставлена крепость-форпост для подготовки нападения на Казань. Таким же образом, уже после покорения Казани, были собраны из сосновых бревен два храма за один день.
Автор «Казанской истории» сообщает, что обыденные церкви возводились по высочайшему повелению «всем миром», с участием самого царя: «во един день созда храм соборный Благовещание Пресвятые Владычицы нашия Богородицы на месте Красне, на площади, близ царева двора».
С течением столетий древняя традиция, к сожалению, стала забываться. Сегодня ее возpождает и динамично развивает Российский Клуб Православных Меценатов. И снова, как в старые времена, обыденная церковь строится «всем миром», когда каждый вносит свою посильную лепту. И зазвучит соборная молитва в густонаселенных районах современных российских городов…
Конечно же, проект РКПМ «Семь храмов в семи городах за один день» не предусматривает принудительную застройку «спальных» районов храмами. Его стержень – помочь нашим соотечественникам, решившим возвести «всем миром» СВОИ храмы, найти путь к Церкви, обрести подлинную духовность.

Упоминание об обыденном храме в Костроме:

Напротив же гимназии, в конце аллеи до 1930-х годов стояла Всехсвятская церковь. Она была т. н. «обыденной», т. е. построенной горожанами в 1757 г. за одни сутки, — существовало поверье, что это способствует прекращению свирепствовавших в городе эпидемий.

От церкви открывался прекрасный вид на окрестности. Именно сюда пришел весной 1848 г. драматург А.Н.Островский, восхищавшийся районом Дебри: «С правой стороны Дебря ограничивается той горой, на которой мы стоим, сзади — горой, на которой реденькая и вековая сосна нагнулась и сторожит этот уголок, слева-тоже березы, и вдруг неизвестно откуда забежала темная сосновая роща, спустившаяся до самой реки. Она охватила это очаровательное место, чтобы не разбежались березки. Через рощу видны горы и какие-то неведомые дали верст на 30. А на той стороне Волги, прямо против города, два села, и особенно живописно одно, от которого вплоть до Волги тянется самая кудрявая рощица. Солнце при закате забралось в нее как-то чудно, с корня, а наделало много чудес. Я измучился, глядя на это. Измученный воротился я домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мной. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня!»

Источник

Обыденная церковь что это

обыденная церковь что это. Смотреть фото обыденная церковь что это. Смотреть картинку обыденная церковь что это. Картинка про обыденная церковь что это. Фото обыденная церковь что это

До недавнего времени для современного человека слово «обыденный» означало лишь «обыкновенный», и потому, например, так дико некоторым было слышать про московский храм, веками именовавшийся в народе «Илия Обыденный». И только сейчас, когда по всей земле нашей вновь стали строить храмы, возвратилась и традиция возведения «обыденных» церквей. Что это такое, почему их строили в старину и как такой храм мог стать общегородской святыней, рассказывает вологодский писатель Роберт Балакшин.

…Понятно, что обыденная церковь могла быть только деревянной, небольших размеров и простейшей конструкции. Например, Екатерининская обыденная церковь в Вятской губернии (ныне Кировская область) была совсем крошечной: «Величина… около полутора квадратных сажен; престолом ее служит простой пенек; царские врата – две доски, привязанные веревками». Жесткие ограничения срока постройки не только определяли материал и размер здания, но сказывались и на его долговечности. Обыденная церковь, как правило, существовала 40-50 лет, а то и меньше, хотя известен случай, когда такая церковь простояла свыше полутора веков (храм Спаса Всемилостивого или Происхождения Честных Древ в Новгороде, 1424–1529 гг.), тем самым опровергнув пословицу: «Обыденком делать, обыденно и простоит».

Обыденные церкви возводились, как правило, во время моровых поветрий (эпидемии чумы), в Средние века неоднократно опустошавших как Русь, так и страны Западной Европы. О страшном море 1417 года летопись сообщает: «Того же лета мор был страшен зело на люди в Великом Новгороде, и во Пскове, и в Торжку, и в Тфери, и в Дмитрове, и по властем, по селом. И толико велик бысть мор, яко живши не успеваху мертвых погребати, ниже довольни бываху здравии болящим служити, но един здравый десятерым и двадцатерым болем служаще; и на всех тех местах умираху толико на всяк день, якоже не успеваху здравии мертвых погребати до захождения солнечного и многи селы пусты бяху, и во градех и посадех… В Нове же городе, и в Торжку, и во Тфери обещащася людие обеты многими, и во един день по многим местом церкви срубиша, и поставиша, и свящаща, и литургисаша». «В лето 6925 (1416/17 г. – прим.). Того же лета бысть мор по всей земли Рустей, не успеваху погребати. И наугородцы поставиша церковь мученицы Анастасии и священа того же дни, и преста мор». «В лето 6982 (1473/74 г. – прим.). Того же лета на Устюге мор бысть силен на люди. И сотвориша устюженя обет, единого дне поставили церковь Воскресения Христово надо рвом и мор преста». Редкий пример из Псковской летописи: «В лето 7030 (1521/22 г. – прим.) …поставиша церковь св. Варлаама… и мор не преста. И паки поставиша другую церковь Покров Святой Богородицы… и преста мор».

Самое раннее свидетельство о постройке обыденной церкви относится к Пскову (в 1352 г.), самое позднее – к Костроме (в 1757 г.). Таким образом, строительство обыденных храмов имело, по меньшей мере, четырехвековую традицию. Единичные случаи постройки обыденных храмов были возможны и до XIV столетия. Так, в Ростове первая обыденная церковь Всемилостивого Спаса появилась в 1216 г., и лишь в 1654 г. по случаю моровой язвы была построена новая Спасская церковь на Торгу. «Того же лета (1289 г.– прим.) совершена и священа бысть церковь Спаса Преображения во Твери епископом Андреем ноября 8».

Для установления количества и времени возведения обыденных храмов я, помимо изучения печатных источников, разослал более 30 писем в города России с просьбой сообщить, нет ли там каких-либо сведений об обыденных храмах. В ответ мне пришло много добрых содержательных писем, без которых я не смог бы написать эту статью. Благодаря письмам установлено, что обыденные храмы строились во Пскове, Новгороде, Москве, Сольвычегодске, Вологде, Великом Устюге, Ярославле, Шуе, Ростове, Твери, Суздале, Костроме, Каргополе, Торжке, в Кировской области. Общее количество выявленных церквей достигает тридцати двух, в некоторых городах они возводились не по одному разу. Есть сведения, что в ряде других городов (Белозерск, Можайск, Коломна, Дмитров, Старая Русса, Порхов, Старая Ладога, Таруса, Владимир) также могли существовать обыденные церкви, однако эту информацию, к сожалению, подтвердить пока не удалось. Нетрудно заметить, что основной массив бытования обыденных церквей расположен на северо-западе Русского государства. Это подтверждает мнение замечательного этнографа Д. К. Зеленина, что «обычай постройки обыденных храмов был известен только в Новгородской и Московской Руси».

Таким образом, обыденной церковью называется обетная церковь, отвечающая следующим условиям: она должна быть возведена во время мора (какой-либо эпидемической болезни, охватившей значительное число населения); в течение одного дня; при обязательном участии всех горожан (селян) независимо от возраста и общественного положения; должна быть закончена и освящена до захода солнца. Возведение обыденной церкви есть своего рода массовый очистительный обряд от поразившей людей скверны, а с точки зрения православной веры – всеобщая молитва.

Храм как всеобщая молитва

Одним из наиболее известных обыденных храмов является вологодский Спасо-Всеградский собор, возведенный в 1654 г. в разгар эпидемии чумы. Моровая язва, уже два года до этого опустошавшая южные и центральные области Русского государства, проникла и в Вологду. «Месяца септемвриа с 1-го числа бысть во граде сем и в весех, прилежащих около града… смертоносная язва, еже есть мор велий. Людие бо умираху незапною смертию: ходил ли кто или стоял, или сидел… И изо многих домов малии и велицыи вси изомроша… И священницы едва успеваху мертвых погребати». В надежде не допустить страшную гостью принимались меры предосторожности: дороги заставы бдительно охранялись, никого не выпускали из города и не впускали в него. Тем не менее, из подгородных деревень уже давно поступали тревожные известия. Вскоре эпидемия охватила и Вологду. Не было ни одного дома, ни одной семьи, где бы не оплакивали утрату близкого. Немало изб стояло с заколоченными окнами: там семьи вымерли целиком. День и ночь гудел над городом большой соборный колокол. Ему отзывались колокола приходских храмов – тех, в которых еще остались живы кто-либо из священнослужителей.

У кого возникла мысль о построении обыденного храма, неизвестно. В ночь на 18 октября (31 октября по старому стилю) улицы Вологды, казалось бы, уже отвыкшие от шума жизни, наполнились народом. Разгоняя зловещую ночную тьму, пылали светочи – трубчатые полосы бересты, надетые на батоги. По улицам в суровом молчании шествовали люди. Они направлялись к Большой (Сенной) площади. Накануне этой ночи, вечером, горожане, охваченные единым порывом, дали обет поставить единодневный храм во имя Всемилостивого Спаса.

Когда все собрались на площади, вспыхнули еще десятки загодя припасенных светочей. Они осветили ровное пространство посреди площади – место, назначенное для храма. Вологодский архиепископ Маркелл окропил это место святой водой, прочел начинательную молитву, и работа началась. В лесу валили деревья, на лошадях их везли в город, на площади бревна корили, обтесывали – работа находилась всем, венец поднимался за венцом. Созидался храм духовного единения.

Вскоре занялся робкий рассвет, наступило хмурое, пасмурное утро. Только около полудня сквозь пелену облаков пробилось солнце. Первые лучи его осветили на земле уже почти готовый храм, оставалось водрузить главку и увенчать ее крестом. Вот совершено и это. Владыка Маркелл в праздничном облачении приступил к чину освящения храма. В тот же день, 18 октября 1654 г., вологжане составили общественный приговор «о выделении средств на содержание вологодских церквей Всемилостивого Спаса и Дмитрия Солунского», в котором, в том числе, рассказывалось о данном горожанами обете, о постройке церкви и давался завет: помнить и не забывать этот день. Приговор подписали 220 человек, среди них – земский староста Давыд Кондратьев по прозвищу Третьяк Желвунцов, земские целовальники Евсевий Носков, Первой Катромец, Третьяк Яковлев и др.

обыденная церковь что это. Смотреть фото обыденная церковь что это. Смотреть картинку обыденная церковь что это. Картинка про обыденная церковь что это. Фото обыденная церковь что это

Через четыре дня для нового храма так же обыденно была написана икона «Всемилостивого Спаса», которая долго время являлась городской святыней. Перед этой иконой была зажжена неугасимая лампада, теплившаяся в церкви Всемилостивого Спаса свыше 260 лет. Тщанием горожан икона была богато украшена. В XIX веке по рисунку академика Ф.Г. Солнцева для нее была изготовлена золотая риза весом два фунта, икону унизывали 500 крупных жемчужных зерен и 400 бриллиантов и алмазов.

День постройки храма 18 (31) октября стал городским праздником. Накануне совершалось всенощное бдение, а на другой день от всех городских храмов к Спасу Обыденному шли крестные ходы, на площади правился торжественный молебен, а в храме служилась Божественная литургия.

В конце XVII века деревянную церковь сменила каменная. «А в которое время тое каменную церковь созидали, и та древянная церковь стояла внутри тое каменные церкви». 4 февраля 1698 года архиепископ Вологодский и Белозерский Гавриил освятил новый храм. В 1840–1841 гг. был произведен капитальный ремонт храма, который с незначительными перестройками просуществовал до 20-х гг. ХХ в.

В 1854 году в церкви (уже каменной) переделывали полы и обрели нижний венец древнего храма. Это был прямоугольник в 3х2,5 сажени (6х5м). Имеется фотография с росписи, украшавшей каменную церковь, на которой изображена постройка обыденного храма и сам храм – высокий сруб, типа колодезных, только с дверью, тремя окнами и крышей. 29 ноября 1895 г. указом Святейшего Синода храм был возведен в степень собора.

Церковь Спаса Обыденного, размерами весьма уступая кафедральному Софийскому собору, по силе народной благочестивой любви стоял наравне с ним. В нем молились во время своих посещений Вологды императоры Александр I и Александр II, великие князья Владимир Александрович и Сергей Александрович, великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и многие другие.

Путешествуя к себе на родину в село Суру, святой Иоанн Кронштадтский в каждое свое посещение Вологды совершал в соборе литургию.

обыденная церковь что это. Смотреть фото обыденная церковь что это. Смотреть картинку обыденная церковь что это. Картинка про обыденная церковь что это. Фото обыденная церковь что это

Получив Высочайший указ о назначении в Вологодскую губернию, по прибытии в город новый губернатор первым делом следовал в обыденный храм, прикладывался к чудотворному образу и по совершении молебна ехал в присутственные места вступать в управление губернией.

После 1917 года для собора, как и для всей Русской Православной Церкви, настало время скорбей. Новые власти, провозгласившие свободу, бесчестили и оскверняли то, чему народ искони молился и перед чем благоговел. Весной 1922 года из собора изымались ценности. Под таким лукавым названием происходило повсеместное ограбление православных храмов и монастырей. В марте-апреле 1922 года общиной Спасо-Всеградского собора было собрано «жемчуга – 20 золотников 36 долей, серебра – 5 фунтов 43 золотника; золотая брошь, серьга, брошь с бриллиантами и 7 жемчужинами, 2 ордена Станислава II и III степеней – 7 золотников». Куда подевались веками накопленные сокровища, неизвестно. Икона Всемилостивого Спаса была передана в пользование приходской общине Кирилло-Рощенской церкви.

В 1923 году Спасо-Всеградский собор «по просьбам трудящихся» был упразднен, в здание поселили «Дом искусств», а в 1935 году его переоборудовали под кинотеатр, который находился здесь почти 40 лет.

обыденная церковь что это. Смотреть фото обыденная церковь что это. Смотреть картинку обыденная церковь что это. Картинка про обыденная церковь что это. Фото обыденная церковь что это

И вот не стало собора. Как, почему у нас сложилось такое отношение к отечественной культуре? Почему в родном доме ведем мы себя, как дикие кочевники, которым ничего чужого не жаль? Снос Спаса Обыденного, казалось бы, – дела давно минувших дней, но и до сего дня в Вологде ломают деревянные дома. На дрова сводят нашу память, нашу историю. От русской Вологды остались жалкие крохи. Да и вся наша культура стремительно превращается в культуру сувенирную.

В октябре 1997 года по благословению епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана на месте разрушенного храма воздвигнут поклонный крест. Даст Бог, доживем мы до того дня, когда будет воссоздан и сам Спас Обыденный, и снова над Вологдой потечет звон его колоколов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *