что делать во время рекламы 100 к 1
marafonec
Марафонец
Бег на месте к горизонту
Перерыв на программу. Почему рекламы на телевидении больше, чем передач?
Какие товары и услуги нельзя рекламировать на телевидении?
Что делать тем, кого не устраивают хронометраж рекламы, ее содержание, навязчивость? Разобрался «АиФ».
Хронометраж
Согласно ст. 11 реклама на телевидении не должна занимать более 20% объема вещания в течение суток. При этом в период с 18.00 до 22.00 показ рекламы не должен превышать 16 минут в течение каждого часа. Нехитрые математические расчеты позволяют понять, что это практически четверть всего эфира.
В то же время продолжительность каждого прерывания передачи рекламой, в том числе художественного фильма, не должна превышать 6 минут, за исключением периода с 18.00 до 22.00. В «прайм-тайм» рекламный ролик может длиться и дольше, но, как уже было отмечено, в совокупности не более 16 минут в час. При этом прерывать передачу рекламой допускается не более 4 раз в течение часа эфира.
Исключения
Есть и исключения. Например, не допускается прерывание рекламой трансляции выступлений президента и премьер-министра, сессий Совета Республики и Палаты представителей, выступлений их председателей, а также госмероприятий, траурных и других официальных церемоний. Подобный запрет действует во время религиозных и детских передач; передач продолжительностью менее 15 минут; передач без согласия правообладателей.
Образовательные передачи продолжительностью более 15 минут, а также детские художественные фильмы могут прерываться рекламой только в начале и перед их окончанием, но не более чем на минуту. Содержание рекламы должно соответствовать особенностям детской зрительской аудитории.
Трансляция в прямом эфире или в записи спортивного соревнования может прерываться рекламой только в перерывах или во время остановок состязания. Если на турнире они не предусмотрены, то трансляция может прерываться только таким образом, чтобы это не привело к потере части существенной информации о соревновании.
Хотя что понимать под «существенной» информацией. К примеру, во время показа парада спортсменов на II Европейских играх белорусские зрители так и не увидели дефиле представителей Болгарии, Исландии, Мальты, Монако, Молдовы и других стран. Вместо этого были показаны рекламные ролики спонсоров. Видимо, это более существенно…
Без алкоголя и табака
Реклама крепкого алкоголя и сигарет на телевидении запрещена. Ограничение действует на рекламу пива и слабоалкогольных напитков. Они могут рекламироваться только с 22.00 до 7.00 с предупредительной надписью о вреде их чрезмерного употребления, занимающей не менее 10% площади кадра и размещающейся на протяжении всего времени ролика.
Ряд условий применяется и к рекламе о привлечении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями денежных и других средств. Ролик должен содержать исчерпывающую информацию о данном процессе и возможных рисках.
Бегущая строка
Реклама в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки», должна размещаться по краям или в углу кадра, не превышать 7% площади кадра и не накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера.
Зачем рекламодателям раздражающая пользователей интернет-реклама
Ситуация с навязчивой рекламой привела к тому, что появились интеллектуальные модули блокировки рекламы в антивирусных пакетах и популярных браузерах, такие как AdBlock, что уже вызывало критику и противодействие крупных сайтов и порталов. Спам-фильтры крупнейших веб-сервисов и почтовых пакетов также делают свою работу, блокируя рекламный спам. Однако и «рекламные» технологии не стоят на месте. Появились троянские программы, которые заражают множество компьютеров и смартфонов пользователей, чтобы начать откручивать на них рекламные баннеры, причем это далеко не всегда реклама очередного веб-лохотрона — встречаются и крупные рекламодатели, чья репутация от этого может пострадать.
Возникает логичный вопрос: зачем рекламодатели платят за такую рекламу, если она вызывает раздражение и негатив к рекламируемым товарам и услугам?
Закон больших чисел
Внимание пользователей в интернете фрагментировано. Во время серфинга в сети мы скачем с темы на тему, со страницы на страницу, иногда на уровне подсознания определяя интересное и отбрасывая все ненужное. Человек не видит ничего, что находится за пределами фокуса его внимания. Этот эффект называется «баннерная слепота». Поэтому, чтобы быть замеченным, нужно либо агрессивно показать рекламный баннер, либо разместить рекламу как можно в большем количестве мест и довольствоваться очень маленьким процентом тех, кто ее увидит, так называемой конверсией.
Достаточно произвести несложный математический расчет, чтобы понять, почему баннерами завешаны практически все сайты и порталы, особенно крупные. Проверено, что конверсия аудитории в тех, кто заметит баннер и кликнет на него, составляет 0,05–0,07%. Да-да, именно пять сотых процента, то есть из 10 тыс. показов баннера на странице, причем показом считается загрузка баннера, а не то, что человек физически его увидит (это никак нельзя проверить), на него кликнет целых пять человек! При этом пользователь еще может кликнуть по ошибке или кликнуть и передумать смотреть страницу.
А теперь представьте, что рекламодателю нужно 50 тыс. человек на своей странице за месяц, чтобы добиться поставленной цели. Для этого ему придется показать свой баннер 100 млн раз. Это месячная посещаемость 20 крупных тематических ресурсов или трех-пяти крупнейших федеральных площадок. При этом на рынке действует не один рекламодатель, так что выбора у них нет, и рекламные баннеры будут неизбежно появляться на ваших любимых сайтах.
Екатерина Шинкевич, генеральный директор CPAExchange, cчитает, что рекламы стало больше, но она становится умнее.
«Привычная «валюта» оплаты — стоимость за 1 тыс. показов или переход на сайт — перестает быть привлекательной для заказчиков. Любую рекламу можно сконцентрировать именно на ту аудиторию, которой потенциально она интересна. Например, показывать баннеры или текстовые блоки только людям, проживающим в том или ином городе; сконцентрировать рекламу по нужному полу и возрасту», — рассказала она.
По словам Екатерины Шинкевич, возможны настройки по интересам. Также можно ограничивать показы рекламы одному пользователю не более определенного количества раз в день/неделю/месяц. Есть возможность настраивать показы рекламы исходя из устройств, через которые пользователи выходят в интернет.
«Ум» настроек зависит от технологичности рекламной платформы. Основная задача интернет-маркетолога на стороне рекламодателя — разместить такую рекламу, которая хорошо сконцентрирована на нужной аудитории и не раздражает ее», — говорит директор CPAExchange.
Отдельный разговор — о крупных производителях товаров народного потребления, которые продают свои товары миллионами. Им важно, чтобы их рекламу просто видели и слышали как можно больше и как можно чаще в течение короткой рекламной кампании: по ТВ, в метро, по радио, в магазинах и, конечно же, в интернете. Здесь работает эффект «из каждого утюга». Поэтому важно забрендировать площадку так, чтобы это нельзя было не заметить.
Борьба с рисками
Совсем избавиться от рисков при проведении рекламной кампании нельзя, поэтому рекламодатели просто стараются переложить их с себя на рекламные площадки и сети, то есть платить не за показ рекламы, а за клики на ссылки, а то и за результат в виде регистраций пользователей, звонков на телефон менеджера по продажам, установок мобильных приложений, а еще и за такой сложный результат, как «установка мобильной игры и прохождение ее до пятого уровня».
Однако это не избавляет пользователя от навязчивой рекламы, скорее, наоборот. Рекламодатель перекладывает ответственность за то, как будет рекламироваться его продукт, и риски, связанные с этим, на рекламного агента, а его, в свою очередь, интересует только результат, а не адекватность способа, которым он будет достигнут. Расплачиваться за это приходится тем, что твой продукт может начать продвигать вирус, мучающий свои жертвы. На клике не написано, каким способом он получен.
Контекстная реклама
Наиболее распространенный и доступный для понимания рекламодателей формат с платой за клик — это контекстная реклама («Яндекс.Директ» и Google AdWords). Она растет даже на фоне общего падения рекламного рынка в России. При этом количество рекламодателей и конкуренция между ними возрастает, растет количество рекламных объявлений и цена за клик, а значит, рекламным площадкам надо «производить» все больше и больше кликов, при этом количество показов увеличивается медленно, ведь аудитория интернета растет сейчас далеко не в разы.
Например, несложно проверить, сколько раз в месяц пользователи спрашивают о чем-то у «Яндекса», если зайти на wordstat.yandex.ru и ввести в поле какое-нибудь слово или фразу. Например, слово «чайник» ищут 500–600 тыс. раз в месяц. Из них надо исключить тех «чайников», которые ездят по дорогам, книжки «для чайников» и т.д., и останутся 50 тыс. пользователей, которые хотят купить чайник. Если вспомнить, что кликает значительно меньше 1% от показов, то чайников так продать можно не так уж и много.
Рекламные площадки, да и сами «Яндекс» и Google, стараются увеличить количество кликов, убирая различия между результатами поиска и рекламными объявлениями. Например, в выдаче «Яндекса» исчезла нумерация, рекламные блоки явно не отделяются от остальных результатов, хотя и помечены значком «реклама».
«ВКонтакте» и другие социальные сети продают рекламу по схожей схеме, только за основу здесь берутся данные из профиля пользователя (пол, возраст, место жительства, профессия, интересы и предпочтения, которые он сам же и указал в анкете, и т.д.), или «таргетинги». Чем больше параметров, тем меньше подходящих пользователей, меньше показов и кликов, а значит, клик будет дороже, ведь за внимание пользователя борются не только прямые конкуренты, но и рекламодатели из разных сфер, а общее количество показов у социальной сети неизменно. Кстати, клики здесь тоже продаются на аукционе.
Само собой, для разных товаров и услуг показатели разные. Например, из «ВКонтакте» и Facebook можно очень дешево получать установки мобильных приложений. Иногда удается приобрести пользователя по 10–20 руб. Также «ВКонтакте» хорошо продаются товары для школьников.
Плата за действия
Плата за действие — это наименее рискованный для рекламодателя вариант. Есть регистрация/звонок/покупка/установка — есть оплата по фиксированной цене. Однако, так как для рекламного агента риск максимален, продавать свои товары и услуги по этой модели сможет далеко не каждый и в недостаточно больших объемах. Это должны быть товары и услуги с высокой нормой прибыли, хорошо известные аудитории. Суть этого способа рекламы заключается в том, что очень много опытных ребят, которых в просторечье называют «компьютерщики» или «программисты», а более знакомые с вопросом знают их еще как «веб-мастеров», находят лазейки в работе интернета, позволяющие получать показы, клики или действия очень дешево. Зачастую они используют те же рекламные каналы, но делают это лучше, например, они хорошо умеют настраивать «Директ» и «ВКонтакте» для отдельных товаров и услуг.
Однако часто эти ребята плодят огромное количество веб-страниц, автоматически копируют тексты, картинки, музыку, видео, взломанное ПО и т.д. с других сайтов, переиначивают содержание страниц, тщательно настраивают свои сайты так, что оказываются в первых строчках поисковиков, и получают бесплатных посетителей.
Для пользователя это выливается в то, что, введя запрос в поисковике, он не может найти ответ на свой вопрос, перебирая одну за другой веб-страницы, полные мусора. Кто-то бросает это гиблое дело и переходит по рекламе какой-то новой игрушки, остальные страдают дальше.
Поисковики пытаются бороться с такими CEO-технологиями, от чего больше страдают нормальные страницы с хорошим контентом, чем те, кто плодит «мусорные» сайты, быстро находя недочеты в алгоритмах их работы. Одной из идей является определение позиции сайта в результатах поиска по поведению пользователей. Если пользователи заходят, находятся на странице достаточно долго и переходят по ссылкам, то это — «хорошие» пользователи.
Так называемые сети мотивированного трафика уже потирают ручки в ожидании баснословных прибылей. Ответ на этот план поисковиков довольно прост: «Так, школьник из «ВКонтакте», иди сюда! Заходи по ссылке, сиди на странице 30 секунд, жми на эту ссылку, потом на эту. Все, молодец! Получи виртуальную золотую монетку в своей любимой онлайновой игрушке!»
Когда-нибудь будет лучше?
Нынешняя ситуация не устраивает как пользователей, так и самих рекламодателей и площадки. Рынок перегревается, цены на рекламу растут, эффективность — падает. Поэтому сейчас бурно развиваются технологии интеллектуальной рекламы, основанные на алгоритмах. То есть роботы учатся по-умному предлагать нам рекламу.
По мнению, директора по работе с клиентами компании Auditorius Александры Цанцариди, одним из главных драйверов рекламного рынка в ближайшие годы станет технология автоматизированных медийных размещений (programmatic), использующая информацию о пользователях (big data) и аукционный принцип формирования ставок на рекламные показы (RTB).
Почему это стало возможно? Почти все мы сейчас где-то залогинены, особенно на мобильных устройствах, которые, по сути, позволяют собирать данные о пользователе 24 часа в сутки. Поэтому те же социальные сети могут предоставлять рекламным платформам данные о пользователе, который зашел на другой сайт, где висит реклама. Нет, они не нарушают законы о персональных данных, так как информация предоставляется обезличенно, то есть: «Скажи мне, социальная сеть, а не залогинен ли в тебя пользователь с таким-то адресом в сети?» — «Да, залогинен!» — «А тогда опиши мне, социальная сеть, кто это?» — «Это женщина, от 25 до 35, из Москвы, указавшая в интересах французские духи». Нетрудно догадаться, какую рекламу покажет ей рекламная площадка.
«По тому, какие страницы в интернете посещает пользователь, где ставит «лайки», какие поисковые запросы вводит и т.п., можно определять его предпочтения и планы конкретных людей, — говорит Александра Цанцариди. — Теперь показ баннеров подчиняется большим математическим моделям. Это, конечно, не говорит о том, что рекламы стало меньше — ее по-прежнему много, но теперь есть множество инструментов для адаптации сообщения каждому пользователю, то есть реклама становится персонифицированной и адресованной каждой отдельной группе пользователей, что делает ее более полезной для аудитории».
Но это не предел совершенства. В сети мы ищем информацию, а не рекламу, и выдача информации пока что происходит отдельно, а открутка рекламы — отдельно. В будущем роботы научатся это комбинировать. К рекламным сетям подключат авторов интересного и полезного контента, и рекламодатель, выигравший аукцион, будет не только демонстрировать свою рекламу потенциальному потребителю, но и размещать ее в статье на интересную этому потребителю тему. Например, в обучающую статью в качестве примеров будут попадать кусочки текста про те товары и услуги, которые рекламируются в данный момент.
То есть реклама, конечно, не исчезнет совсем, но большая ее часть растворится в интернете и перестанет нас раздражать.
Реклама, за которую пришлось судиться
Подлинные истории о российской рекламе
Вы повесили баннер в центре города с рекламой своей фирмы, слоган кому-то не понравился, и вам выписали штраф в полмиллиона.
Я работаю юристом девять лет и знаю: такое часто бывает. Вот подборка историй о том, как штрафовали предпринимателей за обидные и безобидные шалости в рекламе.
Должна сразу предупредить: эта статья о людях, начисто лишенных чувства юмора.
Что такое реклама
Реклама — это любая информация, которая сподвигает человека что-то сделать: купить товар, куда-то сходить и так далее. При этом не важно, где эту рекламу разместили — в телевизоре, на двери подъезда, на сайте или в газете. Комментарий к посту в соцсети вроде «Приходите, у нас в магазине завтра скидки» — тоже реклама.
Государство жестко регулирует, какую рекламу размещать можно, а какую нельзя. За этим следит Федеральная антимонопольная служба. Обычно сначала нарушителя не штрафуют, а предупреждают и просят удалить запрещенную рекламу — убрать объявление с сайта или демонтировать щит.
Если же штрафуют, то сразу по-крупному: санкции достигают полумиллиона рублей. А еще бывает, что реклама просто кому-то не понравилась. Например, прохожий посчитал, что слоган на плакате причинил ему моральные страдания, — могут оштрафовать и за это.
Бывает, что на рекламу обижаются конкуренты и тоже идут в суд. В российской судебной практике полно случаев, которые показывают, что с рекламой надо быть осторожным — оказывается, много чего делать нельзя.
Призывы к насилию
Реклама не должна призывать к насилию и жестокости или оправдывать их.
В 2015 году сеть книжных магазинов в Самарской области запустила рекламу товаров для школы: учебников, тетрадей, канцтоваров, ранцев. Кроме всего прочего рекламировали и розги. В Самаре, Тольятти и Сызрани развесили плакаты с провокационным слоганом «Розги ученические 99,9 Р : внедряем знания!». А городские радиостанции транслировали аудиоролик книжного магазина, завершающийся звуком удара розгами.
Хотя реклама носила шуточный характер и даже заняла второе место в номинации «Лучшее решение в наружной и печатной рекламе» премии «Волга-бренд-2016», антимонопольщики посчитали, что реклама «призывает к физическому насилию в отношении детей». Не зашел юморок.
Что грозило. Компании — штраф от 100 000 до 500 000 рублей, а ее директору — от 4000 до 20 000.
В итоге. Суд оштрафовал книжный магазин на 200 тысяч рублей, а директора — на 8 тысяч. Антимонопольная служба обжаловала решение, посчитав, что магазин должен заплатить больше, но вышестоящие инстанции оставили решение в силе.
Реклама сигарет
В 2013 году Россия присоединилась к Женевской конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Появился целый ряд законов о защите россиян от табачного дыма, в том числе запретили и рекламу сигарет.
В 2015 году один продуктовый магазин в Москве повесил около кассы листовку с рекламой сигарет. Покупатель сфотографировал ее и отправил снимок в антимонопольную службу.
Что грозило. Штраф от 150 000 до 600 000 рублей магазину и от 10 000 до 25 000 — директору.
В итоге. Антимонопольщики оштрафовали магазин на 150 000 рублей. Владельцы пытались оспорить штраф в суде, доказывая, что листовка была наклеена со стороны кассира и в ней была приписка «Только для служебного использования». Но владельцам отказали и в первой, и в апелляционной инстанции — листовка была видна и покупателям, а не только продавцам.
Некорректные сравнения
В рекламе нельзя употреблять слова «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и другие, в которых есть превосходная степень, если это нельзя доказать. Когда компания говорит, что она «самая лучшая», надо перечислить конкретные параметры и сослаться на исследования.
В 2017 году Московский государственный университет повесил на здании физического факультета плакат «МГУ — лучший вуз России».
Что грозило. Если бы кто-то пожаловался — штраф 100 000—500 000 рублей университету и 12 000—20 000 — ректору. А так пронесло.
Обман потребителей
Информация в рекламе должна соответствовать действительности.
В 2016 году предпринимательница из Вологды организовала в Оренбурге ярмарку одежды и в рекламе пообещала продавать ее за копейки. В управление антимонопольной службы поступило несколько жалоб от местных жителей: в буквальном смысле за копейки они не смогли ничего купить.
В итоге. Антимонопольная служба посчитала, что реклама вводит покупателей в заблуждение — куртки, пальто и пуховики должны были стоить меньше рубля. Сама предпринимательница рассказала, что на рекламе хотела сэкономить, текст придумала сама, а при изготовлении растяжки просто потерялись кавычки у слова «копейки».
Полуправда
Нельзя упускать важную информацию, если из-за этого искажается общий смысл. Например, если какая-то акция действует только при определенных условиях, про них обязательно надо сказать.
заплатила компания «Яндекс-такси» в качестве штрафа за некорректную рекламу
Непристойные изображения
Реклама не должна содержать информацию порнографического характера. Причем не важно, какая это реклама — видео, картинки или текст.
Что грозило. Штраф за каждый баннер от 100 000 до 500 000 рублей для компании и от 4000 до 20 000 — для директора.
заплатила в качестве штрафа самарская кондиционерная компания за непристойную рекламу
В итоге. По мнению антимонопольной службы, «размещение в общественных местах сексуальных образов неприемлемо и неэтично, это противоречит морально-нравственным устоям значимой доли общества и наносит непоправимый вред нравственному воспитанию несовершеннолетних». Экспертный совет при областном УФАС посчитал, что «реклама имеет двусмысленный характер и предлагает купить одновременно и кондиционер, и женщину для секса, что оскорбляет последних».
Пока шло разбирательство, компания сама демонтировала несколько баннеров, но за каждый неснятый щит рекламодателей оштрафовали на 300 тысяч. Суммарно пришлось заплатить 2 млн рублей. Плюс на 12 тысяч оштрафовали директора.
Иностранные слова без перевода
В рекламе запрещены иностранные слова без перевода. Причем он должен быть написан так, чтобы клиент однозначно понимал, что это — значение иностранного слова. Например, придраться могут к мелкому шрифту.
В 2017 году саратовская мебельная компания объявила о сезонной распродаже, разместив у входа в свои выставочные салоны плакаты с надписью «STOP лучшая цена SALE только в марте! СМЕНА КОЛЛЕКЦИЙ! *Стоп. Распродажа». Федеральная антимонопольная служба сочла нарушением, что слово «SALE» было написано гораздо крупнее, чем русский перевод «распродажа». Причем из-за расположения слов в разных частях плаката не было понятно, что это именно перевод. Рили? Рили, гайз?
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей мебельной компании и от 4000 до 20 000 рублей — директору.
В итоге. Судья в решении указал, что «sale» может означать самые разные вещи: на итальянском — «соль» или «остроумие», на испанском — «солить» или «засаливать», а на французском это прилагательное «грязный» или «гнусный». Мебельную компанию оштрафовали на 200 тысяч рублей. Позже она оспорила штраф и снизила его до 100 тысяч.
Расизм
В рекламе нельзя говорить о неравенстве людей по полу, национальности, религии, возрасту и так далее.
В 2013 году на одной из улиц Челябинска появился рекламный баннер, на нем был изображен белокожий мужчина, жена которого — тоже белокожая — родила темнокожего ребенка. Федеральная антимонопольная служба посчитала, что реклама не уважает семейные ценности и унижает людей с темным цветом кожи.
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей центру стоматологии как юрлицу и от 4000 до 20 000 рублей — директору.
В итоге. Антимонопольная служба оштрафовала стоматологию на 100 тысяч рублей, но наказания удалось избежать, потому что челябинский арбитраж решил, что в нашей многонациональной стране следует аккуратнее говорить о стереотипах. Вот что написано в решении суда:
«Миграция населения растет, в России появляются лица иных национальностей, в том числе с темной кожей. Отношение к появлению детей иного цвета как нарушение общепринятой нормы может быть оскорбительным для данной расы и порождать воспитание у российских граждан нетерпимости к лицам иного пола, расы и национальности. Стереотип о супружеской неверности может быть оскорбительным для определенной категории лиц. Отец испытывает нормальный стресс, связанный с рождением ребенка, но ничего непристойного и оскорбительного здесь нет».
Добро пожаловать в постмодернизм. Пожалуйста, следуйте за мной. Штраф отменили, но спорную рекламу все равно сняли.
Оскорбление других людей
В рекламе запрещено оскорблять других людей, использовать бранные слова или осуждать тех, кто обращается к конкурентам.
В 2016 году на улицах Барнаула, Брянска, Дзержинска и Ульяновска разместили баннеры с рекламой квартир-студий. На щитах были изображены девушки с небольшой грудью, а ниже стояла подпись «Маленькая, зато своя». Чуть позже такая реклама появилась в Оренбурге. Одновременно с этим на улицах прохожие могли увидеть другие рекламные щиты — на них было фото женщины с большой грудью и слоган «Своя должна быть большой».
В этом же городе местный предприниматель аналогичным образом продвигал натяжные потолки. На плакатах был изображен мужчина, заглядывающий к себе в штаны. Ниже располагалась надпись «Маленький, зато свой. Натяжной потолок».
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей для компании и от 4000 до 20 000 — для руководства, от 2000 до 2500 рублей — индивидуальному предпринимателю.
В итоге. Эксперты регионального управления антимонопольной службы вместе с филологами сочли рекламу оскорбительной и непристойной, компанию и предпринимателя обязали снять баннеры. И застройщики, и бизнесмен-потолочник предписание быстро исполнили, поэтому штраф назначать не стали.
Унижение конкурентов
Недовольными рекламой могут быть не только потребители или антимонопольщики, но и конкуренты.
Почти 40 лет по всему миру идет рекламная война американских брендов фастфуда «Макдональдс» и «Бургер-кинг». В России «Бургер-кинг» постоянно размещает свои баннеры рядом с рекламой конкурента, передразнивая ее.
Что грозило. Штраф от 100 000 до 500 000 рублей для компании — налицо некорректное сравнение товаров. Кроме того, «Макдональдс» имел право потребовать компенсировать упущенную выгоду, ведь «Бургер-кинг», не стесняясь, переманивал потенциальных клиентов.
В итоге. На взаимные подколки компаний никто из клиентов не жаловался. Несмотря на то что в своей рекламе «Бургер-кинг» часто позволяет себе откровенно непристойные выпады в адрес конкурента, «Макдональдс» тоже ни разу не обращался ни в суд, ни в антимонопольную службу. Видимо, оба бренда считают скандалы дополнительной рекламой.