что готовят на шабат
Еврейский Шаббат и с чем его едят
Штирлиц вошел в комнату и услышал голос Мюллера: «Штирлиц, не включайте свет». — «Шаббат», — подумал Штирлиц.
Что же это за Шаббат такой?? Почему евреи так строго к нему относятся, что даже для включения света в доме им приходится нанимать арабов, лифты в многоэтажках не имеют кнопок и останавливаются на каждом этаже, а воры могут без проблем войти в незапертый еврейский дом?
Раннее субботнее утро — самое тихое время в Израиле: людей нет, машин нет и кажется, что даже воздух замирает…
Пятница в этой стране отличается от всех остальных пятниц в мире тем, что за ней неминуемо следует шаббат. Вдруг в одночасье город затихает и пустеет, переворачивая страницу ушедшей недели, и теперь все начинается с чистого листа…
Шаббат для еврея — одна из десяти главных заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, которые необходимо выполнять. Бог создавал мир в течение шести дней. И только на седьмой решил, что заслуживает отдыха. «Передохнул» или «остановился» — так переводится слово «шаббат». А поскольку евреи считают, что сотворение мира началось в воскресенье, получается, что седьмой день — день остановки, передышки — это суббота.
Еврейский шаббат существовал даже в Древнем Египте, утверждают некоторые историки. Евреи, пребывавшие в египетском рабстве, получили разрешение на отдых в субботу благодаря Моисею. Он вырос в семье фараона и на протяжении многих лет наблюдал за изнурительной работой своих собратьев. Ему стало жалко их, и он обратился к фараону с просьбой подарить рабам день отдыха в неделю. Фараон согласился. Поэтому шаббат напоминает евреям не только о 4-й заповеди Всевышнего, но и об исходе из египетского рабства.
Шаббат начинается с появлением трех звезд на небе (специально вычисляется и печатается в календарях, газетах, его время напоминается во всех теленовостях) в вечер пятницы до того же момента в субботний вечер. Причем, если разобрать неделю по дням, то для евреев она выглядит так: среда, четверг, пятница, Шаббат, воскресенье, понедельник, вторник.
Шаббат встречают шаббатней трапезой. Женщина зажигает свечи, муж читает кидуш — благословение — на Шаббат, разливается шаббатнее вино (похожее на кагор) или виноградный сок, преломляется хала — специальный шаббатний хлеб. Вся семья сидит вокруг стола и встречает Шаббат — общаются, кушают, поют песни.
В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шаббату. В пятницу утром она начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом пробует каждое приготовленное блюдо. Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шаббатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.
Свечи, а их обычно две, должны зажигаться не позднее чем за 18 минут до захода солнца. Их нельзя переносить с места на место.
За стол домочадцы и гости должны садиться в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Трапеза должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол обязательно подается две халы в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне. В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Считается, что во время шаббата в доме должна царить атмосфера радости и покоя.
О запретах. Не все виды деятельности, которые запрещены в шаббат, у нас принято считать работой. Например, писать (хотя, читать можно, но только религиозную литературу) или развешивать белье, включать/выключать свет или завязывать шнурки. В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого что-то создается или изменяется.
Для религиозных евреев шаббат — священный праздник, который посвящают Богу, семье и друзьям.
Но даже те, кто не соблюдает всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю.
В шаббат нельзя заниматься приготовлением еды, даже подогревать еду запрещается. Но субботний праздничный стол — важная часть традиции! Вот и приходится еврейским хозяйкам крутиться заранее, в четверг и пятницу. Вот и бегут они по магазинам и рынкам в поисках провизии на ближайшие дни — с сумками, рюкзаками, чемоданами, тележками… Об этом читайте в следующей части рассказа о субботнем Израиле.
Пожилая дама в шляпке, сложном платье и на каблуках говорит своей подруге: «Я их очень всех люблю, прямо вот обожаю, и Ленечку, и Моню, и Аню, и Мишеньку с семьей, и Борю, они такие прекрасные, но каждый шаббат накрывать стол на двадцать человек! Мне хочется лечь и умереть под этим столом!»
В Торе описаны 39 видов деятельности, которые запрещены иудеям в субботу, но сейчас этот список сложно назвать актуальным. Современные правила сводятся к пяти идеям: запрещено работать; включать и выключать электрические приборы; путешествовать в чем-либо (автобусы, автомобили, самолеты и т.п.); готовить еду любым способом (есть еду можно); нельзя заводить мотор машины, но если кто-то другой заведет ее, то можно ехать; нельзя зажигать свет, но можно вместо себя нанимать для этого арабов. Может тут и кроется секрет того, что рядом с евреями практически всегда можно найти арабов, и не только в Израиле. И между прочим, нельзя курить! Вообще тема запретных и разрешенных действий очень обширная, есть масса нюансов, на еврейских форумах раввины подробно разбирают и растолковывают каждую возникающую ситуацию. В сети также можно найти лайфхаки от евреев, соблюдающих шаббат, но живущих в светских государствах. Например, ждать возле двери подъезда по кто-то не наберет код замка или включить дурочка, когда нужно расписаться на документе.
— Пойдем на море?
— Никто не ходит на море в шаббат, — отвечают тебе и крутят пальцем у виска.
— Почему? — спрашиваешь ты.
— Потому что в шаббат на море не протолкнуться.
К вечеру субботы город оживает — в кафе все столики заняты, по набережной гуляют отдохнувшие горожане.
Шаббат не только встречают, но и провожают. Церемония называется «Авдала» от слова “отделить” — нужно отделить святой день от рабочей недели, которая предстоит. Все говорят священной субботе «До свидания» и возвращаются к будничным заботам.
Как только в пятницу зашло солнце, в Израиле меняется приветствие. С этого момента и до ночи субботы принято при встрече говорить “Шаббат Шалом”. Как только шаббат заканчивается, используется уже другое приветствие “Шавуа тов”, что переводится как “Хорошей недели”.
— Шаббат ушел, но… он всегда возвращается. Евреи говорят, что «Мирная суббота» — это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев».
Путешественники и шаббат.
Прилет в пятницу вечером означает, что из аэропорта придется добираться на такси, т.к. общественный транспорт не работает. Кроме того, в шаббат действуют повышенные тарифы на поездки на такси +25%.
В некоторых отелях есть специальные лифты, которые не требуют нажатия кнопок. Они ездят автоматически между этажами, останавливаясь на каждом.
В шаббат не работает общественный транспорт, ж/д движение полностью останавливается, автобусные линии закрываются, кроме некоторых исключений.
Есть улицы, на которых в субботу полностью запрещено движение. В некоторых городах Израиля даже висят специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала шаббата.
Магазины: в местах развлечений и туристических местах они закрываются только в пятницу с 16–00, в субботу с утра обычно все открыто.
Многие достопримечательности закрыты, и тут нет каких-то правил. К примеру, Стена Плача в шаббат открыта и площадь около нее переполнена.
Все экстренные службы (полиция, пожарная, и т.д) и медицинские учреждения в субботу работают в специальном режиме. Тут евреи руководствуются заповедью — ради спасения жизни человека все остальные заповеди отменяются.
Шабат: хозяйкам на заметку
12.04.2001
Редактировать статью
Все большее распространение в современном мире получает пятидневная рабочая неделя, для субботы и воскресенья даже появилось специальное название — «выходные», а ведь именно евреи подарили миру еженедельный день отдыха — седьмой день. И лишь постепенно идея «дня отдыха» проникла в другие культуры и стала всеобщей.
Однако Шабат — это не просто выходной день. Шабат — это особый мир, существующий по своим законам и правилам. Шабат дает нам возможность отдохнуть и «подзарядится», забыть о делах, о работе и посвятить время себе и своей семье. Шабат — это дар Вс-вышнего и он накладывает на нас определенную ответственность.
К Шабату, как и к любому еврейскому празднику, необходимо хорошенько подготовится. И, естественно, все приготовления ложатся на наши с вами хрупкие плечи. Нам нужно сделать три основные вещи: навести порядок в доме, приготовить еду и приготовить себя саму. Во многом от того, как мы выполним эти три задачи, зависит то, насколько успешно пройдет Шабат.
В особенный день принято устраивать особенную трапезу. Блюда традиционной еврейской кухни: картофельный кугель, кугель из лапши, суп с курицей, жареный цыпленок, печеночный паштет, фаршированная рыба (гефилте-фишь). Все блюда готовятся до Шабата, чтобы в законный день отдыха мы наслаждались их вкусом, забыв о хлопотах, связанных с их приготовлением. Также для Шабата обычно покупают фрукты и готовят сладости для детей.
За праздничный стол принято садиться в нарядной, самой лучшей одежде. Шабат — подходящее время, чтобы продемонстрировать красивую обнову. Готовясь к Шабату, не забудьте оставить хотя бы несколько минуток на то, чтобы привести себя в порядок, ведь в этот день особенной должны быть, прежде всего, вы сами.
На Шабат принято приглашать гостей, этим мы выполняем заповедь hахнасат орхим (гостеприимства). Именно в это время спокойно, никуда не торопясь, можно пообщаться со старыми друзьями и лучше узнать новых знакомых. hахнасат орхим — очень важная заповедь для воспитания детей
С ее помощью они учатся делиться с другими тем, что есть у них, знакомятся с совершенно разными людьми, узнают много нового.
Кроме того, Шабат — самое лучшее время для семейного общения. При современном образе жизни, когда вечно занятые родители почти не видят своих детей, это едва ли не единственная возможность собраться всем вместе поговорить, обсудить общие интересы и, наконец-то, дать отцу возможность узнать, чем занимается его ребенок в свободное время и как учится.
А вот несколько рецептов для трапезы на Шабат:
2 пакетика сухих дрожжей
1/2 чашки теплой воды
1/4 чашки растительного масла
2 чайные ложки соли
2 чайные ложки сахара
7 или 8 чашек муки
Смешайте дрожжи с теплой водой и оставьте на 5-10 минут. Затем смешайте кипяток, масло, соль и сахар, тщательно перемешайте до полного растворения сахара. Когда эта смесь охладится, влейте в нее дрожжи и добавьте взбитые яйца (оставив 2 столовые ложки, чтобы смазать халы перед выпечкой). Всыпьте 3-4 чашки муки и вымесите тесто. Затем добавьте остальную муку и продолжайте месить до получения однородной, эластичной массы. Затем скатайте тесто в шар, слегка смажьте его поверхность растительным маслом, прикройте тканью и оставьте в теплом месте. Через 2-3 часа, когда объем теста увеличится в 2 раза, промесите его вновь и разрежьте на 2 части, чтобы выпечь две халы. Затем, чтобы сделать халу по всем правилам, следует «отделить халу». Возьмите небольшой кусочек теста, размером с маслину, и бросьте в духовку, произнося следующее благословение:
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, который освятил нас Своими заповедями и повелел нам отделять халу.
1 и 1/4 чашки крупной белой фасоли
1/2 чашки красной фасоли
3 крупные картофелины, крупно нарезать
грубая соль, по вкусу
1 чайная ложка мятого чеснока
Положите в большую кастрюлю или жаровню промытые фасоль и ячмень, нарезанное мясо. Залейте водой так, чтобы она покрыла содержимое примерно на 5 см. Доведите до кипения и снимите пленку. Накройте крышкой и готовьте 1 час на малом огне. Добавьте картофель. На самом маленьком огне готовьте еще 4-5 часов.Чолнт оставляют на покрытом огне на весь Шабат.
Блюда на шабат
Замечательные блюда и рецепты для Субботы. Сделайте ваш Шаббат незабываемым.
Не знаете что приготовить на Шаббат? У нас вы найдёте рецепты на шабат, блюда для субботы, основные блюда, закуски, салаты, рецепт суббтней халы и т. д. Сделайте ваш Шабат неповторимым!
Рецепт халы на Шаббат для субботнего стола
Что говорит иудаизм про разбитое зеркало?
Какое благословение следует сказать при зажигании свечи Цадику??
Кто такая Амтелай бат Карнево и есть ли сгула произносить её имя?
Что такое Шушан Пурим?
Обязательно ли есть на хануку жареные в масле блюда?
Дополнительные товары
שבויות
תניא לאנשים כמוך וכמוני
Оранжевый суп с семечками на Шаббат
Вкусный и согревающий суп, который как нельзя более подойдёт к субботнему столу в холодные зимние дни. Предлагаем вам познакомиться с ингредиентами и рецептом оранжевого супа с семечками на Шабат.
Классический суп с кнейдалах на Шаббат
Что может быть лучше для субботней трапезы, чем классический суп с кнейдалах. Предлагаем вам познакомиться с рецептом супа с кнейдалах на Шаббат.
Холодным зимним днём, но и не только, что может быть вкуснее, чем густой и ароматный фасолевый суп? Только этот же суп в субботу. Предлагаем вам познакомиться с 2-мя лёгкими и вкусными рецептами фасолевого супа на Шаббат.
Когда мы хотим немного разнообразить закуски на сеудат Шаббат (Субботние трапезы), паштида (запеканка) может очень подойдти для этого. Предлагаем познакомиться с рецептом прекрасной паштиды из батата и лука.
Предлагаем вам рецепт который украсит любой стол в Шабат. Пай из баклажанов и слоённого теста. Узнайте рецепт приготовления и ингредиенты этого прекрасного субботнего (и не только) блюда.
Салат из шумара (фенхеля), укропа и апельсина/мандарина на Шаббат
Предлагаем вам рецепт прекрасного и освежающего салата на Шаббат, который будет замечательной добавкой к любой субботней трапезе. Салат из шумара (фенхеля), апельсина (или мандарина) и укропа.
Хамин является классическим еврейским блюдом на Шаббат. Предлагаем вам познакомиться с рецептом хамина и его ингредиентами.
Классический ашкензский напиток на шабат: Компот из различных фруктов, который как нельзя более подойдёт для освежения, жаркими летними днями.
Субботние блюда горных евреев
Еврейская община в Пятигорске существует двадцать пять лет, но многие уже считают этот город столицей горских евреев России и Закавказья. Корреспондент выяснил, есть ли особенные традиции у кавказских евреев и как приготовить правильный хлеб на Шаббат.
Евреи-горцы
В Кавминводах евреи оседали, переезжая из ближайших республик. По статистике в Пятигорске, Ессентуках, Кисловодске и Минводах их живет больше восьми тысяч — для сравнения, в дагестанском Дербенте, в котором когда-то была большая община, сейчас осталось около трехсот семей. Отец и мать Светланы Миировой, исполнительного директора регионального еврейского конгресса Ставропольского края, в семидесятые годы переехали на КМВ именно оттуда.
Горские евреи — ветвь еврейского народа, говорящая на иранском наречии и традиционно проживающая на Восточном Кавказе (Дагестан и Азербайджан). В последнее время расширила ареал и на другие регионы мира, включая Израиль, США и Западную Европу. Численность — 150−200 тысяч человек. Горские евреи отделяют себя от другой проживающей на Кавказе субэтнической группы — ашкеназов (их здесь обычно называют «европейскими евреями»).
— У меня в свидетельстве о рождении в графе «национальность» написано «татка», — рассказывает Светлана.
Она говорит, что когда евреи осели на территории Азербайджана и Дагестана, то там уже жил такой народ — таты, мусульмане иранского происхождения, их еще иначе называют кавказскими персами. Вообще-то, версии о переселении евреев на Кавказ есть разные. В конце XIX века этнограф Илья Анисимов в книге «Кавказские евреи-горцы» рассказал о близости языка татов и горских евреев и сделал вывод, что горские евреи — это таты, принявшие иудаизм. А есть версия этнолога Льва Гумилева о переселении в VI веке, то есть еще до появления ислама, в Хазарию (ныне территории Дагестана и Чечни) ираноязычных евреев из Персии, где была большая и влиятельная еврейская община, перешедшая с иврита на персидский язык. Так или иначе, говорят, что в советское время теория Анисимова о «нееврейском» происхождении горских евреев оказалась весьма кстати: из-за притеснений многие изменили себе национальность в документах и приписали себя к татам.
— Люди просто меняли графу в документах, не изменяя при этом своего образа жизни, — говорит Светлана.
По ее словам, горские евреи отчаянно сопротивляются ассимиляции и у них это хорошо получается.
— Горские евреи в каком-то смысле «утяжеляют» обычаи. Они сохранили их почти неизменными — за счет того, что жили сплоченно и достаточно замкнуто. Веками они чтили законы Торы и сохраняли верность заветам отцов. У горских евреев мало того, что всегда был раввинский совет, действовал еще и совет общины. Не хочу сравнивать евреев горских и европейских, но те, кто жил в Европе, проще и быстрее ассимилировался, — продолжает Светлана. — Когда говорят, что кто-то — из горских, никто не сомневается в его еврейском происхождении. Общины не одобряли смешанные браки.
У горских евреев нет обычаев, отличных от тех, что приняты в Иерусалиме: такие же синагоги, такие же свадьбы под хупой с двумя кошерными свидетелями и разделением зала на женскую и мужскую половины (мужчины не могут наблюдать за женщинами, а дамам оставляют возможность подсматривать), такое же соблюдение иудейских норм. А вот их кухня переняла и «перекроила» многое из того, до чего смогла дотянуться на многонациональном Кавказе.
Горькое, кислое и много мяса
— Кухня еврейского народа перенимает рецепты того места, где мы живем, — говорит Светлана. — Так как на Кавказе любят есть мясо с мясом, то и мы отдаем предпочтение горячим мясным блюдам.
Но вот любовь к пряностям не заимствована.
— Представьте себе полдень на иерусалимском рынке. Горы специй рассыпаются на прилавках торговцев. Кислый, острый и горький вкус преобладает. Так же и в кухне горских евреев на Кавказе. Я бы предположила, что это связано с непростой судьбой народа, с исторической памятью.
— Евреи никогда не были единой массой. Место проживания накладывает на людей свой отпечаток, — заместитель главного раввина Ставропольского края Александр Гольденгерш соглашается, что евреи не прочь позаимствовать у соседей что-нибудь вкусненькое. — Семьдесят процентов блюд — это обычные рецепты. Ничего особенного еврейского в них нет. Просто они сделаны поваром, который может готовить кошерную еду из кошерных продуктов. Евреи живут везде, и «собрать» какую-то общую кухню очень сложно. Но есть правила, которые нельзя нарушать.
Кошерный значит подходящий. Это любой продукт, который подходит под требования кашрута — правил, определяющих дозволенное и недозволенное для иудеев, обычно это относится к еде.
— Не надо думать, что над такой едой читают молитвы. Раввин на нее ничего не шепчет, — объясняет Александр.
Кошерное мясо должно быть получено от жвачных и парнокопытных животных, кошерная птица — это мясо большинства нехищных птиц.
— Не вари козленка в молоке его матери. Нельзя ни при каких условиях смешивать мясо с молоком. В Торе об этом написано трижды. Мало того, что мясные и молочные блюда готовятся строго в разной посуде, они должны разделяться еще и в животе. После сытного мясного ужина молоко можно пить только через шесть часов.
Овощи подходят все без исключения, но надо, чтобы в них не было личинок и жучков — есть крылатых насекомых запрещает Тора. Проверкой занимается сертифицированный представитель департамента кашрута — машгиах, он следит за соблюдением принятых норм. Он же зажигает и гасит газ на плите во время готовки. А вот изменять температуру позволительно и без него.
Хала на Шаббат
Где бы евреи ни жили — в Тель-Авиве или в Дербенте, в Пятигорске или в Иерусалиме, перед Шаббатом, седьмым днем недели, они готовят субботний хлеб. Его называют хала. Не путайте с булкой-плетенкой, продающейся в магазине. Кошерная хала делается особым образом и, чтобы ее можно было подавать с мясом, не содержит и следа молочных продуктов.
Ингредиенты для пяти хал среднего размера:
Белая пшеничная мука — 2 кг. Можно заменить ее на цельнозерновую смесь
Теплая вода (70−80°С) — 1 л
Растительное масло — 100 мл
Дрожжи — 20 гр
Соль — 1 ст. ложка
Сахар — 2 ст. ложки
Яйцо для обмазки
Кунжут для украшения
— Халу — колосок из жгутиков теста — делают, готовясь к субботней трапезе. Святой хлеб открывает Шаббат, — рассказывает Анжела Пейсахова из пятигорского женского клуба «Мазаль».
Само слово «хала» обозначало кусочек теста, который отщипывали от любой выпечки в пользу Иерусалимского Храма. Со временем халой стали называть само хлебобулочное изделие, а не жертвенную часть выпечки.
— Хала бывает разной. Ее могут готовить в виде ключа, лестницы или виноградной грозди. Круглые халы пекут на праздники — совершенная форма символизирует единение с творцом. Традиционная же субботняя хала состоит из сплетенных в косичку жгутиков теста.
Перед тем, как прикоснуться к продуктам, Анжела три раза омывает руки.
Для теста используется мука, которую заранее просеял машгиах, — чтобы в ней точно не было жучков. Проверяет он и яйца — в них не должно быть следов крови или зародышей. Каждое яйцо разбивает в прозрачный стакан и просматривает на свет. В инкубаторских яйцах с белой скорлупой, как правило, никакие вкрапления не встречаются.
Тесто для халы замешивается в большом тазу. В муку всыпают дрожжи, рядом засыпают сахар, а соль — чуть в сторону, чтобы она не соприкасалась с дрожжами.
К дрожжам хорошо добавить немного масла.
Теперь можно постепенно подливать воду. Желательно, чтобы она была теплой. Тесто вымешивают руками, пока вода и мука не уйдут.
Когда тесто почти готово, сверху льют масло и продолжают вымешивать.
Над готовящейся халой принято говорить друг другу добрые пожелания. Когда тесто замешено, от него берут символическую часть — по кусочку с четырех сторон, символизирующих юг, север, запад и восток. Потом их сожгут.
Отделение халы — священная заповедь, право, данное женщине в иудейской культуре.
Когда «десятина» отделена, таз накрывают пищевой пленкой и оставляют примерно на час, пока тесто не поднимется. Затем его разделяют на жгуты и раскатывают.
— В это время мы зажигаем свечи за души наших праматерей, — Анжела подносит спичку к фитилю. — Мы молимся за них, потому что хала — это традиция, которая передается от женщины к женщине.
Халу можно плести из любого количества жгутиков. Обычно берут пять или шесть полосок теста и переплетают их крест-накрест.
— Помните, как в детстве заплетали колосок? Так вот, здесь такая же система.
Халы выкладывают на противень, покрытый промасленным пергаментом. Важно оставлять расстояние, чтобы хлеба не слиплись и остались целыми (во время встречи Шаббата халу преломит раввин).
Халы выпекают в печи 40 минут при температуре 180°С.
Стол накрыт белой скатертью, на нем истекает воском пара зажженных свечей. Раввин складывает вместе два субботних хлеба и читает над ними благословение. Затем он отламывает кусочек от золотистого края булки, макает его в соль и пробует. После этого халу передают дальше — встреча Шаббата в общине горских евреев начинается.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов