что такое глобальная компетентность
Диалог со всем миром
Вы заметили, как за последние годы мир в корне изменился? Появилось много новых профессий, и теперь мы можем приобрести одежду, пищу (да что угодно!), не выходя из дома? Благодаря распространению Интернета мы можем читать книги, смотреть фильмы без рекламы и просматривать фото тех людей, с которыми много лет не виделись
Е щё в 1997-м доступ к Интернету имело 1,7 % населения мира, а уже в 2014-м — 40,4 %. Быстрые темпы развития технологий раздвинули границы и повлияли на процессы информатизации и глобализации мира. К чему это приведёт? К реформированию всех сфер образования. Школа должна готовить людей, которые отвечают запросам современности. Основной целью подготовки молодых специалистов станет формирование глобальной компетентности. Главными требованиями к специалистам новой генерации станут адаптированность и конкурентноспособность.
Что это означает? Ученики должны уметь анализировать тенденции в мировой экономике, политике и культуре. Это даст возможность понимать свои перспективы и оценивать перспективы других. Нужно учитывать рост роли культурного взаимодействия и разнообразия в мире.
Глобальная компетентность
П онятие это достаточно новое и многостороннее. Оно появилось несколько лет назад. Поэтому единодушного чёткого определения этого термина пока нет. Национальная ассоциация образования США определяет глобальную компетенцию, как процесс получения обстоятельных знаний и понимания международных процессов, навыка коммуникации с людьми с разными языковыми и культурными традициями, способность к быстрому обучению и ориентированию в информационном пространстве.
А какое определение глобальной компетентности дают отечественные специалисты? Они определяют её просто как умение применять полученные знания на практике.
Спросим себя: зачем нам нужна глобальная компетентность?
Знаете ли вы, чем отличаются современные ученики от выпускников предыдущих лет? У современных школьников другое чувство времени и пространства благодаря тем же гаджетам. Сегодняшние дети находятся в непрерывном диалоге с миром.
Сделайте себя сами!
В аши ученики любят смотреть видео на Youtube и играть в онлайн-игры. Конечно, это отвлекает от учёбы. Но это ещё и замечательная возможность изучать иностранный язык. И пример того, как информационное пространство стало интерактивным и мультикультурным.
Глобальная компетентность предусматривает владение иностранным языком, а лучше — не одним. Это необходимо, чтобы читать и анализировать зарубежные тексты — понимать мировые тенденции и глобальные проблемы. А благодаря этому формируется критическое отношение к источнику и качеству информации.
Глобализация касается не только учеников и их компетенций. Учителя также имеют возможность повысить свой профессионализм — обмениваться опытом с коллегами из всех уголков мира. Глобальная компетентность — не только возможность путешествовать, но и сотрудничать с иностранными работодателями, коллегами.
Задача современной школы — сформировать навыки в работе со значительным количеством информации и определение авторитетности источников. Следовательно, учитель, который имеет глобальную компетентность, должен уметь сам критически мыслить и анализировать и саму информацию, и источники.
Почему важно формировать глобальную компетентность со школы? Во-первых, в школу идут дети, которые более открыты для восприятия информации, умеют пользоваться Интернетом. У них другое ощущение и восприятие реальности, информационного и культурного пространства. Современным детям нужны современные методы воспитания. Во-вторых, формируя у ребёнка глобальную компетентность, мы и сами развиваемся.
Формирование глобальной компетентности предусматривает такие приоритетные направления:
Равенство Глобальная компетентность направлена на преодоление культурных барьеров. Эффективность человека зависит исключительно от его компетентности, то есть умения на практике применять знания.
Сплочённость Навыки эффективной межкультурной коммуникации. Преодоление предубеждений и стереотипов относительно людей из другой культурной среды.
Экология Ориентация на безопасность и экологичность деятельности. Важно не создавать угрозу следующим поколениям. Это касается и экологии, и информации.
Как стать «продвинутым» учителем?
Н ужно ориентироваться на три уровня — составные части глобальной компетентности: знаниевая, навыковая и ценностная.
На знаниевом уровне идёт изучение вопросов мультикультурного общества, взаимодействие регионов и стран, информационного общества и медиа. Нужно ознакомиться с концепцией прав человека и принципами социальной справедливости, гендерного равенства.
Навыковый уровень предусматривает:
опыт критического мышления и анализ
умение распознавать и противостоять несправедливости и предубеждённости
формирование прогностического мышления на основе разных точек зрения на определённую ситуацию
работу в команде и партнёрство для достижения общей цели
способность не зависеть от внешнего влияния и оценок, самостоятельно регулировать своё эмоциональное состояние.
Ценностный уровень помогает учителю создать эффективный учебный процесс, а также сформировать ценности учеников и развить активную гражданскую позицию. Главными ценностями является уверенность, самоуважение и уважение к другим и их происхождению и взглядам.
В условиях изменяющего мира, школьное образование не может быть в стороне. Благодаря техническому развитию появились новые требования к учебному процессу. Но и открылись замечательные возможности обмена опытом и сотрудничества с другими странами.
Глобальная компетентность — первый шаг к новому современному обществу.
Презентация на педагогический совет на тему «Глобальные компетенции» 2020-2021 учебный год
Выбранный для просмотра документ Концепция оценки глобальных компетенций.docx
«Глобальные компетенции – как компонент функциональной грамотности»
заместитель директора по УР,
МБОУ Новоангарская СОШ
Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы?
Определение «Глобальные компетенции» в системе функциональной грамотности:
Глобальная компетентность (глобальные компетенции)-
компонент функциональной грамотности,
одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме
Глобальные компетенции – это целостно интегрированный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков
Коваль, Дюкова, 2019
Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
(PISA 2018 Assessment and Analytical Framework)
В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции представлены как составляющие глобальной компетентности и рассматриваются как:
1. способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы)
Глобально компетентный человек обладает навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях. Сочетая знания, полученные при изучении школьных дисциплин, и приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем. Он также демонстрируют медиаграмотность, т.е. способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ.
2. способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения
Глобально компетентный человек способен рассматривать глобальные проблемы, а также взгляды и поведение других людей всесторонне. Он учитывает и ценит то, что позволяет преодолевать межкультурные различия и находить точки соприкосновения с представителями других культур (например, основные права человека, общий опыт). Сохраняя свою культурную самобытность, он одновременно осознает сущность культурных ценностей и убеждений окружающих его людей. Признание позиции или убеждений другого не обязательно означает их принятия. Однако способность видеть сквозь иной «культурный фильтр» дает возможность углубить собственные взгляды и, таким образом, принимать более зрелые решения при взаимодействии с другими людьми.
3. способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола
Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и степень формальности межкультурного контекста и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними.
4. способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия
Глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира. Этот аспект отражает роль молодых людей как активных и ответственных членов общества и связан с их готовностью реагировать на ту или иную местную, глобальную или межкультурную проблему или ситуацию.
Проблемы разработки инструментария «Глобальные компетенции» в исследовании PISA:
1) Еще нет четкого научного определения и описания области, которая оценивается.
2) «Правильные», «неправильные» ответы другие. «Правильный», «неправильный» ответ должен оценивать степень готовности обучающегося к решению глобальных задач, как самостоятельно, так и совместно с представителями различных национальностей и культур.
3) Сложно создать валидный и надежный инструмент. Многие задания не были взяты в исследование PISA для апробации, т.к. у разработчиков не было единого подхода к определению что правильно, а что неправильно.
4) При разработке первых заданий PISA по глобальным компетенциям выявилась опасность односторонности или предвзятости выдвигаемых оценок в предлагаемых ситуаций. Это проявилось, в том числе, в частом использовании стереотипов в ситуациях, где предлагалось проверить способности к межкультурному взаимодействию.
Пример ситуации: Учащийся участвует в совместной работе с двумя школьниками, приехавшими из других стран. Он ждет двух сокурсников, которые опаздывают, и задается вопросом «Почему они могут опаздывать». Разрабатывается задание с выбором ответов, среди которых «люди в стране XY не ценят встречи вовремя» или «люди в стране XY, похоже, не соблюдают договоренности».
Очень аккуратно следует подходить к отбору ситуаций и к формулируемым ответам.
5) Предложенные ситуации подразумевают четко выраженные социально желательные реакции учащихся через стереотипное содержание и варианты ответа. Такие задания реально оценивают как учащиеся могут угадать и соответствовать социальным ожиданиям, а не глобальные компетенции, т.е. не соответствуют своему назначению. Явные варианты ответов не работают в заданиях.
6) Нет начальной шкалы измерения, чтобы выявить сложность заданий. После апробации появилась информация.
Глобальная компетентность рассматривается на международном уровне как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобальную компетентность (глобальные компетенции) можно рассматривать как специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков
Материал, подлежащий проверке в российском мониторинге, учитывал также подходы ООН при характеристике глобальных проблем, таких, как «Север – Юг», Мировой океан, изменение климата, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде), демографическая проблема (старение, дети), продовольственная проблема, миграция и беженцы, энергетическая и сырьевая проблемы, гендерное равенство, здравоохранение, питание, права человека. Следует подчеркнуть, что формирование аналитического и критического мышления, которое рассматривается в международном мониторинге как умение и подробно характеризуется в материалах PISA, имеет прямой аналог в российских нормативных документах в структуре метапредметных результатов образования (в частности, в перечне познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и характеристике умений работы с информацией).
Анализ содержательной составляющей глобальной компетентности в международном исследовании PISA и нормативных документов отечественного образования послужил основой разработки предметного содержания глобальной компетентности, подлежащего формированию и проверке в национальном мониторинге. Для 5-го и 7-го классов были отобраны следующие дидактические единицы: 5 класс Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе). Здоровье как ценность. Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой). Права человека как ценность. Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка). 7 класс Основные причины возникновения глобальных проблем. Человек и природа (аспект: экологический кризис и его причины). Здоровье (аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни).
Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:
1. быть целостным и непрерывным с 5-го по 9-й классы основной школы;
2. определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);
3. сочетать образовательные и воспитательные задачи;
4. учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;
5. отбирать содержание с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;
6. развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;
7. развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей.
Задачи, которые предстоит решить педагогическому коллективу
1) В условиях предметного обучения преодолеть «раздробление» предметного содержания в области глобальных проблем между учебными дисциплинами
2) Добиваться выполнения требований к метапредметным результатам образовательного процесса, используя различные формы межпредметной интеграции
3) Осознать, что на понимание сущности межкультурного взаимодействия влияют не только учебные возможности отдельных дисциплин, но и атмосфера и стиль школьной жизни в целом, особенности различных взаимодействий, в которые вступают ученики на уроках, во внеурочное время.
4) Реализовать на практике личностно-ориентированный подход, осуществлять уважительное сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Организация деятельности учителя при формировании глобальной компетентности школьников «Новый взгляд»
Целенаправленное формирование глобальной компетентности не требует серьезной перестройки предметной деятельности учителя: важно проанализировать свои подходы к уроку и увидеть потенциал
Работа на уроке: включение заданий в мотивационную часть урока, при изучении соответствующего по содержанию материал, при закреплении изученного, для организации дискуссии, при отработке соответствующих умений (навыков), в ряде случаев для проверки знаний.
Внеурочная деятельность: проведение внеклассных мероприятий (в том числе и он-лайн формате), которые направлены на развитие и проявление качества глобально компетентной личности
Поиск единомышленников, работа в команде
Работа по формированию глобальных компетенций – один из ответов на вопрос: как и чему учить сегодня для успеха ученика в будущем
В чем выражается сформированность глобальных компетенций?
Критическое рассмотрение с различных точек зрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия
Осознание, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды (наши собственные и других людей)
Открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
Эффективные индивидуальные или групповые действия (деятельность) во имя коллективного благополучия и устойчивого развития в различных ситуациях
Вывод: ГК направлено на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.
Глобальные компетентности учащихся на основе ФГОС ООО – 2021
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Глобальные компетентности учащихся на основе ФГОС ООО – 2021
Описание слайда:
Исследование глобальной компетентности школьников, впервые проведенное в международном масштабе в рамках PISA – 2018, свидетельствует, что
Описание слайда:
ИДЕЯ
Глобальные компетенции необходимы, так как многие ученики не видят смысл в обучении
Описание слайда:
Описание слайда:
ВИДЕНИЕ В СИСТЕМЕ
Глобальные компетенции помогают увидеть мир в общем, понять закономерности развития различных сфер
Описание слайда:
Описание слайда:
НА УРОКЕ
Глобальные компетенции сложно сформировать в рамках урока, так как сама форма урока нацелена на частное обучение
Описание слайда:
Формируем гибкие навыки
Глобальные компетенции будут служить и самому школьнику, ведь их умелое применение дает эффективность в различных сферах.
Описание слайда:
Литература
1. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13-33.
2. Демонстрационный вариант 2019 Электронный ресурс. URL: http://skiv.instrao.ru
3. Ковалева Г.С., Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. 5, 7 классы / Под ред. Г.С. Ковалевой, Т.В. Коваль. М., СПб.: Просвещение, 2020. 79 с.
4. Коваль Т.В., Дюкова С.Е. «Глобальные компетенции»: опыт разработки национальных учебно-диагностических материалов || Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2. № 2 (70). С. 42-57.
5. Открытый банк заданий 2020 Электронный ресурс. URL: http://skiv.instrao.ru
6. Сериков В.В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии. М.: Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2018. 292 с.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Формирование глобальных компетенций на уроках
Что же такое «Глобальные компетенции»? – это новый компонент функциональной грамотности.
Просмотр содержимого документа
«Формирование глобальных компетенций на уроках»
«Формирование и развитие глобальных компетенций на уроках иностранного языка» ( 1 слайд)
В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.
Что же такое «Глобальные компетенции»? – это новый компонент функциональной грамотности. Ребенок должен обладать:
-готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром…;
-возможностью решать различные ( в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи..;
-способностью строить социальные отношения..;
-совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию. »
( слайд 2) Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы? Могут ли школы способствовать развитию глобальных компетенций?
Школа играет решающую роль в развитии глобальных компетенций молодых людей, может предоставить учащимся возможности изучить современные мировые события, которые оказывают влияние как на мировое сообщество так и на них самих. Педагоги могут научить детей как критически, эффективнее и ответственней использовать цифровые источники информации и СМИ.
Зачем нам глобальные компетенции?
Чтобы жить в гармонии в многонациональных(мультикультурных) сообществах. Обучение глобальным компетенциям может повысить возможности трудоустройства. Эффективное общение и правильное поведение в разнообразных коллективах являются ключами к успеху на многих рабочих местах, и будут оставаться таковыми еще больше, поскольку технологии продолжают облегчать людям возможности связи по всему миру.
( слайд 3) Итак, что же такое «Глобальная компетентность» — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
(слайд 4)Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:
1. быть целостным и непрерывным с 5-го по 9-й классы основной школы;
2. определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);
3. сочетать образовательные и воспитательные задачи;
4. учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;
5. отбирать содержание с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;
6. развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;
7. развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей.
(слайд 5) На уроках иностранного языка мы, конечно, тоже формируем глобальные компетенции: Аналитическое и критическое мышление, осознание и понимание глобальных проблем, осознание межкультурных различий, взаимопонимание и т.д. Естественно, все эти вопросы поднимаются на наших уроках, а также мы извлекаем информацию, связанную с ними из наших текстов, с которыми мы работаем в наших учебниках или других ресурсах.
Как именно мы можем формировать глобальные компетенции? В первую очередь наша задача- это коммуникация.
— Можешь ли ты назвать двух взрослых из твоего окружения, которые всегда в тебя верят? ( очень хорошо, если они назовут учителя, который всегда рядом, поможет в трудную минуту. Это очень важно)
— Чему ты учишься и почему это важно? Формулировка таких вопросов выходит за рамки предметов. Т.е неконкретно для чего тебе математика или немецкий язык, а детям дается обширный вопрос.
— Как у тебя дела с учебой? Это уже самооценка учащегося. Кто-то критически отнесется, кто-то реально будет завышать свои способности.
-Каковы твои ближайшие цели и шаги?
Сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров. Поэтому учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником, коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат.
Роль педагога в формировании у учеников глобальной компетентности на уроках иностранного языка ( слайд 6)
— для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества ;
— для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия ;
— для формирования аналитического и критического мышления школьника;
— для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира ;
Использование ролевых игр тоже формирует развитие глобальных компетенций. Суть ролевой игры заключается в перевоплощении обучающегося в того или иного персонажа и действия в соответствии с поставленной игровой задачей. Ключевым образовательным моментом в таких играх является именно процесс перевоплощения, то есть развитие умения смотреть на окружающий мир глазами другого человека. Педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную жизненную позицию, определиться с выбором будущей профессии. Для совершенствования межкультурной компетенции наиболее эффективны уроки, моделирующие ситуации, которые могут случиться с гостем другой страны во время путешествия, экскурсии, обмен учащимися. На помощь приходит опять ролевая игра, конкурсы, викторины.
В чем выражается сформированность глобальных компетенций у учащихся? ( слайд 7)
критическое и логическое мышление ;
изобретательский и креативный подход в решении задач;
умение выстраивать коммуникацию, сотрудничать;
работать в команде
Во многом формирование глобальных компетенций обусловлено укладом и традициями школы, уходом от формализма при проведении мероприятий. Педагоги должны обладать умением «раскручивать» программный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты, споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения).
Вывод: Формирование ГК направлено на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.