что такое гласные первого ряда в русском языке
Конспект занятия «Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда» с детьми младшего школьного возраста (4 класс)
Анастасия Спицина
Конспект занятия «Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда» с детьми младшего школьного возраста (4 класс)
Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.
• Закрепление знаний о механизме написания букв «а» и «я», их графических особенностях;
• Формирование понятия различия букв «а» и «я»;
• Закрепление и уточнение словаря;
• Развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);
• Развитие пространственных представлений;
• Развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;
• Закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков «а» и «я»;
• Закрепление навыка синтеза букв «а» и «я» из их элементов;
• Закрепление правильного написания букв «а»-«я» на письме (словах, предложениях);
• Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
• Воспитывать культуру устной и письменной речи;
• Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.
Ход занятия
I. Организационный этап
• Какое сегодня число?
• Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке это (алфавит)
• Сколько букв в русском алфавите? (33)
• Звуки мы (произносим)
• Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ, е, ё, ю, я)
• Сколько гласных букв? (10) Я,Е,Ё,Ю,А,О,У,Э,Ы,И.
• Сколько гласных звуков? (6) А,О,У,Э,Ы,И.
Подготовка к изучению нового материала (обучающиеся опускают голову на сложенные на парте или конторке руки, закрывают глаза и слушают учителя)
Педагог читает сказку «Хвастун»
Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову,и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ЕЛ превратилось в слово ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала тёплой БАНЬКОЙ. Кто этот фокусник?Расхвастался мягкий знак: я дескать, самый волшебный.Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы тоже умеем показывать фокусы» Смотрите ЛУК стал ЛЮК, был МАЛ стал МЯЛ.
Обучающиеся открывают глаза, поднимают голову.
Беседа по прочитанному тексту:
— Кто поставил хвастунишку на место?
— Почему согласные и без него стали мягкими?
— Давай посмотрим на домик, в котором живут гласные буквы (на доску вывешивается плакат с изображением гласных). Их 10, в отличие от гласных звуков. На первом этаже живут гласные первого ряда. Это буквы А, О, У, Ы, Э. А вот на втором этаже живут гласные второго ряда.Прочитаем эти буквы: Я, Ё, Ю, Е, И. Эти буквы волшебные. Они дружат только с мягкими («ласковыми») согласными. Это буквы-маячки, они показывают нам, что перед ними стоят мягкие согласные звуки, которые надо читать ласково. Сейчас мы это проверим.
Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.
Заметил, что с гласными первого ряда согласные читаются твердо (звучат «строго», а с гласными второго ряда согласные читаются мягко (звучат «ласково»). Обращаем внимание детей на то, что при произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, а при произнесении твердых согласных такого не происходит.
— Отлично, а сейчас мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Если я произнесу слог с мягким согласным («ласковый», то вы поднимите зеленую карточку. Если я произнесу слог с твердым согласным («строгий», то вы поднимите синюю карточку.
Логопед произносит слоги: ЛА, РО, ЛЯ, МЫ, МИ, ЗЕ, ГУ, ГИ, СО, ДЭ, ТИ, СЁ, НИ, ЛЕ, ДЫ, КО, ДА… и т. д.
А теперь я буду произносить слова.А ты будешь определять первый звук в слове: Кит, конь, гора, гиря, сон, синь, лук, люк, мил, мил, рот, ряд.
— Открываем тетрадь и записываем сегодняшнее число
Игра «ШАРЫ РАЗЛЕТЕЛИСЬ»
На столе дидактическая карточка разными по величине буквами:
Р…чка, м…шка, б…лка, ф…кус, л…стра,
ЗАДАНИЕ: отыскать улетевшие на воздушных шарах буквы, зная, что впереди стоящий согласный звук мягкий и записать полученные слова в тетрадь. Самостоятельная работа.
Зайка беленький сидит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Игра «Буквы рассыпались» (восстановить слова)
е Л н а Л ё а ш Л д а и д а Л ю ялО
Лена Лёша Лида Люда Оля
-Что общего в этих словах? (Имена, имеют букву л)
-Какое слово лишнее? Почему?
Подчеркните согласную букву, у которой мягкий звук.
-Какую функцию выполняет буква Е? (Обозначает мягкость согласного и превращается в звук Э)
Аналогично характеризуются остальные буквы
Вывод: выпишем буквы, которые обозначают мягкость согласных.
– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать?
– Что у них общего? (Гласные)
– Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».
Конспект занятия «Динозавры» для детей младшего школьного возраста (конструирование) Ход занятия Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о далеком прошлом нашей Земли. Вы на уроках часто говорите о том, что надо.
Фрагмент занятия «Маски» с детьми младшего школьного возраста Беседа Наденешь ее- и тебя не узнать, Ты рыцарь, бродяга, ковбой Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать. А снимешь вновь станешь собой.
Конспект занятия «Белая ворона» для детей младшего школьного возраста Цель: Воспитывать в детях толерантного отношения друг к другу Педагог: Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Белая ворона» Как вы.
Конспект занятия «Космос» для детей младшего школьного возраста Цель: продолжать формировать у детей представления о космосе. Задачи: Образовательные: выяснить, что дети знают о космосе; познакомить.
Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет) Тема занятия: Транспорт. Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта и видами транспорта. Изготовить модель автомобиля из картона.
Сколько гласных звуков и букв в русском языке: йотированные, безударные, мягкие
В современном русском алфавите 33 буквы. Из них 10 обозначают гласные звуки, поэтому их называют гласные буквы. Все гласные буквы русского алфавита: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
Гласных звуков в русском языке 6: [а], [э], [о], [и], [у], [ы].
Буквы, обозначающие гласные звуки, схожие в звучании, объединяют в пары: а – я, э – е, ы – и, о – ё, у – ю. Парные гласные буквы в таблице выглядят так:
Чтобы определить, из чего состоят гласные звуки, достаточно их произнести нараспев и почувствовать, как воздух проходит через ротовую полость. При произношении они не встречают на своём пути никаких преград, поэтому состоят только из голоса, в отличие от согласных. Отсюда и название.
Ударение
Иногда у школьников возникают затруднения, как определить ударный гласный звук. Ударным называется тот слог в слове, который произносится с большей силой. Поэтому достаточно вслух произнести слово и послушать самого себя.
Гласные буквы в русском языке выполняют слогообразующую функцию. Слог может состоять только из гласной или гласной в сочетании с согласной (или несколькими согласными). Например: у-ли-ца, и-гол-ка. Отсюда правило: сколько в слове гласных, столько в нём и слогов.
Ударные гласные стоят в сильной позиции: под ударением чётко различаются все 6 гласных звуков. Безударный слог — это слабая позиция, в которой гласный звучит кратко, менее разборчиво, нечётко.
Без ударения различаются только 4 звука: [а], [и], [у], [ы]. Орфоэпические правила гласят. что для русского литературного языка нормой являются иканье и аканье: то есть безударная гласная Е звучит [и], безударная О – как [а]. Примеры: колесо – к[а]л[и]соʹ.
Обычно в слове один гласный с ударением, то есть один ударный слог. Исключение – сложные слова. В них одно ударение основное, а другое – второстепенное. Например, леʹсозаготоʹвки, целлюлоʹзно-бумаʹжный. Основное ударение то, которое падает на вторую часть сложного слова. При фонетическом разборе учитывается только оно.
Редукция гласных
В позиции без ударения наблюдается изменение звучания, происходит редуцирование гласных(или редукция). В современном русском языке редуцированные гласные — это гласные, подвергающиеся редукции. Чем дальше гласный звук от ударного слога, тем менее долго и чётко он звучит. Звуки [а], [о], [э] редуцируются. Ударные и безударные гласные звуки[и], [ы], [у] звучат одинаково разборчиво.
Выделяется количественная и качественная редукция гласных. В первом случае звук становится более кратким (сравни: м[уʹ]ка – м[у]каʹ), во втором – изменяется его звучание (м[и]шок).
В современной фонетике для обозначения редуцированных гласных в безударных слогах, кроме первого предударного, используются [ъ] и [ь]. В транскрипции [ъ] обозначает гласный, если он стоит после твёрдого согласного, а [ь] – после мягкого. Например: п[ь]рехоʹд, м[ъ]локоʹ.
Общеобразовательные школьные программы по русскому языку не предусматривают такого глубокого изучения, обычно фонетическую запись подобных звуков выполняют следующим образом: п[и]рехоʹд, м[а]локоʹ.
Классификация гласных
Классификация гласных звуков русского языка связана с местом и способом их образования и возможна по нескольким основаниям.
По подъёму
Язык в ротовой полости может быть опущен или поднят к нёбу. В зависимости от его положения выделяются гласные звуки:
В русском языке различаются три подъёма, в некоторых есть все четыре из возможных.
По ряду
Учитывается горизонтальное положение языка. Гласные звуки бывают:
По участию губ
Гласные [о] и [у] образуются путём вытягивания губ в трубочку. Они называются лабиализованными (или огубленными). Остальные гласные ([а], [э], [и], [ы]) называются нелабиализованными (или неогубленными).
Объединить все классификационные признаки гласных звуков можно в таблице:
Подъём | Передний ряд | Средний ряд | Задний ряд |
---|---|---|---|
верхний | И | Ы | У |
средний | Э | О | |
нижний | А | ||
Нелабиализованные | Лабиализованные |
Йотированные гласные
Буквы Е, Ё, Ю, Я – гласные, обозначающие два звука, а не один. Первый из них – йот. Поэтому они называются «йотированные гласные». В транскрипции йот может обозначаться по-разному: [j] или [й]. Схематично это выглядит так:
Иногда ученики на вопрос: «Что такое йотированные гласные буквы?» – отвечают: «Это мягкие гласные буквы». Это неверный ответ. Твёрдых и мягких гласных не бывает, так же, как и гласных звонких или глухих. Йотированные – это смягчающие гласные в том случае, если они стоят после согласной.
Гласные буквы А, О, У, Э, Ы указывают на то, что предыдущий согласный – твёрдый. Это гласные первого ряда. Гласные буквы Я, Е, Ё, И, Ю указывают на мягкость предыдущего согласного, это гласные второго ряда. Сравни: мал [мал] – мял [мʼал].
Из-за того, что в гласных буквах при транскрибировании обнаруживается [j], некоторые ученики ошибочно считают, что й – это гласная буква. На самом деле звук [й] ([j]) – согласный, звонкий, мягкий. Как правило, учитель всегда обращает на этот факт особое внимание.
В словах с йотированными гласными часто количество звуков больше, чем букв. Примеры: яма (3 буквы) – [jама] (4 звука)
Таблица гласных букв и звуков | |||||
---|---|---|---|---|---|
Гласные первого ряда | А [а] | О [о] | У [у] | Ы [ы] | Э [э] |
Гласные второго ряда | Я [jа] | Ё [jо] | Ю [jу] | И [и] | Е [jэ] |
Йотированные гласные представляют один или два звука в зависимости от места в слове.
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, если стоят после согласных. В этом случает [j] выполняет функцию смягчения. Примеры: мясо – [мʼа]со, пёстрый – [пʼо]стрый, ветер – [вʼэ]тер, люстра – [лʼу]стра.
В русском языке 10 гласных букв:
В первой строчке гласные буквы – «твердые», они не смягчают согласный звук, стоящий перед ними.
М а ма, с о лнце, р у ка, Р э мбо, р ы ба
Согласные, стоящие перед этими гласными буквами читаются твердо.
Во второй строчке гласные буквы – «мягкие», они смягчают согласный звук, стоящий перед ними.
М я ч, р ё бра, р е ка, Л ю ба, м и р.
Согласные, стоящие перед этими гласными буквами читаются мягко. Губы при этом – улыбаются (!).
Послушай и отгадай загадки. Обведи и раскрась ТОЛЬКО картинки-отгадки по точкам. Напиши отгадки. Какая согласная в ответах стоит перед Ю (мягкая, твердая)? А перед У?
И в лесу мы, и в болоте, Висит за окошком
Нас всегда везде найдёте — Кулёк ледяной.
На поляне, на опушке. Он полон капели
Сделай подписи к картинкам. Обведи гласную О или Ё в каждом слове.
Вставь вместо черточек пропущенные буквы А — Я. Подчеркни согласные, стоящие перед А и Я нужным цветом карандаша (синим или зеленым)
сл _ коть гл _ деть гл _ зной к _ ток
КР _ СИТЬ Т _ ЖЁЛЫЙ Т _ НУЧКА Т _ НУТЬ
К _ ПУСТНЫЙ Л _ ПКА Т _ ЩИТЬ СТ _ РЫЙ
Закрась клеточки под буквами: гласная буква- красный цвет, слышится мягкий согласный звук- зеленый цвет, слышится твердый согласный звук- синий цвет
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-646600
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какие звуки относятся к гласным – как их правильно классифицировать и характеризовать
Что такое гласный звук?
Гласные звуки – это минимальная единица речи, которая произносится только с помощью голоса. Способы образования гласных звуков:
Акустика
Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:
Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:
Сколько звуков может обозначать гласная буква?
Проговорите данные слова, «пропевая» первые гласные звуки: ёж, яма, юла, ель.
Прислушайтесь к ним. При произнесении услышим два звука:
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, т.к. ним присоединяется мягкий сонорный согласный Й (йот).
Сравним со словами: арбуз, игла, обруч, крыса, экватор
. Здесь четко произносятся звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э]. Буквы А, У, Ы, И, О, Э имеют один звук.
Гласные буквы
На письме гласные звуки обозначаются соответствующими буквами:
Узнаем, что гласных букв, используемых на письме, в русском языке больше, чем звуков. К некоторым гласным звукам присоединяется звонкий согласный [й’] и образует с ними двойные звуки. В письменном виде такие звуки дополнительно обозначаются четырьмя гласными буквами:
Эти гласные буквы пишутся в ряде случаев:
2. после разделительных мягкого и твёрдого знака
3. после других гласных букв
Итак, в русском языке в письменной речи используются десять гласных букв:
а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Гласные буквы «а», «о», «у», «ы», «э» выражают твёрдость предыдущих согласных:
Гласные буквы «и», «е», «ё», «ю», «я» обозначают мягкость согласных:
Гласные звуки слышим, а буквы пишем.
Учтем, что гласные буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают один звук после мягкого согласного:
Какие бывают гласные звуки?
Типы гласных звуков определяются позицией в слове:
Звуки, находящиеся в слабой, т.е. безударной позиции, называются орфограммами. Их правописание зависит от правил письменной речи. Для проверки необходимо поместить такие звуки в сильную позицию:
Звуков Е, Ё, Ю, Я в русском языке не существует. Эти буквы обозначают звуки [Э], [О], [У], [А] после согласных:
Йотированные звуки произносятся с [j]:
Различительные признаки гласных
Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора – ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.
Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.
Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri – “губы”).
СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.
Подъём
Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:
ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.
Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:
ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.
Например: вместо “пол” [пол] – [п’ол], вместо “пульт” [пул’т] – [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.
Огубленность (лабиализация)
Форму резонатора – ротовой полости – можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго – [о].
СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.
Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.
Назализация
В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация – артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.
Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.
Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.
СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект – гнусавость.
Фонация
Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.
Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:
Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).
Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:
Положение корня языка
На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:
СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)
Дополнительные артикуляции
Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.
К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.
Эризация
Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию
При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.
«Напряжённость»
В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:
СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.
Долгота
Долгота – характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]
В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: “Маааам! Мне дуууует”).
ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот – самый короткий.
Например, “Валентин” – содержит краткий [а] и длинный [и:]
Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии – [и:] на конце).
Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:
Шва (в переводе с иврита “ничего”) – это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].
Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].
СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: “корова” — [ка′рoвə], “собака” — [са′бaкə].