что такое глобальное чтение для глухих детей
Статья Глобальное чтение у глухих учащихся.. Автор: Синицина Елена Николаевна
Автор: Синицина Елена Николаевна
Способность общаться — один из самых важных навыков, необходимых нам в жизни. Каждодневные занятия такие как, например, обучение в школе или поход в магазин, решение проблем, отдых, знакомство с новыми друзьями — почти всё, что мы делаем, включает в себя общение. Наши глухие дети лишены возможности общения. Как правило, речь у них малопонятная или отсутствует по различным причинам совсем, в том числе нарушено и понимание речи. Методика глобального чтения позволяет развить понимание речи, а иногда и вызвать активную речь, а также дать детям возможность общаться, передавать, в первую очередь, свои желания.
Автор: Синицина Елена Николаевна
Цель глобального чтения: Глобальное чтение выбрано нами как одно из средств альтернативной коммуникации потому, что такой вид обучения чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление глухого ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание, память, расширяется пассивный словарь. Необходимо сказать, что использовать методику « Глобального чтения» в коррекционно-развивающей работе с детьми предлагали: педагог Мария Монтессори, врач-физиотерапевт Глен Доман, сурдопедагог Рау Н. А. Глен Доман разработал и подробно описал методику обучения с помощью «Глобального чтения» для детей1, которые родились с различными органическими повреждениями мозга.
В классическом варианте обучения чтению (аналитическому) мы идем от буквы к слову, в методике «Глобального чтения» мы идем в о братном порядке, от слова. Глен Доман предположил, что это более физиологичный способ, т. к. люди мыслят и оперируют целыми словами. Такое упражнение повторяется многократно в течение дня.
Глен Доман настаивал на раннем начале обучения, утверждая, что активное развитие и формирование клеток головного мозга происходит у ребенка от 0 до 3-х лет. Важно отметить, что в настоящее время данная методика раннего обучения чтению используется многими родителями с детьми, у которых нет нарушений, для более продуктивного речевого и когнитивного развития.
В последствие, некоторые дефектологи, логопеды, сурдопедагоги адаптировали методику «Глобального чтения» для коррекционной работы с детьми различных категорий. Так, Б. Д. Корсунская предложила использовать методику «Глобального чтения» в работе с глухими дошкольниками; подробно принципы метода изложены в книге «Методика обучения глухих дошкольников речи.
В чем заключается Методика Корсунской Б.Д, Леонгард Э.И.
Таблички пишутся печатными буквами высотой примерно 1,5—2 см, шириной 1 —1,2 см, расположенными на небольшом расстоянии друг от друга, на одинакового размера полосках плотной бумаги, лучше картона.
Таблички должны быть написаны одинаковым шрифтом, фломастером или напечатанные.
При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, подписав семейные фот о( мама, папа, кот, баба. деда) На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям в альбоме закрываются. От ребенка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к фото. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью. Помимо этого в доме «подписываются» предметы, с которыми чаще всего встречается ребенок, т. е. прикрепляются таблички к мебели, игрушкам, посуде и т. п. По мере того как ребенок усваивает слово в устной и письменной форме, таблички убираются.
Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей
М.: Просвещение, 1981. —191 с, ил.
Н.Ф. Произношение. Учебники для работы по формированию произносительной стороны речи детей с нарушениями слуха подготовительного и первого класса.
Глобальное чтение. Начальный этап
Статью подготовила логопед АНО ММДЦ «Елизаветинский сад» Светлана Анатольевна Гольчевская для Ресурсного центра по оказанию информационно-методической помощи по вопросам воспитания, развития и абилитации детей с ДЦП.
Сегодня мы поговорим о методике «Глобального чтения». Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Обучение «Глобальному чтению» позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, «Глобальное чтение» развивает зрительное внимание и память.
Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:
— глобальное чтение (целыми словами);
— послоговое чтение;
— аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение.
Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка.
«Глобальное чтение» опирается на хорошую зрительную память ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом, и набор букв сразу обретает конкретный смысл. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения.
Используя приемы побуквенного чтения, мы помогаем ребенку освоить звукоподражания, поиграть в «конструктор из букв», научиться различать АУ и УА, например, КОТа и КИТа, МЫШКу и МИШКу.
Обучение «Глобальному чтению» позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, «Глобальное чтение» развивает зрительное внимание и память.
В классическом варианте обучения чтению (аналитическому) мы идем от буквы к слову, в методике «Глобального чтения» мы идем в обратном порядке, от слова. Гленн Доман предположил, что это более физиологичный способ, т. к. люди мыслят и оперируют целыми словами. Такое упражнение повторяется многократно в течение дня.
Гленн Доман настаивал на раннем начале обучения, утверждая, что активное развитие и формирование клеток головного мозга происходит у ребенка от 0 до 3-х лет. Важно отметить, что в настоящее время данная методика раннего обучения чтению используется многими родителями с детьми, у которых нет нарушений, для более продуктивного речевого и когнитивного развития.
Для занятий на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт черный. Высота букв – от 2 до 5 сантиметров.
При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.
ВИДЫ РАБОТ:
1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).
«Глобальное чтение» позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.
Таким образом, работа по «Глобальному чтению» нужна для развития коммуникативных навыков у детей, для развития понимания и активизации речи. Эта работа должна пронизывать все предметы учебной деятельности и бытового самообслуживания. Эта работа должна быть хорошо спланирована, последовательна. При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ребенок сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.
Деятельность Ресурсного центра осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов и Комитета общественных связей г. Москвы.
Глобальное чтение как одна из ведущих методик дополнительной коммуникации
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная.
1. Фонемный метод (главная единица чтения-буква)
Метод, по которому учились все мы с вами и по которому в большинстве случаев начинают обучаться все современные дети.
Складовый метод (метод чтения по слогам, т. е. единица чтения – гласная + согласная)
Каждый уважающий себя родитель слышал про кубики Зайцева, в них как раз и используется эта методика.
Этот метод весьма успешен, потому что послоговая речь физиологична для человека. К плюсам можно отнести и то, что во время обучения задействуются все зоны мозга за счет различных способов восприятия – зрительного, осязательного и слухового.
Существенный недостаток метода в том, что он рассчитан на групповое обучение, при индивидуальных занятиях эффективность метода нередко заметно снижается.
2. Метод глобального чтения (единица чтения – слово)
Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана). Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга. » в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире.
Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна и аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.
Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т. е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.
В России по аналогичной схеме работает Маниченко, автор развивающей программы «Читаем с пеленок».
Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным, потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же неразрывно связано с речью.
Суть обучения состоит в том, что ребенку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.
Почему нужно учить детей читать именно глобально, целыми словами?
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга – правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста.
В наши дни методику глобального чтения используют не только среди «особых» детей, но и среди здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста.
Кроме того, технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении:
— замены и смешения звуков при чтении,
— искажения звуко-слоговой структуры слова,которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.
— нарушения понимания прочитанного,
— аграмматизмы при чтении.
Кроме того, глобальный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает интеграцию мозга (взаимодействие между полушариями, что также способствует устранению признаков дислексии.
В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью чтения вообще! Мы же читаем не для того, чтобы соединить как можно больше слов, а чтобы понять «о чем тут написано?»
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.
На картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать белый картон с чёрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
Подготовка к обучению глобальному чтению. Для формирования глобального чтения требуется проведение подготовительной работы —это разнообразные игры и упражнения на развитие: • зрительного восприятия; • внимания; • зрительной памяти; • понимания обращённой речи; • выполнения простых инструкций; • умения подбирать парные предметы и картинки; • умения соотносить предмет и его изображение; • понимания содержания читаемого.
Вводить обучение глобальному чтению можно не раньше, чем у ребёнка будут сформированы вышеперечисленные умения.
Целесообразно использовать дидактические игры, целью которых является прослеживание дорожек, выкладывание узоров из мозаики по образцу, декоративное рисование. Важно также обеспечить мотивацию использования табличек с напечатанными словами и фразами, что можно достичь в процессе проведения игр с куклами и игрушками-животными. Это такие игры,как: • «Лабиринты», • «Кто где живёт?», • «Лото», • «Найди по контуру», • «Что пропало?», • «Найди по силуэту», • «Найди место куклам», • «Парные картинки».
Виды работ при обучении глобальному чтению: 1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребёнка, имена его близких, клички домашних животных). Для обучение глобальному чтению можно использовать самодельные книжки или так называемые простые коммуникативные альбомы с картинками и подписями к ним. Сначала они составляются без учёта определённой темы и содержат тот материал, который чаще всего встречается ребёнку в жизненной ситуации. Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. Надписи дублируются на отдельных карточках, и ребёнок учится подбирать одинаковые слова. Затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются, и от ребёнка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить её к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью. По мере накопления словаря к картинкам даются двух-трёхсловные подписи (например: «Вот мама Ира», «Это папа Юра»).
При работе с книжками-самоделками используется несколько вариантов работы: •Поручения: дай, покажи, найди, соотнеси. • Демонстрация действия, изображённого на картинке, посредством использования жеста. • Закрепление речевого материала дома. Таким образом, ребёнок сопряжённо проговаривает и накапливает пассивный словарь в форме глобального чтения, который позже перейдёт в активный.
2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берём две таблички с различными по написанию словами (например, «кукла» и «мяч»). Нельзя брать слова, похожие по написанию (например, «мишка», «машина»). Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребёнку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребёнка.
3. Чтение письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.Тематика предложений: • Схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и так далее — здесь удобно работать перед зеркалом). • План комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и так далее). Предъявляя карточки, обращаем внимание ребёнка на различное написание вторых слов в предложениях.
4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит. Кошка ест.).
1. Никогда не проверять ребенка, не экзаменовать
2. Обязательно надо заканчивать занятие ДО ТОГО, как ребенку все надоело.
4.Играть: делать самим карточки, развешивать их на предметы…Советую все же не покупать карточки, а сделать самим. Они
Фотоотчет «ГТО-одна страна, одна команда!» По всей стране идет массовая сдача нормативов ГТО. Конечно каждый из нас помнит, как мы в школьные годы сдавали нормативы, и нам казалось,.
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» для детей «Чудо дерево» рельефная лепка Цель: Продолжать учить детей технике рельефной лепки. Задачи: Обучающие: 1. Учить детей создавать декоративный орнамент на пластине из глины.
Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.
Мастер-класс для педагогов и психологов «Стратегии эффективной коммуникации в конфликтах» 8 февраля в нашей школе был проведен семинар «Роль психолого-педагогического сопровождения в развитии коммуникативной сферы обучающихся.
НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Зимние забавы». НОД в старшей группе по коммуникации на тему «Зимние забавы». Программное содержание: 1. Учить детей видеть в картине все объекты и объединять.
Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.
Отчет по дополнительной деятельности в разновозрастной группе С начала учебного года в группе был организован кружок для детей 5-7 лет «Бумажное творчество» Воспитатель: Кропотова Е. Г. кружок посещали.
План-конспект НОД по коммуникации. «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» План-конспект НОД по коммуникации «Рассматривание сюжетной картины «Лиса» и составление коллективного рассказа по ней». Художественное творчество.
Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью
Рубрика: 7. Дефектология
Дата публикации: 01.02.2016
Статья просмотрена: 7956 раз
Библиографическое описание:
Магутина, А. А. Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью / А. А. Магутина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9645/ (дата обращения: 26.11.2021).
В настоящее время при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), коммуникация которых затруднена или невозможна по тем или иным причинам, активно используются альтернативные средства общения или коммуникации (АСК). Данные средства коммуникации в одних случаях служат отправной точкой на пути к овладению устной речью, а в других — выступают основным средством общения на протяжении всей жизни человека с ОВЗ. Назовём основные АСК: мануальные знаки (жесты), графические символы, пиктографическая идеографическая коммуникация, предметные символы, коммуникация с помощью вспомогательных устройств, система Макатон, система календарей. Также, в Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью проф. Баряевой Л. Б. выделен раздел «Альтернативное чтение (чтение)». В данный раздел включено обучение следующим вариантам чтения: «чтение» телесных и мимических движений; «чтение» изображений на картинках и картинах; «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокасеты, CD-диски и др.); «чтение видеоизображений» (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов и т. д.); «чтение» пиктограмм; глобальное чтение; чтение по складам; чтение букв; чтение цифр и др. знаков.
Далее подробно остановимся на методике глобального чтения. Глобальное чтение выбрано нами как одно из средств альтернативной коммуникации потому, что такой вид обучения чтению «…позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память» [2.с.10]. Необходимо сказать, что использовать методику глобального чтения в коррекционно-развивающей работе с детьми предлагали: педагог Мария Монтессори, врач-физиотерапевт Гленн Доман, сурдопедагог Рау Н. А. Гленн Доман разработал и подробно описал методику обучения с помощью глобального чтения для детей, которые родились с различными органическими повреждениями мозга. В классическом варианте обучения чтению (аналитическому) мы идем от буквы к слову, в методике глобального чтения мы идем в обратном порядке, от слова. Гленн Доман предположил, что это более физиологичный способ, т. к. люди мыслят и оперируют целыми словами. Суть методики состоит в том, что ребенку предъявляют таблички со словами, написанными красными буквами и соответствующую картинку на несколько секунд, предъявление которой подкрепляется произнесением слова. Такое упражнение повторяется многократно в течение дня. Гленн Доман настаивал на раннем начале обучения, утверждая, что активное развитие и формирование клеток головного мозга происходит у ребенка от 0 до 3-х лет. Важно отметить, что в настоящее время данная методика раннего обучения чтению используется многими родителями с детьми, у которых нет нарушений, для более продуктивного речевого и когнитивного развития.
В последствие, некоторые дефектологи, логопеды, сурдопедагоги адаптировали методику глобального чтения для коррекционной работы с детьми различных категорий. Так, Корсунская Б. Д. предложила использовать методику глобального чтения в работе с глухими дошкольниками; подробно принципы метода изложены в книге «Методика обучения глухих дошкольников речи» (1969 г.). Так же, в Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой выделен блок «Альтернативное чтение (чтение)», который включает в себя раздел обучения глобальному чтению детей данной категории. В книге Нуриевой Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки» подробно описана методика работы по обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) глобальному чтению.
Обучение навыкам глобального чтения.
Опишем методику работы, которая ведется с обучающимися в ГБОУ Школе № 1206 (структурном подразделении № 10 «Наш дом»), имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью. Для начала необходимо провести подготовительную работу, которая состоит из следующих этапов:
Далее для каждого ребенка подготавливаются «Альбомы глобального чтения». Важно отметить, что ребенок участвует в изготовлении своего альбома, например, приклеивает фотографии, и таким образом, включается в интересную для него деятельность. Такая подготовительная работа показывает, что в дальнейшем, ребенок охотно и с интересом принимает участие в учебном процессе. На первой странице альбома приклеивается фото ребенка, далее фото членов его семьи, затем подбираются и распечатываются фотографии или картинки по различным лексическим темам. Важно отметить, что работа с «Альбомом глобального чтения» сопровождается жестовым обозначением изучаемых слов. Жест в данном случае служит подкреплением, т. к. это средство коммуникации используется практически на всех уроках, режимных моментах и свободной деятельности детей в школе. На каждой странице альбома располагается по две фотографии или картинки и, следовательно, по две таблички под ними. Таблички печатаются на белой бумаге черным шрифтом, высота букв 2 см.
Работу по методике глобального чтения с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, мы предлагаем разделить на пять основных блоков. Далее опишем основные этапы работы на каждом из блоков.
I блок. Работа с именами существительными и именами собственными, со зрительной опорой на изображение.
II блок. Работа с именами существительными и именами собственными, без зрительной опоры на изображение.
III блок. Работа с глаголами.
IV блок. Составление простых предложений с опорой на пиктограммы-действия.
Примечание к IV блоку. Бывает, что ребенку трудно перейти к работе с письменными табличками без опоры на соответствующие изображения. Тогда вместо напечатанных слов мы выкладываем перед ребенком картинки. Когда ребенок научится безошибочно подкладывать их перед и после пиктограммы-действия, то начинаем вводить печатные таблички, также подкладывая их под нужные изображения.
V блок. Составление простых предложений без зрительной опоры на изображения.
Важно отметить, что весь лексический материал подбирается с учетом уровня развития ребенка и его интересов.
Изложенный в данной статье вариант применения методики глобального чтения с детьми, которые имеют комплексные нарушения развития, и не владеют устной речью, показывает свою эффективность. В двух третьих классах ГБОУ Школе № 1206 (СП № 10 «Наш дом» обучение глобальному чтению ведется второй учебный год. Всего 8 детей из двух классов не используют устную речь для общения. В настоящее время все дети овладели I блоком обучения глобальному чтению. 4 ребенка из 8 освоили и II блок. 6 учеников из 8 ориентируются в пиктограммах-действиях, работа с которыми ведется в рамках III блока. 5 детей из 8 составляют простые предложения, по этапам работы, описанным в IV блоке. На данный момент только 2 ребенка из 8 освоили этапы обучения, представленные в V блоке. Мы видим положительные результаты и можем сделать вывод о необходимости продолжения коррекционной работы по развитию речи с помощью методики глобального чтения, с детьми, которые имеют комплексные нарушения развития и не владеют устной речью.
Похожие статьи
глобальное чтение, ребенок, слово, педагог, табличка, устная.
Использование методики глобального чтения в коррекционной. глобальное чтение, ребенок, слово, педагог, табличка, устная речь, блок, комплексное нарушение развития, картинка, III.
Альтернативные средства общения, используемые.
Значительную роль в обучении детей с нарушениями развития приобретает работа с календарем.
— глобальное чтение.
Использование невербальных (альтернативных) средств общения.
ребенок, жест, жест глухих, педагог, занятие, комплексное нарушение развития, устная речь, учебное поведение, альтернативное средство общения, большинство детей.
Формирование речевых способностей у слабослышащих.
Слова были подобраны как знакомые детям, так и мало известные детям дошкольного возраста, для расширения словарного запаса.
Организация обследования устной речи глухих детей. Рассмотрение проблемы развития речи у детей с нарушениями слуха тесно связано.
Взгляды исследователей на проблему формирования процессов.
устная речь, письменная речь, слово, ступень, слог, темп чтения, синтетическое чтение, смысловая догадка, прочитанное слово, предложение.
слово, буква, ребенок, слог, автор, чтение, звуковой метод, начальная школа, глобальное чтение, побуквенное чтение.
Диагностика, коррекция и сопровождение детей с нарушением.
устная речь, ребенок, обследование речи глухих детей, речевой материал, словесное ударение, слово, звук
нарушение слуха, ребенок, развитие, речь, развитие мышления, нарушенный слух, действие, дошкольный возраст, младший возраст, зрительное внимание.
Обучение детей с комплексными нарушениями развития
Жигарева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева.
Особенности развития связной речи детей с тяжелыми.
Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе
ребенок, речевое развитие, звук речи, речь, нарушение речи, письменная речь, правая рука, правое полушарие, клетка, слово.
ребенок, письменная речь, чтение, фонематическое восприятие, фонематический слух, устная речь, грамота, письмо, звук, речевая деятельность.
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством.
Важно приучать детей вслушиваться в речь педагога, понимать ее
Методика развития речи на основе картинно-графических схем и таблиц основывается на установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой (знаком, символом, пиктограммой и др.).