общественная палата что это такое и чем занимается
Общественная палата что это такое и чем занимается
Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты
Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2005 N 195-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) привлечения граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;
(п. 7 введен Федеральным законом от 27.12.2005 N 195-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 439-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.
(п. 8 введен Федеральным законом от 30.06.2007 N 121-ФЗ)
Общественная палата: кто эти люди и зачем они нужны?
Автор фото, Dmitriy Serebryakov/TASS
Общественная палата существует с 2005 года, а идея ее создания появилась после трагедии в Беслане и отмены губернаторских выборов
В среду завершилось формирование нового состава Общественной палаты России. Этот орган появился 12 лет назад. По замыслу Кремля он должен был стать самым заметным институтом гражданского обществ. А что получилось в итоге и почему критики называют его имитацией, Русская служба Би-би-си спросила экспертов.
Первый состав был сформирован по федеральному закону «Об Общественной палате» в 2005 году по инициативе Владислава Суркова, занимавшего тогда должность первого замглавы администрации президента и курировавшего внутреннюю политику. Цель ее работы сформулирована в законе: защита прав и свобод граждан и общественный контроль за органами власти.
В этот раз обошлось без скандалов. Однако, как сообщил Би-би-си на условиях анонимности собеседник в Общественной палате, члены палаты получили из Кремля инструкцию, за каких именно 43 членов из третьей части состава нужно голосовать.
Руководитель пресс-службы Общественной палаты Наталья Галанина сказала Би-би-си: «Мне неизвестно ни о каком списке из администрации президента».
В итоге места в палате лишились телеведущий Николай Дроздов, глава проекта «СтопХам» Дмитрий Чугунов, бывший московский префект Александр Музыкантский и другие. А вошли в палату, в частности, член президентского совета по правам человека Мария Каннабих, поэт Андрей Дементьев и руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.
Критики считают, что власть создала Общественную палату, чтобы подменить настоящие институты гражданского общества органом, который будет симулировать активность граждан. Что об этом думают бывшие и действующие члены палаты, а также эксперты, и зачем вообще нужен этот орган, выясняли корреспонденты Русской службы Би-би-си.
Глеб Павловский, политолог
Впервые концепция Общественной палаты обсуждалась на Гражданском форуме в Кремле еще в 2001 году. Идея была в том, чтобы ввести новую, общественную, силу в политику.
Предполагалось создать независимый коллективный консультант как власти, так и самого гражданского общества, и партий и отдельных чиновников, объединяющий в себе возможность вести общественную работу, контролировать власти общественными силами и доносить результаты и до властей, и до общества.
Елена Тополева-Солдунова, член Общественной палаты
Общественная палата определенно является неким ресурсом. Другое дело, кто и как этим ресурсом распоряжается.
Если ты человек активный, хочешь работать на благо общества, то с этим статусом у тебя больше возможностей, чем у рядового активного гражданина: выступать в СМИ в качестве члена Общественной палаты, проводить общественные слушания, общаться с чиновниками.
К сожалению, всегда были и будут люди, которые получили статус (члена палаты) и больше их никто не видел.
Кто-то вносит предложения в законопроекты. Я пытаюсь продвинуть тематику НКО, чему-то их научить, познакомить их с лучшим опытом.
Мы убедили дружественное министерство труда, что необходима реформа психоневрологических интернатов, и они создали рабочую группу с участием общественности. Пока, правда, в работе группы некоторая пауза. Но я уверена, что работа будет продолжена.
Андрей Колесников, политолог
Собственно, это государство само себе придумывает воображаемое гражданское общество и пытается с ним наладить отношения. Если в этой системе имитационный даже парламент, так почему бы структурам гражданского общества не быть имитационными?
Эта модель совершенно неработоспособна, она не имеет отношения к собственно гражданскому обществу. Степень ее эффективности такова, что никто не слышал о результатах ее [Общественной палаты] работы: чтобы она когда-то кого-то защитила, кому-то помогла.
Андрей Колядин, политолог, бывший сотрудник администрации президента
В условиях, когда большинство подобных общественных структур симуляционные, говорить о великой роли Общественной палаты неправильно.
У нас Дума пытается вернуть себе конституционные права и возможность влияния на общество, а политические партии вместо борьбы за власть (в чем, собственно, и состоит их основная задача) всяческим образом демонстрируют политическую поддержку власти.
И свободная пресса в настоящий момент не настолько свободна, чтоб не управляться политическими и экономическими элитами.
В этих условиях говорить о том, что Общественная палата обладает невиданными функциями, нельзя.
Но и говорить, что это какая-то ненужная организация, тоже нельзя, особенно в случае изменения или реформы политической системы.
В последнее время власть выбрала риторику возвращения гражданских институций, и, если это произойдет, Общественная палата может стать настоящим драйвером политических или гражданских процессов.
Кристина Потупчик, бывший член Общественной палаты, бывший пресс-секретарь движения «Наши»
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Конечно, Общественная палата не идеальная институция. Палате как представительному органу и общественному институту есть куда развиваться, и я не могу сказать, что она эти возможности игнорирует.
Действительно, многие критикуют Общественную палату за то, что каких-то «вау-результатов» она не показывает.
Однако дело в том, что в России и общественные, и государственные институты устроены таким образом, что победить ошибку неповоротливых забюрократизированных структур и ведомств можно только еще большей бюрократией и «аппаратничеством».
Даже будучи членом палаты, к сожалению, очень сложно добиться признания ошибки, отмены уже вынесенных решений, какими бы подчас странными они ни выглядели, и привлечь виновных к ответственности.
Но это не отменяет того, что палате и многим ее членам действительно удается в таких условиях чего-то добиваться. Это, безусловно, заслуживает уважения.
Николай Сванидзе, бывший член Общественной палаты, журналист
Я ее бывший член, и не дай бог, если мои слова будут восприняты как запоздалая ревность с моей стороны, но сейчас я не понимаю, для чего она [нужна].
В свое время она создавалась как определенный выход пара, как мнение общественности, и не только официальной. Там были серьезные публичные фигуры, достаточно независимые, чтобы не работать по приказу.
Понемножку влияние Общественной палаты снижалось. В любом случае, она никогда не могла заменить ни нормальную законодательную власть, ни нормальные общественные интституты.
Общественная палата Российской Федерации (ОП РФ): общая информация, структура, функции
Эмблема Общественной палаты РФ
Управление государством сегодня невозможно без широкого привлечения к этому процессу общественных институтов, различных некоммерческих структур и неправительственных организаций.
Гражданское общество является важнейшим элементом во властной системе сдержек и противовесов. Данный факт давно поняли на Западе, поэтому различные добровольные общественные структуры есть у большинства государственных организаций.
Общая информация
Общественная палата РФ ( ОП РФ ) – совещательный орган, который обеспечивает взаимодействие активной части общества с государственной властью и местным самоуправлением.
Его члены работают бесплатно, на добровольной основе. Их выбирают из числа кандидатов с безупречной репутацией, имеющих перед народом и государством особые заслуги. Доступ в эту структуру закрыт для государственных служащих, лиц с судимостью или двойным гражданством. При этом сама палата находится на государственном обеспечении.
ОП РФ действует на основании федерального закона, аналогичные структуры функционируют на местном и территориальном уровне. Кроме того, в своей работе члены палаты руководствуются еще и собственным Кодексом этики.
Функции и структура
Решения, принимаемые палатой, носят характер рекомендаций.
Занимается Общественная палата и другими задачами:
Для решения перечисленных вопросов используются разные формы работы: семинары, круглые столы, выездные заседания, слушания. Самые актуальные проблемы выносятся на пленарные заседания органа, которые проводятся несколько раз в году.
Заседание одной из региональных Общественных палат.
На первом заседании, после формирования нового состава, члены избирают Секретаря, его заместителей и назначают комиссии. Они являются главным рабочим инструментом органа. В настоящее время в составе палаты действует 20 комиссий. Каждая из них формирует повестку по самым важным вопросам. Комиссии обычно выбирают на срок одной каденции палаты.
Аппарат ОП РФ осуществляет аналитическое, материальное, информационное, правовое и финансовое обеспечение деятельности органа. Это государственное учреждение, которое финансируется из бюджета. Глава аппарата ежегодно отчитывается о проделанной работе.
Как проходят выборы
В 2014 году численность членов органа была увеличена со 126 до 168 человек. Порядок формирования ОП РФ довольно сложен:
Ранее кандидаты от некоммерческих организаций выбирались путем интернет-голосования, но в 2017 году схема была изменена. В процессе выдвижения не могут участвовать организации, имеющие предупреждение об экстремистской деятельности.
История
Первая попытка создать независимый орган контроля общества за властью была предпринята еще в 1994 году. В 1996 году орган преобразовали в совет при главе державы. В 2000 году его распустили.
Современная ОП РФ была создана в 2005 году и полноценно заработала в начале 2006 года.
Пленарное заседание Общественной палаты. Их проводят несколько раз в год.
В 2013 году по предложению сенаторов представительство регионов было расширено – количество их кандидатов увеличилось вдвое.
В 2017 году интернет-голосование за членов от НКО отменили. Его заменила сложная система выборов, в которой участвовали старые и новоизбранные члены палаты.
В последние годы члены Общественной палаты лоббируют отказ от бесплатной работы в органе. Однако переход на официальное трудоустройство не поддерживают в Администрации президента. Там считают, что превращение членов ОП РФ в госслужащих окончательно подорвет доверие к этому органу.
В 2020 году ОП РФ заявила о массовых фальсификациях на голосовании за изменения в Конституцию.
Что удалось сделать
За время своего существования орган рассматривал самые разные вопросы, от прокладки нефтепроводов до функционирования игорного бизнеса. Экспертные решения палаты стали причиной пересмотра многих из них. К самым резонансным результатам можно отнести:
Кроме того, усилиями Общественной палаты был изменен маршрут опасного нефтепровода в районе озера Байкал.
Вероятно, что главное направление деятельности ОП РФ – это работа с обращениями граждан. Большая их часть касается «мелких» проблем: ЖКХ, выплаты пенсий и пособий, ремонта дорог, безработицы. Однако именно из них складывается жизнь простых россиян.
Отдельно следует упомянуть вопросы, связанные с пенитенциарной системой. Члены Общественного совета помогли многим заключенным уменьшить срок или добиться помилования.
Сегодня в состав палаты на постоянной основе работает комиссия, которая занимается исключительно вопросами обращений граждан. Есть горячая линия, а также сайт, где можно изложить свою проблему.
Кроме текущей работы, палата ведет несколько крупных и постоянных проектов:
Ранее ОП РФ проводила проект «Перспектива». Его целью был поиск наиболее эффективных гражданских инициатив по всей стране. Им оказывалась серьезная информационная поддержка.
За что критикуют
Последние социологические опросы показывают крайне низкий уровень поддержки Общественной палаты со стороны простых россиян. 37% респондентов вообще ничего не слышали о данной организации, еще 56% – не понимают, для чего она нужна и только 3% опрошенных оценивают работу ОП РФ положительно. Не менее критично к организации относится и экспертное сообщество.
Многие правозащитники считают работу палаты обычной имитацией. Представители Хельсинской группы отмечают, что в своих регулярных отчетах ОП РФ никогда не учитывает мнения других правозащитных организаций страны.
Лев Пономарев заявил, что ОП РФ создавалась сверху и в ней есть всего несколько человек, которых действительно интересует правозащитная деятельность. В 2020 году Шевченко назвал организацию «хором поддержки инициатив власти». С этим трудно не согласиться – в последние годы палата поддерживает практически все инициативы исполнительной власти, служит для них своеобразной «индульгенцией» со стороны мнимой общественности.
Критики отмечают, что в последние годы в ОП РФ значительно прибавилось «назначенцев» и уменьшилось количество выразителей общественного мнения или просто авторитетных людей. Кроме того, многие люди, которые прошли в этот орган на самом деле не работают в нем, а используют свое назначение для личных целей.
Голосования на пост членов палаты от некоммерческих организаций регулярно сопровождались скандалами. В 2014 году в Москве и Петербурге для проведения нужных кандидатов был задействован административный ресурс.
Неоднократно фиксировались случаи многократного голосования с одних и тех же IP-адресов. После отмены интернет-голосования скандалы на выборах прекратились.
Что такое Общественная палата и чем она занимается?
20 декабря, в доме народного творчества «Губерния» пройдет Пермский краевой общественный форум, на котором выберут представителей общественных организаций в новый состав Общественной палаты Пермского края. Редакция Properm.ru решила узнать, чем занимаются общественники как они влияют на жизнь нашего региона.
Общественная палата Пермского края формируется сроком на три года из 36 человек. Шесть из них назначаются губернатором Пермского края, шесть — Законодательным собранием Пермского края, 24 избираются на краевой конференции общественных объединений и некоммерческих организаций. Своих кандидатов в Общественную палату могут выдвинуть любые общественные объединения кроме политических партий, и организаций уличенных в экстремизме. Не могут стать членами общественной палаты: чиновники, депутаты, лица имеющие судимость, двойное гражданство или признанные недееспособным.
Заседание Общественной палаты. Фото: пресс-служба Общественной палаты Пермского края.
Главные задачи общественной палаты:
Участие граждан в делах палаты, включая членство — добровольное занятие и осуществляется на общественных началах. Тем не менее на обеспечение деятельности палаты в бюджет региона ежегодно закладывается определенная сумма.
Работа Общественной палаты проходит в рамках пленарных заседаний, заседаний совета палаты, комиссий и рабочих групп. Заседания Общественной палаты проводятся не реже одного раза в месяц. Руководит палатой председатель, его заместители и совет палаты. Также у палат есть свои секретари и аппарат.
Главные направления в деятельности Общественной палаты Пермского края — экспертиза законопроектов и осуществление гражданского контроля. Все решения и заключение палаты носят исключительно рекомендательный характер.
Насколько эффективно работает Общественная палата?
Если посмотреть расписание деятельности Общественной палаты Пермского края, то там одни совещания, заседания, конференции, семинары и круглые столы, на которых собравшиеся обсуждают проблемы, высказывают свои мнения и пожелания. Но уходит ли это обсуждение дальше стен, есть ли реализация разговоров на практике?
По мнению председателя Общественной палаты Пермского края Дмитрия Красильникова, третий созыв поработал достойно. Он выделил несколько основных достижений в работе Палаты за прошедшие три года.
Первое достижение, это развитие системы общественного контроля в Прикамье, например контроль за ремонтом дорог. В результате проверок, некоторые дорожные участки не были приняты и несколько подрядчиков попали в реестр недобросовестных поставщиков услуг.
Второй пример — развитие общественных советов при органах государственной власти. При всех министерствах и ведомствах администрации губернатора Пермского края созданы общественные советы, которые обязаны рассматривать основополагающие вопросы в деятельности того или иного ведомства и публично отчитывать о проделанной работе в интернете.
Дмитрий Красильников, председателя Общественной палаты Пермского края:
— Общественная палата взяла на себя роль куратора деятельности общественных советов при органах государственной власти. Я очень доволен тем, что власть прислушалась к нам, губернатор и правительство Пермского края в своих нормативных документах отразили наши идеи и рекомендации по организации работы общественных советов.
Третий пункт — это содействие решению острых проблем и публичных конфликтов. Общественная палата занималась контролем за ремонтными работами в драматическом театре Кудымкара, участвовала в определении нового места для Пермской художественной галереи, выступала в качестве модератора в конфликтах связанных с музеем «Пермь 36» и Театром-Театром.
Олег Подвинцев, политолог:
— За исключением нескольких человек, внутри Общественной палаты никто особой инициативы и активности не проявляет. Если посмотреть отчет палаты за прошедшее время и сравнить его с отчетом, который был четыре года назад, то будет видно, что этот отчет абсолютно формальный. Я уверен, что большинство жителей края неподозревают о том, что Общественная палата существует и ведет какую-то деятельность.
По мнению Станислава Швецова, руководителя «Молодой Гвардии Единой России», в Пермском крае, Общественной палате и «гвардии» удалось организовать продуктивное сотрудничество.
«Я вошел в состав Палаты в декабре 2015 года от Законодательного собрания. За этот год мы смогли конструктивно поработать по нескольким направлениям. У нас был ряд законопроектов, в которых члены Палаты принимали участие как эксперты, во время обсуждения проекта на круглых столах и в рамках рабочих групп. Это законопроекты о слабоалкогольных энергетических напитках и о государственной молодежной политике в Пермском крае», — говорит Швецов.
Общественный контроль за ремонтом дорог. Фото: пресс-службы Общественной палаты Пермского края.
Он отметил, что Общественная палата принимала участие и в других проектах «гвардейцев». Например, сотрудничество в рамках «Урбании», молодежь и общественники вместе провели экспертизу дорожного полотна в регионе.
Станислав Швецов также рассказал об участии Палаты в реализации проекта «Полотно победы» — полотно длинной 15 метров, составленное из красных листов, на которых свои подписи и пожелания будущему поколению оставили ветераны ВОВ и участники боевых действий. По его словам, члены Общественной палаты регулярно участвуют в мероприятиях Молодежного парламента Пермского края, в качестве экспертов на форуме молодых парламентариев и заседали в жюри конкурса видео роликов посвященному году кино.
Дмитрий Жебелев, председатель правления благотворительного фонда «Дедморозим», член Общественной палаты Пермского края третьего созыва:
— Плюс Общественной палаты в том, что представителей государственной власти по принуждению или нет, но все-таки взаимодействуют с ней. Если у тебя есть конкретная цель и тебе действительно нужно реализовать какие-то проект и принести пользу обществу, с помощью общественной палаты сейчас это возможно.
Дмитрий пояснил, что при вынесении вопросов на комиссии или пленарном заседания туда приходят в обязательном порядке те, кого касаются эти затрагиваемые темы, независимо от занимаемой ими должности. Это могут быть начальники департаментов, министры, вице-премьеры или, в некоторых случаях, губернатор. Кроме этого, как члену Общественной палаты гораздо проще наладить контакт с чиновниками, нежели человеку «с улицы».
Однако Жебелев отметил, что на данный момент Общественная палата Пермского края не может стать мостом между общественностью и властью, как это предполагается. Одна из причин, по его мнению, в том, что не все ее члены в этом заинтересованы.
«Достаточно большое количество людей, там находятся формально. Многие люди очень заняты делами связанными с их основной деятельностью, поэтому у них недостаточно времени, чтобы заниматься чем-то конкретным в рамках Общественной палаты. Эта проблема была всегда, и она касается, к сожалению, всех консультативных органов, при органах государственной власти. Мягко говоря, здесь есть куда расти», — добавил Дмитрий Жебелев.
О существовании этой проблемы сказал и председатель Палаты. Он считает, что четвертый созыв должен обязательно рассмотреть эту проблему.
«Сейчас членство в общественной палате становится важным институтом и пунктом в карьерном продвижении. Общество в праве требовать большей активности от членов палаты. Я надеюсь, что новый состав отреагирует на эту проблему и постарается оптимизировать свою деятельность», — заявил Дмитрий Красильников.