обучение по сипр что это
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Презентация к уроку
Основной целью обучения детей в рамках ФГОС ОВЗ является создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации. Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения, учителей и родителей – одно из важнейших условий.
Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, обучающегося по второму варианту АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и по четвертому варианту АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
СИПР – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель и задачи СИПР определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребенка.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Специальная индивидуальная программа развития была создана для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития — это наиболее сложная категория учащихся. Дети данной категории обучаются только по СИПР, но это не значит, что СИПР не может быть разработан для любого обучающегося с ОВЗ.
Первая и основная цель СИПР — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Второй целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ – нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, и овладение учебной деятельностью.
СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.
СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
1) Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2;
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому;
3) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения;
4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.
Согласно п. 2.9.1. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями структура СИПР включает 9 разделов (приложение 1):
1. Структура СИПР
2. Индивидуальные сведения о ребенке (персональные данные о ребенке и его родителях)
3. Психолого-педагогическая характеристика
4. Индивидуальный учебный план
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).
Индивидуальный образовательный маршрут:
Преобладающая форма работы; Особенности коммуникации; Самостоятельная активность; Особенности поведения; Соматические особенности здоровья; Навыки самообслуживания; Особенности питания; Особые условия нахождения, обучающегося в классе\на занятии; Режим посещения школы.
5. Содержание образования
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования, конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
5.1. Базовые учебные действия
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
5.3. Психолого-педагогическое сопровождение
5.4. Нравственное развитие
5.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
5.6. Внеурочная деятельность
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
7. Программа сотрудничества с семьей
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей и конструктивное взаимодействие со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. На основе мониторинга, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ. По завершению учебного года проводится индивидуальная встреча с родителями для определения дальнейших форм работы с ребёнком и даются рекомендации, советы и консультации.
Вы можете ознакомиться с вариантом заполнения СИПРа из моего личного педагогического опыта (приложение 2).
Вся информация, представленная в СИПРе не является представлением персональных данных конкретного обучающегося.
Программа СИПР.Первый год обучения.
Подпись ФИО родителя
Приказ от _____ г. № __
Специальная индивидуальная программа развития
для учащегося первого года обучения
индивидуального обучения на дому
на 2017-2018 учебный год
срок реализации: 1 год
Составитель и о тветственный за реализацию программы:
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № 1599 от 19.12.2014 г. (Вариант 2); Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) (Вариант 2).
Вариант 2 – это вариант программ для обучающихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР. СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащегося.
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития, разработана для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе варианта 2 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы, в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 г., зарегистрирован в Минюсте России 03 февраля 2015 г., регистрационный номер 35850);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС О НОО с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработаны ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014 г.).
СанПиНа 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Учебного плана МБОУ СОШ
Дети с умеренной тотальным недоразвитием, дефицитарностью опорно-двигательного аппарата. Тяжелыми нарушениями языковых и речевых функций- сложный, особый контингент. Опыт работы школ-интернатов VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья показал, что традиционные обучающие технологии письму, счету, чтению не дают желаемого эффекта, так как у этих детей грубо нарушены психические функции, вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это снижает мотивацию к обучению и затрудняет процесс адаптации в социуме.
Целью СИПР является, обретение обучающимся жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.
СИПР ориентирован на решение следующих задач: воспитательных, коррекционно-развивающих, образовательных, формирование социально-бытовых навыков.
Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельностиобучающегося, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении обучающегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению.
Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка, на преодоление и предупреждение у обучающегося вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
При организации обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основополагающими являются принципы:
принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов: учителя, учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинских работников);
принцип семейно-ориентированного сопровождения (активное включенность родителей в образовательный процесс, их партнерское взаимодействие со специалистами).
Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как его интеллектуальное развитие не позволяет освоить АООП (вариант 1).
По решению ТПМПК УО (протокол №218 от 04мая 2017г) на основании медицинских показаний учащейся рекомендована индивидуальная форма обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) с учетом его индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребенка (ФГОС для ОУ детей-вариант 2).
АООП (вариант 2), на основе которой образовательная организация разработала специальную индивидуальную программу развития (СИПР), соответствует уровню актуального развития ребенка и «зоны ближайшего развития», его возможностям и особым образовательным потребностям.
В соответствии с требованиями ФГОС О УО (п. 2.9.1 приложения ФГОС О УО) структура СИПР включает:
Индивидуальные сведения о ребёнке.
4.1. Базовые учебные действия.
4.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
4.3. Нравственное воспитание.
4.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
6. Внеурочная деятельность.
7.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
8.Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося.
9.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
10.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
2.Индивидуальные сведения о ребёнке
Год обучения: первый
Ступень обучения: 1
Группа (особые потребности) : 1(потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса)
Форма обучения: на дому
Обучающаяся обследована школьным ПМПК, определены зоны ближайшего и актуального развития.
Физическое развитие. Психофизическое недоразвитие учащейся характеризуется нарушениями точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. Передвигается ребенок самостоятельно, но не может управлять всеми видами движений: не катается сама велосипеде, не проявляет физических усилий. Мелкая моторика не развита, «пассивна»; наблюдается недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук, с лабая регуляция мышечных усилий (неправильное удержание инструмента, неумение регулировать нажим).
Внимание. Внимание у обучающейся отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости. Все свойства внимания нарушены.
Речь. Устная речь отсутствует.Произносит несколько звуков и слогов (а, бэ, ить, Ая, мама, папа, ляля). Крайне ограничен пассивный словарный запас. Предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации
. Зрительная память преобладающая.
Деятельность нецеленаправленная, требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать..
Способность к деятельности. Проявляет интерес к предлагаемой деятельности, но он носит неустойчивый характер. Интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки предметов (звучание, цвет). Интерес нестойкий.
Способна к подражанию и совместным действиям со взрослым.
Заключение школьной ПМПК.
Состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире.
Отсутствие речи затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвитияучащегося, так как контакт с окружающими практически отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности.
Особенности развития обучающегося, обусловленные выраженными нарушениями поведения, проявляются трудностях коммуникации и социального взаимодействия в которых присутствует крик и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим учащийся нуждается в индивидуальном надомном обучении по СИПР с учетом специальных образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.
1. Развитие навыков альтернативной коммуникации.
2. Развитие крупной, артикуляционной и ручной моторики.
3. Расширение пассивного словаря, коррекция понимания обращенной речи и стимуляция речи.
4. Формирование предметных действий: лепка, рисование, игры с игрушками.
5. Развитие сенсорного восприятия.
6. Формирование знаний по окружающему миру, навыков самообслуживания.
7. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Приоритетные образовательные предметные области :
1. Язык и речевая практика
2. Математика
6. Физическая культура.
4.Индивидуальный учебный план надомного обучения на 2017 – 2018 учебный год
При составлении индивидуального учебного плана, учитывались рекомендации по образованию обучающегося с ОВЗ, сформулированные в следующих документах:
коллегиальном заключении ТПМПК УО;
заключениях узких специалистов образовательной организации (учителя надомного обучения, педагога-психолога).
Длительность урока может варьироваться в зависимости от состояния ребенка. Обучение безотметочное.
Индивидуальный учебный план Ф.И.О,
обучающейся индивидуально в 1(подготовительном) классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО (интеллектуальными нарушениями), вариант 2
2017-2018 учебный год
обучающейся индивидуально в 1(подготовительном) классе
по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО (интеллектуальными нарушениями), вариант 2,
на 2017 – 2018 учебный год
Количество часов в неделю
Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация
Окружающий природный мир
Окружающий социальный мир
Адаптивная физическая культура
Расписание индивидуальных занятий.
Речь и альтернативная
коммуникация
Речь и альтернативная
коммуникация
Музыка и движение / Изобразительная деятельность
Предметные действия / А даптивная физическая культура(через неделю)
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
Учащийся по желанию присутствует в школе на различных мероприятиях внеурочной деятельности в сопровождении родителей.
СИПР позволит рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную и конструктивно-деятельностную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями ребенка.
Коррекционные задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год:
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
Формирование умения учиться.
Возможные (ожидаемые) результаты р азвития жизненных компетенций:
формирование функциональных навыков, необходимых для повседневной жизни (коммуникативных, социальных, социально-бытовых и т.д.);
формирование умения использовать навыки, полученные в ходе обучения, в условиях повседневной жизни;
формирование жизненных компетенций тесно связано с формированием универсальных учебных действий и реализуется в ходе урочной и внеурочной деятельности.
возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Возможные(ожидаемые )личностные результаты освоения СИПР
Формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Организация специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ
Образование детей с умственной отсталостью в сочетании с ДЦП возможно только с учетом их особых образовательных потребностей.Под особыми образовательными потребностями понимается необходимость создания специальных условий для обучающегося с целью освоения им адаптированной основной общеобразовательной программы.
а) Потребность в компетентности специалистов.
Для обучения ребенка с ДЦП в сочетании с УО педагогическим работникам и специалистам необходима специальная подготовка, включающая:
знания об особенностях развития и особых образовательных потребностях обучающихся с ДЦП и УО;
умение использовать эти знания для организации и осуществления образовательного процесса с обучающимися с ДЦПдля создания специальных образовательных условий для этих детей;
умение адаптировать общеобразовательные программы в соответствии с особыми образовательными потребностями.
б)Потребность в индивидуализации образовательного маршрута:
обучение учащегося осуществляется в форме «надомного» обучения в условиях семьи с эпизодическим включением во внеурочную деятельность совместно с другими детьми, индивидуальную коррекционно-развивающую с педагогом-психологом;
потребность в индивидуальной оценке образовательных результатов;
комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка на протяжении всего периода его обучения.
в) Потребность в специальных о рганизационно-педагогических условиях:
создание атмосферы сенсорного комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего; формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей учащегося;
применение адекватных возможностям и потребностям обучающегося современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки СИПР);
адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком, разработка необходимых учебных и дидактических материалов.
г) Потребности в адаптации образовательной среды предполагают необходимость:
создания визуально структурированной среды;
Создание мотивирующей среды включает: эмоциональный контакт с педагогом; толерантное, доброжелательное отношение со стороны всех участников образовательного процесса, обеспечивающее эмоциональный комфорт ребенку; предупреждение и избегание ситуаций, вызывающих сенсорную перегрузку ребенка; использование в процессе обучения дидактических и учебных материалов, видов деятельности, к которым ребенок ДЦП испытывает интерес; дополнительное поощрение и подкрепление.
д) Потребность в согласованности действий педагогов и родителей.
е) Потребность в замене академических/учебных целей на альтернативные.
При работе с детьми с ДЦП и интеллектуальными нарушениями постановка многих академических/учебных целей обучения является нецелесообразной, т.к. таким детям тяжело их достичь, и это не повышает качества их жизни.
Например, «неговорящего» ребенка с ДЦП с выраженными интеллектуальными нарушениями обучают не грамоте, а
умению выразить просьбу с помощью альтернативных средств коммуникации; учат не выполнению арифметических действий, а умению распознавать и запоминать числа, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса и т.д.
Для детей с ДЦП интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по СИПР упрощаются предметные результаты, а метапредметные — полностью редуцируются. Вместо универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу метапредметных результатов, у детей формируют базовые учебные действия (БУД).
з) Потребности, связанные с адаптацией способов «подачи» учебного материала :потребность в упрощенных способах подачи учебного материала, потребность в упрощении инструкции, потребность в дополнительной визуальной поддержке,потребность в устранении двойных требований, потребность в дроблении учебных задач на отдельные последовательные шаги.
и)Потребности, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации :потребность в выработке социально приемлемого поведения и деятельности как альтернативе дезадаптивного поведения, потребность в поддержке и развитии коммуникации, потребность в формировании навыков социального взаимодействия, потребность в формировании социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания, потребность в накоплении и расширении социального опыта,потребность в формировании целостных, систематизированных представлений о себе и о своем окружении, потребность в постепенном изменении привычного распорядка и расширении стереотипов.
Необходимость формирования жизненных компетенций у детей с ДЦП обусловлена следующими, характерными для них особенностями: трудностями усвоения функциональных навыков, необходимых для их повседневной жизни: коммуникации, социального взаимодействия, социально-бытовых навыков.
6.1. Программа формирования базовых учебных действий является важным компонентом СИПР и, согласно требованиям ФГОС, включает задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения.
3. Формирование умения выполнять задание.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
С учетом особенностей развития ребенка в СИПР на 1 год обучения включены задачи, соответствующие его особым образовательным потребностям.
Формирование базовых учебных действий