что такое гмссб на судне
Общие принципы ГМССБ
Общие принципы ГМССБ
Глобальную морскую систему связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ) разработали морские державы в рамках Международной морской организации (ИМО). Она является результатом принятия поправок в 1988г. к Международной конвенции по охране жизни людей на море (SOLAS) от 1974г.
ГМССБ призвана обеспечивать максимальную доступность связи, относящуюся к безопасности всех судов, пассажирских и грузовых, валовым тоннажем от 300 тонн, которые находятся в международных рейсах. Для судов с тоннажем менее 300 рег т., а также не задействованных в международных рейсах действуют требования администрации своего государственного флага.
Для обеспечения максимальной безопасности мореплавания используют последние достижения в области связи на море, такие как спутниковые системы и цифровые технологии. ГМССБ гарантирует обеспечение соответствующих судов связью с береговыми службами в случае аварийных ситуаций и для обмена информацией о безопасности, круглосуточно и при любом местоположении.
Морские районы
ГМССБ делит мировой океан 4 морских района основываясь на местоположении и возможностях связи береговых станций: А1, А2, А3 и А4. На рисунке приведен пример европейских морских районов.
Основные преимущества ГМССБ
1. Суда ГМССБ оснащаются оборудованием связи, предназначенным для морского района их плавания, и имеют возможность использовать при необходимости дальнюю связь. Это означает, что сигнал бедствия обязательно будет услышан береговой станцией и другими судами. (Раньше из-за ограниченной дальности передачи сигналов бедствия и вызовов 500 и 2182 кГц, используемых для этих целей, существовала возможность нераспознавания вызова, если суда и береговые станции находились вне досягаемости сигналов. ГМССБ решила эту проблему).
2. С тех пор как суда ГМССБ стали оснащаться стандартизированным оборудованием для определенного морского района и использовать одни и те же частоты, обеспечивается совместимость между поисково-спасательными службами и судами.
3. Оборудование ГМССБ позволяет подавать сигнал бедствия нажатием на специальную кнопку, расположенную на судовой земной ПВ/КВ, УКВ или Инмарсат станции с ЦИВ. При невозможности это сделать сигнал бедствия подает свободно всплывающий судовой аварийный радиобуй. (Успешность подачи сигнала бедствия больше не зависит от квалификации судовых радистов)
Принцип и функции ГМССБ
Принцип и функции ГМССБ
ГМССБ — Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (англ. Global Maritime Distress & Safety System, GMDSS) представляет собой созданный в соответствии с требованиями конвенции СОЛАС-74 комплекс мер по обеспечению оказания помощи в аварийных ситуациях в мировом океане и безопасности судоходства.
ГМССБ основана на том, что поисково-спасательные организации и суда в районе аварии должны быть в возможно короткий срок извещены о бедствии и соответственно могут принять участие в спасательной операции с минимальными затратами времени.ГМССБ также обеспечивает связь, относящуюся к безопасности и срочности, а также в служебных целях, и передачу информации, необходимую для безопасности мореплавания, включая навигационные и метеорологические предупреждения. Используемые в системе средства и методы связи обеспечивают автоматическую передачу и прием аварийных сигналов на любом расстоянии, независимо от метеорологических условий и условий распространения радиоволн.ГМССБ предназначена для осуществления следующих функций:
Передача оповещений о бедствии – быстрая и надежная передача информации об аварии судам, находящимся в районе аварии, или спасательным координационным центрам (СКЦ), которые могут оказать помощь. Аварийное оповещение обычно поступает на СКЦ через береговую радиостанцию или береговую земную станцию системы ИНМАРСАТ на основе геостационарных спутников Земли на высокой орбите, после чего сообщение передается поисково-спасательным средствам и судам в районе аварии.
Средства связи должны обеспечить оповещение о бедствии независимо от района плавания судна в следующих трех направлениях:
• «судно–берег» по крайней мере, двумя отдельными и независимыми средствами радиосвязи;
• «судно–судно» (эффективно на расстоянии не более 100 миль);
• «берег–судно» (либо через традиционные средства связи на выделенных для этих целей частотах, либо через спутниковую систему связи ИНМАРСАТ).
Прием и передача сообщений для координации поиска и спасания – обмен информацией между СКЦ и руководителем проведения поисково-спасательной операции на месте аварии или координатором надводного поиска в районе аварии.
Для данного вида связи используются режимы телефонии или телекса с помощью спутниковых или традиционных каналов связи в зависимости от радиооборудования, установленного на судне и района бедствия.
Прием и передача сообщений на месте бедствия осуществляется в ПВ и УКВ диапазонах на частотах, специально выделенных для целей бедствия и безопасности. Выбор или предоставление частот на месте аварии входит в обязанности спасательной единицы, осуществляющей координацию поисково-спасательных операций. Предпочтительными частотами в радиотелефонии для связи на месте действия являются 156,8 МГц (16 канал УКВ) и 2182 кГц. Для связи в направлении «судно–судно» на месте бедствия можно также использовать частоту 2174,5 кГц, применяя узкополосную буквопечатающую телеграфию (телекс). Связь с авиационными средствами – на частотах 3023, 4125 и 5680 кГц (телефония).
Прием и передача сигналов для местоопределения и самонаведения. Данные сигналы передаются для облегчения поиска аварийного судна или определения местоположения потерпевших аварию. В ГМССБ для этих целей используются:
• радиолокационные маяки-ответчики (РЛО), работающие в частотном диапазоне 9,2 – 9,5 ГГц, совместно с радиолокационными станциями в 3-сантиметровом диапазоне;
• аварийные радиобуи (АРБ) системы КОСПАС-САРСАТ на основе низкоорбитальных спутников Земли.
Прием и передача информации по безопасности на море — передача навигационных и метеорологических предупреждений и другой срочной информации для обеспечения безопасности мореплавания. В СВ-диапазоне для передач данного типа выделена частота 518 кГц с использованием узкополосного буквопечатания (система автоматической передачи навигационных предупреждений НАВТЕКС), а также в ГМССБ могут использоваться частоты 490 кГц и 4209,5 кГц. Информация о безопасности на море может передаваться через спутник в полосе 1530÷1545 МГц – расширенный групповой вызов (РГВ). В ГМССБ предусматривается полный автоматический прием всех видов информации данного типа.
Обмен информацией общего назначения между судовыми и береговыми радиостанциями по вопросам управления и эксплуатации судна. Связь такого типа может осуществляться на любых частотах, включая частотные каналы для обмена частной информацией.
Прием и передача сообщений «мостик–мостик» используется для обмена информацией по УКВ радиотелефону на частоте 156.65 МГц (13 канал) между судами с целью обеспечения их безопасного движения.
Мировой океан разбит на 4 морских района ГМССБ: А1, А2, А3 и А4:
А1 – морской район ГМССБ в пределах действия, по крайней мере, одной береговой УКВ радиостанции, обеспечивающей постоянное наблюдение в режиме цифрового избирательного вызова (ЦИВ) на канале 70 и связь по УКВ-радиотелефону на 16-м канале (приблизительно 20 – 30 морских миль от береговой радиостанции);
А2 – морской район ГМССБ, за исключением района А1, в пределах действия, по крайней мере, одной береговой ПВ радиостанции, обеспечивающей постоянное наблюдение в режиме ЦИВ на частоте 2187,5 кГц и связь по радиотелефону на частоте 2182 кГц (приблизительно 150-200 морских миль от береговой радиостанции);
А3 – морской район ГМССБ, за исключением районов А1 и А2, в пределах действия системы геостационарных спутников ИНМАРСАТ, т.е. между 70° N и 70° S;
А4 – оставшаяся часть Мирового океана, за исключением районов А1, А2 и А3 (приполярные шапки). Состав обязательного судового радиооборудования должен отвечать морскому району плавания, а не определяться водоизмещением или типом судна. Каждое судно, снабженное оборудованием ГМССБ в зависимости от установленного района плавания, имеет возможность передать оповещение о бедствии, как минимум. с помощью двух независимых подсистем связи. Оно может связаться в случае бедствия с находящимися близко судами и береговыми радиостанциями в диапазонах УКВ, ПВ или КВ с помощью цифрового избирательного вызова (ЦИВ), через спутники ИНМАРСАТ с помощью судовой земной станции спутниковой связи, а также оповестить о бедствии через спутниковую систему КОСПАС-САРСАТ.
Вид радиооборудования | Район А4 | |||
УКВ-радиостанция | + | + | + | + |
Носимые УКВ-радиостанции | + | + | + | + |
ПВ-радиостанция с ЦИВ | + | + | + | |
Судовая станция спутниковой связи ИНМАРСАТ-С с РГВ и GPS | + | + | ||
Приемник Всемирной службы метео- и навигационного оповещения НАВТЕКС | + | + | + | |
Аварийный свободно всплывающий радиобуй КОСПАС — САРСАТ | + | + | + | + |
Радиолокационный спасательный ответчик | + | + | + | + |
Для получения диплома необходимо иметь соответствующее морское образование (радиотехническое или судоводительское), стаж работы на судах и пройти подготовку в учебно-тренажерном центре (УТЦ) ГМССБ.
Через каждые пять лет специалист ГМССБ должен пройти профессиональную подготовку (переподготовку) в УТЦ ГМССБ, на основании чего выдается новое Подтверждение к диплому.
На судне, оборудованном аппаратурой ГМССБ, должно быть не менее двух специалистов, имеющих соответствующие дипломы (радиоэлектроника первого/второго класса или оператора ГМССБ), один из которых отвечает за аварийную связь, другой – за служебную и частную корреспонденцию. Кроме этого, каждый вахтенный помощник капитана должен иметь ограниченный диплом оператора ГМССБ.
Обязанности вахтенного оператора ГМССБ:
• при выходе из порта прослушать соответствующие аварийные частоты;
• при приеме сигнала тревоги, бедствия или срочности немедленно известить капитана и оператора, ответственного за аварийную радиосвязь;
• принимать и передавать сигналы безопасности (SECURITE) по указанию капитана самостоятельно;
• передавать диспетчерскую информацию за подписью капитана.
В море должно быть постоянно включено:
• УКВ ЦИВ 70 канал (не выключается даже при стоянке судна в порту);
• УКВ радиостанция, 16 канал;
• ПВ/КВ ЦИВ сканирует частоты бедствия (как минимум – 2187,5, 8414,5 и любая из оставшихся частот КВ диапазона);
• вахтенный приемник 2182 кГц;
• приемник НАВТЕКС, узкополосное буквопечатание (телекс) на частотах КВ-диапазона для приема информации по безопасности или приемник расширенного группового вызова системы ИНМАРСАТ-С. Согласно Правил Российского морского регистра судоходства на судах, совершающих рейсы в морских районах А1 и А2, работоспособность оборудования обеспечивается береговым техническим обслуживанием и ремонтом. На судах, совершающих рейсы в районах А3 и А4, работоспособность оборудования обеспечивается с помощью берегового технического обслуживания и ремонта и квалифицированного технического обслуживания и ремонта в море. Квалифицированное техническое обслуживание и ремонт в море должно выполнять лицо, имеющее соответствующий диплом, предусмотренный Регламентом радиосвязи. Также на борту судна должна находиться дополнительная техническая документация, инструменты, испытательная аппаратура и запасные части, объем которых должен соответствовать установленному оборудованию. Для обслуживания судовых радиостанций, отвечающих требованиям ГМССБ, предусмотрены четыре категории радиоспециалистов, имеющих соответствующие дипломы:
• радиоэлектроник первого класса ГМССБ;
• радиоэлектроник второго класса ГМССБ;
• оператор ГМССБ (общий диплом оператора ГМССБ);
• оператор ГМССБ ограниченного района.
Основное о ГМССБ
В 18 веке корабли, ходящие в прибрежных и международных, водах использовали азбуку Морзе для информирования ближайших судах о бедствии или аварийных ситуациях. Так как для такого общения использовались звуковые и световые сигналы, такой тип передачи информации не всегда читался правильно. Поэтому, благодаря IMO под СОЛАС главой 4 было создано международное руководство по безопасности – ГМССБ.
ГМССБ и его использование
С 1 февраля 1999 Глобальная Морская Система Спасения при Бедствии (ГМССБ) вступила в силу. Был создан стандартный коммуникационный протокол, руководства и оборудования для кораблей в аварийной ситуации. Все пассажирские и торговые суда с вместимостью больше 300т ходящие в международных водах должны иметь ГМССБ оборудование.
Судно под ГМССБ посылает сигнал бедствия через спутник или коммуникационное оборудование. Так же оно получает морские сообщения безопасности и может общаться с другими судами через радио оборудование.
ГМССБ делится на 4 категории требований к оборудованию в зависимости от района плавания корабля:
Зона Расстояние от берега Оборудование
А1 20-50 миль VHF
А2 50-400 миль VHF + MF/HF
А3 70° N – 70° S VHF + MF + 1 INMARSAT
A4 За 70° N – 70° S HF + MF + VHF
1. Средняя частота (MF): 300 Khz – 3 MHz
2. Высокая частота (HF): 3 MHz – 30 MHz
3. Очень высокая частота (VHF): 30 MHz – 300 MHz
Оборудование ГМССБ состоит из:
1. ИНМАРСАТ: оборудование использует спутники для передачи сообщений и файлов между судами, судном и берегом и берегом и судном.
Пример НАВТЕКСа
2. НАВТЕКС: НАВТЕКС – автоматическая система, которая распространяет сообщения связанные с навигационными опасностями, прогнозом погодой, поисковыми и спасательными операциями и другие сообщения.
3. Аварийный радиобуй, указывающий место бедствия (EPIRB): помогает найти выживших во время спасательных операций.
4. Радиолокационный ответчик (SART) : Суда легко смогут найти выживших с помощью радара.
Пример как может выглядеть DSC VHF
5.ЦИВ (DSC) : основное средство связи между судами, а так же судном с берегом и наоборот. Включает в себя MF/HF и VHF радиоустановки.
Переносная морская рация
Важный элемент ГМССБ оборудования. Данная ГМССБ рация находится на мосту в количестве 3-4 штук в зависимости от требований класса к судну. Во время бедствия эти рации должны быть принесены на спасательный плот или шлюпку вместе с запасными батареями для них. Так же они могут быть использованы на судне в аварийных ситуациях.
Требования IMO для ГМССБ переносных раций:
1. Легки в использовании.
2. Для двухсторонней связи могут быть использованы каналы 16 (156.8 MHz) и 6 (156.3 MHz).
3. Выдержат падение с расстояния в 1 метр.
4. Водонепроницаемы на глубине в 1 метр в течении 5 минут.
5. Минимальная мощность 0.25 Ватт.
6. Есть возможность уменьшить мощность сигнала.
7. Антенна должна быть установлена вертикально и действовать во все стороны.
8. Батарейка должна выдержать 8 часов непрерывной работы устройства.
Была ли эта статья полезная вам? Какую дополнительную информацию вы бы хотели увидеть здесь?
Средняя оценка 4.8 / 5. Количество оценок 17
Основы ГМССБ
Элементы ГМССБ
ГМССБ состоит из следующих элементов:
Система спутниковой связи Inmarsat
Система спутниковой связи Inmarsat включает в себя береговые станции спутниковой связи CES, которые располагаются в различных местах и позволяют осуществлять выход в другие сети связи и Internet путем коммутации судовых станций спутниковых связей SES и четырех спутников, находящихся над экватором на расстоянии от поверхности земли порядка 36 000 километров. Спутники покрывают практически всю поверхность Земли, за исключением районов выше 70° северной и южной широты, тем самым ограничивая связь на полюсах Земли. Спутники движутся со скоростью вращения Земли, поэтому являются неподвижными относительно поверхности Земли.
Коспас-Сарсат
COSPAS-SARSAT — это международная космическая система поиска и спасения терпящих бедствие судов. Сама система состоит из пункта приема информации на суше (ППИ), спутниковой группировки и непосредственно самих аварийных радиобуев, находящихся на судне и срабатывающих при аварийных ситуациях. Спутниковая группировка находится на орбите в 800-1000 км от поверхности Земли.
Система передачи аварийного сигнала строится на приеме его спутником и передаче на ППИ, а также с помощью записи данного сигнала в память спутника для последующей его ретрансляции в службу спасения. Принцип определения местоположения данного буя — «Доплеровский сдвиг», что является преимуществом по сравнению с определением координат по системе Инмарсат, так как последние неподвижны относительно Земли и свое местоположение буй должен передать сам, с помощью встроенного приемника ГНСС.
Слабым местом в системе Cospas-Sarsat является отсутствие полного покрытия поверхности Земли, и ожидание подлета спутника к месту работы аварийного радиобуя может составлять до 2-х часов, впоследствии спутнику необходимо попасть в зону видимости ППИ и передать информацию с АРБ, что тоже занимает время. В отличие от этого, в системе спутниковой связи Inmarsat при нахождении АРБ в зоне видимости спутника, сообщение передаётся практически сразу. АРБ имеет встроенный маломощный передатчик, работающий на частоте 121,5 МГц, которая является международной авиационной частотой, использующейся для ориентации поисковой группировки на цель.
Система наземной радиосвязи Морской подвижной службы
В системе связи Морской подвижной службы для ЦИВ выделены следующие частоты:
Система Navtex
Система Navtex предназначена для передачи навигационных и метеорологических извещений, предупреждений и других срочных извещений. Система Навтекс является международной автоматизированной и поддерживается рядом стран в области сотрудничества по ГМССБ.
Navtex состоит из береговых станций, работающих на частотах 518 кГц, и судовых приемников, которые обязательны на судах с 1993 года. Работа между станциями и приемниками ведется на английском языке и осуществляется по расписанию.
Navtex является частью Всемирной службы навигационных предупреждений и ведет свое вещание в прибрежных районах, в непосредственной близости от стационарных станций. Как и любая дальность радиоканала, расстояние, на которое передается информация по системе Navtex, зависит от чувствительности приемника, мощности передатчика на базовой станции, высоты расположения антенны, а также других дополнительных факторов, и не превышает дальность от базовой станции в 400 миль. При нахождении судна на расстоянии, превышающем дальность действия системы, навигационная, метеорологическая и другая информация передается по каналам связи через Inmarsat, или с помощью УБПЧ на отведенных для этого каналах на частотах в КВ диапазоне.
Радиолокационное обнаружение
Радиолокационное обнаружение основывается на работе радиолокационных станций в районе бедствия и засветке объектов и сигналов, попадающих в действия луча станций.
Для этого помимо АРБ и системы Инмарсат и Cospas-Sarsat, а также УКВ ЦИВ на 70-м канале, в системе ГМССБ предусмотрена работа радиолокационного ответчика, работающего в диапазоне 2,3 см. Такой ответчик при облучении дает на мониторе РЛС засветку в виде последовательности точек или дуг в направлении обратного пеленга от направления на радар. Тем самым обозначается местонахождение радиолокационного ответчика.
Принцип построения ГМССБ
Принципы организации ГМССБ определены Правилами Главы IV Международной Конвенции SOLAS-74 с поправками 1995 года, и в соответствии с этими правилами идет построение всей системы.
Районы акватории мирового океана
Вся акватория мирового океана разбита на районы. Каждый район обусловлен каналами связи с ситуационно-координационным центром, тем самым выход в каждый район должен сопровождаться обеспечением поддержки связи по этим каналом. Это достигается путем установки на борту специализированного оборудования. Районы нумеруются и имеют следующее определение и каналы связи:
Кроме состава оборудования связи, морские районы влияют на квалификацию и подготовку судовых операторов ГМССБ, находящихся в экипаже.
Режимы связи согласно требованиям правила VI/4 СОЛАС
В связи с требованием правила VI/4 СОЛАС, судовое радиооборудование должно обеспечивать следующие режимы связи:
Персонал, обслуживающий оборудование ГМССБ
По квалификационной части персонал, обслуживающий и обеспечивающий работу оборудования ГМССБ, должен, в соответствии со статьей 47 регламента радиосвязи, иметь следующие дипломы:
Национальные требования РФ к персоналу судов, НЕ попадающих под требования конвенции СОЛАС, можно найти в совместном Решении Департаментов Мореплавания и Внутренних водных путей Минтранса России, Департамента по рыболовству Минсельхозпрода России от 20/11-98 г. № 2-3-12/490.
Монтаж, проектирование и обслуживание систем ГМССБ
При этом при монтаже и проектировании систем ГМССБ необходимо соблюдать требования:
К источникам питания ГМССБ выдвигаются отдельные требования. Резервный источник питания предназначен для обеспечения радиоустановки электрическим током при выходе из строя основной системы питания. Как правило, на судах это выполняет АКБ или аварийный ДГ.
Для обеспечения беспрерывной связи с КСЦ в системе связи ГМССБ на судах, ходящих по району А3 и А4, должно быть использованы следующие способы:
При дублировании оборудования на судне дополнительно устанавливаются:
При работе судов в районе А1 и А2 достаточно иметь один из этих способов.
История создания ГМССБ
Радио для спасения человеческих жизней на море начали использовать с самого начала его изобретения. Первая попытка объединения усилий мирового морского сообщества для охраны человеческой жизни на море (СОЛАС-14), была предпринята в канун первой мировой войны.
Известные события начала ХХ века не позволили осуществить эти планы. Только СОЛАС-29 обязал ввести радиовахту в диапазоне СВ на частоте 500 кГц с использованием азбуки Морзе на пассажирских судах и грузовых судах валовой вместимостью 1600 регистровых тонн и более. СОЛАС-48 ввел требование по несению радиовахты на частоте 2182 кГц в режиме радиотелефонии для судов валовой вместимостью 300-1600 регистрационных тонн.
Конвенция СОЛАС-74 обязала все суда, находящиеся в море, нести слуховую радиовахту в режиме радиотелефонии на частотах УКВ и ПВ диапазонов (156.8 МГц и 2182 кГц соответственно).
Свойства радиоволн, указанных выше диапазонов, не позволяют обеспечивать глобальную радиосвязь. Поэтому в общем случае суда в открытом море могли рассчитывать на помощь только других судов, находящихся на расстоянии 100-150 миль и принявших сигналы с просьбой о помощи.
Ограниченность дальности действия средств связи, а также человеческий фактор, снижали эффективность использования радиосвязи для охраны человеческой жизни на море. В связи с этим Международная Морская Организация (ИМО) в 1988 г. провела Конференцию договаривающихся правительств Международной Конвенции СОЛАС-74, на которой были приняты поправки к Конвенции, касающиеся радиосвязи, связанные с внедрением Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ).
К этому времени широкое распространение получили системы спутниковой связи, обеспечивающие быструю и достоверную связь независимо от расстояния, а также буквопечатающая радиосвязь (УБПЧ), вытесняющая азбуку Морзе. Была разработана система цифрового избирательного вызова (ЦИВ), позволяющая отказаться от несения слуховой радиовахты.
Главное отличие концепции ГМССБ от старой системы связи при бедствии заключается в следующем:
Действия капитанов судов, оборудованных в соответствии с требованиями ГМССБ, в критических ситуациях определяются следующей схемой:
Поэтапное внедрение ГМССБ началось с 1992 года:
Следует отметить, что ГМССБ ориентирована, главным образом, на связь с использованием оповещений и сигналов бедствия, срочности и безопасности, которая в дальнейшем для краткости будет именоваться аварийной. Вся иная радиосвязь называется радиосвязью общего назначения или общественной радиосвязью.
Для нужд общественной радиосвязи новые технологии связи внедрялись по мере их появления, и будут внедряться, в основном, в зависимости от уровня экономического развития отдельных стран, независимо от ГМССБ.