что значит зеленый слоник
Зелёный слоник
Содержание
Сюжет
Двух младших офицеров сажают на гауптвахту, стены которой окрашены ядовито-зелёной краской. Старший лейтенант (Сергей Пахомов) пытается начать разговор со вторым офицером, но в весьма странной манере, сводя беседу к рассуждениям о том, как «поебался в первый раз», как у него лилась «малафья», как и где он срал, как его на срочной службе чуть не «сделали пидором». Предлагает поиграть в карты, в шашки, cделав их из грязи и бумаги. Пытается как-то развлечь своего собеседника.
Его собеседник (Владимир Епифанцев) сперва смеётся от таких историй, но лейтенант продолжает говорить, несмотря на просьбы «просто замолчать». У второго офицера от таких бесед потихоньку иссякает запас терпения. В конце концов он начинает кричать на лейтенанта и отрывает у него погоны. Лейтенант начинает выпрашивать их обратно: «Хочешь, я на одной ноге постою, а ты мне погону отдашь? Как цапля, хочешь?». Этим поступком он выводит второго офицера из себя и тот избивает его. Но лейтенант, невзирая на боль, не успокаивается и предлагает ещё более бредовую идею: «Вот у нас здесь мух много, понимаешь. Смотри, мухи. Они тебе спать мешают, мухи. Я вот, давай я здесь насру, и они все прилетят сюда, и мы их убьем, слышишь? И тебе тогда спать будет хорошо. Давай?» За эту идею второй офицер избивает его ещё раз. На шум приходит зловещего вида охранник (Александр Маслаев) и отправляет второго офицера «на работу», то есть чистить вилкой грязный унитаз. После «работы» второй офицер возвращается в подавленном настроении и без штанов. Лейтенант поёт ему песню про зелёного слоника и затихает. Пока второй офицер спит, лейтенант испражняется на пол, обмазывается своими фекалиями, а также испражняется в единственную в камере тарелку. Затем он будит товарища, предлагая ему отведать «сладкий хлеб» из нее. Второй офицер шокирован происходящим и пытается заставить лейтенанта умыться и отмыть тарелку. На крик снова приходит охранник и волочит второго офицера «на работу».
В камеру к лейтенанту приходит начальник гауптвахты (Анатолий Осмоловский). Он читает лейтенанту лекцию про тихоокеанский театр военных действий во время Второй мировой войны. Разозлившись на лейтенанта за глупость, начальник приказывает охраннику избить лейтенанта, что тот и делает.
Офицеров приводят в темный подвал, где начальник гауптвахты начинает всячески издеваться над остальными персонажами, включая охранника (заставляет их петь, плясать «Яблочко» и принуждает лейтенанта к оральному сексу). Второй офицер прячет под шинель металлический прут и, не выдержав издевательств начальника, убивает его, анально насилует труп, и потрошит его после чего вскрывает себе вены. Охранник оттаскивает лейтенанта от тел, называя его свидетелем, а после начинает объяснять, что теперь он станет полковником и «будет командовать парадом». С этими словами охранник надевает на шею петлю, а лейтенант выбивает стул из-под его ног вырванной у начальника гауптвахты трахеей. После этого лейтенант засыпает среди окровавленных тел напевая песню о зелёном слонике.
Смысл фильма Зеленый слоник 1999
«Зеленый слоник» — это фильм 1999 года, срежисированный Светланой Басковой и спродюсированный Олегом Мавротти. Фильм сразу после выхода вызвал неоднозначные отзывы, даже сами актеры по-разному смотрят на данную картину. Если Сергей Пахомов (играет Поехавшего) высоко оценивает работу в таком проекте, считая, что подобных работ очень мало, и каждый актер получает шанс поучаствовать лишь один раз. Пахомов считает, что это его единственный и лучший раз. А вот Владимир Епифанцев (играет Братишку), напротив, признается в интервью, что снялся в фильме лишь по просьбе Светланы Басковой, так сказать по-дружески, и сейчас смотреть это кино ему стыдно и неловко.
Создатели фильма в основном положительно относятся к своей работе, хотя и признаются, что были некоторые трудности. Например, в том, чтобы убедить актеров сыграть те или иные сцены. В картину почти не было вложено денег, но именно такие дешевые декорации подошли идеально для сюжета и посыла фильма.
Светлана Баскова говорит, что это антимилитаристская притча, направленная против событий, происходивших в Чечне, ей чужды такие отношения людей, и этим фильмом хотелось привлечь внимание общественности. Несомненно привлечь внимание получилось, однако не сразу критики и зрители смогли оценить картину, смотреть многие кадры непросто, а после просмотра остаются некоторые вопросы к сюжету. Разберемся, в чем смысл фильма «Зеленый слоник».
Фильм, конечно, неоднозначен, а потому часто говорится о том, что это просто кино жанра арт-хаус, причем трэш-арт-хаус, а потому искать смысл не стоит, так как его просто нет. Стоит принять и эту точку зрения, так как название фильма, согласно толкованию режиссера, произошло от другого арт-хаусного кино под названием «Розовый фламинго. Эта картина также имеет много вызывающих сцен, она яркая, кричащая и мало понятная своим зрителям.
Смысл фильма Зеленый слоник
Однако мы не остановимся на том, что смысл нет, а рассмотрим и другие версии. Баскова говорит, что ее некий протест против насилия, войн и милитаризма в целом. Человек должен быть свободен в мире, в выборе своих действий и мыслей. Так может, фильм и является апогеем этой свободы? Герои наконец избавляются от влияние на них силовых структур, просто убивают капитана, и оказываются в свободном плавании. Правда, это свобода мысли и поведения у одного из героев, у Поехавшего, проявляется еще раньше избавления. В таком интерпретации Поехавший едва ли не пророк, призывающий следовать за ним и вести себя так же свободно и оторвано от жестокого, морального мира.
Возможно, также, что герои, напротив, символизирует общество, которое под влиянием военного насилия, попадает в стадию морального разложения, то есть это антиутопическая картина будущего, которое может ожидать нас, если устройство мира не поменяется. Конечно, это не реальная картина, а абсурд, возведенный в высшую степень, но именно такая утрированная картину жуткого будущего способна заставить, действительно, задуматься.
Также Светлана Баскова отмечала в описании к фильму, что герои олицетворяют самые лучшие человеческие качества. Конечно, речь о главных героях, Поехавший — это образец мужской дружбы, понимания, немного наивности и доверчивости, открытости людям и миру. Такая интерпретация кажется слегка не совпадающей с общим впечатлением о фильме, однако картина все же отнесена к высшему искусству, а ее автор лучше знает, какой посыл вкладывался изначально. Другой вопрос — был ли достигнут этот посыл? Стоит обратить внимание, что хотя у фильма был сценарий, актеры заранее не репетировали, и многие диалоги, вошедшие в финальный вариант фильма, были импровизацией актеров. Получается, что каждый участник картины внес что-то от себя, свое, индивидуальное, а потому смысл фильма может быть передан слегка искаженно, нежели было задумано.
Есть мнение о том, что фильм стоит воспринимать как большую метафору на современный мир. Каждый герой — это отдельная категория, социальный слой. Братишка — человек простой, слегка грубый и не способный взять на веру что-то новое, Поехавший в таком ключе имеет слегка иронично имя, так вот, этот герой представляет некого революционера, человека новых взглядов, готового бороться и с властью и силовыми структурами. Значит, «сладкий хлебушек» на самом деле сладок, только Братишка не видит этого, боится, и потому для него блюдо, предложенное Поехавшим, — это фекалии.
В любом случае, фильм смог однозначно привлечь к себе внимание и вызвал много обсуждений в обществе, которые не утихают до сих пор. Назвать фильм классикой жанра не получится, потому что в истории русского кинематографа он пока единственный, однако по непонятным причинам, спустя 20 лет «Зеленый слоник» продолжают смотреть новые поколения, а потом обсуждать и спорить. Значит, что-то в этой истории есть. Говоря же в общем, смысл фильма в выставлении наружу пороков общества, в котором сила и власть решают слишком многое.
Напишите в комментариях свой смысл фильма Зеленый слоник. Мы с нетерпением будем ждать!
О чем фильм «Зеленый слоник»?
Режиссер о посыле фильме «Зеленый слоник»
В 1999 году на экраны вышла андеграундная картина российского режиссера Светланы Басковой «Зеленый слоник». Продюсер фильма – Олег Мавроматти. Съемки проводились на обычную видеокамеру.
Авторы проекта относятся к своему детищу положительно, хотя отмечают, что снять его стоило немалых трудов. Речь не идет о финансовом вопросе, так как на съемки потребовалось минимум денег.
Использование дешевых декораций оказалось полезным для фильма, потому что они отлично отражали уныние обстановки. Больше сложностей было с исполнителями главных ролей, которые иногда отказывались играть отдельные сцены.
Свой неординарный кинопроект режиссер называет антимилитаристской притчей. С помощью фильма С. Баскова хотела показать свое отношение к событиям, развивающимся в Чечне.
То, что автор показывает в картине, ей чуждо и неприемлемо, но так она пыталась «разбудить» общественность. Следует отметить, что это у нее вышло.
Картина не сразу нашла своего зрителя, да и отзывы кинокритиков были неоднозначными. Некоторые сцены смотреть вообще невозможно.
После первого просмотра остается довольно неприятное «послевкусие» и много вопросов. Прежде всего, следует разобраться в сюжете, а после искать идею.
Авторы «Зеленого слоника» создали довольно спорный проект. Большинство критиков определяют его жанр, как трэш-арт-хаус. Искать в таком кино смысл сложно, возможно, его там и нет совсем. Такое мнение тоже имеет право на существование.
Наименование картины имеет определенную схожесть с еще одним арт-хаусным фильмом «Розовый фламинго». Некоторые сцены вызывают ужас и отвращение. Не каждому зрителю дано понять смысл этого яркого и пугающего фильма.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: О чем фильм «Город зеро»?
Смысл фильма
Не обязательно принимать точку зрения некоторых людей, что фильм не имеет смысла. Если режиссер утверждает, что так она выразила личный протест против войны и насилия, значит, идея все-таки есть.
Каждый человек рождается свободным. Поэтому он имеет право ощущать это состояние всегда. Никто не должен указывать ему, что думать и делать. Выбор всегда должен быть за ним. Возможно, эта картина как раз и является высшей точкой ощущения свободы.
Главные герои, убивая капитана, прекращают влияние на их мысли и действия представителя силовых структур. Так на горизонте забрезжила свобода. Но только для одного из них.
Поехавший еще до этих событий чувствовал себя свободно. Если интерпретировать фильм именно так, то этого героя вообще можно назвать чуть ли не пророком.
Он с первых минут общения с Братишкой советует тому следовать его примеру, жить как он – вольно парить в собственном мире, оторванном от жестокости и морали.
Не стоит однозначно воспринимать события, представленные в этом кино. Действительно, авторы слишком гиперболизировано показали, что ожидает общество, стремящееся к войнам. Но, наверное, только так можно достучаться до людей, совершенно не думающих о будущем.
По словам режиссера, главные персонажи картины – люди, которым присущи наилучшие человеческие качества. Так, Поехавшего она считает примером настоящей мужской дружбы, взаимопонимания, простодушия, бесхитростности и беззащитности перед людьми и миром. Хотя по этому поводу зритель может не согласиться с мнением Басковой.
Назвать впечатление от просмотра картины однозначным, довольно сложно. Хотя это кино отнесено к высшему искусству. Через несколько лет после выхода «Зеленого слоника» вообще стали называть культовым.
Сценарий был написан С. Басковой, но во время съемок актерам давалась возможность импровизировать, вести лично придуманные диалоги, иногда репетиций не было вовсе.
В итоге в фильме есть много придуманных на ходу сцен и диалогов. Получается, что отступления от сценария сделали картину совместным творением автора и актеров. Не исключено, что по этой причине смысл фильма был передан не так, как задумывалось изначально.
По мнению некоторых рецензентов, этот фильм – одна большая метафора на нашу действительность, где разные социальные слои переданы разными персонажами.
Поехавший олицетворяет собой класс людей, не согласных с политикой власти. То есть он – типичный революционер, который готов сразиться со всеми, вплоть до власти и силовых структур. Братишка – грубоватый и простоватый человек, которому сложно принять что-то новое.
Получается, что «сладкий хлебушек» действительно сладкий, а Братишка не хочет или боится принять эту истину. Он воспринимает блюдо Поехавшего как экскременты.
Смысл концовки
Если нужно, он готов менять пути общения (например, постоять в позе журавля). К сожалению, люди, к которым он внемлет, не готовы поверить в его увещевания.
Что в итоге? В ответ на призывы к переменам он получает оскорбление, издевательства моральные и физические.
Так люди старой веры хотят его переломить. Но их попытки безуспешны. Они сами становятся жертвами. И пусть их палачом стал человек нового времени, он посодействовал такому исходу.
Борец звал их за собой, но этот путь их не устроил, получается, что места в новой реальности для них нет. Позже, с чувством уверенности в выполнении возложенной на него миссии, он мирно засыпает.
Какой бы спорной и трудной для понимания ни была картина, она заставила о себе говорить. Эти споры продолжаются и в наше время.
К классике жанра «Зеленого слоника» отнести не получится, так как он единственный представитель фильмов подобного рода в нашем кинематографе.
Даже через 20 лет его смотрят, пересматривают и обсуждают. А это значит, что что-то в этой картине есть, если она до сих пор цепляет зрителя.
Если говорить о смысле фильм в целом – то это демонстрация пороков общества, где во главу угла ставится власть и сила.
Посмотрите видео: Обзор и анализ фильма «Зеленый слоник»:
«Зелёный слоник» – главное мем-кино в российской истории. Как и почему оно стало культовым?
Археология для ценителей.
Каждый, кто начнёт копаться в беспощадной русской мифологии нулевых, обязательно столкнётся с феноменом «Зелёного слоника». В 1999 году это было незаметное кино режиссёра Светланы Басковой, где снялись Пахом и Владимир Епифанцев. Но к середине нулевых кадры и цитаты из фильма разлетелись на мемы, а картина об офицере, запертом в камере с психом, получила культовый статус.
Для кого-то «Зелёный слоник» не больше, чем старый мем. Для кого-то самый отвратительный фильм на свете и лицо русского трэша, а другие считают его шедевром андеграунда. В реальности же это не самый показательный и не самый трэшовый фильмец. Но он уж точно нечто большее, чем прикол из далёких архивов. Но что? Почему картина обрела такую популярность, и как она работала? Об этом и поговорим.
«Слоник» стал вирусом в эпоху, когда мемов было мало
Важнейшее обстоятельство, которое нельзя не учитывать. В 2021 году мемы – это всего лишь темплейты, а конкретные видео или аудио редко получают настолько жирный размах, что о них знают буквально все. А ещё они быстро протухают, потому что в интернете появляется масса нового контента.
Но в нулевых всё работало иначе. Тогда и смешных роликов в интернете было столько, что вы в любом случае знали больше половины из них. И это при том, что многие шедевры олдовой мем-культуры распространялись чуть ли не из рук в руки через ИК-порты, блютузы и локальные сети. «Я въезжаю в стройку», «Широкую на широкую», «Повар спрашивает повара». Эти фразы, как имя Ибрагим – они вам явно о чем-то говорят.
Ни одно яркое качество фильма Басковой ни помогло бы «Зелёному слонику» стать популярным сейчас – ни фекально-генитальные диалоги, ни маргинальная эстетика, ни знаменитая сцена с поеданием сладкого хлеба. Даже на тиктоки бы не разлетелось.
Поэтому популярность «Зелёного слоника» в целом опирается на время, в котором он её получил. Хотя да, влияние фильма сложно даже охватить – до сих пор находятся люди, воспринимающие актёра Епифанцева только в качестве Братишки, а Пахом обрёл популярность исключительно благодаря роли Поехавшего. Мы даже не упоминали мемные диалоги, большинство из которых не пройдет никакую цензуру.
Чтобы «Зелёный слоник» стал мемом, сошлись два важнейших момента – вульгарное содержание и время, в котором такие вещи могли разлететься по огромным массам людей без риска протухнуть. Но мы так и не подобрались к самому главному вопросу: «Как?»
Фильм Басковой – аналог рикроллинга
Ну, вы знаете про рикроллинг. А если нет, историю песни «Never Gonna Give You Up», ставшей главным пранком мирового интернета, можно почитать вот тут. Обещаю: на этот раз это рабочая ссылка, а не прикол. История популярности «Зелёного слоника» в чём-то похожа. Изначально его тоже использовали, чтобы разыгрывать друзей и незнакомцев.
Схема очень простая. Когда кто-то в рунете спрашивал других, какой бы фильм ему посмотреть, находился умник, рекомендующий «Зелёного слоника». Ничего не подозревающий автор вопроса садился смотреть картину и попадал в ад. А после с криками бросался на того, кто порекомендовал камерные приключения двух психов на гауптвахте. Либо брал приём на вооружение и передавал дальше.
«Зелёный слоник» воспринимали не как фильм, а как дешёвую провокацию и простенький инструмент для троллинга обычных людей, не готовых к трэшу и копроцентричным сценам. Ну, или к глубокому русскому артхаусу для ценителей нестандартного искусства. Но об этом чуть позже.
Ближе к концу нулевых, когда мем закрепился в сознании, с ним начали делать разнообразные нарезки. Известный ютубер Enjoykin, например, всю свою раннюю карьеру построил на музыкальных каверах, созданных при помощи сцен из «Зелёного слоника». На каждом из этих видео больше миллиона просмотров, на самом популярном аж 11 миллионов! Вот он, показатель культа. Но не единственный.
«Зелёный слоник» – русская «Человеческая многоножка»
Сходств неприлично много. Оба фильма откровенно не очень, моментами даже скучные, но подаются как эталоны трэша. Оба делят людей на тех, кто восхищается маргинальными идеями, и тех, у кого кино вызвало отвращение. А самое главное вот что: количество тех, кто слышал о «Человеческой многоножке» и «Зелёном слонике», в разы превышает количество тех, кто на самом деле их смотрел. И это самый очевидный и безошибочный признак культового кино.
Доходит до смешного. У «Многоножки» Тома Сикса три части, но обсуждают все только первую – самую слабую и неизобретательную. Светлана Баскова тоже сняла много спорных и малосмотрибельных фильмов, но хитом на все времена остаётся «Зелёный слоник». Иногда появляются самые стойкие, кто посмотрел ещё и «Пять бутылок водки», но этих людей меньшинство.
Но и Баскова, и Сикс добились главного: их фильмы доминируют над сознанием людей. Смотрел или нет – не так уж важно, ты уже знаешь основные моменты или хотя бы догадываешься о них. Потому что от настоящего культа невозможно спрятаться, даже если не принимаешь в нём участия.
И, конечно, сложно не заметить, что оба фильма стали культовыми за счёт фиксации на неприятных натуралистических подробностях. Отсюда и почва для пранков, и искреннее восхищение тех, кого смешат физические темы и сцены насилия. А тут ещё и герои разговаривают матерными конструкциями, которые грех не заучить! Есть ощущение, что у «Зелёного слоника» не было шансов не стать культовым, хоть он и завирусился практически случайно.
Фильм породил целую микрокультуру «ценителей»
Фанаты сладкого хлеба, пересылающие друг другу мемы про Братишку и предлагающие постоять как цапля – не худшая часть аудитории этого легендарного фильма. Как и тролли из нулевых, воспринимавшие его исключительно как почву для шалости.
Нет, настоящий неискупимый грех «Зелёного слоника» в том, что он создал категорию людей, доказывающих, что за трэшем скрывается глубокая драма с кучей подтекстов. В каком-то смысле это правда. Во всяком случае, сама Светлана Баскова воспринимает свой фильм как трагическую антивоенную историю об офицерской чести. И имеет на то полное право.
Но в нулевых-десятых было полно персонажей, доказывающих тем, кто испытал от фильма отвращение, что «Зелёный слоник» – на самом деле артхаус и чуть ли не великое кино. Проблема в том, что те, кто чётко делит фильмы на массовые и артхаус, обычно не понимают, что такое артхаус. Для них это термин, означающий не авторское независимое кино, а нечто труднопроходимое, строящееся на отсылках и намеренно неприятных сценах. А это не всегда так.
Но «Зелёный слоник» просто недостаточно хорош и важен, чтобы отстаивать качество фильма. На самом деле его фанаты попали в ловушку сознания, клюнув на мем и прочитав его историю. И большая их часть никогда бы не заметила эти смыслы самостоятельно. Такие ценители – самый раздражающий продукт популярности «Зелёного слоника».
Всё это не делает фильм менее культовым, мемным и значимым. Но эта значимость работает только в контексте истории рунета, а не кинематографа. Да, был период, когда «Зелёный слоник» вдруг стал символом шок-контента и источником занимательных цитат. Делает ли это его обязательным к просмотру? Однозначно нет. Но парадокс в том, что если вы жили в интернете нулевых, то и сами невольно узнали всё, что нужно знать об этой картине.