что делать если жэк не реагирует на заявки
Как заставить коммунальные службы работать?
Мы привыкли к тому, что в наших домах всегда есть электричество, холодная и горячая вода, газ. А если что-то происходит, то неисправность быстро устраняется. Но иногда соответствующие службы просто отказываются принять вызов. Как такое может быть?
Кто устраняет неисправности?
Ремонтные работы производят аварийные компании. Они в четко обозначенные сроки устраняют те неисправности, которые могут случиться в многоквартирных домах. Часто такие проблемы связаны с износом оборудования, форс-мажорными обстоятельствами или погодными условиями.
Аварийные службы вызываются в следующих случаях:
Если требуется привлечь другие службы, представили аварийных организаций принимают это решение уже на месте, оценив причину и масштаб бедствия.
Выехать на место происшествия аварийная бригада должна в течение получаса после поступления вызова!
Работы при этом проводятся бесплатно, исключения составляют только внутриквартирные аварии собственников жилья и внутридомовые аварии на объектах с формой непосредственного управления.
На каждый вид работ существуют нормативы, устанавливающие, сколько по времени должно занимать устранение той или иной неисправности. Они перечислены в Приложении № 2 к Постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
Так, например, течи в водопроводных кранах и в кранах сливных бачков в унитазах, неисправности мусоропроводов должны быть устранены в течение суток. Неисправности аварийного порядка трубопроводов — немедленно.
Повреждение одного из кабелей, питающих жилой дом, отключение системы питания жилых домов — в течение времени, необходимого для прибытия персонала, обслуживающего дом, но не более 2 часов (в случае наличия переключателей кабелей на воде в дом).
Устранение поломок электрических сетей — 2 часа.
Замена участка стояка, устранение течи из трубы холодного водоснабжения (без замены ее участка) — 4 часа. А горячего — 6 часов. Если нужно менять участок водопровода, то на работу отводится 8 часов.
В квартире потоп: кто оплатит ремонт?
Всегда ли аварийные службы обязаны приехать?
Кто отвечает за то, чтобы подобного рода услуги оказывались жителям многоквартирных домов в срок? Эта ответственность лежит на управляющей компании (далее — УК), которая занимается обеспечением функционирования и эксплуатации многоквартирного дома. Работа УК регулируется Жилищным Кодексом РФ, Гражданским Кодексом РФ, ФЗ-210 «Об основах регулирования организаций коммунальных комплексов» и рядом других документов.
В частности, в обязанности УК входит:
Управляющей компанией может быть созданное в соответствии с законодательством РФ акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. Также возможно управление домом посредством ТСЖ — товарищества собственников жилья. В этом случае именно оно берет на себя ответственность бороться с авариями и выступает в качестве посредника между жильцами дома и аварийными службами.
Что может пойти не так?
Если УК не заключает договоры с обслуживающими службами (в том числе, с аварийными) и не платит вовремя за такого рода услуги, заявления жильцов вовремя не выполняются. Точнее, они могут выполняться, но — в течение рабочего дня. А, например, ночью или в выходной день бригада отправится на место только в том случае, если есть прямая угроза жизни (например, если пришла в неисправности система газоснабжения).
Если коммунальные службы не будут обслуживать дом, это приведет к износу оборудования и коммуникаций, в результате чего может случиться авария. Невнимание к состоянию имущества, находящегося в доме, — прямое нарушение исполнения обязанностей со стороны управляющей компании. И в этом случае жильцы вправе требовать исправить ситуацию, компенсировав им убытки, если таковые имели место.
Куда обратиться, если управляющая компания не исполняет свои обязанности?
Так как подобного рода аварии могут быть и опасны, и крайне неприятны, лучше не допускать повторения таких ситуаций. Убедитесь, что ваша управляющая компания качественно выполняет возложенные на нее обязанности.
Как правильно разговаривать с управляющей компанией. Памятка
В обязанности управляющих компаний (УК) входит весь спектр услуг по содержанию и ремонту мест общего пользования и коммуникаций жилого дома, а также взаимодействие с государственными и подрядными организациями. Зачастую УК злоупотребляют правами, стараясь заработать на жителях многоэтажек, или просто не выполняют свои обязанности.
Юристы рассказали, как правильно общаться с управляющей компанией, если возникли различные проблемы.
Как выбирают УК
Отношения между жильцами многоквартирных домов и управляющей компанией регулируются Жилищным кодексом России. УК избирается на общем собрании собственников дома. «При этом после составления протокола общего собрания она должна заключить договор управления с собственниками многоквартирного дома не менее 2/3 от всей его площади. Дата заключения договора с управляющей организацией и будет являться числом начала управления домом», — рассказала Виктория Данильченко, председатель МКА «Коллегия адвокатов Виктории Данильченко».
Претензии и обязанности
Ресурсы. Наиболее распространенной претензией со стороны жильцов в адрес управляющей компании является низкое качество предоставляемых услуг — недостаточное отопление, перебои в подаче воды и ее качество, неполадки в водопроводной системе, неправильная работа газо- и электроснабжения, уточнила Данильченко. По ее словам, именно управляющая компания несет ответственность за целостность всех коммунальных систем, происходящих на этих участках авариях и способах их ликвидации, а жители имеют право на получение качественных услуг в полном объеме. Если этот баланс нарушается, то управляющая компания должна его восстановить, поясняет юрист.
Тарифы. Другой, не менее популярной претензией к управляющим компаниям является завышение тарифов по коммунальным услугам. «Некоторые нечистые на руку компании рассчитывают тарифы по оказываемым услугам на один квадратный метр, в то время как в основу платежа должен браться не метраж, а стоимость самой услуги. Кроме того, некоторые УК завышают стоимость проделанных ремонтных работ и включают ее в квитанцию по коммунальным услугам в графу «За содержание и ремонт жилого помещения». Повышенные начисления могут наблюдаться за обслуживание домофона, лифтов, вывоз мусора. Чтобы проверить, насколько цифра в квитанции совпадает с реальной стоимостью оказываемых услуг, можно обратиться к «Калькулятору ЖКХ», разработанному Федеральной антимонопольной системой. В программе нужно указать свой населенный пункт, метраж квартиры, число зарегистрированных в ней граждан. Она рассчитает примерную стоимость услуг и даже покажет номер муниципального постановления, по которому взимается плата за ту или иную услугу», — советует юрист.
Уборка и ремонт. Обязанность УК содержать в чистоте дом нередко становится камнем преткновения с жильцами. Сюда относятся и проведение влажной и сухой уборки с определенной периодичностью, и борьба с насекомыми и грызунами, уборка придомовой территории, графики которых очень часто не соблюдаются. «Наиболее сложной проблемой является проведение ремонта общих помещений — чердаков, подъездов, лифтов. «Здесь УК очень часто злоупотребляют своими полномочиями. По закону масштабный ремонт подъезда должен проводиться раз в три — пять лет. Но на деле либо сроки отодвигаются, либо материалы закупаются более дешевые, а деньги, соответственно, уходят в карман представителей управляющей компании», — пояснила Данильченко. По ее словам, ежегодно в первом квартале года УК должна отчитываться перед собственниками о финансово-хозяйственной деятельности за прошедший год. При этом должны быть предоставлены акты о проделанных работах, если производился ремонт, сметы и прочие финансовые документы, а не размытые фразы о том, что на трубы потрачено 50 тыс. руб., пояснила юрист.
Обратитесь к руководству УК
Если жильцы столкнулись с недобросовестностью управляющей компании, то сначала нужно написать жалобу на имя ее руководителя с просьбой разобраться в ситуации и принять меры. «При первых же признаках игнорирования со стороны ваших просьб и требований необходимо на юридический адрес УК направить претензионное письмо со своими требованиями, содержащее также положение о том, что в случае неисполнения этих требований вы будете вынуждены обратиться с исковым заявлением в суд.
Чаще всего данная мера является достаточной для стимулирования интереса УК к вашей проблеме и исполнения ее в кратчайшие сроки», — объяснил адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. Он пояснил, что, согласно закону «О защите прав потребителя», руководство УК должно рассмотреть письмо в течение десяти дней.
В жалобе необходимо подробно описать суть проблемы, указать право собственности на квартиру (или свои права как арендатора), реквизиты подтверждающих документов и договора, заключенного с управляющей компанией. «Следует добавить пункты договора, которые были нарушены. Это может быть несвоевременное отключение воды, неработающий лифт, завышенные тарифы или некачественная уборка общественных зон. Стоит также указать, что сотрудники управляющей компании игнорируют просьбы и пожелания жильцов, не выполняя свои обязанности», — объяснил Гавришев. По его словам, если же должной реакции не последует, то жильцы имеют право обратиться в надзорные органы.
Напишите в Жилищную инспекцию
В Жилищную инспекцию жителям многоэтажки необходимо обращаться, если претензия к управляющей компании заключается в техническом обслуживании и эксплуатации дома. «Сотрудники инспекции проведут проверку и обяжут управляющую компанию устранить нарушения в течение определенного времени, уточнил юрист. Руководителю УК выпишут штраф и привлекут его к административной ответственности. В случае если проблема не будет решена, штрафы увеличатся», — пояснил Гавришев.
На сайте Жилищной инспекции есть контакты и образец заявления для обращения граждан. Помимо описания проблемы, к письму необходимо прикрепить документы, которые подтверждают право собственности на квартиру, и копию ответа из управляющей компании (если он есть).
Пожалуйтесь в Роспотребнадзор
В Роспотребнадзор стоит жаловаться, если речь идет о несправедливо завышенных тарифах, неверности расчетов и отказе предоставлять жильцам информацию об услугах и ходе выполнения тех или иных работ. Для начала необходимо узнать контакты территориального отделения ведомства и направить туда письмо с описанием проблемы и документами на квартиру, как и в предыдущем случае. «Претензию можно отправить по электронной почте или принести лично. Формат может быть любым, четких правил нет. Однако главное — подробно описать проблему и прикрепить максимальное количество доказательств тех или иных нарушений», — пояснила Данильченко.
Обратитесь в прокуратуру или суд
Если после обращений к руководству управляющей компании в Жилищную инспекцию или Роспотребнадзор нарушения так и не были устранены, стоит обратиться в районную прокуратуру, пояснил управляющий партнер AVG Legal. Он рассказал, что заявление должны рассмотреть в течение месяца. «Прокуроры составят акт реагирования, по которому нарушители будут наказаны. Если УК не устранит неполадки в предписанные сроки, то ее закроют», — пояснил юрист.
В суд необходимо обратиться, если УК нанесла материальный ущерб. «Гражданин имеет право подать иск, даже если все проблемы устранены, но ущерб УК ему не возместила. Соответствующее заявление действует лишь в том случае, если его подали не позднее трех лет с момента нарушения прав. Иск рассматривают, как правило, не более 60 дней», — резюмировала Данильченко.
Как заставить УК работать
И управлять многоквартирным домом самостоятельно
Я живу в Москве в пятиэтажном доме.
За последние четыре года я выстроил такие отношения с управляющей компанией, что любой вопрос в нашем доме решается по одному моему звонку.
Мы решили проблемы с начислениями и текущим ремонтом: никто больше не пытается взять с нас лишнее. А еще договорились присоединить участок к придомовой территории и собираемся за счет государства открыть там автомобильную парковку. Часть парковочных мест будем сдавать жильцам соседнего дома.
Вот как я этого добился.
Моя история
В течение полугода я добивался, чтобы счетчик починили и сделали поверку, — и добился. А потом мне предложили работать в ГБУ «Жилищник» — это государственное бюджетное учреждение, созданное на базе ДЕЗов и ЖСК в 2014 году.
Я согласился и два года работал начальником сектора по работе с населением. За это время в стране приняли много законов, защищающих права собственников. Например, сейчас управляющая компания обязана по первому запросу жильца выдать ему все отчеты о том, почему и за что были выставлены счета.
Чем занимается управляющая компания
Управляющая компания отвечает за то, чтобы в вашем доме все было в порядке: из крана текла холодная и горячая вода, батареи грели, лампочки в подъезде горели, двор зеленел, а капитальный ремонт был проведен вовремя.
Управляющие компании бывают государственные и коммерческие. Большая часть УК в России — государственные. Например, ГБУ «Жилищник», которое сейчас управляет примерно 80% домов Москвы. «Жилищник» работает по строгим стандартам, утвержденным правительством Москвы, — и не может от них отступать. В других городах это могут быть ГУПы, МУПы, ЖЭКи и ЖКСы: в каждом регионе свои компании.
Кто и как выбирает УК
Альтернатива — провести общее собрание самостоятельно. К сожалению, в первый раз сделать это очень, ужасно, невероятно сложно. Чтобы устроить собрание полностью по инициативе собственников, нужно сделать вот что:
Проблема в том, что многие собственники в доме не живут, а сдают квартиры, а сами уехали в другую страну. А те, кто живут, считают общие собрания бессмысленной тратой времени. Люди не верят, что могут самостоятельно управлять своим домом, а активно действовать начинают только в экстренных ситуациях. Но не обязательно ждать беды, чтобы взять управление домом в свои руки.
Как проверить информацию о своем доме
Сейчас ситуация другая. Чем дальше, тем большей открытости требует государство от управляющих компаний. Можно собрать данные самостоятельно с официальных государственных сайтов. Есть три нормативных документа, которые обязывают УК предоставлять вам эту информацию:
Эти документы обязывают управляющие компании размещать информацию об обслуживаемых домах на определенных сайтах. Теперь любой человек может в несколько кликов найти информацию о своей УК и поставщиках услуг, изучить договор на управление и проверить, соблюдаются ли в нем права собственников. Для РФ это сайты «Реформа ЖКХ » и ГИС ЖКХ ; для москвичей дополнительно — сайт «Дома Москвы». Ниже я расскажу о каждом.
Сейчас сайт почти не развивают, новые дома не добавляют, как и информацию о них. Но на другие порталы все данные тоже пока не внесли. Чтобы собрать исчерпывающую информацию о своем доме, я советую комбинировать все доступные ресурсы.
Чтобы проверить дом, зайдите в раздел «Реестр объектов жилищного фонда» и введите свой адрес, управляющую компанию или ОМС — орган местного самоуправления.
«Дом-мос-ру» еще называется «Дома Москвы». Он полезен жителям Москвы и Московской области. Сайт принадлежит жилищной инспекции и контролируется ею.
Во время подготовки статьи я случайно таким образом наткнулся на дом с истекшим договором управления. Никто этого просто не заметил. Но если в доме возникнут проблемы, то ответственность за них никто не будет нести. Поэтому я нашел в этом же разделе телефон председателя совета управления и связался с ним.
Для меня и моих коллег это типичный случай: мы часто сами замечаем, что с управлением домом что-то не так, и ставим жильцов в известность. Часто с этого и начинается сотрудничество: люди удивляются, начинают разбираться в ситуации и в итоге приходят к сознательной организации самоуправления в доме.
Что УК должна жильцам
Двор — тоже общее имущество, если он поставлен на государственный кадастровый учет и на него оформлено право долевой собственности всех собственников квартир в доме. В новостройках участок автоматически ставится на учет вместе с домом, а право собственности на него возникает вместе с регистрацией права собственности первого жильца на квартиру после сдачи дома. А вот если вы живете в старом доме, то там обычно такого нет.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Свежий пример: мы с соседями хотим установить во дворе шлагбаум. Наметили место, решили, как будем собирать деньги, подали документы на согласование — и получили отказ от муниципалитета из-за того, что мы не приложили правила пользования шлагбаумом, пока несуществующим.
Конечно, за такое никого не оштрафуют, но если бы мы были менее настойчивыми, то могли решить просто не ввязываться. Но нас таким не остановить.
Как регулируется деятельность УК
Но ваш главный документ — договор на управление многоквартирным домом. Он должен быть в открытом доступе как минимум на одном из указанных выше сайтов — «Реформа ЖКХ », ГИС ЖКХ или «Дома Москвы». Именно в нем перечисляются услуги по ремонту, эксплуатации и управлению домом, которые УК обязуется вам оказывать.
Скачать наш образец договора с УКDOC, 249 КБ
В этом договоре все сформулировано так, чтобы защищать права жильцов. Например, в нем прописано, что договоры с поставщиками дополнительных ресурсов и исполнителями дополнительных услуг вроде предоставления интернета и домофона надо заключать отдельно в письменном виде. И что все собственники должны быть проинформированы об этих договорах.
Мы с соседями практически никогда не устраиваем очные собрания, при этом все вопросы решаем сообща. Мы все научились общаться в чате Вотсапа: обсуждаем там повестку, а собрание организуем через интернет и голосуем в бесплатной системе «Сквер». Это удобно: занимает пять минут, обеспечивает прозрачное и честное голосование, а очное присутствие вообще не нужно — участвовать могут даже те, кто находится в другой стране. «Сквер» — единственный интернет-сервис с подобным функционалом. Я собираюсь написать о нем отдельную статью.
Как влиять на УК
Часто уже на этапе звонка в диспетчерскую проблема решается.
Когда нужно сменить УК
Имейте в виду, что официально договариваться с новыми УК может не любой жилец, а только член или председатель совета дома.
Запомнить
Опыт общения богатый, только не с УК, а с прокуратурой. Пишем заявление в жил инспекцию, читаем их отписку, пишем жалобу в прокуратуру на УК и ГЖИ и если все написали правильно — вуаля… каждый раз работает. Вот только непонятно, чего ждут те, на кого уже писались подобные жалобы в прошлый раз? Приходиться писать чаще, чтобы запоминали меня…
Полный Песец. Скажу более прокуратура обычно не читая сразу отправляет заявление в ГЖИ, если это относится к ЖКХ
Полный, это бесконечный процесс, если его делают одиночные жители, а не весь дом коллективным решением.
У нас в доме больше 2000 квартир, любые попытки диалога с ук упираются в отсутствие кворума. На ООС приходит менее 10% жильцов. Хотя их обзванивают лично всех. Запросы на отчёты ук игнорирует.
Евгений, не обязательно. Тот инструментарий, который мы предлагаем, позволяет проводить онлайн-собрания без предварительного решения ОСС.
Vladimir, Для начала надо утвердить, что все согласны проводить в электронной форме, а собрать не могут
Александр, а собрания в электронной форме проводить не пробовали?
У нас в лухури Кунцево всё зачастую уходит в неадекватное повышение голоса, даже если речь идет о супер грязном подъезде летом : «У нас график есть, убираем раз в месяц все 5 этажей!» При этом Я и это визжащая ведьма знаем что она врет, потому как первые 3 этажа никак не убирались месяцами в 2018, в лучшем случаем 1 раз за сезон. Поэтому когда есть 10 минут лично выхожу протирать полы на 1+1 этаж, просто кот зараза убегает на площадку и вниз быстрее чем моя тень. Жаль в аду нет сковороды для таких сотрудников, блин
Michael, иногда помогает просто сказать начальнику участка, что поставили видеокамеру и контролируете уборщицу — никто не будет проверять, действительно ли вы это сделали.
Вопрос: «Как заставить работать УК»
Ответ: никак. Я потратил год на то, чтобы мне заменили радиатор отопления и при этом с меня не взяли лишних денег. Сначала свистопляска с УК и её инженерами. Затем жалоба в жилинспекцию. Затем отписка, после которой становится ясно, что управы на УК никакой нет. Помогло только обращение на ТВ.
Выводы: у обычных граждан нет никаких рычагов давления на УК. Нет рычагов давления, то и работать они не будут.
Vladimir, где Вы здесь увидели бесплатный сыр? Или Вы комментируете лишь для того, чтобы что-нибудь написать? Я УЖЕ заплатил за за содержание и ремонт общего имущества дома. Почему я должен ещё раз платить или бегать?
У меня тёк аварийный радиатор отопления, который является общим имуществом многоквартирного дома.
Цитата:
«1.1.6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.»
Обращаю внимание на словосочетание «обогревающих элементов».
Теперь отвечаю на вопрос: является ли радиатор отопления обогревающим элементом:
Цитата:
«МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 сентября 2007 г. N 16273-СК/07
Министерство регионального развития Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу состава общего имущества и сообщает.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Исходя из изложенного, обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся внутри квартир, входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
С.А.КРАЙНЕВ»
Таким образом мы видим, что радиатор это общее имущество многоквартирного дома.
Обязанность всех собственников помещений и нанимателей жилья ежемесячно платить за содержание и ремонт общего имущества дома прописана в ст. 154 ЖК РФ, а обязанность управляющей организации производить данные работы — в ст. 161 ЖК РФ.
Теперь о том, кто обязан устранять аварии:
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» МДК 2-03.2003 обязывают устранять «Неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений (с фитингами, арматурой и приборами водопровода, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления, газооборудования) — Немедленно»
Обязательность данных Правил для исполнения управляющими организациями подтверждена, в частности, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.2010 г. №6464/10.
В 2009 году УК обратились в Верховный Суд Российской федерации о признании частично недействующим пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491
Суд отказал заявителям в удовлетворении их требования, но дал разъяснения, что радиаторы отопления без отключающих устройств являются общим имуществом МКД.
Итого: у меня на руках аварийный радиатор + нет отключающих устройств.
Более того, я за свой счёт купил новый радиатор. И будь отключающие устройства заменил бы его самостоятельно. Уж пару гаек я бы отвернул/завернул.
Но ветхие стояки и гнилые сгоны отбивают всякое желание заниматься самодеятельностью. Потом случись чего — не расплатишься.
Как я уже писал, рычагов давления на оборзевшую УК нет. ГЖИ дала отписку.
Итого, вернулись с того, с чего начали: «Как заставить УК работать» — «Никак».
Ваш ответ является оффтопиком, т.к. не опровергает мой тезис. а закрепляет неправомерную позицию УК драть деньги сверх всяких норм. Плюсом вынудил меня потратить время на написание подробного сообщения с цитатами всех норм.