обучение реализуется на внебюджетной основе что это значит
Внебюджетная деятельность госучреждений образования
Доходы от внебюджетной деятельности позволяют укреплять материально-техническую базу и иметь дополнительный источник материального стимулирования работников, что вызывает очевидный интерес к ней. О правовых основах внебюджетной деятельности госучреждений образования, ее направлениях, ценах и налоговых льготах в данной статье.
1. Правовые основы осуществления внебюджетной деятельности
Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом об образовании, положением о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования, уставом учреждения образования и иными актами законодательства (п. 11 ст. 19 Кодекса об образовании).
Госучреждения образования являются бюджетными организациями. Как бюджетные организации они могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности (п. 2 ст. 79 БдК, подп. 2.3 п. 2 ст. 20 Кодекса об образовании).
Таким образом, госучреждения образования вправе осуществлять внебюджетную, в том числе внешнеторговую деятельность, и получать дополнительные внебюджетные средства (подп. 2.7 п. 2 ст. 20, 8 Кодекса об образовании).
Под внебюджетными средствами понимаются денежные средства, в том числе в иностранной валюте, полученные от деятельности по изготовлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предназначенных для реализации иным физическим и юридическим лицам (предпринимательская деятельность), и от иной приносящей доходы деятельности (п. 3 Положения N 641).
Госучреждения образования получают внебюджетные средства за счет оказания платных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, сдачи имущества в аренду, сдачи вторичных материальных ресурсов, а также за счет добровольных пожертвований и безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных. При этом осуществление внебюджетной деятельности не влечет снижения финансирования учреждений за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (п. 2 и 4 ст. 138 Кодекса об образовании).
Основными НПА, регулирующими внебюджетную деятельность учреждений образования, являются:
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Бюджетный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс об образовании;
Налоговый кодекс Республики Беларусь;
постановление от 28.01.2009 N 109 и др.
Помимо указанных НПА, учреждения образования разрабатывают и применяют внутренние локальные акты (ЛА), например, такие как:
Положение об осуществлении внебюджетной деятельности;
Положение о структурном подразделении;
Положение о платных услугах;
Положение о расходовании средств от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности;
Положение о ценообразовании и др.
Законодательством не установлен перечень ЛА по внебюджетной деятельности, которые должны быть в учреждении в обязательном порядке. Учреждение самостоятельно принимает решение о принятии ЛА, содержащих вопросы такой деятельности, в рамках действующего законодательства, а также порядок их утверждения.
2. Виды внебюджетной деятельности
Перечень видов экономической деятельности, которые госучреждения образования могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется их учредительными документами. Они должны соответствовать Общегосударственному классификатору ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности». В общем случае внебюджетная деятельность учреждений образования осуществляют по следующим направлениям (п. 6 и 7 Положения N 641):
Направления внебюджетной деятельности
Предпринимательская деятельность, как правило, соответствует основной деятельности согласно уставным целям учреждения. Поэтому в данном случае к ней относятся, прежде всего, услуги в сфере образования.
К таким услугам, например, относятся:
— обучение по действующим основным образовательным программам на платной основе;
— обучение по программам допобразования детей и молодежи;
— обучение по программам допобразования взрослых;
— проведение повторной текущей и итоговой аттестации на платной основе;
— проведение лабораторных работ и практических занятий со студентами (курсантами) и учащимися вне учебной группы.
Справочно
Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (п. 3 ст. 138 Кодекса об образовании).
Надо отметить, что образовательная деятельность подлежит лицензированию. Выдачу лицензии осуществляет Минобразования (п. 330 Положения о лицензировании).
В зависимости от типа и (или) вида госучреждения образования могут осуществляться другие виды предпринимательской деятельности, позволяющие решать дополнительные задачи и с учетом их востребованности (организация питания и проживания, информационные услуги, транспортные услуги и прочие платные услуги, производство сельхозпродукции и др.).
Что касается иной приносящей доходы деятельности, то перечень видов такой деятельности, определенный п. 7 Положения N 641, является исчерпывающим.
3. Какие цены (тарифы) можно устанавливать
Какими НПА (с учетом последних изменений законодательства) при формировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) госучреждениям образования следует руководствоваться читайте в ilex.
Статья 28. Финансирование высших учебных заведений
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 71-ФЗ в статью 28 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 28. Финансирование высших учебных заведений
1. Финансирование образовательной деятельности государственных высших учебных заведений за счет средств федерального бюджета осуществляется федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием или органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения, в соответствии с государственными заданиями (контрольными цифрами) на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников исходя из установленных государственных, в том числе ведомственных, нормативов финансирования.
Государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе осуществлять в пределах таких заданий (контрольных цифр), финансируемых за счет средств учредителя, целевой прием обучающихся в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня образования.
Для высших учебных заведений, расположенных в регионах, в которых действуют районные коэффициенты и надбавки, нормативы финансирования устанавливаются с учетом этих коэффициентов и надбавок.
В случае, если местные нормативы финансирования превышают государственные, дополнительное финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета.
2. Деятельность негосударственных высших учебных заведений финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем (учредителями) и высшим учебным заведением эта деятельность может осуществляться на условиях частичного или полного самофинансирования.
ГАРАНТ:
О проведении в 2002-2004 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств см. постановление Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 6
3. Научные исследования, проводимые государственными высшими учебными заведениями, финансируются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием и (или) органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти высшие учебные заведения, независимо от финансирования образовательной деятельности.
4. Государственные высшие учебные заведения самостоятельно определяют направления и порядок использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, в том числе средств, направляемых на оплату труда и материальное стимулирование своих работников. Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) средства не могут быть изъяты у государственных высших учебных заведений или зачтены в объем финансирования этих высших учебных заведений на последующий период.
5. Возмещение дополнительных затрат в связи с индексацией расходов высших учебных заведений, осуществляющих свою деятельность на основе бюджетного финансирования, производится за счет средств соответствующего бюджета.
6. Высшее учебное заведение имеет счета в банковских и других кредитных организациях для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций, в том числе валютных.
Платное обучение: как поступить на внебюджет?
Алина Косова
В 11 классе перед каждым учеником встаёт выбор: либо в ущерб личному времени усиленно готовиться к ЕГЭ, по-настоящему учиться, чтобы поступить на бюджет, либо дать волю лени, не налегать на предметы, но забыть в таком случае о бесплатном образовании. Людей, которые выбирают второй путь, гораздо больше. Эта статья будет актуальна для тех, кто хочет понять, как поступить на внебюджет, то есть на платное обучение.
Основные моменты, которые нужно знать, чтобы поступить на внебюджет
1. Надо сдать ЕГЭ на минимальные баллы для подачи документов в вуз
ВАЖНО! Некоторые вузы сами могут установить минимальный порог: например, 50 баллов. Это значит, что абсолютно все предметы, с которыми поступает ученик, должны быть написаны больше, чем на 50. Иначе документы просто-напросто не примут.
Минимальные баллы для поступления в вузы в 2021 году:
2. Стоимость обучения на одно и то же направление в разных вузах — разная
Цена зависит от уровня вуза, его расположения и престижности. В целом, можно получить образование и за 30 тысяч в год (неизвестный вуз в маленьком городе), и за 500 тысяч (лучшие вузы Москвы).
В среднем стоимость обучения в крупных городах — от 100 до 200 тысяч в год. В некоторых топовых вузах, например ВШЭ или РАНХиГС, где обучение стоит довольно дорого, действует система скидок от 10 до 80%: если ученик получил высокие баллы ЕГЭ и закрывает сессию без троек, скидка действует на все года. Часто также предусмотрена поддержка льготных категорий граждан.
3. Конкурс на платное обучение — условность
Действительно, в престижные вузы выстраивается очередь даже на коммерцию. Но по факту ученик может заключить договор и оплатить обучение еще до начала первой волны (без конкурса).
Процедура зачисления на платное обучение
Как это происходит? Ученик получил баллы — они выше, чем минимальный порог, установленный вузом, — ученик приносит оригинал аттестата, согласие на зачисление, оплачивает квитанцию — все!
ВАЖНО! Часто вузы пишут на сайте «30 платных мест», но, в реальности они готовы брать гораздо больше людей. Поэтому всегда уточняйте в приемной комиссии, есть ли возможность заключить договор и оплатить обучение, если места закончились. Вам вряд ли откажут!
Идти ли мне на внебюджет? «За» и «против»
Как видите, платное обучение — это реальная возможность абсолютно для всех, кто более-менее сносно сдал ЕГЭ, получить высшее образование и диплом престижного вуза. В чем же подвох? Неужели все так просто? Зачем тогда вообще учиться и готовиться к ЕГЭ?
На самом деле, смысл есть.
Во-первых, обучение в хорошем вузе стоит дорого даже со скидками, и сегодня вы в этом убедились.
Во-вторых, без подготовки многие ученики не набирают даже необходимого минимума.
В-третьих, топовый вуз готов открыть свои двери большому количеству «платников», но сколько из них продержатся до конца? Готовясь к ЕГЭ, вы приучаете себя к самостоятельной работе, что жизненно необходимо для обучения в вузе.
Если оплатить обучение, которое окажется «не по зубам» ученику, то он вылетает после первой же сессии, а деньги «сгорают». Если и вы и правда решили поступать на коммерческую основу, то еще раз хорошенько взвесьте все «за» и «против»!
Обучение реализуется на внебюджетной основе что это значит
При поступлении в Университет абитуриенту порой не хватает всего несколько баллов для их зачисления на бюджетное место. Для таких абитуриентов разработана специальная система скидок «Умный внебюджет».
Студенты имеют право при наличии вакантных мест и хорошей успеваемости претендовать на перевод на бюджетные места, но на некоторых направлениях подготовки бывает очень небольшое количество бюджетных мест, и вакантные места появляются крайне редко. Программа «Умный внебюджет» позволяет студенту ежегодно получать (продлевать, возобновлять) скидку на своё обучение.
Программа действует для студентов, обучающихся на внебюджетной форме очного отделения в Нижнем Новгороде по программам бакалавриата и специалитета.
Поступающим на первый курс
Поступающий на первый курс может воспользоваться скидкой в 20%
Размер скидки зависит от количества набранных баллов при поступлении
На специальностях, где есть бюджетные места, скидка рассчитывается от проходного балла
Проходной балл на таких направлениях будет известен 26 августа после зачисления студентов на бюджетные места
На специальностях, на которых нет бюджетных мест, скидка рассчитывается в зависимости от суммы набранных баллов:
200-209 баллов – скидка 10%
210 баллов и выше – скидка 20%
Студентам, окончившим 1 курс
По результатам окончания учебного года студент в случае успешного обучения имеет возможность продлить или получить скидку на обучение на следующем курсе.
Студентам последующих курсов
Студенты, заканчивающие учебный год на «отлично», могут продлять, получать или возобновлять скидку 20% на последующий курс в течение всего курса обучения.
Платное и бесплатное образование в ВУЗе: сходства и отличия особенности обучения на каждой основе
Чиновники неоднократно заявляли, что в настоящее время образование в стране стало более доступным. Достичь этой «доступности» удалось благодаря появлению коммерческого отделения, которое сегодня сумело уже «подвинуть» бюджетное. Несмотря на действие одних и тех же образовательных программ, условий обучения, существует немало мифов о платном и бесплатном профессиональном становлении, которые мы намерены развеять в этой статье.
Чиновники неоднократно заявляли, что в настоящее время образование в стране стало более доступным. Достичь этой «доступности» удалось благодаря появлению коммерческого отделения, которое сегодня сумело уже «подвинуть» бюджетное. Несмотря на действие одних и тех же образовательных программ, условий обучения, существует немало мифов о платном и бесплатном профессиональном становлении, которые мы намерены развеять в этой статье.
Бесплатное высшее образование
Ежегодно десятки тысяч абитуриентов буквально штурмуют ВУЗы, стараясь поступить на бюджетное место. Обучаться за счет государства не только приятно, но и престижно. Ведь заняв «бесплатную нишу» в ВУЗе, абитуриент сумел доказать свою состоятельность, хорошую подготовку, упорство и пр.
Образование полностью бесплатном быть не может априори. Учащемуся потребуются определенные принадлежности, канцтовары, учебные пособия, компьютер, подходящая одежда и пр. Но это все относится к желаниям (предпочтениям) и необходимости, не имея прямого отношения к ВУЗу.
Количество бюджетных мест ежегодно пересматривается, притом на протяжении последних лет доля бюджетного образования сокращалась. Сейчас в ВУЗах объем мест для бесплатного освоения профессии едва достигает 30%. Все остальное отводится на контрактное обучение.
Бесплатное обучение в высшем учебном заведении
Более того, количество мест для каждой специальности утверждает Минобразования и науки. Исходя из этого ВУЗ получает соответствующее финансирование на обучение учащегося и выплату ему стипендии.
Да-да, стипендия полагается только студентам очного отделения, обучающимся на бюджетной основе. Остальные претендовать на эту выплату не могут. Более того, размер господдержки небольшой – около 1500-5000 рублей в месяц. Притом сумма стипендии может быть уменьшена или ее выплата приостановлена при ухудшении успеваемости.
Бюджетное образование считается более качественным и требовательным. Малейший проступок, ухудшение успеваемости, прогул занятий, нарушение дисциплины и правил Вуза может быть чревато отчислением.
Образовательная программа на бюджетных местах должна соответствовать госстандартам, учитывать основные требования работодателей к востребованным специалистам (какими знаниями и навыками они должны обладать) и пр. В настоящее время «ассортимент» специальностей в рамках бюджетного образования сильно ограничен. Поэтому важно не просто выбрать подходящий ВУЗ, но и необходимое или желаемое направление подготовки в нем, оценить собственные шансы на зачисление и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Для поступления в высшее образовательное заведение в любом случае придется преодолевать ЕГЭ, но проходные баллы на бесплатное место всегда выше, чем на коммерческое. Поэтому для покорения бюджетного образования необходимо иметь максимально высокие результаты ЕГЭ и использовать все шансы (льготы, достижения и пр.).
Специфика платного обучения в ВУЗе
Платное (коммерческое) обучение в ВУЗе в значительной степени повысило шансы на освоение выбранной специализации в стенах ВУЗа. В данном случае финансированием работы высшего образовательного заведения занимается не государство, а абитуриенты (или их официальные представители: опекуны и родители). Для получения образования по контракту необходимо внести определённую сумму за соответствующие услуги учебного центра, притом ценник может кардинально разниться. На сегодняшний день средняя стоимость обучения в Вузе на очном отделении достигает 60-560 тысяч рублей, на заочном – 45-120 тысяч рублей, дистанционном – 30-90 тысяч рублей.
Особенности обучения в ВУЗе на платной основе
Притом некоторые специализации или формы обучения в большинстве случаев доступны абитуриентам только по контракту. Например, дистанционное обучение (как отдельное отделение) возможно исключительно на платной основе, покорение престижных и востребованных направлений возможно только в рамках платных услуг Вуза.
Важно отметить, что процедура подачи документов и зачисления «контрактников» стандартна. Абитуриент предоставляет приемной комиссии все необходимые документы, проходит конкурсный отбор, заключает договор с Вузом, оплачивает его услуги и попадает в ряды студентов. Притом образовательная программа и учебный процесс ничем не отличается от бюджетного освоения специальности.
Несмотря на более лояльные требования к абитуриентам к поступлению готовиться все же придется. Конкурсный отбор строится на основе привычных правил: чем выше балл, тем больше шансов поступить. Более того, считается что к «контрактникам» относятся мягче, предоставляя им поблажки, привилегии и пр. На самом деле это не так. Правила Вуза едины для всех учащихся, независимо от их социального и иного статуса, формы обучения и пр.
На сегодняшний день доля коммерческого обучения в Вузе составляет около 60-70%. Притом абитуриент может самостоятельно платить за свое обучение при помощи специальных кредитных программ: образовательный кредит, рассрочка на обучение при ВУЗе и пр. Обучение по контракту – занятие непостыдное, но высокозатратное, поэтому оказывается посильным не для каждого желающего.
Достоинства и недостатки бюджетного и платного обучения
У каждой палки два конца. Казалось бы, бюджетное обучение – сплошные плюсы. Но на самом деле здесь также можно выделить положительные и отрицательные моменты.
К числу явных преимуществ бесплатного образования можно отнести:
Среди недостатков бюджетного обучения можно выделить:
К положительным моментам в освоении платного образования можно отнести:
Среди недостатков платного обучения можно отметить:
Что выбрать: платное или бесплатное образование?
Всем давно известно, что качество обучения полностью зависит от желания и стремления студента. Поэтому, если возникает вопрос, связанный с выбором варианта обучения, то достаточно ответить на несколько вопросов:
Самые распространенные мифы о платном и бесплатном образовании
Миф №1. Где легче учиться?
Издавна считается, что обучение по контракту дается легче: студентам предоставляют всевозможные поблажки, прощают прогулы, не валят на экзаменах и зачетах. На самом желе – это самое глубокое заблуждение. Качество образование, стандарты и правила Вуза едины для всех и не зависят от формы обучения, отделения и иных факторов.
Миф №2. Контрактников не отчисляют.
Несмотря на то, что студент платит за учебу, никто не дает ему права пренебрегать правилами ВУЗа, не выполнять возложенные на него обязанности. Поэтому при наличии законных оснований любой учащийся (будь то бюджетник или контрактник) подлежит отчислению.
Наиболее частые вопросы которые интересуют абитуриентов и их родителей?
Миф №3. У контрактников нет стипендии.
Да, согласно действующему законодательству, получать стипендию могут лишь учащиеся очных отделений, осваивающие образовательную программу на бюджетной основе. Но в случае победы студента на всевозможных соревнованиях, состязаниях, свершении значимых научных/спортивных и иных открытий ему может назначаться дополнительная выплата-вознаграждение в виде Президентской стипендии, награды и пр. Здесь удостаиваться такой чести могут как бюджетники, так и контрактники.
Миф №4. На платном обучении качество образования ниже, чем на бюджетном.
Как мы уже говорили, качество обучения не зависит от варианта освоения профессии. Оно отчасти может сопрягаться с возможностями ВУЗа (педагогический состав, техническая и иная оснащенность), но в большинстве случаев оно напрямую взаимодействует со стремлением, мотивацией и желанием студента поглощать знания и обретать профессиональные навыки.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!