обучение по занкову что это
Развивающая система Занкова: в чём суть, за что критикуют и почему исключили из школы
При выборе начальной школы родителям стоит учитывать не только её близость, рейтинг, отзывы знакомых, но и то, по какой системе будет учиться первоклассник. Систем обучения для младших школьников много. Расскажем про одну из самых противоречивых — программу Л. В. Занкова.
1. Кто такой Л. В. Занков?
Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году и прошёл путь от учителя в сельской школе до руководителя лаборатории в Академии педагогических наук СССР. Большое влияние на его взгляды и разработанную позднее дидактическую систему оказал Лев Выготский. Несмотря на разницу в возрасте всего в пять лет, Выготский стал научным руководителем Занкова, и они работали вместе до самой смерти Выготского в 1934 году.
Оба занимались исследованиями в области дефектологии и во многом заложили её основы. Их интерес сходился в области изучения возможностей обучения детей, в том числе с особенностями развития.
Лев Выготский считал, что обучение занимает в развитии ребёнка ведущую роль. Занков стал первым, кто экспериментально доказал правоту своего учителя и друга — его исследование показало, что метод обучения влияет не только на количество полученных знаний, но и на психологию ученика.
С 1957 года в течение 20 лет Занков и сотрудники его лаборатории изучали, как построение учёбы влияет на общее развитие младших школьников. Первые три года методика применялась в единственном классе в школе № 172 в Москве, но в итоге в эксперименте поучаствовали более тысячи классов из сёл и городов, многие учителя сами интересовались исследованиями Занкова.
2. В чем суть его системы?
По итогам многолетнего эксперимента определились основные принципы, на которых строится система Занкова. Её цель — достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника. Наверное, главная её особенность — высокий уровень трудности обучения вместе с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка.
Занкову претила идея «формирования» личности, навязываемая традиционной советской системой обучения. Поэтому его программа призвана развить индивидуальные способности каждого в классе, а не «подтягивать» отстающих к отличникам или добиваться среднего арифметического в успеваемости.
Среди других особенностей: много теории, осознание процесса учёбы и быстрый темп. На практике ученики делают задания, в которых сочетается сразу несколько задач (например, логика и математика). Много дискуссий, экспериментов.
Занков говорил, что ошибка — это находка для учителя, и призывал дать ученикам возможность отвечать и не бояться быть наказанными
Ученику не вкладывают в голову готовые решения, он должен дойти сам до правильного ответа, «добыть» новое знание. В программе есть ещё занятия на природе, походы в театр и музей.
3. Как она применялась в России?
Казалось бы, кто не захочет внедрить такую прекрасную систему, где ученик расценивается как самостоятельная личность, разносторонне развивается и периодически занимается в парке?
Но после смерти Занкова эксперимент свернули, а лабораторию расформировали. После распада СССР вновь заговорили о системе Занкова, в 1993 году появился Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. Через три года программу признали одной из государственных развивающих образовательных систем вместе с программой Эльконина-Давыдова.
«На звание второго папы не претендую»: каково это — работать учителем в начальных классах (если ты мужчина)
В принятом в 2009 году федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования прямо утверждается принцип, который перекликается с идеями Занкова: «Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования». При жизни Занкова программа ограничивалась только начальной школой, поэтому задачей для нового поколения «занковцев» стала разработка учебных материалов для 5-9 классов. К 2010 году создали учебники для 5–6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению.
4. В чём плюсы системы Занкова?
Среди несомненных плюсов многие родители называют общую высокую успеваемость детей, которые учатся по программе Занкова. Если судить по отзывам, то после 4 класса они знают гораздо больше тех, кто учился по стандартным программам, легко осваивают материал 5-6 классов. Такие школьники более самостоятельные, творчески мыслят, часто сохраняют высокую успеваемость до конца школы и поступают в хорошие вузы.
Конечно, во многом это становится заслугой преподавателя, который создаёт дружескую и свободную атмосферу в классе, где всегда есть место для дискуссии.
Весь первый год школьникам не ставят оценки, чтобы не сбить их индивидуальный курс развития, не смутить и не занизить мнение о самих себе
Учитель активно задействует «зону ближайшего развития» (термин Льва Выготского) ребёнка — то есть ту область, где знания и умения находятся в зачаточном состоянии, и ребёнок ещё не может постичь их сам, зато легко освоит с помощью взрослого.
5. Так, а за что её критикуют?
Высокие требования к преподавателям, которые учат детей по программе Занкова, могут стать и серьёзным минусом. Если формально следовать учебникам, система не принесёт ожидаемых результатов. Инициативность, уважительное отношение к детям, готовность смотреть на обучение под особым углом и психологическая подкованность — без таких качеств учителя невозможно преподавание по программе Занкова.
Большинство родителей жалуются на огромный объём домашних заданий и проектов, которые в первые годы выполняются всей семьёй. Многие задачи, особенно по математике, где в системе Занкова соседствует сразу алгебра и геометрия, кажутся необычными и сильно не похожи на то, что предлагают учебники стандартных программ.
При этом повторению материала отведено минимум места, потому что Леонид Занков был уверен, что однообразные задания быстро надоедают младшим школьникам. Поэтому дети, которые часто болеют, могут легко отстать от класса, пропустив всего неделю.
6. Что происходит с системой Занкова сегодня?
По статистике научно-методического центра имени Л. В. Занкова, к 2014 году количество классов, где занимаются по программе Занкова, в регионах составляло от 15 до 40% от общего числа, а в Москве — около 30%.
Всё изменилось, когда в 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию (в России их выпускает единственное издательство — самарский издательский дом «Фёдорова»).
Соответствующим ФГОС было признано только пособие по изобразительному искусству. Учителя-занковцы подавали петицию для пересмотра, но пока министерство не реагирует на их обращения. В некоторых школах учителя по своей инициативе продолжают учить детей по программе Занкова. Но их мало, потому что школы предпочитают не рисковать и останавливаются на рекомендованных программах.
7. Так стоит ли на неё соглашаться?
Как мы уже упоминали, основной залог успеха системы Занкова — в учителе. Если все ваши знакомые наперебой хвалят преподавателя начальных классов, а он поклонник Занкова, то определённо стоит записаться к нему. Если всеми любимый учитель преподаёт по любой другой программе, то выбор, скорее всего, будет в его пользу.
Но вдруг вам повезло настолько, что все учителя младших классов в вашей школе хороши как на подбор, а работают по разным системам. Что делать в таком случае?
Лучше всего трезво оценить возможности ребёнка (и свои). Если ваш ребёнок всё делает в замедленном темпе, а вы работаете полный день и не планируете посвящать вечера урокам, то стоит выбрать одну из стандартных программ или даже Эльконина-Давыдова, которая не предполагает большого объёма домашней работы.
Если ваш ребёнок рвётся в школу, любознателен, быстро соображает, а вы не против порешать лишний раз задачки по математике или по-другому взглянуть на процесс обучения, то почему бы не выбрать Занкова. Никогда не знаешь, когда рекомендации министерства образования снова изменятся.
Иллюстрации: Shutterstock (miniwide)
Система Занкова Л.В.
Содержание
Суть системы Занкова и ее основные принципы
В своих зрелых педагогических работах Л.В.Занков высказал мысль о личностно-ориентированном обучении, суть которого сводилась к тому, что обучение направлено не на весь класс, а на каждого ребенка в отдельности. Эта же мысль нашла свое отражение в его программе развивающего обучения. Педагоги отмечают высокую степень трудности программы Леонида Владимировича Занкова и в то же время ее бережное отношение к внутреннему миру ученика. Сам педагог выделял такую цель своей обучающей системы: достижение наиболее приемлемого уровня развития нравственных качеств, мышления, чувств, воли у каждого обучающегося. Основные принципы:
Особенности системы
Он не призывал повышать уровень «троечников» до уровня «отличников», не считал главным повышение уровня общей успеваемости. Занков провозглашал развитие индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика. Именно Леонид Владимирович призывал детей не бояться отвечать неправильно, а ошибку он называл находкой для учителя. Видимо, поэтому, в программу включены различного рода эксперименты, дискуссии. До верного решения школьник должен добраться сам.
Авторы системы
Зарождаться мысли о создании системы развивающего обучения начали еще в самом начале педагогической деятельности Л.В.Занкова, когда он работал учителем в сельской школе. Всю свою сознательную жизнь он отдал работе с детьми. Специалист в области педагогической психологии, запоминания, дефектологии, памяти, он проводил исследования развития детей, выяснял условия для их наиболее результативного обучения. Свою систему он разработал в шестидесятых годах прошлого столетия совместно с сотрудниками своей лаборатории. Основами его теории стали труды Л.С.Выготского, провозглашающие обучение как начало развития. Пока Леонид Владимирович был жив, его лаборатория функционировала и эксперимент продолжался, но после смерти академика в 1977 году наступило затишье. Лишь в 1993 году Министерством образования России был организован научно-методический центр имени Занкова, сотрудниками которого стали последователи и ученики академика. К 1996 году созданная ими система обучения была названа одной из государственных.
Опыт применения системы в России
Как мы видим, над образовательной системой Занкова работали лучшие педагоги и методисты. По ее принципам построена система обучения по новым образовательным стандартам. По типу большинство уроков являются комбинированными, но практически на каждом присутствует что-то новое. Итог урока не обязательно подводится, иногда ученик может уйти домой с пониманием того, что на следующем уроке нужно будет снова обсудить этот материал. На каждом уроке создается проблемная ситуация, в основании которой должно лежать некое противоречие. Так вот поиск решения проблемы – это открытие нового знания. Как утверждают современные педагоги, Занковская система должны быть интересна учителю и ученику, но работать по ней учитель должен начинать только после тщательного изучения.
«Плюсы» и «минусы» системы
Перечислим достоинства и недостатки системы. Начнем с достоинств:
Наряду с достоинствами выделяются следующие недостатки:
Отзывы учителей и родителей
Система развивающего обучения Л.В.Занкова заслужила самые разнообразные отзывы педагогов и родителей. Что же говорят педагоги? Большинству из них эта система симпатична: «Много посетила уроков по данной программе. Дети должны поставить перед собой цель и… вперед!», «Примечательно, что материал подается нестандартно, соответственно, детей учат нестандартно мыслить», «Ребятишки, приходящие в среднее звено из начальной школы, где обучение идет по Занковской системе, выгодно отличаются от остальных: они более раскрепощенные, умеют доказывать свое мнение, не боятся спорить, рассуждать», «Если педагог достаточно квалифицированный, то не нужно переживать из-за трудности программы», «На конец 4-го класса не дети, а конфетки! Активны, умеют рассуждать, доказывать, логически мыслить. Готовы друг другу помочь. Слабые тянутся за сильными!».
А вот мнения родителей разнятся: «Если вы готовы постоянно с ребенком заниматься, то выбирайте! Мы вместе учимся по программе Занкова и пока не пожалели», «Из-за сложности программы у детей появляются проблемы с обучением. Так как материал преподносится нестандартно, родители дома не могут детям помочь. Приходится переводить дитя в класс, где обучение строится по другой, более легкой, программе», «Ужасный учебник, ужасные упражнения», «Программа очень интересная. Сложная, но результат радует», «Дочке нравится, говорит, что учиться интересно», «Разочаровалась, так как очень трудные творческие задания».
Отличия от системы Эльконина и Давыдова
В системах Занкова и Эльконина-Давыдова есть общее и отличия. Покажем их в виде таблицы.
Что происходит сегодня с системой Занкова?
До 2014 году примерно 40% от общего числа школьников обучались по системе Л.В.Занкова. Затем учебники его программы были исключены из Федерального списка, так как они не соответствовали ФГОС. Тем не менее, многие школы обучаются по этой программе по собственной инициативе. Если ваш малыш любознателен, активен, сообразителен, стремится поскорее пойти в школу, то смело выбирайте программу развивающего обучения Занкова. Вы точно не пожалеете!
1 комментарий
Система Занкова — это диверсия в школьном образовании. В результате обучения по этой системе мои дети не знают математику, т.к. вместо математики по этой системе в начальных классах преподаётся словоблудие.
Система Занкова работает на задачи озвученные Шнеерсоном — «Будет проведена гуманизация образования, в результате чего предметы, структурирующие мышление левого и правого полушария мозга, будут уменьшены и деструктированы:
а) Язык и литература,
б) Физика и математика.»