объекты водного хозяйства что это

Водное хозяйство

объекты водного хозяйства что это. Смотреть фото объекты водного хозяйства что это. Смотреть картинку объекты водного хозяйства что это. Картинка про объекты водного хозяйства что это. Фото объекты водного хозяйства что этоВодное хозяйство – это производственная и природоохранная система, обеспечивающая население и хозяйство каждого региона и страны в целом водой в нужном объеме и надлежащего качества и защищающая окружающую среду от вредного воздействия вод. Функциональное назначение В.х. по обеспечению водой надлежащего количества и качества обусловливает одну из его главных целей: воспроизводство, охрана водных ресурсов и восстановление водных объектов. В задачи В.х., как отрасли экономики, входят: учет, изучение и комплексное использование поверхностных и подземных вод, включая охрану вод и борьбу с ущербом, причиняемым народному хозяйству наводнениями, селями, а также вопросы водного права. В.х. включает:

Многочисленные и разнообразные сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов рек, озер, морей, подземных вод или предотвращения (уменьшения) вредного воздействия воды на окружающую среду (наводнения, размывы берегов, селевые потоки и др.) называются гидротехническими сооружениями. По целевому назначению их разделяют на сооружения общего назначения и специальные.

К сооружениям общего назначения относятся:

К специальным гидротехническим сооружениям относятся сооружения, предназначенные для нужд одной отрасли В.х.:

В ряде случаев применяют совмещенные сооружения, которые выполняют несколько функций, например, здания ГЭС – с водосбросными отверстиями, судоходные шлюзы – с водосбросами, водосбросы – с водозаборами. Группу гидротехнических сооружений, объединенных условиями совместной работы и местоположением, называют гидроузлом.

По месту расположения гидроузлы бывают речные, на каналах, морские, озерные и прудовые; по основному назначению – водозаборные (для различных отраслей В.х.), энергетические, водно-транспортные, рыбохозяйственные (рыбо-водные пруды); гидроузлы, регулирующие сток рек для его использования в различных целях (орошения, энергетики, водоснабжения, борьбы с наводнениями и пр.), для благоустройства населенных пунктов и др. Часто гидроузлы имеют комплексное назначение – для нужд нескольких отраслей В.х. Например, Цимлянский гидроузел на Дону имеет водно-транспортное значение, создает условия для орошения и обводнения, имеет в своем составе ГЭС и рыбоподъемник. Гидроузлы бывают безнапорные (например, речные гавани) и напорные; последние подразделяют на низконапорные (напор менее 10 м), средненапорные (10-50 м) и высоконапорные (более 50 м). Напорные гидроузлы часто бывают комплексными.

Комплекс гидротехнических сооружений, обычно объединенных в несколько гидроузлов, имеющих линейные участки трассы (участки рек, каналы, тоннели) и служащих общим водохозяйственным целям, называется гидротехническим комплексом или гидросистемой. Как и гидроузлы, гидросистемы бывают специализированными и комплексными. Например, в Волго-Донской комплекс входят: Волго-Донской канал длиной 101 км, Цимлянский комплексный гидроузел, оросительно-обводнительная система на левом берегу Дона, охватывающая территорию протяженностью более 600 км. Этот крупный гидротехнический комплекс решает вопросы водного транспорта, ирригации, водоснабжения, гидроэнергетики и рыбного хозяйства. В системе МПР России управление В.х. на местах осуществляется бассейновыми водохозяйственными управлениями (БВУ) и территориальными органами в субъектах РФ. БВУ осуществляет координацию деятельности территориальных органов, а также управлений эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем, расположенных в границах обслуживаемого бассейна, и обеспечивает единую техническую и экономическую политику в ведении В.х. в целом по бассейну. Разделение территории России на отдельные водохозяйственные управления позволяет приблизить оперативное руководство В.х. непосредственно к водопользователям и водопотребителям, а также упростить систему рационального использования и охраны водных ресурсов выделенных регионов. В этих управлениях дают разрешение на водопользование и контролируют их на местах, организуют мероприятия по сокращению потребления водных ресурсов, использованию и охране вод от загрязнения, засорения и истощения.

Отличительной особенностью сооружений В.х. является их высокая капиталоемкость, поскольку они требуют повышенной надежности в силу громадных ущербов не только экономического, но и социального и экологического характера от разрушения плотин, дамб и каналов, а также от нарушений подачи воды в системах водо- и энергоснабжения. В В.х. России около 70 % основных производственных фондов приходится на сельское хозяйство и промышленность, 15 % – на жилищно-коммунальное хозяйство и 10 % – на гидроэнергетику. На водопроводы приходится 27 % основных фондов водохозяйственного назначения, по 22 % – на канализационные сети с очистными сооружениями и каналы совместно с оросительной сетью, 15 % – на водохранилища и несколько более 10 % – на оборотные системы водоснабжения в промышленности и мероприятия по защите от вредного воздействия вод. В последние десятилетия вследствие бурного роста водопотребления и ухудшения качества воды стал ощутимым недостаток водных ресурсов. Это вызвало возникновение и обострение противоречий, связанных с использованием воды различными отраслями В.х. Радикальным, а во многих случаях единственным способом устранения или смягчения этих противоречий служит организация водохозяйственных комплексов, объединяющих отрасли хозяйства в водохозяйственные системы и структуры различных масштабов.

Водохозяйственным комплексом (ВХК) называют гидроузел и водохранилище со всеми сопутствующими сооружениями. Основная цель организации ВХК – оптимальное использование водных ресурсов основными водопотребителями и водопользователями. При функциональном объединении нескольких гидроузлов и водохранилищ, расположенных в одном или нескольких речных бассейнах, образуется водохозяйственная система. В России с 1993 года центральным органом исполнительной власти в области водного хозяйства является МПР. Его задачи:

В задачи МПР входит также организация строительства и эксплуатации водохранилищ и др. комплексных водохозяйственных объектов, обеспечение разработки и реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий паводков и др. видов вредного воздействия вод. МПР организует и осуществляет выдачу лицензий на пользование водными ресурсами.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.

Источник

Водохозяйственный комплекс

Водохозя́йственный ко́мплекс (ВХК) – это совокупность различных отраслей народного хозяйства, совместно использующих водные ресурсы одного водного бассейна [*] ГОСТ 19185-73 или, в глобальном смысле, водные ресурсы территории, страны или отдельно взятого региона. ВХК – это сложная водохозяйственная система, которая функционирует на основе научно-обоснованных долгосрочных прогнозов в отношении требований, предъявляемых различными отраслями хозяйства к количеству и качеству воды с учётом рационального и комплексного использования водных ресурсов с минимальными отрицательными последствиями для природы, эффективно функционирующая при комплексном использовании водных ресурсов и взаимодействии всех участников ВХК. К основным отраслям, использующим водные ресурсы (участники ВХК), относятся: коммунальное хозяйство, промышленность, энергетика, сельское хозяйство, рыбное хозяйство, водный транспорт, водные рекреации и др.

Водохозяйственные комплексы позволяют обеспечивать потребности в водных ресурсах: населения, промышленности и сельского хозяйства, речного судоходства и рыбного хозяйства, защищать населённые пункты и объекты экономики от негативного воздействия вод.

Водохозяйственные комплексы позволяют решать следующие задачи.

ВХК классифицируются по масштабу (межгосударственные, государственные, региональные, бассейновые, участка бассейна), по количеству отраслей (одноотраслевой, межотраслевой) и гидроузлов (безузловой, одноузловой, многоузловой), по основному направлению использования (хозяйственно-питьевой, энергетический, промышленный, ирригационный, природоохранный, многоцелевой).

ВХК включает в себя три взаимосвязанные части:

ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ

Природная часть (водный фонд)

Техническая часть

В России находится около 65 тыс. ГТС водохозяйственного и топливно-энергетического комплексов и транспортной инфраструктуры. Для перераспределения стока рек из районов с избытком речного стока в районы с его дефицитом создано 37 крупных водохозяйственных систем (объём перебрасываемого стока около 17 млрд м 3 /год); для регулирования речного стока построено около 30 тыс. водохранилищ и прудов общей вместимостью более 800 млрд м 3 ; для защиты поселений, объектов экономики и сельскохозяйственных угодий построено свыше 10 тыс. км защитных водооградительных дамб и валов. В состав мелиоративно-водохозяйственного комплекса федеральной собственности входит более 60 тыс. различных гидротехнических сооружений, в том числе свыше 230 водохранилищ, более 2 тыс. регулирующих гидроузлов, около 50 тыс. км водопроводящих и сбросных каналов, свыше 3 тыс. км защитных валов и дамб. В состав транспортных гидроузлов входит более 300 судоходных ГТС, расположенных на внутренних водных путях и находящихся в федеральной собственности.

Управление водохозяйственным комплексом

1. Нормативно-правовое регулирование

Ключевым документом водного законодательства России является принятый в 2006 г. Водный кодекс Российской Федерации – нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в сфере водопользования.

В соответствии со статьёй 2 Водного кодекса водное законодательство России состоит из самого Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, а также подзаконных актов, принимаемых органами исполнительной власти.

Водное законодательство (законы и изданные в соответствии с ними нормативно-правовые акты) основывается на следующих принципах:

Частью правовой системы России в области использования и охраны водных объектов являются международные договоры России и ратифицированные международные конвенции, такие как Конвенция о водно-болотных угодьях (Рамсар, 1971), Конвенция Европейской экономической комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр (Хельсинки, 1992), Конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеран, 2003) и другие.

2. Реализация государственных полномочий

Центральным звеном в области использования и охраны водных ресурсов является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), осуществляющее полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере водных отношений России.

Управление поверхностными водными ресурсами России на федеральном уровне осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы), подземными – Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Оба агентства входят в структуру Минприроды России.

Полномочия Росводресурсов по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в регионах осуществляют территориальные подразделения агентства – бассейновые водные управления (БВУ), а также 51 подведомственное учреждение. В настоящее время в России функционирует 14 БВУ, в структуру которых входят отделы во всех регионах Российской Федерации. Исключением являются регионы Крымского федерального округа – в соответствии с подписанными в июле–августе 2014 г. соглашениями, часть полномочий Росводресурсов была передана соответствующим структурами Совета министров Республики Крым и Правительства Севастополя – Государственному комитету по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым и Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя.

Управление водными ресурсами, находящимися в региональной собственности, осуществляется соответствующими структурами региональных администраций.

Управление федеральными объектами мелиоративного комплекса находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Департамент мелиорации), в сфере рыболовства и рыбоводства – Федерального агентства по рыболовству Минсельхоза России, водными объектами транспортной инфраструктуры – Министерства транспорта Российской Федерации (Федеральное агентство морского и речного транспорта), полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Государственный учёт и мониторинг водных ресурсов осуществляется Росводресурсами; по ведению Государственного водного реестра – при участии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Федерального агентства по недропользованию (Роснедра); по ведению Российского регистра гидротехнических сооружений – при участии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Надзор за соблюдением законодательства в части использования и охраны водных объектов осуществляется Федеральной службой в сфере природопользования (Росприроднадзор), а гидротехнических сооружений – Ростехнадзором и Ространснадзором.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации основной единицей структуры управления в области использования и охраны водных объектов являются бассейновые округа, однако на сегодняшний день существующая структура Росводресурсов организована по административно-территориальному принципу и во многом не совпадает с границами бассейновых округов.

3. Государственная политика

Базовые принципы государственной политики в области использования и охраны водных объектов закреплены в Водной стратегии Российской Федерации до 2020 г. и включают три ключевых направления:

Некоторые важные решения и факты с 2012 по 2017 годы [*] По материалам официального сайта Правительства Российской Федерации.

Построено и введено в эксплуатацию 10 объектов в целях решения проблем гарантированного водообеспечения на территории 8 субъектов Федерации. Выполнены работы по сохранению и улучшению экологического состояния водных объектов и повышению качества их водных ресурсов (экологическая реабилитация) на 42 водных объектах. Выполнена расчистка участков русел рек общей протяжённостью порядка 400 км. Построено 100 объектов, направленных на защиту населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. На проблемных участках русел рек выполнены дноуглубительные и руслорегулирующие работы общей протяжённостью свыше 1,5 тыс. км.

Созданы стимулы для инвестиций в строительство очистных сооружений, установлены налоговые льготы и льготы в отношении платы за негативное воздействие при использовании наилучших доступных технологий в строительстве систем водосбережения, очистке сточных вод, переработке жидких отходов (Федеральный закон от 21 июля 2014 года №219-ФЗ).

Уточнён порядок предоставления права пользования водными объектами, в том числе исключение обязанности заключения договора водопользования при эксплуатации подводных частей линейных объектов. Установлена возможность предоставления водного объекта для эксплуатации судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, а также для целей рекреации без аукциона (Федеральный закон от 26 июля 2017 года №208-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации»).

Определены требования по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, установлен особый статус паводкоопасных территорий для осуществления градостроительной деятельности, введены ограничения хозяйственного использования таких территорий для размещения населённых пунктов и объектов без проведения защитных мер (Федеральный закон от 29 июля 2017 года №261-ФЗ «О внесении изменений в статьи 60 и 67.1 Водного кодекса Российской Федерации»).

Построено и введено в эксплуатацию 10 объектов в целях решения проблем гарантированного водообеспечения на территории 8 субъектов Федерации. Ввод в эксплуатацию этих объектов позволил увеличить численность населения, гарантированно обеспеченного водными ресурсами, более чем на 950 тысяч человек.

Выполнены работы по сохранению и улучшению экологического состояния водных объектов и повышению качества их водных ресурсов (экологическая реабилитация) на 42 водных объектах (в том числе на 7 водохранилищах комплексного назначения). Реабилитировано водных объектов общей площадью свыше 1900 га. Выполнена расчистка участков русел рек общей протяжённостью таких участков порядка 400 км.

Построено 100 объектов (введено в эксплуатацию 93) протяжённостью свыше 270 км на территории 36 субъектов Федерации, направленных на защиту населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. Это позволило защитить население численностью 0,5 миллиона человек.

С целью минимизации ущерба от негативного воздействия вод на проблемных участках русел рек выполнены дноуглубительные и руслорегулирующие работы общей протяжённостью свыше 1,5 тыс. км.

Ведётся планомерная работа по улучшению состояния внутренних водных путей и гидротехнических сооружений.

Внутренние водные пути с гарантированными габаритами судовых ходов с 2012 года (48,39 тыс. км) по 2017 год (49,97 тыс. км) увеличились на 1,57 тыс. км. Возросла доля протяжённости внутренних водных путей с освещаемой и со светоотражающей обстановкой к общей протяжённости внутренних водных путей Российской Федерации – с 35,9% в 2012 году до 37,7% в 2017 году.

В 2016 году приняты ключевые решения о поэтапном переходе с 2018 года на нормативное содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений. Улучшались условия судоходства и уровень безопасности гидротехнических сооружений Беломорско-Онежского, Северо-Двинского, Волго-Балтийского, Волжского, Камского, Московского, Волго-Донского, Азово-Донского, Енисейского бассейнов. Уменьшена протяжённость участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части России.

Завершены инженерные изыскания для строительства Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге. Осуществляется проектирование Багаевского гидроузла на Дону. Реализация этих проектов направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности грузовых перевозок внутренним водным транспортом, ликвидацию лимитирующих участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части России, с обеспечением гарантированной глубины судового хода 4 м для прохода крупнотоннажного флота с полной загрузкой.

В 2017 году открыт новый судоходный шлюз на реке Оке, который входит в реконструируемый гидроузел «Белоомут». Его строительство завершает реконструкцию Москворецко-Окской водной системы.

В 2017 году проведена реконструкция гидротехнических сооружений Беломорско-Балтийского канала (шлюз №9); реконструкция гидротехнических сооружений Северо-Двинской шлюзованной системы (шлюз №5). Завершены работы на 7 перекатах в рамках реализации комплексного проекта «Реконструкция выправительных сооружений Ленского бассейна».

Завершено строительство выправительных сооружений на перекатах Коркинский, Березовские Камни, проведена реконструкция судового хода со строительством выправительного сооружения на перекате Пискуновский в рамках реализации комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Енисейского бассейна.

Источник

Объекты водного хозяйства что это

ВК РФ Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 5 Водного кодекса РФ

1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты;

2) подземные водные объекты.

2. К поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

С 09.12.2021 в п. 4 ч. 2 ст. 5 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 207-ФЗ). См. будущую редакцию.

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

4.1. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 244-ФЗ)

5. К подземным водным объектам относятся:

1) бассейны подземных вод;

2) водоносные горизонты.

5.1. Классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты) утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 459-ФЗ)

6. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Ст. 5 ВК РФ. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты

Источник

Водное хозяйство

Полезное

Смотреть что такое «Водное хозяйство» в других словарях:

Водное хозяйство — область деятельности, обеспечивающая: управление водными ресурсами с целью удовлетворения нужд населения и национальной экономики в воде; управление рациональным использованием водных ресурсов и их охраной от загрязнения, засорения, истощения;… … Финансовый словарь

водное хозяйство — Область деятельности, обеспечивающая нужды населения и отраслей экономики в воде; рациональное использование водных ресурсов и их охрану от загрязнения, засорения, истощения; эксплуатацию водохозяйственных систем; предупреждение и ликвидацию… … Справочник технического переводчика

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО — отрасль народного хозяйства, занимающаяся учетом, планированием и управлением комплексного использования, регулированием водных ресурсов, охраной вод от загрязнения и истощения, транспортировкой их к месту назначения (потребления) … Большой Энциклопедический словарь

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО — отрасль народного хозяйства, занимающаяся изучением, учетом, планированием комплексного использования, регулированием водных ресурсов, охраной вод от истощения и загрязнения, включая защиту от нарушений, вызываемых возможным неконтролируемым… … Экологический словарь

водное хозяйство — Отрасль хозяйства, состоящая из связанных между собой водных объектов и гидротехнических сооружений, обеспечивающая каждый регион водой для промышленного и бытового использования, а также охрану вод и борьбу с их вредным воздействием. Syn.:… … Словарь по географии

водное хозяйство — 3.1.6 водное хозяйство: Отрасль науки и техники, охватывающая учет, изучение, использование, охрану водных ресурсов, а также борьбу с вредным воздействием вод. Источник: СО 34.21.308 2005: Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения 3.7 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

водное хозяйство — отрасль народного хозяйства, обеспечивающая: управление водными ресурсами для удовлетворения нужд населения и народного хозяйства в воде; рациональное использование и охрану вод от загрязнения, засорения и истощения; эксплуатацию… … Энциклопедический словарь

Водное хозяйство — 2) водное хозяйство деятельность в сфере изучения, использования, охраны водных объектов, а также предотвращения и ликвидации негативного воздействия вод;. Источник: Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74 ФЗ (ред. от 25.06.2012) … Официальная терминология

водное хозяйство — vandens ūkis statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Ūkio šaka, apimanti kompleksinį vandens išteklių naudojimą, vartojimą, apskaitą, planavimą, paviršinio ir požeminio vandens apsaugą nuo taršos ir išsekimo ir jo transportavimą.… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО — отрасль нар. х ва, обеспечивающая управление водными ресурсами с целью удовлетворения нужд населения и нар. х ва в воде, рационального использования и охраны вод от загрязнения, засорения и истощения; эксплуатацию водохоз. систем, а также… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

Источник

Водное хозяйство

Во́дное хозя́йство – область деятельности по изучению, учёту, планированию комплексного использования водных ресурсов, их охране от загрязнения и истощения, управлению этими ресурсами и транспортировкой воды от источников к потребителям, а также выполнению ряда функций по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Главная цель водного хозяйства заключается в обеспечении населения и всех отраслей экономики водой в необходимом количестве, необходимого качества и в нужное время, а также борьба с негативным воздействием вод.

Наиболее важные задачи, решаемые водным хозяйством:

Ни одна из задач водного хозяйства не может быть решена без тщательного изучения имеющихся водных ресурсов региона, учёта используемых водных ресурсов в отраслях хозяйства и их охраны от загрязнений. Эти вопросы, а также планирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий, предоставление водных объектов в пользование, создание экономики водного хозяйства регламентируются водным законодательством.

В структуру водного хозяйства входят: водный фонд (система водных объектов), водохозяйственные объекты (составляющие основные производственные фонды), органы управления водным фондом, водохозяйственные организации, учреждения научного обеспечения, инженерные центры и организации по строительству водохозяйственных систем и сооружений.

Поверхностные и подземные водные объекты в пределах территории России включены или подлежат включению в Государственный водный реестр, т. е. систематизированный свод сведений о количестве и качестве водных ресурсов страны.

К водохозяйственным объектам относятся сооружения (в том числе гидротехнические), обеспечивающие использование, восстановление и охрану водных объектов и их водных ресурсов.

Проблемы водообеспечения решаются путем регулирования и межбассейнового перераспределения стока рек. В настоящее время в России насчитываются более 2500 водохранилищ объёмом свыше 1 млн м 3 каждое, в том числе 260 крупных и крупнейших, из них 110 объёмом свыше 100 млн м 3 каждое, Суммарная протяжённость каналов переброски составляет более 3 тыс. км. Для межбассейновой и внутрибассейновой переброски речного стока используются 37 систем, которыми ежегодно перераспределяется 17 км 3 воды.

В настоящее время стоимость сооружений, предназначенных для защиты от вредного воздействия вод, составляет всего 3% стоимости основных фондов водохозяйственного комплекса, что намного меньше, чем в развитых странах (10–15%). Это в определённой степени объясняет те значительные ущербы, которые наносят населению и экономике страны наводнения, берегоразрушение и оползни.

Например, в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах наводнения могут проходить в любое время года: в период весеннего половодья, летне-осенних дождевых паводков и зимой – заторы и зажоры. В отдельные годы ущерб от наводнений может достигать 5–10% валового регионального продукта, например в Приморском крае.

Ежегодно на нужды социально-экономического комплекса страны забирается около 2% возобновляемых запасов пресных вод. Однако по территории водные ресурсы распределены крайне неравномерно, поэтому в некоторых регионах проблема водообеспечения стоит очень остро. На малоосвоенные бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов приходится почти 80% речного стока. В то же время в Европейской части России, где сосредоточен основной промышленный и сельскохозяйственный потенциал страны, формируется около 8% общего годового стока рек, что в расчёте на 1 человека составляет менее 3 тыс. м 3 /год. Это ниже, чем удельная водообеспеченность на душу населения в Европе (4910 м 3 /год), и намного ниже среднего мирового показателя (12640 м 3 /год).

Водопотребление социально-экономического комплекса страны в 2012 г. составило около 214,4 км 3 /год, причём около 72,1 км 3 покрывается за счёт отбора из природных источников, а остальной объём – за счёт инженерного воспроизводства воды в системах оборотного и повторно-последовательного использования. На производственные нужды расходуется 67% свежей воды, на хозяйственно-питьевые цели – 18%, сельскохозяйственное водоснабжение и орошение – 15%.

Объём водоотведения составляет в среднем 63% объёма забора воды из природных источников. Нормативно-чистые и нормативно-очищенные сточные воды составляют 62% общего объёма сточных вод. Это объясняется недостаточными инвестициями в очистку отводимых в водные объекты сточных вод в течение ряда лет, поэтому их очистка осуществляется на устаревшем технологическом оборудовании, многие предприятия не имеют участков для очистки или доочистки вод.

В районах активной хозяйственной деятельности водные объекты часто загрязнены, и их качество не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Ширятся очаги загрязнения подземных вод.

Из сточных вод, подлежащих очистке, более 70% (13,7 км 3 ), сбрасываются недостаточно очищенными, почти 20% (3,7 км 3 ) – загрязнёнными без очистки и только 10% (1,9 км 3 ) – очищенными до установленных нормативов.

Из-за неудовлетворительного состояния природных водоисточников и систем централизованного водоснабжения в ряде регионов Российской Федерации сложилась неблагоприятная обстановка с обеспечением населения питьевой водой нормативного качества. Доброкачественной питьевой водой обеспечено только 61% населения, а условно доброкачественной – 28%. Более 22% жителей пользуются децентрализованными источниками без соответствующей водоподготовки.

Водное хозяйство должно обеспечить определённый режим водных источников, создающий возможность бесперебойного водопользования всеми потребителями. Создание такого режима достигается обычно с помощью специальных гидротехнических сооружений.

Водное хозяйство должно обеспечивать также объёмы воды на определённом уровне для выработки электроэнергии, судоходства, лесосплава, орошения, а также благоприятные условия для развития живых организмов.

Водные ресурсы, как и все другие природные ресурсы, подвергнутые обработке в ходе использования, приобретают определенную стоимость. Эта стоимость измеряется капитальными и текущими затратами на создание и эксплуатацию всевозможных гидротехнических сооружений и других элементов водохозяйственных систем, обеспечивающих получение продукции водного хозяйства – воды в достаточном количестве и требуемого качества.

Основными проблемами водного хозяйства России в настоящее время являются:

Решение этих проблем достижимо только при условии эффективного управления водным хозяйством.

История развития водного хозяйства и управления

В развитии системы управления водным хозяйством можно выделить четыре этапа: I этап – XVI–XIX вв.; II этап – советский, 1917–1990 гг.; III этап – переходный, 1991–2003 гг.; IV этап – современный. Эта периодизация обусловлена тем, что после революции 1917 г. было образовано новое государство, в 1991 г. была провозглашена независимость Российской Федерации, а в 2004 г. создана ныне существующая организационно-функциональная структура.

Начиная с XVI в. политика Российского государства в области водопользования была направлена на удовлетворение потребностей речного и морского судоходства. Россия издревле обладала разветвлённой сетью рек, поэтому первые гидротехнические сооружения – каналы для связи между реками – начали строить значительно позже, чем в других странах мира. Однако везде по России строились водяные мельницы – первые сооружения, меняющие режим рек. С древних времён в монастырских летописях сохранились данные о наводнениях, засухах, ледоставах, отмелях, порогах и т. д. В 1773 г. была создана первая гидрографическая карта «Древняя Российская Идрография, содержащая описание Московского государства рек, протоков, озёр, колодезей, и какие по них городы и урочища и на каком оные расстояния». При Петре I была создана «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное», построена система шлюзов между Волгой и Доном, Вышневолоцкая водная система от Волги к Балтийскому морю. При Екатерине II в 1782 г. был создан Гидравлический корпус, готовящий гидравликов для научной и практической водной работы. Государство стало заботиться уже не только о правильном использовании вод ради предотвращения ущерба, но и об охране водных ресурсов.

В XIX в. исследования продолжались, были опубликованы многие гидрографические труды (книги, карты, атласы). В 1849 г. была организована Главная физическая обсерватория (ныне Главная геофизическая обсерватория имени А.И. Воейкова), положившая начало работе российской сети гидрометеорологических наблюдений. Было организовано около 500 водомерных постов и гидрометрических станций для изучения водоносности больших рек, в том числе Волги, Камы, Оки, Дона, Оби, Енисея и Амура.

В 1920–1930-е гг. основой комплексного использования водных ресурсов для нужд народного хозяйства стал план электрификации России ГОЭЛРО. К 1965 г. был создан мощный водохозяйственный комплекс.

В 1970–1980-е гг. развитие водного хозяйства осуществлялось по трём основным направлениям:

В 1990-е гг. водохозяйственная деятельность в России характеризовалась непрерывными реорганизациями структуры управления водным хозяйством, резким сокращением финансирования, ухудшением технического состояния основных производственных фондов.

Проблемы охраны вод

Необходимо обеспечить баланс между потребностями в воде и объёмами воды, которые можно изъять из водного источника без ущерба для его экологической системы. Величина экологически безопасного отбора воды из рек не должна превышать примерно четверти устойчивой величины речного стока. Ежегодно превышается граница экологически безопасного отбора воды из реки Тобол. К верхнему пределу близки реки Кубань и Терек, реки бассейнов Волги и Томи. Возможности отбора воды из бассейнов Урала и Дона практически исчерпаны.

Необходимо обеспечить неуклонное повышение качества вод. Очистка производственных и коммунальных сточных вод – дорогостоящее мероприятие. Его надо реализовывать постоянно и неуклонно. В мировой практике выработано много механизмов повышения качества вод: контроль за сбросами, внедрение новейших технологий основного производства, экономическое стимулирование водоохраны и др.

Мировая практика показывает, что в большинстве стран главную роль в организации, финансировании и регулировании системы водного хозяйства играет государство. Однако систематически развиваются способы активного участия водопользователей в охране водных объектов, методы государственно-частного партнёрства. Важную роль в повышении эффективности водного хозяйства страны играет Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *