что такое гражданское делопроизводство
Судебное делопроизводство
Судебное делопроизводство – это управленческая система, которая помогает систематизировать обращения граждан в суд и ускоряет процесс обработки первичной документации. Правильная постановка подготовительного процесса и регламент проведения различных процедур – это важнейшие составляющие работы суда. Принятые нормы помогают быстрее вникнуть в суть дела и выделяют только важные факты, судебное делопроизводство следит за правильным исполнением всех нормативных актов. Терминология и назначение «судебное делопроизводство» объединяет все этапы работы с документами, регламентирует оформление прошений и порядок обращения граждан в суд.
Любая процедура, которая носит юридический характер, должна быть подкреплена официальным документом. Однако допустить свободную форму постановлений и заявлений невозможно, так как подобная ситуация намного усложнит сам процесс подачи и приема заявлений.
Любой документ, который подается вместе с материалами дела, составляется по строго установленной форме и имеет определенную структуру. Для каждого отдельного заявления установлены свои требования, но есть и общие пункты, которые будут присутствовать в каждом прошении или жалобе:
Остальной текст зависит от того, какой именно документ готовится к подаче. Например, в апелляционной жалобе необходимо указать причины несогласия с принятым решением суда и обосновать повторное рассмотрение дела. Если подается иск, то также проясняется суть спора и прикладывается доказательная база, которая послужит основанием для возбуждения дела.
Помните! Лучше обратиться сразу к опытным юристам и адвокатам за юридическими услугами, которые способны найти решение любого спорного вопроса, сэкономить ваше время и ваши финансы. Юридический портал «Юристы и адвокаты»
Что входит в область судебного делопроизводства
Судебное делопроизводство включает не только регламент подачи заявлений и работу с документами, но и все действия работников суда. В эту область входит непосредственная подготовка к судебным заседаниям и ведение самого рассмотрения.
Эффективность работы судебной системы строится на правильном построении взаимоотношений между судом и гражданами.
По этой причине все основные пункты делопроизводства в суде даны в нормативных актах, и существуют федеральные инструкции для судов, которых должны придерживаться все представители судебной системы. Помимо правильной структуры документов, в эту область входят следующие действия:
Судебное делопроизводство – это основа всей системы, и в ней не может быть допущений или вольного толкования. Каждое действие в суде носит обоснованный характер и должно быть произведено согласно установленным стандартам. Сложность каждой процедуры объясняется тем, что суд получает множество прошений каждый день и должен рассмотреть каждое из них, поэтому важно придерживаться установленного регламента.
Если вам нужна консультация по судебному делопроизводству, то лучше обратиться в юридический центр «Юристы и адвокаты». Несмотря на ограниченное число нормативных актов и законодательных процедур, разобраться в тонкостях подготовки юридических документов довольно сложно. Если прошение будет неправильно оформлено, суд вправе оставить его без рассмотрения или вернуть на доработку подателю.
Грамотный юрист поможет составить документ согласно всем требованиям и изложит суть проблемы таким языком, который будет понятен работникам судебной системы. Понятное изложение и правильное оформление документов – залог успешного результата, поэтому лучше не пытаться делать все самостоятельно, а обратиться к специалисту.
Существуют специальные скидки на 10% и 20% для граждан льготной категории. Получить подробную информацию о предоставлении скидок для льготной категории граждан возможно по указанному номеру телефона +7(499)721-97-19 или через обратную форму связи. Юридический портал «Юристы и адвокаты»
Официальный сайт
Верховного Суда Российской Федерации
Судебный документооборот и делопроизводство
Основным, базовым элементом информационного обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации (далее Верховный Суд) является Информационная система «Судебный документооборот и делопроизводство» (далее ИС СДД), разработанная в соответствии с требованиями процессуального законодательства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, инструкциями, а также приказами и распоряжениями Руководства Верховного Суда.
ИС СДД входит в состав Автоматизированной информационной системы Верховного Суда Российской Федерации.
Автоматизация судебного делопроизводства судебных коллегий Верховного Суда по уголовным делам, по гражданским делам, по административным делам и делам военнослужащих
Судебные коллегии Верховного Суда рассматривают в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации рассматривают дела в кассационном порядке.
При создании данных подсистем ИС СДД особое внимание уделялось функциональности и информационной взаимосвязи между судебными коллегиями и Управлением по организационному обеспечению рассмотрения обращений Верховного Суда. Вся информация по поступившим жалобам и представлениям, зарегистрированным в Управлении по организационному обеспечению рассмотрения обращений, доступна судебным составам судебных коллегий Верховного Суда.
Программа обеспечивает регистрацию поступивших на рассмотрение судебных дел работниками секретариатов судебных составов судебных коллегий, с возможностью интегрирования информации о жалобах, представлениях и протестах с истребованными по ним делами, формируя, таким образом, единый информационный массив, способный предоставить необходимую информацию по делу по запросу пользователей в соответствии с имеющимися поисковыми возможностями.
С помощью встроенной функции расчета статистических данных пользователи получают отчеты о движении кассационных дел.
Реализована функция автоматического формирования документов, используемых в судебном делопроизводстве Верховного Суда, что значительно облегчило и ускорило процесс их создания в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Автоматизация судебного делопроизводства в Президиуме Верховного Суда
Президиум Верховного Суда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты.
Подсистема «Автоматизация судебного делопроизводства в Президиуме Верховного Суда» обеспечивает регистрацию судебных дел, поступивших на рассмотрение в Президиум Верховного Суда, работниками секретариата Президиума Верховного Суда с возможностью формирования карточки на дело, создания документов, используемых в судебном делопроизводстве Верховного Суда, установленного образца (вызовы, извещения т.п.) и осуществления поиска информации по конкретному делу, необходимой для работы секретариата Президиума.
Электронная картотека «Президиум Верховного Суда Российской Федерации» содержит сведения о рассмотрении гражданских и уголовных дел (общей и военной подсудности).
Автоматизация судебного делопроизводства Управления по организационному обеспечению рассмотрения обращений Верховного Суда
В Управление по организационному обеспечению рассмотрения обращений ежедневно поступает более тысячи процессуальных и иных обращений. Подсистема Автоматизация судебного делопроизводства позволяет в автоматизированном режиме осуществлять регистрацию поступивших жалоб, представлений (протестов), проверку их на повторность и автоматическое присвоение номера. По результатам проверки повторные жалобы, представления (протесты) приобщаются к имеющемуся производству с тем же номером, а вновь поступившим присваивается новый номер.
Поступившие жалобы, представления (протесты) распределяются между исполнителями. Осуществляется контроль срока их рассмотрения и заблаговременное оповещение исполнителей об истечении указанного срока. Рассмотренные жалобы, представления (протесты) передаются в Управление для оформления и подготовки документов для отправки.
Формирование реестров, почтовых наклеек и т. д. происходит автоматически. Программа формирует отчеты о нагрузке исполнителей, а также статистические отчеты по движению и результатам рассмотрения жалоб, представлений (протестов).
Электронный банк судебных документов
Подсистема «Электронный банк судебных документов» является базовой основой для создания массива данных судебной практики Верховного Суда.
С 2002 г. в Верховном Суде функционирует банк данных судебных документов. Все определения, решения, постановления, вынесенные Верховным Судом, сканируются, автоматически распознаются и заносятся в базу электронного банка данных судебных документов.
Банк данных представляет собой централизованное хранилище текстовых данных и образов документов в виде графических файлов, которое имеет необходимую защиту от несанкционированного доступа.
Информация, в том числе графическая, вводится в банк данных в соответствии с заданными атрибутами документов, при этом обеспечивается индексация текстовой информации и семантический анализ документа, а также автоматизированное аннотирование документа и верификация массива информации по различным критериям. Реализована возможность массовой загрузки оцифрованных документов в БД. Документы хранятся в форматах htm, html (распознанный текст) и TIFF, TIF (графический образ), а также в PDF, и в выделенном сетевом каталоге.
Разработанные классификаторы и рубрикаторы предназначены для сужения выборки по конкретному запросу.
Подсистема судебного делопроизводства напрямую связана с подсистемой «электронный архив», что позволяет использовать в качестве поисковых реквизитов не только карточку на судебный документ, но и карточку на дело, карточку на участника судебного процесса и т.д. В то же время по судебному документу, используя систему делопроизводства, можно получить всю информацию о движении дела в суде.
Данный информационный массив используется в WEB-технологии, что обеспечивает удобный поиск документов пользователям таких категорий, как судьи и работники аппарата. Средства подсистемы при этом обеспечивают возможность копирования всей информации или части (выборки документов) для резервирования и экспорта.
Информационно-справочная система Верховного Суда
Данная подсистема выполнена по WEB технологии. Особое внимание при создании данной подсистемы уделялось разграничению доступа к данным и правам пользователей на просмотр информации в зависимости от категории пользователя.
Работник аппарата Верховного Суда, задействованный в процессе судебного делопроизводства, регистрирует данные по жалобам и делам только на участке, который отображается на его компьютере.
Все данные, занесенные различными пользователями, сводятся и обобщаются, что позволяет получить любую информацию по делам и жалобам, поступившим на рассмотрение в Верховный Суд.
Судебная статистика Верховного Суда
Основными отличительными признаками является то, что отдел статистического учета в настоящий момент не заносит данные по учетным статистическим показателям, а использует ту информацию, которая появляется естественным путем в ходе рассмотрения дел. С точки зрения информационной технологии, работники этого отдела являются, скорее контролирующим звеном за корректностью заносимой информации.
Необходимо отметить и новизну предлагаемых подходов методов в получении статистических данных. Дело в том, что частые изменения, которые происходят в судебной системе за последние годы, связанные с судебной реформой, не могут не отражаться на необходимости предоставления разнообразных статистических показателей. Однако статистика в первую очередь ценна способностью выявлять на временном участке, именно тенденции в увеличении или снижении определенных показателей. Но что делать, если с течением времени показатель изменяется по существу, или начинает включать в себя ряд показателей предыдущего периода и наоборот?
Для выполнения этих задач компонента, на основе имеющихся данных по судебному делопроизводству создает и хранит базу данных статистических показателей, которые классифицируются с учетом типа показателя, его характера на определенный момент времени, принадлежности к той или иной отчетной форме и т.д. Функции проверки непротиворечивости получаемых данных, возможность обрабатывать не только данные непосредственно по делам, но и работа напрямую с базой данных статистических показателей дает возможность формировать отчеты как по утвержденным формам, так и настраивать новые формы в зависимости от необходимого вида и перечня необходимых выходных учетно-статистических показателей.
Подача процессуальных документов в электронном виде
Подсистема «Подача процессуальных документов в электронном виде» разработана в целях реализации возможностей внесенных Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 220-ФЗ, предусматривающими возможность подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Обеспечивается решение следующих задач:
— подача процессуальных документов с использованием «Личного кабинета физического/юридического лица» на Официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет по индивидуальному имени пользователя и паролю;
— подача физическими/юридическим лицами исковых заявлений (заявлений), жалоб (дополнительных материалов) с использованием электронной подписи по гражданским, уголовным, административным делам и по делам по разрешению экономических споров, непроцессуальных обращений в электронном виде;
— автоматический учет и регистрацию исковых заявлений (заявлений) и жалоб (дополнительных материалов), поступивших в электронном виде и их передачу на исполнение;
— автоматическое формирование ответа физическому/юридическому лицу в ответ на его заявление/жалобу, поступившее в электронном виде, с указанием учетного номера в Верховном Суде, общего количества полученных страниц и полученного перечня дополнительных документов;
— информирование о ходе выполнения, полученных электронных заявлений/жалоб в «Личном кабинете физического/юридического лица»;
— уведомление заявителя об изменении статуса электронного заявления/жалобы на электронную почту или средствами sms-сообщений;
— подача заявки на получение копии судебных актов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью;
— уплата госпошлины при подаче исковых заявлений и жалоб;
— подписка на дела и жалобы.
Ведение общего документооборота и делопроизводства
Подсистема обеспечивает создание в Верховном Суде базы данных с информацией о всех входящих, внутренних и исходящих документах, их месте нахождения и возможности просмотра электронных образов документов.
Программные модули Подсистемы в автоматизированном режиме позволяют:
— вести учет входящих документов с присвоением каждому документу индивидуального входящего учетного номера (штрих-кода) и заполнением первоначальной информации в электронной карточке;
— формировать реестр передачи документов и передавать информацию о направляемых документах в структурные подразделения;
— регистрировать входящие и внутренние документы с присвоением каждому индивидуального регистрационного номера на основе его входящего учетного номера;
— сканировать документы с возможностью вывода на печать их электронных образов;
— осуществлять контроль за исполнением документов в соответствии с поручениями Руководства Верховного Суда;
— регистрировать исходящие документы с использованием исходящего учетного номера (штрих-кода), связанные с входящим регистрационным (учетным) номером, и передавать информацию о них в экспедицию для последующей отправки;
— осуществлять поиск документов в Автоматизированной информационной системе Верховного Суда.
Автоматизированное распределение судебных дел
Автоматизированное распределение дел между судьями в соответствии с требованиями ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ и АПК РФ с решается учетом следующих факторов:
— правовая специализация судей;
— периоды отсутствия судей;
— количество дел, находящихся на рассмотрении у каждого судьи;
— количество дел, рассмотренных судьей с начала года;
— средняя нагрузка судей, текущая загруженность судей;
— отсутствие судьи (отпуск, болезнь, учеба, участие в иных мероприятиях, исключающих возможность принятия производства по делу);
— недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела (соблюдение требований ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ и АПК РФ).
Основы делопроизводства и документооборота для новичков
Делопроизводство — это работа с документами, непрерывный процесс их оформления, передачи, систематизации и хранения. В организациях применяется в отделах кадров, бухгалтерии и всех остальных подразделениях.
О чем идет речь
Обязанность вести делопроизводство обычно возлагается на секретаря. Должность эта не требует наличия специального образования, и часто на нее принимают соискателей с минимальным опытом работы. Но документоведение — дело ответственное и важное, от его точности и правильности во многом зависит успешная работа предприятия.
Делопроизводство может быть:
Самостоятельно освоить делопроизводство (для чайников) несложно. Начать необходимо с самого важного и основополагающего документа — номенклатуры дел.
Номенклатура дел
Это документ с перечнем всех «дел» в организации. Под «делом» подразумевается совокупность деловых бумаг одного вида или направленности.
Номенклатура — это система, позволяющая проанализировать документальную деятельность предприятия. Чтобы ее составить, определяем список всех имеющихся разновидностей документов. Затем объединяем их по направлениям. Каждому виду присваиваем номер — код, он состоит из нескольких цифр или букв, например, номер, год или даже месяц издания, если объем документов значительный.
Составляется номенклатура с целью удобного архивирования бумаг и для приведения дел в систему. Она помогает изложить основы делопроизводства кратко, отражает основные виды деловых бумаг, учитывая особенности предприятия и отдел документооборота в нем. Обычно она составляется в виде таблицы — наименование дела, код (номер), место в архиве, срок хранения. Дела группируются по видам, отделам их издания.
Виды документов в организации
Количество дел и видов документов напрямую связано со спецификой деятельности компании. В большинстве организаций современное делопроизводство включает в себя не только бумажные, но и электронные документы. Весь документооборот разбит на блоки, которые ведут специалисты по направлениям работы. Но есть перечень, характерный для любой компании, будь она коммерческой или государственной:
Как правило, по каждому виду ведется отдельный регистрационный журнал, в котором фиксируется номер по порядку, дата, наименование, откуда поступил или куда направлен документ, фамилия ответственного.
Если в журнале регистрируются документы, выдаваемые на руки сотрудникам, оставляется поле для подписи в получении. Также в журнале допустимо сделать пометку, в какое дело, согласно номенклатуре, подшита копия для хранения.
В организации ведут журналы внутренних командировок, учета сдачи ключей, времени прихода на рабочее место и даже телефонных звонков. Порой количество регистрационных книг приводит к заведению журнала учета журналов. Все зависит от необходимости и сложившейся на предприятии практики.
Журналы обязательно нумеруют по страницам, прошивают и опечатывают, общие правила делопроизводства в организации требуют делать это для исключения возможности замены листов и внесения несанкционированных изменений.
Ведение учета — основы делопроизводства и документооборота. Количество журналов и дел зависит от потребности компании и желания фиксировать все имеющиеся бумаги.
График документооборота в компании:
Положение о документообороте
После разработки номенклатуры дел и перечня необходимых журналов разумно составить положение о документообороте организации. Этот документ излагает кратко основы делопроизводства и документооборота для новичков, это регламент, разъясняющий правила составления, передачи, архивирования всех имеющихся бумаг. В нем описывают порядок действий в отношении каждого потока документации и устанавливают сроки ее передачи от одного отдела к другому.
Положение поможет избежать путаницы, перекладывания ответственности и потерь важных деловых бумаг, в нем подробно указано, как вести делопроизводство в каждом случае. Для каждого потока прописывается маршрут, например: издание, согласование, регистрация, отправка адресату, подшивка в архив.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать делопроизводство и документооборот в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
Печати и штампы
Часто новичкам, да и не только им, сложно разобраться, в каких случая нужна печать организации, а в каких — нет. Ответ содержат задачи делопроизводства: печатью (если она есть) заверяются исходящие бланки, т. к. наличие печати удостоверяет происхождение письма. Внутренние бумаги не требуют наличия печати, т. к. подписи руководства в этом случае вполне достаточно.
Входящие документы после их регистрации передаются руководителю для принятия решения и назначения ответственного за исполнение или ответ. На них не нужна печать. Не следует путать печать и штамп. Штампы бывают самые разные, от «Входящий №…» до «Копия верна», и никакой юридической силы они не имеют. Это просто вспомогательный инструмент для работы секретаря.
4.1. Отдел делопроизводства
4.1.2. Основными направлениями деятельности отдела являются:
организация, ведение, обеспечение функционирования и совершенствование единой системы документационного обеспечения деятельности суда, формирование и составление номенклатуры дел, регистрация входящей и исходящей корреспонденции с использованием электронных систем регистрации и баз данных документов, хранение бланков, документов, образующихся в процессе деятельности отдела;
прием, обработка, вскрытие, проверка наличия и целостности вложений (приложений), регистрация, распределение, передача по назначению, а также учет и контроль движения поступающей (входящей) в установленном порядке корреспонденции, судебных дел, материалов, заявлений, жалоб и других документов процессуального и непроцессуального характера;
учет, регистрация, передача по назначению и контроль за соблюдением сроков рассмотрения заявлений, предложений и жалоб на работу суда, запросов и поручений вышестоящих органов и других организаций, не подлежащих рассмотрению в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;
подготовка, учет, регистрация и отправка исходящей корреспонденции, проверка наличия вложений (приложений), правильности оформления, заполнения реквизитов сторон на конвертах, пакетах, уведомлениях и иных отправлениях, составление реестров на отправку писем (документов), передача корреспонденции и соответствующих реестров на отправку;
представление информации и взаимодействие со структурными подразделениями аппарата суда по вопросам деятельности отдела;
оформление копий судебных документов, выдача копий судебных документов и судебных дел в случаях и порядке, которые установлены процессуальным законодательством Российской Федерации и положениями Инструкции по судебному делопроизводству, контроль за соблюдением порядка их выдачи;
обеспечение сохранности документации, в том числе конфиденциальности содержащихся в ней сведений;
выполнение работ с использованием компьютерной и копировальной техники, необходимой для организации работы суда и обеспечения судебной деятельности (машинописные, брошюровальные работы, сканирование и преобразование документов на бумажных носителях в электронные файлы), а также контроль за их своевременным и качественным выполнением;
методическое руководство, координация деятельности, оказание практической помощи и контроль по соблюдению установленного порядка ведения делопроизводства и документооборота в соответствии с требованиями Инструкции по судебному делопроизводству, в том числе за соблюдением сроков исполнения соответствующих поручений руководства суда;
ведение приема граждан, их представителей, представителей организаций и учреждений, а также работа с их обращениями в соответствии с утвержденным председателем соответствующего суда положением о приемной суда;
организация и ведение архивного делопроизводства, в том числе создание и контроль за соблюдением условий, обеспечивающих полную сохранность архивных документов, выдача подлинников или заверенных копий отдельных документов из судебных дел, переданных на хранение в архив суда, в порядке, установленном председателем суда, оформление, ведение, хранение учетных документов архива, оказание методической помощи работникам аппарата суда по вопросам подготовки архивных документов к передаче на хранение, контроль за правильностью их оформления и своевременным поступлением; участие в проведении экспертизы ценности архивных документов и в работе экспертной комиссии суда; отбор архивных документов для постоянного, долговременного, временного хранения и уничтожения, подготовка соответствующих сводных описей и актов и т.д.;
подготовка, обработка, деперсонификация информации, ее размещение на официальном сайте в сети Интернет по вопросам, отнесенным к компетенции отдела, в соответствии с распределением председателем суда данных функций ответственным структурным подразделениям и должностным лицам;
осуществление взаимодействия с иными государственными органами и организациями, а также иными структурными подразделениями суда по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;
осуществление иных функций, отнесенных к компетенции отдела.