что такое глас божий в душе человека
Душа слова и одежда слова
2 декабря 1998 года преселился на небеса великий старец Клеопа (Илие). К 20-летию его кончины предлагаем читателям портала Православие.Ru несколько новых переводов его мудрых и духоносных поучений.
Звучащее слово – это одежда слова, исходящего из сердца. Звучащее слово делает нас говорящими. А это располагается в сердце втайне. Книгу ведь читаешь мысленно, не шевеля языком. Это и есть душа слова – слово, втайне располагающееся в сердце. Оно вложено туда Богом. И посредством его мы говорим с Богом втайне: и на молитве, и всегда. Обдумываем все проблемы. Оно действует заодно с совестью, оно – глас Божий в человеке.
Если я согрешил, оно меня обличает. Если сделал добро, радует всегда. Да, оно Богом вложено в человека – это слово, находящееся внутри. Это таинственное слово, которое действует заодно с совестью, когда меня никто не обличает. Я согрешил, и никто меня не обличает. А оно – да!
Совесть – судия праведный. Ее не прельстишь ни деньгами, ни ласкательством, ничем
В той мере, в какой мы утолили свою совесть, чтобы она не обличала нас в грехе, в такой и чувствуем себя легкими и близкими к Богу. Ведь совесть тут же говорит, когда на ней что-нибудь есть, и тебе сразу становится тяжело.
Как это – по отношению к материи? Например, я отдал тебе какую-нибудь одежду на помин души и сказал, чтобы ты берег ее, не трепал напрасно. И ты носишь ее, но бережешь. И если увидишь, что порвал ее слишком быстро, совесть обличает тебя: «Эх, я не сделал, как велел мне тот человек!»
Еще по отношению к материи. Ты начинаешь тратить слишком много на еду, на выпивку, а кому-то, бедняжке, и поесть нечего! И совесть говорит тебе: «Вот видишь? Ты хочешь жить на этом свете припеваючи, а другой голодает, ему нечего даже есть!» Чистая совесть по отношению к материи всегда держит тебя близ Бога.
По отношению к Богу совесть всегда отягощается или облегчается в зависимости от того, есть ли у меня покаяние и слезы о грехах.
По отношению к себе самому совесть тоже обличит меня в грехе. Будь он мыслью, словом или делом.
Если весь мир меня хвалит, а совесть осуждает, говоря, что я виноват, – всё, я самый терзающийся на свете человек! Мое знание становится мучением мучений, ведь я имею дело со знанием Божиим во мне, которое не щадит, которое всегда судит всё верно и указывает нам на наши слабости.
Когда совесть тебя обличает, ты можешь ее утолить: иди на исповедь – и тебе станет легко
А если совесть моя незапятнанна, тогда пусть хоть все на свете ругают меня, пусть говорят обо мне самое плохое, меня это не трогает. Мне хорошо, когда Бог не осуждает меня в совести. Если совесть не осуждает меня в грехе и если Бог не осуждает меня в совести – я полон всякого веселия! Это и есть то, о чем говорит Евангелие: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Мф. 5: 11). Ради чего блаженны? Ради истины. И не только говорит, чтобы мы не печалились, но и велит: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5: 12).
Так оно и есть: если совесть твоя незапятнанна, она тебя не удручает. А если совесть твоя запятнана и обличает, ты можешь ее утолить. Иди на исповедь к священнику, он разрешит тебя от грехов, и тебе станет легко. А потом будешь остерегаться не делать этого больше и так можешь помириться с совестью. А помирившись с совестью, ты помирился с Богом, и на душе у тебя всегда будет мир и покой.
Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Перевод сделан по книге: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Mănăstirea Sihăstria, 2001. Vol. 7. Р. 49–52.
[1] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. XXI (35).
[2] Иоанн Златоуст, святитель. О Лазаре. Слово 4, 4.
[3] Дорофей, авва, преподобный. Душеполезные поучения. Поучение 3.
[4] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на книгу Бытия. Беседа 17, 1.
[5] Ср.: Дионисий Ареопагит, святой. О церковной иерархии. Гл. 7.
тело, душа и дух
Михайлов Игорь Анатольевич
Поздравляю вас дед Сергий, Бог вашими руками поставил красивую точку в данной дискуссии. (а сколько вам лет, если не секрет конечно?)
Вячеслав1959
Михайлов Игорь Анатольевич
Обращение к администрации.
Прошу вас, если возможно, выделить дискуссию о спасении не христиан в отдельную тему, думаю многим участникам форума это будет интересно и для Алексея Ильича Осипова здесь «железобетонные » доказательства.
Михайлов Игорь Анатольевич
Дед Сергий
Сергей 005
Владимир Осоружный
Игумен Нектарий (Морозов). Наш внутренний соперник / Православие.Ru
Вячеслав1959
Вячеслав1959
В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим Богом, пребывающим в человеческой душе Своей благодатью. Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим. Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа. Такой была человеческая совесть до грехопадения. Однако после падения совесть подверглась влиянию страстей, и ее голос стал затихать в силу умаления действия Божественной благодати. Совесть как внутренний глас Божий постепенно превращалась во внешнюю совесть, то есть способность к действию ради временного, земного, преходящего интереса, а не во имя исполнения Божественной заповеди. Внешняя совесть привела к лицемерию, к оправданию человеческих грехов. Восстановление правильного действия совести возможно только под водительством Божественной благодати Святого Духа, достижимо только посредством живого соединения с Богом, открывающимся верою в Богочеловека Иисуса Христа.
Совесть
Сергей 005
Михайлов Игорь Анатольевич
Вячеслав1959
Дед Сергий
Сергей Калайда
Обращение к администрации.
Прошу вас, если возможно, выделить дискуссию о спасении не христиан в отдельную тему, думаю многим участникам форума это будет интересно и для Алексея Ильича Осипова здесь «железобетонные » доказательства.
Михайлов Игорь Анатольевич
Сергий_
Чудное видение Григория, ученика преподобного Василия Нового о Страшном Суде Христовом
Михайлов Игорь Анатольевич
Чудное видение Григория, ученика преподобного Василия Нового о Страшном Суде Христовом
Вот вам доказательство того, что в рай войдут не только не знавшие Христа, но даже не знавшие БОГА!
Все цитаты из Чудного видения. Свой текст выделил синим.
Но не все нечестивые были ввергнуты в огненное море, некоторых Ангелы оставили. Я обратился к водившему меня святому Ангелу, и он сказал мне, что это те из иудеев, которые веровали в Божественный Промысел и не поклонялись идолам.
Угодившие Богу, не зная Закона
За ними пришли немногие другие, именно те, которые еще до пришествия Христова исполняли в делах своих Закон, хотя и не знали его, и не поклонялись идолам, но чтили истинного Бога. Он повелел им войти, и они удостоились невыразимой радости.
За ним пришел собор тихих и кротких. Одеяние на них было светлое, и они вошли в Святой город. Это были кроткие и смиренные.
После них призвал Господь других. И пришли к Нему в ризах червленых и с венками на главах. Лица их покрыты были миром благовонным. Господь повелел войти им в Святой град. Это были милостивые. Я видел их и видел неизреченную славу в Святом городе, красоту палат и множество жилищ, которые нужно было наполнить. Вошедших было великое множество, но они, мне казалось, не наполнили и четвертой части тех палат, которые были для них приготовлены.
О младенцах, не просвещенных Святым Крещением
И после этих отделил Господь от левых тех, которые были слепы, но ходили по мановению Божию. На них не было никакого зла, но они не были между праведниками. Посмотрел Господь на них и не разгневался, но разгневался на их родителей за то, что не просветили их Святым Крещением. И велел Господь дать им покойное место на западе и часть наслаждений вечной жизни, так чтобы они не видели лица Господня.
А вот в чем разница между праведными христианами и просто добрыми людьми.
2. Господь опять взглянул на новую землю, покрывшуюся прекрасными садами; красоте их я не мог надивиться. Обратившись к водившему меня Ангелу, я спросил: «Каково будет Царствие Божие? Неужели может быть что-нибудь лучше этого?» Ангел отвечал мне: «Не знаешь, что говоришь, это та земля кротких, о которой Господь говорит в своем Евангелии: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Небесное Царство еще краснее ее».
О геенны спасает доброе сердце, а не просто вера во Христа. Многим монахам она не помогла.
Вера во Христа дает человеку лишь возможность в высшей степени очистить свое сердце от зла и получить высшие блага.
Стоявшим по левой стороне послышался голос: «О окаянные, беззаконные, злые, жестокосердые и бессильные, ленивые и неверные и все проклятые, смотрите, каких благ вы лишились и какое зло получите».
Глас Божий зовет нас ко спасению. Апостол Филипп
Глас Божий есть в каждом человеке. Это голос совести. И все мы его слышим. Но часто не следуем этим разумным внушениям. Почему? Потому что суета мира сего одолевает нашу волю, ослабевшую настолько, что мы привыкли менять вечные ценности на земные, временные.
Этого не сказать о евангельском Филиппе из Вифсаиды. Он с молодости искренне ждал явления в мир Спасителя. Когда же появился в тех местах Иоанн Креститель и стал проповедовать о покаянии, то Филипп последовал за ним по зову сердца, или услышав глас Божий в себе. В принципе, человек, живущий по совести, постоянно ощущает Божье присутствие. Это его нормальное состояние.
Святой Иоанн Предтеча говорил, что ожидаемый Мессия-Христос УЖЕ пришел в этот грешный мир, чтобы спасти людей от пороков и страстей, проклятия дьявольского и вечной смерти. Но мир и людей нужно подготовить: ПОКАЙТЕСЬ, ИБО ПРИБЛИЗИЛОСЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ!
Эту весть будущий апостол Христов воспринял с восторгом. И, когда Спаситель вышел на проповедь, Он призвал Филиппа простым словом: гряди по Мне (Ин. 1, 42). Этот глас Божий Филипп слышал изначально в себе. Теперь же он неимоверно возрадовался и пригласил друга своего Нафанаила. Оба сделались последователями Христа, ревностными учениками.
Глас Божий, призвавший Филиппа был им услышан. Такой же глас периодически возникает и у нас в сердце. И чем человек чище душой, тем явственнее это ощущается! Проверьте на себе!
Мы молимся о Вас!
Ведь не одних только апостолов призвал Христос! Еще первый человек на земле Адам после своего грехопадения услышал глас Божий: Адам, ты где? И это был шанс исправиться в покаянии. Но Адам смалодушничал.
Тот же самый глас будет всегда раздаваться в душах людей: се стою у двери и стучу (Откр. 3, 20) — глаголет нам Сам Господь и ждет, не отворит ли кто сердца своего для Него. Каждый день и час мы испытываем на себе призыв Божий: следуй за Мной! Именно за Спасителем следовало бы нам идти, но не за грешным миром!
Именно за Христом нужно идти, Который принес нам на землю истинное счастье! Но люди поступают иначе. Они хотят быть счастливыми в погоне за тысячами предметов земной суеты, но все так же остаются несчастными, так как мир не способен дать человеку то, что дает Господь. Мир обольщает лживыми надеждами. Мир занимает нас суетными заботами.
Мир извращает истинное понятие о Боге и бытии. Наконец, мир, лежащий во грехе, поглощает все доброе, что в нас есть и заглушает глас Божий в людях осуетившихся.
Многие возражают, мол, как быть, если все и вся так живут? Действительно, в такой среде выжить христианину не просто. Но не невозможно. Древняя мудрость гласит: все познается в сравнении.
Если ты услышал глас Божий в себе, то тебя уже коснулась благодать, и грешный мир отступил от тебя по милости Божией. Это состояние надо хранить как можно дольше. Ведь ты и так устал от лживости и коварства мира, лицемерия и предательств, стяжания и корысти! Какой смысл привязываться ко всему этому?
А в обителях Господних всегда правда, мир, благодать, благополучие, радость о Духе Святом, любовь, тишина и согласие. Выбирай!
Однако, многие люди воспринимают Царство Небесное, как отдаленную перспективу. И говорят в себе, что, мол, успеют еще обратиться и покаяться.
На самом же деле, по слову Господню, Царство Божие есть внутри нас, но необходимо усилие, пусть небольшое вначале, чтобы его заметить и возгревать в себе. Именно возгревать — совершенствоваться, непрестанно слушая глас Божий!
В этом случае земные стремления ослабнут. Душа становится более чистой. Благодать вытеснит нечистоту. Сердце потянется к высшим благам. Только так человек становится счастливым, не иначе. Все начинается с осознания себя здесь на земле. Кто ты есть? Зачем ты родился? Какова твоя миссия?
Господь постоянно нас зовет к Себе. Но мы не идем к Нему. Не слышим звон колоколов в Воскресенье, не слышим внутренний голос разума, отвращаемся от Закона Божьего, творим, что придет в буйную голову: кто на село идет, кто в собрания общественные, кто в гости, но только не в Церковь!
Апостол Филипп не стал раздумывать, когда Христос его призвал. Он не считал нужным вначале закончить земные дела, попрощаться. Он все оставил и последовал за Спасителем. Вот такая скорая решимость должна нам всегда сопутствовать. Нерешительные люди всегда плетутся в хвосте. Не добиваются больших результатов в жизни. Так и в деле Спасения, которое должно быть на первом месте в числе приоритетов наших.
Святитель Филарет Московский в свое время говорил, что желающий плыть должен прежде всего отвязать и отрубить веревку, так и стремящийся ко спасению должен отсечь все свои земные привязанности. Решительность следовать за Христом, услышав глас Божий, получит свою награду. Это будут вечные ценности — спокойствие, мир и благополучие. Попробуйте!
Но нет… Решимости-то и нет! Глас Божий зовет, но человек отвращается. Или духовно спит. Почему многие из вас не могут жить без радио или телевидения? Вы задумывались? Это не просто от скуки. Причина проста. Человек, живущий во грехе, боится остаться наедине со своими мыслями. Иначе он увидит собственную порочность, и совесть заорет, мол, что ты делаешь со своей душой?!
Поэтому проще тыкнуть кнопку пульта и врубить очередную греховную программу, чтобы заглушить глас Божий в себе. Так проще. Но это обман.
Все-равно наступит время, когда милостивый Господь даст возможность опомниться. Иногда Он и против нашей воли заставляет Себя почувствовать. И тогда человек говорит себе, что пора бы остановиться, сходить в Церковь, покаяться, позаботиться о душе.
Человек думает, что надо бы жить как-то иначе, больше молиться, читать Библию. Ведь сколько усталости приносит греховный мир! Святые мысли рассеивают грехолюбивый мрак. Человек вдруг осознает, что он без Бога ничтожество, нищ, наг, жалок. Хочется возопить, как апостол Петр: спаси меня Господи, погибаю! Но сил как-то не находится. И вот ты отложил покаяние назавтра, потом отвлекся, потом суета захлестнула, и ты снова заглушил в себе глас Божий, глас совести! Ведь отложил ты свое Спасение!
Люди! Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! Посмотрите, что творится вокруг! И куда катится мир! Успеете ли спастись? Этот призыв относится ко всем нам. Мир обезумел. Мы видим в нем перевернутые ценности. Как и во времена язычества, так и сегодня, проповедуется культ силы. Любой силы — физической, интеллектуальной, психологической, маркетинговой.
Но греховной! Не Божией.
Порок люди вознесли на пьедестал. А вечные ценности попираются. Так не будет бесконечно. Господь долготерпит. Задумайся, относится ли это к тебе. Сколько Он будет терпеть лично тебя?
Начни свое спасение с самоосознания. Услышь в себе глас Божий! Пробуй молиться! Если нет сил и знаний, проси помощи Церкви! Но не стой на месте! Это как в лодке плывущей против течения. Если отпустил весла, то тебя снесло назад.
Специально не заканчиваю статью, чтобы ты подумал. О себе, о своей душе, о своем месте в жизни… Действуй!
ОСТАВЛЯЙТЕ В КОММЕНТАРИЯХ СВОИ ОТЗЫВЫ НА НАШИ СТАТЬИ
ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ ИМЕНА
МЫ БУДЕМ МОЛИТЬСЯ О ВАС О ЗДРАВИИ
Глас божий
Смотреть что такое «Глас божий» в других словарях:
Глас божий — Книжн. 1. Учение Христа. 2. Церковные песнопения. Ф 1, 110 … Большой словарь русских поговорок
Глас Божий вызвонит из ада душу грешника. — (о вкладе на колокол за упокой самоубийцы). См. ВЕРА ГРЕХ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
глас народа, глас Божий — (народа, а не толпы) Ср. Глас народа говорит пословица глас Божий. Во всякой сплетне есть всегда тень правды. Писемский. Тысяча душ. 2, 6. Ср. Volkesstimme ist Gottes Stimme. Ср. Gehorche Der Stimme des Volks, sie ist die Stimme Gottes. Слушайся… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Глас народа, глас Божий — Гласъ народа, гласъ Божій (народа, а не толпы). Ср. Гласъ народа говоритъ пословица гласъ Божій. Во всякой сплетнѣ есть всегда тѣнь правды. Писемскій. Тысяча душъ. 2, 6. Ср. Volkesstimme ist Gottes Stimme. Ср. Gehorche Der Stimme des Volks, sie… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ГЛАС — муж. голос, во всех ·знач. взывания, звук, звон, шум и пр. | Глас, в церковном пении, нечто похожее на тон светской музыки; в церковном нет мажора и минора, нет и тонов (означаемых ныне бемолями, крестиками), а есть восемь звукопоследований,… … Толковый словарь Даля
божий — волей божией помре, выводить на свет божий, глас народа глас божий, каждый божий день, ни божьей зги не видать, тишь да гладь (крышь) да божья благодать.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские … Словарь синонимов
ГЛАС — божий. Книжн. 1. Учение Христа. 2. Церковные песнопения. Ф 1, 110. Глас вопиющего (вопиющий) в пустыне. 1. Книжн. Призыв, остающийся без всякого ответа. ФСРЯ, 107; БМС 1998, 115; ШЗФ 2001, 53; Мокиенко 1989, 189. 2. Жарг. шк. Шутл. ирон. О… … Большой словарь русских поговорок
Псалтирь
Псалом 28. Глас Господень в душах человеческих
Псалом 28 имеет греческое надписание – исхода скинии.
ВТОРОЕ И ТРЕТЬЕ ПРОРОЧЕСТВО о гласе Господнем.
Глас Отца являет Силу и Красоту Существа Божия: его человек должен воспринимать духовным оком (глас – оком!):
ст. 4. Глас Господень в крепости, глас Господень в великолепии.
Крепость и великолепие, какими восхищается дух человека, созерцающего творение Божие.
В высшей степени совершенно и внятно глас Господень звучит в крепости и великолепии Евангелия: Евангельское слово, принятое с верой, благоговением и рассуждением способно попалять страсти, просвещать глубины духа, недоступные человеческому разуму, изменять, преображать человека. Евангельское слово – это творческое, благодатное Божие слово, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).
Глас Господень говорит в крепости и великолепии святого человека: «Глас Господа бывает в том муже, который крепок против страстей. Сей голос укрепляет его и подает советы, что делать ему» А кто великолепен? Кто «презирает все телесное, признавая оное не имеющим никакой цены в сравнении с невидимым. Того, кто великолепен, никакое обстоятельство не оскорбит, вообще никакое страдание его не возмутит, проступки людей негодных и презренных не приведут его в движение, нечистота плоти не унизит его, он недоступен унизительным страстям, которые не могут возвести на него очей по причине высоты его мыслей» Глас Господень в том, кто не слушает мудрование плоти, но хранит данные от Бога величие и достоинство (мысль Василия Великого).
ЧЕТВЕРТОЕ ПРОРОЧЕСТВО о гласе Господнем.
Глас Господень не только созидает доброе, но и разрушает дела гордых:
ст. 5. Глас Господа, сокрушающаго кедры, и стрыет Господь кедры ливанския.
перевод: и низвергнет Господь кедры ливанские.
«Под кедрами здесь разумеются люди гордые, превозносящиеся своим богатством или своим выдающимся положением в обществе, возвышающим их пред другими. Таковых евангельская проповедь, как глас Господень, сокрушает, т.е. укрощает дух гордости, приводит к смирению и покаянию и научает их «творить плоды достойные покаяния» (Лк. 3:8).
Сокрушение кедров Ливанских – это образ разрушения языческого нечестия: на горе Ливан было множество идольских капищ. Всякий нечестивый служит не Богу, а идолу (своей страсти, воле, кумиру-человеку, бесам): «Но не все кедры сокрушает Господь, а только кедры Ливанские, потому что Ливан есть место идолослужения.
Гордые будут вырваны с корнем и падут с шумом, их кумиров Бог обратит в пыль.
Каждый год на Пасху человечество наблюдает разделение, рассечение свойств огненной стихии в Иерусалиме в Храме Гроба Господня. Его производит Господень глас.
ШЕСТОЕ ПРОРОЧЕСТВО о гласе Господнем.
Ст. 8. Глас Господа, стрясающаго пустыню, и стрясет Господь пустыню Каддийскую.
Каддис с двумя «д» означает—святую» пустыню. Удвоение буквы указывает, что означенный словом предмет принадлежит Богу, Бог усваивает его Себе. «Потрясет, говорит, Господь, не всю пустыню, но каддийскую, Каддис, (святую) — посвященную Ему и достойную Его»
Пустыней, лишенной воды Духа, были души язычников, но и они были предназначены не к смерти, а к святости. Души язычников напоминали пустыню еще и потому, что в них, как в безводных и пустынных местах, обитали демоны. Чтобы пустыня стала плодоносить, нужно творческое действие Божие, которое названо в псалме сотрясением:
«Процвела есть пустыня яко крин, Господи, языческая неплодящая Церковь пришествием Твоим» (Октоих. Глас 2. Неделя, утро. Канон. Песнь 3, ирмос)»
Не все осознают себя пустыней, не все возжаждут воды Духа, не все смогут достойно принять Его и сотрясение от Бога, поэтому глас Божий сотрясет не всех.
СЕДЬМОЕ ПРОРОЧЕСТВО о гласе Господнем.
ст. 9. Глас Господень, свершающий елени, и открыет дубравы, и в храме Его всякий глаголет славу.
«По гласу Господию совершенными рождаются олени» Т.е. новорожденные олени более приспособлены к жизни, чем другие животные, и вскоре после рождения бегут на пастбища с матерью. В духовном смысле: «елени означают людей совершенных, святых, которых Сам Господь приуготовляет, усовершает Своею благодатью».
Чем завершится действие гласа Божия? Глас Божий соберет всех услышавших Его в Церкви Своей: «И в храме Его всякий глаголет славу».
«У тебя есть псалом, есть пророчество, евангельские заповеди, апостольские проповеди. Пусть поет язык, пусть ум изыскивает смысл сказанного, чтобы воспеть тебе духом, воспеть же и умом.
Ст. 11. Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром.
Христос даст крепость и дары духовные, но не всем, а людям Своим, святым Своим и верным,. А кто приобрел силы к совершению добрых дел, тот делается достойным Божия благословения.
Стяжать этот мир завещал преп. Серафим: «Стяжите дух мирен, и тысячи вокруг вас спасутся».
Давид говорит о крепости и глубоком духовном мире святых и о несравненной крепости и мире воскресших в Царстве Божием.
rbvlg.ru/psalm/18/274/