общественная приемная что это такое
Общественная приемная что это такое
Общественная приемная :: Как организовать
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРИЕМНЫХ?
Три основных фактора определяют успешное решение задач ОП:
• люди, которые будут осуществлять консультирование;
• информация по нормативным материалам;
• материально-техническое и финансовое обеспечение.
Основополагающие принципы работы ОП — доступность для клиентов и высокое качество услуг. Качество услуг основывается на их продуманности и обеспеченности ресурсами.
МОДЕЛИ РАБОТЫ ПО КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
Традиционно применяемые модели работы ОП можно условно представить в виде следующих подходов:
1. Профессиональный.
2. Коллективный (групповой).
3. Подход в форме рекомендации.
4. Синтетический.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД: Обычно характерен для консультативных служб, существующих продолжительное время и имеющих в штате или в качестве добровольцев профессионалов соответствующего профиля. Работники выступают в качестве экспертов по соответствующим проблемам.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ (ГРУППОВОЙ) ПОДХОД: Консультант осуществляет свою работу таким образом, чтобы помочь клиенту самому решить свою проблему или (что еще лучше) решать ее коллективно с другими лицами, находящимися в аналогичной ситуации.
Возможно проведение групповых консультаций для клиентов, имеющих общую проблему. На таких консультациях делаются совместные усилия по разрешению проблемы, либо дается информация о правах клиентов, основанная на соответствующих законах, чтобы в дальнейшем клиенты действовали самостоятельно от своего имени.
СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД: Он использует сильные и положительные стороны всех моделей. При этом, в зависимости от конкретной ситуации, используются различные подходы. Синтетический подход с наибольшей эффективностью может быть применен тогда, когда ОП обладает достаточным опытом и ресурсами.
ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРИЕМНОЙ
Многоплановость функций ОП требует тщательного планирования, продумывания деятельности и программ, отвечающих потребностям клиентов.
Определите цели ОП:
• Для кого создается ОП (кто его клиенты)?
• На какую территорию будет распространяться деятельность ОП?
• Характер обязанностей службы:
Связи службы с другими организациями.
Общественная приемная что это такое
Общественная приемная :: Что это такое
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
ЧТО ТАКОЕ СЛУЖБА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРИЕМНОЙ?
Целью ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРИЕМНОЙ (ОП) является содействие гражданам в реализации их законных прав и интересов через обеспечение их бесплатной информацией правового характера.
К основным задачами ОП можно отнести следующие:
1) Обеспечить каждого обратившегося необходимыми нормативно-правовыми документами и разъяснениями к ним.
3) Указать возможные пути реализации законных прав конкретного человека (с указанием перечня необходимых для решения проблемы документов, государственных и муниципальных структур, куда следует обратиться по конкретному вопросу, содержания требуемых для обращения заявлений).
Неотъемлемой составляющей ОП является справочно-информационная служба. Кроме того, важной частью работы ОП является статистическая обработка обращений и анализ проблем, с которыми сталкиваются клиенты. Это помогает выявить тенденции социальной ситуации в данном регионе, сделать выводы относительно необходимости внесения изменений в законодательство и социальную политику как на федеральном, так и на местном уровне.
Работа ОП должна быть организована таким образом, чтобы она явилась институтом повышения правовой грамотности населения.
Вот примерный перечень вопросов, освещаемых ОП:
• пенсии всех видов и доплаты к ним;
• льготы для всех категорий населения;
• социальная защита беженцев и переселенцев;
• вопросы защиты прав призывника;
• вопросы защиты от насилия в семье;
• вопросы информационно-справочного характера.
На кого направлена работа ОП?
• одинокие пожилые люди или малообеспеченные семьи пожилых людей;
• неполные и многодетные семьи;
• семьи с детьми-инвалидами;
• граждане в экстремальных ситуациях (беженцы и переселенцы, освободившиеся из заключения, бездомные).
В чем главное отличие Общественной приемной от других органов, рассматривающих обращения граждан?
Общественная приемная исполнительных органов государственной власти Московской области и местного самоуправления продолжает завоевывать прочные позиции среди населения. Сюда обращаются многие из тех, кто не добился решения своих проблем на местном уровне. Как меняется система взаимодействия органов власти и населения? Почему так важно найти общий язык с теми, кто живет и трудится на земле? В чем главное отличие Общественной приемной от других органов, рассматривающих обращения граждан? Эти и другие вопросы в интервью с координатором деятельности Общественной приемной Надеждой Морозовой.
— Надежда Ивановна, созданная по поручению губернатора Московской области Андрея Воробьева Общественная приемная существует уже три года. Можно ли говорить о том, что диалог власти и общества состоялся?
— С уверенностью можно утверждать, что Общественная приемная стала основной площадкой взаимодействия между администрацией губернатора, правительством Московской области, органами местного самоуправления и жителями. Так, за 9 месяцев этого года в ее работе приняло участие более 30 руководителей и специалистов различных министерств, комитетов и управлений Московской области. Причем взаимодействие с представителями органов исполнительной власти ведется в максимально удобной и комфортной форме — по средствам видеосвязи.
— Какие преимущества для жителей в новом формате взаимодействия?
— Прямое общение с представителями органов исполнительной власти Московской области стало оперативным и доступным. Многие проблемы жители могут решить в режиме онлайн, не направляя письменных заявлений в различные инстанции. Профессиональные консультации помогают выработать верную тактику в защите своих прав и интересов, а это в свою очередь снижает риск судебных разбирательств. Не многие готовы отстаивать свое право в суде по жалобам, решение которых долгое время блокировалось или ограничивалось «отписками».
— Оценивая уровень эффективности работы любой организации, принято обращаться к цифрам. Они, как известно, вещь упрямая. Сколько жителей обратились в Общественную приемную за помощью?
— За 9 месяцев к нам обратилось более 300 человек. Если учесть, что часто люди
приходят сюда не с единственной проблемой, то цифра получается внушительной. Однако в нашей работе не принято связывать эффективность работы с цифрами. Мы убеждены, что работа с людьми должна быть полностью переформатирована с количественных показателей на качественные.
— Почему новая система «обратной связи» с людьми становится все более востребованной не только для жителей, но и для руководителей органов управления?
— Потому что о качестве власти судят по решению конкретных проблем жителей. По инициативе губернатора Андрея Воробьева в Подмосковье наметился переход к эффективному управлению. Если раньше все преобразования в жизни муниципалитета исходили исключительно из «коридоров власти», то сейчас основой принятых государственных и муниципальных программ должны стать запросы, потребности и интересы людей. Согласитесь, что жители обладают не менее ценной информацией о том, для чего и как должны быть использованы бюджетные средства. Сегодня все обращения граждан стали рассматривать как основу для разработки мер по улучшению качества их жизни, а саму организацию как «Центр народной политики». Для руководителей муниципалитетов работа с людьми — это особый вид управления, без которого невозможно завоевать доверие жителей и подтвердить легитимность власти.
— В Общественную приемную люди часто обращаются не только за консультацией или с предложениями. Сюда приходят жители, если у них исчерпаны возможности восстановить справедливость и защитить свое право на местном уровне. Почему так происходит?
— Причин много. Случается, что решение вопроса находится вне полномочий органов местного самоуправления или требует участия сразу нескольких служб, не подконтрольных органам местной власти. Иногда люди ссылаются на многочисленные отписки, равнодушие, волокиту или бюрократические препоны. Бывает, что обратиться напрямую в Общественную приемную органов госвласти просто посоветовали знакомые, проблемы которых были успешно разрешены.
— Приходилось ли вам при рассмотрении жалоб сталкиваться с ситуацией, когда человек не смог добиться справедливости из-за того, что чиновники действуют по своему усмотрению, то есть, как говорят, «в зависимости от обстоятельств»?
— Иногда жители сетуют на отказы в удовлетворении их жалоб по формальным основаниям, когда компетенция должностного лица определяется при помощи формулировок «вправе» и «может». Это создает для некоторых управленцев неоправданную иллюзию того, что полномочие зависит от их личного решения. Они трактуют свою обязанность как «возможность», считая, что всегда есть право выбора как минимум из двух вариантов решения (положительного или отрицательного). Что, естественно, возмущает людей.
— Известно, что самое большое количество жалоб, поступающих в Общественную приемную, связано с вопросами качества предоставления коммунальных услуг, работы социальной сферы и землепользования. Как разрешаются конфликты?
— В последнее время появилась обнадеживающая тенденция: все чаще споры люди стали решать на уровне переговоров, не доводя дело до суда. Они становятся более самостоятельными в решении своих проблем, предпочитают использовать консультации, которые предоставляет Общественная приемная. Всегда легче определиться в своих действиях и поступках, когда четко представляешь их правовые последствия.
— Не так давно существовала практика, когда люди обращались за решением своих проблем целыми коллективами. Меняется ли ситуация?
— Меняется и активно. Совсем недавно жители жаловались на плохие жилищные условия, низкое качество питьевой воды, недостаточный уровень благоустройства территорий, отсутствие газификации на селе, плохое качество ремонта региональных и внутри- квартальных дорог и т.д. Их причина — наличие серьезных системных проблем в сфере ЖКХ и дорожно-транспортного хозяйства. Значительно сократить количество таких обращений помогли масштабные управленческие решения.
— Можно ли привести примеры решения системных проблем на территории района?
— В результате выполнения программы газификации возможность пользоваться газом получили жители трех населенных пунктов сельского поселения Ильинское. Продолжается газификация сельских поселений Дороховское, Новинское, Соболевское, газифицированы 20 многоквартирных домов в д. Губино, несколько домов в д. Абрамовка и д. Войнова-Гора.
Решена серьезная проблема с повышением качества питьевой воды — приобретены и установлены станции водоочистки во многих населенных пунктах Орехово-Зуевского района. Завершены работы по ремонту напорного коллектора, осуществляется ремонт подъездов в многоквартирных домах.
Позитивные перемены во многом связаны с эффективной деятельностью главы Орехово-Зуевского района Бориса Егорова, принимающего подчас волевые решения. Об этом прямо заявляют жители, которые ощутили «на себе» результаты последних изменений. Конечно, еще рано говорить о завершении всех системных преобразований, но уже сейчас есть ощутимые и конкретные результаты.
— В чем вы видите главную задачу Общественной приемной?
— В Орехово-Зуевском районе живет более 100 тысяч человек, и наша общая задача — найти решение проблем, обеспечить каждому жителю комфортные условия для работы, развития собственного бизнеса, досуга и создания семьи. Только совместными усилиями всех уровней власти и жителей мы сможем двигаться дальше.
Как открыть общественную приемную?
Открытие общественной приемной.
Для создания такой общественной приемной необходимо помещение площадью 10-15 кв.м.
Первое и главное требование – помещение должно располагаться на потоке движения местного населения.
Ранее мы изучали, как организованы потоки местного населения, так называемые «тропинки» и «тропы». И будет здорово, если Ваша общественная приемная будет находиться на таком потоке. И тогда вывеска, которую Вы там разместите, будет сама работать на Вас.
Второе требование – арендуйте такое помещение не у муниципалитета. Особенно, если Вы не выдвигаетесь от политической партии, к которой относится действующий глава администрации вашего муниципалитета. Просто не исключен вариант, что в процессе избирательной кампании могут появиться трудности, которые Вам создаст местная администрация, и Вам придется съехать с этого помещения. А этого лучше не допускать, потому что, как только начнется избирательная кампания, активность жителей увеличиться, и люди, привыкшие и знающие, где Вас можно найти, будут теряться, если Вы переедите в другое место.
Поэтому изначально, когда выбираете помещение, лучше выбрать такое место под офис и заключить такой договор аренды, чтобы Вас оттуда не выселили.
Следующий важный момент – как организовать внутреннее убранство самой общественной приемной?
Я считаю, что тут должен быть полный минимализм: стол, стулья для себя и для посетителей, компьютер и принтер. Компьютер – для того чтобы работать, составлять запросы в различные инстанции, и, кончено же, для того чтобы в интернете оперативно находить нужную информацию. Еще лучше, если сможете установить правовую систему. Принтер нужен не только для печати, но и для снятия копий документов, поэтому для работы лучше приобрести многофункциональный центр.
Важный момент – вывеску ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРИЕМНОЙ надо разместить в заметном месте, чтобы люди видели, где работает общественная приемная, и по какому расписанию ведется прием. Лучше, если Ваша вывеска будет визуально отличаться от других вывесок, которыми завешан микрорайон – от вывесок магазинов, учреждений и других организаций.
Что должна содержать вывеска?
Слова – «общественная приемная, ваши ФИО (лучше написать в именительном падеже и фамилию выделить, для того чтобы люди не путали, то есть если вы Иванов, то не надо писать «Иванова»). «Общественная приемная», «Председатель общественного объединения» – уже звучит. На вывеске желательно указать: «Консультации по правовым и социальным вопросам». Это привлекает внимание. И, конечно же, будет здорово, если в названии вывески будет уже указано время работы общественной приемной. Я рекомендую следующий график: 3 дня в неделю – понедельник, среда, пятница – время: с 16:00 до 18:00 – это оптимальный график работы, при котором к Вам смогут зайти и те, кто работает и те, кто учится.
Открытие общественной приемной
Для создания такой общественной приемной необходимо помещение площадью 10-15 кв.м.
Первое и главное требование – помещение должно располагаться на потоке движения местного населения.
В прошлой главе мы изучали, как организованы потоки местного населения, так называемые «тропинки» и «тропы». И будет здорово, если Ваша общественная приемная будет находиться на таком потоке. И тогда вывеска, которую Вы там разместите, будет сама работать на Вас.
Второе требование – арендуйте такое помещение не у муниципалитета. Особенно, если Вы не выдвигаетесь от политической партии, к которой относится действующий глава администрации вашего муниципалитета. Просто не исключен вариант, что в процессе избирательной кампании могут появиться трудности, которые Вам создаст местная администрация, и Вам придется съехать с этого помещения. А этого лучше не допускать, потому что, как только начнется избирательная кампания, активность жителей увеличиться, и люди, привыкшие и знающие, где Вас можно найти, будут теряться, если Вы переедите в другое место.
Поэтому изначально, когда выбираете помещение, лучше выбрать такое место под офис и заключить такой договор аренды, чтобы Вас оттуда не выселили.
Следующий вопрос – как организовать внутреннее убранство самой общественной приемной? Я считаю, что тут должен быть полный минимализм: стол, стулья для себя и для посетителей, компьютер и принтер. Компьютер – для того чтобы работать, составлять запросы в различные инстанции, и, кончено же, для того чтобы в интернете оперативно находить нужную информацию. Еще лучше, если сможете установить правовую систему. Принтер нужен не только для печати, но и для снятия копий документов, поэтому для работы лучше приобрести многофункциональный центр.
Важный момент – вывеску ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРИЕМНОЙ надо разместить в заметном месте, чтобы люди видели, где работает общественная приемная, и по какому расписанию ведется прием. Лучше, если Ваша вывеска будет визуально отличаться от других вывесок, которыми завешан микрорайон – от вывесок магазинов, учреждений и других организаций.
Что должна содержать вывеска?
Слова – «общественная приемная, ваши ФИО (лучше написать в именительном падеже и фамилию выделить, для того чтобы люди не путали, то есть если вы Данилов, то не надо писать «Данилова»). «Общественная приемная», «Председатель общественного объединения» – уже звучит. На вывеске желательно указать: «Консультации по правовым и социальным вопросам». Это привлекает внимание. И, конечно же, будет здорово, если в названии вывески будет уже указано время работы общественной приемной. Я рекомендую следующий график: 3 дня в неделю – понедельник, среда, пятница – время: с 16:00 до 18:00 – это оптимальный график работы, при котором к Вам смогут зайти и те, кто работает и те, кто учится.
Как только вы открыли общественную приемную — нужно рассказть об этом ВСЕМ жителям вашего округа!