обучающийся с нода что такое
Особенности учебной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
юлия гладкова
Особенности учебной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Отвечая устно, такие дети выражаются кратко, экономными фразами или речевыми штампами. Они порой затрудняются ответить сразу. Им необходимо время для того чтобы подготовится, или они просто отказываются отвечать.
Из-за нарушенного звукопроизношения, дети с НОДА слабо различают близкие по звучанию звуки на слух, поэтому их письменные работы изобилуют ошибками подобного рода.
У детей с НОДА ограниченный словарный запас, им трудно понять значение некоторых слов, тем более понятий. Поэтому им сложно воспринимать программный материал.
Несомненно, эти обучающиеся испытывают значительные затруднения в учебе еще и из-за особенностей своей психической деятельности. Одни дети очень медленно включаются в задание. Им требуется большее количество повторений для того, чтобы они поняли инструкцию. Другие дети «застревают» на определенном задании и им сложно переключиться на другой вид работы. Учащиеся с моторными нарушениями недостаточно работоспособны, отличаются высокой истощаемостью. Тем не менее, в разное время эти дети могут выполнять одно и то же задание по-разному (хуже или лучше).
Практико-ориентированные рекомендации для педагогов, которые важно соблюдать при работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:
1. Быть осведомленным об особенностях психофизического развития детей с НОДА, о возможных проблемах, которые могут появиться при обучении.
2. Установить близкий контакт и наладить процесс сотрудничества с родителями ребенка. В беседе с родителями и при непосредственном посещении семьи педагог выясняет интересы ребенка, его склонности, увлечения, игры, положительные особенности личности, на которые сможет опираться в процессе обучения, а также отрицательные, которые будут нуждаться в коррекционном воздействии, какие двигательные навыки у него развиты.
3. Учитывать психическое и физическое состояние ребенка с НОДА, использовать в работе дифференцированный подход.
4. У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Внезапное сенсорное возбуждение вызывает резкое усиление спазма, поэтому следует избегать неожиданных внешних воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, или «оречевлять» действия. Запрещается сажать детей с НОДА спиной к двери и лицом к окну.
5. Создать в школе специальную коррекционную предметно-развивающую среду.
6. Разработать индивидуальный маршрут сопровождения различными специалистами (непосредственно учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, владеющий специальной коррекционной методикой работы).
Индивидуальный учебныйплан должен включать в себя:
• комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом моторных, речевых и психологических патологий ребенка с НОДА;
• поочередное формирование познавательной деятельности и возможное
исправление её патологий;
• направленное развитие высших психологических функций;
• исправление речевых нарушений;
• коррекцию и развитие моторных нарушений;
• воспитание стабильной модели поведения и деятельности, которые необходимы для успешной адаптации и социализации ребенка.
1. Для проведения уроков использовать разнообразный, интересный, качественный дидактический материал.
2. Принимать во внимание то, что дети с двигательными нарушениями могут переутомляться, и поэтому им необходим грамотный подбор упражнений (объем и форма выполнения, а также чередование динамических упражнений с отдыхом; обязательный перерыв на занятии (уроке) на физкультминутку.
3. Учитывать физические и психические особенности ребенка при оценивании устных и письменных работ.
4.Соблюдать корректный речевой режим: четкая артикулированная речь, достаточное для понимания ребенком количество повторений, без резкого повышения голоса.
5. Активно использовать тренажеры для детей с моторными нарушениями под руководством инструктора ЛФК.
6. По рекомендации врача-специалиста (который ведет лечение, определить учебное место в классе, подбор комфортного положения тела при выполнении учебных заданий (ребенок может стоять за конторкой, стоять, сидеть). Можно фиксировать положение ребенка на специальном стуле, позволяющем удерживать его вертикальное положение. Для детей с насильственными движениями, которые осложняют учебную деятельность (захват карандаша, тетради, фиксацию взгляда при чтении) можно использовать специальные утяжелители.
7. Осведомить всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родительской общественности) о толерантном отношении к детям с НОДА.
8. Проявлять педагогический такт, своевременную помощь каждому ребенку, создавать ситуацию успеха. Все это поможет ребенку с НОДА уверовать в собственные силы и возможности, станет гарантией успешной адаптации в образовательном учреждении.
Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.
Конспект игровой деятельности в средней группе для детей с нарушением зрения «Прогулка по зимнему лесу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 141 «Лукоморье».
Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.
Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]» Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы Образовательная область: «Коммуникация» Раздел: «Произношение».
Конспект организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы «А на ручках пальчики — девочки и мальчики» Образовательная область: «Коммуникация», «Здоровье». Раздел: Художественная литература Тема: А на ручках пальчики – девочки и мальчики».
Нестандартное оборудование для профилактики опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.
Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.
Преодолеем вместе
Сайт для родителей особых детей
Вологодской области
Особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в школе
Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной разнообразностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются разные виды патологии опорно-двигательного аппарата. Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость (инфантильность) проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, отражаются в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые потребности, свойственные всем обучающимся с нарушениями ОДА (непрерывность коррекционно-развивающего процесса; использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных (1) технологий), индивидуализация обучения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды).
Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды (2), обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с нарушениями ОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.
Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с нарушениями опорно – двигательного аппарата:
Уважаемы родители! Если вы получили заключение психолого-медико-педагогической комиссии о необходимости обучения Вашего ребенка по специальным программам, важно своевременно подобрать ребенку образовательную организацию (школу), в которой он будет проходить обучение. Если у вашего ребенка нарушения в области опорно-двигательного аппарата (НОДА), то Вам необходимо ознакомиться со списком специальных образовательных организаций для детей с такого рода нарушениями здоровья.
Если Вы ведете своего ребенка в обычную школу, то при собеседовании с руководителем образовательной организации, в которую Вы собираетесь привести Вашего ребенка, надо уточнить:
— реализуется ли в школе адаптированная образовательная программа (АОП) для таких детей;
— какие созданы условия для перемещения ребенка по школе, есть ли возможность у ребенка безбарьерно перемещаться внутри школы, а именно:
1) есть ли на территории образовательной организации плавные переходы (спуски) с одного уровня рельефа на другой, например, с тротуара на проезжую часть и другое;
2) есть ли пандус у входа в здание;
3) есть ли вдоль коридоров поручни по всему периметру, чтобы обучающийся с двигательной патологией, который плохо ходит, мог, держась за них, передвигаться по зданию; ширина дверных проемов должна быть не менее 80 — 85 см, иначе ребенок на коляске в них не пройдет;
7) каким образом для ребенка будет осуществлять внеурочная деятельность.
Также Вам необходимо знать, что обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.
Если образовательная организация (школа), в которую Вы планируете привести своего ребенка, соответствует Вашим требованиям с учетом особенностей обучения и воспитания, прописанных в ФГОС начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то Вы смело можете записывать ребенка в такую школу.
(1) Ассистивные технологии — специальное компьютерное оборудование и программное обеспечение, улучшающее мобильность, слух, зрение и возможности для общения.
(2) Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Специальные условия для получения образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЯМИ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (НОДА)
Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1
Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Группу обучающихся по варианту 6.2. составляют дети с лѐгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности.
Задержку психического развития при НОДА чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.
Особые образовательные потребности (ООП) детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
ООП у детей с НОДА задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам; необходимо использование специальных методов, приѐмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.
Для данной группы обучающихся: учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий). Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы (коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами). Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с ЗПР нуждаются в разработке опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной работе.
1. Организационное обеспечение
1.1. Нормативно-правовое обеспечение
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России ;
В основе обучения Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР.
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о от 01.01.2001 г.
Другие Федеральные, региональные нормативные документы по обучению детей с ОВЗ (см. презентацию по нормативным документам)
Локальные акты и приказы образовательной организации по созданию специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ.
1.2.Организация медицинского обслуживания
При необходимости ОО может использовать сетевые формы реализации АООП НОО, которые позволят привлечь по договору ОО медицинских работников (врача-психиатра, врача-невролога) других организаций к работе с обучающимися с НОДА для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
1.3. Организация питания
Создание комфортных условий приема пищи:
- сервировка стола; организация проезда коляски к столу; использование специальных столовых приборов, помогающих детям принимать пищу; помощь взрослого (тьютора, родителя) во время приема ребенком пищи и др.
1.1. Нормативно-правовое обеспечение (Локальные акты и приказы образовательной организации)
ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России ;
В основе обучения Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с НОДА.
Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о от 01.01.2001 г.
Другие Федеральные, региональные нормативные документы по обучению детей с ОВЗ (см. презентацию по нормативным документам)
Локальные акты и приказы образовательной организации по созданию специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ.
1.2. Организация медицинского обслуживания
При необходимости ОО может использовать сетевые формы реализации АООП НОО, которые позволят привлечь по договору ОО медицинских работников (врача-ортопеда, врача-невролога) других организаций к работе с обучающимися с НОДА для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
1.3. Организация питания
Без особенностей, по основному меню.
Создание комфортных условий приема пищи:
- специальная сервировка стола; организация проезда коляски к столу; использование специальных столовых приборов, помогающих детям принимать пищу; помощь взрослого (тьютора, родителя) во время приема ребенком пищи и др.
2. Материально-техническое обеспечение (адаптация среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
2.1. Архитектурно-планировочная среда и организация пространства
Важным условием реализации Программы для обучающихся с НОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации. Предусматривается транспорт, оборудованный для перевозки инвалидов.
Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений. Рабочее место может быть оборудовано вертикализатором, наклонными партами для обучения детей стоя и др.
Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) в случае выраженных двигательных нарушений требует от учителя больше внимания, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с НОДА, должна быть меньше.
Зал для занятий адаптивной физкультурой с дополнительным оборудованием (тренажеры, маты специальное оборудование).
При необходимости работу ребенка во время урока должен сопровождать тьютор.
Зоны для отдыха и досуговой деятельности оборудованы мягким напольным покрытием, специальные игрушки, дидактическими настольными играми, модулями и наборами для конструирования, специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук),наборами для творчества, печатная продукции, мягкие зоны для отдыха. Для отдыха кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом), велотренажеры, трехколесный велосипед (с мотором и без него
Также необходимо организовать место для родителей, ожидающих ребенка.
2.2. Универсальный АПК учителя
- классная меловая доска, магнитно-маркерная доска интерактивная доска, мультимедийный проектор, портативный ПК с оборудованием для его работы, система организации беспроводной цепи, многофункциональное устройство, акустическая система, видеокамера
2.3. АПК для обучающегося с НОДА:
- специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ, гарнитура, дополнительное программное обеспечение для коррекционной и оздоровительной работы (система биологической обратной связи). специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ, гарнитура, беспроводной компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками, беспроводной ресивер, беспроводная компьютерная кнопка большая, беспроводная клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой
Индивидуальное оборудование для обучающихся с НОДА:
В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо-моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должно быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть
- наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты), тренажеры для развития манипулятивных функций рук, специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук, устройства для чтения с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги, лупа (если зрительные нарушения), тренажеры, помогающие разговаривать, писать, читать, говорить по телефону; приборы коммуникации, средства альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.), компьютеры и программное обеспечение: альтернативные способы загрузки и выведения данных; средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом), средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки).
2.4. Кабинеты специалистов:
- Кабинет учителя-логопеда (Наборы дидактических игр и пособий, рабочие места с зеркалами, индивидуальные рабочие тетради, доска, наглядные материалы (иллюстрации, пиктограммы, схемы), компьютер, ноутбук с наушниками и логопедическим программным обеспечением «Живой звук»). Кабинет педагога-психолога (Оборудование кабинета педагога-психолога для проведения подгрупповых занятий с использованием системы «Комфорт»: мягкие стулья, компьютеры, оборудованные специальными датчиками и программным обеспечением функционального биоуправления (ФБУ), основанным на принципе биологической обратной связи (БОС), дидактические игры и пособия, интерактивный стол). Кабинет со специальным оборудованием для занятий адаптивной физкультурой. Оборудование блока медицинского сопровождения на основе договора (рабочие кабинеты врачей-специалистов, медицинское оборудование для проведения физиотерапевтических процедур, специализированные массажные кабинеты).
Дополнительно может быть оборудована сенсорная комната.
3. Психолого-педагогическое обеспечение
Образовательная программа разрабатывается школой самостоятельно на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ОВЗ), Примерной основной образовательной программы общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (АООП НОО для НОДА), учебных предметов федерального компонента (для НОДА), программ регионального и школьного компонентов,
исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся класса (группы).
Образовательная программа разрабатывается школой самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ по учебным предметам федерального компонента, программ регионального и школьного компонентов, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.
Реализация адаптированной основной общеобразовательной программы варианта 6.2. для детей с НОДА предусматривает использование специальных, учитывающих особенности их психофизического развития и ООП, учебников в комплексе со специализированными приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях.
3.2. Психолого-педагогическое сопровождение
- «Речевая практика» Основные Задачи:
- Развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной). Формирование умения грамотно ставить и задавать вопросы, отвечать на них. Формирование умения составлять рассказ. Развитие связной речи. Развитие лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи. Развитие общей разборчивости речи, речевого дыхания, голоса, просодики. Формирование синхронности речевого дыхания, голосообразования и артикуляции. Развитие письменной речи, коррекция нарушений чтения и письма.
- «Основы коммуникации» Основные Задачи:
- Формирование различных форм общения обучающегося со взрослыми и сверстниками. Тренировка различных коммуникативных умений.
- «Психомоторика и развитие деятельности» Основные Задачи:
- Формирование различных видов деятельности: продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности. Развитие сенсорной сферы, межанализаторного взаимодействия. Развитие познавательных способностей.
- «Двигательная коррекция» Основные Задачи:
Обеспечение коррекции индивидуальных двигательных нарушений в зависимости от тяжести поражения
ОДА. Развитие мелкой моторики и коррекция ее нарушений. Развитие двигательной активности.
— Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования не менее 2-х часов в неделю.
— Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи не менее 2-х часов в неделю
— Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков не менее 2-х часов в неделю
— Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи не менее 2-х часов в неделю
4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
В штат специалистов ОО, реализующей вариант 6.2 АООП НОО обучающихся с НОДА, должны входить учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, медицинские работники.
Учителя, реализующие адаптированную основную образовательную программу (вариант 6.2.), должны проходить профессиональную переподготовку в области обучения лиц с НОДА.
Педагоги-психологи, принимающие участие в реализации адаптированных образовательных программ (варианты 6.2), должны иметь специализацию «Специальная психология».
Учитель адаптивной физической культуры и музыки должены обязательно пройти переподготовку или курсы повышения квалификации в области адаптивной физкультуры, подтвержденные сертификатом установленного образца.
При необходимости образовательная организация может использовать сетевые формы реализации образовательных программ, которые позволят привлечь специалистов (педагогов, медицинских работников) других организаций к работе с обучающимися с НОДА для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
Педагогические работники должны пройти повышение квалификации в области специального образования не менее 72 часов. Для всех педагогических работников, реализующих АООП НОО для обучающихся с НОДА, является обязательным прохождение курсов повышения квалификации в области обучения и воспитания детей с НОДА не реже, чем раз в 3 года.
При необходимости в процессе реализации АООП НОО обучающихся с НОДА возможно временное или постоянное подключение тьютора и ассистента (помощника).