что делать в первый рабочий день на новом месте
Пообедать и исчезнуть: HR-специалисты о том, как уйти с новой работы в первый день и не потерять репутацию Статьи редакции
Редакция vc.ru узнала мнения HR-специалистов и экспертов отрасли о том, что делать новому сотруднику, который в первый же день работы понял, что попал не на своё место. Представители Microsoft, JungleJobs, DigitalHR рассказали, зачем беседовать об этом с начальством и как понять, что новая работа действительно не подходит сотруднику.
Смена работы — это всегда стресс. И даже не столь важно, что превалирует в каждом конкретном случае: вдохновение от перспектив или страх от непривычного круга обязанностей. Важно, что попадая в незнакомую обстановку или новый коллектив, человек выходит из зоны комфорта, а значит, ему необходимо время на адаптацию. У разных людей этот процесс может занимать разное количество времени, поэтому не нужно относиться к проблеме дискомфорта на новом рабочем месте как к однозначному индикатору того, что работа не подходит.
Компании важно дать сотруднику время для привыкания, изучения культуры и специфики новой работы, налаживания связей внутри организации. Если по истечении нескольких первых месяцев проблема сохраняется, а динамика привыкания остается негативной, то, конечно, есть вероятность, что на этапе принятия решения о трудоустройстве была допущена ошибка. Однако мой опыт говорит о том, что в большинстве случаев человек успешно адаптируется.
Валентина Игнатьеваведущий менеджер по персоналу агентства интегрированных коммуникаций Comunica
Когда человек попадает на новое место работы, порыв развернуться и уйти может быть совершенно нормальным. Причины бывают самыми разными. Я знаю несколько историй людей, которые так сделали, потому что в офисе у потенциального работодателя не было окна, вместо разработки дизайн-макетов их посадили на холодные звонки или другая компания в тот же день сделала лучшее предложение.
Даже если вы оказались в похожей ситуации, и причины не так очевидны, желания уйти не нужно бояться. Кто-то более адаптивен, а кто-то — менее. Это зависит от темперамента и характера человека. Я рекомендую по возможности выходить на работу под конец недели — в четверг или пятницу. В первый день постарайтесь обойти офис и разузнать всё — где находится туалет, как одеваются коллеги, не склонен ли начальник кидаться пепельницами.
Очень полезно сходить пообедать с новыми коллегами, чтобы ненавязчиво задать интересующие вас вопросы. Кроме того, под конец недели люди более расслаблены, и с ними можно пообщаться в более неформальной обстановке. Это все поможет на выходных спокойно обработать информацию и принять рациональное решение.
Тем не менее бывает так, что с первого взгляда рабочее место не нравится, а потом человек втягивается. Например, он понимает, что хороший коллектив «перевешивает» офис класса B. На мой взгляд, удержать сотрудника — это всё же обязанность работодателя. Мы, например, прикрепляем к каждому новичку наставника, прописываем для него подробный адаптационный план. Наставник в первый же день всё расскажет и покажет, со всеми познакомит и ответит на все вопросы.
Что делать, если вам всё-таки неудержимо хочется уйти? Для того, чтобы не выглядеть неадекватно в глазах работодателя, лучше подойти к руководителю и откровенно сказать о том, что это место работы вам не подходит, и вы вынуждены его покинуть. При этом будьте вежливы и корректны — не стоит материться или упражняться в сарказме, даже если рабочее место вас неприятно изумило. Кто знает, может быть, вам придётся в будущем снова столкнуться с сотрудниками этой компании в другом месте. Кроме того, мир тесен, и другой работодатель может попросить их дать вам рекомендацию.
Евгения Дворскаяоснователь и генеральный директор рекрутингового маркетплейса JungleJobs
Вам необходимо соблюсти правило: поговорил и после этого ушёл. То есть просто уходить «по-английски» не стоит совершенно точно.
Разговора не нужно опасаться, это всего лишь формальность, после которой вы разойдётесь с компанией в разные стороны. Но можно разойтись очень порядочно, а можно некрасиво. Чтобы получилось порядочно, дайте честную, но вежливую обратную связь.
Примерно это может выглядеть так: мне действительно интересны те задачи, которые стоят передо мной, но я чувствую, что коллектив мне совершенно не близок и мне будет сложно с ним сработаться, поэтому я считаю, что будет правильно уйти сразу, не тратя ваши деньги и моё время.
В наше время скорости распространения информации и распространения социальных сетей риски от некорректного разрыва отношений, невыполнения обязательств могут стоить вам репутации. Потому как ситуация сама по себе не очень приятная: компания потратила время и, возможно, деньги на поиск вас, отказала другим кандидатам. Нужно быть максимально корректным в столь деликатном вопросе. И всегда помните, что завтра вы снова может столкнуться с кем-то из несостоявшихся коллег или руководителей, как с клиентом, например.
Мария Хандросуправляющий консультант рекрутинговой компании Hays
Здесь важно признаться себе, что первый рабочий день — это, безусловно, стресс. Процесс адаптации занимает время, и не происходит в один момент. Не зря в большинстве компаний испытательный срок длится три месяца. Это время нужно не только для того, чтобы работодатель оценил качество и уровень работы сотрудника, но и для того, чтобы сотрудник понял, насколько ему комфортно и интересно работать в компании.
Желание уйти с работы в первый день может возникнуть по разным причинам. Иногда по очень необычным. Как-то кандидат принял решение уйти из компании на второй рабочий день, потому что в компании, по его словам, нестерпимо пахло мылом.
Если желание уйти с работы возникло потому, что вам кажется, что вы не справитесь со своей работой, оставьте эти страхи. Никто не ждёт от вас заоблачных результатов в первые недели, а уж тем более в первый рабочий день. Дайте себя время войти в курс дела и адаптироваться к новому месту.
Если вы всё-таки решили уйти, не сбегайте безвозвратно в обед, никого не предупредив об этом. Уйти из компании в первый день — это тоже решение. Имейте смелость честно сказать об этом руководителю. Не начинайте такой разговор с претензий и агрессии. Спокойно и аргументированно объясните, почему вы не хотите продолжать работу в компании. Напоследок не забудьте поблагодарить всех участников процесса за их участие и уделённое время. Побег из компании может негативно отразиться на вашей репутации на рынке труда, так как менеджеры по персоналу из разных компаний зачастую общаются друг с другом.
Катерина Гавриловаоснователь рекрутингового агентства DigitalHR
Есть люди, которые не любят говорить о проблемах. Когда они выходят на работу и в первый же день в ней разочаровываются, они тихо уходят из офиса, плотно прикрывают дверь и растворяются в вечерней толпе у метро. Затем перестают отвечать на звонки и блокируют несостоявшихся коллег в соцсетях. Не надо так.
Скажу честно, руководители и HR-специалисты очень близко к сердцу принимают такие ситуации: во-первых, переживают за человека — вдруг с ним что-то случилось? Во-вторых, переживают за рабочий процесс — неужели в компании есть что-то, что провоцирует буквально на бегство из офиса?
Хотя зачастую серьёзных причин такого поведения нет, иногда кандидаты бояться давать фидбек работодателю и предпочитают исчезнуть. Кроме того, что такое поведение — надсмешка над деловой этикой, оно сигнализирует о профессиональной незрелости кандидата и портит ему репутацию на рынке.
Лучше наберитесь смелости и скажите честно руководителю или HR-менеджеру, что вам некомфортно работать. Вы неверно поняли задачи, не готовы к ненормированному графику — дайте обратную связь, чтобы спасти следующих кандидатов, которые смогут попасть в такую же ситуацию. В любом случае скажите спасибо компании — это ценный опыт для обеих сторон. Но мы советуем не торопиться, присмотреться к компании получше. Вдруг желание уйти — это всего-навсего стресс от первого рабочего дня, а дальше будет только лучше?
Екатерина Жданованачальник отдела подбора и развития персонала ритейлера «Связной»
После десяти лет работы во внешнем и внутреннем подборе персонала могу сказать, что такие ситуации — большая редкость и скорее исключение. Обычно перед выходом на новое место соискатель неоднократно встречается с работодателем, знакомится, присматривается, поэтому сюрпризы в первый рабочий день сведены к минимуму.
Тем не менее, Half-day Tony (люди, которые покидают новое рабочее место в первый же день — прим. ред.) встречаются. Выделю, на мой взгляд, самые распространенные причины, почему сотрудник может исчезнуть в первый день, например, не вернувшись в офис с обеда.
Чтобы избежать ситуации, когда с новой работы хочется уйти в обед и не возвращаться, стоит выяснять все критичные для себя моменты на этапе предложения о работе. Не ограничивайтесь изучением корпоративного сайта: просмотрите группы компании в соцсетях. Попросите HR-специалиста провести экскурсию по офису и показать будущее рабочее место, познакомьтесь с будущими коллегами. Сверьте с будущим руководителем понимание предстоящих задач и обязанностей, уточните принципы формирования KPI. Обсудите нормы сроков и объема нагрузки в отделе. Чем больше вы узнаете «на берегу», тем лучше.
Если даже выяснили все, что хотели, а после выхода на новое место возникли неожиданные обстоятельства, найдите в себе силы не исчезать бесследно. Лучше честно и лаконично поговорить с руководителем или HR-специалистом и обсудить сложившееся положение. Даже если решить проблему вместе не удалось, вы сохраните за собой репутацию адекватного человека.
Первые дни на новой работе: как себя вести
Самый сложный период на новом рабочем месте – это первые дни. Как же вести себя в этот период, чтобы органично влиться в существующий коллектив и хорошо зарекомендовать себя с первых дней? По мнению психологов, первое впечатление о человеке крайне важно и именно оно закладывает фундамент будущих взаимоотношений. Как же правильно вести себя с новыми коллегами?
Приходя на новое место, вы попадаете в сформировавшееся сообщество со своими ценностями, законами и правилами. Большая часть этих правил существует в негласной и неписаной форме, и вам потребуется время, чтобы их усвоить. Поэтому поначалу ваша основная задача – сохранять нейтралитет и наблюдать. Будьте вежливы, сдержанны, открыты. При этом используйте любую возможность, чтобы присмотреться к новым коллегам, изучить правила игры, понять границы, которые не стоит переступать.
Каждый рабочий коллектив – это богатый набор ролей и масок. Попробуйте понять, кто есть кто, и тогда вам будет проще найти место для себя.
Стиль взаимоотношений в компании чаще всего диктуется сверху и колеблется в зависимости от принятой степени формальности. Неформальная среда складывается в молодых, а также в небольших компаниях. В крупных корпорациях степень открытости и свободы гораздо меньше. Госучреждения в нашей стране славятся совсем специфической атмосферой. Разная степень формальности имеет свои плюсы и минусы, однако стоит придерживаться принятых правил: «белые вороны» выживают недолго.
Вот несколько правил, следуя которым, вы легче адаптируетесь на новом рабочем месте.
Что не надо делать в новом коллективе:
1. Не устраивайте революцию. Хотя бы в первые недели работы. Присмотритесь, сориентируйтесь, у вас еще будет возможность проявить себя.
2. Не надо закрываться, забиваться в угол и прятать глаза в документы. Рано или поздно общаться всё равно придется, но потом это будет сделать сложнее. Не нужно выкладывать душу перед новыми знакомыми, просто соблюдайте правила вежливости и хорошего тона.
3. Не ведите себя высокомерно. Часто это способ скрыть волнение, но такое отношение оттолкнет от вас сослуживцев.
4. Не поддавайтесь на провокации. Для сотрудников вы как новая игрушка для ребенка: интересно проверить, как она ведет себя в разных ситуациях. Не позволяйте использовать вас как развлечение. Мягко, но уверенно покажите, что вы человек деловой и пришли сюда работать, оберните провокацию в шутку.
5. Не старайтесь понравиться всем сразу, дайте новым коллегам время к вам присмотреться.
6. Не теряйте чувства меры. Даже если здесь принято бурно отмечать приход нового сотрудника, не стоит перебарщивать с алкоголем в первый же день.
Что надо делать на новой работе:
1. Соблюдайте правила взаимодействия, принятые в этой рабочей среде. Это касается манеры общения, стиля одежды, нюансов рабочего процесса (перекуры, чаепития, опоздания). Адаптировавшись, вам легче будет понять, как проявить свою индивидуальность без ущерба карьере.
2. Сохраняйте доброжелательный и открытый настрой. Помните, что не только новые коллеги изучают вас, но и вы присматриваетесь к ним. Бывает так, что именно знакомство с новыми сослуживцами дает человеку понять, что он попал не туда, куда хотел, и помогает принять решение о смене работы.
3. Найдите неформального лидера – человека, пользующегося бесспорным авторитетом. Наладив с ним доверительные отношения, вам будет легче встроиться в коллектив с его подачи.
4. Обустройте новое рабочее место так, чтобы вам было комфортно и удобно, принесите душевные и полезные мелочи. Это придаст вам уверенности в себе.
5. Вспомните о своих талантах: что вам удается особенно хорошо, в чем вы чувствуете себя компетентным, – и делайте в первую очередь именно это.
6. Используйте секреты невербального общения. Держите ладони открытыми, не зажимайтесь, не перекрещивайте ноги – это сигнализирует собеседнику о вашей уверенности и готовности идти на контакт. Однако, не стоит надеяться, что этих мер будет достаточно: важно действительно чувствовать себя так, иначе вы рискуете выглядеть смешно.
7. Научитесь отказывать. Покажите коллегам, что вы знаете, чего стоите. Иначе вам сядут на шею в первый же день. Избавиться от этого потом будет очень трудно.
8. Помните, что вы пришли сюда работать! Начальство будет оценивать ваши результаты, а не коммуникативные способности.
Все эти правила помогут вам только в том случае, если вы не забудете главного – оставаться собой. Даже идеально выстроенное поведение мало поможет, если вы неискренни: любой обман рано или поздно вскроется.
Испытывать волнение в новом коллективе – это нормально. Вам будет проще, если вы воспримите этот опыт как уникальную возможность для самореализации. Незнакомые люди не знали вас до этой минуты и готовы увидеть и поддержать таким, какой вы есть в настоящий момент, тогда как привычное окружение часто невольно тормозит развитие. Главное – помнить, что вы пришли сюда работать, повышать свой профессионализм. Хорошие отношения с коллегами – вторичная цель, которая призвана обеспечить комфортность вашего карьерного роста.
Советы новичков
У меня опыта вхождения в новые коллективы не много, но я успел встретиться с двумя совершенно разными вариантами. В первом весь рабочий коллектив был настоящей единой командой, хотя и обязанности, и род деятельности у людей не пересекались. Каждый готов помочь, если что, чувствуется плечо человека рядом. В такой коллектив легко и приятно вливаться и становиться его частью. Во втором же случае вроде бы все общаются, но при этом нет сплоченности, каждый делает строго свой участок работы, помочь ближнему – дикость (со своими проблемами пусть разбирается сам, главное – своя работа сделана). В таком коллективе очень продолжительное время чувствуешь себя скованно и одиноко. Я сам человек неконфликтный. В новой среде обычно я подстраиваюсь, поэтому сильных проблем не возникает. Правда есть один минус: все воспринимают такое поведение как проявление слабости почему-то и пытаются сесть на шею. — Алексей, координатор в интернет-компании
Лично я, когда прихожу в новый коллектив, стараюсь установить дружеские отношения – очень помогают совместные чай-паузы. Там можно узнать о взаимоотношениях в коллективе, выявить лидера и т. д. Обязательно приношу вкусные угощения к чаю. Безотказный способ установить дружеский контакт и расположить к себе коллег. Но главное – это ваша уверенность в себе как в профессионале. Угощения не сделают вас профессиональнее в глазах коллег и руководителя. — Валерия, сотрудник типографии
Анна Дадеко
психолог, директор Центра карьерного консультирования «Точка отсчета»
Приходя на новое место, большинство людей стремится быстрее влиться в коллектив и завоевать расположение окружающих. Первое впечатление о человеке действительно важно и им можно управлять. Если завтра ваш первый рабочий день на новом месте, помните о следующем:
— Внешний вид. На собеседовании обратите внимание на существующий в компании дресс-код. В первый рабочий день стоит выбрать одежду соответствующего стиля.
— Приходите вовремя. Позаботьтесь заранее о своем маршруте и заложите дополнительное время на дорогу. Опоздания могут быть восприняты как неорганизованность и безответственность.
— Улыбайтесь. Улыбка располагает собеседника и уменьшает дистанцию в общении. Вместе с тем воздержитесь от неискренней, «натянутой» улыбки.
— Слушайте и наблюдайте. Настройтесь на сбор информации и ее аккумуляцию. Это поможет сориентироваться в ситуации.
— Находите сходства. Люди склонны быстрее сближаться с другими, если у них есть что-то общее. В разговоре отмечайте любые детали, которые вас сближают с коллегами.
— Спрашивайте. Не стесняйтесь обращаться к старожилам с вопросами о существующих в компании традициях, порядках или за помощью (в удобное для них время). Таким образом, вы продемонстрируете уважение к их знаниям и опыту.
— Воздержитесь от обещаний, высказываний о переменах и нововведениях. Даже если вы кризис-менеджер и в ваши планы входит в дальнейшем что-то поменять, наложите мораторий на инновации до того момента, пока вы не оцените ситуацию и не сориентируетесь в окружении.
Почувствовав корпоративную культуру и правила игры, начинайте действовать. Но это уже следующий этап.
Как вести себя на новой работе ‒ 7 частых ошибок в первый день
Почему нельзя ожидать много от первого дня на работе, как влиться в коллектив, как справиться со стрессом и почему важно задавать вопросы
Новая работа ‒ это всегда стресс. Даже если пришёл на работу мечты.
Как настроиться на новую работу и адаптироваться в коллективе ‒ расскажем на примере самых частых ошибок новичков.
Страшно идти на новую работу
Все боятся первого дня на новой работе. Это понятно. Но давай разберёмся ‒ чего ты боишься.
Боюсь, что не понравлюсь
Не стоит. Никто не судит о человеке по первой встрече, а о специалисте ‒ по первому дню. Смотри, слушай, запоминай. Большего не тебуется.
Вдруг сделаю серьёзную ошибку
Вряд ли в первые дни и даже недели тебе доверят что-то по-настоящему сложное и ответственное. К тому же опытного сотрудника обязательно попросят присмотреть за новеньким.
Боюсь, что меня не примут коллеги
Зря. Обычно новичкам помогают быстрее освоиться.
Лови лайфхаки ‒ как справиться со стрессом:
Не рассчитал время и опоздал
Чтобы не проспать ‒ заведи все будильники, какие есть.
Выйди из дома на 15 минут раньше, чем нужно. А лучше всего проехать от дома до работы заранее ‒ причём в то же время, когда предстоит ехать на работу.
Если всё же опоздал ‒ это не конец света. Извинись и объясни причину.
Почувствовал себя одиноким и лишним
Не бойся привлечь к себе внимание. Поздоровайся с коллегами. Если никто не спешит показать тебе офис ‒ не стесняйся попросить об этом начальника или коллегу.
Тебе важны твоё рабочее место, кухня и туалет.
Не стоит прятаться за монитором, а для обеда выбирать момент, когда на кухне никого нет.
Когда заходишь ‒ поздоровайся с присутствующими. Первым.
Не задавал вопросов
Спрашивай обо всём. Если кажется, что вопросов слишком много ‒ просто задавай их разным людям. Если ответ очень важен ‒ записывай.
Узнай, как принято одеваться на работу, какие в компании правила поведения. Посмотри, как общаются между собой сотрудники. Спроси, как зовут всех в твоём отделе.
Старался доказать, какой ты умный
Рассказывать всем о своих достижениях ‒ не очень правильно. Профессионализм показывай в работе, а не на словах. Помни ‒ хвастунов нигде не любят.
Случаи из жизни сможешь озвучить позднее ‒ потерпи.
Решил, что не справишься
Ничего не понимаю на новой работе, делаю ошибки, боюсь не справиться ‒ это очень частые впечатления от первого дня.
Скорее всего, у тебя просто были завышенные ожидания. Но в первый день всем нелегко. Слишком много информации, впечатлений, волнения.
Не стесняйся записывать. Это значительно облегчит жизнь, правда.
Вёл себя неестественно
Часто новички боятся показать свои не самые сильные стороны.
Если плохо воспринимаешь информацию на слух ‒ проси повторить и записывай.
Если тебе тяжело общаться с незнакомыми людьми ‒ сведи общение к минимуму. Не забывай, потом придётся поддерживать имидж.
Помни: ты пришёл работать. Главное, чтобы тебя уважали как профессионала.
Конечно, не стоит уклоняться от общения. Веди себя, как обычно, но не будь слишком категоричным ‒ это всегда пугает.
Как себя вести в первый день на новой работе: простые советы
Дорогие читатели, сегодняшняя статья посвящена тому, как вести себя первые дни на работе. Мы рассмотрим, как подготовиться накануне, а также, какие поступки на новом месте окажутся неприемлемыми. Вы узнаете, что в себя включает процесс адаптации.
Подготовка
Очень важно, общаясь с будущим работодателем, задать ему несколько вопросов.
Если я первый раз выхожу на работу, с вечера должна все продумать и подготовиться:
Первый день
Как известно первое впечатление запоминается надолго, поэтому необходимо выполнить определенные правила, которые позволят лучше влиться в коллектив. Давайте рассмотрим, какие именно действия необходимо выполнить в первые 24 часа на новом месте.
Этапы адаптации
Попав на новое место, даже если вы ранее работали на аналогичной должности, все равно должны пройти четыре адаптационных стадии.
Основные правила
Чтоб первый день на новой работе прошел успешно, необходимо придерживаться особых правил.
Когда я оказывалась на новом месте работы, то вела себя тихо, практически не разговаривала, занималась прямыми обязанностями. А сама в это время наблюдала, оценивала коллег, определяла, кто, какими качествами обладает. Замечала, что в коллективе есть люди близкие по духу. И только потом начинала больше общаться и приобретала новых друзей. Так постепенно и происходила адаптация в новой среде.
Чего делать не стоит
Помните о том, что в каждой компании есть уже сформировавшийся коллектив, и работа совершается по налаженной схеме. Очень важно отправляться на новое место в отличном настроении, никакого стресса. Не забывайте, что нужно себя вести интеллигентно, старайтесь не выделяться из общей массы сотрудников.
Первый рабочий день: инструкция по выживанию — 4 совета, как с комфортом выйти на новую работу
Авторизуйтесь
Первый рабочий день: инструкция по выживанию — 4 совета, как с комфортом выйти на новую работу
HR-директор «СёрчИнформ»
Выход на новую работу — всегда стресс, особенно когда нужно максимально быстро влиться в коллектив и приступить к задачам. Рассказываем, на что обратить внимание, чтобы не пожалеть о выборе и оказаться «на своём месте».
Шаг первый: проведите разведку
Первый рабочий день — отнюдь не первый контакт с работодателем. Надо пользоваться возможностью пообщаться до выхода в строй, чтобы узнать о компании побольше. Тогда и в первый день не будет ощущения, что начинаешь с нуля. Постарайтесь проговорить максимум ещё на собеседовании. Попросите описать рабочую обстановку, уточните формальные требования.
Не стесняйтесь спрашивать про мелочи — от дресс-кода до отношения к перекурам. Но, конечно, не в первую очередь: если вместо задач с ходу спрашивать про кафе рядом с офисом, вряд ли будущий работодатель оценит расстановку приоритетов.
Когда оффер — уже почти решённый вопрос, самое время озвучить индивидуальные запросы. Например, вы живете в пригороде и вряд ли будете успевать в офис в центре города к 8. Да и действительно ли это нужно? Обсудите, могут ли вам пойти навстречу и взвесьте, готовы ли вы пожертвовать своим комфортом в случае отказа. Особенно это актуально, если у вас несколько интересных предложений: принципиально заранее обсудить нюансы, чтобы сделать верный выбор, избежать неприятных неожиданностей, не потратить зря своё и чужое время. В итоге будет меньше обманутых ожиданий с обеих сторон.
Получив больше информации на старте, вы повышаете свои шансы легко адаптироваться. Компания, со своей стороны, увидит заинтересованность и будет спокойнее, понимая, что вы вдруг не исчезнете.
Шаг второй: ориентируйтесь на местности
Главная тактика в первый день на новом месте — смотреть и слушать. Сначала нужно вникнуть в должностные инструкции. В небольшом стартапе от них вряд ли можно ожидать 100% информативности, скорее там будут обтекаемые формулировки из профстандартов, которые не отражают, с чем придётся работать на самом деле. У крупных компаний наоборот: инструкции описывают всё от «А» до «Я», но даже они не дают ответов на все вопросы.
Обычно за новичками закрепляют наставников, будь то руководители, опытные коллеги, кадровики или представители специального адаптационного отдела. Они введут в курс дела, объяснят и помогут в общих вопросах. Здесь стоит придерживаться принципа «непонятно — спрашивай», ведь никто не сможет залезть к вам в голову. Но не отнимайте у коллег слишком много времени — работодатель всё-таки рассчитывает на вашу самостоятельность.
Дальше обращайте внимание на то, как формальные правила соотносятся с неформальными, изучите внутренний распорядок. Ходят ли на перекуры? Обедают вместе или по отдельности? Приносят еду с собой или уходят в кафе? Перешучиваются или полностью сосредоточены на задачах? С боссом на «вы» и по предварительной записи или общаются свободно?
Кроме бытовых, свою роль могут сыграть и «идеологические» нюансы. Например, в команде приняты неформальные посиделки после работы — готовы вы отдавать общению с коллегами пару часов личного времени, чтобы «влиться»? Или в ходу нецензурные комментарии, а для вас это нонсенс — стоит ли перестраиваться, чтобы сойти за своего, или отстаивать свои принципы и оставаться белой вороной? Бывает, что в компании царит «культ рубля»: приветствуется стремление заработать больше во что бы то ни стало. Или господствует трудовой фанатизм: приветствуются переработки и сплошь трудовые подвиги во имя «общего дела». Насколько это вам импонирует? Оцените, критично ли в целом соблюдать негласный этикет. Возможно, достаточно просто справляться с обязанностями.
Шаг третий: не ждите «полного погружения»
Скорее всего, первые дни, недели, а то и месяцы в новой компании пройдут в режиме обучения. Формально оно может сводиться к изучению брошюрки из welcome-pack или вводной лекции от наставника. Но на деле вряд ли вас сразу примут за полнофункциональную единицу: и руководитель, и коллеги пока берут на себя часть задач и включают в свой график время, чтобы ответить на ваши вопросы и проконтролировать, как у вас идут дела.
Мы закладываем на обучение две недели, чтобы новичок познакомился с продуктом, нашей бизнес-моделью, пообщался с представителями каждого подразделения. По итогам — квалификационный экзамен. Заодно собираем обратную связь: спрашиваем, что сотруднику нравится, с чем возникают сложности, что он бы сделал иначе. В то же время наставник ежедневно разбирает с подопечным, что он сделал правильно, а что нет. По этой схеме у нас входят в работу тестировщики, инженеры техподдержки, сейлы. У разработчиков немного иначе: главный экзамен — тестировка, потом действует принцип «не умей говорить, но умей всё сделать» — ждём результатов без долгих обсуждений.
Если вас не схантили прицельно, не ждите, что все сразу увидят ваш потенциал и талант. И когда на испытательном сроке вы получите простенькую задачку, не спешите разочаровываться: нет, в вас не сомневаются, просто такие задачи тоже есть и их важно кому-то делать. У нас новички в разработке получают нарезку небольших строго прикладных задач, которые им нужно решить оптимальным способом в отведённое время. Поэтому недооценивать мелкие задачи не стоит: бизнес относится к ним не менее серьёзно, чем к большим проектам.
Ясно, что «лайт»-режим не будет вечным. Рано или поздно требования к вам вырастут, тем более, если компания вложила силы и время в ваше обучение. Хорошо, если объём работы нарастает постепенно. Если вы чувствуете, что разобрались и хотели бы приступить к более сложным задачам, а руководство «буксует» — инициатива приветствуется. Главное, не переусердствуйте и не старайтесь взять на себя больше, только чтобы произвести хорошее впечатление. Правило одно: чем лучше вникаешь на старте, тем меньше ошибок делаешь потом.
Шаг четвёртый: будьте собой
Не пытайтесь во что бы то ни стало всем понравиться. Как правило, компания заинтересована в кандидате не меньше, чем он — в новой работе (особенно если речь о редких специалистах). Поэтому можно вести себя естественно.
Не стоит начинать работу с чистого листа и подстраиваться под новые правила, перечёркивая весь свой предыдущий опыт. Именно опыт делает кандидата, поэтому даже если вы привыкли решать задачи иначе, чем это принято в компании, работодатель может оценить свежий взгляд. Главное, знать меру и не изобретать велосипед, где не нужно. Возможно, ваши «инновационные» идеи здесь уже пройденный этап. А может, есть технологические, юридические или другие ограничения, из-за которых «делать проще» не получается.
От вас не ждут откровения или великих реформ, ведь компания успешно работала и до вашего прихода, в ней работают квалифицированные специалисты, а у руля —профессионалы своего дела. Так что чрезмерно критический взгляд и поиск слабых мест в бизнес-процессах с первого же дня — провальная тактика. Вместо ревизии взвесьте, насколько местный уклад подходит именно вам. А с этой точки зрения часто важнее не устройство рабочих процессов, а ежедневный офисный быт.
Итого
Лучше не строить воздушных замков заранее, реальное положение вещей в компании наверняка не совпадёт с вашими представлениями. Компания может приятно удивить, даже если это совсем не Google с миллионом «плюшек» для сотрудников. Но если на деле вам скорее дискомфортно, лучше вовремя обсудить это с начальством, прояснить ситуацию, а если к компромиссам никто не готов — попрощаться.
Раньше HR-ы искренне удивлялись, когда вроде бы мотивированные и с виду подходящие кандидаты спустя пару дней разворачивались и уходили. Теперь риторика меняется: у кандидата столько же права решать, оставаться ли в строю, сколько и у компаний — оставлять ли кандидата после стажировки. Когда новички приходят с таким отношением, то с меньшим стрессом вливаются в рабочий процесс.