объявление что не работает терминал
«Терминал временно не работает». Почему бизнес отказывается от безналичного расчета
Терминал оплаты банковскими картами и денежные купюры.
МОСКВА, 7 фев — ПРАЙМ, Надежда Афанасьева. О темпах распространения безналичных платежей можно судить по тому, как меняются наши кошельки. Все больше и больше людей переходят на миниатюрные кардхолдеры. Кто-то отказывается от кошельков совсем и оплачивает все покупки с помощью смартфона. До какого-то времени мы с удивлением обнаруживали терминалы для безналичной оплаты в самых неожиданных местах – принимать карты стали на рынках, в палатках и даже в автоматах с кофе.
В самом деле, Россия в последние годы стремительно переходила на безналичную оплату. По данным Сбербанка и «Платформы ОФД», доля безналичного торгового оборота по всей РФ в IV квартале 2019 года впервые превысила порог в 50%. В категориях потребления, где этот порог уже был преодолен в прошлом году, — кафе и рестораны, фастфуд, гостиницы и отели, электроника, одежда и обувь. Доля менее 50% все еще сохранялась в сегменте «магазины у дома».
Не принимали безналичную оплату среди основных потребительских категорий в III квартале 2019 года 10-12% заведений, на которые приходится 3-4% от совокупного торгового оборота. Она сокращается примерно на 1,5% каждый год.
Платить деньги безналично боятся 3% россиян
Однако в реальности, когда мы обрели твердую уверенность в том, что оплатить картой можно все, мы вдруг стали все чаще сталкиваться с вечно «временно неработающими терминалами» и фразой «оплата только наличными». Чаще всего, после перепалки с сотрудниками, терминал все-таки находится. Это может произойти в небольших кафе, салонах, клиниках. Однако на нежелании принимать карты попадались и крупные заведения, например, кофейня «Кофемания» со средним чеком в 1500-2500 рублей. Что же изменилось?
ТЕМНАЯ СТОРОНА РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА
По закону, индивидуальные предприниматели, оборот которых составляет менее 40 млн рублей в год, могут устанавливать платежный терминал по желанию. Если оборот больше, то предоставить возможность безналичной оплаты нужно в обязательном порядке. Но есть и исключения. Они касаются религиозных объединений, киосков с прессой, предприятий общепита, а также мест, где по техническим причинам невозможно установить терминал.
Одна из причин, по которой заведения отказываются принимать карты, — желание платить меньше налогов. Операции с наличными проще скрыть. Если при оплате картой деньги сразу поступают на счет, то оплату наличными можно вообще не проводить через кассу, то же самое происходит в ситуации, когда вам предлагают перевести платеж по номеру телефона на счет физического лица.
ДОРОГОЙ БЕЗНАЛ
Но не всегда желание минимизировать безналичные платежи говорит о том, что предприниматель не платит налоги. Установка терминала влечет за собой целый ряд расходов. Для начала, если речь идет об офлайн-заведениях, нужно приобрести онлайн-кассу, фискальный накопитель и платежный терминал для эквайринга.
Кроме того, необходимо оплачивать техобслуживание оборудования, вносить абонентскую плату (это зависит от банка-эквайра) и комиссию, которая может достигать 3% от всех платежей, совершаемых через терминал. Таким образом, даже если маржинальность бизнеса достигает 30%, отдать банку придется десятую часть только за прием безналичной оплаты. Для заведений с низкой маржинальностью это может быть почти половина прибыли.
Более четверти бизнеса в РФ не принимает оплату картами
ЕСТЬ ЛИ РЕШЕНИЕ
В мае прошлого года ритейлеры направили в адрес Ассоциации банков России письмо, в котором предупредили о неизбежном росте цен и замедлении распространения безналичных платежей, в случае если ставки по эквайрингу не снизятся. В письме говорится, что «оплата банковскими картами обходится организациям торговли в четыре раза дороже, чем прием наличных денежных средств с последующей их инкассацией».
Некоторые магазины действительно оправдывают отсутствие терминалов более низкой ценой на товары, а некоторые готовы снизить цены в случае снижения процента эквайринга. Но противники инициативы, в том числе банкиры, считают, что на это пойдут далеко не все предприниматели. В то время как высокая комиссия по эквайрингу позволяет банкам предлагать выгодные условия держателям карт, снижать стоимость обслуживания и выплачивать кэшбек.
Таким образом, если банки лишатся части дохода от эквайринга, потребители могут остаться без сниженных цен на товары и услуги и без выгодных условий по банковской карте.
Читатели массово сообщают о неработающих терминалах. Узнали, что происходит
В субботу, 6 ноября, читатели из разных городов Беларуси стали сообщать о том, что оплата карточками в магазинах не проходит. При этом на сайтах Банковского процессингового центра и системы ЕРИП никаких сообщений о технических работах или сбоях нет. Узнали, что происходит.
«В БПЦ какие-то проблемы. Не проходят операции по картам разных банков. Говорят, проблема со стороны эквайера. Недавно операции пошли, видимо, решился вопрос», — сообщает читатель.
«В районе часа дня не действовали терминалы в магазинах „Белмаркет“ и „Остров чистоты“. Продавцы говорят, такое еще много где. Также не работали банкоматы, даже не пытались принять карту. В 13:30 поехал в Dana Mall и зашел в „Остров чистоты“, а там уже висели объявления, что терминалы не работают», — говорит Константин.
«Не смогла сегодня расплатиться в гипермаркете „Корона“. Пришлось отменить покупки», — рассказала Onlíner читательница Марина. Чуть позже в магазине стали объявлять о том, что оплата по карте не принимается: не работают терминалы.
Мы обратились за пояснениями в БПЦ и ЕРИП. В ЕРИП сообщили: все «работает штатно». Там же дополнили, что «по вопросу функционирования банковских терминалов необходимо обращаться в соответствующий банк».
«Уважаемые клиенты! Информируем Вас, что в настоящий момент времени наблюдается частичная неработоспособность терминального оборудования Ingenico. Команда ОАО „Банковский процессинговый центр“ делает все возможное для устранения проблемы и восстановления работоспособности в кратчайшие сроки. Приносим извинения за доставленные неудобства», — сообщили в БПЦ в 16 часов дня.
«Кошелек» в Telegram: только деньги и ничего лишнего. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Уважаемые покупатели безналичный расчет временно не работает
Некрасова Евгения Анатольевна
Большинству граждан удобнее расплачиваться за свои покупки по карте. Это экономит время, как продавцов, так и покупателей и исключает необходимость постоянно носить с собой крупные суммы наличностью.
Однако все чаще клиенты стали замечать, что в крупных супермаркетах им отказывают в данной услуге. С чем связано подобное явление и что стоит делать в подобных случаях покупателям?
Правда или нет
Подобное явление действительно имеет место быть. Кассиры гипермаркетов стали отказывать в безналичном расчете, притом по самым разным причинам. С чем это может быть связано.
Информацию по данному вопросу предоставил Генеральный директор информационного агентства INFOLine Иван Федяков.
Дело в том, что основной причиной отказа принимать к оплате банковский пластик – это повышение стоимости эквайринга, который не в состоянии позволить себе большинство ритейлеров.
Говоря более понятным языком, все дело в стоимости обслуживания по продукту кредитных организаций. Для небольших торговых сетей, он действительно является существенно завышенным, порядка 4-5 процентов. В то время, как для более крупных гипермаркетов и торговых центров всего 1,5 процента.
Почему супермаркеты перестали принимать оплату картами? Смотрите видео:
Однако и отказаться от этого попросту невозможно, поскольку эквайринг стал обязательным. По этой причине работники магазинов были вынуждены врать покупателям о том, что терминалы временно не работают и они не могут предоставить безналичную оплату.
Когда весь товар должен быть промаркирован? Подробнее здесь.
Лучшее, что в данной ситуации может сделать клиент, это отправиться к ближайшему терминалу и снять наличные средства.
К чему может привести подобная тенденция
Некоторые представители торговых сетей в открытую стали признаваться, что собираются объявить бойкот безналичному расчету, до тех пор, пока стоимость обслуживания не будет снижена или хотя бы приведена к приемлемому уровню.
Соответственно, торговым центрам, стоит вспомнить о том, что Закон «О защите прав потребителей» обязывает организации, чья выручка составляет более 60 миллионов рублей в год, принимать к оплате банковские карты. В противном случае, при выявлении нарушений, юридическое лицо ожидает штрафная санкция.
Банковские карты больше не принимают в магазинах. Фото lenta.ru
Разумеется, проверка связана не столько с забастовкой, сколько с предотвращением возможного возникновения махинаций с финансами и наличными деньгами.
Однако сообщать представителям Центробанка, что отказ от безналичного расчета был связан с завышенной стоимостью обслуживаний, будет бесполезно.
Выход из ситуации
Что остается делать в сложившейся ситуации? Магазины могли бы компенсировать свои затраты за эквайринг путем повышения стоимости на товары, однако в большинстве случаев это не делается из-за страха потерять основного потребителя.
Новые правила в магазинах. Фото akamaized.net
Также для торговых точек, сейчас это может негативно сказываться, в качестве отказа клиентов затариваться товаром в местах, где постоянно отказываются принимать банковский пластик. Проблема в том, что для большинства это давно вошло в норму.
С другой стороны, кредитные организации также не торопятся снижать стоимость обслуживания, заботясь о собственной выгоде.
Что в таком случае остается покупателю? В данном случае, обычным потребителям и проще и сложнее одновременно. Граждане никак не смогут повлиять на подобное противостояние, ожидая только его завершения и соответствующих результатов.
Где доступно отдохнуть в 2019 году? Читайте по ссылке.
Но, если это случиться и безналичная оплата перестанет быть обязательной, для покупателей это обернется тем, что придется постоянно носить с собой наличность. Или же можно выбирать другие торговые точки, которые готовы платить установленную стоимость на обслуживание.
Что такое безналичные расчеты и их особенности? Ответы в видео:
Принесет ли подобное явление неудобство обычным гражданам? Многим, да. Хотя некоторые и вовсе не заметят разницы, поскольку они как пользовались наличными средствами, так и продолжают это делать. Остается только ждать развязки данной истории и принимать уже как данность, если безналичную оплату отменят.
Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!
multibanco permanentamente fora de serviso.
ВВиду неисправности терминала безналичный расчёт временно не производится.
Уважаемые клиенты! По техническим причинам оплата по банковским картам временно не принимается.
Мы максимально оперативно стараемся решить эту проблему. Приносим свои извинения за неудобства.
Принимаем к оплате:
Что делать, если наличных нет, а карту не принимают.
Расчет картой стал настолько привычным, что в салоне красоты, на автомойке или в кафе, мы не спрашиваем, есть терминал или нет. Но тех, кто носит в бумажнике только карманные деньги и повсюду платит картой, подстерегают сюрпризы, когда услугу получил, а карту не принимают, и наличных нет.
— Установка платежного терминала — обязанность или право заведения?
— Право, так что администрация заведения сама решает, нужен он или нет. В мегаполисах терминалы есть практически повсюду, но бывает так, что по каким-то причинам они не работают, к примеру, сломалось оборудование или появились какие-то проблемы со связью. Вот тут клиентов и поджидает “сюрприз” — они рассчитывают заплатить картой, а им в ответ: “Извините, карты не принимаем”. Если с собой есть наличные — не проблема, а если их нет?
— Должны ли как-то сотрудники заведения предупредить, что терминал не работает? Ведь клиент увидит логотип платежных систем и решит, что картой оплатить можно.
— Да, конечно, ведь речь идет об условиях расчета. Должно висеть объявление на видном месте, по-хорошему об этом должен устно предупредить еще и персонал — администратор на стойке или официант. В законе такой пункт прямо не прописан, но есть Закон “О защите прав потребителей” — на него и ссылайтесь.
— Что делать, если персонал ничего не сказал, объявления нет или оно висит в дальнем углу?
— Скандала не избежать: заведение будет требовать деньги, клиент — негодовать. В такой ситуации все-таки лучше успокоиться и прийти к компромиссу, к примеру, сделать перевод с карты на карту или пойти в ближайший банкомат.
— А если дело дойдет до того, что клиента не будут выпускать из заведения, требуя чтобы кто-то привез ему деньги?
— Тоже звонить в полицию или юристу в Москве в Юридическое бюро Алексея Михайлова. Подобные действия уже можно квалифицировать как уголовное преступление.
— Что делать, если, звучит глупо, но все же, заставляют “отработать”? К примеру, мыть посуду или убирать.
— Эти действия тоже могут быть квалифицированы как уголовное преступление. Если вы не согласны на такое, отказывайтесь, а если администрация заведения настаивает, вам придет на выручку консультация юриста по телефону или сам юрист “живьем”, ну или полиция.
— Что делать, если желания идти на компромисс нет ни у одной стороны?
— Заведение имеет право вызвать полицию, чтобы зафиксировать факт неуплаты и установить личность клиента. А потом юрист по гражданским делам должен будет составить иск и подать его в суд.
— И что дальше?
— Конечно, во всей этой ситуации виновато заведение, но мы не советуем доводить дело до суда. Если услуга была предоставлена, с вероятностью 99,99% суд обяжет за нее заплатить. Заведение еще может “дорисовать” к счету свои затраты на юриста, который ведет дело в суде — они, конечно, спорные, ведь до суда дошло по вине заведения, но нет гарантии, что их не спишут с клиента. Принципы принципами, но в интересах самого клиента заплатить до суда.
— Как-то можно привлечь к ответственности заведение?
— С хорошим юристом — конечно. Можете сделать это и сами, получив исчерпывающую консультацию юриста в Москве (или вашем городе). Или написать жалобу в Роспотребнадзор — все-таки идет речь о нарушении прав потребителя. Можно еще написать в налоговую, ведь часто заведения не используют терминал для того, чтобы не проводить платежи через кассу.
Больше информации о правах потребителя по телефону — звоните (495) 969-77-44. Если вам нужен юрист по защите прав потребителя, позвоните нам и запишитесь на консультацию.