В последнее время стала не редкостью запись на зеркале машины расположенном рядом с пассажирском местом, что объекты на самом деле ближе, чем кажутся. Осознать причину, благодаря которой производители машин делают подобную надпись несложно, правда, если немного знать физические законы, в той части науки, которая называется геометрической оптикой.
Даже несложных размышлений достаточно, для осознания факта, что правое зеркало расположено значительно дальше от глаз, чем левое (если конечно вы не водите «японку» типа тойоты). А раз расстояние различается существенно, то и обзор для шофера будет заметно различаться.
Согласно геометрической оптике, луч света отражается от плоской поверхности под тем же углом, что и угол падения. Это значит, если зеркало размещается под углом в 30 градусов к человеческому глазу, то и видны будут объекты, размещающиеся под углом в 30 градусов по отношению к зеркалу. Этот факт уже давно используется производителями автомобилей, которые делают плоские автомобильные зеркала заднего вида.
Обычное расстояние до левого зеркала заднего вида находится в рамках 85-90 см. Такое расстояние, плюс всегда имеющаяся возможность регулировки угла зеркала, делают возможность получить хорошее изображение происходящего за машиной при плоской отражающей поверхности. А вот правое зеркало заднего вида находится примерно вдвое дальше. Конечно, регулировкой можно постараться добиться обзора сзади и при плоском зеркале, вот только сам сектор обзора окажется относительно небольшим. Фактически, появится «слепое пятно», недоступное к обзору, как бы владелец не старался отрегулировать дальнее от себя зеркало заднего вида. Размер «слепого пятна» может достигать таких размеров, что не будет возможности увидеть не то что малолитражку, но и крупный большегруз. А это уже представляет собой реальную и весьма серьезную опасность.
Какое решение было найдено?
Поскольку «слепое пятно» представляет собой серьезную проблему, то требовался способ ее решить. На помощь призвали законы геометрической оптики. Если сделать зеркало выпуклой формы, то оно будет собирать световые лучи со значительно большего сектора, а значит объем видимого в таком зеркале пространства значительно возрастет. Разумеется, такое зеркало не должно обладать большим радиусом кривизны, иначе владельцу автомобиля все будет видно сильно искаженным, или вообще ничего не будет видно.
Итак, правое зеркало заднего вида выполняется с незначительной выпуклостью расширяющей фокус так, дабы свет, упавший на криволинейную поверхность концентрировался в ее центре и оказался максимально доступен взгляду автовладельца. Но даже такое усовершенствование правого зеркала заднего вида обладает недостатками. Плоское зеркало дает точное отражение объектов (правда, меняет местами левую и правую стороны). А вот любая выпуклость зеркала в обязательном порядке приводит к искажениям геометрических размеров. Да и с четкостью возникают определенные проблемы.
Изображение в центре выпуклого зеркала (то тесть в точке лучшего визуального обзора), по законам геометрической оптики, всегда кажется значительно меньше его реальных размеров в плоском. А раз визуально объект кажется меньше, то человеческий мозг автоматически полагает, что он находится значительно дальше, чем это является в реальности. При приближении обгоняющего автомобиля начинает проявляться еще одна негативная сторона выпуклого зеркала — его визуальные размеры быстро увеличиваются, так что скорость обгона кажется излишне большой.
Итак, текст «Objects in mirror are closer than they appear» на зеркале, расположенном с правой стороны автоматически означает, что вы глядите на зеркало выпуклой формы. Правда, далеко не все автопроизводители перешли на установку подобных зеркал.
На многих автомобилях с правой стороны боковых зеркал заднего вида часто можно встретить такую надпись- «Objects in mirror are closer than they appear«, что в переводе с английского означает- «Объекты в зеркале ближе, чем они кажутся«. Многие автомобилисты удивляются, зачем это автопроизводители маркируют правые зеркала заднего вида на своих машинах подобной маркировочной надписью? Если то-то из вас считает, что это не продуманный элемент дизайнеров автомобильной компании, то вы ошибаетесь, это не так. На самом деле это специально сделано для безопасности водителя.
Причиной, по которой автомобильные компании наносят на правые зеркала машин предупреждающую надпись, являются простые законы физики (в разделе- оптика). Ведь в отличие от левого бокового зеркала правое зеркало находится намного дальше от водителя и обзор в него он видит совершенно под другим углом.
Так, согласно законам физики, свет отражается от ровной поверхности под точно таким же углом под которым луч света падает на эту поверхность. То есть, если исходящий свет падает под углом 45 градусов, то вы естественно сможете увидеть этот свет тоже под тем же углом в 45 градусов, если ваши глаза будут находиться точно там же, где пройдет этот отраженный свет. Это называется «фокусной точкой» или просто фокусом.
Автопроизводители давно уже используют эти физические свойства света делая таким образом боковые зеркала плоскими. Зеркала изготавливаются специально плоскими, чтобы отраженный свет в них точно повторял угол исходящего света приходящего на плоскость. Правда данные зеркала делаются и изготавливаются несколько с изменённой точкой фокуса, благодаря чему уменьшается угол для обзора. Водитель, находясь в водительском кресле видит приемлемое им изображение в правом зеркале.
Расстояние от глаз водителя до левого зеркала, как правило, не больше 90 см. И это не так много. А дело в следующем, что в левое зеркало мы (водители) смотрим совершенно под другим угло и именно поэтому в большинстве случаев левое зеркало заднего вида на машине практически плоское. Другое дело правое зеркало, расстояние до которого от наших глаз в два раза больше чем до левого зеркала. К тому же обзор в правое зеркало осуществляется под другим и более острым углом, который не обеспечивает четкую видимость отражаемых в нем объектов, если допустим поверхность этого зеркала была бы совершенно плоская.
Поэтому правые боковые зеркала на многих автомобилях (в зависимости от страны производства) не плоские а полусферичесие, так как в противном случае мы с вами видели бы в нем только лишь маленький участок дороги и совсем небольшую часть автомобиля. Тем самым это образовывало бы «слепое пятно» в котором стал бы не заметен даже большегрузный автомобиль.
Чтобы компенсировать неправильный угол и большое расстояние до правого зеркала от водительского кресла, производители выпускают правые зеркала с выпуклой формой (полусферой). Как правило такое зеркало в самом центре имеет небольшую выпуклость, которая и расширяет фокус таким образом, чтобы падающий на криволинейную поверхность свет собирался бы в центре и был бы доступен практически полностью для глаз водителя под определенным углом.
Но несмотря на то, что автопроизводители придумали как решить проблему с оптимальной обзорностью через правое зеркало, у него имеются все-же и минусы. В то время, как плоская поверхность генерирует точное изображение отражённых объектов, то изогнутая поверхность правого зеркала предлагает более широкое поле зрения, но правда в ущерб той же визуальной четкости отражения для водителя. Так как правое зеркало заднего вида имеет выпуклую полусферическую форму, то изображение в его центре сначала сжимается а далее к краям увеличивается, и это за счет отражения, что делает данное отраженное изображение меньше, а по самому расположению дальше чем оно есть на самом деле. Именно поэтому на правых зеркалах и пишется предупреждение о том, что отраженные объекты в данном зеркале на самом деле находятся ближе, чем они кажутся.
С другой стороны выпуклые (сферические) зеркала улучшают обзорность водителя устраняя таим образом многие слепые зоны недоступные для обзора, что делает эти выпуклые зеркала лучшей альтернативой по сравнению с теми же плоскими зеркалами. Стоит также отметить, что не во всех странах автопроизводители используют и устанавливают на машины выпуклые правые зеркала заднего вида. Именно поэтому на некоторых моделях автомобилей вы не найдете такой предупреждающей надписи.
И в заключении хотелось бы друзья отметить следующее, а именно, что несмотря на определенное преимущество правого бокового полусферичесого (выпуклого) зеркала, которое в отличие от левого плоского зерала имеет более широкое поле зрения, все-же при перестроении на машине мы рекомендуем вам для большей безопасности лучше всего смотреть через свое правое плечо для пущего убеждения, что вы не создаете или чтоб не создавать кому-то помеху на дороге.