что такое гласные первого и второго ряда

Логопедическое занятие в начальной школе по теме «Дифференциация гласных первого и второго ряда»

Оборудование: Таблица с гласными первого и второго ряда; таблица слогов; карточки для самостоятельной работы; цветные карандаши; мяч; доски клейкой лентой (30/ 30) для развития мелкой моторики рук, коробочки с фасолью.

Ход занятия

Давайте вспомним и произнесем с вами гласные первого и второго ряда. (Обращаем внимание детей на таблицу гласных).Скажите, пожалуйста, как образуются гласные второго ряда?(йотированный согласный + гласный звук).

(При повторном чтении обращаем внимание на изменении звучания согласного от соседства гласных второго ряда).

Ребята, что происходит с согласными, когда после него идет гласный второго ряда?(Согласный становится мягким).

(Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких и мягких согласных).

Б-Б’; В-В’; Г-Г’; Т-Т’; Д-Д’ и т.д..

Я буду проговаривать слоги, а вы записываете в один столбик слоги содержащий мягкий согласный, а в другой твердый.

СА, СЕ, ЛE, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РE, КИ, БО, ГЕ, ТЫ, ТЕ, ЛА. (Проверяем в слух).

Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их в слух.

МАЛ- МЯЛ; ЛУК-ЛЮК; МЫЛ-МИЛ; НОС-НEС; ВОЛ-ВEЛ.

Посмотрите, еще раз прочитайте и скажите, одинаково ли они по написанию, по произношению, и по значению? Обратите внимание на первые согласные в этих словах. Какие они, где твердые, а где мягкие. Запишите эти слова в тетрадь и с помощью цветных карандашей отметим мягкий и твердый согласный.(Синим – твердый, красным- мягкий).

МАЛ-МЯЛ; ЛУК- ЛЮК; МЫЛ- МИЛ; НОС- НEС; ВОЛ- ВEЛ.

(Эта работа дается, если дети активно работали на занятии, и осталось время, если нет, то задание дается на дом).

Давайте вспомним наши гласные первого и второго ряда и еще раз их произнесем. Если гласная второго ряда стоит после согласного, то каким у нас будет согласный.?

Что мы узнали и чему научились на нашем занятии.

Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были внимательными, активными, вы меня очень порадовали. Большое вам спасибо! Занятие окончилось. До свидание.

Источник

Конспект занятия «Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда» с детьми младшего школьного возраста (4 класс)

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго ряда Анастасия Спицина
Конспект занятия «Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда» с детьми младшего школьного возраста (4 класс)

Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.

• Закрепление знаний о механизме написания букв «а» и «я», их графических особенностях;

• Формирование понятия различия букв «а» и «я»;

• Закрепление и уточнение словаря;

• Развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);

• Развитие пространственных представлений;

• Развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;

• Закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков «а» и «я»;

• Закрепление навыка синтеза букв «а» и «я» из их элементов;

• Закрепление правильного написания букв «а»-«я» на письме (словах, предложениях);

• Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

• Воспитывать культуру устной и письменной речи;

• Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Ход занятия

I. Организационный этап

• Какое сегодня число?

• Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке это (алфавит)

• Сколько букв в русском алфавите? (33)

• Звуки мы (произносим)

• Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ, е, ё, ю, я)

• Сколько гласных букв? (10) Я,Е,Ё,Ю,А,О,У,Э,Ы,И.

• Сколько гласных звуков? (6) А,О,У,Э,Ы,И.

Подготовка к изучению нового материала (обучающиеся опускают голову на сложенные на парте или конторке руки, закрывают глаза и слушают учителя)

Педагог читает сказку «Хвастун»

Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову,и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ЕЛ превратилось в слово ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала тёплой БАНЬКОЙ. Кто этот фокусник?Расхвастался мягкий знак: я дескать, самый волшебный.Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы тоже умеем показывать фокусы» Смотрите ЛУК стал ЛЮК, был МАЛ стал МЯЛ.

Обучающиеся открывают глаза, поднимают голову.

Беседа по прочитанному тексту:

— Кто поставил хвастунишку на место?

— Почему согласные и без него стали мягкими?

— Давай посмотрим на домик, в котором живут гласные буквы (на доску вывешивается плакат с изображением гласных). Их 10, в отличие от гласных звуков. На первом этаже живут гласные первого ряда. Это буквы А, О, У, Ы, Э. А вот на втором этаже живут гласные второго ряда.Прочитаем эти буквы: Я, Ё, Ю, Е, И. Эти буквы волшебные. Они дружат только с мягкими («ласковыми») согласными. Это буквы-маячки, они показывают нам, что перед ними стоят мягкие согласные звуки, которые надо читать ласково. Сейчас мы это проверим.

Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.

Заметил, что с гласными первого ряда согласные читаются твердо (звучат «строго», а с гласными второго ряда согласные читаются мягко (звучат «ласково»). Обращаем внимание детей на то, что при произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, а при произнесении твердых согласных такого не происходит.

— Отлично, а сейчас мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Если я произнесу слог с мягким согласным («ласковый», то вы поднимите зеленую карточку. Если я произнесу слог с твердым согласным («строгий», то вы поднимите синюю карточку.

Логопед произносит слоги: ЛА, РО, ЛЯ, МЫ, МИ, ЗЕ, ГУ, ГИ, СО, ДЭ, ТИ, СЁ, НИ, ЛЕ, ДЫ, КО, ДА… и т. д.

А теперь я буду произносить слова.А ты будешь определять первый звук в слове: Кит, конь, гора, гиря, сон, синь, лук, люк, мил, мил, рот, ряд.

— Открываем тетрадь и записываем сегодняшнее число

Игра «ШАРЫ РАЗЛЕТЕЛИСЬ»

На столе дидактическая карточка разными по величине буквами:

Р…чка, м…шка, б…лка, ф…кус, л…стра,

ЗАДАНИЕ: отыскать улетевшие на воздушных шарах буквы, зная, что впереди стоящий согласный звук мягкий и записать полученные слова в тетрадь. Самостоятельная работа.

Зайка беленький сидит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки согреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Игра «Буквы рассыпались» (восстановить слова)

е Л н а Л ё а ш Л д а и д а Л ю ялО

Лена Лёша Лида Люда Оля

-Что общего в этих словах? (Имена, имеют букву л)

-Какое слово лишнее? Почему?

Подчеркните согласную букву, у которой мягкий звук.

-Какую функцию выполняет буква Е? (Обозначает мягкость согласного и превращается в звук Э)

Аналогично характеризуются остальные буквы

Вывод: выпишем буквы, которые обозначают мягкость согласных.

– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать?

– Что у них общего? (Гласные)

– Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго рядаКонспект занятия «Динозавры» для детей младшего школьного возраста (конструирование) Ход занятия Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о далеком прошлом нашей Земли. Вы на уроках часто говорите о том, что надо.

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго рядаФрагмент занятия «Маски» с детьми младшего школьного возраста Беседа Наденешь ее- и тебя не узнать, Ты рыцарь, бродяга, ковбой Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать. А снимешь вновь станешь собой.

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго рядаКонспект занятия «Белая ворона» для детей младшего школьного возраста Цель: Воспитывать в детях толерантного отношения друг к другу Педагог: Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Белая ворона» Как вы.

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго рядаКонспект занятия «Космос» для детей младшего школьного возраста Цель: продолжать формировать у детей представления о космосе. Задачи: Образовательные: выяснить, что дети знают о космосе; познакомить.

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго рядаКонспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет) Тема занятия: Транспорт. Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта и видами транспорта. Изготовить модель автомобиля из картона.

Источник

В русском языке 10 гласных букв:

В первой строчке гласные буквы – «твердые», они не смягчают согласный звук, стоящий перед ними.

М а ма, с о лнце, р у ка, Р э мбо, р ы ба

Согласные, стоящие перед этими гласными буквами читаются твердо.

Во второй строчке гласные буквы – «мягкие», они смягчают согласный звук, стоящий перед ними.

М я ч, р ё бра, р е ка, Л ю ба, м и р.

Согласные, стоящие перед этими гласными буквами читаются мягко. Губы при этом – улыбаются (!).

Послушай и отгадай загадки. Обведи и раскрась ТОЛЬКО картинки-отгадки по точкам. Напиши отгадки. Какая согласная в ответах стоит перед Ю (мягкая, твердая)? А перед У?

И в лесу мы, и в болоте, Висит за окошком

Нас всегда везде найдёте — Кулёк ледяной.

На поляне, на опушке. Он полон капели

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго ряда

Сделай подписи к картинкам. Обведи гласную О или Ё в каждом слове.

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго рядачто такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго ряда

Вставь вместо черточек пропущенные буквы А — Я. Подчеркни согласные, стоящие перед А и Я нужным цветом карандаша (синим или зеленым)

сл _ коть гл _ деть гл _ зной к _ ток

КР _ СИТЬ Т _ ЖЁЛЫЙ Т _ НУЧКА Т _ НУТЬ

К _ ПУСТНЫЙ Л _ ПКА Т _ ЩИТЬ СТ _ РЫЙ

Закрась клеточки под буквами: гласная буква- красный цвет, слышится мягкий согласный звук- зеленый цвет, слышится твердый согласный звук- синий цвет

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго ряда

Номер материала: ДБ-646600

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго ряда

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго ряда

Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии

Время чтения: 2 минуты

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго ряда

Когда дети начинают шутить

Время чтения: 2 минуты

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго ряда

Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся

Время чтения: 1 минута

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго ряда

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго ряда

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго ряда

Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Какие звуки относятся к гласным – как их правильно классифицировать и характеризовать

Что такое гласный звук?

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго ряда

Гласные звуки – это минимальная единица речи, которая произносится только с помощью голоса. Способы образования гласных звуков:

Акустика

Рассматривая акустические свойства звуков, анализируют такие характеристики колебаний, как:

Акустическая классификация дихотомна, то есть выделяет противоположные друг другу пары. С этой точки зрения, гласные:

Сколько звуков может обозначать гласная буква?

Проговорите данные слова, «пропевая» первые гласные звуки: ёж, яма, юла, ель.

Прислушайтесь к ним. При произнесении услышим два звука:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, т.к. ним присоединяется мягкий сонорный согласный Й (йот).

Сравним со словами: арбуз, игла, обруч, крыса, экватор

. Здесь четко произносятся звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э]. Буквы А, У, Ы, И, О, Э имеют один звук.

Гласные буквы

На пись­ме глас­ные зву­ки обо­зна­ча­ют­ся соот­вет­ству­ю­щи­ми буквами:

Узнаем, что глас­ных букв, исполь­зу­е­мых на пись­ме, в рус­ском язы­ке боль­ше, чем зву­ков. К неко­то­рым глас­ным зву­кам при­со­еди­ня­ет­ся звон­кий соглас­ный [й’] и обра­зу­ет с ними двой­ные зву­ки. В пись­мен­ном виде такие зву­ки допол­ни­тель­но обо­зна­ча­ют­ся четырь­мя глас­ны­ми буквами:

что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть фото что такое гласные первого и второго ряда. Смотреть картинку что такое гласные первого и второго ряда. Картинка про что такое гласные первого и второго ряда. Фото что такое гласные первого и второго ряда

Эти глас­ные бук­вы пишут­ся в ряде случаев:

2. после раз­де­ли­тель­ных мяг­ко­го и твёр­до­го знака

3. после дру­гих глас­ных букв

Итак, в рус­ском язы­ке в пись­мен­ной речи исполь­зу­ют­ся десять глас­ных букв:

а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я

Гласные бук­вы «а», «о», «у», «ы», «э» выра­жа­ют твёр­дость преды­ду­щих согласных:

Гласные бук­вы «и», «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют мяг­кость согласных:

Гласные зву­ки слы­шим, а бук­вы пишем.

Учтем, что глас­ные бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют один звук после мяг­ко­го согласного:

Какие бывают гласные звуки?

Типы гласных звуков определяются позицией в слове:

Звуки, находящиеся в слабой, т.е. безударной позиции, называются орфограммами. Их правописание зависит от правил письменной речи. Для проверки необходимо поместить такие звуки в сильную позицию:

Звуков Е, Ё, Ю, Я в русском языке не существует. Эти буквы обозначают звуки [Э], [О], [У], [А] после согласных:

Йотированные звуки произносятся с [j]:

Различительные признаки гласных

Гласные различаются между собой благодаря нюансам звукообразования. Как правило, это связано с положением и механизмом работы резонатора – ограниченного формой и размером физического тела, воздух в котором производит резонанс.

Самым большим резонатором выступает ротовая полость, поэтому именно эта часть речевого аппарата сильнейшим образом влияет на качество звука. Форма ротовой полости меняется в ответ на изменение положения языка по вертикали и горизонтали.

Губы отвечают за форму отверстия, через которое проходит струя воздуха. Это также влияет на звук и называется губной артикуляцией или лабиализованностью (в переводе с латинского labri – “губы”).

СПРАВКА! Различия гласных нужны для выполнения ими смыслоразличительной функции.

Подъём

Подъём определяется вертикальным положением тела языка. Он может быть:

ВАЖНО! Не все языки различают все четыре подъёма. К примеру, в русской речи не встречаются полузакрытые гласные.

Ряд гласных определяется движением тела языка по горизонтали. В зависимости от положения он может быть:

ВАЖНО! При дефектах речи возможна передняя артикуляция [у] и [о]. Это происходит, если кончик языка приближен к фронтальным нижним зубам, а спинка языка выгнута. В результате в словах, где в соответствии с нормой произносятся твердые гласные, они смягчаются.

Например: вместо “пол” [пол] – [п’ол], вместо “пульт” [пул’т] – [п’ул’т]. Кроме того, как случай утрированной артикуляции выступает чрезмерное высовывание языка при произнесении звука [э], пока он не коснётся нижней губы.

Огубленность (лабиализация)

Форму резонатора – ротовой полости – можно также менять с помощью губ: их «выпячиванием» вперёд (в виде трубочки) или округлением. Примером первого способа лабиализации является русский звук [у], второго – [о].

СПРАВКА! Вместе с этими гласными лабиализуются согласные звуки, стоящие перед ними.

Замечено, что огубляются только гласные заднего ряда, в то время как звуки переднего и среднего ряда остаются нелабиализованными.

Назализация

В русском языке используется артикуляция через ротовую полость. Однако в других языках применяется назализация – артикуляционный прием, при котором опускается мягкое нёбо (нёбная занавеска), а воздух выходит через носовую полость.

Таким образом, нос действует как дополнительный резонатор. Примеры назализации распространены в английском и французском языках.

Назальные гласные противопоставлены ротовым (оральным, чистым, простым), образующимся при поднятом мягком нёбе без участия полости носа.

СПРАВКА! В русском языке назализация встречается как артикуляционный дефект – гнусавость.

Фонация

Фонация — это звукообразование с использованием гортани. Качество звука определяется напряжением и положением голосовых связок.

Механизм действия можно описать следующим образом: на выходе из трахеи струя воздуха проходит через гортань и расположенные в ней голосовые связки. Дальше возможны следующие варианты развития:

Крайние положения голосовых связок называются модальным голосом (вибрация с максимальной амплитудой) и гортанной смычкой (полное сведение).

Обычно для артикуляции гласных голосовые необходима свободная вибрация, однако в практике мировых языков встречаются случаи:

Положение корня языка

На различие в звучание гласных в некоторых случаях влияет положение корня языка:

СПРАВКА! Контраст между такими артикуляциями не всегда очевиден, кроме ряда языков Западной Африки (бамбара, хауса, йоруба, джерма и др.)

Дополнительные артикуляции

Рассмотренные типы фонаций не исчерпывают всего многообразия возможных сужений в речевом тракте.

К примеру, в в эвенском, кетском, тофаларском и диалектах тувинского языка встречаются гласные, образующиеся в результате сужения глотки. Такие звуки называют фарингализованными. В некоторых случаях фарингализации происходит вибрация не голосовых связок, а надгортанника.

Эризация

Термин образован от названия буквы к («эр-») и суффикса «-изация». На практике означает добавление к слову или слогу суффикса er. Это характерно для английского и пекинского диалекта китайского языка. Эризация выполняет смыслообразующую функцию

При артикуляции приём выражается в лёгком изгибе кончика языка назад при произношении гласных.

«Напряжённость»

В зависимости от того, насколько сильна артикуляция различают:

СПРАВКА! Это качество не всегда выделяется как фонетический признак, чаще всего ему приписывают фонологическую природу.

Долгота

Долгота – характеристика звуков, отличающихся большей или меньшей длительностью относительно друг друга. В соответствии с этим признаком различают краткие и долгие гласные. Долгие гласные обозначаются при помощи знака двоеточие — [aː], [oː], [иː]

В современном русском языке долгота-краткость не имеет смыслообразующего значения, поэтому зачастую долгая гласная воспринимается как ударение или необычная интонация (например, возглас: “Маааам! Мне дуууует”).

ВАЖНО! Ударный звук всегда длиннее безударного. Звук, расположенный как второй предударный, наоборот – самый короткий.

Например, “Валентин” – содержит краткий [а] и длинный [и:]

Кроме того, долгота характерна для двойных звуков, то есть образованных двумя одинаковыми гласными на стыках морфем (фамилии, реалии, гербарии – [и:] на конце).

Смыслоразличительная роль долгих или коротких гласных очевидна в английском языке. Для сравнения приведены пары слов, отличных по написанию, но почти идентичных по звучанию:

Шва (в переводе с иврита “ничего”) – это гласный звук, полученный без специальной артикуляции. При его произнесении артикуляторы не производят никаких сколько-нибудь значительных движений и звук остается нейтральным. При фонетическом разборе обозначается символом [ə].

Шва располагается в среднем ряду среднего подъёма. По звучанию похож на нечто среднее между [а], [э] и [о].

СПРАВКА! Как правило располагается в безударной позиции, характерен для окончаний существительных 1-го склонения: “корова” — [ка′рoвə], “собака” — [са′бaкə].

Источник

Звуки

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные — буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] — твёрдый, [б’] — мягкий.

Звонкие и глухие согласные

Есть разница в том, как мы произносим согласные звуки. Звонкие согласные образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

ЗвонкиеГлухие
непарныепарныепарныенепарные
й → [й’]б → [б], [б’]п → [п], [п’]ч → [ч’]
л → [л], [л’]в → [в], [в’]ф → [ф], [ф’]щ → [щ’]
м → [м], [м’]г → [г], [г’]к → [к], [к’]ц → [ц]
н → [н], [н’]д → [д], [д’]т → [т], [т’]х → [х], [х’]
р → [р], [р’]ж → [ж]ш → [ш]
з → [з], [з’]с → [с], [с’]
9 непарных11 парных11 парных5 непарных
20 звонких звуков16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с — парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р — всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ — всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ — шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ — шумные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *