что такое государственный резерв
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЗЕРВ
Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЗЕРВ» в других словарях:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЗЕРВ — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЗЕРВ, запас материальных ценностей, предназначенный для обеспечения мобилизационных нужд государства (см. ГОСУДАРСТВО), обеспечения работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания государственной поддержки… … Энциклопедический словарь
Государственный резерв — в РФ запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ; запасы стратегических материалов и товаров; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. По английски: Public… … Финансовый словарь
Государственный резерв — является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и составляет имущество казны Российской Федерации. (в ред.… … Официальная терминология
Государственный резерв — особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей. Г.р. предназначен для: обеспечения мобилизационных нужд РФ; обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций; оказания государственной поддержки различным… … Словарь черезвычайных ситуаций
Государственный резерв — является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Федеральный закон от 29.12.94 N 79 ФЗ, ст.1 … Словарь юридических понятий
государственный резерв — valstybės rezervas statusas Aprobuotas sritis valstybės rezervas apibrėžtis Lėšos (nacionaline ir užsienio valiuta) ir valstybės lėšomis įsigytos materialinių išteklių atsargos, skirtos mobilizaciniams, ūkio, sveikatos ir civilinės saugos… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЗЕРВ — особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, предназначенный для: а) обеспечения мобилизационных нужд РФ; б) обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; в) оказания государственной… … Энциклопедический словарь экономики и права
государственный резерв — в соответствии с ФЗ О государственном материальном резерве от 23 ноября 1994 г. особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, предназначенный для обеспечения мобилизационных нужд РФ; обеспечения первоочередных работ при… … Большой юридический словарь
закладка материальных ценностей в государственный резерв — принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве; Источник: Федеральный закон 79 ФЗ: О государственном материальном резерве … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
поставка материальных ценностей в государственный резерв — закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения; Источник: Федеральный закон 79 ФЗ: О государственном материальном резерве … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Что такое государственный резерв
В России существует особый, федеральный запас материальных ценностей.
Государственный резерв предназначен для:
· обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
· обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
· оказания государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам
Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;
· оказания гуманитарной помощи;
· оказания регулирующего воздействия на рынок.
Сегодня запасы госрезерва покрывают всю территорию РФ и содержатся в состоянии возможности мгновенного использования.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» периодически происходит обновление запаса.
Установлены определённые сроки хранения, они завершаются раньше срока годности!
Поставщиками материальных ценностей госрезерва являются предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке. Требования к качеству поставляемых материальных ценностей, тары, упаковки достаточно высокие и контролируются государством. Поэтому продукция с государственного хранения как правило имеет высокое качество, но реализуется по стоимости ниже рыночной.
Важно отметить, что продукция в течение срока хранения не используется, т.е. товар с хранения не стоит путать с товаром бывшим в употреблении!
Компания «МетроРезерв» работает напрямую с госрезервом, реализует продукцию из первых рук. Приобрести с хранения можно: сталь для авиации, автомобилестроения, широкий ассортимент чёрного и цветного металлопроката, материалы нефтехимической отрасли, горюче-смазочные материалы, продукты питания. Сотрудники компании всегда готовы рассказать о готовящихся лотах и наличии продукции на сладе компании.
Приобретая товар с хранения росрезерва, Вы приобретаете качественную продукцию, экономите бюджет компании, помогаете обновлению стратегических запасов страны!
Государственный резерв (определение, предназначение, формирование, обслуживание государственного резерва).
Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.1994 года №79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
Государственный резерв состоит из:
— мобилизационного резерва,который включает – запасы материалов для мобилизационных нужд государства, предназначенные для обеспечения развертывания производства военной продукции, ремонта военной техники и имущества в особый период, развертывания в военное время работ по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов, сооружений связи, газопроводов и нефтепродуктопроводов, систем энергоснабжения и водоснабжения, для организации бесперебойной работы промышленности, транспорта и связи, оказания медицинской помощи;
— материального резерва,включающего запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания поддержки отраслям экономики государства и организациям, оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок.
Таким образом, государственный резерв предназначен для:
— обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
— обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия;
— оказания гуманитарной помощи;
— оказания регулирующего воздействия на рынок.
ФОРМИРОВАНИЕ, ХРАНЕНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЗАПАСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЗЕРВА
Формирование, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного резерва, методическое обеспечение и координация работ по формированию мобилизационного резерва обеспечивается Росрезервом, который осуществляет управление государственным материальным резервом своими территориальными органами (окружными управлениями Росрезерва) и подведомственными организациями, которые образуют единую систему государственного материального резерва.
Формирование государственного резерва начинается с определения потребности в нем.
После определения Правительством РФ мобилизационного задания дальнейшую работу проводит специальный орган федеральной власти, уполномоченный на формирование, хранение и обслуживание госрезерва – Федеральное агентство по государственному резерву (Росрезерв).
Росрезерв: – формирует предложения к проекту федерального бюджета на соответствующий год по структуре расходов системы государственного резерва. В 2006г. на эти цели было выделено 44 миллиарда рублей, в 2007году запланировано на 80% больше;
– осуществляет отбор поставщиков материальных ценностей в государственный резерв для заключения с ними государственных контрактов. К поставщикам предъявляются высокие требования по качеству продукции, условиям поставок.
В Росрезерве практикуется предконтрактный контроль. В частности, изучаются условия и технология производства не только подрядчика, но и субподрядчиков, их надежность как деловых партнеров. Используются также тонкие физические, химические, биологические способы исследований. К примеру, изучая образец сливочного масла специалисты Росрезерва способны сказать в каком году, в какое время года, на какой широте и долготе росла та трава, которую съела корова, какой породы было животное, чем оно болело, вводились ли в его рацион антибиотики, другие медикаменты или биологические добавки и из чего они были произведены.
Поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70 процентов, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв. Поставщики несут серьезную материальную ответственность установленную специальным законом за нарушение условий и сроков поставок. При невозможности обеспечить поставки отечественными товаропроизводителями, заключаются контракты на поставку товаров с зарубежными поставщиками.
Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются в организациях, специально предназначенных для хранения государственного резерва. К ним относятся склады, базы, специальные предприятия и комбинаты.
Базы хранения — комбинаты — создавались в основном в период “холодной войны”, задумывались как неуязвимые системы, способные выдержать ядерные удары, землетрясения и наводнения. Для их размещения использовались горные или соляные выработки. В этих многокилометровых выработках на глубине более 100 метров при температуре 9-10градусов и влажности 70% хранятся продовольственные запасы государства, способные обеспечить трехмесячную потребность всего населения.
Изучаются вопросы хранения продовольствия в северных широтах. В 1973 году на острове Таймыр на глубине в 120см был обнаружен склад продовольствия, заложенный в 1900году экспедицией Эдуарда Толя. После проведенного исследования, качество продуктов соответствовало требованиям ГОСТа. В 2004 году Росрезервом с научной и практической целью на Таймыр организовывалась специальная научная экспедиция.
В специальных наземных, подземных хранилищах и в соляных пластах на большой глубине хранятся стратегические запасы нефтепродуктов.
Часть запасов материальных ценностей государственного резерва может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Таких сторонних организаций осуществляющих ответственное хранение государственных резервов в стране насчитывается около 10 тысяч.
Сроки и условия хранения материальных ценностей в государственном резерве устанавливает Росрезерв с учетом требований государственных стандартов и технических условий.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ МАТЕРИАЛЬНОМ РЕЗЕРВЕ» № 79-ФЗ от 29 декабря 1994 года
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ
«О ГОСУДАРСТВЕННОМ МАТЕРИАЛЬНОМ РЕЗЕРВЕ» № 79-ФЗ
от 29 декабря 1994 года
Принят Государственной Думой 23 ноября 1994 года
(в ред. Федеральных законов от 17.03.97 № 58-ФЗ, от 12.02.98 № 27-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва (далее государственный резерв) и регулирует отношения в данной области.
Статья 1. Понятие государственного резерва
Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (далее мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
Статья 2. Термины и определения
В настоящем Федеральном законе используются следующие термины и определения:
поставка материальных ценностей в государственный резерв закупка и (или) отгрузка (доставка) материальных ценностей в организации для хранения; (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
закладка материальных ценностей в государственный резерв принятие материальных ценностей для хранения в государственном резерве;
выпуск материальных ценностей из государственного резерва реализация или безвозмездная передача материальных ценностей государственного резерва определенному получателю (потребителю) либо реализация их на рынке;
замена материальных ценностей из государственного резерва выпуск материальных ценностей из государственного резерва при одновременной закладке в него равного количества аналогичных или других однотипных материальных ценностей в связи с изменением стандартов и технологии изготовления изделий, предусмотренных мобилизационным заданием.
Статья 3. Назначение государственного резерва
Государственный резерв предназначен для:
обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;
обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций; (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
оказания государственной поддержки различным отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке; (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
оказания гуманитарной помощи;
оказания регулирующего воздействия на рынок.
Статья 4. Единая федеральная система государственного резерва Российской Федерации
2. Структура системы государственного резерва и порядок управления государственным резервом определяются Правительством Российской Федерации.
Деятельность организаций системы государственного резерва в части формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва регулируется настоящим Федеральным законом, решениями Правительства Российской Федерации и лицензированию не подлежит. (абзац введен Федеральным законом от 12.02.98 № 27-ФЗ)
3. Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный резерв не подлежит приватизации. (п. 3 в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
4. Решения о создании, реорганизации, ликвидации организаций, входящих в систему государственного резерва, и закреплении за ними имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление принимаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. (п. 4 введен Федеральным законом от 12.02.98 № 27-ФЗ)
5. Управление системой государственного резерва относится исключительно к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также общественные и иные организации не вправе вмешиваться в деятельность организаций по формированию, хранению и обслуживанию запасов государственного резерва, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (п. 5 введен Федеральным законом от 12.02.98 № 27-ФЗ)
6. Формирование, хранение и обслуживание мобилизационного резерва осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. (п. 6 введен Федеральным законом от 12.02.98 № 27-ФЗ)
Статья 5. Номенклатура материальных ценностей в государственном резерве и нормы их накопления
Номенклатура материальных ценностей в государственном резерве и нормы их накопления, порядок разработки этих номенклатуры и норм устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ежегодный объем накопления материальных ценностей в государственном резерве планируется в составе государственного оборонного заказа в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Статья 6. Неснижаемый запас государственного резерва
В составе государственного резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем их хранения).
Номенклатура и объем материальных ценностей, подлежащих хранению в неснижаемом запасе государственного резерва, а также порядок использования неснижаемого запаса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении государственного резерва
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
дают согласие на размещение на подведомственных им территориях организаций для хранения материальных ценностей государственного резерва; (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
обеспечивают соблюдение требований действующего законодательства в области формирования, хранения и использования запасов материальных ценностей государственного резерва на подведомственных им территориях;
несут ответственность за создание мобилизационного резерва в подведомственных им организациях; (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
при введение в действие мобилизационного плана разрешают организациям, которым они установили мобилизационные задания, разбронирование материальных ценностей из мобилизационного резерва; (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
в случае необходимости обращаются в установленном порядке с просьбами о заимствовании или разбронировании материальных ценностей из государственного резерва, а также с предложениями о закладке материальных ценностей в государственный резерв.
Статья 8. Финансирование системы государственного резерва
Финансирование расходов на содержание и развитие системы государственного резерва, проведение операций с материальными ценностями государственного резерва осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств, получаемых от реализации материальных ценностей государственного резерва и других операций с ними, в том числе их заимствования, освежения, разбронирования и замены. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
Все средства, полученные организациями системы государственного резерва от реализации материальных ценностей государственного резерва, их заимствования и других операций с ними, а также иной хозяйственной деятельности, не подлежат налогообложению и используются исключительно для формирования государственного резерва и содержания системы государственного резерва в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (часть введена Федеральным законом от 12.02.98 № 27-ФЗ)
Финансирование расходов на накопление (прирост) материальных ценностей в государственном резерве, возмещение убытков от их замены и проведения на основании решений Правительства Российской Федерации операций по их заимствованию, списание потерь от естественной убыли и уценки материальных ценностей государственного резерва, возмещение затрат организаций, связанных с ответственным хранением и обслуживанием материальных ценностей государственного резерва, выделяются в федеральном бюджете отдельной статьей. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
Порядок финансирования указанных расходов определяется Правительством Российской Федерации.
Глава II. Организация поставок материальных ценностей
в государственный резерв и его размещение
Статья 9. Формирование и размещение заказов на поставку материальных ценностей в государственный резерв
2. Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, а государственными заказчиками на поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв являются федеральные органы исполнительной власти, имеющие мобилизационные задания. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом:
формирует предложения к проекту федерального бюджета на соответствующий год по структуре расходов системы государственного резерва;
осуществляет отбор (в том числе на конкурсной основе) поставщиков материальных ценностей в государственный резерв для заключения с ними государственных контрактов (договоров);
при заключении государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв определяет конкретных получателей, рассматривает и согласовывает с поставщиками номенклатуру, объем, качество, цену и сроки поставки материальных ценностей в государственный резерв;
заключает или поручает заключить подведомственным территориальным органам государственные контракты (договоры) на поставку материальных ценностей в государственный резерв;
обеспечивает расчеты с поставщиками за материальные ценности, поставляемые в государственный резерв в соответствии с государственным контрактом (договором).
4. Поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70 процентов, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв. (в ред. Федерального закона от 17.03.97 № 58-ФЗ)
5. В случае отказа таких поставщиков от заключения государственных контрактов (договоров) на поставку материальных ценностей в государственный резерв или неполучения ответа в течение 20 дней на предложение о заключении контракта (договора) государственный заказчик и его территориальные органы вправе обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении указанных поставщиков к заключению государственных контрактов (договоров).
7. Государственный заказчик вправе выдавать контрагенту по контракту обязательные для исполнения отгрузочные разнарядки на выпуск материальных ценностей из государственного резерва конкретным получателям.
Статья 10. Стимулирование выполнения поставок материальных ценностей в государственный резерв
Стимулирование выполнения поставок материальных ценностей в государственный резерв, а также поставок материальных ценностей для эксплуатационных нужд и капитального строительства системы государственного резерва осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 11. Размещение государственного резерва
1. Запасы материальных ценностей государственного резерва размещаются в организациях, специально предназначенных для хранения государственного резерва. Размещение и строительство на территории Российской Федерации предприятий, учреждений и организаций, других объектов системы государственного резерва осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
3. Перечень организаций, осуществляющих ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, номенклатура и объем хранения этих ценностей определяются мобилизационным и другими специальными планами. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
4. Организации, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обязаны обеспечить размещение, хранение, своевременное освежение, замену, а также выпуск материальных ценностей из государственного резерва в соответствии с указанными заданиями своими силами и средствами. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
5. Возмещение затрат организациям, осуществляющим ответственное хранение государственного резерва, производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
6. Сведения о нормах накопления, о поставке, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах государственного резерва являются государственной тайной, разглашение которой влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.
Глава III. Порядок поставки материальных ценностей в государственный
резерв и выпуска их из государственного резерва
Статья 12. Особенности поставки, закладки и хранения государственного резерва (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
Поставки материальных ценностей в государственный резерв являются поставками продукции для федеральных государственных нужд.
Материальные ценности, которые поставляются в государственный резерв и в отношении которых установлены требования обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, должны иметь сертификаты соответствия указанным требованиям на весь срок хранения.
Материальные ценности государственного резерва в соответствии с перечнем, определенным Правительством Российской Федерации, подлежат обязательному страхованию.
Статья 13. Основания и порядок выпуска материальных ценностей из государственного резерва
1. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва осуществляется:
в связи с их освежением и заменой;
в порядке временного заимствования;
в порядке разбронирования;
для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Выпуск из государственного резерва подлежащих освежению материальных ценностей, хранящихся в организациях системы государственного резерва, производится на основании решений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом. Освежение материальных ценностей государственного резерва, находящихся на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих их ответственное хранение, а также их замена на продукцию аналогичного ассортимента и качества производятся указанными предприятиями, учреждениями и организациями самостоятельно, без привлечения дополнительных бюджетных средств. Для отдельных видов материальных ценностей государственного резерва Правительством Российской Федерации может устанавливаться иной порядок их освежения и замены. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
3. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва в порядке временного заимствования производится на основании решения Правительства Российской Федерации, в котором определяются получатели, сроки и условия выпуска материальных ценностей из государственного резерва, порядок и сроки их возврата. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
5. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва, кроме неснижаемого запаса, в порядке заимствования на срок не более шести месяцев и до 20 процентов объема материальных ценностей, находящихся в государственном резерве на начало текущего года, может производиться на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом. В указанном случае порядок выпуска материальных ценностей из государственного резерва, порядок их возврата, а также порядок взаиморасчетов определяются на договорной основе.
6. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которым установлены мобилизационные задания, вправе по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, выдавать организациям разрешения на заимствование до 30 процентов имеющихся запасов материальных ценностей мобилизационного резерва на срок до трех месяцев, если заимствование не произведено ранее на основании решения Правительства Российской Федерации и организации не имеют задолженности по возврату в мобилизационный резерв материальных ценностей. (п. 6 в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
7. Выпуск материальных ценностей в порядке заимствования осуществляется на основе контрактов (договоров), заключенных соответствующим органом управления государственным резервом с получателями.
8. За заимствование материальных ценностей из государственного резерва устанавливается плата. Размер этой платы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, исходя из стоимости заимствованных материальных ценностей и не может превышать размера учетной ставки за кредит Центрального банка Российской Федерации.
9. Выпуск материальных ценностей из государственного резерва в порядке разбронирования производится на основании решения Правительства Российской Федерации.
Выпуск материальных ценностей из государственного резерва для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании запроса федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции координации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, на основании решения Правительства Российской Федерации. Расходы по выпуску указанных материальных ценностей, включая оплату их стоимости, возмещаются за счет средств, предусматриваемых для этих целей и федеральном бюджете, или в ином порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
Статья 14. Использование запасов государственного резерва для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок
1. В случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке ресурсы государственного резерва могут на основании решения Правительства Российской Федерации использоваться в соответствии с действующим законодательством для стабилизации экономики и оказания регулирующего воздействия на рынок.
2. При необходимости Правительство Российской Федерации принимает решения о закупке и закладке материальных ценностей в государственный резерв сверх установленных объемов и норм за счет средств федерального бюджета.
Статья 15. Обеспечение перевозок материальных ценностей государственного резерва
Перевозка материальных ценностей государственного резерва производится транспортными организациями в первоочередном порядке. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
Материальные ценности, выпускаемые из государственного резерва на основании решений Правительства Российской Федерации, в том числе для обеспечения неотложных нужд при ликвидации стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, принимаются к перевозке транспортными организациями по предъявлении груза без предварительной оплаты. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
Транспортные организации сдают и принимают все материальные ценности государственного резерва с обязательной проверкой веса или количества мест (в зависимости от рода груза). (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
Глава IV. Имущественная ответственность
Статья 16. Имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва
1. При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта (договора) на поставку материальных ценностей в государственный резерв в случаях, когда обязанность заключения государственного контракта (договора) установлена действующим законодательством, поставщик уплачивает штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте государственного контракта (договора).
2. За просрочку поставки (закладки), недопоставку (неполную закладку) материальных ценностей в государственный резерв поставщик (организация, обязанная осуществлять ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва) уплачивает неустойку в размере 50 процентов стоимости недопоставленных (незаложенных) материальных ценностей. Неустойка взыскивается до фактического выполнения обязательства с учетом недопоставленного количества продукции в предыдущем периоде поставки. Кроме уплаты неустойки поставщик (организация, обязанная осуществлять ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва) возмещает понесенные получателем убытки. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
3. За несвоевременный возврат в государственный резерв заимствованных материальны ценностей получатель уплачивает штраф в размере 100 процентов стоимости невозвращенных материальных ценностей и пеню в размере 0,5 процента их стоимости за каждый день просрочки до полного выполнения обязательства.
4. За несвоевременное выполнение указаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным резервом, и его территориальных органов об отгрузке материальных ценностей государственного резерва организация, осуществляющая ответственное хранение указанных ценностей, уплачивают штраф в размере 100 процентов стоимости не отгруженных в срок материальных ценностей и пеню в размере 0,5 процента их стоимости за каждый день просрочки до полного выполнения обязательства. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
6. За поставку (закладку) в государственный резерв немаркированных или ненадлежаще маркированных материальных ценностей либо материальных ценностей, поставленных в ненадлежащей таре (упаковке), за использование средств пакетирования, не соответствующих действующим стандартам, изготовитель (поставщик) уплачивает штраф в размере 5 процентов стоимости указанных материальных ценностей.
Изготовитель (поставщик) обязан в течение месяца заменить забракованные материальные ценности, тару (упаковку), восстановить или исправить маркировку.
7. При обнаружении скрытых производственных дефектов в материальных ценностях, поставленных (заложенных) в государственный резерв, имущественную ответственность несет изготовитель (поставщик) независимо от времени поставки (закладки) материальных ценностей в государственный резерв и времени обнаружения указанных дефектов при условии соблюдения установленных режимов хранения указанных материальных ценностей.
8. За необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва, хранящихся в пунктах ответственного хранения, организации, осуществляющие ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, уплачивают штраф в размере 100 процентов стоимости недостающих материальных ценностей государственного резерва, а также пеню в размере 0,5 процента их стоимости за каждый день до полного восстановления в государственном резерве недостающих материальных ценностей. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
9. При установлении случаев оформления бестоварных операций по закладке материальных ценностей в государственный резерв организации, осуществляющие ответственное хранение, уплачивают штраф в размере 100 процентов стоимости не заложенных в государственный резерв материальных ценностей, а также пеню в размере 0,5 процента их стоимости за каждый день с момента оформления указанной операции до фактической закладки материальных ценностей в государственный резерв. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
10. При невыборке из государственного резерва материальных ценностей в предусмотренный договором срок получатели возмещают затраты, связанные с хранением указанных материальных ценностей сверх этого срока, а также убытки, вызванные снижением качества материальных ценностей за время просрочки их выборки, и расходы на уплату штрафов за неиспользование и простой транспортных средств, предоставленных для отгрузки указанных материальных ценностей.
11. При необоснованном уклонении подрядчика от заключения договора подряда на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов системы государственного резерва в случаях, когда обязанность заключения договора установлена действующим законодательством, подрядчик уплачивает штраф в размере годового объема капитальных вложений, определенного в договоре, с учетом индексации.
12. В случае нарушения правил и условий хранения, несвоевременного освежения и замены материальных ценностей государственного резерва, а также хранения материальных ценностей, не соответствующих утвержденной номенклатуре, действующим стандартам и техническим условиям, несвоевременного представления установленной отчетности организации, осуществляющие ответственное хранение, уплачивают штраф в размере 20 процентов стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
13. За отказ от приемки материальных ценностей в государственный резерв, а также от выдачи материальных ценностей из государственного резерва организации системы государственного резерва уплачивают поставщику (покупателю) неустойку в размере 50 процентов стоимости материальных ценностей, от приемки или отпуска которых заявлен необоснованный отказ. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
14. При несвоевременной оплате поставленной в государственный резерв продукции покупатель уплачивает поставщику пеню в размере 0,5 процента суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, если иное не предусмотрено договором между ними. (в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
15. Неустойка, предусмотренная настоящей статьей, уплачивается исходя из цен на материальные ценности на момент уплаты.
16. Взыскание неустоек, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 5, 8 и 12 настоящей статьи, осуществляется в бесспорном порядке. (п. 16 в ред. Федерального закона от 12.02.98 № 27-ФЗ)
Статья 17. Освобождение от уплаты государственной пошлины
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы, предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.
Глава V. Контроль, учет и отчетность
Статья 18. Отчетность о движении и наличии запасов материальных ценностей государственного резерва, их учет и контроль
Отчетность о наличии запасов материальных ценностей государственного резерва и их движении, их учет и контроль осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Глава VI. Переходные положения
Статья 19. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 20. Изменения действующего законодательства
1. Дополнить пункт 2 статьи 4 Закона Российской Федерации «О Государственной пошлине» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 521; № 34, ст. 1966, ст. 1976; 1993, № 10, ст. 359; № 14, ст. 486; № 32, ст. 1236) подпунктом «р» следующего содержания:
«р) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы, предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва по искам, связанным с нарушением их прав».
2. Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые акты.
3. Поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом принятые им нормативные правовые акты.