обучение по сипр что это

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Презентация к уроку

Основной целью обучения детей в рамках ФГОС ОВЗ является создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации. Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения, учителей и родителей – одно из важнейших условий.

Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, обучающегося по второму варианту АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и по четвертому варианту АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

СИПР – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель и задачи СИПР определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребенка.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Специальная индивидуальная программа развития была создана для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития — это наиболее сложная категория учащихся. Дети данной категории обучаются только по СИПР, но это не значит, что СИПР не может быть разработан для любого обучающегося с ОВЗ.

Первая и основная цель СИПР построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Второй целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ – нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, и овладение учебной деятельностью.

СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.

СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся:

1) Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2;

2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому;

3) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения;

4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.

Согласно п. 2.9.1. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями структура СИПР включает 9 разделов (приложение 1):

1. Структура СИПР

2. Индивидуальные сведения о ребенке (персональные данные о ребенке и его родителях)

3. Психолого-педагогическая характеристика

4. Индивидуальный учебный план

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).

Индивидуальный образовательный маршрут:

Преобладающая форма работы; Особенности коммуникации; Самостоятельная активность; Особенности поведения; Соматические особенности здоровья; Навыки самообслуживания; Особенности питания; Особые условия нахождения, обучающегося в классе\на занятии; Режим посещения школы.

5. Содержание образования

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования, конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.

5.1. Базовые учебные действия

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий

5.3. Психолого-педагогическое сопровождение

5.4. Нравственное развитие

5.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

5.6. Внеурочная деятельность

6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

7. Программа сотрудничества с семьей

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей и конструктивное взаимодействие со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. На основе мониторинга, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ. По завершению учебного года проводится индивидуальная встреча с родителями для определения дальнейших форм работы с ребёнком и даются рекомендации, советы и консультации.

Вы можете ознакомиться с вариантом заполнения СИПРа из моего личного педагогического опыта (приложение 2).

Вся информация, представленная в СИПРе не является представлением персональных данных конкретного обучающегося.

Источник

Программа СИПР.Первый год обучения.

Подпись ФИО родителя

Приказ от _____ г. № __

Специальная индивидуальная программа развития

для учащегося первого года обучения

индивидуального обучения на дому

на 2017-2018 учебный год

срок реализации: 1 год

Составитель и о тветственный за реализацию программы:

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) № 1599 от 19.12.2014 г. (Вариант 2); Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) (Вариант 2).

Вариант 2 – это вариант программ для обучающихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР. СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащегося.

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития, разработана для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе варианта 2 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы, в соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 г., зарегистрирован в Минюсте России 03 февраля 2015 г., регистрационный номер 35850);

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС О НОО с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработаны ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014 г.).

СанПиНа 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Учебного плана МБОУ СОШ

Дети с умеренной тотальным недоразвитием, дефицитарностью опорно-двигательного аппарата. Тяжелыми нарушениями языковых и речевых функций- сложный, особый контингент. Опыт работы школ-интернатов VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья показал, что традиционные обучающие технологии письму, счету, чтению не дают желаемого эффекта, так как у этих детей грубо нарушены психические функции, вследствие органического поражения центральной нервной системы. Это снижает мотивацию к обучению и затрудняет процесс адаптации в социуме.

Целью СИПР является, обретение обучающимся жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах.

СИПР ориентирован на решение следующих задач: воспитательных, коррекционно-развивающих, образовательных, формирование социально-бытовых навыков.

Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельностиобучающегося, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении обучающегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка, на преодоление и предупреждение у обучающегося вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

При организации обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основополагающими являются принципы:

принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов: учителя, учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинских работников);

принцип семейно-ориентированного сопровождения (активное включенность родителей в образовательный процесс, их партнерское взаимодействие со специалистами).

Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как его интеллектуальное развитие не позволяет освоить АООП (вариант 1).

По решению ТПМПК УО (протокол №218 от 04мая 2017г) на основании медицинских показаний учащейся рекомендована индивидуальная форма обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) с учетом его индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребенка (ФГОС для ОУ детей-вариант 2).

АООП (вариант 2), на основе которой образовательная организация разработала специальную индивидуальную программу развития (СИПР), соответствует уровню актуального развития ребенка и «зоны ближайшего развития», его возможностям и особым образовательным потребностям.

В соответствии с требованиями ФГОС О УО (п. 2.9.1 приложения ФГОС О УО) структура СИПР включает:

Индивидуальные сведения о ребёнке.

4.1. Базовые учебные действия.

4.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

4.3. Нравственное воспитание.

4.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

6. Внеурочная деятельность.

7.Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.

8.Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося.

9.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

10.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

2.Индивидуальные сведения о ребёнке

Год обучения: первый

Ступень обучения: 1

Группа (особые потребности) : 1(потребности, связанные с особой организацией образовательного процесса)

Форма обучения: на дому

Обучающаяся обследована школьным ПМПК, определены зоны ближайшего и актуального развития.

Физическое развитие. Психофизическое недоразвитие учащейся характеризуется нарушениями точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. Передвигается ребенок самостоятельно, но не может управлять всеми видами движений: не катается сама велосипеде, не проявляет физических усилий. Мелкая моторика не развита, «пассивна»; наблюдается недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук, с лабая регуляция мышечных усилий (неправильное удержание инструмента, неумение регулировать нажим).

Внимание. Внимание у обучающейся отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости. Все свойства внимания нарушены.

Речь. Устная речь отсутствует.Произносит несколько звуков и слогов (а, бэ, ить, Ая, мама, папа, ляля). Крайне ограничен пассивный словарный запас. Предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации

. Зрительная память преобладающая.

Деятельность нецеленаправленная, требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать..

Способность к деятельности. Проявляет интерес к предлагаемой деятельности, но он носит неустойчивый характер. Интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки предметов (звучание, цвет). Интерес нестойкий.

Способна к подражанию и совместным действиям со взрослым.

Заключение школьной ПМПК.

Состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире.

Отсутствие речи затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвитияучащегося, так как контакт с окружающими практически отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности.

Особенности развития обучающегося, обусловленные выраженными нарушениями поведения, проявляются трудностях коммуникации и социального взаимодействия в которых присутствует крик и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим учащийся нуждается в индивидуальном надомном обучении по СИПР с учетом специальных образовательных потребностей и индивидуальных особенностей.

1. Развитие навыков альтернативной коммуникации.

2. Развитие крупной, артикуляционной и ручной моторики.

3. Расширение пассивного словаря, коррекция понимания обращенной речи и стимуляция речи.

4. Формирование предметных действий: лепка, рисование, игры с игрушками.

5. Развитие сенсорного восприятия.

6. Формирование знаний по окружающему миру, навыков самообслуживания.

7. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Приоритетные образовательные предметные области :

1. Язык и речевая практика
2. Математика

6. Физическая культура.

4.Индивидуальный учебный план надомного обучения на 2017 – 2018 учебный год

При составлении индивидуального учебного плана, учитывались рекомендации по образованию обучающегося с ОВЗ, сформулированные в следующих документах:

коллегиальном заключении ТПМПК УО;

заключениях узких специалистов образовательной организации (учителя надомного обучения, педагога-психолога).

Длительность урока может варьироваться в зависимости от состояния ребенка. Обучение безотметочное.

Индивидуальный учебный план Ф.И.О,

обучающейся индивидуально в 1(подготовительном) классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО (интеллектуальными нарушениями), вариант 2

2017-2018 учебный год

обучающейся индивидуально в 1(подготовительном) классе

по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО (интеллектуальными нарушениями), вариант 2,

на 2017 – 2018 учебный год

Количество часов в неделю

Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

Окружающий природный мир

Окружающий социальный мир

Адаптивная физическая культура

Расписание индивидуальных занятий.

Речь и альтернативная
коммуникация

Речь и альтернативная
коммуникация

Музыка и движение / Изобразительная деятельность

Предметные действия / А даптивная физическая культура(через неделю)

5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

Учащийся по желанию присутствует в школе на различных мероприятиях внеурочной деятельности в сопровождении родителей.

СИПР позволит рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную и конструктивно-деятельностную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями ребенка.

Коррекционные задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год:

Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

Формирование умения учиться.

Возможные (ожидаемые) результаты р азвития жизненных компетенций:

формирование функциональных навыков, необходимых для повседневной жизни (коммуникативных, социальных, социально-бытовых и т.д.);

формирование умения использовать навыки, полученные в ходе обучения, в условиях повседневной жизни;

формирование жизненных компетенций тесно связано с формированием универсальных учебных действий и реализуется в ходе урочной и внеурочной деятельности.

возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.

Возможные(ожидаемые )личностные результаты освоения СИПР

Формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Организация специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ

Образование детей с умственной отсталостью в сочетании с ДЦП возможно только с учетом их особых образовательных потребностей.Под особыми образовательными потребностями понимается необходимость создания специальных условий для обучающегося с целью освоения им адаптированной основной общеобразовательной программы.

а) Потребность в компетентности специалистов.

Для обучения ребенка с ДЦП в сочетании с УО педагогическим работникам и специалистам необходима специальная подготовка, включающая:

знания об особенностях развития и особых образовательных потребностях обучающихся с ДЦП и УО;

умение использовать эти знания для организации и осуществления образовательного процесса с обучающимися с ДЦПдля создания специальных образовательных условий для этих детей;

умение адаптировать общеобразовательные программы в соответствии с особыми образовательными потребностями.

б)Потребность в индивидуализации образовательного маршрута:

обучение учащегося осуществляется в форме «надомного» обучения в условиях семьи с эпизодическим включением во внеурочную деятельность совместно с другими детьми, индивидуальную коррекционно-развивающую с педагогом-психологом;

потребность в индивидуальной оценке образовательных результатов;

комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка на протяжении всего периода его обучения.

в) Потребность в специальных о рганизационно-педагогических условиях:

создание атмосферы сенсорного комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего; формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей учащегося;

применение адекватных возможностям и потребностям обучающегося современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки СИПР);

адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком, разработка необходимых учебных и дидактических материалов.

г) Потребности в адаптации образовательной среды предполагают необходимость:

создания визуально структурированной среды;

Создание мотивирующей среды включает: эмоциональный контакт с педагогом; толерантное, доброжелательное отношение со стороны всех участников образовательного процесса, обеспечивающее эмоциональный комфорт ребенку; предупреждение и избегание ситуаций, вызывающих сенсорную перегрузку ребенка; использование в процессе обучения дидактических и учебных материалов, видов деятельности, к которым ребенок ДЦП испытывает интерес; дополнительное поощрение и подкрепление.

д) Потребность в согласованности действий педагогов и родителей.

е) Потребность в замене академических/учебных целей на альтернативные.

При работе с детьми с ДЦП и интеллектуальными нарушениями постановка многих академических/учебных целей обучения является нецелесообразной, т.к. таким детям тяжело их достичь, и это не повышает качества их жизни.

Например, «неговорящего» ребенка с ДЦП с выраженными интеллектуальными нарушениями обучают не грамоте, а

умению выразить просьбу с помощью альтернативных средств коммуникации; учат не выполнению арифметических действий, а умению распознавать и запоминать числа, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса и т.д.

Для детей с ДЦП интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по СИПР упрощаются предметные результаты, а метапредметные — полностью редуцируются. Вместо универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу метапредметных результатов, у детей формируют базовые учебные действия (БУД).

з) Потребности, связанные с адаптацией способов «подачи» учебного материала :потребность в упрощенных способах подачи учебного материала, потребность в упрощении инструкции, потребность в дополнительной визуальной поддержке,потребность в устранении двойных требований, потребность в дроблении учебных задач на отдельные последовательные шаги.

и)Потребности, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации :потребность в выработке социально приемлемого поведения и деятельности как альтернативе дезадаптивного поведения, потребность в поддержке и развитии коммуникации, потребность в формировании навыков социального взаимодействия, потребность в формировании социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания, потребность в накоплении и расширении социального опыта,потребность в формировании целостных, систематизированных представлений о себе и о своем окружении, потребность в постепенном изменении привычного распорядка и расширении стереотипов.

Необходимость формирования жизненных компетенций у детей с ДЦП обусловлена следующими, характерными для них особенностями: трудностями усвоения функциональных навыков, необходимых для их повседневной жизни: коммуникации, социального взаимодействия, социально-бытовых навыков.

6.1. Программа формирования базовых учебных действий является важным компонентом СИПР и, согласно требованиям ФГОС, включает задачи:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения.

3. Формирование умения выполнять задание.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

С учетом особенностей развития ребенка в СИПР на 1 год обучения включены задачи, соответствующие его особым образовательным потребностям.

Формирование базовых учебных действий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *